Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » История на картинах


История на картинах

Сообщений 251 страница 260 из 261

251

Художник Станислав Мирошников: разрушая паттерны

Люди мыслят паттернами. Повторяющимися единицами, складывающимися в нечто более сложное. И это нормально. Мы с Вами привыкли измерять расстояния в стандартных единицах, не задумываясь о том, какими разными могут оказаться эти самые единицы. Глядя на карту мира, мы редко учитываем то, как мало общего у тысячи метров горного серпантина, круто уходящего ввысь, и тысячи метров ровной как стол асфальтированной трассы городского проспекта. А четыре минуты прогулки по средиземноморскому пляжу — далеко не то же самое, что добрые полчаса пути по таёжной чаще, хотя и то и другое мы называем одинаково: «километр дороги».

Или вот ещё один яркий пример паттернового мышления: мы с Вами исчисляем свою жизнь в стандартных днях, месяцах и годах, не принимая в расчёт того простого факта, что для счастливого человека время летит как птица, а для несчастного — ползёт как черепаха. Бывают минуты, когда мы буквально «рождаемся заново», а бывает и те, что заставляют расставаться с частью собственной души. Согласитесь, дорогой читатель: это максимально разные мгновения, которым — по хорошему стоило бы изменяться и учитываться совершенно отдельно...

История на картинах
«Зима в Чусовом», 2012, холст, масло, 50 х 110 см

Жизнь обожает играть паттернами. От колоссов морских волн до крошечных узоров на крыльях бабочки — всё на свете построено из этих вроде как идентичных «кубиков Бога». Из математически точных структур, разбегающихся фракталами ветвей или свивающихся в тугие спирали галактик... Но кто из нас, в романтическом настроении любуясь ночными небесами, задавался вопросами о том, чем одна крошечная звёздочка отличается от другой? Мы констатируем красоту «небесного балета» похожих как родные сёстры ночных светил — и только. А ведь многих из них давно уже не существует, и продолжающий свой путь сквозь бесконечность хрупкий луч света — всё, что осталось в этом мире от из былого великолепия...

Внимательный читатель спросит нас: «К чему такое пространное вступление, и как оно касается заявленной темы статьи?» Ответим: «Оно как нельзя лучше описывает феномен творчества художника Мирошникова. Ведь большинство его работ как раз стремятся выйти за границы паттернов мышления зрителя.

Стас Мирошников обожает брать стандартные паттерны жанров, сюжетов, стилей — и раскладывать их на слои настроений, смыслов, символов, тонов и так далее. Умышленно разбивая кажущуюся единой и неделимой секунду времени, запечатлённую на полотне, на отдельные взаимодействия, успевающие произойти за время её течения.

История на картинах
«Ленинградская симфония», 2017, холст, музыка, 195 х 185 см

К примеру: радость девушки, слушающей музыку и будто бы парящей над землёй — больше не целостный паттерн. Теперь это сложносочиненная история о том, как душа освобождается от влияния «гравитационного колодца» мрачноватого проходного двора, символизирующего собою серые будни, и устремляется в синеющую высь небес, становясь феноменом, событием, маленьким чудом. Настроение и содержание работы передаётся зрителю не как простая и по сути банальная мысль о том, что музыка способна творить чудеса, но как столкновение реальности и живописной метафоры. Более того: реалистичная манера написания полотна в сочетании с целым рядом допущений, касающихся искажения перспективы, масштабов, геометрии отдельных элементов композиции, выводит нас из той «зоны комфорта», когда мы с уверенностью можем отнести работу на счёт какой-то одной определённой школы, течения, а то и жанра.

Смешав идеализацию явления с простотой образа героини, прямоту подачи с глубиной подтекста, позволив зрителю исследовать своё произведение как открытую повествовательную структуру, художник предлагает нам самим поучаствовать в акте творчества. Заметьте, уважаемый читатель: каждый новый зритель захочет «включить» для обаятельной героини Мирошникова свою собственную мелодию, версия в канву сюжета дополнительную примитивность. Одни решат, что некто (будто бы стоящий за нашей спиной, если проследить направление взгляда героини) привлёк внимание девушки, прервав наслаждение мелодией и как бы «возвращая на грешную землю» из волшебного мира музыки. Другие скажут, что она «витает в своих мыслях», ещё только предвкушая встречу с любимой музыкальной композицией. А правы будут и те и другие, ведь паттерн разрушен, и для каждого нового зритель «считывает» авторский замысел максимально субъективно. И это прекрасно!

Мирошников сложен, тонок, разнообразен, интеллектуален и совершенно не склонен «идти на поклон» общепринятому «хорошему вкусу». Его картины требуют эмоциональных инвестиций, не желают быть простыми «украшениями стен» и очень часто апеллирует к живописной классике советской и российской школы, переосмысливая и даже местами полемизируя с нею. Не скроем: такие вызовы не всём приходятся по душе. Зато в обширной коллекции его работ есть что-то то для каждого. От явных отсылок к иконописно-монументальному стилю Кузьмы Петрова-Водкина до неспешных «визуальных элегий» Алексея Саврасова. Уж если в живописи Мирошникова и есть некая концептуальность, то заключается она именно в том, чтобы быть самим собой. Не выбирать себе кумиров, а отталкиваясь от их великого наследия, идти своей собственной дорогой. Дорогой разрушения идеологии паттернов.

История на картинах
«Ласточка», 2019, холст, масло, 230 х 200 см

Автор: Лёля Городная.

0

252

Художник Диего Веласкес: испить чашу до дна

Картина «Севильский водонос» традиционно считается последней работой Веласкеса, относящейся к циклу «бодегонов». Жанровых полотен, рассказывающих о приготовлении и/или приёме пищи испанскими бедняками. И знаете что, дорогой читатель? Этот факт всегда казался нам довольно странным. Или, как минимум, неочевидным.

Сразу оговоримся: данной статьёй мы ни в коем разе не пытаемся «шатать авторитет» старших коллег. Лишь говорим, что на месте корифеев искусствоведения не рискнули бы однозначно отнести полотно «Севильский водонос» к категории бодегонов. А ввели бы для этой (и не только этой) картины какой-нибудь промежуточный термин. Нечто, отражающее важный этап творчества молодого Диего Веласкеса, (пере)осмысливающего пройденный путь.

В конце концов: не зря же именно эту (и только эту) картину—бодегон юный мастер забрал с собою, когда перебрался жить и работать в столицу. Молодой живописец явно видел в ней нечто принципиально важное. Какой-то моральный ориентир...

История на картинах
«Севильский водонос», около 1620, 106,7 х 81 см, Музей Веллингтона, Лондон

Тон и смысл живописного повествования «Водоноса» совсем не те, что на прежних картинах юного гения. Из области социальных посылов и межличностной «химии» героев, из мира харизматичных образов и социальной эмпатии они сместились в плоскость чистой философии. Взгляните, дорогой читатель: антураж и колорит бедняцкой харчевни- «бодегона» на этом полотне отсутствует. На его место явилась темнота, заслонившая собою фон. Отгородившая персонажей от остального мира, подчёркивающая важность происходящего. Тем самым художник уподобился институтскому преподавателю, формулирующему для своей аудитории условие задачи.

Итак, дано: три человека. Мальчик и двое мужчин: взрослый и пожилой. Все трое погружены в собственные мысли, но взаимодействуют на уровне пластики и взглядов. Взрослый наблюдает за тем, как юный берёт из рук пожилого сосуд с водой. Идеально выписанный, надо заметить, сосуд! Истинный центр всей композиции, его главная смысловая доминанта.

Мы видим некий чёрный объект, погружённый в передаваемую юноше чашу. Знатоки, специализирующиеся на творчестве Веласкеса, заверили нас, что этот объект — плод инжира. Принимаем это утверждение как данность.

Далее. Облик мужчины на заднем плане теряет очертания в густой тени. Всё, что от него требуется — быть свидетелем центрального действа. То есть передачи стакана с водой. Временно выводим его «за скобки» живописного уравнения, и сосредотачиваемся на пожилом водоносе и его юном клиенте.

А ещё мы с Вами, дорогой читатель, видим на этой картине три ёмкости, явно «отзеркаливающие» трёх людей, присутствующих на полотне. Большой кувшин, кувшин поменьше и, собственно, тот самый пресловутый бокал... С условиями задачи разобрались. Переходим к самому интересному: её решению. Благо оно совсем нетрудное.

Три человека, как и три сосуда на картине — суть символы этапов жизни мужчины. По крайней мере — в представлении автора произведения. Перемещаясь из возраста в возраст, как вода перемещается из одной ёмкости в другую, эти этапы «взаимно перетекают» и трансформируются. И с каждым разом время уподобляется воде, которой с возрастом у человека остаётся всё меньше...

История на картинах
«Водонос из Севильи», около 1620, холст, масло, 104 x 75 см

«Неправильное рассуждение!», — скажет нам внимательный читатель. «Самый вместительный сосуд принёс старик, ведь не даром именно он является в рамках сюжета полотна водоносом. А юноше достался лишь один бокал».

Да, это верное замечание. Вот только логика данной картины Веласкеса работает сразу в две стороны. Время и опыт — противонаправлены. Старый и мудрый водонос не владеет живительной влагой времени. Он всего лишь её доставляет (олицетворяя этим действием метафору о «грузе прожитых лет»), а затем разливает по бокалам, чтобы раздавать посетителям утонувшей во мраке таверны, название которой не иначе как «Судьба». Он — символ умудрённого опытом мужчины, которым однажды станет каждый мальчик, разобравшийся в том, как устроен мир. Веласкес совершенно сознательно ввёл в сюжет картины библейскую метафору о «чаше, которую придётся испить до дна», сделав её вторым смыслом центральной доминанты картины.

Кстати говоря: мир, судя по содержимому бокала, обещает юноше много интересного... Ведь инжир — однозначно трактующийся европейской традицией символ чувственных наслаждений. Таким образом, художник иносказательно повествует о том, как готовящийся выпить свою воду (то есть прожить свою юность) герой перейдёт из детского возраста во взрослую жизнь. Ту самую, чьи очертания уже проявились за его левым плечом в облике скрытого в тени взрослого мужчины...

Такую вот многослойную живописную метафору под видом последнего своего бодегона предлагает нам с Вами Диего Родригес де Сильва и Веласкес. С таким вот настроением и мыслями он отправлялся в Мадрид, увозя с собою последнюю и самую любимую картину-бодегон. Которая по сути была уже не совсем бодегоном...Впереди художника ждал потрясающий успех. И осознанный отказ от своего фирменного жанра, совершенно невостребованного в высшим свете. Быть может, художник втайне надеялся, что в столице ему удастся сохранить хотя бы часть самостоятельного творческого «я»? Как знать... Во всяком случае, этому не суждено было сбыться. Свою «чашу» отказа от юношеских убеждений в пользу богатства и славы Веласкес «испил до дна».

Живопись (с)

0

253

Ид марта берегись ...

История на картинах
"Смерть Юлия Цезаря" (фрагмент)

Винченцо Камуччини 1798 год.

В мартовские иды (15 марта) 44 г. до н. э. заговорщиками был убит Юлий Цезарь.

Согласно Плутарху, предсказатель предупредил Цезаря за несколько дней, что в этот день ему надо опасаться смерти. Встретив предсказателя на ступенях Сената, Цезарь сказал ему с насмешкой: «Мартовские иды наступили». «Наступили, но ещё не прошли» — ответил предсказатель.

Через несколько минут Цезарь был убит.

Фраза «Берегись мартовских ид!»

из пьесы Шекспира «Юлий Цезарь» стала крылатой.

15 марта начинался новый год.

Иды были посвящены Юпитеру, которому в тот день жрец Юпитера (лат. flamen dialis) приносил в жертву овцу.

0

254

История на картинах

0

255

Scende la sera sulle spalle di un uomo che se ne va
oltre la notte, nel suo cuore un segreto si porterà.
Tra case e chiese una donna sta cercando chi non c'è più
e nel tuo nome quanta gente non tornerà.


История на картинах

0

256

История в смысле длящееся повествование

История на картинах

0

257

История на картинах

0

258

Ты помнишь, как все начиналось.
Все было впервые и вновь.
Как строили лодки, и лодки звались
Вера, Надежда, Любовь.


История на картинах

0

259

История на картинах

0

260

История на картинах

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » История на картинах