Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » История на картинах


История на картинах

Сообщений 61 страница 70 из 261

61

Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь

Зима — прекрасное время года, которое всегда находило отражение в произведениях писателей, поэтов, художников, музыкантов и других творческих деятелей. Множество зимних стихотворений подарил нам Александр Сергеевич Пушкин, некоторые мы помним ещё со школы.

Картины с историей
Юлий Клевер «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», 1919 год

Художники тоже облюбовали себе зиму в качестве музы для своих картин. Одним из таки мастеров был Юлий Клевер, который создавал сказочные, загадочные и мистические зимние пейзажи, завораживающие своей глубиной и таинственностью.

Так получилось, что Клевер вдохновился отрывком из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и написал картину по его мотивам.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

Согласитесь, перед нами совершенно точная иллюстрация известного нам с детства стихотворения. Здесь и крестьянин на санях, и мальчик с собачкой, и удалая кибитка. Всё кажется таким понятным, знакомым и родным.

На картине Клевера мы видим, как дворовый мальчик везёт своего пса на санках, в которые сам запрягся словно лошадь. Из окошка деревянного и занесённого снегом домика смотрит его мама, переживая, не замёрз ли её сынок.

Художник нарисовал картину в своём стиле, сделав сюжет не предельно простым, как в стихотворении, а немного сказочным. Чего только стоит дерево, склонившее над избушкой свои вычурные изогнутые ветви или тяжёлое дымчатое небо, предвещающее метель.

Пейзажи Клевера настолько завораживают, что словно погружают зрителя в волшебный загадочный мир с его чарующими закатами и манящими далями. Сюжеты с колдовским лесом или одиноким домиком у воды притягивают взгляд зрителя, заставляют его задержаться и пробуждают желание проникнуть вглубь картины.

Картины с историей
Юлий Клевер «Закат солнца зимой», 1897 год

Самое интересное, что этой манере написания художника никто не учил — это было его собственное, если можно так выразиться, изобретение. Юлий Клевер поступил в Императорскую Академию художеств, но вскоре бросил её, поскольку посчитал обучение скучным.

При этом работы самого Клевера были невероятно популярными и разлетались как горячие пирожки. Мастеру приходилось писать по несколько авторских копий наиболее востребованных работ. В расцвет своей популярности он даже нанимал помощников, которые рисовали промежуточные слои картин.

В советское время Клевер был незаслуженно забыт, поскольку его посчитали «слишком буржуазным художником». Однако в последнее время творчество этого живописца снова набирает популярность и распространяется среди людей.

Картины с историей (с)

0

62

Почему герои картины «Прощание с Англией» покинули свой дом

Эта картина показывает нам людей, которые плывут на лодке по неспокойному морю. Погода стоит холодная и ветреная, порывы буквально сдувают пассажиров с борта. Что же заставило их отправиться в такое опасное путешествие?

Картины с историей
Форд Мэдокс Браун «Прощание с Англией», 1855 год

Название картины «Прощание с Англией» говорит нам о том, что люди отплывают от берегов Великобритании. Это также можно понять по Белым скалам Дувра, виднеющимся на заднем плане. Вдоль борта развешаны овощи, что намекает на довольно долгий путь. Склад продуктов также можно разглядеть на задней части лодки.

Публика на шлюпке подобралась разношёрстная, однако мы может заметить, что сидят здесь отнюдь не бедняки. Скорее всего, это представители среднего класса, отправляющиеся в другую страну в поисках лучшей жизни.

В те годы в Англии была волна эмиграции из-за экономического кризиса, когда страну покинуло множество представителей рабочего класса. Люди, в основном, отправлялись в колониальные территории Британской империи. Однако художник хотел показать, что уезжали даже более обеспеченные жители — настолько плохо было положение народа.

Форд Мэдокс Браун так писал о своей картине:

Образованные люди связаны со своей страной более тесными узами, чем неграмотные, для которых главное — еда и физический комфорт. Поэтому, чтобы представить сцену разлуки в её наиболее полном трагическом развитии, я выделил пару из среднего класса, достаточно высокого, образованного и утонченного, чтобы дать понять, от чего они сейчас отказываются. Но они достаточно стеснены в средствах, поэтому готовы мириться с неудобствами и унижениями, которые случаются с судном «все одного класса». Муж с горечью думает о разрушенных надеждах и разрыве всего, к чему он стремился. Горе молодой жены менее заметно. Возможно, оно ограниченное печалью разлуки с несколькими друзьями ранних лет. Все, кого она любит, плывут вместе с ней.

Семейную пару на первом плане художник списал с себя и своей жены. В то время он настолько нуждался, что сам готов был отправиться на заработки в Индию. Своё положение он тогда описывал как «очень трудное и немного сумасшедшее».

Вместе с супругами едет и их ребёнок — его маленькую ручку держит рука матери. Мужчина пытается защитить свою жену от ветра зонтиком, но это слабо помогает — мощные порывы мы можем увидеть по развевающейся розовой ленте.

Лодка плотно набита людьми, что делает путешествие ещё более опасным. Судно кажется слишком хрупким и шатким, особенно если кругом бушует мощный ветер.

Художник рассказал и других героях своей картины:

На заднем плане честная семья овощеводов: отец (мать умерла), старшая дочь и младшие дети. Отец курит трубку, а маленькая девочка ест яблоко. Ещё дальше сидит злыдень, который трясёт кулаком и отсылает проклятия своей родине, как-будто она виновата во всех его бедах; его старая мать упрекает его за сквернословие, в то время как друг-собутыльник с покрасневшим лицом высказывает одобрение.

Хотя Браун и не относился в братству прерафаэлитов, но придерживался многих концепций этого движения, например, тщательной проработке деталей. Одну только розовую ленточку на шляпке художник писал четыре недели.

Особого внимания также заслуживает и нитка, которой привязана шляпа к пуговице. Ведь, если бы её не было, шляпа улетела при первом же дуновении ветра.

Самому художнику повезло: картина имела большой успех и сразу же была продана. Это помогло улучшить материальное положение Брауна и позволило избежать опасного морского путешествия. Мастер остался в Англии и там продолжил писать свои картины.

Спустя 10 лет, художник создал копию картины «Прощание с Англией», которая написана акварелью. Она предназначалась для Джорджа Рея Беркенхеда, покровителя прерафаэлитов.

Картины с историей
Форд Мэдокс Браун «Прощание с Англией», 1864 год

Есть версия, что часть этой картины написала дочь Брауна Кэтрин. Сейчас полотно хранится в Лондонской галерее Тейт. Оригинал находится в Бирмингемском музее.

Картины с историей (с)

0

63

Почему этот мужчина лежит на земле возле растения

На этой картине мы видим хорошо одетого мужчину, который почему-то лежит на земле. Присмотревшись, рядом можно увидеть цветок, который пробивается через брусчатку. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.

Картины с историей
Роберт Брейтуэйт Мартино «Пиччола», 1853 год

Картина называется «Пиччола» (от итальянского picciola «маленький»). Её написал художник Роберт Брейтуэйт Мартино, который входил в братство прерафаэлитов. Его работы отличаются тщательной детализацией и высокой реалистичностью.

Картина «Пиччола» основана на литературном произведении. Её сюжет отсылает нас к одноимённой новелле французского романиста Жозефа-Ксавье Сентина, главный герой которой является политическим заключённым. Согласно сюжету новеллы, граф Чарльз Веремон де Шарни попадает в тюрьму за заговор против Наполеона.

Находясь в тюрьме, граф заметил растение, пробивающееся между брусчатками его камеры. Это растение стало для Шарни сначала отвлечением, затем навязчивой идеей, затем страстью и, наконец, — символом жизни и любви.

Граф назвал растение Пиччола и стал наблюдать за его развитием, проявляя постоянную поддержку и заботу. Маленький цветок, который растёт и выживает благодаря заботе Шарни в таком зловещем месте, как тюрьма, стал образом силы природы и настойчивости.

Шарни следует примеру цветка и стремится обогатить свой разум и душу среди стен, которые его заточают. Именно это мы и видим на картине художника — граф лежит возле своего подопечного и бережно поливает его, а рядом лежит книга, которая повышает духовность самого заключённого.

Книга придавлена камнем, который похож на человеческий мозг, что тоже является очень символичным. Благодаря ей разум Шарни не погибает в заключении, а, наоборот, развивается и процветает, как и маленькое растение.

Художник, конечно, немного приукрасил сюжет, "одев" заключённого в модный дорогой сюртук и шляпу. Да и окружающая обстановка скорее похожа на просторный тюремный двор, а не на тёмную маленькую камеру. Но смысл картины от этого не меняется и остаётся хорошо понятным человеку, знакомому с новеллой о графе и его растении.

Картины с историей (с)

0

64

Почему женщину с ребёнком выгоняют на улицу в мороз

Картина изображает семью, в которой происходит какой-то конфликт. У входной двери стоит женщина с малышом на руках, а старик выгоняет её вон. При этом на дворе лежит снег и стоит глубокая ночь. Что же случилось у этих людей?

Картины с историей
Ричард Редгрейв «Изгнанная», 1851 год

Картину написал английский викторианский художник Ричард Редгрейв, который одним из первых показал униженное положение женщин в обществе: швей, модисток, продавщиц, одиноких матерей.

Название «Изгнанная» говорит о том, что молодую маму с ребёнком безжалостно выгоняют из дома, причём делает это её родной отец. Суровые нравы Викторианской Англии, вероятно, не оставляют ему выбора, ведь дочь родила малыша без мужа, что не допускали пуританские взгляды того времени.

Другие члены семьи не поддерживают разбушевавшегося отца. Они явно сочувствуют своей сестре и дочери, но не могут ничего сделать. Они пребывают в шоке от поступка отца, понимая, что изгнанным не выжить на улице зимой.

Одна из сестёр даже упала на колени перед отцом, хватая его за одежду и пытаясь как-то разжалобить, но это не помогает и злостный родитель вершит над дочерью жестокий самосуд.

На втором плане в коричневом капюшоне стоит мать несчастной девушки. Она почти не пытается что-либо сделать, поскольку осознаёт, что это бесполезно. Ведь во времена Викторианской Англии отец был главой семейства и вправе был единолично принимать окончательные решения.

У женщин практически не было права голоса, они могли лишь попытаться уговорить родителя, но без особой надежды на благополучный результат.

На картине хорошо видно, что за дверью стоит ночь, мороз и метель, а малыш с мамой совсем не готовы к таким условиям. Уже не говоря о том, что у них нет средств к существованию. Выйдя на улицу, они могут не дожить даже до утра.

Примечательно, что малыш и умоляющая отца женщина одинаково держат руки, вознося их к небу. Маленькие ручонки ребёнка тоже поднимаются вверх, прося о милости и пощаде. Он ещё не понимает, что его ждёт, но чувствует, что впереди нет ничего хорошего, лишь темнота, пустота, холод и голод.

Вероятно, художник сочувствует своей героине и не разделяет поступок отца. Полотно пропитано безнадёжностью и трагизмом, но при этом оно не несёт осуждающего посыла.

Картина написана Ричардом Редрейвом в качестве дипломной работы для принятия в члены Королевской академии художеств. Она и сейчас является частью коллекции этого музея.

Картины с историей (с)

0

65

Что за переполох устроили герои этой картины

На этой картине мы видим уютную комнату с хорошей мебелью. В глаза бросается красивая кровать с пологом, кофейный столик и золочёные настенные часы. Всё бы хорошо, но в квартире орудуют какие-то люди. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.

Картины с историей
Карл Штейбен «Квартира сдается», 1844 год

Картину написал живописец Карл Штейбен, творивший, в основном, в жанре романтизма. Название работы «Квартира сдаётся» сразу даёт нам лучше понять, на чём основан сюжет. Эта история рассказывает нам о новых квартирантах, которые пришли на осмотр будущего жилья. Вот только ведут себя люди очень бесцеремонно — залезают на мебель, роются в шкафах.

На переднем плане мы видим отца семейства, который в обуви забрался на кресло, несмотря на то, что на нём лежат белые перчатки. Он, очевидно, пытается измерить высоту комнаты с помощью разных предметов.

Супруга тоже не теряет времени даром. Она открыла дверцу шкафа и с любопытством изучает его содержимое. Хорошо видны находящиеся на полках флаконы с различными лекарствами, что может говорить о болезни человека, живущего в квартире сейчас. Этого жильца можно заметить на стоящей сбоку кровати.

Несчастный мужчина явно не готовился к приёму гостей и не ожидал от пришедших такой наглости. Он даже не спрятал свои вещи, которые разбросаны по комнате в разных местах.

На пуфике возле кровати лежат носки и панталоны, а на кофейном столике брошен пояс от радикулита, парик и вставная челюсть, которую с любопытством разглядывает сын будущих квартиросъёмщиков. Мальчик не отстаёт от своих родителей и шарит по чужим вещам, как по своим собственным.

Возможно, нынешний жилец из-за болезни уже не может платить за комнату, поэтому вынужден съехать, а хозяйка решила поспешить найти новых квартирантов. Вот только они оказались очень уж назойливыми и невоспитанными. Даже сама хозяйка просит их вести себя потише, указывая пальцем на человека, лежащего в постели.

Видно, что женщина сама немного в шоке от происходящего, поэтому есть вероятность, что она не пустит в квартиру этих людей.

Картины с историей (с)

0

66

Чем критикам не понравилась Снегурочка Васнецова

Виктор Васнецов любил создавать волшебные сюжеты по мотивам русских народных преданий, сказок и былин. Не стала исключением и знаменитая «Снегурочка», которая так полюбилась зрителям, что стала буквально родной.

Картины с историей
Виктор Васнецов «Снегурочка», 1899 год

Зимняя красавица просто очаровывает своей загадочностью и таинственностью. Она выходит из тёмного леса лунной ночью и напряжённо смотрит в сторону, словно видя там что-то страшное.

Зима прописана настолько реалистично, что можно даже почувствовать колючий морозный воздух, который наполнил всё окружающее пространство. А в тёмном ночном небе просматривается что-то вроде северного сияния. На заднем плане уютно светится окошками засыпающая деревенька. Редкие звёзды добавляют пейзажу сказочности и волшебства.

Примечательно, что Васнецов не просто так решил писать свою «Снегурочку». Идея создания картины пришла к нему после работы над декорациями к одноимённой пьесе Островского, которые ему поручил нарисовать его друг — меценат и предприниматель Савва Мамонтов.

Мамонтовы решили поставить «Снегурочку» в своём домашнем театре на Рождество 1882 года. А Васнецова они попросили не только создать декорации, но и сыграть Деда Мороза. Художнику ничего не оставалось делать, как согласиться.

Сам Васнецов так вспоминал о своей работе так:

«…Пришлось спешить и быстро сделать рисунки декораций, костюмов и роль разучивать, что с непривычки было трудно, но …рисунки одобрены, Савва Иванович весело подбадривает, энергия растет. Собственными руками написал четыре декорации. …До часу или до двух ночи, бывало, пишешь и водишь широкой малярной кистью по холсту, разостланному на полу, и сам не знаешь, что выйдет. Поднимешь холст, а Савва Иванович уже тут, взглянет ясным соколиным оком, скажет бодро, одушевленно: «А хорошо!» Посмотришь, и впрямь как будто хорошо. …Кто видел, а особенно играли, те нашу «Снегурочку», я думаю, никогда не забудут! Без волшебника дяди Саввы, конечно, ничего бы не вышло».

В 1885 году Мамонтов решил, что он перерос домашний театр и организовал частную оперу, где снова решил поставить «Снегурочку», правда уже не как пьесу, а как оперу Римского-Корсакова. И снова там были декорации Васнецова.

Картины с историей
Виктор Васнецов «Палаты царя Берендея». Эскиз декорации к «Снегурочке» (1885)

Однако свою собственную Снегурочку Васнецов «вынашивал» ещё долго. Он часто бродил по лесам в поисках подходящего пейзажа и, наконец, нашёл его в подмосковном Абрамцеве.

Художник писал картину несколько лет. «Снегурочка» была закончена лишь в 1899 году. В ней художник воплотил не просто сказочный персонаж, а образ «чистой заснеженной России», которую мастер любил всей душой.

В целом картина была положительно принята зрителями, однако не все по достоинству оценили шедевр. Некоторым критикам показалось недопустимым так вольно интерпретировать народные сюжеты. А некоторым Снегурочка показалась слишком условной и наигранной.

Так писал о картине критик В. Стасов: «Натуры очень мало, а условности — слишком много».

Позже «Снегурочку» Васнецова всё же оценили по достоинству. Сегодня её считают образцом русской красоты и гармоничным сочетанием реальности и традиционной сказки. Полюбоваться шедевром можно в Государственной Третьяковской галерее.

Картины с историей (с)

0

67

А виноват ли мальчик с картины «Опять двойка» на самом деле

Эту картину мы знаем с детства. Она печаталась в школьных учебниках, по ней писали сочинения и обучались бытовой живописи. Здесь изображена образцовая советская семья: дочка-пионерка, мама-труженица, малыш на велосипеде. Вот только ложку дёгтя вносит стоящий на первом плане оболтус с покорёженным портфелем.

Картины с историей
Фёдор Решетников «Опять двойка», 1952 год

Картину написал Фёдор Решетников, который специализировался в жанре соцреализма. Художник назвал картину «Опять двойка», из чего следует главный её посыл: мальчик опять подвёл всю семью, принеся домой плохую оценку.

Картина наполнена осуждением и носит обличительный характер. В школе детям она уже изначально преподносилась так, что мальчик — отрицательный персонаж, а приносить домой двойки это плохо.

При написании сочинений, школьникам уже давался посыл, что, мол, художник, своей картиной хотел сказать, что из-за двоек детей родители расстраиваются, да и самому тоже стыдно. Нужно приносить пятёрки, и тогда всё будет хорошо.

Но так ли плох этот несчастный мальчик, как нам его преподносят? Ну получил он эту двойку, ну с кем не бывает? Ну может даже и школу прогулял — вон, коньки торчат из портфеля, наверняка, катался с друзьями. Но это не делает его плохим человеком.

Двойки могут быть оттого, что он просто не понимает программу, а из-за бесконечных двоек и замечаний и в школу ходить не хочется, отсюда и прогулы. Главный герой картины «Опять двойка» выглядит на 5-6 класс, когда начинается сложный подростковый возраст. Это тоже накладывает определённое влияние на ситуацию.

Заниматься с мальчиком некому — родители целыми днями на работе. Отец может и вовсе погиб на фронте, время ведь послевоенное. Художник не случайно изобразил маму одну. Может она просто не справляется с тремя детьми.

Но картина «Опять двойка» на самом деле очень грустная. И вот почему. А дело опять таки в историческом периоде. На дворе 1952 год, то есть всего восемь лет назад, в 1944 году было введено выставление отметок по пятибалльной системе. До этого единой системы оценки не было, чаще всего она была словесной («отлично», «хорошо», «посредственно» и т. д.).

Приветствовались, естественно, высокие баллы — 4 и 5. А вот двоечников в полном смысле считали плохими детьми. Их высмеивали, ограничивали школьными благами, не принимали в пионеры, не брали в походы и в кружки.

И, естественно, на двоечников без конца жаловались родителям. Вот оттого мама и грустна. Её мне больше всего жаль на этой картине. Её лицо совсем не злое, она не хочет "спускать на сына всех собак", поскольку понимает, что полностью его вины в двойках нет. Да и в целом он не такой уж и плохой.

Но при этом мама понимает, что ей придётся отчитываться и оправдываться за сына перед учителями, соседями, родственниками и другими "доброжелателями". В этой ситуации ей придётся не сладко. Поэтому придётся отчитывать нерадивого ученика.

Мальчика тоже жаль. Он совсем не похож на хулигана. Наоборот, у него довольно подавленный и тревожный вид. Парень понимает, что неправ, но ему трудно изменить ситуацию. Возможно, в какой-то степени картина «Опять двойка» обращена к тем преподавателям, которые создают подобные конфликты в семьях, настраивая детей и родителей против друг друга.

Педагог и психолог Шалва Амонашвили писал о картине «Опять двойка»:

«Эта картина не для детей написана. Она написана для взрослых. Чтобы они увидели, что так ребёнка принимать нельзя! А надо принимать так, как собака его принимает. Для неё всё равно, с чем он пришёл. С двойкой пришёл – друг, с пятёркой пришел – друг. Не надо принимать ребёнка с отметкой. Отметка — это отметка. А может, ваш двоечник завтра мир будет переворачивать? Ваш троечник депутатом станет, или министром, или хорошим врачом? Не цифры решают, а наше отношение к ребёнку».

Картины с историей (с)

Отредактировано Алина (2021-02-25 08:26:47)

0

68

Триптих «Миссия женщины» Джорджа Хикса Элгара

В Викторианской Англии женщины занимали второстепенное место, несмотря на то, что страной тогда правила именно женщина — королева Виктория. Для всех остальных представительниц слабого пола предназначение состояло лишь в супружестве и материнстве.

Главой семьи в ту пору был мужчина и все решения принимал тоже он. Жена была лишь его поддержкой и опорой, хранительницей домашнего очага (права на который у неё, кстати, тоже не было) и эту роль она должны была играть до конца своих дней.

В глазах закона женщина была всего-навсего придатком своего мужа. Она не имела права заключать контракт от своего лица, распоряжаться имуществом, финансами и представлять себя в суде... Помимо финансовой, существовала и еще более мучительная зависимость – отсутствие прав на детей. Рожденный в браке ребенок фактически принадлежал своему отцу (в то время как за незаконнорожденного несла ответственность мать). При разводе или раздельном проживании ребенок оставался с отцом или с опекуном, опять же назначенным отцом. Матери разрешались редкие свидания с ребенком.

Такое положение женщины в Викторианской эпохе часто попадало на полотна художников, которые принимали либо сочувствующую, либо осуждающую позицию. Выразил своё восприятие миссии женщины и живописец Джордж Хикс Элгар, который создал целый триптих на эту тему.

Первая картина триптиха «Миссия женщины» носит название «Проводник по детству». Здесь художник изображает мать, которая помогает своему ребёнку делать первые шаги по дороге жизни.

Картины с историей
Джордж Хикс Элгар «Миссия женщины: Проводник по детству», 1862 год

На этой картине женщина выполняет свою родительскую функцию, являясь «ангелом-хранителем» для растущего малыша. Она обучает его всему и оберегает от неблагоприятных внешних воздействий.

Вторая картина триптиха носит название «Спутница зрелости». Здесь женщина представлена заботливой женой, успокаивающей расстроенного мужа. Он, вероятно, получил скорбное письмо, которое лежит на столе, и теперь нуждается в поддержке.

Картины с историей
Джордж Хикс Элгар «Миссия женщины: Спутница зрелости», 1862 год

На картине хорошо видно, что женщина является хорошей хозяйкой: стол аккуратно накрыт для завтрака, а в вазе стоят свежие цветы. Сама она очень ухожена, имеет покорный и неконфликтный характер, в общем, идеальная представительница слабого пола того времени.

Третья картина называется «Утешение старости». На ней мы видим дочь, которая заботливо ухаживает за своим пожилым отцом.

Картины с историей
Джордж Хикс Элгар «Миссия женщины: Утешение старости», 1863 год

Искусствовед Королевской академии художеств Том Тейлор считал, что на всех картинах изображена одна и та же женщина в роли матери, жены и дочери. Она представлена «в трёх фазах своих обязанностей ангела-хранителя».

Причём героиня триптиха имеет поразительное сходство с женой художника. Вероятно, такая женщина была идеалом для живописца, хотя, неизвестно, была ли на самом деле таковой его супруга.

Другой известный викторианский критик Джон Рёскин так писал о месте женщины на этой картине и вообще в жизни:

Сила женщины — в правлении, а не в битве, а её интеллект — не для изобретения или созидания, а для мягкого упорядочивания, приведения в порядок и принятия решения. Ее функция — похвала.

В викторианских текстах женщины описывались только как жены, дочери или матери. Свои личные желания они должны были подчинять стремлениям и нуждам семьи и общества. Считалось, что

женщина «ничего не имеет и есть ничто сама по себе…» и «может жить только существованием другого … »

Картины с историей (с)

0

69

Почему одна из трёх царевен Васнецова одета в простое чёрное платье

Художник Виктор Васнецов любил писать сюжеты на тему русских народных сказок, многие из которых мы знаем с детства. Картина «Три царевны подземного царства» не является исключением. Мы видим на ней трёх царевен, две из которых выглядят гордо и величественно, а одна — просто и скромно, да и к тому же одета в обычное чёрное платье. Почему же так получилось?

Картины с историей
Виктор Васнецов «Три царевны подземного царства», 1884 год

Картина Васнецова отсылает нас к сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое». Согласно сюжету этого произведения, Иван-царевич спускается в подземное царство, чтобы вызволить из плена свою мать, царицу Анастасью Прекрасную, похищенную нечистым духом Вороном Вороновичем.

По дороге царевич встречает пленниц (в некоторых версиях — дочерей) Ворона — Медную, Серебряную и Золотую царевен. Девушки подсказывают Ивану, как освободить мать, и в благодарность царевич, возвращаясь из подземного царства, берёт их с собой. Вернувшись домой, он женится на Золотой царевне, а младших её сестер выдаёт замуж за своих старших братьев.

Однако на картине Васнецова хорошо узнаваема только одна царевна — золотая. А одна из героинь и вовсе на царевну не похожа, поскольку стоит в простом чёрном платье.

Дело в том, что художник создал это полотно по заказу промышленника Саввы Мамонтова, который построил Донецкую каменноугольную железную дорогу, а кабинет правления нового предприятия решил украсить картинами набирающего популярность Виктора Васнецова. Живописец с радостью принялся за работу, однако сделал её в сказочном стиле. Его царевны олицетворяли богатства недр Донбасса: золото, драгоценные камни и уголь.

Поэтому-то девица в чёрном и выглядит так скромно, ведь она просто царевна каменного угля. Однако она намного ближе к народу, чем её высокомерные сёстры, и олицетворяет мудрый союз человека с природой. Картина получилась замечательной, но члены правления не оценили её, посчитав слишком несерьёзной для такого предприятия.

Не приняло начальство железной дороги и две другие картины Васнецова — «Ковёр-самолет» и «Битва скифов со славянами», которые тоже были нарисованы по этому заказу. Работы должны были воплощать сказочный способ передвижения и далёкое прошлое Донецкого края, но они тоже показались руководству неуместными для служебного помещения.

Картины с историей
Виктор Васнецов «Ковёр-самолет», 1880 год

Хотя эти картины были отвергнуты заказчиками, их высоко оценила публика. Брат Виктора Васнецова Аполлинарий писал ему о впечатлениях зрителей на картину «Три царевны подземного царства»:

«…Привелось ознакомиться с тем, как относится к твоей картине публика. Производит, несомненно, впечатление и нравится многим, но затрудняются содержанием, и мне привелось несколько раз вступить в объяснения сюжета. Что же касается меня лично, то я просто влюбился в черненькую, прелестна и золотая, но немного горда; одежда на последней, по-моему, сделана так, что ничего нет на выставке, что бы сравнилось по широте письма и натуральности…»

Не одобренные заказчиками картины определили дальнейшее творчество Васнецова, который стал часто обращаться к сюжетам русских народных сказок и былин. Именно этими сюжетами художник и привлёк к себе многочисленных поклонников, коллекционеров и меценатов.

Именно Васнецову доверили спроектировать пристройку главного входного зала к зданию Третьяковской галереи, ставшую визитной карточкой музея. Живописец творил в неорусском стиле, переосмысляя мотивы традиционного русского зодчества.

Картины с историей (с)

0

70

Что делят между собой соперницы с картины Николая Касаткина

На этой картине мы видим двух девушек, которые идут с коромыслами по тропинке в заснеженной деревне. На первый взгляд они мило о чём-то беседуют, но на самом деле между ними существует соперничество, которое умело завуалировано художником.

Картины с историей
Николай Касаткин «Соперницы», 1890 год

Героини картины представлены ровесницами, на вид им нет и 20-ти лет. Девушки выглядят подружками, однако автор назвал полотно «Соперницы», значит здесь всё не так просто. Попробуем разобраться, что же стало поводом для их соперничества?

Мне попалось описание картины от администратора Эрмитажа Ольги Крюковой, в котором причиной соперничества указано аккуратное несение воды в коромыслах. Вот что там написано:

В центре произведения – две молодые девушки. Они идут с коромыслами за водой по протоптанной небольшой дорожке. Вокруг бесконечные сугробы снега. Судя по авторскому названию картины, они соперничают между собой по поводу того, кто быстрее наберёт воду и донесёт ее, не расплескавши.

Ну на мой взгляд, вода никак не может стать причиной соперничества девушек, тем более что авторское название картины на это вообще не указывает. Если присмотреться к полотну, то можно увидеть более интересные детали.

Например, на заднем плане возле крайнего домика с правой стороны можно заметить молодого парня в картузе. Художник изобразил этого героя совершенно не случайно — именно он и является предметом спора двух юных крестьянок.

Если присмотреться, то можно увидеть у парня в руках гармонь, а гармонисты, как известно, были самыми завидными женихами на деревне. Своими заливистыми песнями они привлекали внимание всех местных жителей и становились центром внимания.

Парни-самоучки лихо заводили плясовые, растянув видавшие виды меха звучных инструментов. Возможно, герою картины гармонь досталась от отца, в может быть он уже успел заработать себе на новую. Так или иначе предметом соперничества является именно он. И, похоже, что он отвечает взаимностью девушке в жёлтой юбке.

Героиня в синем платке более бедовая и напористая. Кажется, что она так и требует от своей собеседницы отступиться от возлюбленного. А та потупила и глаза и ничего не отвечает. Видно, что она скромная и спокойная, может быть именно этим она и привлекла завидного жениха.

Картины с историей (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » История на картинах