Границы ребенка
В теме саморазвития всех очень интересует вопрос развития детей.
Это такой парадокс внешнего локуса: саморазвитие - это развитие себя, но себя никто почти развивать не любит, все хотят развивать других. И хорошо если детей, а не супругов или родителей.
Когда заходит речь о плохих границах, многие думают, что их границы кто-то испортил. Травмировали их в детстве, погружали в неблагоприятную злую среду и поэтому их хорошие от природы границы испортились.
Если хочется работать над своими границами и помогать своим детям формировать хорошие границы, необходимо усвоить главное.
Изначально никаких границ у человека нет. В младенчестве у человека нет границ! И в детстве нет почти, но начинают формироваться.
Примерно к трем годам ребенок может отделить себя и как-то идентифицировать, но это происходит не само собой, естественным путем, а в процессе внутренней работы над социальными впечатлениями. Трудно представить, что трехлетний ребенок ведет какую-то напряженную внутреннюю работу, однако это так. Мозг ребенка активно растет и новые впечатления создают непрерывный поток стресса. Это нормальный стресс, даже хороший. Если бы ребенок этого стресса не испытывал, он был бы неполноценным: глухим, слепым, нечувствительным. Нормальный ребенок испытывает стресс жизни, но не пассивно страдая, а активно сопротивляясь, благодаря чему у него и формируется психика.
Психика - это аппарат, с помощью которого ребенок постепенно адаптируется к жизни. Он развивает навыки, способности, привычки и другие психические паттерны. Но развивается это все только в процессе преодоления стресса! Внутри его головы по кирпичику строится сложнейший компьютер, который позволит ему не просто счастливо жить (или удовлетворительно), но и расти как личность (учиться, работать, творить, любить, дружить, воспитывать детей).
И вот одним из таких психических инструментов, которые формируются с детства в процессе активного сопротивления стрессу (в процессе деятельности), являются границы личности.
Границы личности связаны с локусом контроля - осознанием центра себя внутри своего тела. Вокруг этого центра и формируются границы. Локус ребенка подобен блуждающей звезде. Трехлетние дети потому и называют себя в третьем лице: "Миша поел", "Маша играет с кисой", что они не чувствуют себя внутри своего тела, они уже немного осознают, что есть некий Миша или некая Маша и это как-то связано с ними, но связь понимают пока не очень хорошо. Ребенок автоматически копирует эмоции взрослых, он представляет собой впитывающую губку, принимающую антенну, а источником и станцией являются взрослые. Чтобы центр начал перемещаться внутрь и постепенно сформировались границы, то есть возник субъект, индивидуальность, управляемая изнутри, а не снаружи как биоробот, необходимо, чтобы ребенок почувствовал свою ответственность за все, происходящее с ним. Нужно, чтобы он осознал связь собственных волевых усилий и изменений, которые с ним происходят. До этого времени он может ползать, ходить, смотреть, есть, гладить кошку, но не осознавать связи этого и своих волевых усилий, он может делать все это подчиняясь внешнему импульсу. Он не рефлексирует реакцию на этот импульс, импульс появляется сам из-за спонтанной нужды или простого подражания (заражения чужим импульсом). А вот когда ребенок начинает осознавать свою личную волю, свое влияние на импульсы, он постепенно обретает власть над собой и только тогда превращается в полноценного субъекта и индивидуума, в личность.
Современные родители, перепуганные неверно понятой теорией о детских травмах, стремятся оградить детей от любого стресса при помощи чрезмерной опеки.
Представьте себе ребенка в возрасте чуть меньше года, которому надо учиться ползать, ходить и овладевать постепенно мелкой моторикой. Стимулом для всех этих непростых (наисложнейших даже, учитывая неразвитость всех систем) действий является любопытство к окружающим предметам. Ребенок видит что-то интересное и совершает попытки сначала дотянуться, потом доползти или дойти. Он может выражать эмоции крайнего нетерпения и недовольства, пока его потребность не удовлетворена. Он может хныкать, ныть и даже плакать, особенно если привык к постоянной поддержке извне. Заплакать проще, чем пыхтеть и ползти. Если на любое хныканье, мама тут же удовлетворяет желание, или даже старается предвосхитить хныканье и подает любую игрушку, едва только ребенок обратил на нее взор и слегка потянулся, такой ребенок получит очень мало стимула учиться ползать и ходить. Хорошо если он пытлив и хочет все время что-то еще и еще, но если мама самотверженна и твердо настроена лишить ребенка любого стресса, она сможет удовлетворить самого пытливого ребенка, постоянно подавая ему интересующие предметы и поднося ребенка на руках ко всему, что его привлекло. Мама может пойти и дальше, она может сама держать предметы, сама поворачивать их, развертывать обертки, раскрывать и вращать, так, что ребенку останется лишь таращиться. Ему не нужны будут ноги, чтобы удовлетворить свое желание приблизиться к предмету, ему не нужны будут руки, чтобы осваивать предмет, ему не нужно будет ничего своего. Мама все это сделает за него.
Это простой пример иллюстрирует то, что делают "заботливые" родители на протяжении всего детства и даже подросткового периода своих детей. Если о необходимости учиться ходить и владеть мелкой моторикой большинство мам узнают из книг и общения с другими мамами, поэтому мало кто настолько активно мешает своим детям развивать простые навыки, насчет более сложных навыков многие не в курсе.
У ребенка то и дело возникают какие-то внутренние или межличностные конфликты, и "заботливые" родители стараются все эти конфликты разрулить, не давая ребенку и пяти минут на поиск собственного решения. Это происходит из-за непонимания процесса формирования личности, ее воли и ее границ. Родителям кажется, что давая подробные инструкции, они обучают детей, как реагировать и как поступать. Послушные дети могут соглашаться. Непослушные будут вступать с родителями в конфликт. Кто такие послушные дети и непослушные? Послушные - это слишком тревожные дети или дети, которые доверяют родителям больше, чем внешнему миру (а внешнего мира могут бояться). Непослушные дети видят в родителях угрозу своему удовольствию, ограничения своим желаниям, поэтому сопротивляются. Послушные готовы во всем опираться на волю родителей, непослушные нет. Но это не значит, что непослушные дети - более волевые. Нет, иногда сопротивление - это способ извлечь из родителя еще больше опеки. Если ребенок видит, что в результате его бунта родитель становится более покладистым и щедрым, он будет непослушным, особенно если в нем мало тревожности и он готов играть на нервах.
Многие родители, особенно самые "заботливые", считают, что могут в одно рыло сами сформировать своему ребенку хорошие границы. Им нравится чувствовать себя демиургами. Они осуждают родителей прошлых веков, которые "не видели в детях личность" действовали приказами и наказаниями, они думают, что их сюсюканье и потакание - это уважение к личности. Но если вы считаете, что ребенок это глина, из которой вы можете лепить что-то с помощью ласки и нежности, или что ребенок - это овощ, которого надо уберечь от любого стресса и делать все за него, то вы уважаете ребенка не больше тех, кто орут на детей. Любите больше, а уважаете даже меньше.
Уважение к личности ребенка - это осознание того, что ребенок - это не мимими для вашего родительского слияния и наслаждения, а тот, кто должен сформировать внутри себя отдельную от вас, не подвластную вам, личностную конструкцию, которой он будет рулить сам. Уважение - это согласие видеть в ребенке постепенно формирующуюся взрослую личность. Многие матери уже взрослых дочерей умиляются, что дочери все-все-все им рассказывают и постоянно просят поддержки. Матерям кажется, что это говорит о великолепных отношениях и о близости. Но это говорит о том, что взрослая дочь не имеет зрелой самооценки и локуса контроля, не может сама решать свои проблемы, не стоит на ногах и находится в постоянной опасности из-за личностной слабости. Они ищет поддержки в матери, она ищет ее в подругах, она будет искать ее в мужчинах. Нет ничего радостного в полной зависимости от вас вашего ребенка, если он давно не младенец. Это печальный факт.
Родители до 18 лет должны давать детям необходимую материальную опеку. Родителям желательно подавать детям пример (пример - это не назидания, это решение собственных проблем на глазах у ребенка - материальных, бытовых, эмоциональных). Родители могут, а до определенного возраста должны, пресекать те действия ребенка, которые являются опасными для него. Но что касается желания многих родителей рулить эмоциями и мыслями ребенка, это вредно, и чем старше ребенок, тем вредней.
Представление о том, что мамочка - это такое существо, которое должно стать эмоциональным донором своего малыша до позднего подросткового периода или дольше, отказавшись от собственной карьеры, вредно не только для мамочек-доноров, сколько для их малышей, которые рискуют так и остаться малышами. Хотя в человеке заложен огромный потенциал для движения к самостоятельности, движение связано со стрессом, а любой организм готов избегать стресс, если есть доступные способы. Когда такой способ - мамочка, всегда готовая покормить грудью (до пяти лет) и кормить досыта корону дитю (до пенсии), чтобы спрятать его от реальности, собственная стрессоустойчивость ребенка будет развиваться с трудом. На мамочку вскоре посыпятся обиды и обвинения, поскольку взрослеющий инфантил всегда недоволен опекой, ему всегда все не так и мало, но если мамочка самоотверженна и ничего не имеет кроме деточки, которой она посвятила жизнь, она вынесет любые проклятия и все равно останется верной рабыней.
Женщинам надо идти на работу хотя бы ради того, чтобы не пытаться заменять детям их собственный стержень.
Те, кто думают, что стержень у ребенка без них не вырастет, что они должны сидеть рядом и водить его рукой и направлять его мысли, вообще не понимают, что такое стержень. А скорее всего сами имеют настолько плохие границы, что не видят разницы между собой и ребенком, им кажется, что ребенок - их продолжение.
Чтобы помочь сформировать ребенку хорошие границы (только помочь! Сформировать за него нельзя!) необходимо сокращать опеку по мере взросления ребенка и наделять его все большей ответственностью. Но не получится ни опеку сократить, ни ответственностью ребенка наделить, если вы не уважаете собственные границы. Когда ребенок требует что-то или обвиняет вас, а вы испытываете желание пасть ему в ноги и разорвать одежду на груди, чтобы доказать свою любовь и преданность, вы показываете ребенку, что вашей субъектности не существует, что вы принадлежите ему, а значит его собственные границы включают вас и еще часть мира. Таким же капризным и требовательным он будет по отношению к другим людям, от которых ему захочется что-то получить. А если в ответ на его каприз он будет послан, может испугаться и начать пресмыкаться, унижаться и липнуть, ведь признавать отдельность того, кто ему нужен, он не привык. Его нужда автоматически означает просьбу, он привык просить, требовать, настаивать и умолять, он привык пользоваться другими как собой. Чтобы принять простую мысль "от моего хочу действия других не зависят" ему придется перенести много страданий и запоздало сформировать в себе личностную мышцу, которая должна была бы сформироваться еще в детстве, если бы вы побольше уважали себя и иногда говорили своему ребенку "Нет". "Нет, мама занята сейчас. Нет, эту вазу нельзя трогать. Нет, я не куплю тебе эту игрушку".
Если вы "заботливый" родитель, у вас от этих простых фраз сейчас увеличится пульс и вам покажется, что идет речь о страшном насилии над ребенком. Он хочет, значит должен получить, он ведь маленький и не может сам. Да, он маленький и не может сам, но он и не сможет никогда сам, если будет уверен, что все за него должны делать другие, что это их обязанность и их собственное желание - во всем ему угождать.
Хорошие границы начинаются с "нет". Большинство "заботливых" радостно соглашаются "уважать" "нет" ребенка, когда он не хочет это, не хочет то, а хочет сам не зная чего, они готовы лезть из кожи, чтобы ни в коем случае не задеть границы ребенка. Но о своих границах они совершенно забывают. В результате границы ребенка, и без того недифференцированные, несформированные, детские, начинают простираться на весь мир. Весь мир - это он, он хозяин всего, что видит и чего хочет.
В школе он столкнется с чужими границами (ведь там не мама) и испытает сильный стресс. А "заботливые" родители вместо вывода "наш ребенок оказался слаб и не подготовлен к детскому социуму, надо искать пути адаптации" будут думать, как бы его избавить от стресса, может быть перевести на домашнее обучение? И многие считают, что они таким образом защищают границы ребенку, не дают их "ломать". Что ломать? Какие границы? У вашего ребенка нет границ. В личностном смысле он до сих пор ваш эмбрион, прикрепленный к вам плацентой.
Помогите ему отделиться, начав уважать его границы и свои. Но чтобы уважать свои границы, займитесь чем-то кроме родительства, найдите себя хоть в чем-то еще, кроме роли мама-Миши.
Уважаете границы своих детей?
источник