Мода на ботаников
Каждая из эпох имеет свой неповторимый идеал красоты, привлекательности. Даже нет - идеал соответствия, который объективно может и не быть красивым. Это некое удачное созвучие, сопряжение - оно остаётся в истории как облик «типичного представителя». Именно этот человек хорошо вписывается в общую эстетическую картину времени - он прекрасно смотрится на фоне мебели и домов своей эпохи, его фигура просится на обложку, его лицо соответствует плакату. Он похож на своё время, ему подражают. Все положительные герои «носят» его маску. Более того - они похожи друг на друга, как братья.
Предвоенные-тридцатые - эпоха брутального блондина - лётчика, полярника, футболиста. Вместе с тем, это была не тупая груда военизированных мускулов, но античный Аполлон, прекрасно смотрящийся на фоне колонн и портиков. Белые брюки, белая футболка, белые парусиновые туфли и знак ГТО, дополняли образ. После войны в моду вошёл его антипод - простоватый монтажник-высотник, сталевар, токарь, фабричный инженер - ...мальчик из соседнего двора, которого вывела в люди заводская проходная. Мешковатые штаны, кепочка-малокозырка, папироска, гитара, пиджачок, надетый поверх...майки. А вот в 1960-х в моду вошли грациозные очкарики.
1. М.Лихачёв «Студенты». 1969-1970. 2. Обложка журнала. 3. Ив Сен-Лоран.
Время умных, ироничных, даже насмешливых, но при этом - погружённых в себя. Время, когда вдруг начала цениться не физическая сила, а глубина ума. Человек в очках всегда воспринимался с некоторой жалостью - несчастный ботаник, у которого не было весёлого дворового детства, который не гонял голубей, не играл в футбол, не бился стенка на стенку с пацанами из соседнего квартала. Его детство - гаммы и (или) формулы, книги, максимум - кружок детского творчества. Вечный аутсайдер детского бытия, иной раз - битый, но чаще - не замечаемый.
Его не любят девушки... Но 1960-е всё перевернули с ног на голову - мальчик в очках становится привлекательным кавалером. Умное время потребовало умных лиц. Возникает облик Шурика, до смешного похожего на Сашу Привалова из «Понедельника...». Саша Привалов - это будущее Шурика. В модных журналах появляются манекенщики в очках. Да что там? Один из самых знаковых модельеров эпохи - Ив Сен-Лоран тоже грациозен, очкаст, начитан. Похож не то на ботаника, не то на физика-лирика. Ах, нет! Философа-экзистенциалиста.
1-2. Братья Стругацкие и их герой. 3. Стандартный манекенщик 1968 года.
Впрочем, модельер - это ещё не самое занятное. Вы когда-нибудь видели фотографии штангиста Юрия Власова? Это лицо не привычного типового-тупого спортсмена, у коего неизменно круглая голова, чтобы в неё есть, но - лицо молодого профессора. Эпоха требовала именно таких героев. Плохое зрение сделалось ...модным, а стихотворении Агнии Барто «Очки», написанное в 1940-м году, приобрело особый смысл. Помните эту вещь? Младший брат завидует старшему - во всём. И хочет быть, как он. Даже болеть теми же болезнями, вроде близорукости. Перед войной это выглядело дико и породило сатирическое стихотворение.
В 1960-х фраза: «Нет, ребята, это слишком! Он в очках явился вдруг!» зазвучало иначе. Какая уж тут сатира, если именно так должен выглядеть герой дня? Разумеется, что женщины, девушки выбирали именно таких кавалеров - с испорченным зрением, не боясь передать эту предрасположенность своим потенциальным детям. Главнее всего была эрудиция, а как иначе можно было подчеркнуть оную? Только очками. Как узнают на школьных фотография отличника? Именно так - по очкам.
1. Штангист Юрий Власов. 2. В.Цветков «Прогулка». 3. Собственно, Шурик.
Это была поразительная мода на ботаников и - ботанство. На книги. На высшее образование...
Зина Корзина (с)