Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Ключи к взаимоотношениям » Человек - звучит гордо!


Человек - звучит гордо!

Сообщений 71 страница 80 из 96

71

Почему смеялись шестидесятники?

Лет 10 назад некие американцы обнаружили выложенный в Интернете ролик, где радостный Эдуард Хиль оптимистически исполнял вокализ. Ему тут же дали прозвище «Mr.Trololo». Это самое трололо так поразило ю-туберов, что скоро сделалось популярным на Западе. Но речь вовсе не об этом - ныне уже подзабытом - феномене, а о том, что у нас в 1960-е годы улыбка, смех без особых причин были нормальным, естественным состоянием человека, а весёлая энергия Хиля - тому лишь маленький пример.

Человек - звучит гордо!
Эдуард Хиль.

А вот иной пример: «Бывает всё на свете хорошо,- / В чём дело, сразу не поймешь, / А просто летний дождь прошёл, / Нормальный летний дождь». Понимаете, всё на свете хорошо, хотя, вроде бы всё буднично. Автор текста, Геннадий Шпаликов, сочинил это стихотворение на раз-два, лишь бы отвязаться. Но именно поэтому у него получилось самое точное выражение эпохи. Он просто записал то, что видел. Смех 1960-х - это не сатира (хотя, и её тоже хватало) и не усмешка циника, а именно - здоровая реакция на ощущение полновесного счастья.

Человек - звучит гордо!
Фидель Кастро и Никита Хрущёв.

Тогда люди шутили потому, что они сама эпоха располагала к шуткам. Формулировка - «физики шутят» была по сути констатацией факта. Травка - зеленеет, солнышко - блестит, а физики - шутят. Почему люди радовались? В их жизни наблюдалось удивительное сочетание солнечного Настоящего, которое проживалось в ожидании ещё более счастливого Будущего. Это не было предвкушение праздника - это был самый настоящий праздник, который преподносился как Первая Часть Мерлезонского Балета. А вторая обещала быть вдвое, втрое красочнее первой.

Человек - звучит гордо!
Юрий Гагарин.

Культовая фигура XX века - Юрий Гагарин почти на всех фотографиях широко улыбается. Первый космонавт не мог быть хмурым, он не имел права на меланхолию и флегматичность. 1960-е - это время сангвиников и холериков, потому что надо было постоянно гореть, придумывать, рваться и отстаивать. И - хохотать. Остроумие шестидесятников - это умение сыпать шутками и цитатами, вставляемыми в нужное время, в нужном месте, но никак не насмешка над кем-то или над чем-то.

Человек - звучит гордо!
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве».

Для остроумца той эпохи было бы немыслимо высмеивать товарища или даже недруга, чтобы заслужить аплодисменты. Подлость и цинизм (а насмешка над... - это подлость и цинизм!) не котировались, даже если они и приносили кое-какие дивиденды. Остроумная или хотя бы - весёлая девушка считалась круче красивой и модно одетой. Полемика формата физики VS лирики. С точки зрения шестидесятника, «упакованный в фирму» - это вообще не конкурент. Он вне игры, потому что бились настоящие титаны - покорители атома с «ловцами душ».

Человек - звучит гордо!
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве».

У поэтессы Юлии Друниной есть такая строчка: «Весёлое презрение к тряпью».Тряпьё тут - одежда, причём модная. В 1960-е годы культивировалось именно весёлое презрение к материальным ценностям. Было ли это правильно? Спорный момент. Но в контексте 1960-х потребленческая модель поведения рассматривалась, как антипод творческой, созидательной модели. Что считается самым главным из существующих человеческих удовольствий? Всё-таки созидание.

Человек - звучит гордо!
Фото Всеволода Тарасевича (с).

Все остальные удовольствия - спорт, еда, танец, скорость и, наконец, потребление по силе воздействия уступают созиданию, творчеству. Причём, потреблять можно не только Шанель номер такую-то с яхтами и мобилами. Потреблять можно Бетховена, вагантов и прерафаэлитов. Удовольствие - присутствует, но оно не настолько сильно, как если бы человек сам что-то такое создавал. Я не призываю никого браться за кисть и идти рисовать цветочки на обоях. Я говорю о принципе.

Человек - звучит гордо!
Майя Кристалинская.

Потому что созидать можно даже болты на заводе, смотря как к этому относиться. Так вот, в 1960-е творчество в широком понимании этого слова ставилось во главу угла. Люди ощущали себя именно созидателями. От осознания этого они беспрерывно радовались, ибо получали энергию из самой своей деятельности. Новая вещь, если вернуться к теме потребления, тоже имеет радостную энергию - те, кто любит шопинг, это знают. Однако у любой вещи энергия конечна, и человеку нужно снова идти в бутик или в супермаркет.

Человек - звучит гордо!
Типичные шутки 1960-х - стремление в будущее и оптимизм.

Энергия созидания - бесконечна, поэтому бесконечно и ощущение радости. Что же произошло потом, в 1970-е? Творчество превратилось в материал для диссера, а диссер стал ступенькой к материальным благам. И всем сразу стало не то, чтобы скучно, но как-то напряжно. Идеи измельчали рядом с вещами. Открытый смех выродился в усмешку, остроумие тоже никуда не делось - просто оно стало другим. Руки, которые когда-то радостно хлопали в ладоши, сложились в ироничные фиги и спрятались по карманам...

Зина Корзина (с)

Статья написана под впечатлением книги

Петра Вайля и Александра Гениса. «60-е. Мир советского человека».

Отредактировано Алина (2019-01-13 17:38:59)

0

72

Почему в СССР начальники были немолодыми?

Нынешние юноши и девушки часто бесятся от мысли, что не смогут сделать карьеру до 40 лет. Мол, в 25 лет принято уже начальствовать, в 30 - иметь свой дом, а в 40 - свой бизнес. Глянцевые журналы тиражируют неизменный образ 30-летней бизнес-леди, которая всё успевает и прекрасно выглядит. Вот молодые и напрягаются - поскорее закончить учёбу, заработать свой первый миллион (если получится), поскорее узнать, что такое ипотека (ха-ха), поскорее, поскорее... Так вот, в советские времена 25-летний начальник отдела - это было нонсенсом.

Человек - звучит гордо!
Типичная женщина-руководитель. Фото Н. Маторина из журнала «Работница». ©

Я не беру 1920-е - первую половину 1930-х, когда юных комсомолок ставили руководить областными комитетами или даже заводами. Я о том времени, когда всё успокоилось. Полагали, что лет до 30-35 человек учится не только тонкостям своей профессии, но и подчинению, а уже потом он имеет право спокойно подчинять других. Людмиле Прокофьевне Калугиной уже 36 лет. Не менее взрослой была и 40-летняя Катя Тихомирова из меньшовской мелодрамы. К тому же, последняя сделалась крупным боссом не так давно, что усиленно подчёркивается. Впрочем, даже их не юный возраст - нижний предел для подобных должностей. В реале им было бы 45.

Человек - звучит гордо!
Ещё одна типичная женщина-руководитель. Фото С. Ященко из журнала «Работница». ©

В одной из статей была хорошая фраза, смысл которой сводился к следующему: «1970-е годы - эпоха вечных МНС-ов» (то есть, младших научных сотрудников), у которых практически не было шансов сделаться чем-то бо́льшим. Причина? Да тоже очень проста. Старшее поколение научных работников, а также начальников цехов и прочих «вершителей» прошло суровую школу ещё в сталинское время, когда уходить со службы, даже на законный отдых, считалось не комильфо. Ему 60? А он всё в строю. Ему 65? А он ещё бодрячком! Ему 70? Хорошо сохранился! К тому же, их право на пенсионное обеспечение оставалось незыблемым - им никто не повышал возраст выхода.

Человек - звучит гордо!
Здесь мы видим не только пожилого руководителя государства, но и немолодых начальников производства.

В 1970-1980-х гг. многие большие начальники были 1910-1920-х годов рождения (а иной раз 1900-х). За свою жизнь они привыкли к мысли, что уйти на пенсию - это предать своё-большое-дело. А раз старшее поколение не уходит, то и младшее - всё в МНС-ах. К тому же, эпоха Застоя была невероятно комфортна, особенно для начальников - зачем уходить на пенсию, когда можно руководить любимым делом, да ещё и иметь значительные бонусы? Прошли те времена, когда вышестоящих товарищей расстреливали за любую ошибку. Более того - дикторы ЦТ и популярные эстрадные артисты за редким исключением не блистали юностью.

Человек - звучит гордо!
Дикторы Центрального Телевидения тоже были не молоды.

И вместе с тем... Вместе с тем, в обществе процветало мнение, что возрастные рамки - незыблемы, как смена времён года. В 18 - замуж, в 19 - рожать, в 30 - уже тётенька. Таким образом, одна и та же 30-летняя дама в СССР считалась и «тёткой», и «молодым специалистом», у которого почти нет шансов занять важный пост. С одной стороны, ей не доверяли кресло в начальственном кабинете, с другой - упаковывали её тело в суровые «возрастные» пальто и с пониманием относились к её лишнему весу/изношенному сердцу/варикозным ногам. Люди в СССР, как правило, не стремились выглядеть моложе своих лет - было попросту незачем...

Зина Корзина (с)

0

73

Шнур, как символ «тучных-нулевых»

Сергей Шнуров — бесспорно одарён, однако, сейчас не об этом. Он был одним из талисманов «тучных-нулевых» с их буржуйским благолепием и декларируемой помпезностью. Миллениум бытия. Офисное пространство раздвигалось с фантастической скоростью, ломая ветхие перегородки и заполняя дивный-новый-мир (почти по Хаксли) гаджетами и бодрым хай-теком. Гламурные журналы становились всё толще - из-за рекламы бриллиантов и омолаживающих процедур.

Человек - звучит гордо!
Сергей Шнуров.

На этом фоне явилась целая генерация хомо-постсоветикусов (sic!), мнящих, что умеют работать и отдыхать, тогда как в реальности они не умели ни того, ни другого. Эту бесславную когорту время от времени пинали гуманитарии, вроде Пелевина или Минаева, обрушивая на них то «Поколение Пи», то ещё какой-нибудь душный «Духless». Что им дадено? Сизифов труд и — клубные загулы с болезненно-тощими, грудастыми девками.

Карьера? Тоскливый морок аутсорсинга и унылая бестолочь дистрибьюшена. Куда податься? И тут явился он — апаш, расстрига, ниспровергатель. Шнуров. Ещё пять минут назад хотелось повеситься — как раз на шнуре или на стильных подтяжках от Cerruti, но откуда-то раздалось залихватское: «Ты менеджер среднего звена / Ты не работаешь под, ты работаешь на...!» И вешаться расхотелось.

Напротив, душа развернулась, потом — свернулась и — упитанного юрисконсульта затрясло вприсядку посреди осточертевшего оупен-спейса... Группу со скромным названием «Ленинград» тогда боготворили вовсе не мальчики из подворотен (как могло бы показаться на первый взгляд) и не суровые рокеры (как тоже могло бы померещиться) и уже тем более не интеллектуалы (которые иной раз любят развязное хулиганство и жонглирование словами).

Основной костяк фанатов составили те самые пухлоногие мальчики из менеджерской братии — в 2000-х им было слегка за тридцать. Они выросли циничными и - ранимыми, на стыке времён, под бандитскую стрельбу и сладкие рифмы перестроечной попсы. Они шли на юрфак не из любви к правовой справедливости, а из корыстолюбия, дабы получить всё то, о чём так долго брехала реклама. И вот итог мечтаний и метаний — сытый, хорошо обставленный тупичок.

Одна отрада — врубить в машине диск Шнура и ослабить галстучек от Pietro Baldini. Сбежать от корпоративного ада и дресс-кода, побыть быдлом, поорать (хотя бы мысленно) матерные паскудства. Сергей Шнуров — этакий enfant terrible эры тотального глянца. Он был яростно антигламурен в эру гламура, но при этом, оказался её порождением и - дополнительным смыслом. Антипод — и неотъемлемая часть. Перец на фоне приторной патоки и карамельного парадиза...

Зина Корзина (с)

0

74

Слава - технарям!

«Что-то физики в почёте.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчёте,
Дело в мировом законе».

Борис Слуцкий.

Не так давно мне довелось прочесть фрагмент из старого, увы, забытого советского романа с каноничным соцреализмовским названием – «Покоя нет». Автор Всеволод Воеводин в этом крошечном отрывке даёт развёрнутую картину вкусов, общественных «привычек» и пристрастий, бытовавших в послереволюционные, нэповские годы. Итак, судите сами: «…Рабочая молодёжь тянулась главным образом в технику, в медицину, в университет, тогда как художественные вузы по-прежнему широко держали двери открытыми для выходцев из самых разных социальных слоёв. Дети "бывших" овладевали искусством декламации, дочки гостинодворских и сенновских нэпачей изучали фольклор, люмпены - лирику Рембо». Итак, перед нами – великолепный, талантливый образчик агитпропа. Идея, заключённая в изысканно-чёткую формулу: правильная молодёжь, «комсомольское племя» рвётся покорять технические горизонты, интересуется медициной, а вот малахольные дочери бывших камергеров, не успевших смыться в Париж, отправлялись постигать декламацию или же учились отличать ямб от хорея. Это – маркер.

Человек - звучит гордо!
Пётр Вильямс. «Автопробег». 1920-е годы.

Имеется и другой посыл – всё та же дочь камергера или ещё какого-нибудь «нэпача», нэпмана не имеет морально-социального права быть инженером, касаться нашей передовой техники! Её место – в затхлом углу, среди пыльных штор и вчерашних смыслов. Петь романсы на провинциальной эстраде, читать со сцены поэмы или, в самом оптимальном случае, куковать в редакции незначительного литературоведческого журнала. Что же? Будет всю жизнь черкать заметки об особенностях слога-ритма-смыслов Роберта Бёрнса или Афанасия Фета (например), не забывая, однако, вовремя ввернуть более-менее подходящую цитатку из Карла Маркса. В этой связи вспоминается цветаевская «Повесть о Сонечке»: «Ей надо было заниматься только читкой, но она так была связана с театром! Разбрасывалась. А в театре, конечно - труднее. В провинциальных театральных коллективах она была ну... ну как алмаз!» В довоенном СССР было много таких вот странных, неприкаянных личностей с гуманитарным складом ума, с бесполезно-тонкими руками и с томиками стихов под подушкой. Они что-то писали, где-то выступали, были неизменно печальны – они существовали на обочине нашей солнечно-звенящей, наполненной рёвом моторов, действительности.

Человек - звучит гордо!
Виктор Калмыков. «Сатурний». Проект грядущего города. 1920-е годы.

Вообще, если вспомнить сюжеты литературных произведений, фильмов, стихов, то можно заметить одну очень важную деталь - в советской картине мира «технари» располагались неизменно выше «гуманитариев». Об этом красноречиво говорит даже знаменитая фраза-лозунг: «Писатели – это инженеры человеческих душ». Да, писатели важны, они – обязательны. Их надо растить, холить и лелеять, направлять их талантливое перо, ибо без них – деградация. Но. Они возможны лишь потому, что они – тоже инженеры. Что такое коммунизм? По словам Ленина, это советская власть плюс электрификация всей страны. Итак, физики - в почёте, лирики…нет, не в загоне, а во вторую очередь, ибо первым делом – самолёты. Послереволюционные рабфаки, как писалось в одной тогдашней газете, это «…настоящая фабрика молодых кадров для нашей молодой индустрии». Страна Советов остро нуждалась в толковых, но при этом – политически грамотных, инженерах – дореволюционные специалисты, или как их тогда называли, «спецы» не вызывали доверия. Они казались ненадёжными, их подозревали в симпатиях к буржуйскому Западу и в ностальгии по старым порядкам. Все эти дядечки с холёными руками и старорежимными привычками могут быть только «попутчиками», да и то – не во всём. Не везде. Не всегда.

Человек - звучит гордо!
Александр Дейнека. Техника = динамика жизни. 1920-е годы.

Помните в романе «Золотой телёнок» многажды упоминался немолодой и наглый инженер Талмудовский? Он постоянно – как чёрт из табакерки - появляется в каждом городе, на пути у главных героев. И каждый раз мы видим его удирающим с предприятия – не те ставки, не те условия: «Вы это крепостное право бросьте. Сами всюду пишут: «Свобода, равенство и братство», а меня хотят заставить работать в этой крысиной норе. <…> Тут Талмудовский быстро разжал кукиш и принялся считать по пальцам: – Квартира – свинюшник, театра нет, оклад…» Впрочем, в «12 стульях» есть похожий персонаж – инженер Брунс, который точно так же мотается по стране в поисках лучшего оклада и не прочь прикупить по случаю гарнитур генеральши Поповой. Разве с такими …господами можно построить социалистическую индустрию? «Кадры решают всё в период реконструкции!» - кричали лозунги, а люди старались им соответствовать. Инженер – это не только новый завод, грандиозная стройка или очередной гидроузел. Это – оборонительная война. А грядущая битва тогда ощущалась в каждом песенном звуке, в каждом четверостишье, в каждой пионерской речёвке.

Человек - звучит гордо!
Борис Иогансон. «Рабфак идёт».

В довоенной литературе профессия инженера упоминается столь же часто, как и словосочетание «красный командир», причём, не только в специфических производственных вещах, вроде катаевского романа «Время – вперёд!», но и в детских повестях и рассказах. Надеюсь, все читали в детстве эту гайдаровскую вещь? Стало быть, знаете этот отрывок: «Олечка, не ходи на инженера, ходи на доктора, - заговорила Женя, подсовывая настольное зеркало.- Ну, погляди: какой из тебя инженер? Инженер должен быть – вот… вот… и вот… (Она сделала три энергичные гримасы.) А у тебя – вот… вот… и вот… – Тут Женя повела глазами, приподняла брови и очень неясно улыбнулась». Замечу, что девочке даже не приходит в голову посоветовать своей хорошенькой старшей сестре пойти на филолога или в актрисы. Впрочем, и дядя главного героя - Тимура – представляется всем инженерным работником: «Он же сказал ей, что его зовут Георгий, фамилия его Гараев и он работает инженером-механиком на автомобильном заводе». Впрочем, реальность оказывается гораздо более интересной... Инженер, он же красный командир. Типично. Знаково.

Человек - звучит гордо!
Кадр из кинофильма «Ошибка инженера Кочина».

В другой, не менее популярной повести читаем: «Её отец, Платон Половцев, инженер, был старым другом моего отца». Или вот детский разговор: «- Еще бы не догадливый! - спокойно ответил Славка. - Такая уж у него работа. - Он военный инженер? Он что строит? - Разное, - уклончиво ответил Славка и с гордостью добавил: - Он очень хороший инженер!» Зачем понадобилось Гайдару столь частое упоминание именно этой профессии? Ответ очевиден – инженер – стратегическая специальность. Как тут не вспомнить «Ошибку инженера Кочина» - культовый довоенный фильм. Помните? Талантливый изобретатель-конструктор, работник авиационного завода, совершает чудовищную, непростительную ошибку. Он берёт домой на ночь секретные чертежи самолёта, чтобы внести в них правку по результатам лётных испытаний. Эта грубая промашка оказывается фатальной. Ещё один примечательный факт – в кинокомедии «Вратарь» действует персонаж – инженер Карасик. Так вот, в одноимённой повести Льва Кассиля этот персонаж значится, как журналист. Просто создатели фильма сочли невозможным делать «гуманитария» одним из главных действующих лиц. Только технарь! Только – «железо»!

Человек - звучит гордо!
В кинофильме «Вратарь» Карасик именно инженер, а не журналист, как в повести.

Вместе с тем, Советский Союз не был технократическим обществом в чистом виде. Крупные писатели, талантливые художники и большие артисты чествовались с небывалой помпой. Важнейшим из искусств признавалось кино, и Любовь Орлова считалась, как теперь принято говорить, «иконой стиля». Юные девы обожали теноров и делились на два непримиримых лагеря – поклонниц Сергея Лемешева и обожательниц Ивана Козловского. Потомственный граф, великий писатель Алексей Толстой жил и при Советах в небывалой роскоши. Вы заметили нюанс? В СССР высоко ценились только талантливейшие из гуманитариев, так сказать, лучшие в своём роде. Если уж быть «лириком», так могучим или – не быть вовсе. Если же автор сценария, книги, фельетона хотел подчеркнуть, что его героиня пошла по плохой дорожке, то непременно писалось так: решила пойти в актрисы или спуталась с непризнанным поэтишкой. Стилягу рисовали любителем оперетты, поэзии, всяческих изящных искусств. А вот правильная, хорошая девушка, пройдя испытание настоящим трудом, больше не мечтала танцевать на льду, а шла прямиком в автодорожный ВУЗ...

Зина Корзина (с)

0

75

Хорошего опыта войны не существует...

Человек - звучит гордо!

Его не может быть...

Потому что даже за Великой Победой стоят Великие Потери...

А в этих потерях - люди...

Люди, которые хотели иного опыта...опыта обыкновенной мирной жизни, в которой любят, работают, строят дома и школы, рожают детей, пишут книги, ездят на море, получают образование, ссорятся, расстаются, преодолевают житейские трудности...

ЖИЗНИ, В КОТОРОЙ ЖИВУТ...

Живут, а не умирают безвременно жестокой военной смертью, в которой нет закономерности природы, а есть подлый замысел той кучки сволочей, которые и задумывают эти войны, никогда не переживая о том, что даже одна принесённая на чёрный алтарь войны жизнь - лучший повод не воевать...

Я глубокий пацифист, и мне чужда помпезная память о войне с георгиевскими ленточками на чём придётся, и парадами страшных инструментов массового убийства на Красной площади...
Но чужды и речи тех, кто вообще не понимает, зачем её помнить, эту войну, особенно, если у побеждённых жизнь слаще и краше, чем у победителей, а сейчас много есть чего интереснее, чем праздновать победу...

Можно не праздновать...

Можно имитировать амнезию, превращая в беспамятство то, что было тогда...

Всё можно...

Просто вглядываясь в старые фото тех, кого уже не встретишь живыми, стоит помнить о том, что и они жили когда-то жизнью, в которой было много чего интереснее, чем умереть в окопах, сгореть в печах концлагерей, похоронить детей и близких, горько ждать весточек с фронта...и никогда их не дождаться...

Я не думаю о войне...

Я всегда думаю о количестве жизней, которые мы потеряли...

И с детьми, ничего не знающими о том времени, я тоже говорю именно об этом...
Чтобы не пришло в пустую голову гламурно позировать в отутюженной военной форме, или клеить на бибики наклейки с порно наклоном и обещанием повторить...

Повторить не получится...

Просто помнить достаточно...

9 Мая...и всё, что было ДО...

Лиля Град

0

76

Почему пил Саврасов?

Когда-то в детстве я читала статью об Алексее Саврасове, а поскольку это было издание советское, то причину алкоголизма, которым страдал самый лучший русский пейзажист, авторы искали вовне - точнее, в невозможности видеть страдания простого народа. Так и заявили: мол, спился гений из-за чудовищного бытия крестьян, выпущенных после реформы-1861 без земли. И уже как-то фоном подавались другие моменты: несложившаяся семейная жизнь с немецкой женой Софи Герц (сестры искусствоведов); смерть детей и - ...трагическая невозможность написать что-то лучшее, чем «Грачи прилетели». Это был пик и одновременно - финал. Но так или иначе, мы отмечаем 190-летие со дня рождения Алексея Саврасова!

Человек - звучит гордо!

У Саврасова — грубоватое и выразительное лицо. Здесь всё создано для крепкой жизни и уверенного противостояния судьбе. Он родился в 1830 году в семье московского купца 3-й гильдии, что означало приличный, хотя и не великий оборот в делах. Отец, как водится, мечтал приспособить Алёшу к промыслу, вырастить коммерсанта, но мальчик с детства тяготел к рисованию. Поэтому с середины 1840-х купеческий отпрыск учился в Училище живописи и ваяния.

Человек - звучит гордо!
Жена Саврасова - София Карловна Герц.

Далее - на сайте газеты «ЗАВТРА».

0

77

Алина написал(а):

Почему пил Саврасов?

— А Модест-то Мусоргский! Бог ты мой, а Модест-то Мусоргский! Вы знаете, как он писал свою бессмертную оперу «Хованщина»? Это смех и горе. Модест Мусоргский лежит в канаве с перепою, а мимо проходит Николай Римский-Корсаков, в смокинге и с бамбуковой тростью. Остановится Николай Римский-Корсаков, пощекочет Модеста своей тростью и говорит: «Вставай! Иди умойся, и садись дописывать свою божественную оперу "Хованщина"».
И вот они сидят: Николай Римский-Корсаков в креслах сидит, закинув ногу за ногу, с цилиндром на отлете. А напротив него — Модест Мусоргский, весь томный, весь небритый, — пригнувшись на лавочке, потеет и пишет ноты. Модест на лавочке похмелиться хочет: что ему ноты! А Николай Римский-Корсаков с цилиндром на отлете похмелиться не дает…
Но уж как только затворится дверь за Римским-Корсаковым — бросает Модест свою бессмертную оперу «Хованщина» — и бух в канаву. А потом встанет и опять похмелится, и опять бух!..

0

78

Песни про_тесто.

Почему-то принято считать, что русский рок, в отличие от британо-американских коммерческих аналогов — то музыка интеллектуалов. Процесс усиленного думания. Поиск смыслов. Безусловно! Вот эти ритмо-рифмы — для изыскания бриллиантов мысли: «Папирос нет, и огня нет, / И в окне знакомом не гори свет. / Время есть а денег нет, / И в гости некуда пойти». Или вот это: «Какие нервные лица - быть беде; / Я помню, было небо, я не помню где». Два разных автора, но одна и та же словесная жвачка: «Кто я? Где я? Сигарет нет, а рок-н-ролл мёртв».

Лейся Песня!
Cергей Лемехов. (с) Русский рок.
Тут изображён так называемый квартирник.
Или нет - репетиция.

Очевидно, «дырки-булки-вилки» и «князья тишины», бредущие по «бриллиантовым дорогам» тогда казались круче официозных канцон о любви к веснушчатым девчонкам, о БАМе и комсомоле, что беспрестанно выдавали все радиоточки Советского Союза. Наш самопальный рок был ещё и терпко-жёсткой альтернативой дискотечным «Арабескам» и сменившим их «Модерн-Токингам». Но признайтесь уже сами себе — там нет никакой потрясающей музыки, нет по-настоящему годных стихов. Нет ничего кроме нормального юношеского протеста. Песни протеста. Про тесто. То тесто, которое не сделалось пирогами.

Привыкшие быть фрондирующим авангардом, рокеры «цвета ультрамарин» в 1990-х дружно утихли и затесались в команду Ельцина. Всё стало именно таким, как им грезилось. Проснись и пой. Так, да не так! Бороться-то с чем?! Неслучайно Егор Летов красиво метнулся в сторону коммунистов и спел о «молодом Ленине» и таком же юном Октябре. Где Пахмутова — и где Летов? Эра коммерции не приняла борцов за свободу и обозначила их новый статус - «герои вчерашних дней». Музыкальное изобилие 1990-2000-х создало новых звёзд, в том числе и в рок-среде.

Глянула я тут обсуждаемый клип Юрия Шевчука. Наверное, так не узнала бы о шедевре, да Захар Прилепин о нём написал...

Отредактировано Алина (2020-07-27 09:36:00)

0

79

Вот она, настоящая "Песня про тесто":

"Граждане, все остальное - кич!"

0

80

"Серега Санин" - "Эта песня об очень хорошем парне!"


"Серега Санин"

Просто вспомнилось. Просто пятница. Просто настроение. Да и песне 55 лет в этом году. Помните такую? "Серега Санин". Да, Визбор. Который - "Лыжи у печки стоят", "Милая моя, солнышко лесное", "Домбайский вальс", "Не верь разлукам, старина" и прочее, ставшее частью того времени. Другая жизнь, другой мир, другая эпоха, другие песни и люди. Вспомним  парочку из них?

Юрий Визбор: Эта песня - об очень хорошем парне!

Нам почему-то вспомнилась песня «Серега Санин», которую все особенно полюбили после выхода на экраны трехсерийного фильма «Нежность к ревущему зверю» о сложной жизни и работе летчиков-испытателей.

Кстати, ради этой песни режиссер и сценарист картины даже изменили имя главного героя на Сергея Санина. А дочка Юрия Иосифовича, Татьяна Визбор, напомнила, как она появилась, - эту историю ее отец рассказал на одном из концертов, а потом она вошла в книгу «Юрий Визбор. Монологи со сцены»:

- Я организовал материал для своего журнала и ряда других изданий и летал с экипажем Ту-144 целый месяц. Там не летчики, а просто сплошные волки. У каждого грудь в крестах. Это очень опытные пилоты, которые знают, рассказывают и умеют рассказывать очень много интересных историй. В общем, летная жизнь, конечно, безопасная.
Но бывают случаи, когда она не очень безопасная и очень сложная. В первом полете с нами летел один человек - это был второй пилот, потом он ушел из этого экипажа и, выполняя задание очень серьезное, погиб. Это был очень хороший парень, молодой человек совершенно. Он пришел в гражданскую авиацию из истребительной. Был очень талантливый летчик. Звали его Сережа. И вот о Сереже Санине я написал песню.

Юрий Визбор и Серега Санин

С моим Серегой мы шагаем по Петровке,
По самой бровке, по самой бровке.
Жуем мороженое мы без остановки -
В тайге мороженого нам не подают.
То взлет, то посадка,
То снег, то дожди,
Сырая палатка,
И почты не жди.
Идет молчаливо
В распадок рассвет.
Уходишь - счастливо!
Приходишь - привет!
Идет на взлет по полосе мой друг Серега,
Мой друг Серега, Серега Санин.
Сереге Санину легко под небесами,
Другого парня в пекло не пошлют.
Два дня искали мы в тайге капот и крылья,
Два дня искали мы Серегу.
А он чуть-чуть не долетел, совсем немного
Не дотянул он до посадочных огней.
То взлет, то посадка,
То снег, то дожди,
Сырая палатка,
И почты не жди.
Идет молчаливо
В распадок рассвет.
Уходишь - счастливо!
Приходишь - привет!

Юрий Визбор, 1965 г.

О чем эта песня? О летчике, о мужской дружбе, о верности долгу... В общем - о жизни и смерти.

Тот далекий 1965 год был одним из самых светлых в жизни Юрия Визбора. Он написал тогда почти тридцать песен, и все они живут до сих пор. Их помнят, напевают, их любят. И самая любимая, конечно, - "Серега Санин".

Сколько раз я переписывал ее от руки. Не только потому, что боялся забыть слова, а просто слова эти мне важно было носить с собой - в штормовке, в куртке, в гимнастерке...

Зиму с 1984-го на 1985 год я встретил командиром второго взвода четвертой роты отдельного батальона, охранявшего нечто особо важное в уральской тайге. В нашем поселке, на главной улице Победы, стоял маленький и низенький, как будка, киоск "Союзпечати". Я всегда задерживался у него, чтобы поразглядывать открытки, значки городов-героев, монгольские марки с жуками и бабочками. Эти самые пустяковые вещи напоминали о большом городе, о "мирной" жизни.

И вот однажды я увидел в киоске пластинку с фотографией Визбора и нарисованными синими горами. Пластинка называлась: "Наполним музыкой сердца". Там были песни "Домбайский вальс", "Милая моя", "Наполним музыкой сердца", "Фанские горы", "Серега Санин"...

Я принес пластинку в барак, где мне дали комнату. Проигрывателя у меня первое время не было, и пластинка стояла на книжной полке, сделанной из почтового ящика. Визбор смотрел на меня как старший брат: мол, прорвемся, дотянем до посадочных огней.

А через несколько лет, работая в газете, я приехал в Волгоград и в доме Зинаиды Петровны Селезнёвой-Андреевой увидел эту же фотографию Юрия Визбора.

"Вы любите Визбора?" - обрадовался я. "Да, - ответила Зинаида Петровна, - если бы не он, мы бы с мамой так и ютились в коммуналке..."

Зина Селезнева родилась летом 1942-го в подвале того самого дома Павлова, который 58 суток обороняли двадцать четыре бойца под командованием лейтенанта Афанасьева. Отец малышки, рабочий "Красного Октября", погиб, так и не узнав, что у него родилась дочь.

В 1965 году в Волгоград приехал специальный корреспондент звукового журнала "Кругозор" Юрий Визбор. Он готовил репортаж о защитниках дома Павлова. Увидев, в каких условиях живут Зина и ее мама, Визбор пошел в обком и сказал: "Вы должны дать этой семье квартиру, а я через месяц позвоню из Москвы и проверю". Через месяц Селезневы получили однокомнатную квартиру.

Первое, что они купили, - тяжелый, как сундук, магнитофон "Комета". Когда его включаешь, то лампочка, будто тлея, сперва подрагивает в сумерках, а потом смотрит так ровно и мирно, пока крутится пленка и звучит голос.

Идет на взлет по полосе мой друг Серега,

Мой друг Серега, Серега Санин...

Однажды он записал в дневнике: "Боже мой! Какую радость раньше нес с собой снег, когда легко любилось!.. Куда все это ушло? В какую-то черную яму, в зарешеченное отверстие общественного душа. Остались мелкие радости: что не тронули сегодня, не испортили настроения, не довели давление до клокотания в горле, дали спать. Наше отечество - небо..."

Его песни, услышанные нами еще в детстве, проступают в нас, как с возрастом виднее становятся вены на руках. И Визбора мы никогда не назовем "певцом", "музыкантом", "исполнителем", "композитором"... Даже слово "бард" - слишком вычурно для него. Он - друг, старший брат, родной человек.

И сейчас его присутствие в нашей жизни мы чувствуем острее, чем в годы более тихие и благополучные.

Ах, что за дни такие настают?

Куда приводит вешняя дорога?

Она ведет, ни мало и ни много,

В запретный сад, на улицу твою.

Кстати

Из дневника Юрия Визбора, 1973 год

В Киеве ставивший штамп на паспорт долго смотрел на меня, узнавая: Визбор, Визбор... (сердце у меня затрепетало: вот оно, народное признание - простой солдат и тот знает!) А вы недавно через Чоп не проезжали?

Другой мир. Давно и безвозвратно утраченный. То, что сегодня с нами, в том числе и потому, что тот мир мы не защитили. У нас была к нему масса претензий, он был несовершенен и мы хотели большего. Ну вот оно, большее. Огромное, с головой накрывшее.
Разве мы не этого хотели? Нет? Тогда почему приняли - это? Незаметно, шаг за шагом, постепенно сдавая один рубеж за другим. Не заметив, как подошли к краю пропасти. Или нет, уперлись спиной в стену. И отступать дальше некуда. Совсем. Поняли мы это?


"Спокойно, дружище, спокойно"

Да нет, никто не погиб, кроме летчика-испытателя и героя того старого фильма, "Нежность к ревущему зверю". Погибло что-то в нас всех. И мы в меру сил пытаемся это воскресить, сейчас, когда приперло и стало понятно, что рубежей отступления уже не осталось. Хоть вроде и поздно. Но - лучше поздно, чем никогда, так? А так-то, во всем происходящем есть одна хорошая сторона - стало понятно, кто есть кто. И скоро будет предельно ясно - кто чего стоит.  Всем нам - с честью выдержать предстоящий последний, самый важный экзамен. Не сломаться. Не прогнуться. Не спасовать. Выстоять. Нам - есть на кого ровняться.

Человек - звучит гордо!

Спокойно, дружище, спокойно!
У нас ещё всё впереди.
Пусть шпилем ночной колокольни
Беда ковыряет в груди –
Не путай конец и кончину:
Рассветы, как прежде, трубят.
Кручина твоя – не причина,
А только ступень для тебя.

По этим истёртым ступеням,
По горю, разлукам, слезам
Идём, схоронив нетерпенье
В промытых ветрами глазах.
Виденья видали ночные
У паперти северных гор,
Качали мы звёзды лесные
На чёрных глазищах озер.

Спокойно, дружище, спокойно!
И пить нам, и весело петь.
Ещё в предстоящие войны
Тебе предстоит уцелеть.
Уже и рассветы проснулись,
Что к жизни тебя возвратят,
Уже изготовлены пули,
Что мимо тебя просвистят.

отсюда

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Ключи к взаимоотношениям » Человек - звучит гордо!