Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Когда нуар был ещё жив. История нуара


Когда нуар был ещё жив. История нуара

Сообщений 1 страница 10 из 175

1

Пародия на нуар, когда нуар был ещё жив

Дорогие друзья, сразу же оговоримся, что «вдохновить на фильм» и «скопировать сюжет» далеко не одно и то же. «Джентльмены удачи» были, и будут являться совершенно самостоятельным произведением и классикой советского кино. Однако некоторые идеи (например, приобщение уголовников к здоровому образу жизни и т.д.) были всё-таки почерпнуты из франко-американского фильма «Враг общества №1» (1953)

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма "Враг общества №1" (1953)

Начнем с того, что этот фильм был пародией на нуар. Более того, созданной тогда, когда ещё слово «нуар» не было в ходу (его лишь за несколько лет до этого впервые использовал французский кино-обозреватель Нино Франк). Да и сам нуар (то есть мрачноватые криминальные фильмы) был на подъеме. Своего сумрачного апогея он достигнет только через пару лет. А находившийся в начале своего творческого пути французский режиссер Анри Верней, решил сделать нечто ехидное на тему «американского криминала»

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма "Враг общества №1" (1953)

Он уже снимал за несколько лет до этого комедийную короткометражку «Требуется бандит» (1950). Забегая вперед, отметим, что Анри Верней станет классиком френч-нуара. Достаточно вспомнить его блистательные ленты «Мелодия из подвала» (1963), «Сицилийский клан» (1969), «Труп моего врага» (1976). К слову сказать, в СССР зорко следили за его творчеством. Об этом говорит хотя бы «Вождь краснокожих». Во Франции - самостоятельная лента 1959 года, в СССР – новелла в составе фильма 1962 года «Деловые люди»

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма "Враг общества №1" (1953)

В любом случае во многих своих пародийно-криминальных проектах Верней предпочитал снимать гениального комедийного актера Фернанделя. Тому даже не надо было ничего говорить, достаточно было придать своему лицу одно из «выражений» (этот момент представлен в советском мультфильме «Ограбление по…») и уже было смешно

Интересные факты о фильмах
Афиша фильма "Враг общества №1" (1953)

В фильме удачно обыгран один из моментов, которые позволили нам назвать нуар «трагедией криминальных положений». Очень часто люди попадают в неприятности по ошибке. Как частный случай подобного сюжета - их принимают за других людей (вспоминайте «К западу от Красной скалы»). Аналогичное происходит и с мелким служащим отдела продаж Джоном Кальве

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма "Враг общества №1" (1953)

Он фатально близорук, а потому допускает массу оплошностей, из-за чего теряет работу. Однако он не унывает. Его неисправимый оптимизм даже внушает опасения за психическое здоровье персонажа. В какой-то момент в кинотеатре (куда пришел также весьма недалекий, но жестокий гангстер из местной банды) путает плащи. А затем посреди нью-йоркского метро достает из кармана 911-ый Кольт. И не просто пистолет, а оружие, на котором «висит убийство»

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма "Враг общества №1" (1953)

Арест «опасного гангстера» устраивает буквально всех: полицейских, что давно не могли никого задержать, репортеров, жаждущих сенсаций, прокуратуру, которая мыслит «повесить» на беднягу Кальве все нераскрытые дела. На оного есть свои планы, даже у местных бандитов, точнее говоря, их «атаманши» Лолы де Блонди, которая правит гангстерами от лица мнимого «большого босса». Эту роковую красотку сыграла легендарная «американская дива» Жа-Жа Габор. У неё (роковой красотки Лолы) по сюжету как раз появилась возможность доказать, что «большой босс» (в реальности которого стали сомневаться некоторые из налетчиков) вовсе не миф.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма "Враг общества №1" (1953)

В итоге простодушный Джон Кальве оказался в весьма сложной ситуации, особенно когда его решили вызолить из тюрьмы, устроив «большой налёт». Но как говорится: «Простота хуже воровства». То, что является прирожденной наивностью и добродушием, многие в криминальном мире принимают за тонкий и коварный расчет. А между тем главный герой решил, что бандитам надо бы вести здоровый образ жизни, для чего вывозит их за город…

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма "Враг общества №1" (1953)

Что сказать? Очень хорошая, хотя и не слишком известная у нас в стране комедия, в которой, несмотря на массу пальбы и криминальный сюжет, нет трупов (по крайней мере, в кадре). Зато есть фирменная улыбка Фернанделя.

НУАР-NOIR (с)

Отредактировано Алина (2021-03-02 08:25:46)

0

2

Когда Альбион не столько туманный, сколько жестокий

Мы настолько привыкли ассоциировать британское криминальное кино с фигурой Гая Ричи, что, по сути, утратили способность к критическом анализу. Потоки хвалебных рецензий в адрес недавних «Джентльменов» тому яркое подтверждение. Конечно, неплохой фильм, явно лучше «Рок-н-рольщика» (2008). Но не потому, что «Джентльмены» - это шедевр уровня «Большого куша», просто «Рок-н-рольщик» - фильм качества «хуже не придумаешь». А потому мы сегодня обсуждаем фильмы иных режиссеров, дабы понять, как выглядит шедевральный британский кино-криминал

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Синий фонарь" (1950)

Начнем с упоминания фильма «Синий фонарь» (1950), который стараниями режиссера Бэзила Дёрдена заявил о существовании совершенно самостоятельного британского нуара. Есть в этом фильме одна особенность, отличающая оный от классического американского нуара. Полицейские показаны исключительно положительно, даже хором поют на досуге. А вот преступники изображены совсем пренебрежительно, даже унизительно

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Синий фонарь" (1950)

Группа молодых прожигателей жизни остро нуждается в деньгах, а потому проворачивает хитроумное ограбление кассы. Однако налет идет не по намеченному плану и один из «стиляг» убивает пожилого «бобби» (так в Британии зовут полицейских). Фильм кроме всего прочего примечателен, что стал дебютом молодого Дирка Богарда, который вовсе не родственник, и даже не однофамилец Хамфри Богарта

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Убрать Картера" (1971)

Фильм «Убрать Картера» - снятый в 1971 году Майком Ходжесом - истинный шедевр на все времена. Кто бы мог подумать, что вполне аристократичного выглядящий Майкл Кейн может убедительно перевоплотиться в холодного и циничного убийцу, который столь же расчетливо и сухо мстит за смерть своего брата.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Долгая страстная пятница" (1980)

А вот Гарольд Шенд, главный герой фильма «Долгая страстная пятница» (1980) явно подразмяк. Из бандита он превратился в бизнесмена, а потому утратил свою былую хватку. Эту ленту режиссера Джона Маккензи можно полагать лучшим фильмов про лондонских гангстеров. А ведь персонажу Боба Хоискинса казалось, что всё у него «на мази». Однако внезапно начинают «взлетать на воздух» его заведения. Он вновь станет хищником, но в самом конце, в одной из лучших криминальных сцен мирового кино, где будет показано отчаяние «загнанного зверя»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Братва" (1996)

Джордж Амалу снял по сути одну-единственную ленту «Братва» (1996). Фильм необходим для просмотра для понимания двух вещей. Во-первых, откуда Гай Ричи взял свой «фирменный стиль». Во-вторых, откуда в криминальном кино появился такой персонаж как Винсент Риган. Опять же в фильме ярко проходит тема того, что надо выбирать: или криминал, или «пикник с семьей и детишками». Опять же дружба в этой сфере оказывается вещью весьма и весьма условной.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Кровавый округ" (2009)

Трилогию «Кровавый округ» (2009) можно смело отнести к британским проектам, которые в известной степени вдохновили «Настоящий детектив». Три фильма, происходящие в три разных года (1974,1980,1983) объединены общим местом действия и неявным сюжетом. Вообще в британском кино север страны показан как какое-то жутковатое место. Началось с «Убрать Гарри», однако «Кровавый округ» довел это до мрачного совершенства

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Кровавый округ" (2009)

На первый взгляд это три несвязанные между собой истории, однако, есть то, что скрыто от глаз постореннего. Убийцы, маньяки, похитители буквально вплетены в ячейки единой сети и не видно никаких сил, чтобы положить этому конец. Фильм безгранично мрачный, чем и представляет интерес

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Падение Джека" (2011)

Если же говорить о предпочтениях самих британцев, то они весьма ценят актера и режиссера Саймона Филлипса. Однако тот оказался настолько плодовит, что имеет смысл указать лишь на трилогию про «Джека», в которой как ни странно самой интересной оказалась завершающая часть «Падение Джека» (2011). Несомненно - криминал, несомненно - нуар, несомненно - гангстеры и с претензией на стильность. Иногда быть «полицейским под прикрытием» в сотни раз опаснее, чем бандитом. Особенно, если у тебя проблемы с памятью…

НУАР-NOIR (с)

0

3

Игривая звезда авантюрных комедий - Или почему она часто бывала на сцене во время вручения «Оскара»?

Самое время горько вздохнуть по тем временам, когда «Оскар» пытались вручать действительно хорошему кино. И вот, что показательно, во второй половине 50-ых по самое начало 60-ых годов на сцене регулярно появлялась актриса Митци Гейнор, хотя при этом она даже не была ни разу номинирована на эту награду. Как так поучилось? Догадались?

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Актриса Митци Гейнор

Правильно!!! Она была одной из ведущих и выступала с номерами. Что-что, а Митци Гейнор умела танцевать, что с большой выгодой использовала для себя. Хотя её немецкие родители, в начале века перебравшиеся в Чикаго, надеялись, что дочь станет звездой классической хореографии. Хотя у той было предательски лукавое личико, вздернутый носик и «изогнутые» на русский манер глаза. А потому она решила выбрать кинематограф

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Актриса Митци Гейнор

К слову сказать, её псевдоним пишут неправильно. Всё-таки в реале они Мици (без Т), что по-немецки означает нечто вроде «лапочка». В реале же девушка была Франческой Марлен фон Гербер, но с таким именем игривые роли в кинематографе едва ли бы дали. Если не считать выступления на «Оскаре», а также в многочисленных телевизионных шоу, то Митци Гейнор была в первую очередь известна двумя моментами.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Актриса Митци Гейнор

Во-первых, она была звездой авантюрных комедий 50-ых годов. Во-вторых, она была дружна с Мэрилин Монро, когда та только начинала свою карьеру. Хотя в нашем случае более интересует первый аспект, ибо авантюрные комедии нередко являлись прототипом нуар-мюзиклов, а это согласитесь, уже сфера интересов нашего канала.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Актриса Митци Гейнор

Можно, например, вспомнить фильм «Бродвейские ищейки» (1952), который десятилетия спустя был превращен в прекрасную гангстерскую музыкальную комедию «Ищейки с Бродвея» (1989). Если же говорить об оригинальном фильме, то Митци, которой на момент съемок исполнился двадцать один год, стала его украшением. Более того, фактически приковала к себе внимание публики, так как умело использовала элементы весьма популярного тогда (впрочем, как и сейчас) пин-апа

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Актриса Митци Гейнор

Если говорить о своего рода вершинах в сфере авантюрных комедий и гангстерских мюзиклах, то надо упомянуть ленту 1957 года «Джокер». Нет-нет… Речь пойдет не о персонаже комиксов и не об антагонисте «Тёмного рыцаря». Речь о том, что во времена Аль Капоне в Чикаго было небезопасно быть популярным певцом. Ибо чей-то успех - это невольно чье-то поражение. Главная роль тогда досталась Фрэнку Синатре, а Митци Гейнор играла его напарницу по работе в клубе, который контролировался преступным синдикатом

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Нет дела лучше, чем шоу-бизнес" (1954)

Если же говорить о фильмах, где Гейнор появлялась вместе с Монро, то вначале они играли эпизодические роли в криминальной комедии положений «Мы не женаты» (1952). Иногда юрист допускает ошибку и оказывается, что известное количество супружеских пар последние несколько месяцев не состояли в официальном браке. Для кого-то это радость, а для кого-то - форменная трагедия

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Мы не женаты" (1952)

А затем была лента «Нет дела лучше, чем шоу-бизнес» (1954), которую выделяет весьма авантюрная ирония по поводу нравов «на сцене» и «за кулисами», и подано это через опасения родителей, которые хотят оградить своих детей. Хотя подобная тема более интересно подана в фильме 1957 года «Гёрлз» (именно так - без перевода), где участницы некогда успешного и весьма популярного кабаре начинают сводить друг с другом счеты. Причем, каждая из оных предлагает свою собственную версию событий. Мол, на «самом деле было так» (а это уже прием из криминального кино)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Золотая девочка" (1951). Во время съемок Митци Гейнор не было еще и 20 лет. Однак из первых её ролей.

Появившись в девятнадцати фильмах, в начале 60-ых годов Митци Гейнор всего лишь в возрасте 30 лет перестает сниматься в художественных фильмах. К слову сказать, Митци Гейнор жива и здорова (чего ей мы и далее желаем). Более того, вы удивитесь, но какие-то десять лет назад она давала большое турне на США. Что не говорите, но есть в «звездах классического Голливуда» приличный «запас прочности»

НУАР-NOIR (с)

0

4

Как в 1963 году создали вызывающий криминальный фильм

Фулер – не просто создатель вызывающих криминальных фильмов. Он один из тех, кто пытался реанимировать нуар, снимая оный, даже когда «тёмные фильмы» формально умерли. Достаточно вспомнить «Кровавое кимоно» (1959) и «Преступный мир США» (1961). Впрочем, когда затея не провалилась, он стал истово творить формы «нового триллера». По этой причине фильм «Шоковый коридор» можно полагать чем-то вроде указателя: от нуара к «Гнезду кукушки»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Шоковый коридор" (1963)

Эта кинокартина вовсе не про психиатрическую клинику и не убийство, совершенное в её стенах. И даже не про расследование оного. Безумие показано как состояние общества (по состоянию на начало 60-ых годов). И по этой причине Фулер наивно полагает, что набиравший популярность психоанализ (второй раз после 20-ых годов) в состоянии решить все социальные, политические и даже технические проблемы. Надо лишь препарировать оные проблемы и признать, что во всём есть подтекст, характерный для наследия Зигмунда Фрейда.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Шоковый коридор" (1963)

К слову сказать, портрет Фрейда в фильме «встречается так часто», что не оставляет никаких иллюзий относительно «второго дна» этой кинокартины. Однако в настоящий момент вскрылись новые ассоциации. Например, в сцене фильма, когда темнокожий пациент клиники изображает из себя активиста ККК, Фулер как бы предполагал, что клансмены сами были «рабами». Однако сейчас (принимая во внимание происходящее в США) есть и иные трактовки.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Шоковый коридор" (1963)

Как писал поэт Максимилиан Волошин: «В комиссарах – дурь самодержавья». В данном случае мы видим, что речь идёт не о стремлении к равным правам, не о возможности учиться, а лишь о желании «поменяться местами». Мы хотим быть новым ККК и неважно, какого цвета у нас кожа. Опять же есть фрейдистский подтекст - элемент зависти

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Шоковый коридор" (1963)

Однако расскажем о самом фильме, который с минимальными затратами был снят всего лишь за полторы недели. По крайней мере, так гласит «легенда». Главный герой – честолюбивый журналист, который хочет любыми силами попасть в недра психиатрической клиники, дабы расследовать случившееся там убийство, что не удалось сделать полиции

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Шоковый коридор" (1963)

Для этого он имитирует психическое расстройство очень «пикантного толка». Для чего ему приходится выдавать свою возлюбленную за «родную сестру». Его нисколько не волнуют последствия подобной «операции». Он буквально одержим возможностью получить Пулитцеровскую премию. Однако оказалось, что в клике не так уже просто сохранять самообладание. Особенно если тебе надо постоянно имитировать безумие.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Шоковый коридор" (1963)

В какой-то момент Джонни Баррет перестает различать грань, которая проходит между «ними самим» и «симулирующим расстройство». Безумие подобно какой-то грязи впитывается в саму его кожу, шаг за шагом отодвигая от привычного мира. Его начинают мучить кошмары. Например, являющаяся в откровенных снах подруга весьма напоминает героиню из позднего нуара - «Кричащая Мими» (1958)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Шоковый коридор" (1963)

В итоге ситуация становится катастрофической. Перефразируя одну знаменитую фразу, можно сказать: «Если вы не сумасшедший, то это не ваша заслуга – это наша недоработка». Некогда здоровый человек теряет рассудок, забывая и про расследование, и про своё прошлое.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Шоковый коридор" (1963)

А ещё в фильме очень часто звучит мысль о «промывке мозгов». В этом случае Фулер пытается породнить «южан» и «коммунистов», мол, они одержимы своим комплексами. При этом на ученых указывает как на малых детей, чей удел рисовать невнятные картинки. А ещё из нуара в этот триллер перешла тема «падающей воды». В одной из сцен «безумный певец» льёт воду на пол из графина. А окончательное наступление безумия характеризуется проливным дождём, начавшимся прямо в коридоре клиники.

НУАР-NOIR (с)

0

5

Нуар-мелодрама про девиации и любителей старого кино

Удивитесь, но было время, когда Киллиан Мёрфи не был звездой класса «А+», а в фильме, про который мы будем рассказывать «заправилой», призванной привлечь зрителя была Люси Лью. Но собственно чему удивляться? Ведь фильм сделали в 2007 году. Тогда даже некоторые продолжали видео смотреть на кассетах. Что делают некоторые персонажи кинокартины «Насмотревшись детективов» (2007)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Насмотревшись детективов" (2007)

И осуществляют они это под предводительством Нейла, роль которого поручили как раз Киллиану Мёрфи. Он содержит студию видео-проката, главным достоянием которой являются несколько сотен VHS-кассет со старыми фильмами. Судя по тому, что Нейл создает рекламный ролик а-ля типичный нуар, к мрачному мета-жанру он питает особую слабость. Хотя при этом спокойно рассуждает и про готические ленты, и про ретро-хорроры

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Насмотревшись детективов" (2007)

Вокруг проката сложилось нечто вроде клуба любителей старого кино. Но публика в нём по большей части странная. Самая мягкая характеристика – «не от мира сего». А если говорить простым языком, то «ботаны», не лишенные дешевого пафоса, но которым очень нравится казаться умниками. В данной ситуации у нашего канала иная история. У нас сначала бы большой жизненный опыт, включая консультирование всякого рода силовых министерств, а уже затем пришла очередь нуара. В мире криминального кино последовательность очень важна

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Насмотревшись детективов" (2007)

Но Нейл об этом не знает. И вообще плывет по течению, печально ожидая, когда DVD-диски поставят жирный крест на его бизнесе. И именно в этот момент в его жизнь врывается Вайлет (Люси Лью), которую можно было бы охарактеризовать как «торнадо в босоножках». Затем и вовсе возникает ощущение, что в близлежащей психушке был «день открытых дверей» и одна из «подопечных» умудрилась сбежать

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Насмотревшись детективов" (2007)

Вся жизнь Вайлет состоит из розыгрышей и всякого рода «психологических шарад». Авантюристка в степени авантюристки, которая решает сделать скучную жизнь Нейла очень веселой. Правда добрая половина веселья и вовсе вступает в противоречия с законом. Но пока это кажется забавным и даже увлекательным. По мере развития сюжета шутки становятся и вовсе небезопасными

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Насмотревшись детективов" (2007)

Если вы знакомы с жанрами нуара, то невольно зададитесь вопросом: является ли Вайлет «роковой красоткой»? А от ответа зависит ещё один немаловажный момент: разводят Нейла или нет? К слову сказать, эту деталь мы оставим в тайне. Лучше сами найдите ответ. Собственно тот ставит перед зрителями другой вопрос: в каком мире живет Нейл? В реальном или киношном?

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Насмотревшись детективов" (2007)

На выходе получилась неплохая лента, которую можно было бы охарактеризовать как нуар-мелодраму. Без претензий на то, что бы навеки остаться в истории кинематографа. Очень добротно сделанная кинокартина, хотя и не лишенная некоторых небольших недостатков. Например, почему Нейл никак не может задаться вопросом: зачем девушке-фейерверку такой унылый персонаж как он? Кстати, а действительно «зачем»?

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Насмотревшись детективов" (2007)

Что лично до нас, то в первую очередь привлёк рекламный ролик, открывающий собой фильм, что сделан настолько нуарно, что не возникает никак вопросов. И есть даже мрачная ирония, невольно вызывающая в памяти знаменитую фразу из «Человека с бульвара капуцинов»: «Он не любил кинематограф…»

НУАР-NOIR (с)

Отредактировано Алина (2020-10-26 07:50:38)

0

6

Об одном культовом и очень мрачном польском фильме

Надо сказать, что польский кинематограф в своё время был неплох, даже очень неплох. Его погубили в итоге две вещи: шляхетская спесь и «фига в кармане», что в итоге выливалось в желание плюнуть в «восточного соседа» и демонстративные кульбиты, мол, «у нас нет старшего брата». Что продолжается и по сей день, хотя «восточного блока» нет уже давным-давно.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Где третий король?" (1966)

Но давайте о хорошем. А именно о культовом (без преувеличения) фильме «Где третий король?». На первый взгляд кажется, что это обычный социалистический детектив. По крайне мере завязка более напоминает одну из серий «Следствие вели знатоки». Польской милиции предстоит обезопасить картину старого мастера, которую хочет похитить «группировка международных гангстеров». В этом готовы помочь специалисты Интерпола: подчеркнутый француз (тогда Франция считалась едва ли не самым «слабым звеном» в капиталистической системе). А преступная группировка базируется в Мюнхене, что тоже как бы предсказуемо

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Где третий король?" (1966)

Однако вместо того, чтобы провести обычный захват, было решено предпринять более хитрые ходы. Под видом супружеской четы капитан Стефан Берент и поручик Катажина Рогальская направляются в замок-музей. Где с силу некоторых обстоятельств оказываются отрезанными от внешнего мира. Хотя это не волнует мнимых супругов. Их задача – подменить шедевр точной копией, там самым обезопасив бесценную картину.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Где третий король?" (1966)

Всё это приправлено бесконечным количеством мрачных интерьеров, длинных теней, манеры съемок, более присущей классическому нуару. От готики фильму досталась очень мрачная история, связанная с картиной. Дескать, ожерелье из колокольчиков, что изображено на груди короля, начинает звонить перед смертью обладателя картины. И вообще у картины «недобрая репутация».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Где третий король?" (1966)

В темноте ночи офицеры милиции подменяют картину. И вдруг начинается нечто, более напоминающее ночной кошмар из типичного хоррора: звон колокольчиков, пронзительные женские крики, трупы с арбалетными стрелами в груди. И как назло даже нельзя вызвать подмогу по телефону. Надо дождаться утра. Однако ночь полна взаимных подозрений и крайне неприятных сюрпризов.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Где третий король?" (1966)

Во-первых, выясняется, что картину подменили уже не раз. И «поддельных королей» обнаружилось прямо-таки непросительно много. Во-вторых, всё-таки кто-то убил директора музея. А когда замок полон подозрительных типов, то это может привести к самосуду. Тем более, как выясняется, что каждый что-то не договаривает.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Где третий король?" (1966)

Нашему зрителю фильм может быть ещё интересен актерским составом. Во-первых, одну из женских ролей в нём исполнила Калина Едрусик, советскому зрителю более знакомая по лентам «Лекарство от любви» (1966) и «Кукла» (1968). Но куда более важным (как нам кажется) является эпизодическое участие Франчишека Печки, который через несколько лет появления в «королях» полюбился нашу зрителю по роли Гутслика из сериала «Четыре танкиста и собака».

НУАР-NOIR (с)

0

7

Забытый фильм Копполы с Эль Фаннинг в главной роли. А ещё с мрачной иронией по поводу Стивена Кинга и Дэвида Линча

Фильм «Между» (2011) от мега-маэстро кинематографа Френсиса Форда Копполы, не столько «забытый», сколько «поспешно незамеченный». Публика вообще не очень любит то, что не поняла с первого раза. А потому делает вид, что и возвращаться к оному не надо. Мол, сделал маэстро какую-то безделушку, и пусть стоит себе у него «на полке». Всё это, дескать, баловство и случайность…

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Между" (2011)

Совершенно не так. Более того, фильм, вышедший на экраны почти десять лет назад, имеет смысл пересмотреть именно сейчас. Признаемся - «тогда он не зашёл». Однако именно сейчас предстал своего рода лекцией по структуре «меланхолического страха». Недаром режиссер в некоторых моментах фактически открыто иронизирует над Стивеном Кингом («…только никакого тумана над озером») и Дэвидом Линчем, намекая, что оба иногда халтурят. На последнего намекает «истинное» название фильма - Twixt – фактически прямая аббревиатура от «Твин Пикс». Хотя это далеко не самое главное в этой кинокартине

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Между" (2011)

Мрачный жанр во всём его многообразии (от нуара до хоррора) в известной части своих сюжетов строится на безвыходности (просьба не путать с «безысходностью»). Есть два популярных сквозных сюжета: городок, из которого нет выхода, и время, из которого нет выхода. Первый дает нам «В пасти безумия», второй - «День сурка». Коппола соединил эти два момента и разметил главного героя, посредственного писателя Холла Балтимора (его играет изрядно прибавивший в весе Вэл Килмер), в маленьком городе, где как бы остановилось время

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Между" (2011)

С одной стороны символом этого является городская башня с семью циферблатами. Мол, какое время хотите, такое себе и выбирайте – всё равно это не имеет значения. Это явная отсылка к творчеству Эдгара Аллана По, который кстати несколько раз «собственной персоной» появится в фильме. Однако в большей степени это аллюзия к алкоголизму «титульного персонажа».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Между" (2011)

Почему мы не называем его главным героем? Потому как таковой является призрачная девочка Виржиния, которую блистательно играет 13-летняя (на момент съемок) Эль Фаннинг. Без фигуры писателя сюжет вполне может существовать, а без «призрачной девочки» он тут же «рухнет». Тем более что юная Эль Фаннинг оказалась самой убедительной актрисой во всём фильме, уверенно дав «драматическую фору», куда более взрослым и именитым коллегам по данному проекту

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Между" (2011)

Но вернемся к пагубным привычкам писателя, которого «местный шериф» назвал «удешевлённым Стивеном Кингом». Тот не вылезает со дна бутылки. Один наш знакомый рассказал об ужасах затяжного запоя (который перенес в реальности). Печальным последствием этого минорного явления является потеря ощущения времени, что сопровождается пугающими сновидениями. И проснувшись, ты не понимаешь, ни какое время суток, ни какой день недели.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Между" (2011)

Коппола не раз говорил, что в основе сюжета фильма лежит сон, что подчеркивается наличием нескольких реальностей. Дремотная – черно-белая, весьма напоминающая отдельные кадры из «Города грехов». К слову сказать, оператор Михай Меламайер «сделал» не один нуар-проект (вспоминаем «Прогулку среди могил» или «Ноябрьских преступников»)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Между" (2011)

Собственно привычная многим (цветная) реальность – это промежуток между двумя снами, в которых Холл Балтимор пытается расследовать темную тайну города, а заодно разобраться в самом себе. Кажется, что он лишь озадачен проблемой собственного творческого кризиса. Однако категорическая неспособность написать очередной «мистический триллер про ведьму» - это лишь следствие.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Между" (2011)

А ещё фильм примечателен тем, что «готичная барышня» (именно так, ибо «готической» является лишь архитектура или романы) не обязательно должна быть брюнеткой и носить чёрное. И у «реальной» Виржинии в городке была самая пугающая судьба, опять же отсылающая нас к наследию Эдгара Аллана По.

НУАР-NOIR (с)

0

8

Лавкрафт в роли частного детектива из нуара. Или об одной малоизвестной роли Джулианы Мур

Вот как случается: годами изучаешь нуар и криминальные драмы, а потом случайно обнаруживаешь, что пропустил один принципиальный фильм (хотя и телевизионный). И важен он не по причине воздействия на мрачный мета-жанр в частности, а по причине влияния (хотя и невольного) на популярную культуру в целом.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Цена заклятия смерти» (1991)

Мы говорил о фильме 1991 года «Цена заклятия смерти», который у нас предпочитали показывать в локализации «Бросив смертельный взгляд». Сначала о влиянии этого проекта на популярную культуру, в частности, на творчество Джоан Роулинг и Терри Пратчетта. Именно «Цена смертельного заклятия» подсказала этим писателям идею использования магии в «привычном» мире, а не в некой фэнтезийной Вселенной.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Цена заклятия смерти» (1991)

Например, в фильме в качестве чернорабочих, портье и вышибал могут работать всякого рода зомби и големы. Да, конечно, они глуповаты, но за то экономия финансовых средств. Не узнаете идеи из романов Пратчетта, которые после провала конца 80-ых внезапно стали обретать успех? Принципиальное различие состоит в том, что у Пратчетта повседневная мистика была в контексте стимпанка, а в фильме обыденная магия - в контекста нуара. Хотя это не принципиально

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Цена заклятия смерти» (1991)

Идею скрестить нуар и фэнтези активно использовал еще Глен Кук в повестях о «приключениях Гаррета» («Золотые сердца с чревоточинкой» и т.д.). Однако создатели фильма, в первую очередь благодаря сценаристу Джозефу Даггерти решили историю сделать ещё более «изящной», для чего снабдили её отсылками к мистике Лавкрафта. Более того, ввели его в действие. Только в фильме он представлен не в качестве мрачного писателя, а в образе частного детектива

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Цена заклятия смерти» (1991)

А почему бы нет? Если действие разворачивается в альтернативном Лос-Анджелесе альтернативного 1948 года, почему там не быть альтернативному Лавкрафту? Настолько альтернативному, что категорически отказывается прибегать к магии, и ведёт расследование привычными для нас методами. Проще говоря, посредством кулака и пистолета

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Цена заклятия смерти» (1991)

Надо отметить, что нечто подобное было повторено в одной из серий «Путешествий в параллельные миры» («Скользящих»), где главные герои оказываются в «магическом мире», где Колдуном люди полагают обыкновенного изобретателя-инженера. Хотя этот сериал был все-таки позже…

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Цена заклятия смерти» (1991)

Так вот, частному детективу Лавкрафту, который более напоминает нашего актера Николая Крючкова, поступает задание – найти книгу. Даже можете не гадать, что это за томик. Естественно, «Некрономикон». Хотя сам Лавкрафт понятия (пока) ещё не имеет, с чем имеет дело. И вот тут в действие вступают законы нуара. Всем вдруг до ужаса становится интересно, где находится эта «книжица».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Цена заклятия смерти» (1991)

И если в привычном нуаре подобное любопытство выражают всякого рода громилы, то в мистическом «городе ангелов» вполне себе мистические существа, перечень которых простирается от оживших горгулий до вылезающих из кастрюли с борщом неведомых монстров. А полиции до этого нет никакого дела, ибо та с ног сбивается, ловя всякого рода оборотней-шатунов, а да красоток, что противоправным образом используют «кукол вуду». Но ведь понятно, что назревает нечто нехорошее.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Цена заклятия смерти» (1991)

Фильм удивительным образом попал в стилистику классического нуара. Даже не верится, что это телевизионный проект. Есть и характерный для мрачных криминальных драм юмор: «Фил, что у тебя с галстуком? У него цвет будто бы собачку стошнило». Есть масса интересных находок. Например, завезенные из Европы в механизмах в годы войны гремлины, от которых рядовые американцы теперь никак не могут избавиться.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Цена заклятия смерти» (1991)

И, конечно же, есть типичная «роковая красота», что фатальным образом поёт в клубе. В этой части фильм представляет особый интерес, так как эта роль досталась на тот момент неизвестной широкой публике Джулиане Мур. К слову сказать, у фильма было вольное продолжение. Но это уже совершенно иная лента и совершенно иная история. Хотя завтра мы её вам расскажем. А потому не забывайте читать наш канал!

НУАР-NOIR (с)

0

9

Самый известный гангстерский фильм СССР. Или ещё раз о «советском нуаре»

А разве в Советском Союзе было гангстерское кино? – может спросить иной читатель. Не как массовое явление, в большей степени как исключение, но всё-таки было. Мы говорим о двухсерийном фильме «Братья Рико», который в 1980 году был снят на студии «Беларусьфильм»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Братья Рико" (1980)

Это как раз время второго пика популярности т.н. «советского нуара», который приходился на окончание 70-ых – начало 80-ых годов (первый пик был во второй половине 50-ых годов). Именно в это время возникает целая череда прекрасных фильмов, которые являются не просто «жемчужинами советского нуара», но достоянием советского кино в целом: «Место встречи изменить нельзя» (1979), «Тегеран-43» (1980), «Грачи» (1982), «Мой друг Иван Лапшин» (1984) и т.д. Хотя во всех этих и прочих фильмах «гангстерская тема» осторожно обходилась стороной.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Братья Рико" (1980)

Впрочем, появление фильма «Братьев Рико» на свет было в большей степени заслугой литературного источника. Более того, его автора, прославленного французского криминального писателя Жоржа Сименона, который «подарил» нам весьма популярного в Советском Союзе комиссара Мегре. Однако в копилке этого литератора была мафиозная повесть, рассказывавшая о судьбе трех братьев.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Братья Рико" (1980)

Сименон написал её почти сразу же после окончания Второй мировой войны. И двухсерийный советский фильм отнюдь не был первой экранизацией. В 1957 году уже на закате классического нуара был снят одноименный фильм в США. Впрочем, тот обладал некоторыми минусами. Например, было решено дать «нейтральную концовку», когда Эдди Рико «сдает» криминальный синдикат силами правопорядка

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Братья Рико" (1980)

К слову сказать, затем был телеспектакль со Стржельчиком и Копеляном, поставленный в 60-ые годы. Но нас интересует именно фильм 1980 года. В этом отношении советский проект выглядит куда более остро и мрачно, чем «американский нуар». Опять же несмотря на некоторое сходство определенных сцен (во второй серии), именно советский фильм является более сюжетно целостным, хотя и не лишен некоторых недостатков (в первую очередь связанных с воссозданием обстановки Бруклина и нестареющими на протяжении десятилетий сценического действия персонажами).

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Братья Рико" (1980)

Что же выгодно выделяет советский фильм? Он превращен в своего рода мини-эпопею, рассказывающую о возникновении организованной преступности в США. Можно было бы найти даже некоторые невольные переклички с легендарной лентой «Однажды в Америке», если бы советский фильм не был снят на четыре года раньше

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Братья Рико" (1980)

В советском фильме действие происходит на трёх временных отрезках: в 1932 году, в 1946 году, в 1965 году. Первые два приходятся на первую серию, третий – на вторую. В первой серии рассказывается предыстория семейства, когда в силу трагической случайности гибнет Чезаре Рико и в тот же самый день рождается младший из братьев.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Братья Рико" (1980)

Cо временем у каждого из братьев проявляется собственный талант. Эдди – хорошо управляется с финансовыми делами, младший Джонни неплохо разбирается в машинах и отлично водит, средний Джино - превосходно стреляет. Всех их решает использовать в собственных целях «набирающий вес» гангстер Сид.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Братья Рико" (1980)

Однако по мере того, как множится количество преступлений, некоторые из братьев начинают сомневаться в том, что они выбрали правильный путь. От дел решает отойти младший Джонни. Однако «криминальные синдикаты» ещё никто просто так не покидал. У боссов мафии возникают опасения относительно того, насколько тот будет молчалив. А потому его найти должен старший брат, который внезапно превращается в некое подобие «частного детектива»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Братья Рико" (1980)

В отличие от американской версии фильма Эдди показан как весьма сообразительный малый, но при этом сугубый конформист. Ради «теплого места» и положения в обществе он готов смириться с тем, что предал своих братьев. И это придает именно советской ленте мрачное звучание. Несмотря на некоторую скомканность (некоторые эпизоды выглядят лишь набросками к основному сюжету) фильм в наши дни получает удивительную «актуальность». Опять же в ленте мелькает малоизвестная в те дни Лайма Вайкуле.

НУАР-NOIR (с)

0

10

Тарантино обвиняли в том, что он «скопировал» этот фильм. Является ли «Город в огне» прототипом «Бешеных псов»?

Дорогие друзья, давайте сразу же ответим на интригующий вопрос. Да, безусловно, Тарантино видел «Город в огне» (1987), когда ещё работал в «Видео-архиве». Он просто-напросто не мог его не видеть при столь высоком уровне интереса к криминальному кино. Да, Тарантино «подозрительным образом» забыл упомянуть «Город в огне» в числе лент, которые вдохновили его на создание «Бешеных псов» (1992). Да, Тарантино заимствовал из «Города в огне» несколько значимых сцен.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Город в огне" (1987)

Но теперь обо всем по порядку. Если вы начнете смотреть фильм гонконгского (на тот момент) режиссера Ринго Лама «Город в огне» (1987), то поначалу вы не заметите ни малейшего сходства с «Бешеными псами» (1992). И к исходу первого часа просмотра этой кинокартины будете полагать, что специалисты в области кино – «мнительные глупцы», и фильмы совершенно разные. Не спешите с выводами. Всё дело в нескольких финальных эпизодах.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Город в огне" (1987)

Именно они были заимствованы Тарантино, однако снабжены несколько иной предысторией и «растянуты» во времени настолько, что превратились в самостоятельный фильм. Если прибегать в новомодным понятиям, то мы имеем дело не со «злокозненным копипастом», а с «творческими аллюзиями». Однако если вы хотите понять, что же произошло во время ограбления, которое в «Бешеных псах» не показано, и что привело к оному, то лучше посмотреть как раз «Город в огне»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Город в огне" (1987)

Именно об этом фильме и будет наш сегодняшний сюжет. Его режиссер мог бы стать живым классиком мирового кино, опять же «Город в огне» этому явно способствовал, однако тот перебрался в Голливуд, где стал «производителем» невзрачных боевиков. Увы-увы.. Иногда «фабрика грёз» губит реальные таланты.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Город в огне" (1987)

В основе фильма «Город в огне» история полицейского агента под прикрытием, которого сыграл молодой Чоу Юнь-Фат. К слову сказать, именно после этой ленты к нему пришла мировая известность. Ко Чоу (герой Юнь-Фата) весьма утомлен тем, что он работает «специальным информатором» и хочет вернуться к нормальной жизни. К этому его вынуждает девушка, которая, не зная о некоторой специфике работы своего возлюбленного, требует «человеческих отношений».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Город в огне" (1987)

В итоге Ко Чоу поручено последнее дело. Он должен выявить банду грабителей, которая предположительно связана с убийством одного полицейского агента (именно с этого начинается лента). Впрочем, план почти сразу же дает сбой. Поначалу Ко Чоу должен был поставить только оружие, однако банда хочет взять его «на дело». Отказаться - значит вызывать ненужные подозрения и поставить себя под удар.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Город в огне" (1987)

Между тем выясняется, что в полицейском управлении идут «внутренние разборки» и некоторой части молодых и амбиционных копов плевать на безопасность агента. Они вообще отказываются полагать его таким, мол, ничего не знаем, это - такой же преступник, как и все прочие. В итоге на грани срыва не только операция по задержанию банды, но и вызволение Ко Чоу из состава банды.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Город в огне" (1987)

Всё осложняется тем, что агент проникается невольной симпатией к своему «криминальному напарнику» - бандиту, полагающего того «своим братом». В итоге агент мучается совестью, считая, что предает человека. Если вы смотрели «Бешеных псов», то знаете, что хорошей концовки у фильма не будет. Именно это роднит его с нео-нуаром. Хотя в случае с «Городом в огне» можно говорить о смеси криминального боевика и нуарной драмы.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Город в огне" (1987)

У Ринго Ламы есть несколько в высшей мере удачных находок. Например, итоговое ограбление замышляется на Новый год. В итоге звуки перестрелки, завязавшейся с силами правопорядка, напоминают «канонаду», свидетелями которой мы ежегодно становимся в ночь с 31 декабря на 1 января. Наш вердикт: фильм к просмотру обязателен. Вы об этом не пожалеете.

НУАР-NOIR (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Когда нуар был ещё жив. История нуара