Сочинение "Как я провёл лето" Ученик против учителей | Дизель Шоу
Родом из детства
Сообщений 21 страница 30 из 274
Поделиться222017-04-22 13:44:46
ГУБИТЕЛЬНАЯ СИЛА ОБИДЫ НА ОТЦА
Для девочки отец – самый важный человек в жизни.
Это ее первый образ мужчины, на основе которого она в будущем будет выбирать себе мужа. Поэтому обида на отца может влиять на жизнь уже взрослой девушки и вносить в нее свои коррективы.
Прежде чем поговорить о возможных последствиях этой обиды, нужно совершить одно важное действие, без которого дальнейший разговор будет просто бессмысленным.
А именно, признаться хотя бы себе в том, что ваш отец когда-либо причинил вам боль и вы не простили его за это.
На самом деле многие женщины искренне считают, что им обижаться на папу не за что, а в ходе работы оказывается, что отец практически не обращал на них внимания в детстве, не интересовался их проблемами, не участвовал в жизни.
И только применяя психологические практики, возвращая их в прошлое, воскресает былая боль, и приходит осознание обиды на отца.
Поэтому если первая ваша мысль при чтении этой статьи была: «Это не про меня», то я настойчиво рекомендую вам не спешить и хорошо подумать. От этого все-таки зависит ваша дальнейшая судьба.
А теперь давайте разберемся, к каким последствиям может привести обида на отца, если она осталась не прощенной:
1. Обида на невнимание
Если папа мало уделял дочке времени, внимания, любви и заботы, она с детства чувствует себя недолюбленной. Начиная с юного возраста, девушка будет стремиться компенсировать эту любовь тем мужским вниманием, которое будет ей доступно.
Как правило, это ранняя любовь, увлеченность, страсть. Подсознательно она жаждет доказать себе, что ее есть за что любить, что она этого достойна, хотя сама девушка в это и не верит. И кто знает, до чего доведут такие поиски желанной любви…
Психологическая травма, нанесенная поведением папы, заставит девушку бояться одиночества и она будет готова быть с кем-либо, лишь бы не одной.
Стоит ли говорить об умиротворении, спокойствии и женском счастье? Единственное, что сможет вывести ее из замкнутого круга – прощение своего отца, искреннее принятия его такого, какой он был или есть.
2. Обида на жестокость
Если папа был жесток с дочкой или с ее мамой, то у девочки в душе с самого детства копится злоба на отца, которая естественно перерастает в смертельную обиду.
Чем это чревато? Тем, что во взрослом возрасте девушка, желая найти себе мужчину – полную противоположность своего папы, будет все же притягивать в свою жизнь жестоких мужчин.
Почему? Потому что в ее подсознании сформировался образ первого в жизни мужчины – ее отца. Такого, какой он был. А осознанно девушка испытывает страх при мысли, что и ее муж будет жестоким человеком.
Этим страхом влияние подсознательного образа лишь усиливается, и Вселенная подкидывает ей в мужья «прототип» отца. Так будет продолжаться до тех пор, пока девушка не простит его.
Такова губительная сила обиды на отца.
3. Обида на ограничение свободы
Или чрезмерную опеку. То есть этот пункт – полная противоположность первому, который мы уже рассматривали. В этом случае девушка жаждет поскорее освободиться от этой опеки и вдохнуть, наконец, свободно.
К чему это обычно приводит? К тому, что она очень долго не может найти себе пару, так как подсознательно она не хочет этого. Она стремится к независимости и свободе.
Сулит ли это ей женское счастье? Маловероятно. Поэтому единственный выход наладить свою жизнь – освободить обиду на отца с помощью прощения.
Все дороги ведут к прощению. Поэтому вам решать, жить ли дальше с обидой в сердце или все-таки простить.
Поделиться242017-04-27 11:33:14
Волчонок Недолюбленный
Волчата Недолюбленные бывают обоего пола, хотя мужского чаще.
Не обязательно это персонаж из вот этой вот истории, это может быть образованный и с виду интеллигентный человек.
От Хищного Торта Волчонок Недолюбленный отличается тем, что он не сам по себе монстр, а по вине родителей и бывших.
Поэтому сражаться с Волчонком, как с Хищным Тортом, не нужно. Его нужно просто любить. Чем больше любви вы дадите Волчонку, тем лучше.
Волчонка недолюбили когда-то, поэтому он теперь вот так вот странно и плохо себя ведет.
Странность поведения Волчонка Недолюбленного заключается в следующем:
1) Он вас не любит. Конечно это диагноз.
2) Он принимает вашу любовь. Особенно в материальном эквиваленте.
3) Он предпочитает порно или вирт с другими сексу с вами.
4) Когда вы просите у него любви, он шантажирует вас расставанием.
5) В детстве его не любили так, как надо. Надо было больше.
6) У него плохое настроение, он легко впадает в гнев и часто жалуется на свою жизнь.
Все эти признаки, особенно в совокупности, позволяют вам сделать вывод: перед вами - настоящий Волчонок Недолюбленный.
Если вы повстречали Волчонка Недолюбленного, вы должны постараться его долюбить, несмотря на его сопротивление. Конечно, вы можете не тащить этот крест. Но кто, если не вы?
В начале отношений любой почти Волчонок ведет себя нормально. Все это потому, что в душе он изо всех сил стремится к любви. Но потом силы заканчиваются и нормальный с виду человек начинает превращаться в оборотня. Сначала такие приступы бывают редко и длятся несколько минут, а потом все чаще и дольше. Чем больше вы даете ему любви, тем сильней становятся приступы. Ваша любовь выводит все его травмы наружу!
Глаза его становятся злыми, шерсть топорщится, он кидается на вас и то и дело порывается вас укусить. Бежать от него не надо. Он должен видеть вашу преданность. Приступ волчьего бешенства можно переждать в туалете. Если он взломает дверь и нанесет вам ранения, используйте это для того, чтобы встать над ним потом в немом укоре. Если он пробурчит извинения, значит дело двинулось.
Все дело в том, что Волчонок не может никого полюбить, пока он не выплеснет все свои обиды. Боль нужно выплеснуть на какое-то близкое существо. Чем ближе вы ему становитесь, тем больше поток его агрессии. Это хорошая динамика в отношениях с Волчонком. Скоро он выплеснет все. Держитесь изо всех сил, бинтуйте раны, скоро солнце взойдет и злые чары отступят. Главное ночь простоять и день продержаться. А потом еще ночь и день. И еще.
Некоторые теряют надежду и думают, что агрессия в Волчонке не закончится никогда. Не нужно так мрачно смотреть на мир. Ваша любовь и доброта победят. Или совесть его наконец-то замучает. Чем больше ранений и оскорблений нанесет вам Волчонок, тем сильней он привяжется к вам. Вскоре он начнет считать вас своей частью. Именно этого слияния с Волчонком и надо добиваться, надо чтобы он полностью раскрепостился с вами, чтобы не стеснялся в выражениях, чтобы позволял себе с вами все. Растворитесь в нем и наполните его собой. Если он переходит все грани добра и зла, радуйтесь сквозь слезы. Свет уже близок. Раскрепощение идет полным ходом, скоро его внутренний ребенок будет свободен от травм.
Долюблять Волчонка Недолюбленного - задача не из легких. Вы можете увидеть дно Ада. Вы познакомитесь с такими сексуальными извращениями, о которых вы и не ведали. Маркиз де Сад может почувствовать себя ребенком по сравнению с вашим Волчонком. Если вы все делаете правильно, Волчонок признается вам, что сам от себя такого не ожидал, что вы доводите его до иступления. Представьте себе, какое сильное оружие - доброта, сколько демонов вы вытащили из него наружу своей любовью. Скоро они все выйдут и он будет чист как слеза младенца. Главное, чтобы он выплеснул все. Агрессию нужно выплеснуть, копить ее нельзя. Он копил и поэтому не мог никого полюбить. А теперь полюбит.
Обычно Волчата Недолюбленные привязаны к вам чувством вины, но если Волчонок порывается сбежать, значит ему слишком больно от того света, который зарождается в его душе. Остановите его, пообещав любые условия, которые он попросит, умоляйте его и подкупайте чем только сможете. Станьте его послушной рабыней, станьте ему самой нежной кормилицей, от такого редкий Волчонок в силах отказаться. Это поможет вам выгадать время, чтобы его долюбить.
Вы должны быть сильной и смелой в борьбе с его травмами. Чего бы он ни творил, не пускайте в свое сердце ненависть. Любите его. Все это злые демоны, а справиться со злом можно только добром. Терпите и будете вознаграждены за свое терпение. Если он говорит, что вы мучаете его, не спорьте. Просто держитесь рядом с ним и терпите. И любите, любите, любите его как можно сильней и щедрей, не слушая его проклятий.
Любите его детей, если они есть, его друзей, его любовниц и даже родителей, которые его не долюбили. Он должен утонуть в вашей доброте. Он должен почувствовать свет вашей любви в каждой клеточке своего тела.
Если он вдруг однажды повесится, написав в предсмертной записке, что вы его достали, значит демоны сбежали от мук его совести, но захватили с собой его душу.
Ищите себе другого Недолюбленного Волчонка. Спасайте и его тоже своей любовью.
А к вам, друзья, вопрос. Что за демоны такие бушуют в Волчонке Недолюбленном?
источник
Поделиться252017-04-29 17:16:56
Когда таланта так много!
Маленькие дети, оставаясь в комнате без присмотра совершают невероятные поступки, многие из них остаются в тайне от родителей, только последствия заметны, но есть и те, которые удается случайно заметить.
Предлагаю вам просмотреть одно видео, записанное одной мамой, которая случайно увидела своего восьмилетнего сына, смотрящего всеми любимый фильм "Грязные танцы" и повторяющего все па главного актера. Мальчик изучил все движения танцора в точности их повторил. Невероятно красивый танец у него получился.
Хотите посмотреть на юного танцора с отличными способностями, тогда это видео для вас.
Поделиться262017-05-03 14:24:57
Мамочка и два трутня.
Нашла просто феерический короткометражный сюжет 1960-х годов - «Мамочка и два трутня». В аннотации говорится: «Новая котлетная в квартале новостроек сразу завоевала любовь горожан: образцовая чистота, хорошо кормят, цветы. Но если внимательно присмотреться к посетителям, то среди них можно увидеть и тех, кто тайком разливает по стаканам водку. Пустую посуду, как мзду за содействие, получает уборщица. В обеденный перерыв она складывает бутылки в мешок; приезжают на собственной машине её сын с женой и увозят скопившуюся тару. Два трутня с высшим образованием четыре года нигде не работают, существуя на побочные доходы мамочки». В общем, котлетная мамочка и взрослые дети-тунеядцы.
Поделиться272017-05-08 13:58:28
РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ
Любить ребёнка
Задача родителей – вырастить взрослого, здорового человека, способного реализовывать самостоятельно все свои потребности без участия родителей
Благо есть энергия вашей любви. Благословление – наполнение слов, обращенных к детям энергий любви. При этом, слова пусты, когда в них действа нет — когда они не подтверждены на практике.
Одно из самых распространенных родительских заблуждений состоит в том, что родители путают любовь с потаканием прихотям ребёнка.
Любить ребёнка это прежде обеспечивать ему здоровые условия физического роста и помогать ему реализовывать психологические потребности.
Потребности любого ребенка просты:
-это родительское принятие
-качественный контакт с родителями
-создание и сохранение личностных границ
Принятие это когда вы позволяете ребёнку быть таким, какой он есть, а не таким, каким вы желаете или вам удобно чтобы он был. Принятие это доверие к выборам ребёнка, это сопровождение его развития, а не навязывание воспитания.
Ребёнка не стоит воспитывать, воспитывать стоит себя, чтобы быть достойным примером для своего малыша. Ведь лучший способ воспитания – это родительский личный пример.
Благословление ребёнка это ваша вера ему и в него, без тени сомнения. Это вера есть самый сильный стимул развития для ребёнка в будущем.
Качественный контакт с родителями — это когда ваше взаимодействие честное, чистое и красивое по итогу.
1. Это умение быть честным и справедливым в решение любых ситуаций, а не просто привычное подавление мнения ребенка своим родительским авторитетом.
2. Это умение сдерживать данные ребёнку обещания.
3. Это умение уделять ребёнку чистое время и внимание.
Когда вы полностью себя посвящаете только взаимодействие или общению с ним. Качественный контакт это когда вы дарите друг другу радость в своем времяпрепровождении.
Создание и сохранение личностных границ — это ваше уважение к личности ребёнка, к его мнению и желаниям. Это умение договариваться и уважать пространство и время своего дитя.
Это умение доверять ребёнку. Это умение создавать условия для его личностного развития.
Если вы принимаете своего ребёнка, ваше взаимодействие наполнено взаимным доверием и уважением, вместе с ним растете и развиваетесь — этого уже достаточно для того, чтобы он вырос гармоничной личностью.
Но если балуете своего ребенка, гиперопекаете его, заваливаете игрушками, водите во все секции и кружки, какие только можно, выполняете все его прихоти и игнорируете выше перечисленные потребности, то большой шанс вырастить инфантильного эгоиста, не способного обходиться без вас.
Задача родителей – на примере своих счастливых отношений в семье, вырастить взрослого, здорового человека, способного реализовывать самостоятельно все свои потребности без участия родителей.
Благословляйте своих детей на счастливую жизнь!
Автор: Татьяна Лявенко
Поделиться282017-05-17 14:09:49
ЧУВСТВО ВИНЫ У РЕБЁНКА. ПОСЛЕДСТВИЯ
Кто из нас не испытывал в своей жизни чувство вины? Оно знакомо каждому, потому что вина – это базовая человеческая эмоция.
Какие-то наши поступки вызывают у нас легкие укоры совести, а какие-то заставляют чувствовать себя виноватыми всю жизнь. Насколько мы способны проникаться этим чувством, зависит от многих причин: от особенностей характера до тяжести самих негативных поступков и событий.
В религии и философии чувство вины считается предпосылкой совести, оно лежит в основе личной и социальной ответственности, поэтому оценивается как важное положительное человеческое качество.
Психотерапевты же имеют дело с негативной стороной чувства вины, когда эта эмоция становится причиной, провоцирующим и отягчающим фактором различных неврозов, невротических состояний, психических и телесных болезней.
К сожалению, чувство вины может возникнуть и у совершенно невиновного человека.
Например, у семилетнего мальчика на глазах утонул его любимый дядя. После этого несчастья ребенок долго не мог прийти в себя, часто видел во сне, как дядя упрекал его в том, что не спас его.
Хотя тот был пьяный и утонул по собственной неосмотрительности, у мальчика закрепилось чувство вины за несовершенный поступок. Позже, когда он учился в институте, в драке с его участием убили лучшего друга.
От переживаний (опять не смог спасти, помочь!) у него в голове появились «чужие мысли», «туман». Парень стал чувствовать, что «руки стали чужие» – видел, но не узнавал их. Его психика не выдержала переживаний мощного чувства вины.
В течение 10 лет он жил в таком «тумане», уйдя в себя. После психотерапии вместе с чувством вины исчезли все неадекватные ощущения и мысли.
Или другая история. Жила-была красавица и умница. Она привыкла к чрезмерному вниманию мужчин и легко разбивала сердца. Не раз была замужем и каждый раз по горячей любви.
В детстве пережила страшное горе: умерла мама. А бабушка объяснила малышке (чтобы слушалась!), что мама умерла потому, что дочка ее не слушалась. И маленькая девочка тяжело переживала, приняв вину за смерть матери на себя.
А когда, влюбившись, она бросила очередного мужа, который из-за нее оставил жену и детей, умер от горя брошенный муж. Новый брак ожидаемого счастья не принес, потому что после смерти бывшего мужа красавица стала остро переживать чувство вины, знакомое ей с детства.
А потом и сама смертельно заболела. В надежде на спасение она стала посещать церковь, молилась, но облегчения не почувствовала, пока не пришла на психотерапию.
С точки зрения религии здесь, вроде бы, все правильно: человек признает свою вину, кается, молится, молитвами и покаянием пытается смыть свой грех.
А психотерапевт, чтобы спасти от тяжелых переживаний, провоцирующих болезнь, начинает свою работу с того, что помогает пациенту преодолеть преследующее с детства ложное чувство вины за проступок, которого не совершал.
Каков же механизм негативного влияния, разрушительного воздействия чувства вины на организм человека?
Как у детей, так и у взрослых чувство вины может существенно влиять на здоровье, если у них с малых лет сформировалась привычка брать на себя ответственность за свои и чужие поступки.
Такая привычка может возникнуть, если ребенок получает серьезную психотравму и из-за страхов, магического мышления или неопытности берет на себя ответственность за это негативное событие. Особенно склонны брать на себя вину старшие дети, которые привыкли отвечать за младших братьев-сестер.
Кстати, поводом для вины может стать не только событие, но и поступок, чувство, мысль, противоречащие этическим нормам. А морально-этические нормы и убеждения впитываются ребенком в той среде, в которой он находится с рождения, и являются следствием воспитательных мер и родительских установок.
Малыши прекрасно понимают, что такое хорошо и что такое плохо и что невыполнение правил ведет к порицанию и наказанию.
Дети, на которых в детстве обрушивается внезапное горе, беда, начинают считать это наказанием за какие-то свои собственные поступки. Чем страшнее и серьезнее несчастье, тем более виноватым может ощущать себя ребенок.
Ребенок в таком состоянии с готовностью принимает ответственность на себя за поведение взрослых и даже за само негативное событие.
Далее детский опыт переживания тяжелых психотравм запускает вместе с тревогой страх, что беда может повториться. И у ребенка появляется готовность в дальнейшей жизни снова принять на себя ответственность за любые несчастья, происходящие вокруг.
Даже если в детстве тяжелая психотравма проходит, на первый взгляд, бесследно, она может дать о себе знать уже во взрослой жизни, когда повторяется похожая по тяжести переживаний травматическая ситуация.
Появляющееся после этого знакомое чувство вины и невыносимости тяжелых переживаний приводят к срыву психозащитных механизмов, снижению иммунитета, которые, в свою очередь, и провоцируют неврозы и невротические состояния, психотические реакции или заболевания внутренних органов.
Родители часто и не осознают, к каким катастрофическим последствиям могут привести их слова, когда, например, в воспитательных целях повторяют: «Если не будешь слушаться, мама заболеет, бабушка умрет» и т.д.
Даже такое тяжелое событие для ребенка, как развод родителей, матери могут использовать для того, чтобы акцентировать вину ребенка: «Папа ушел от нас, потому что ты плохо себя вел, если не будешь слушаться, то и я уйду или могу умереть!»
А какой ребенок всегда и во всем слушается родителей? И, не дай бог, что случись с мамой, например, – и впечатлительный, ранимый ребенок уже будет готов подсознательно принять на себя вину за болезнь или смерть. А это – путь к несчастьям и болезням.
Даже если ребенок в чем-то и виноват, нельзя зацикливать внимание на его вине и ошибках, лучше успокойте и отвлеките его, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Это так важно для его здоровья и успешного будущего!
Поделиться292017-05-27 15:10:17
Бесполезно!
Недавно в СМИ появилась информация о возможном введении в школьную программу некоего курса, связанного с нравственностью, моральными ценностями и ещё какой-то там девической невинностью. Много споров по этой теме. И что меня более всего удивляет - почти никто не озвучил самое важное: внедрять что-то в детские головы можно только тогда, когда по этим нормам живёт всё общество. Если же дома, в телевизоре, в ...журналах-газетах и на Евровидении (до кучи) проповедуются одни ценности, а школа станет внушает нечто иное, победит...среда. А не школа. Я на эту тему уже написала статью, но вывешу её завтра или на днях. Сегодня я хочу вспомнить 1980-е годы, когда говорилось и даже оралось про ценности развитого социализма; о том, что личная скромность украшает строителя Коммунизма (да-да, до 1991 года в брошюрах послушно писалось про коммунизм); агитпроп осуждал вещизм и цинизм, а слово «карьера» произносилось в ироническом либо же с осуждающем смысле. Толку-то?
...Поэтому тот современный подросток, которого заставят учить постулаты морали (с точки зрения социума - отжившей), попросту не поверит такому учителю и такому учебнику, как не верили детки 1980-х, что джинсы, американская жвачка и футболка с Микки-Маусом – это ерунда. Мишура. Вспомним наше детство? Это всегда полезно. Итак, общество эпохи Застоя и Перестройки оказалось буквально помешано на шмотье: взрослые люди дома и на работе обсуждали магнитофоны-двухкассетники made in Japan, финские унитазы, чешский хрусталь и ГДР-овские сервизы «Мадонна». Хвастались своим умением доставать дефицит, пропихивали своих чад в престижные учебные заведения, с вожделением листали западногерманские каталоги ширпотреба. Бегали на поклон к фарцовщикам – за французскими парфюмами, кроссовками Adidas и колготками цвета фуксии. А что дети? Ловили волну, горящими глазами пожирали лейблы и научались отбраковывать неудачников. То есть тех, кому «предки» не сумели достать вожделенного Adidas-а. Да. В журналах неискренне, хотя и пафосно чествовали ткачих. В реале же чествовали тех, кто смог удачно пристроиться. Да, дипломатов. Но и барменов тоже. Ибо они имели доступ к импортному пойлу и к созерцанию красивой жизни.
Прекраснодушные (а чаще всего - завидущие) училки всё ещё читали мораль и утверждали, что главное в человеке – это ум, честь и совесть, а не фасон штанов и тем паче - не фирма, их произведшая. Но всё это вызывало у нас гомерический хохот и желание следовать за «фирмачами». Папы-мамы нас тоже осуждали и даже орали, что не в джинсах счастье! А потом – …бежали занимать очередь за итальянскими полусапожками. Дети всегда повторяют за взрослыми, причём делают это грубее и циничнее. Их не обманешь – они точно знают, что за фразой «не в джинсах счастье» стоит не стремление к высокому аскетизму, а …неумение их доставать, к примеру. Каково общество – таковы и чада. Вы можете представить себе искреннего любителя советской музыки в 1987 году? Того, который стал бы наперекор моде слушать песни Пахмутовой? Я знаю одну (одну!) такую женщину 1969 года рождения - она в юности не увлекалась современным музоном. Её интерес был в области классики и советских композиторов. Она не являлась клинической идиоткой, но слыла за таковую. К счастью, я с ней познакомилась уже в 1990-х, когда наши вкусы уже были настолько разнообразны, что любить советское сделалось...чем-то вроде стильного нонконформизма.
А в 1980-х над ней ржали все, кто не стеснялись ржать. И взрослые, и дети гонялись за импортом, смотрели жадными очами в сторону Запада и оценивали вещь с точки зрения её ...заграничности. Если американская - значит хорошая без вопросов. Если ГДР - так себе. Советская? Уберите, я сегодня злая! При том, что именно советская могла быть выполнена лучше всех иных. Но если взрослые могли как-то себя обуздать, то у деток сие приобретало болезненный характер - мы были помешаны на всяких наклейках, жвачках, фломастерах, ...на глянцевой бумаге буржуйских журналов, на броских цветах импортной одежды. Нам же казалось, что на Западе всё очень ярко и главное - вкусно. Ну, не может же вон то шикарное мороженое с вишенками - рекламного из каталога - быть химической пакостью?! Нам это не внушали в школе. И родители нам сие не втюхивали. Это носилось в воздухе. А пока оно там носится, никакими уроками и понуканиями, перебить нельзя. Исправляется общество - автоматически меняются дети. А так - пустое колыхание воздуха.
http://zina-korzina.livejournal.com/898515.html
P.S. Все карикатуры 1980-х годов. Взяты у denis_strebkov
Поделиться302017-05-29 08:22:36
Трудные дети
Очень часто в детско-родительских сообществах появляются вопросы, что делать с неуправляемыми и совершенно непослушными детьми. На них не действует вообще ничего.
Многие родители сталкиваются с подростковой неуправляемостью, с невозможностью повлиять на ребенка 13-17 лет. Он ничего не слушает.
Ну и наконец, есть совершенно неуправляемые (со стороны социума) взрослые. Их чаще всего относят к преступникам, но это тоже интересная проблема.
Все три проблемы с точки зрения психофизиологии связаны. Все это разные степени одного и того же. Просто трудные дети не всегда становятся трудными подростками, и еще реже превращаются в правонарушителей.
Большинство благополучно минует такой период в детстве или в пубертате, а во взрослом возрасте становятся разумными и благополучными гражданами. Однако не все. Иногда же встречаются люди, которые в детстве или даже в подростковом возрасте были вполне послушны, а потом превратились в неуправляемых. Это бывает редко, но все же бывает.
Что это такое?
В первую очередь – это слишком высокий порог фрустрации.
Родителям трудных детей лучше всего понять эту тему, чтобы не бороться с непослушанием разными дикими и вредными (то есть усугубляющими проблему) способами, вроде ремня. Тем более глупо наказывать подростков (лишая прогулок и отнимая гаджеты). Для обычного ребенка в трудный период это всего лишь обидно и создает разлад с родителем (и желание побольше от него скрывать и пораньше сбежать из дома). А для действительно трудного – это еще больше повышает порог фрустрации, закаляет, заводит и делает родителя – мишенью для борьбы.
Тема порога фрустрации для неспециалистов – трудная. Попытаюсь объяснить максимально упрощенно.
Дети рождаются разными, каждый со своей своеобразной нервной организацией. Еще более разными дети становятся, когда к нервной организации добавляется уникальный опыт развития.
Когда-то прекрасный ученый Лев Гумилев исследовал проблему пассионарности (а пассионарность во многих случаях это именно вот такая вот полная неуправляемость и неподчиняемость) и пришел к выводу, что пассионарность, возможно, зависит от особенных вспышек на Солнце. Среди социальных Гумилев выделил такой фактор как пересечение этносов, не столько разных генов, сколько кардинально разных культур.
Современные исследования склоняются к той же точке зрения. В появлении такой нервной организации участвуют и мутации, и генные особенности, и особая социальная среда, в которой есть разлом между нравственными смыслами.
Саму по себе пассионарность Гумилев считал очень важным и нужным для человечества явлением, однако отмечал, что будучи неправильно направлена и использована, она может превратиться в беду. Выраженный пассионарий не останавливается ни перед какими преградами, любая преграда только сильнее стимулирует его на активность и на устремление к цели. Даже если цель благая, такой человек может оказаться опасен (тем более что благо - относительно). А если цель - не общее благо? Страшно представить, на что способен такой монстр, одержимый идеей переделки мира по своему плану. Да и зачем представлять? Можно почитать историю.
Также Гумилев выделял как отдельный тип - субпассионариев (людей, энергия которых направлена на саморазрушение, самоуничтожение) и гармоничных (людей, которые живут нормально, спокойно и хорошо вписываются в социальные рамки). Все это довольно условно. Может быть гармоничный человек с чертами пассионария или, наоборот, субпассионария, причем иногда в разные периоды жизни.
С точки зрения психофизиологии, субпассионариев можно отнести к людям с очень низким порогом фрустрации, гармоничных людей – к тем, у кого порог фрустрации нормален, а вот пассионарии – это люди с очень высоким, иногда ненормально высоким порогом фрустрации.
Понятие фрустрации многие толкуют неверно, даже некоторые психологи.
Фрустрация – это не агрессия, которая возникает при столкновении потребности человека с препятствием. Нет. Агрессия – это всего лишь одна из форм реакции на фрустрацию, причем, Курт Левин считал фрустрацию, сопровождаемую агрессией, неполной. Потому что агрессия – это дополнительная энергия, которая выделяется в попытке все-таки преодолеть препятствие. Вы натолкнулись на преграду и в ярости попытались ее сломать. У вас неполная фрустрация, потому что вы все еще стараетесь продолжать движение к цели, пусть и таким деструктивным путем.
Настоящая фрустрация – это когда человек прекращает движение, столкнувшись с преградой, сдается, не может направить ту же самую энергию ни на что конструктивное. Он просто ее подавляет, гасит или направляет агрессию внутрь себя.
Обычный человек, сильная потребность которого столкнулась с преградой, сначала пытается эту преграду преодолеть, затем ищет обходные пути, и поняв, что преграда непреодолима, часть потребности фрустрирует (гасит), а часть пытается куда-то перенаправить (не фрустрирует). Это социально адекватное существо. В идеале малая часть должна гаситься, а большая перенаправляться. Это хорошо адаптированная и стрессоустойчивая личность.
Ярковыраженный пассионарий – это человек, потребность которого вообще не знает преград. Он никогда не откажется от своей цели. Он либо умрет, либо пробьет преграду головой (и да, большинство как раз умирают, конечно). В крайнем случае он придумает способ обойти эту стену, но не окольными путями и не станет долго выжидать, он ведь кипит страстью. Пассионарность - это сильная страстность (пассио = страсть).
Вы понимаете, что такое порог фрустрации? Это такой условный порог, который зависит от качеств психики и личности, дойдя до которого человек считает, что преграда слишком велика и тратить свою энергию дальше бессмысленно. Нормальный человек видит объективные «нельзя», «невозможно», «слишком дорого будет стоить» и отступает. Пассионарий начинает рваться вперед с удвоенной силой. Да, настоящего пассионария преграды только заводят. Если порог фрустрации человека очень и очень высок, нет такой преграды, которую он бы посчитал для себя непроходимой.
С точки зрения психофизиологии – это патология, поскольку такие люди довольно плохо адаптированы для жизни в среде и тем более социуме, они часто погибают. Однако, если не брать крайности, то есть не рассматривать запредельно высокий порог фрустрации, а рассматривать просто повышенный, то мы видим очень целеустремленного человека, возможно героя, а возможно и преступника, но личность довольно сильную (пока ее не сломали физически или не убили).
Слишком низкий порог фрустрации – такая же патология. Такой человек от любой трудности пасует, он готов любое внешнее правило принять как закон и не будет пытаться его обходить и, встретив на пути любое сопротивление, сразу уступит. Норма – всегда посередине, но своеобразие людей заключается в том, что некоторые нормальные люди имеют пониженный порог фрустрации, некоторые повышенный, и всем им нужно (и можно) учиться счастливо жить.
И вот теперь представьте себе маленького ребенка. Вашего трудного и совсем неуправляемого.
Он физиологически сделан иначе, чем его сверстники, с которыми вы его сравниваете. Что толку его пороть? Если это от беспомощности и злости, ладно (попейте лучше успокоительное), но если это сознательный метод воспитания, то вы - глупцы, а не родители.
Большинство неуправляемых детей, минуя кризис 3-летнего возраста (после 4-х лет примерно), становятся вполне управляемы. Но (!) Если родители уже не испортили с ними отношения, пока лупили их и мучили во время трехлетнего кризиса. За это время можно стать врагом ребенка, особенно если у вас настоящий пассионарий.
Чем отличается неуправляемый ребенок от послушного и тихого?
Послушный более чувствителен, эмоционально отзывчив, впечатлителен, тревожен, поэтому его порог фрустрации намного ниже. Мама всего лишь посмотрела печально, покачала головой, и его желание лезть вон на ту высокую полку улетучилось. Внешнее "нельзя" стало достаточной преградой, ведь его порог фрустрации очень низок, достаточно любой почти преграды, чтобы он отступил. Вы видите, что слишком послушный ребенок, это тоже не очень хорошо, верно? Любое внешнее "нет" сразу становится его внутренним законом, он внушаем, он полностью управляем. Все хорошо в меру.
А что такое очень непослушный ребенок? О, он вас вообще не слышит. Для него ваш ор - просто шум как звук моря. Его возбуждение от желания (нервное, физиологическое, психика у него так устроена) столь сильно, что вы можете хоть убиться, но он будет лезть туда, куда задумал. Если порог фрустрации очень высок, вы можете бить его смертным боем, он будет плакать, но все равно лезть. Никакие страдания его не остановят, потому что страх – ничто по сравнению с его потребностью. Еще раз повторяю, скорее всего (9 из 10) он перерастет этот период, станет адекватным, но пока он такой. Просто примите этот факт, для начала.
Вы напрасно считаете, что послушный ребенок более разумен и хорош, его потребность просто не имеет такой энергетической силы. Он не такой страстный. Его потребность слабее, она легко снимается запретом. А ваш ужасный ребенок имеет желания сильные и могучие. Он - тайфун. Вот такой вам достался.
Что делают родители, когда бьют и наказывают таких детей?
Они могут превращать их из возможных героев в возможных преступников. Да, не будем бояться громких слов, это примерно так и бывает. Не всегда, к счастью, но нередко.
Чем отличается герой от преступника? Первый хочет делать что-то на благо общества, второй – антисоциален и хочет грабить других. Второго можно считать психопатом, и из пассионариев, которых били в детстве, часто получаются психопаты. Сами представьте, их потребность имеет невероятную энергетическую мощь, справиться с ней они не могут, нет психических резервов. А со стороны общества (которое олицетворяют родители и учителя) все время поступают побои и наказания. Что остается детям? Во-первых, учиться врать и притворяться (для самозащиты), во-вторых, возненавидеть общество как главного врага, ища средства борьбы и мести. (Понимать это надо не ради оправдания преступников, а ради сокращения их числа).
Процент настоящих пассионариев очень мал. Великие герои и настоящие злодеи редки. Большинство неуправляемых детей позже нормализуют порог фрустрации, станут совершенно нормальными и законопослушными гражданами. Но не нужно в периоды их бунтов портить с ними отношения и настраивать их против себя и социума, усложняя себе жизнь, а им социальную адаптацию.
А что можно делать, я сейчас расскажу.
Я сейчас не могу сказать, что делать с детьми с настоящим расстройством поведения (которые и в 8-10 лет все разрушают, ведут себя агрессивно и не считаются с минимальными правилами) и как исправлять подростков-психопатов, это слишком сложная проблема (хотя интересная и много исследований и экспериментов сейчас ведутся). Но я могу сказать, что можно делать с маленькими детьми с повышенным порогом фрустрации, вот теми самыми, которые не хотят слушаться, очень упрямы, настаивают на своем, врут (потому что их наказывают) и нарушают все запреты.
Их энергию фрустрировать очень сложно или невозможно, им иногда проще сломать все кости, чем запретить чего-то хотеть и куда-то лезть. Но их энергию можно ПЕРЕНАПРАВИТЬ, предложив другую цель или несколько целей. И это ЕДИНСТВЕННЫЙ способ. Понимаете? Запретить, остановить, запугать, доказать - практически невозможно. Перенаправить внимание можно. Это единственный вариант. И лучше занимать их внимание ДО ТОГО, как они сами выберут себе деструктивную цель, иначе отвлечь будет сложно. Заранее надо забивать их внимание. Останется пустошь, они заполнят ее сами и так, что вам не понравится это.
Родители должны очень хорошо понять, что главный враг таких детей СКУКА.
От скуки такие дети готовы не то что запреты родительские нарушать, а в окно выпрыгнуть и это не шутка. Поймите, психика у людей разная. А несформированная детская психика особенно причудлива. Тревожные дети намного лучше скуку переносят, а вот такие дети совсем не могут, скука убивает их и взрывает им мозг. Они испытывают настоящую муку, сильнейшую адскую муку, когда вы заставляете их просто сидеть или заниматься чем-то скучным, полезным, но неинтересным. Им нужны эмоции, они эмоциональные обжоры с рождения. Они подрастут и научатся саморегуляции, а пока им очень сложно жить в вашем нудном взрослом мире.
Вот здесь опыт отца, который оказался так внимателен и умен, что сразу понял, что бич его сложного ребенка (от которого отказывались все няни, сады и даже мать согласилась отказаться) – скука. Он становится очень агрессивен от скуки (и там скорее всего генетическая особенность, потому что его отец – такой же), а в игре интересной - очень адекватен, сообразителен, отзывчив, нормальный ребенок.
Не ставьте никогда таких детей в угол, не наказывайте скукой и сидением на стульчике, не ведите себя как глупые монстры, они и так не выносят скуку, а вы еще больше мучаете их. Если же вы бьете таких детей, вы не только создаете у них образ врагов-взрослых, но и поднимаете, закаляете им болевой порог, и скоро они начинают любить драться, любить даже физические наказания, любить кровь и побои (наносить и получать, да). Это сложно представить, но это так. Для пассионариев это очень характерно: в эмоциональном накале они не чувствуют и не боятся боли. А если болевой порог с детства натренирован, так и тем более они потом обожают драки. Скука настолько непереносима для таких детей, что любая боль и опасность становится для них благом. А вы дополнительно еще и приучаете их к боли, делаете боль для них привычной или даже приятной. Зачем? Лучше пусть их болевой порог остается ниже, тогда перед болью сохраняется пиетет, барьер и они меньше будут рисковать здоровьем в своей жизни. Боль несет защитную функцию, не надо ее упразднять, это очень опасно.
Единственный способ обращаться с такими детьми – держать их постоянно в состоянии какой-то увлеченности, каких-то интересных задач. О да, это трудно, но это единственный способ. Как только они скучают, они начинают нарушать ваши запреты, делать все, что нельзя, рваться к опасностям и приключениям. Не думайте, что их цель – сводить вас с ума, но для них лучше это, чем просто сидеть в невыносимых четырех стенах в бесконечно растянутом времени. Время для такого ребенка растянуто так, что каждые пять минут превращаются в пять недель. Представьте себе, что вам нужно пять недель сидеть и смотреть в стену. Вы захотите разбить себе голову об эту стену, не так ли? Вот именно этого хочет и ваш ребенок.
Не сравнивайте своего ребенка с другим. Другой имеет другую психику, он выносит скуку лучше, он может в течение часа сосредоточенно рассматривать книжку или игрушку (слишком низкий порог фрустрации это тоже плохо, повторяю, до определенного возраста здоровые дети должны быть непоседливы), а ваш вот такой, ему невыносимо в обычных условиях, он нуждается в постоянном экшене, в постоянной игре, в постоянной смене событий, в постоянной нагрузке, психической и физической.
Ваша задача не только накормить его и уложить спать, но и обеспечить ему адекватный уровень нагрузки, впечатлений и стимулов. Если их будет слишком мало, он будет изнывать и беситься, выть и лезть на стенки. Он будет выносить вам мозг. Или крушить все вокруг.
Держитесь. Если вы с честью переживете этот кризисный период (обычно кризис длится год-два), вы получите адекватного, но энергичного сына или дочку, и вы еще скажете спасибо ему или ей, что они именно такие. Почти все особенности психики (здоровой) имеют свои недостатки и свои преимущества.
Про подростков трудных расскажу отдельно. Там есть нюансы (наркотики, алкоголь, секс, плохие компании и т.д.). А пока давайте трудных детишек обсудим. Есть у вас опыт подобный? Как и чем можно увлечь такого ребенка при минимальных затратах времени, сил и денег? Такого - это трудного, а не любого. Не печальте родителей трудных детей совсем уж банальными идеями.
источник