«Дом, в котором я живу» - почему я осуждаю Лиду?
Кинофильм «Дом, в котором я живу» (1957) обсуждают намного реже, чем другие знаковые картины эпохи, хотя, он потрясающе сделан. Кроме того, за 100 минут авторы умудрились рассказать историю нескольких семей, причём так, что все характеры оказались выписаны идеально-точно и ярко. Второй подобный фильм – «Офицеры» (1971). Но сегодня хотелось бы разобрать поведение одной из героинь «Дома…». Той, что изменила своему супругу с эффектным командиром.
Кадр из фильма «Дом, в котором я живу» (1957). Скриншот.
Итак, помимо всех интересных коллизий, в «Доме…» есть любовный треугольник, сыгранный звёздами – геолог Каширин (Михаил Ульянов), красавец-военный Константин (Евгений Матвеев) и, наконец, блондинка Лида (Нинель Мышкова). Нам показывают, что Каширин, хотя и любит свою жену, однако, его реальная страсть – это геология и лучистый колчедан. И все мысли его там – «в поле», а не в уютной комнате, созданной стараниями Лиды.
Кадр из фильма «Дом, в котором я живу» (1957). Скриншот.
Вроде бы её можно понять – привлекательная женщина получила …мужа-невидимку, даже в редкие свои приезды беседующего о горных породах. Он столь фанатичен, что заражает своей мечтой соседского парня – собственно, главгероя Серёжу (если помните, он тоже становится геологом). А чем живёт Лида… кого это волнует? Она для Каширина – где-то на пятом месте после всех изысканий. Но вот появляется статный мужчина – Константин, старший сын доброжелательных (на тот момент) соседей.
Кадр из фильма «Дом, в котором я живу» (1957). Скриншот.
Что делает? Спрашивает Лиду о ней самой – она рассказывает, как хотела быть кем-то «настоящим». То художником, то врачом, всё не сложилось, теперь занимается росписями для легпрома. И ей это не нравится (в СССР была жёсткая иерархия профессий – врач, геолог, художник, офицер котировались выше, чем, допустим, модельер или автор тканевых орнаментов, как Лида). В общем, вспыхнуло и – покатилось. Утром офицер вышел из комнаты Лиды. Презрение соседей, что неудивительно.
Кадр из фильма «Дом, в котором я живу» (1957). Скриншот.
Но весь ужас в том, что Лида поняла, кого потеряла, когда её муж-геолог не вернулся с войны. Он и был настоящим. И надёжным. В тех же «Офицерах» Люба ждала своего Алёшу годами, часто не зная, где он. Или, уезжая вместе с ним, куда пошлют. А тут даме не нравилось, что супруг треплется о каком-то лучистом колчедане. В финале она осознала, что жила в раю. Девушки сначала ищут хороших парней при деле, а потом обижаются, что дело – важнее амуров.
Кадр из фильма «Дом, в котором я живу» (1957). Скриншот.
Для таких, как офицер Костя женщина тоже не на первом месте. Потому что у таких всегда ...женщины. Во множественном числе. И они все - эти мадам где-то фоном. Военно-полевые жёны и романы в каждом городке. Для эгоисток - те же грабли, только сбоку. Да. Военный (красивый-здоровенный) продолжал донимать вдову своими предложениями и после победы. Однако у меня такое чувство, что теперь Лида уж точно не выйдет за Константина. Потому что – стыдно. Не перед соседями, а уже перед собой лично. Она за это время и сама стала «настоящей».
Zina Korzina (c)