Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Ключи к взаимоотношениям » Люди, такие люди...


Люди, такие люди...

Сообщений 201 страница 210 из 287

201

«Старший сын» - когда положительность бесит

Фильм «Старший сын» (1975), снятый Виталием Мельниковым по одноимённой пьесе Александра Вампилова, вещь многослойная и при том – воздушная и простая – в хорошем смысле этого слова. Мораль такова, что не всякая правда – благо и не каждая ложь – проступок.

Здесь (вроде как) всё перевёрнуто с ног на голову – студент-медик Володя Бусыгин ловко выдаёт себя за сына провинциального музыканта Сарафанова. Не из хулиганских побуждений и уж тем более не из корыстных. Точнее – корысть имелась. Крохотная, а потому – простительная.

Люди, такие люди...
Кадр из фильма «Старший сын» (1975). Скриншот.

Бусыгин и его приятель Севостьянов по кличке Сильва оказались ночью в небольшом городке и ребятам попросту негде было переночевать. Потом, как положено, главгерой влюбился в Нину, дочь Сарафанова и …всё сделалось ясным, как божий день, а старый музыкант обрадовался, что Бусыгин останется в их доме – не сыном, так зятем.

И что самое удивительное – мнимый сын своим появлением создал гармонию в этой семье – а там были и конфликты, и «скелеты в шкафах» - тот же Сарафанов по молодости чудил, поэтому парень легко «доказал», что он – сын некоей былой возлюбленной.

Люди, такие люди...
Кадр из фильма «Старший сын» (1975). Скриншот.

Самое важное – Бусыгин как бы соединил всех, а заодно вселил уверенность в «отца», считавшего себя неудачником. Но был там один персонаж, глядя на которого я каждый раз испытываю чувство под названием «испанский стыд» или по-молодёжному «кринж» (cringe).

При том, что Михаил Кудимов, жених (без пяти минут – муж) Нины, обладает всеми достоинствами положительного героя, каким ему следует быть в каноническом советском фильме. Кудимов – подтянутый и симпатичный службист. Ему идёт форма. Он улыбчив и открыт.

Люди, такие люди...
Кадр из фильма «Старший сын» (1975). Скриншот.

Прямодушный сангвиник. При этом – верен своему слову и постоянно говорит правду. По факту же – годный советский человек, но авторы явно издевались над этим плакатным красавчиком. И Вампилов, и Мельников убеждают, что не всё то золото, что блестит.

Кудимов начинает бесить уже в момент появления – все его динамичные жесты, широкая улыбка, надёжная уверенность раздражают куда как больше, чем ложь Бусыгина и аморальность Севастьянова-Сильвы.

Люди, такие люди...
Кадр из фильма «Старший сын» (1975). Скриншот.

Я тут прочитала где-то модную фразу – «токсичная позитивность» и расшифровка сего термина живо напомнила мне того Кудимова. Все эти радостные похлопывания по плечу и какие-то почти лозунговые фразы всё больше выдают человека убогого и одномерного.

Именно такие люди могут весело и – при всех сказать: «Это ничего, что ты худой (жирный, бедный, без диплома), люди разные нужны!» Или так: «Ой, у тебя все умерли? Ну, ничего! Жизнь продолжается!» А можно эдак: «Сократили штат? Ой, ты же можешь пойти в дворники – могу помочь!»

Люди, такие люди...
Кадр из фильма «Старший сын» (1975). Скриншот.

Не удивлюсь, если этого Мишу не любят на работе. Кудимовы лишены базовой эмпатии и не чувствуют людей. Они ранят, не будучи циниками. Напротив, они милые - они же хотели подбодрить человека, у которого сгорела дача или украли ноутбук.

Меня одно удивило – как Нина могла хотеть за него замуж?! Она же неглупая. И – привлекательная. Перед нами стройная блондинка с длинными ногами – отчётливо-модный типаж 1970-х. Но внешность не так важна, как житейский ум этой рано повзрослевшей девушки.

Люди, такие люди...
Кадр из фильма «Старший сын» (1975). Скриншот.

Не похоже, чтобы она хотела «вырваться» из своего городка и потому схватилась за первого встречного. Ей понравилась его надёжность? Эта надёжность – внешняя. Он ради Нины вряд ли пожертвует чем бы то ни было. Помните, как он повторял, что «дал себе слово никогда не опаздывать», хотя невеста и просила его остаться.

Неужели такое прозвучало впервые? После того, как «позитивный» Кудимов принялся настаивать, что видел Сарафанова, играющего на похоронах, всем зрителям становится ясно – этого правильного кавалера постараются отвадить от дома Сарафановых.

Люди, такие люди...
Кадр из фильма «Старший сын» (1975). Скриншот.

И даже если Бусыгин не полюбил бы Нину, а она – его, всё равно брак с Кудимовым не состоялся бы. Дурацкая правда оказалась невыносимой. Уверена, что бодрый Кудимов не особо расстроится - он же не любил девушку. А ещё у таких людей всегда про запас - дурацкая и несмешная шутка.

Zina Korzina (c)

0

202

Почему Конкин - отличный Шарапов

Считается хорошим тоном ругать Владимира Конкина в сериале «Место встречи изменить нельзя» (1979). Мол, приглаженный комсомолец, даже на вид – сопля. Какой он фронтовой разведчик? Почему-то его же Павку Корчагина (вообще фанатичный тип) особо не бранят, а здесь… Конечно, сам Владимир Высоцкий хоте видеть в этой роли своего друга Ивана Бортника. Не сомневаюсь, что этот тандем получился бы интересным. Однако мы бы увидели соперничество двух «жегловых» - Бортник не менее жёсток, чем Высоцкий.

Люди, такие люди...
Владимир Высоцкий и его друг Иван Бортник.

Два «пацана» - перебор. Должен быть контраст, причём сильный. И дело не только в словах и поступках, но и внешне-формальное различие. Конкин отлично контрастирует с Жегловым и это внешнее несходство считывается гораздо сильнее, чем разность характеров и менталитетов. Кроме того, киношный Володя Шарапов воплотил один из ключевых образов, связанных с литературно-художественным осмыслением Великой Отечественной войны. Интеллигентный столичный мальчик и при этом – герой.

Люди, такие люди...
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот.

В комической форме это уже было показано в мелодраме «Женя, Женечка и ‘катюша’» (1967), где Женя Колышкин фантазирует об аристократических дуэлях и видит себя мушкетёром короля. Тогда возникла потребность в интеллектуальном воине, который сочетал бы в себе храбрость, честь, ум и хорошие манеры. Те самые «ручонки», на которые обратила внимание женщина из шайки Горбатого. Шарапов играет на фортепиано – от классики до блатного «шансона», подтянут, умеет произвести впечатление своим внешним видом.

Люди, такие люди...
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот.

Помните, как официантка в ресторане фыркнула, когда хорошо одетый, респектабельный мужчина заказал только чашечку кофе? Да и кофе он красиво пьёт – сразу видно, что его дома научили изящно держать крохотную чашечку. Шарапов – наивен, ибо кристально честен. Он реально не понимает, как можно сунуть кошелёк вору, чтобы взять того с поличным. Глеб – харизма и блеск, но для него цель оправдывает средства. Жеглов ненавидел того же Груздева …классовой ненавистью, и хотел, чтобы тот оказался преступником.

Люди, такие люди...
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот.

Тогда как Володя с Груздевым – на одной волне. Пишут, что Высоцкий не выносил Конкина (даже не потому что его навязало начальство вместо Бортника, а просто не нравился, раздражал), однако, этот холод не помешал искусству, но сделал фильм лучше – Жеглов и Шарапов никогда не будут «братьями», они – сотрудники. Со_трудники. Да, со временем у них сложились дружеские отношения, но их приязнь имеет служебные рамки. Между ними всё равно - невидимый барьер. Поэтому Конкин с его тонкими запястьями тут идеален.

Люди, такие люди...
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот.

Zina Korzina (c)

0

203

Мальчик с собачкой (почти по Чехову)

Люди, такие люди...

0

204

Почему «Ирония судьбы - 2» не получилась?

Продолжение «Иронии судьбы» (1976), снятое аж в 2007 году, тоже может считаться «старым фильмом». В наступающем году «Иронии-2» исполнился 15 лет. Но есть вещи, которые никогда не превратятся в ретро, ибо для этого статуса нужен момент ностальгии, а сиквел не порадовал. Какая-то скучная реклама Билайна длиной в 115 минут.

Люди, такие люди...
Коллаж на тему «Иронии судьбы-2» (2007). Источник - https://www.artfile.ru/i.php?i=244939

Я не буду здесь рассуждать о том, что 1970-е – это круто, а 2000-е – это гнусно. Лично для меня 2000-е оказались лучшим десятилетием, и отсутствие хорошего российского кино мне как-то не мешало. Я попытаюсь ответить на вопрос: какова была основная ошибка авторов «Иронии-2»?

Они зачем-то вернули всех на круги своя. Ну, не позвонит Надя растоптанному Ипполиту после того, что было, а он, в свою очередь, осознает, что женщина его не любит и даже не уважает, если кинулась на шею первому встречному. Тому, кто проникновенно и при этом - средненько спел что-то под гитарные мотивы.

Кроме того, Ипполит увидел, что не живёт, а функционирует, и Наденька была не «любимой-единственной» (вот такой он прощал бы её безалаберность и не бранил бы), но хорошая, статусная кандидатура – 1) интеллигентная; 2) красивая; 3) без жилищных проблем.

Да и Женя с Галей уже не сойдутся – девушка поймёт, что те два (ДВА!) года, которые она окучивала доктора, можно было бы потратить на другого парня и с гораздо лучшим результатом. Сбежал? Ну, обидно. И? Нет, всё. В те годы Галин возраст – это последний приступ молодости, и кавалеров будет становиться всё меньше.

Женя вообще никогда не женится – ему оно не надо. Мама пока жива. Она убирает квартиру, стирает, где-то добывает еду. Возможно, охотится на мамонтов. Скорее всего, Женя с Надей будут жить на два города и ездить друг к другу.

Они оба не созданы для семейного быта и хозяйственной прозы. Женя скажет, что не может перевестись в Питер – нет соответствующего места, а Надя – с ещё большей уверенностью – заявит, что для неё уж точно нет вакансий – перевестись из другого города в Москву было весьма напряжно.

Да! Они только что получили новые квартиры. Меняться?! Они, скорее всего, годами жили в коммуналках (Надя уж точно – в Питере с жилплощадью было ещё труднее, чем в столице). Им бы насладиться приобретённым уютом!

Они друг другу, безусловно, нужны. В качестве праздника. Иногда. Как салат «Оливье» и хлопушки. У них будет повод …больше ни с кем не заводить отношения. У Жени есть Надя. Там, на брегах Невы. У Нади есть Женя. Где-то в Тропарёво. Они перезваниваются. Шепчутся. Мило.

А Галя с Ипполитом ещё успеют найти себе пару. Поэтому, когда я увидела на экране вот эту нудную_нудность: Женя снова с Галей, а Надя с Ипполитом… О, нет! Авторы перечеркнули не только сказку, но и здравый смысл. А зачем? Да чтобы втиснуть побольше рекламы в знаковый сюжетец.

Zina Korzina (c)

0

205

Ну казалось бы, при чём тут Лужков Казахстан с его европейским выбором

Свет мой, зеркальце, скажи и всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех нарядней, веселее?»


Люди, такие люди...

0

206

Вы наверное уже не помните. Давно, в другой жизни, тогда....... на пароходе. Там был один мальчик........... Да, конечно, вы уже не помните.


Люди, такие люди...

0

207

Кое-что о Жеглове

Не так давно я писала о том, что Владимир Конкин – идеальный Шарапов, ибо представлял собой яркую противоположность Высоцкого-Жеглова. Интеллигентный московский мальчик, пусть и прошедший суровую школу фронтовой разведки, не диссонирует, а дополняет и создаёт новые смыслы.

Но сегодня разговор о Жеглове – каким его создал Владимир Высоцкий (книжный Глеб иной, хотя бы потому что моложе). Одна из причин, по которой фильм вышел настоящим шедевром – это некоторая двойственность главного героя – он крутой МУРовец, но глядит и выглядит, как …вор в законе.

Люди, такие люди...
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот.

У Глеба нет дома. Вообще. Профи такого уровня и живёт в общежитии. А ему и не особо надо. Он как бы выше этого. Семьи тоже нет. Постоянная женщина? Мы видим его пассию только один раз, когда он приходит на вечер с красивой, крупной дамой, неуловимо напоминающей гражданку Волокушину - пособницу Ручечника.

Жеглов демонстративно не носит милицейскую форму. Он с презрением говорит о мундире, как о своей «домашней одежде, вроде пижамы». С ворами Глеб разговаривает на их языке и, в принципе, ...на их уровне. Беседа с Манькой Облигацией напоминает общение старых друзей или несостоявшихся любовников.

Люди, такие люди...
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот.

У Жеглова – острая неприязнь к респектабельности. Не только к врачу Груздеву, которого Глеб ненавидит априори. Того же Соловьёва наш герой невзлюбил за «мещанство» - за то, что коллега не отдал выигрыш на общие цели. Вроде как правильно невзлюбил, но согласитесь – его товарищ добыл это не хитростью.

Обычное везение. Но! Глеб не выносит …собственность. Его стихия – бытовая бесприютность и жизнь одним днём. Подфартило? Раздай и остальное – прокутим вместе. Безусловно, Жеглов способен отдать последнее, но, кстати, воры не бывают жадными. На зоне прижимистость – грех.

Люди, такие люди...
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот.

Шарапов, играя уголовника и сокамерника Фокса, выглядит бездарно и жалко. И банда ему не поверила до конца. Просто выхода не оставалось. Помните, как Жеглов воскликнул что-то, вроде: «Эх, мне бы пойти!» Да нельзя – его все знают. Как он как он это сказал! Будто …сам хотел бы стать вожаком преступной группы, да всё уже – мосты сожжены когда-то очень давно.

Так хоть нырнуть в этот омут! Потусоваться в банде, а потом накрыть её. Высоцкого-Жеглова можно представить и на месте Фокса – эффектный мужчина, умеющий себя подать, а если что – ограбить и погулять с шиком. Сыграть что-нибудь из репертуара Вертинского: «Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы?»

Люди, такие люди...
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот.

Впрочем, и на месте Горбатого с той Аней, и в качестве Ручечника – с Волокушиной. Играет на бильярде лучше Копчёного. Скорее всего, в преферанс – тоже. Да! Был в детстве беспризорником, то есть в 99 из 100 совершал противоправные действия. И сама фамилия Жеглов созвучна со словечком «жиган». Шарапов – на службе. Глеб - в своей стихии.

Легко подставляет Кирпича, ибо для жигана закон – фикция. Глебушка живёт по понятиям. Он так хорошо чувствует всяких Фоксов, что может с ними состязаться. Смотрит на них, как в зеркало. С видимым упоением перечисляет: «Она же Людмила Огуренкова, она же Изольда Меньшова, она же Валентина Панеяд». А также Элла Каценеленбоген.

Zina-Kor-Zina (c)

0

208

Зачем Фокс убил Ларису Груздеву?

Один из вопросов, которые задают люди при 101 просмотре «Места встречи…» (1979) звучит так: «Зачем Фокс убил Ларису Груздеву?» Чтобы забрать её немудрёный скарб? Надя, сестра убитой перечисляет: «У нее был новый чемодан, большой, желтый, и его нигде не видно. В шкафу была ее шубка под котик... Платье красное из панбархата...

Костюм из жатки, темно-синий, несколько кофточек. Часики золотые... серьги с бирюзой... ящерица... Браслет такой, витой, в виде ящерицы с изумрудными глазками». Это не богатство. Но и не бедность. Это - советский миддл-класс эры Сталина.

Люди, такие люди...
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот.

Конечно, я в курсе, что в те годы могли убить за шубу или устроить нападение на мужчину из-за его нового бостонового костюма, залезть в окно, ради панбархатного платья, вырвать из рук простенькую сумочку, если её несла аккуратная женщина в шляпке.

Однако это не тот случай. Во-первых, «Фокс – мужик зажиточный», по словам того же Кирпича. Во-вторых, чего же тогда он не ограбил и не убил мадам Соболевскую, у которой всего этого шика имелось куда как больше? По книге она певица, а по сценарию – модельер.

Причём, описание её квартиры в романе весьма красноречиво – там было, что унести на добрую память о большой и чистой любви. Более того, Фокс украл Ларисины вещи и проиграл браслетик в карты (как вы помните) наверняка затем, чтобы штучку заметили – как взятую в процессе ограбления. Это имитация.

Фоксу не нужна была эта ношеная шубка «под котик», стоившая примерно два-три захода в тогдашний ресторан «Астория» - по коммерческим ценам. Лисица-Фокс хотел, чтобы муровцы считали это – простым и грубым ограблением. Фокс убил хорошенькую Груздеву, которая...

1) мешала ему своей неуёмной страстью; 2) начала что-то подозревать; 3) оказалась не такой уж козырной дамой, как он решил, когда уходил к ней от Ирины (а по книге - Ингрид) Соболевской. Но главное у него есть Аня.

Та самая Анна Дьячкова, о которой Жеглов сказал: «Тут у него любовь с интересом, тут у него лежбище». Роскошная брюнетка с цыганскими очами. Возможно, поначалу Фокс хотел, использовать Груздеву в качестве красивой приманки, как Ручечник - Волокушину.

Опять же место её службы – театральные мастерские, а все эти шубки Ручечник & Волокушина брали именно по театрам. Потом выяснилось, что Лариса не годится для столь романтического времяпрепровождения. Она же думала, что он – респектабельный советский функционер. Но… Помните, Соболевская предупреждала бывшую подругу?

Ирина/Ингрид что-то знала, но, конечно, не сказала Шарапову. Не потому, что всё ещё любила-ждала-надеялась, а потому что у самой рыльце (точнее, весьма красивое лицо) в пушку. Да и боялась. Лариса (по-гречески – «чайка») слишком громко хлопала крыльями, чтобы Фокс мог обрести у неё «лежбище». Потому и уничтожил. Иного объяснения нет.

Zina Korzina (c)

0

209

Лучше быть одной, чем с кем попало.


Люди, такие люди...

0

210

«Свинарка и пастух» - реален ли такой союз?

Кинокомедия «Свинарка и пастух» (1941) – классическая пастораль, то есть любовные томления идеализированных пейзан на фоне столь же дивной природы. Строения тоже – очаровательны. ВСХВ – советская идиллия, которой позавидовали бы французские монархи. Все актёры - красивы, как и положено в пасторальном действе. Для сталинского Большого Стиля было характерно жанровое и стилевое разнообразие, имевшее корни в классических образцах. Два красавца – Кузьма и Мусаиб борются за сердце очаровательной Глаши.

Люди, такие люди...
Кадр из фильма «Свинарка и пастух» (1941). Скриншот.

Но сегодня поговорим о правде жизни, которую всегда игнорирует пастораль. В финале нам показывают, что Глаша (чарующая Марина Ладынина) теперь будет счастлива с Мусаибом (эффектный Владимир Зельдин), а фанфарон Кузьма (шикарный Николай Крючков) наказан. Поскольку это – буколический жанр, и утончённая свинарка должна быть счастлива с не менее изысканным пастухом, то у нас не остаётся сомнений – так оно и будет. Но жизнеспособен ли такой союз?

Не спешите спорить, приводя в пример своего папу-физика из Дербента и маму… тоже физика из Вытегры, которых свёл вместе Академгородок (я привожу реальный пример своей институтской подруги – это её родители, и таких много). Потому что физики да лирики смогут ужиться в новосибирском Академгородке или в Питере, а вот свинарка и пастух – это намного сложнее, как ни странно. Чем проще устроен человек, тем жёстче его привыкание к новой обстановке.

И Глаша, и Мусаиб – люди традиционной культуры. Они укоренены в привычной среде. Напомню, что Мусаиб не умеет писать ни по-русски, ни на своём языке (история с письмом!) Он живёт в строго регламентированном, при том (скорее всего) религиозном обществе. Не смотрите, что прошло более 20 лет после воцарения Советской Власти – установки никуда не делись, кроме совсем уж явных. Несмотря на то, что он – передовик и орденоносец, он не перестаёт быть человеком своего социума.

Глаша, привыкшая к иной степени свободы и другим формам общения, там задохнётся, а потом 100 раз всплакнёт по Кузьме. Да и не примет её аул. Она не плохая. Она – чужая. Дело не в Кавказе. Глаша могла полюбить немца Поволжья (у них тогда была своя автономия, а потом война и …всё печально). Так вот, её мог привлечь не брюнет Мусаиб, а рыжий Фридрих, допустим, разводящий свиней (громадных). И я тоже слабо верю в их радостную совместимость. Потому что у него – своя парадигма, у неё – своя.

Во времена крепостного права сельские девушки боялись, что их отдадут замуж в иную губернию (а поместья бывали разбросаны территориально) – там всё чуждое, включая климат и вид из окна. Лучший вариант – парень из соседней деревни, ибо всё же кое-кое разнообразие, но, в то же время – свои всегда рядом. Представить себе, что Мусаиб переедет в леса – это вообще смешно, да и не принято в его (и её) среде, чтобы муж тащился вслед за женой.

Поэтому «Свинарка и пастух» - обычная сказка. Да-да, пастораль, где пастухи – галантны, а свинарки напоминают принцесс. Впрочем, в XVIII веке пасторальные сценки разыгрывались актёрами в кружевах, напудренных париках и шёлковых камзолах. У режиссёра Ивана Пырьева была задача изобразить дружбу народов и формирование новой исторической общности – советского народа, у которого нет предрассудков и сковывающих обычаев. Однако реальность была многообразнее...

Zina Korzina (c)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Ключи к взаимоотношениям » Люди, такие люди...