Как Башня-руина в Царском Селе стала новоделом
На этой картине мы видим полуразрушенную башню, которая стоит на опушке густого елового леса. Руины явно являлись частью какого-то большого строения, некогда находившегося на этом месте.
Робер «Башня-руина в Царском Селе», 1783 год
Хорошо видно, что сооружение заброшено давным-давно: его облицовка сильно облупилась, по верху и по бокам поползли растения, части башни обломлены и покрыты трещинами.
Картина написана в 1783 году, однако, согласно официальной версии, башня построена в 1773 году зодчим Ю. Фельтеном по заказу императрицы Екатерины II, в честь победы Русско-турецкой войне. То есть всего за 10 башня приняла такой заброшенный вид. Как же это могло произойти?
Что ж, заглянем в Википедию, которая сообщает нам вот что: оказывается, сооружение изначально было построено в виде руины, то есть это не что иное, как «искусственное подобие древних руин». Вот только почему-то башня сделана в древне-римском стиле «с усеченными углами и вогнутыми вовнутрь сторонами». Не странно ли это? Зачем делать башню в честь победы на турками в римском стиле? Да ещё и в виде руины!
Заглянем в историю этой картины. Её написал французский художник Юбер Робер, который никогда не был в России. «Башня-руина в Царском Селе» была написана им по заказу Екатерины II и по зарисовкам графа А. С. Строганова. Граф послал мастеру для образца собственноручную зарисовку сооружения с подписью по-русски: «П.[писал] Жив [живописец] Робертъ въ Париже 1783».
Екатерина II осталась очень довольна работой, написав в ответ: «Я имею наилучшее мнение о картине Робера». То есть работа была вполне реалистичной. Но тем не менее на картине мы видим не новодел, а самые настоящие древние руины, через глубокие трещины которых буйно пробирается растительность. Ну не могло так зарасти здание за 10 лет.
Всё очень просто. Эти руины гораздо старше 10 лет. Они не были возведены Екатериной. Царица просто решила отреставрировать их и выдать за новую постройку. То есть башня-руина на самом деле не состарилась за 10 лет и не является «искусственным подобием древних руин». Это самые что ни на есть настоящие древние руины.
Возможно кто-то подумает, что пышная растительность на стенах — эта фантазия Робера, который на самом деле был закоренелым руинистом и даже получил прозвище Робер де Руин. Но давайте посмотрим на эту башню глазами другого художника — Ивана Бельского. Эта картина написана практически с того же ракурса, только спустя пять лет — в 1788 году.
Иван Бельский , «Гатчинские ворота и Руина в Царском Селе», 1788 год
Какие же изменения мы здесь видим? Во-первых исчез густой лес. Пространство вокруг расчистили и немного облагородили. Возвышенность превратили в дорогу, по которой прогуливаются знатные господа и дамы (а не крестьяне, как на первой картине).
Но вот башня и здесь объята буйной растительностью и густо покрыта трещинами. То есть на этой картине она тоже нисколько не напоминает новодел. Но небольшие изменения всё же есть. Наконечник башни — зубчатая ротонда — полностью целый, а не разрушенный наполовину, как на предыдущей картине. Причем наверху люди, которые спокойно там прогуливают и, возможно, обсуждают дальнейший процесс восстановления руин.
То есть мы видим, что башню постепенно восстанавливают, а пространство вокруг облагораживают. Если посмотреть на более поздние изображения этих руин, то можно увидеть достаточно облагороженную башню, которую вполне можно выдать за новодел.
Вот, например, акварельный рисунок художника Иванова Ивана, сделанный в начале 19 века. Здесь изображена вполне себе приличная башня в красивом парке.
Иванов Иван Алексеевич Башня-руина в Царском Селе
После революции башня опять пришла в упадок и в 20 веке находилась в плачевном состоянии. Современный вид она приобрела в 2009 году и сейчас открыта для всех посетителей Екатерининского парка города Пушкина.
Сейчас башня выглядит вот так.
Картины с историей (с)