Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Хронология цивилизации » Время, такое время


Время, такое время

Сообщений 21 страница 28 из 28

21

Поздний разговор с братом

«Я колдун, а ты мой брат».
«Ты меня посадишь в яму!»
«Ты мой брат и ты не рад?» «Спросим маму!»

«Хорошо, так ты солдат».
«Я всегда играл за даму!»
«Ты солдат и ты не рад?»
«Спросим маму!»

«Я придумал: акробат».
«Не хочу такого сраму!»
«Акробат — и ты не рад?»
«Спросим маму!»

                                              Неравные братья
                                        Поэт: Марина Цветаева

Фотографии на стене 1978 (1 эпизод)

«Фотографии на стене» (1978) — советская драма режиссёра Анатолия Васильева. Премьера: 16 мая 1979 года.

Фото подбор, кроме завершающего - Авторский.

В повести Анатолия Алексина «Тем временем где - то…» (1966), равно как и в киноверсии Анатолия Васильева «Фотографии на стене» (1978) по сценарию всё того же Алексина, показан беспрецедентный случай – дружба школьника с… бывшей женой своего отца, беззащитной и при этом сильной женщиной - врачом Ниной Георгиевной.

Кинообзор

Я бы не хотела часто останавливаться на сравнении текста со сценарием, ибо расхождений очень много, главное из которых я назову попозже. Но вот, допустим, возраст главного героя. В книге он – подросток, а в ленте – старшеклассник, а для школьника плюс - минус три - четыре года – целая пропасть. Кроме того, фильм получился даже глубже, чем текст, что редкость.

Очевидный плюс – авторы не стали подгонять повествование под современность, как часто бывало, когда вещь, написанную в эру Оттепели, переносили в 1970 - е годы и это чувствовалось, как анахронизм. В данном случае пришлось бы вычеркнуть тему войны, фронта, фотографий в офицерской форме, а на этом базируется вся смысловая конструкция.

Кинообзор

Поэтому «Фотографии на стене» - ретро - фильм, где старшеклассники танцуют буги - вуги и обсуждают суперновинку – транзисторный приёмник. Итак, Серёжа Емельянов (Дмитрий Харатьян) получает письмо, адресованное его отцу – тоже Сергею, по ошибке вскрывает конверт и … читает письмо женщины, умоляющей о встрече.

Идёт по тому адресу, чтобы, если нужна подмога, заменить отца, уехавшего в командировку. Человек просит о помощи – надо ринуться. Нормальный советский пацан особо не задумывался, если кто - то кричал SOS! Он попадает в шумную коммуналку, где живёт врач Нина Георгиевна (Марина Неёлова), очень красивая, но уставшая и замотанная интеллигентка.

Кинообзор

А ещё – на ней все ездят. Ужасающий фрагмент – соседская бабища (отличная работа Лидии Савченко), уезжая в роддом, выдаёт Нине поручения, словно бы та ей что - то должна. Деловито и непреклонно. И Нина – послушно кивает. Надо быть отзывчивой, щедрой, понимающей! Да, Неёлова потом сыграет похожую даму в «Дорогой Елене Сергеевне» (1988).

Но лишь похожую. Это общий тип личности, но разное наполнение – доктор Нина цельная, в отличие от бессмысленно - дёрганой Елен - Сергевны. Постепенно выясняется, что Нина была первой женой Серёжиного папы. Это – шок. Филигранно сыгран фрагмент, где соседка Нины и – бывшая хозяйка всей этой квартиры из развенчанных «господ» – выкладывает Сергею семейную историю Емельяновых.

Кинообзор

Тут – практически монолог, а монологические сцены в 99 из 100 плохо переносятся зрителями. Актриса Елена Максимова, часто игравшая характерных тёток, великолепна в этой роли. Этого нет в повести, а в фильме всё углублено и заострено до предела. Парень выясняет, что его папа жил в браке с Ниной Георгиевной, а ребёнка (то есть его, Серёжу) уже завёл от другой. И эта хищная - другая – мама.

Получить такую информацию о главных людях в своей жизни — это чудовищный удар. Как земля уходит из - под ног и рушится всё, что казалось незыблемым. В повести говорится об идеальности родителей Серёжки, и та идеальность оказалась мифом. По фильму эталон жестоко разбился вдребезги, - подобно тому, как постоянно бьётся посуда по ходу действия.

Кинообзор

В центре внимания – ещё один мальчик, хорошенький барчук Шурик – приёмный сын Нины Георгиевны. По книге он куда как более циничный и балованный. В фильме его образ – много сложнее. Он реально любит свою маму, такую непутёвую и щедрую. Он – сирота военных лет, которого потеряли, а Нина – усыновила, вырастила, выхолила.

И тут родители нашлись и решили взять Шурика к себе, в обеспеченную жизнь! Поэтому - то Нина и умоляла своего бывшего мужа прийти – поддержать. Так вот основное отличие фильма от книги – в киноверсии Шурик остаётся с Ниной, вернее – срывается на Целину, уверив, что не может быть с теми, родными. Которые по факту – чужие. В повести он едет к своим настоящим родителям, по сути, предавая ту, которая его вырастила.

Кинообзор

Есть ли в этом фильме очевидные минусы? Есть неправдоподобный момент – Сергей к своим шестнадцати годам ни разу не видел семейного альбома. Вот правда – не верю. Таких случаев не бывает. Тем более, семья считалась идеальной, спаянно - дружной. Как могло так выйти, что бабушка впервые показала Серёже тот альбом, когда он настоял на этом?

В целом же фильм – отличный. Мораль его сурова. Это о том, что самые близкие, с изученной биографией, люди могут оказаться вовсе не теми, кем представляются. В одной из сцен Дмитрий Харатьян великолепно играет опустошённость. Нет, даже пустоту. Ад, который пожрал его счастливую, устроенную реальность.

Кинообзор

Серёга бродит по железнодорожным путям, натыкаясь на отцепленные вагоны, пачкаясь машинным маслом и тупо глядя в пространство. И зрителю дают понять, что из родственников у него теперь осталась… одна бабушка (Нина Мамаева), что по сию пору любит свою первую невестку. И ещё есть родной человек - первая жена отца, да ещё с этим Шуриком, который ему теперь вроде брата...

                                                                                    «Фотографии на стене» - о том, как идеальные родители могут оказаться гадами
                                                                                                                                      Автор: Zina KorZina (c)

Кинообзор

0

22

Гонцы восточной столицы

Карантины. Чума.
Запираем дома
перед призраком смерти и краха.
И трясёмся во мгле.
Так ползёт по земле
эпидемия страха.

А у страха, известно, глаза велики,
а у страха – наветы, грызня да клыки,
он – безумный, чумной, твердолобый.
Мы становимся злей.
Так ползёт по земле
эпидемия злобы.

Я шарахаюсь в ужасе прочь от людей,
новостей, смс - ок и очередей.
Мир на сотни кусков раскололи.
Всё больнее ходить по горячей золе,
по останкам тепла. Так ползёт по земле
эпидемия боли.

                                                                  Эпидемия (Отрывок)
                                                               Автор: Крофтс Наталья

Пяти царствия дни были яростней бурь,
Но ушли облака – и явилась лазурь.
Вновь растенья нашли влагу жданных дождей,
Снова свет засиял над вселенною всей.
Даже в будни народ одевался в шелка,
К струнам лютней в домах прикасалась рука.
Мир спокойно дышал, был безгорестен он…
Пенье птиц, и цветы, и полуденный сон…

Как гласит предание, эти восемь строф были написаны знаменитым конфуцианцем Шао Яо ‑ фу, который был известен также под именем Канцзе и жил при дворе покойного императора Шэнь ‑ цзуна династии Сун. Он изливал свою скорбь по поводу того, что эпоха пяти династий, принёсшая гибель династии Тан, послужила причиной непрекращающихся войн в Поднебесной, и в те времена могло быть так, что утром правили Ляны, а к вечеру воцарялись Цзини. Даже поговорка такая сложилась: «Императоры Чжу, Ли, Ши, Лю, Го – династии Лян, Тан, Цзинь, Хань, Чжоу. Было их пятнадцать императоров, а смуту сеяли пятьдесят лет!»

Но затем наступил перелом в лихолетии, и всё изменилось. В небольшом военном городке Цзяма появился на свет будущий родоначальник династии Сун – император У‑дэ.

При рождении этого мудрого человека красное зарево разлилось по всему небу, необычайный аромат не рассеивался всю ночь, и он, как бог грома и молний, сошёл на землю. Был он столь отважен, мудр и великодушен, что ни один император не мог с ним сравниться. С палицей в руках, такой же огромной, как он сам, У ‑ дэ разбил войска четырёхсот округов и всех их покорил. Он очистил Поднебесную и освободил её от всякого зла. Эру его правления называли Да Сун, а столицу свою он учредил в Бяньлян, в Кайфыне. Среди восьми императоров бывших до него девяти династий он считался главным и первый заложил основы четырёхсотлетнего царствования. Вот почему Шао Яо ‑ фу восторженно писал: «Но ушли облака – и явилась лазурь». И в самом деле, он, как солнце, светил народу.

В те времена в западных горах Хуашань проживал один учёный даос по имени Чэнь Туань. Человек этот владел тайнами магии и отличался высокой добродетелью. Он мог предсказывать по облакам, и однажды, когда верхом на осле Чэнь Туань спускался с гор, направляясь в город Хуаинь, он услышал разговор путников, беседовавших о том, что император Чай Ши ‑ цзун уступил свой трон в Восточной столице полководцу Чжао Куан ‑ иню. Эти слова очень обрадовали Чэнь Туаня, и, обхватив голову руками, он так расхохотался, что даже свалился с осла. Когда видевшие это люди спросили его, отчего он так смеётся, монах ответил:

– Отныне в Поднебесной воцарится мир!

Поистине, это соответствовало воле неба, законам земли и желаниям людей.

Вступив на трон, Чжао основал новую династию. Он правил семнадцать лет, и мир царил по всей Поднебесной. Затем он передал правление брату, императору Тай ‑ цзуну, который управлял страной двадцать два года, после чего воцарился император Чжэнь ‑ цзун, в свою очередь оставивший трон императору Жэнь ‑ цзуну.

Про Жэнь ‑ цзуна можно сказать, что ему ещё в детстве дали прозвище древнего философа Лаоцзы: Босой великий отшельник. Едва он родился, как принялся плакать и плакал непрерывно и днём и ночью. Тогда по приказу императора повсюду были расклеены объявления, призывающие лучших врачей вылечить наследника. Это событие тронуло сердце небесного правителя, и он отправил на землю духа планеты Венеры Тай ‑ бо. А тот, спустившись, превратился в старика, сорвал все объявления и завил, что может успокоить императорского наследника. Чиновник, ведающий объявлениями, провёл его во дворец, и старец предстал перед императором, который повелел провести его во внутренние покои к колыбели наследника. Старец приблизился к малютке, взял его на руки и прошептал ему на ухо восемь слов, после чего ребёнок тут же затих; а старик, не называя своего имени, исчез, будто его и не было.

Какие же слова прошептал старец на ухо младенцу? А сказал он следующее: «Звезда мудрости поможет тебе, звезда войны защитит тебя». И правда, послал правитель неба две звезды на землю, чтобы они оказывали императору помощь. Звездой мудрости был великий учёный Бао Чжэн, живший в южном дворце Кайфына, а звездой войны – полководец Ди Цин, покоривший государство Сися. Мудрые сановники во всем помогали императору этой династии, который правил сорок два года и девять раз сменил наименование своего правления.

Первый год правления Тянь ‑ шэн был последним годом шестидесятилетнего цикла летоисчисления, и в Поднебесной царил мир, вдоволь было хлеба и всяческого продовольствия, и народ спокойно занимался своими делами. В эти времена, если кто, бывало, обронит на дороге вещь, так там она и останется, и даже двери домов на ночь не запирались. Так жили в этот первый период, длившийся девять лет.

Благодатным был и период, длившийся также девять лет – с первого года правления Мин ‑ дао до третьего года правления Хуан ‑ ю. А в третий период, то есть в четвёртый год правления Хуан ‑ ю и второй год правления Цзя ‑ ю, также тянувшийся девять лет, поля приносили ещё большие урожаи, чем прежде. Эти три периода, занявшие двадцать семь лет, народ назвал эпохой великого мира и процветанию и наслаждался радостной и спокойной жизнью. Но кто мог подумать, что после того, как радость достигнет предела, наступит горе? И вот весной третьего года правления Цзя ‑ ю в поднебесной разразилась эпидемия. Она охватила всю страну от Великой реки до Восточной и Западной столиц, и не было такого места, где бы не болели люди, и такого человека, который бы не пострадал от неё. Из всех округов и областей Поднебесной, как снежинки в буран, сыпались донесения, сообщения, доклады и просьбы о помощи.

Надо сказать, что от этой эпидемии уже погибла большая часть гражданского и военного населения Восточной столицы как в самом городе, так и в пригородах. Правитель Кайфэна – Бао Чжэн прилагал все усилия к тому, чтобы помочь народу и прекратить мор. На собственные деньги он покупал лекарства и помогал многим, но разве мог он вылечить всех? Эпидемия свирепствовала всё больше и больше; и вот однажды военные и гражданские чины собрались на совет в зале Водяных часов, где и дожидались императора, чтобы доложить ему обо всех бедах.

А было это в третий день третьей луны третьего года правления Цзя ‑ ю, во время пятой стражи. Когда император вышел к собравшимся и закончились полагающиеся по этикету церемонии, ведающий приёмами провозгласил:

– Пусть тот, у кого есть какое ‑ нибудь дело, выступит вперёд и доложит о нем императору. Те же, у кого нет дела, могут удалиться.

Среди присутствовавших сановников находились главный советник Чжао Чжэ и советник Вэнь Янь ‑ бо, которые вышли из рядов и почтительно доложили:

– Сейчас в столице свирепствует эпидемия. Много жертв она унесла как среди военных, так и среди гражданского населения. Разрешите же смиренно просить вас, всемилостивейший император, проявить милосердие, освободить всех преступников, облегчить пытки и сбавить налоги, и ради спасения народа устроить моления, чтобы небо избавило нас от этого мора.

Выслушав это обращение, император тотчас же повелел палате учёных составить проект императорского указа, в котором бы объявлялось о прощении всех преступников Поднебесной и о том, что народ должен быть освобождён от поборов и налогов. В то же самое время всем храмам и кумирням столицы был разослан приказ об устройстве молений.

Однако эпидемия в тот год ещё больше усилилась. Когда слухи об этом дошли до Сына неба Жэнь ‑ цзуна, он очень встревожился и снова призвал на совет всех своих сановников. В числе собравшихся находился один из старших сановников, который, не дожидаясь своей очереди, выступил вперёд и обратился к императору с докладом. Взглянув на него, император узнал государственного советника Фань Чжун ‑ ня, который, поклонившись и воздав ему должные почести, почтительно обратился к императору со следующей речью:

– Повсюду жестоко свирепствует эпидемия, страдает и военное и гражданское население. Ни днём, ни ночью никто не может быть спокоен за свою жизнь. Выслушайте же мое скромное предложение: чтобы избавиться от эпидемии, необходимо немедленно призвать во дворец потомка ханьского небесного наставника и во внутренних покоях совершить моления и принести жертвы всемогущему небу. Тогда наши мольбы дойдут до Небесного царя, и мы избавимся от эпидемии и спасём народ.

Император Жэнь ‑ цзун согласился с его предложением и тут же приказал мудрецам составить нужный приказ, под которым собственноручно и подписался. Затем он велел послать монахам благовонных свечей из императорских запасов и отправил к ним главного военачальника Хун Синя. Он должен был в качестве личного посла императора явиться в провинцию Цзянси, в уезд Синьчжоу, на гору Лунхушань и пригласить во дворец потомка ханьского небесного наставника – Чжан Тянь ‑ ши.

После этого во дворце были зажжены благовонные курени, и император лично вручил военачальнику Хун Синю указ, написанный на красной бумаге, приказав ему тотчас же собираться в путь. Получив указ, Хун Синь простился с Сыном неба, заучил указ наизусть, сложил в ларец полученные от императора благовонные свечи и сел на коня. Сопровождаемый свитой в несколько десятков человек, он покинул Восточную столицу и отправился к городу Гуйцисянь, в округе Синьчжоу.

  из авантюрно - героической эпопеи XIV века, основанной на народных сказаниях и драмах - «Речные заводи» («Шуйху чжуань»)
                                                     Автор (составитель и литературная обработка):  Ши Най - анем

Время, такое время

0

23

Пу ...

"Сиди, придумывай нелепости в стихах,
считай в заборе сломанные пики,
мечтай о самой жирной в мире фиге,
молочных реках и кисельных берегах...
не забывай есенинскую песнь,
пляши и плачь у дряхлого забора...
лошадки запрягаются нескоро,
а полетят, так дай нам, Боже, днесть.
На перемены не раскатывай губу,
на молодых коней надежды мало":
У радио заклинило хлебало -
одно и тоже - будем, будем, будем, Пу...

А в доме тихо не бывает никогда
и ночью обесточенный динамик
вопит как утопающий Титаник:
"Не доплыви до смертного стыда.
Повесь свои долги на потолки,
на тесной кухне, в узком коридоре,
не красной краской, кровью на заборе,
их напиши и после не солги
себе и уходящим в тихий прах,
всем тем, кто будет плакать у забора,
в конце доплыв до тихого позора,
на всём пути не пикнув о долгах"
.

                                                                  О долгах
                                                       Автор: Владимир Осадчий

0

24

Мы опоздали на любовь

Вечер в залах,
Шелест платья,
Опоздала…
«Что ж, присядьте,
На дорогу, что обратно.»
Это строго, но понятно.
Неизбежно наважденье -
Нам увидеться, мгновенье.
После, временной петлёй,
Разлучают нас с тобой.
Так по замкнутому кругу -
Каждый раз искать друг друга.
Всё узнав в одно касанье
– Вспоминая обещанье.
Только не хотелось верить,
Расстояний не измерить.
Слишком изнуряет бег
– Так устала…
Может больше, чем на век,
– Опоздала?

                                                   Опоздала
                                          Автор: Алёна Коса

Опять люди которых я не знаю. Каждый раз здесь новые лица. Они уже битый час говорят ни о чём, перебирают всё... Всё, кроме того ради чего мы здесь собрались.

Меня угнетает эта обстановка. Я чувствую себя рваной курткой, которая весит на вешалке шкафа в прихожей, её просто никто не замечает, как меня сейчас. Я стараюсь отвлечься от этих ощущений и думать о чём - то своём. Но мои раздумья прерывает голос, чем - то отдалённо напоминавший голос Владимира Высоцкого, такой же хриплый и басистый. 

– Здравствуй Сергей, – кладя руку мне на плечо, говорит мой знакомый литератор. 

Я отвечаю так же приветствием. И спрашиваю: 

– Когда уже начало? А то я уже устал слушать этот галдёж. 
– Я точно не знаю, наверное ещё не все пришли, – оглядываясь по сторонам, ответил он.

Я попытался что - то сказать, но мой собеседник, увидив девушку в красном платье, вежливо извинился и ушёл, обещав, что найдёт меня позже. 

Я сново сел на своё место и, словно ученик на скучном уроке, подперев голову рукой начал рисовать на листочке. Рисовал образы героев из своей новой повести. Я уже закончил часть " портрета", как на другом конце огромного круглого стола, с трудом поднявшись начал свою речь престарелый профессор литературы.

Я его не слышал, он говорил на столько тихо, что даже если дать ему концертный микрофон слышно всё - равно не будет. Так прошло ещё 10 минут. Как только он закончил, в зал зашла женщина. Я поднял голову. Сердце забилось чаще, руки начали трястись, как у больного болезнью Паркинсона, всё внутри полыхало. Я с усмешкой про себя сказал: 

" Ха... Её величество удостоила вниманием наше общество. " 

Она аккуратно присела в другой стране стала. Надела очки и оглядела всех своими серыми глазами. Потом поправила чёрное обтягивающие платье, положила руки на стол. 

Каждое это движение, словно напильник прошлось по железу моих нервов, я был взбешён. 

Пожилой литератор осмотрелся по сторонам, решая с кого начать представление своих последних работ. Его взгляд остановился на ней. 

– Мария, давайте начнём с вас, – практически не слышно сказал он. 

Его попросили повторить. И так ещё три раза. И всё - таки до Марии дошло предложение о выступлении. 

Она поднялась с места и начала читать свой рассказ. 

Её голос, словно пули бил по всему, что есть во мне, дрожь, сердцебиение, и огонь внутри меня росли с каждым словом, за 10 минут я уже превратился в 185 сантиметровый ком злости.....

Она закончила... Её все начали хвалить, говорить, как она талантлива и подобного рода лесть в её адрес. Я не выдержал и во весь голос заявил, что рассказ ни о чём, тема не раскрыта, она не смогла донести до мысль.

Все принялись защищать её, доказывая мне обратное. Маше не дали сказать ни слова. Даже если бы у неё это получилось что - то возразить, она не смогла донести до человека с необъективным мнением, что он не прав. Мнение основалась на неприязни и обиде, а не на чувствах, которое даёт нам идея, выраженная с помощью текста. 

Всеобщее осуждение моего глупого мнения. Решил прервать старик - литератор, попросив сидящего рядом человека сказать: 

– Перерыв, друзья мои, перерыв. 

После этих слов, я вылетел из зала в холл, от туда на улицу и закурил. 

В моей голове крутились мысли.

" Сам виноват, сам в неё влюбился когда - то. " 
" Не надо было сюда приходить" 
" Вот так и уходит любовь"..... 

                                                                                                                                     Как уходит любовь (Отрывок)
                                                                                                                                                  Автор: lesors

Время, такое время

0

25

Гениальная метафора - отрыв от народа и .. падение (©)

Народ всю жизнь грешил, безмерно пил,
Пройдя через большие испытания:
Творец себе подобного слепил,
Но устранился он от воспитания.

                                                         Творец и народ
                                                           Автор: Зевс

«Спортлото - 82» — советский комедийный фильм, снятый в 1982 году режиссёром Леонидом Гайдаем. Последний фильм Гайдая, сумевший стать лидером советского кинопроката, в 1982 году — свыше 55 миллионов зрителей.

Фото подбор, за исключением завершающего материал - Авторский.

Нередко даже самые гениальные режиссёры свои главные шедевры снимают в рамках одной эпохи, а в других более - менее растворяются. Так, например, Френсис Форд Коппола в 70 - е был лучшим постановщиком на планете, а после неудачной высокобюджетной лав - стори «От всего сердца», не сделал ничего даже близко такого же великого, как два первых «Крёстных отца», «Разговор» или «Апокалипсис сегодня» (впрочем, фанаты «Дракулы» тут могут поспорить).

Время, такое время

Леонид Иович Гайдай — такой же режиссёр. Его расцвет — это обманчиво спокойная, умиротворённая брежневская эпоха. Его фильмы — это тёплый плед для нескольких поколений советских людей, в котором они заворачивались, пытаясь упорно не замечать все внешние и внутренние проблемы — от ядерной эскалации до тотального дефицита всего.

Сам Гайдай говорил, что продолжает снимать комедии во многом из - за народа — мол, ему и так плохо живётся, пусть хоть в кино посмеётся. Его гениальные фильмы просто не могли существовать без эпохи, без этого самого народа. Даже знаменитая троица Никулина, Вицина и Моргунова представляла собой мини - модель застойного общества — деятельного хапуги, рабочего, любящего выпить, и вечно мнущегося интеллигента.

Гайдай станет знаменитым за пару лет до прихода Брежнева, а свой последний хит выпустит в год смерти генсека.

Между «Самогонщиками» и «Спортлото - 82» — удивительная карьера человека, который два десятилетия нажимал (пусть и гениально) на одни и те же кнопки, раз за разом влюбляя в свои фильмы десятки миллионов советских зрителей.

Но как и всё хорошее, эпоха Гайдая закончилась — с приходом смутных 80 - х. На улицах уже начали ходить в джинсах, в клубах — играть Цой и Майк Науменко, а генсеки — умирать со сверхзвуковой скоростью. Уже запахло свободой и переменами, но они ещё не наступили. Через пять лет выйдет «Асса», меньше чем через десять — закончится СССР.

Время, такое время

В обстановке тотальной перестройки всего фильмы Гайдая перестали быть смешными и, что самое важное, нужными. Советский народ смотрел вперёд, Гайдай по сути топтался на месте.

И «Спортлото-82» в этом плане — показательный фильм, картина - граница, которая отделяет его золотой период от периода творческого увядания. Это заметно, потому что «Спортлото - 82», на первый взгляд, как будто скроено из тех же кусочков, что и его шедевры — те же технические средства, примерно тот же язык, даже некоторые ситуации в фильме повторяют сцены прошлого.

В «Спортлото - 82» есть и момент на рынке, перекликающаяся с аналогичной сценой из «Операции “Ы”», есть погоня в горах, постоянные наезды на главных героев, которые кривляются то в стиле Куравлёва, то Миронова. Даже часть картины снималась ровно в тех же местах, что и, например, «Кавказская пленница».

Но если раньше это работало, то «Спортлото - 82» вызывает лишь пару улыбок. Это фильм великого человека, время которого безвозвратно ушло. Примерно так же, но на 10 лет позже «завянут» и Рязанов с Данелия. Просто их юмор, как и их истории, перестанут цеплять, рикошетить от внешнего мира.

В «Спортлото - 82» явно видно, что Гайдай пытается сопротивляться, быть чуть более современным. От этого в картине постоянно возникает «Пепси - кола» и другие атрибуты «западной жизни» (спасибо Олимпиаде), Кокшенов ходит в кепке с надписью «USA» и постоянно вставляет в речь английские словечки, а герой Пуговкин бравирует тем, что разъезжает по загранице.

Но эти попытки скорее умилительны, как попытки любого пожилого художника сбросить с себя 20 - 30 лет творческой жизни. Примерно так же выглядит моя мама, когда пытается освоить новый смартфон или компьютер. Апофеозом этих поисков «новых смыслов» будет, конечно, «На Дерибасовской хорошая погода», — уже форменная клоунада и нафталиновый цирк с переодеваниями.

Время, такое время

Впрочем, «Спортлото - 82» нельзя назвать безоговорочным провалом. Гайдай тут придумывает как минимум несколько интересных вещей, одна из которых — завязка с четырьмя книгами. Тут, конечно, он даёт немного Стэнли Крамера и переснимает «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир», но на свой лад.

Как и раньше, в «Спортлото - 82» почти нет острых углов — этого Гайдай не допускал. Местами тут всё еще проступает тёплая гайдаевская атмосфера.

К сожалению, этого недостаточно. «Спортлото - 82» проседает в самой важной части для любого гайдаевского фильма — в гэгах (*) и сценарии. Если почти любой гениальный фильм Леонида Иовича можно растащить на сцены и цитаты, то тут, в общем, даже и вспомнить нечего. Кроме того самого финта с книгами, да заглавного шлягера в исполнении Боярского.

Совсем немного, пусть для увядающего, но всё - таки гения, который после «Спортлото - 82» никогда больше не снимет ещё одной по - настоящему народной комедии.

                                                                                               Этот безумный застойный советский мир — про фильм «Спортлото-82»
                                                                                                                                   Автор: Андрей Загудаев
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*) проседает в самой важной части для любого гайдаевского фильма — в гэгах - Гэг (от англ. gag — шутка, комический эпизод) — это комедийный приём, в основе которого лежит очевидная нелепость.

Время, такое время

0

26

Кандалашские войны у порога Царствия Небесного

Кандалашские войны - Культурная отсылка к телесериалу - «Ментовские войны» (2004 - 2017)

Бывает, что человек делает тебе всё только хорошее,
а ты этого не замечаешь и принимаешь всё, как
должное. Но, когда он уходит и ты остаёшься в
полном одиночестве, начинаешь понимать, что,
именно, этот человек был для тебя самым лучшим.
Почему мы не можем во время это понять и быть
благодарными?

                                                                                    Во время понять
                                                                                 Автор: Елена Камнева

Петя по дороге в царствие небесное

«Петя по дороге в Царствие Небесное» (2009) — художественный фильм режиссёра Николая Досталя, снятый по одноимённой повести Михаила Кураева

Фото подбор, кроме фото завершающего материал - Авторский.

Холодная зима 1953 -го. Отец народов плох, но ещё дирижирует с продавленного дивана в Кунцево восходом и заходом Солнца над утопающей в сугробах Кандалакшей.

Посёлок, в свою очередь, занят не менее важными вопросами. У начальника местного ГУЛАГА – пузатого гэбиста Богуславского (Мадянов) – перед сдачей лагеря под ключ спёрли моток колючей проволоки.

Жена полковника, игривая блондинка с формами и порочным ртом (Тимофеева), соблазнив врача - вредителя в подсобке, строит виды на инженера - живчика (Коршунов), перевыполнившего план на "НИВАГЭССТРОЙ".

Снуют лесовозы, "победы", "хорьхи" (*), уныло маршируют зеки, разруливает же всех на перекрёстке Петя (Егор Павлов) – обладатель волшебной палочки в полосочку, местный олигофрен, играющий в Кандалакше роль гаишника.

Пете, кроме зоркого гэбиста, недовольного, что функцию государева человека исполняет идиот, все с готовностью подыгрывают, даже дарят деревянный пистолет, и когда мироздание, оставшись без отца родного, начинает трещать по швам, юродивый гаишник встаёт на лыжи и уходит в лес догонять беглого каторжника.

Время такое время ..

Воссозданный в деталях микрокосмос места, не столь отдалённого в пространстве, сколько во времени и ощущениях – первое, чем «Петя по дороге в Царствие Небесное» (2009) Николая Досталя умасливает взгляд разборчивого зрителя, умеющего отделять мух от котлет.

Немалое достижение по нынешним фальшивым временам, когда каждый российский фильм, действие которого происходит до развала СССР, норовит скатится в шабаш ряженных, устроивших распродажу реквизиторской.

У Досталя же каждая вещица той эпохи похожа на саму себя, готова предъявить документ с пропиской и живёт настоящей советской жизнью, начиная с шахтёрского телефона из литого чугуна, в который кричит команду Коршунов, продолжая избирательным участком с красным кумачом и заледеневшей на лагерном ветру тельняшкой, до сих пор, наверное, сохнущей где - то там на спёртой у начальника колючей проволоке.

В общем, оказавшись, не приведи Господь, в тех местах зимой 1953 года, отыскать нужный леспромхоз, и пункт, где выдают бесплатно ватники и валенки, у вас получится даже с завязанными глазами, это точно.

Почему так важна подобного рода достоверность времени и места становится ясно по ходу действия, так как ничего важного по этому ходу как раз не происходит. До самого финала теплится надежда, что вот сейчас режиссёр, намекающий там и сям на что - то вроде саспенса (**), склеит напрашивающийся ребус из гэбиста, инженера, врача - вредителя и блондинки с формами, замкнув решающее звено деревянным пистолетом.

Но ларчик открывался проще, и все обозначенные лица оказались всего лишь пособниками главного героя, уковылявшего на лыжах в края, откуда никто не возвращался, по дороге, обозначенной в названии фильма. Получается, что единственным, кто не хотел подталкивать ивана - дурака к этому невесёлому исходу, оказался, как ни парадоксально, полковник ГБ, в чьём мироздании уже пробита брешь неизвестным злом, использующим для хозяйственных нужд лагерную проволоку.

Время такое время ..

Помнится, в «Облаке - рае» (1990), одном из ключевых фильмов русских 90 - х, Николай Досталь уже провожал в далёкие края героя, тоскующего по лучшей доле (и, кстати, где - то в тех же местах – в Петрозаводске). Но если в начале 90 - х райское облако ещё тешило душу призрачной надеждой, то своим Петей, совсем уже человеком божьим, Досталь надежду отменил, проставив в получившемся диптихе (***) (а фильмы и впрямь удивительно похожи) замыкающую скобку - приговор: мечтающим о лучшей доле по эту сторону Царствия здесь не место.

Поэтому "Золотой Георгий", вручённый автору на последнем ММКФ, решение хоть и правильное, но не утешительное вовсе.

                                                                                                                    Рецензия на фильм «Петя по дороге в Царствие Небесное»
                                                                                                                                                     Автор: Иван Куликов
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*) Снуют лесовозы, "победы", "хорьхи" - Horch — немецкая автомобильная марка, под которой выпускались автомобили премиум - класса. Основал компанию инженер Август Хорьх в 1899 году. С 1926 года автомобили Horch оснащались рядными 8 - цилиндровыми двигателями, а с 1933 года — моторами V8. Дизайнерский и конструкторский отделы Horch также внесли значительный вклад в разработку довоенных моделей Audi, Wanderer и DKW. В 2021 году сообщалось о возрождении концерна Horch в виде автомобиля Audi A8L Horch.

(**) режиссёр, намекающий там и сям на что - то вроде саспенса - Саспенс (от англ. suspense — «неизвестность», «неопределённость») — приём, который используется в фильмах, видеоиграх или художественной литературе. Он создаёт атмосферу нарастающего тревожного ожидания, напряжения: вот - вот произойдёт что-то ужасное, но что — пока неясно. Таким образом зритель или читатель оказывается полностью вовлечён в сюжет. Ему хочется узнать, что случится дальше, — оторваться от экрана или страницы просто невозможно.

(***)  проставив в получившемся диптихе - Как художественный термин диптих - это произведение искусства, состоящее из двух частей или панелей, которые вместе создают единое произведение искусства.

Время такое время ..

0

27

Часы любви в такой синий вечер

Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
К светлой тайне приложил уста.

                                                                  -- Есенин С. А. - «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (Отрывок)

На часы упорно я глядела
Девушкой красивой и несмелой,
Встречу нашу тихо представляла
И с надеждой очень ожидала.

Стрелки незаметно шевельнутся,
А твои глаза мне улыбнуться,
Скоро состоится эта встреча,
Уплываю снова в синий вечер.

Часики хорошие, родные,
Мне по - сердцу стали дорогие,
Торопитесь, этого желаю,
Я без карих глаз не засыпаю

                                                      Девушка и часы
                                                Автор: Лидия Евченко

Время такое время ..

0

28

После пяти десятков от дня нарождения

Мы все по разному стареем...
И всё зависит от души:
мудреем или же глупеем,
в земные веря миражи.
Да, тело для души одёжка,
а мозг свободен от неё,
но, коль его совсем немножко,
то тело - жалкое старьё.
Душа кричит, как в клетке птица,
и в сердце - колокол тревог,
но ум, когда он вне кондиций,
крикун размером с ноготок.
Союз души, ума и сердца -
залог гармонии в пути!
И не хвалите страстотерпца -
не смог он лада обрести.
Пусть тяжела земная ноша
и слабых духом гнёт в дугу,
но раз я в этот "омут" брошен,
то выплыть всё - таки могу.
Успех зависит от желанья,
усилий, выбора дорог,
а в общем - то от пониманья
того, кто нам отмерил срок.

                                              Мы все по разному стареем...
                                                   Автор: Анатолий Гессе

К пятьдесят первому дню рождения Эраст Петрович в качестве интеллектуального свершения изучил испанский язык, которого ему так недоставало во время плаваний по Карибскому морю. «Ступенькой» для тела стала джигитовка. Верхом он, конечно, ездил и раньше, но не блестяще, а дело - то полезное и к тому же чрезвычайно увлекательное – много приятней поднадоевших гонок на автомобиле.

К пятидесяти двум Фандорин научился говорить по - итальянски и значительно повысил уровень владения кэндзюцу, японским фехтованием. Преподавал ему эту восхитительную науку японский консул барон Сигэяма, обладатель наивысшего дана. К исходу срока Эраст Петрович выигрывал у барона две схватки из трёх (и одну - то уступал, только чтоб не обижать сенсея).

Пятьдесят третий год жизни был посвящён, с одной стороны, античной и новой философии (образование Фандорина, увы, исчерпывалось гимназией); с другой езде на мотоциклете, которая по остроте ощущений не уступала конному спорту.

В истекшем 1910 году умом Эраста Петровича владела химия, самая быстро развивающаяся из современных наук, а тело он развлекал жонглированием (вроде бы ерунда, безделица, но оттачивает синхронизацию движений и мелкую моторику).

В нынешнем же сезоне ему показалось логичным от жонглирования перейти к канатоходству – отличное средство для укрепления физического и нервного равновесия.

Интеллектуальные упражнения тоже отчасти были связаны с прошлогодним увлечением химией. Фандорин решил посвятить очередные двенадцать месяцев давнему пристрастию – криминалистической науке. Назначенный срок уже истёк, но исследования продолжались, поскольку приняли неожиданное и весьма перспективное направление, которым кроме Эраста Петровича, похоже, никто всерьёз не занимался.

Речь шла о новых методах разработки свидетелей и подозреваемых: как побудить их к полной откровенности? В варварские времена для этого использовали способ жестокий и малонадёжный – пытку. Как выяснилось, максимально полных и достоверных результатов можно достичь, используя сочетание трёх типов обработки – психологической, химической и гипнотической. Если человека, обладающего нужной информацией, но не желающего с нею расставаться, сначала правильно типизировать и подготовить, потом ослабить его волю к сопротивлению при помощи определённых препаратов, а затем подвергнуть сеансу гипноза, откровенность будет абсолютной.

Итоги экспериментов выглядели впечатляюще. Однако возникали серьёзные сомнения в их практической ценности. Речь даже не о том, что Фандорин ни за что на свете не стал бы делиться своими открытиями с государством (страшно представить, как могли использовать это оружие нещепетильные господа из Охранки или жандармерии). Но и сам Эраст Петрович в ходе очередного расследования вряд ли позволил бы себе превращать другого человека, пускай даже очень плохого, в объект химического воздействия. Иммануилу Канту, утверждавшему, что с людьми нельзя обходиться как со средствами для достижения цели, это бы не понравилось – а после года философских штудий Фандорин считал кенигсбергского мудреца высшим нравственным авторитетом. Поэтому исследование криминалистической «проблемы откровенности» для Эраста Петровича носило скорее отвлечённо - научный характер.

Правда, открытым оставался вопрос об этичности применения новой методики при расследовании особенно чудовищных злодеяний, а также преступлений, чреватых сугубой опасностью для общества и государства.

Именно на эту тему Фандорин сосредоточенно размышлял уже четвёртый день – с того момента, когда стало известно о покушении на жизнь председателя совета министров Столыпина. Вечером 1 сентября в Киеве некий молодой человек дважды выстрелил в главного деятеля российской политической жизни.

В этом событии многое выглядело фантасмагорически. Во - первых, кровавая драма произошла не где - нибудь, а в театре, на глазах у многочисленной публики. Во - вторых, спектакль был превесёлый – «Сказка о царе Салтане». В - третьих, в зале присутствовал не сказочный, а самый настоящий царь, которого убийца не тронул. В - четвёртых, театр охранялся так, что никакой Гвидон туда не проник бы даже под видом комара. Зрителей пускали лишь по личным пропускам, выдаваемым Охранным отделением. В - пятых – самое фантастическое – у террориста такой пропуск имелся, причём не поддельный, а настоящий. В - шестых, убийца сумел не только войти в театр, но и пронести огнестрельное оружие…

Судя по сведениям, доходившим до Эраста Петровича (а источники информации у него были точные), никаких ответов, способных разрешить эту загадку, арестованный пока не давал. Вот где пригодились бы новые способы допроса!

Пока умирал глава правительства (ранение, увы, было смертельным), пока неумелые следователи попусту тратили время, огромная империя, и без того отягощённая многочисленными проблемами, колыхалась и качалась – того и гляди опрокинется, словно перегруженная телега, из которой на крутом повороте выпал возница. Слишком много значил для державы Пётр Столыпин.

Отношение Фандорина к этому человеку, в течение пяти лет почти безраздельно управлявшему Россией, было сложным. Уважая в премьере мужество и решительность, Эраст Петрович многое в столыпинском курсе считал неправильным, даже опасным. Однако не вызывало сомнений, что гибель Столыпина наносит страшный удар по государству, грозит стране погружением в новый хаос. Сейчас очень многое зависело от скорости и эффективности расследования.

Можно было не сомневаться, что Фандорина привлекут к этой работе в качестве независимого эксперта. Такое неоднократно происходило и прежде, если следствие заходило в тупик в каком - нибудь чрезвычайном деле, а уж дела экстренней и важнее киевского покушения вообразить невозможно. Тем более что Эраст Петрович с председателем совета министров был знаком – несколько раз по его просьбе участвовал в головоломных или особенно деликатных расследованиях государственного значения.

Времена, когда Фандорин из - за ссоры с властями предержащими был вынужден на долгие годы оставить свою страну и родной город, остались в прошлом. Личный недоброжелатель Эраста Петровича, некогда самый могущественный человек Первопрестольной (вернее, то немногое, что осталось от его августейшего тела) давно почивал в помпезном склепе, не слишком оплакиваемый горожанами. Ничто не мешало Фандорину проводить в Москве столько времени, сколько он пожелает. Ничто – кроме привычки к приключениям и новым впечатлениям.

Бывая в городе, Эраст Петрович жил в съёмном флигеле по Малому Успенскому переулку, в обиходе называемому Сверчковым. Давным - давно, лет тому с двести, построил тут каменные палаты какой - то купец Сверчков. Не стало купца, у терема много раз поменялись владельцы, а уютное название осталось в цепкой московской памяти. Отдыхая от странствий или расследований, Фандорин жил здесь размеренно и тихо – запечным сверчком.

Жилище было удобное и для двоих вполне просторное: шесть комнат, ванная, водопровод, электричество, телефон – за 135 рублей в месяц вместе с углём для голландского отопления. Именно в этих стенах по большей части и выполнялась интеллектуально - спортивная программа, изобретённая отставным статским советником. Иногда он с удовольствием представлял, как, пресытившись путешествиями и приключениями, поселится в Сверчковом переулке постоянно, всецело отдавшись увлекательному процессу старения.

Когда - нибудь. Ещё не сейчас. Нескоро. Вероятно, после семидесяти.

До пресыщенности Эрасту Петровичу пока было далеко. За пределами сверчковского запечья оставалось слишком много всяких фантастически интересных мест, происшествий и явлений. Некоторые были отделены тысячами километров, некоторые – веками.

                                                                 из романа Бориса Акунина «Весь мир театр». Глава «Гармоничный человек» (Отрывок)

Мыслею по древу

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Хронология цивилизации » Время, такое время