Дети, которые не могут уйти...
И сегодня я не о тех, безумно залюбленных до смерти, и до неё же инфантильных, а потому и остающихся при родителях до седых волос.
Наоборот. О тех, кто слишком рано повзрослел при родителях, которые никогда не умели вести себя, как взрослые люди.
Дети, которые не могут уйти...а почему, собственно, не могут? К батарее наручниками они не пристёгнуты, и родители, спроси ты их, желают ли они счастья своим детям, немедленно закивают головой, и добавят, что только рады будут, если дети обустроят собственную жизнь.
Но они не уходят.
Дети не уходят, потому что не могут бросить детей. Родителей, перекочевавших незаметно в эту роль.
Это между ними оказался однажды растерянный ребёнок, не умеющий ещё понять, почему папа и мама ни одного дня не могут прожить мирно, и ни одного вопроса решить без склоки.
Это их он мирил раз за разом и день за днём, не умея этого делать, но храбро принимая волны скандала и накал запредельного градуса напряжения.
Это их исповедником он был, выслушивая непонятные ему обиды, претензии, ненависть, которыми они были переполнены настолько, что не могли держать при себе.
Это он незаметно становился патологичным участником их личных отношений, и автоматически уже влезал в любые конфликты, не имея понятия про границы, и подсаживаясь на ущербное расслабление, наступающее после возможности проораться.
Это он, так же незаметно, осваивал все роли треугольника Карпмана, постоянно мигрируя от жертвы до спасителя, а иногда и надевая тяжёлый пиджак контролёра-тирана, и формируя представление о человеческих взаимоотношениях исключительно в созависимом формате.
Это он становился циничным, и первым высмеивал возможность иметь другие отношения, те, в которых никто не унижен, и в которых можно по-другому справляться с трудностями.
Это он неосознанно ставил себе запрет на счастливую личную историю, выбирая в знак доказательства тех людей, с которыми заведомо невозможно построить ничего толкового: или полностью неприспособленных к жизни, или женатых-замужних, готовых порадовать собой пару раз в неделю, или имеющих такие неподъёмные личные проблемы, при которых им больше не близкий человек нужен, а нарколог, нянька, или штатная жертва...
И, наконец, это он так врастал в до невозможности гипертрофированную ответственность за своих родителей, что любой выбор завершался в их пользу: "Они тут без меня поубивают друг друга"..."Мать пропадёт, она ничего не может сама"..."Отец сопьётся"..."Они же больные оба, квартира без ремонта, если не я, то кто"...
Да, звучит это, на первый взгляд, благородно...но если вглядеться чуть пристальнее, то сколько там окажется покорёженных судеб, отданных на откуп тем, кто думал, что достаточно внешней стороны взрослой жизни - жениться и родить.
Тем, кто не знал, что ребёнку недостаточно сопливой беспомощной любви в виде сладостей и шариков.
Тем, кто не понял, что детям надо дать возможность уйти...просто уйти в свою жизнь, без стыда за неё, без чувства вины, без мучительного выбора.
Удерживать можно и молча.
Удерживать можно при открытых дверях.
Удерживать можно, говоря: "Чего ты себе не найдёшь никого? Мы тут как-нибудь сами"...
Удерживать можно, ежедневно сливая на голову взрослого ребёнка поток своих жалоб, и проявляя выученную беспомощность.
Удерживать можно, гордясь тем, что ребёнок всё своё время проводит с тобой...и ещё много как можно удерживать, думая, что ты не делаешь этого.
Их много, таких детей, проживших свою родительскую историю с собственными родителями.
У меня были десятки таких пациентов, и большая их часть, в свои 30, 40, 50...имела запрос не о том, как выйти на свободу, а о том, как помирить родителей, как угодить маме, как справиться со своей бесконечной виноватостью, и как ничего не хотеть для себя.
При этом многие из них сумели отменно внушить себе мысль, что им и вправду ничего для себя не хочется, ни крепких отношений, ни своей семьи, ни переезда на свою территорию...
Это не история про плохих родителей и жертвенных детей, друзья мои...
Это история о том, что в какие-то жизненные сценарии мы попадаем не потому, что осознанно хотим их, а потому что думаем, будто бы так и надо, потому что так у всех.
И мы не знаем, как взрослеть, как брать на себя ответственность за свою жизнь, как не порабощать никого больной любовью, как позволять уйти своим детям, и как не усыновлять своих родителей.
Но всему можно научиться. Если понимать зачем.
Дайте свободу всем, кого любите...
Лиля Град