Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » История на картинах


История на картинах

Сообщений 211 страница 220 из 261

211

Сила обаяния «Дамы в мехах».

Один из самый впечатляющих портретов мирового искусства долго хранил тайну своего авторства,

о том, кому оно принадлежит и почему так притягивает внимание зрителя, обсудим в сегодняшнем материале.

«Дама в мехах» или, более официально – «Дама в меховой накидке» датируется 16 веком, годы ее создания 1577-1579, а манера настолько совершенна и уникальна, что соотнести с каким-либо автором картину не удавалось сто с лишним лет.

История на картинах
Алонсо Санчес Коэльо Дама в меховой накидке. конец 1570 — середина 1580-х

Сейчас у исследователей, кажется, уже не осталось сомнений, роскошная брюнетка в богатом наряде была создана придворным портретистом Луи Филиппа – Алонсо Санчесом Коэльо. Все в облике молодой женщины выдает ее аристократическое происхождение. И хотя определить личность знатной дамы проще, чем простолюдинки, в данном случае сделать это до сих пор не удалось.

Молодая женщина на картине окутана облаком роскошного меха, голова покрыта, сквозь тонкую материю платка проглядывает роскошное ожерелье. Есть и еще украшения – кольца на правой руке и заколка (предположительно, с рубинами), которой убрана прическа героини.

Такое обилие дорогостоящих аксессуаров, не говоря уже о натуральном качественном мехе, намекают на статус: вероятно, она была высокопоставленной особой при дворе короля.
Бледность кожи, свойственная аристократам того времени, а также белое облако меха резко контрастируют с глубоким темным фоном. Этот световой диссонанс создает эффект свечения – кажется, будто женщина излучает бледный мистический свет.

Техника работы совершенна – на первый взгляд кажется, что с хронологией произошла путаница и портрет принадлежит 18-19 веку, настолько глянцевой, реальной и живой выглядит героиня.

Еще один любопытный момент – выражение лица. Глубокий взгляд темных глаз не выражает ничего определенного, аккуратный розовый рот застыл, но непонятно, что за эмоцию он передаст в следующую секунду – улыбку или усмешку, теплоту или пренебрежение.

История на картинах
Другая работа Алонсо Коэльо - Портрет инфанты Изабеллы Клары Эухении

Несомненно, мы уже знакомы с этим приемом…в знаменитой Джоконде, конечно, загадочная «улыбка» которой продолжает будоражить фантазии искусствоведов и публики.

История на картинах
Леонардо да Винчи Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. 1503—1519

Девушка в мехах тоже несет в себе загадку, которая начинается с вопроса о ее происхождении, манящей неочевидной красоте и ее сложнопередоваемых эмоциях.

Parnas on-line gallery (с)

0

212

Загадки картины Караваджо «Мальчик, очищающий фрукты»

Прекрасно понимаем тех любителей живописи, которые не верят, что картина «Мальчик, очищающий фрукты» написана рукой Караваджо. И в самом деле: произведение встречает нас немного принуждённым ракурсом, довольно странными компромиссами в выборе оттенков, ощутимой второстепенностью образа главного героя по отношению к выполняемому им действию и ещё целым рядом черт, совершенно нетипичных для стиля великого мастера.

А эти поспешные механистические мазки, оккупировавшие изрядную часть полотна... Да они же попросту мешают рождению «фирменной» магии теней и света, которой так знамениты полотна великого прародителя европейского реализма! Вместо бешеной энергетики композиции и мистических глубин сюжета мы получаем работу в духе весьма талантливого, но творчески вторичного сицилийца Марио Миннити. Или ещё кого-то из учеников и подражателей маэстро.

История на картинах
Микеланджело Меризи да Караваджо, «Мальчик, очищающий фрукты», около 1592, холст, масло, 63 х 53 см, Дворец Хэмптон-Корт, Королевская коллекция, Лондон

Впрочем, эта загадка решается весьма просто. Дело в том, что «Мальчик, очищающий фрукты» — самая ранняя из известных картин Караваджо. Перебравшись в Рим из родного Милана, живописец обосновался в доме некоего господина Пандульфо Пуччи. И принялся зарабатывать на жизнь копированием картин религиозного толка. Дела у юного художника шли отвратительно. Караваджо терпел крайнюю нужду и не имел возможностей для профессионального развития. Ибо господин Пуччи (на минуточку: приближённый к самому Римскому папе бенефициарий храма святого Петра) кормил своего постояльца одним только салатом. И поручал только третьестепенные заказы.

Дабы не помереть с голоду, Караваджо начал писать собственные картины на сходную религиозную тематику. Благо теперь у него была какая- никакая клиентская база, и круг интересов потенциальных покупателей был ему понятен. «Мальчик, очищающий фрукты» — как раз одна из тех работ, что написана двадцатиоднолетним мастером в прямом смысле ради физического выживания. Так стоит ли удивляться всем тем техническим и стилистическим «шероховатостям», которые заставляют ценителей живописи сомневаться в авторстве полотна. Ведь сам художник вряд ли сильно переживал по поводу несовершенства ряда аспектов своего произведения...

История на картинах
Микеланджело Меризи да Караваджо, «Мальчик, укушенный ящерицей», 1594—1596, холст, масло, Национальная галерея, Лондон

Далее. Многим кажется странным, что в картине «Мальчик, очищающий фрукты» Караваджо решает отойти от своего излюбленного, полного психологизма «бытового» жанра. Вместо этого он пишет образ благополучного, опрятно одетого и явно не испытывающего никакого душевного смятения юноши, занятого банальной чисткой фруктов. Однако, за кажущейся простотой и «одномерностью» героя картины прячется сразу несколько секретов. Их суть скрыта в библейских аллегориях, «зашифрованных» на полотне.

Давайте внимательно посмотрим на то, какой именно плод находится в левой руке героя картины. Как правило, искусствоведы не обращают внимания на эту деталь. Когда-то в незапамятные времена кто-то решал что это — груша, и вопрос был закрыт. Что же, возможно. Но скажите пожалуйста, дорогой читатель, как часто Вы видели людей, чистящих грушу, (а тем более персик или сливу, которые также фигурируют в композиции картины и претендуют на роль фрукта в руке) перед тем как её съесть? Да и потом: если эта груша родом из Италии, то ей в зрелом состоянии положено быть скорее золотисто-красной, а не зеленоватой. Итак, наиболее вероятных вариантов всего два: либо это не груша, либо этот плод — неспелый.

История на картинах
Микеланджело Меризи да Караваджо, «Вакх», 1593, холст, масло. 67 × 53 см, Галерея Боргезе, Рим, Италия

И вот тут мы с Вами плавно переходим к вышеобещанным библейским аллегориям. Художник не просто так сосредоточил всё своё техническое мастерство именно на изображении фруктов, лежащих на столе, «пожертвовав» работой с прочими элементами композиции. В отличии от того плода, который выбрал мальчик, все прочие как на подбор — спелые, сочные и сладкие. Чтобы насладиться их чудесным вкусом, ему бы не потребовалось вооружаться терпением и аккуратно орудовать ножиком, добираясь до мякоти. Символизм сцены достаточно очевиден: делая выбор в пользу горького вкуса истины, молодой человек дистанцируется от легкодоступных соблазнов бытия. То есть отказывается идти по пути библейского Адама. И не просто так локоть правой руки героя твёрдо опирается на край корзины, закрывая нам — обзор, а ему — доступ ко всем прочим содержащимся в ней плодам. Свой выбор он сделал, и возвращаться к размышлениям о том, какой же плод предпочесть — не собирается.

Теперь все элементы загадки становятся на место. Простая, но идеально белая одежда героя — аллюзия на непогрешимость праведника. Концентрация доминантных цветов в нижней части композиции — продуманный ход. А выражение безмятежного спокойствия, застывшее на лице модели, можно без колебаний назвать ангельским. Причём в самом прямом смысле. Просто взгляните, уважаемый наш читатель, как тот же самый образ (копирующий внешность близкого друга и любимого натурщика Караваджо, сицилийского живописца Марио Миннити) три года спустя «перекочевал» на полотно «Святой Франциск Ассизский в экстазе». И воплотился в облике ангела, поддерживающего тело святого.

История на картинах
Микеланджело Меризи да Караваджо, «Экстаз Святого Франциска», 1594, холст, масло, Уодсворт Атенеум, Хартфорд

Полотно «Мальчик, очищающий фрукты», при всей его технической неоднозначности, полагает собою начало концепции глубоких и символичных полотен Караваджо. Кажущееся с первого взгляда недостаточно выразительным и скорее относящимся к портретной, чем к жанровой стилистике, оно раскрывает свои секреты лишь по мере неторопливого, внимательного и вдумчивого изучения. Да, в ряде живописных аспектов этой картине было далеко до самых прославленных творений великого мастера. Но именно в ней, словно в зеркале Времени, отразилась тень будущего величия Микеланджело Меризи да Караваджо.

Автор: Лёля Городная.

0

213

Невероятный Марк Маджори его облака.

Если бы американский художник Марк Маджори жил во времена Ренессанса, то стал бы живым воплощение «человека эпохи возрождения», ведь он проявил потрясающие таланты сразу в нескольких областях.

Дизайнер, режиссер, солит метал-группы Pleymo и, разумеется, виртуоз живописи – почти как Да Винчи ХХ I века – Марк Маджори.

Нас, в первую очередь, конечно же интересует его роль, как художника, автора работ с невероятным эффектом. По которым даже не скажешь, что он вовсе не американец.

История на картинах
Иллюстрация: Марк Маджори

Марк Маджори родился в 1977 г. в Фонтенбло, во Франции. Обучался сначала на историческом факультете, затем поступил в ESAG - высшую школу дизайна, графики и архитектуры, одновременно с этим осознал музыку своим призванием.

В 15 лет он побывал в Америке и навсегда остался под впечатлением от атмосферы американского Запада. Последующая его работа внесла едва ли не больший вклад в культуру Америки, чем творчество многих других, американских авторов.

Что же особенного в живописи Маджори?
Конечно, в первую очередь, это колористика с неповторимым визуальным эффектом. Марк изображает американские прерии – землю свободы и вдохновения – как особенное райское место.

В духе выдержанного реализма, художник помещает в свои картины персонажей: ковбоев, коренных американцев, словно сошедших с экранов классических вестернов, лиричных героинь в белых платьях. Получается гармоничная смесь киношной драмы и живописной эстетики ХХ I века.

История на картинах
Иллюстрация: Марк Маджори

В искусстве японского иллюстратора Хаяо Миядзаки все обращают внимание на красочные детали неба, у Маджори невероятны облака – красочные кучевые монстры, нависающие над горами и долинами.

Дух раскаленных жарой просторов американского запада передается через контрастные пейзажи: багровое закатное небо в тихих сизых сумерках, выбеленная луной грива скакуна на фоне старых деревянных построек, сочная зелень и выжженный песчаник в рамках пространства одного холста.

Кстати, художник не только показал себя гениальным рисовальщиком, но и мастером, компетентным во всех жарах: пейзажи Запада ошеломляют, портретные и анималистические элементы композиции. Длинные тени причудливо тянутся под высоким южным солнцем.

История на картинах
Иллюстрация: Марк Маджори

Серия работ об Американском западе служит отличной иллюстрацией, да и реконструкций аутентичности этой части страны. Талант Марка Маджори и его произведения живописи и дизайна можно уже сейчас считать достойным вкладом в историю искусства.

А вам понравилось творчество Марка Маджори?

Parnas on-line gallery (с)

0

214

Живопись Андреа Коуч как сумрачная сказка

Андреа Коуч – та самая представительница современного американского искусства, которая старательно пытается вернуть упущенный шанс, некогда выпавший оному. Техника исполнения, помноженная на глубокие смыслы. Не удивительно, что ей многое проходилось постигать самой.

Опять же вполне оправданно звучит версия, что эта молодая живописец является наследницей действительно великих американских художников: Эндрю Уайета, от которого она позаимствовала тревожность образов, и Эдварда Хоппера, у коего она почерпнула возможность передачи эмоционального состояния пространства (то есть локации самой по себе).

История на картинах

Нас же в её картинах привлекает в первую очередь то, что они чрезвычайно драматургичны. В них можно заметить отголоски множества сумрачных фильмов. Но это не копирование уже готовых образов, а творческая интерпретация смыслов, которые за этими образами кроются. В итоге вам предложена «сумрачная сказка».

Можно было бы сказать, что живопись Коуч – это своего рода новый виток «южной готики», но только девушка использует виды родного Мичигана, а это один из самых северных штатов Среднего Запада. Такое ощущение, что нам показана Америка, которая в своё время не знала преследования «салемских ведьм».

История на картинах

По этой причине отдельные из полотен хотя и вызывают в памяти произведения Стивена Кинга, но всё-таки они не настолько пугающие. Явленный нам мир, хотя и проникнут пасмурной меланхолией, но всё-таки не враждебен по отношению к человеку. Просто его тайны не всем открыты.

Если говорить о мрачных сказках, которые охватывают широкое пространство от «новых интерпретаций» Белоснежки и Красной Шапочки до сугубо авторских произведений, то нам бы подумалось, что речь идёт о «Тринадцатой истории», но не отталкивающем романе Дианы Сеттерфилд, а о более мягкой экранизации 2013 года.

История на картинах

На это указывают три сестры, которые, впрочем, могут быть отсылкой к томлению из произведения Чехова. А также к «колдовским сестрам» из «Сонной лощины». Опять же весьма интересны символы, многократно явленные на картинах. Ворон (через Эдгара Алена По) – мудрая птица, возвещающая о забвении. Белый кролик – тот самый персонаж, который увлек Алису в таинственный мир «страны чудес».

Однако чаще всего мы видим костер. Горящий стог, горящее дерево. Это явное указание на пламенеющий куст, «неопалимую купину», свидетельство того, что мир, показанный на картине, не является богооставленным. Печаль увиденного познается через Экклезиаст: «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки»

НУАР-NOIR (с)

0

215

Почему мальчик вырезает фонарь для Хэллоуина из репы, а не из тыквы и причём тут фермер Джек

На этой картине изображён мальчик, вырезающий фонарь для Хэллоуина. Однако если приглядеться, то можно заметить, что ребёнок создаёт поделку не из тыквы, как мы привыкли это видеть, а из репы. Почему же так получилось?

Ещё задолго до того, как Хэллоуин начали праздновать в Америке, его активно отмечали в Европе. В частности, корни праздника следует искать у кельтов-язычников, проживающих в Ирландии и Шотландии. Праздник изначально назывался Самайн, а по значимости он был был сравним с нынешним Новым годом, поскольку означал окончание сбора урожая и смену «светлого» времени года на «тёмное».

Самайн также считали «праздником мёртвых», считая, что в ночь с 31 октября на 1 ноября уходят из жизни грешники. С приходом христианства Самайн совпал с праздником Дня всех Святых, и его стали называет Хэллоуин (Halloween) — сокращение от All Hallows Even (Вечер всех святых).

История на картинах
Эдвард Докер «Изготовление фонарей», конец 19 века

Постепенно появилась традиция вырезать фонари, однако в Ирландии вырезали фонари именно из репы, а не из тыквы. Их называли «светильник Джека». Осенью 1835 года дублинский журнал Dublin Penny Journal опубликовал подробную легенду, объясняющую такое название.

Согласно легенде, фермер-пьяница Джек проживал бестолковую жизнь, не делая ничего хорошего, а только плохое. Когда пришло время умирать, Джек предложил властелину преисподней выпить по стаканчику в трактире. Когда надо было расплачиваться, Джек попросил дьявола превратиться в монету, после чего Джек быстро положил её к себе в карман, где как раз лежал серебряный крест. Дьявол оказался в ловушке и не мог принять свой первоначальный вид. В конце концов, сатана добился  освобождения, пообещав Джеку 10 лет жизни.

Когда лукавый снова пришёл за Джеком, тот попросил сорвать с дерева яблоко. И пока сатана срывал, фермер нарисовал на стволе четыре распятия, вновь обманув его. На этот раз Джек выторговал себе гарантию, что не попадёт в ад.

Когда пришло время умирать, в рай Джека, конечно, не пустили за такой образ жизни, но и в ад сатана его не взял. Лукавый только бросил вслед фермеру тлеющий кусок угля. Джек положил уголь в пустую репу и пошёл странствовать.

Считалось, что если поместить такую репу возле дома, это собьет Джека с пути, и он пройдёт мимо, а заодно и другие злые духи не смогут проникнуть в этот дом. Так и появилась традиция ставить такую репу на самое видное место — на порог или подоконник.

Откуда же взялась тыква?
Первые конкистадоры завезли традиции Хэллоуина в Америку, где этот праздник хорошо прижился. Причём репу сменили на более податливую для фигурной нарезки тыкву, которая в тех краях росла в изобилии. Пробовали вырезать таким же образом и картошку, но это не прижилось.

Детская книга «Капля росы» давала подробные инструкции для читателей в 1873 году, как делать фонарики из репы:

«Найдите большую репу и выскребите внутренности перочинным ножом. Кожуру или кожицу нельзя прокалывать, иначе ветер задует свечу. Вырежете рот и глаза. Сделайте отверстие в крышке для дыма и вырежьте дно, чтобы вниз поставить свечу и поместить над ней репу. Светлые участки «лица» будут сиять на фоне более тёмных и толстых участков репы».

Картины с историей (с)

Отредактировано Алина (2021-11-02 08:56:47)

0

216

Внутренний вид избы на картине Василия Максимова

Художник Василий Максимов любил писать сюжеты на тему быта простых русских крестьян. Он сам вырос в деревне, поэтому знал о сельской жизни не понаслышке. Художник очень ярко и живо описывает всё до мелочей, погружая зрителя в атмосферу ушедшей эпохи.

Название картины «Внутренний вид избы» говорит само за себя. На ней художник изобразил скромное убранство деревенского дома, которое сведено к минимуму. При этом сам дом добротно срублен, имеется большое окно, скорее всего, не одно.

История на картинах
Василий Максимов «Внутренний вид избы», 1869 год

С левой стороны можно разглядеть деревянные полки для кухонной  утвари. Хорошо видны тарелки, горшки, чугунки и другие необходимые принадлежности. Все они очень простые, но такие необходимые для домашнего обихода.

В углу расположился деревянный сундук, который также играл роль скамьи и даже кровати. Обычно в таких ящиках хранили одежду, собирали приданое для дочерей.

Василий Максимов «Внутренний вид избы», фрагмент
Справа от двери стоит небольшая кадка с водой. Она полна до краев — скорее всего хозяева только принесли её с колодца.

В правом верхнем углу протянута верёвка для сушки белья. Также видна доска с большими гвоздями — это вешалка для одежды или для каких-то бытовых предметов.

Весь вид избы говорит о незамысловатости и простоте крестьянского быта. Каждая вещь, каждый предмет имеет свое назначение и место в доме.

Картину «Внутренний вид избы» Максимов писал с натуры. После учёбы в Академии он отказался участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, дающую право на зарубежную поездку, и отправился в деревню. Художник говорил:

«Я был рад решению пожить в деревне, на свободе, ознакомиться с крестьянской жизнью – не сквозь чужие очки и не по детским воспоминаниям, а по всей полноте моей, подготовленной к любви».

Свои лучшие творения мастер создал неподалёку от места рождения, в деревне Чернавино Новоладожского уезда.

Иван Крамской говорил, что картины Максимова будто бы написаны самим народом.

Картины с историей (с)

Отредактировано Алина (2021-11-03 08:38:37)

0

217

Традиционная деревенская свадьба на картине братьев Ткачёвых

На этой картине мы видим людей, который собрались возле деревенского дома. В центре изображены молодожены, а вокруг стоят их гости. С первого же взгляда на полотно становится понятно, что художник воплотил на холсте сельскую свадьбу.

Картину написал не один мастер, а сразу двое — Сергей и Алексей Ткачёвы, которые чаще всего работали в паре. Художники выбирали для своих картин простые жизненные сюжеты, в которых им позировали реальные люди. Не обошла братьев стороной и тема сельских свадеб, которой они посвятили цикл своих творений.

Картина «Деревенская свадьба» знакомит нас с традиционным обрядом, во время которого молодых встречают хлебом-солью. Молодые торжественно идут по домотканой дорожке, а родители жениха встречают их с караваем. Так свёкр и свекровь символично принимают молодую хозяйку в свою семью.

За обрядом наблюдают родственники, друзья и немногочисленные соседи. Чаще всего на деревенских свадьбах гуляли всей гурьбой. В тёплое время года столы накрывали на улице, в холодное — дома. На два стула клали длинную доску — получались такие большие лавки, на которые могло поместиться много гостей.

На этой картине очень интересно рассматривать детали, рассказывающие о быте того времени. Люди постарше одеты в традиционную деревенскую одежду, а молодые юноши и девушки нарядились по моде 80-х годов.

История на картинах
Сергей и Алексей Ткачёвы «Деревенская свадьба», 1989 год

Обряд с хлебом и солью заслуживает особого внимания. Он существует не одну сотню лет, но при этом не теряет своей актуальности и в наши дни. Раньше эта традиция была обязательной. Поскольку молодая жена всегда переезжала к мужу, обряд проводился возле его дома. Сейчас всё сильно изменилось, поэтому хлебосольный обряд перенесли в кафе и рестораны.

Большой и красивый каравай считался символом плодородия и богатства, который должен был нести молодым процветание и счастливую жизнь. Каравай клали на рушник с орнаментом, который служил оберегом для новой семьи. Молодые отламывали по небольшому кусочку каравая, обмакивали их в соль и угощали друг друга, проявляя заботу.

Братья Ткачёвы написали немало картин на тему деревенской жизни, о которой они знали не по наслышке. В детстве они росли в многодетной крестьянской семье: их мама занималась народным творчеством, ткала холстины, шила и вышивала костюмы, знала старинные песни и сказки.

Произведения Ткачёвых отличаются гармоничностью, глубиной и искренностью. Художники очень умело воплощали свои мысли и чувства в художественные образы, которые трогают зрителя своей душевностью, любовью к родной земле и вековым традициям.

Картины с историей (с)

0

218

Кругосветное путешествие во французской школе позапрошлого века

На этой картине изображена группа детей, которая устроила в школе весёлую игру. Ребята развернули целое цирковое представление, усевшись на глобус и раскачиваясь на нём, словно на качелях. Вот только вошедший в класс учитель совсем не рад таким развлечениям и, похоже, что сейчас сорванцам здорово достанется.

Картину написал мастер бытового жанра Андре Анри Даргелас, который очень любил изображать на своих полотнах шаловливых детей. Не стала исключением и картина «Кругосветное путешествие», созданная в 1860 году. На ряду с другими работами Даргеласа, это полотно было выставлено в Парижском Салоне и имело там огромный успех.

История на картинах
Андре Анри Даргелас «Кругосветное путешествие», 1860 год

Хотя сцены с озорными детьми в главной роли совершенно не вписывались в формат Салона, выставлявшего в основном классическую живопись, картины Даргеласа вызывали восторг у зрителей. Именно сентиментальные и игривые изображения детей сделали мастера популярным во всём мире.

В своих картинах Даргелас уделял большое внимание деталям и разным мелочам. По его картинам можно судить об особенностях школьного быта во Франции второй половины 19 века. Например, можно заметить, что в классе нет доски, а дети не носят школьную форму. Конечно же, в глаза бросается и главный «герой картины» — глобус, который имеет громадный размеры и очень кстати подвешен посреди класса для более наглядного восприятия географии.

Французские школы того времени считались одними из самых строгих в мире, но в то же время дети чувствовали себя в них достаточно комфортно. Из-за насыщенной программы ученикам приходилось прикладывать большие усилия ради хорошей оценки.

Класс, изображенный на картине Даргеласа, вероятнее всего, находится в государственной школе, поскольку в частной были слишком строгие правила и такие шаловливые дети просто не смогли бы там учиться.

Картины с историей (с)

0

219

Галлюциногены для принцессы: Диего Веласкес.

Портал в другой мир, картина, сводящая людей с ума, сборник запрещенных символов – самые громкие заявления в сети и все они о картине испанца Диего Веласкеса.
Полотно из музея Прадо является чуть ли не самым изучаемым в мировом искусстве. Эксперты находят в нем все новые невероятные детали, пытаются прочесть изобразительный язык художника, каждый на свой лад.

А конспирологи утверждают, что Веласкес поместил туда некое страшное послание или даже тайну испанского королевского двора. В любом случае, этот сложный портрет со множеством измерений производит неоднозначное впечатление.

История на картинах
Гравюра Франсиско Гойи. Фрагмент

Картина «Менины» появилась на свет в 1656 году. Слово «менины» означает «фрейлины», то есть, придворные дамы, заботящиеся о члене королевской семьи, и не совсем понятно, зачем называть работу так, если речь в картине явно идет не о них. Второе название «Семья Филиппа IV» подходит гораздо больше.

История на картинах
Диего Веласкес Менины. 1656

А центром притяжения является маленькая принцесса – инфанта Маргарита Тереза в окружении своей свиты. Ребенок на вид очень бледен и даже болезнен. Огромные остекленевшие глаза смотрят в пустоту (или на предполагаемого зрителя). Взгляд у принцессы многозначителен, он словно что-то сообщает нам, а что – непонятно.

Если работа писалась на заказ, невероятной дерзостью можно считать автопортрет художника. Взгляните, в правом углу картины Веласкес собственной персоной стоит перед холстом с кистью в руках. Он смотрит в ту же сторону что и инфанта, а значит, рисует он вовсе не ее. Кого же?

Зеркало на стене заднего фона дает смутное очертание того, кто еще находится в комнате. Вероятно, это и есть Король Филипп IV со своей супругой – королевой Марианной. Именно их парный портрет пишет Веласкес, но мы не видим этих героев картины, зрителю доступно лишь то, что видят они сами.

Это пространственное наслоение так усложняет восприятия, что хочется снова и снова всматриваться в картину. Искать, что же еще в ней спрятано. Кто все эти люди и зачем они предстали перед королевской четой? Помимо принцессы, художника и двух фрейлин, на картине двое придворных карликов, страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола) и Николас Пертусато, поддевающий ногой сонного пса – внушительного размера мастифа.

Углубляясь еще дальше в перспективу холста мы упираемся взглядом в фигуру - в пол-оборота на нас оглядывается дон Хосе Ньето Веласкес, гофмейстер королевы и хранитель королевских гобеленов — возможно, (судя по фамилии) какой-то родственник самого художника.

Дальше перспектива уходит к женщине, перешептывающейся с мужчиной. Это личная гувернантка инфанты донья Марсела де Уйоа, сообщающая что-то личному охраннику. Оглядев всех, мы снова возвращаемся к пятилетней принцессе, нечто в ее облике настораживает зрителя.

Parnas on-line gallery (с)

0

220

Прерванная помолвка: апофеоз скандала.

Когда художник Адриан Волков представил эту картину в Академии художеств, ее восприняло слабо, если не сказать плохо. Зато на выставках она имела огромный успех.

Ведь житейская драма была такой выразительной, что мимо полотна с названием «Прерванная помолвка» не смогла пройти ни одна дама. Еще бы – как наяву в живописном произведении воплотился самый большой страх каждой молодой девушки 19 века – любимый оказался подлецом.

Хотя, не совсем каждой девушке было присуще этого боятся, разумеется, а лишь той, что была на выданье и имела обеспеченную семью. Порой, для полного счастья богатой купеческой семье не хватало лишь жениха для взрослой дочери. Иногда, даже не очень богатого. Ведь если наследница не блещет красотой и образованием, ее рейтинг на рынке невест падает.

Впрочем, героиня на картине Волкова не уродина, но и не совершенство, а еще, очевидно она давно выходит в свет и безуспешно ищет жениха. Молодой и симпатичный претендент все же подвернулся купеческой семье и дело дошло до помолвки. Но, как мы узнаем из замысла художника, не дальше.

История на картинах
Прерванная помолвка. А. Волков. 1860

Ведь в самый разгар помолвочного ритуала в барский дом врывается женщина с ребенком на руках. Причем ребенок еще совсем мал, и молодая мать убита горем предательства и унижение. Рядом с ней, очевидно, ее отец. Небогатый мужчина, из мелких чиновников, выбивающий тяжкой упорной службой достойную жизнь для своей семьи.

На картине довольно много героев, все они создают динамичную композицию, закручивающуюся вокруг главных лиц. Но в центре всего этого эмоционального безумия – неудавшийся жених, обманувший как минимум двух девушек.

И хотя молодой человек понуро опустил голову, ему скорее стыдно и неудобно, чем совестно, истинного раскаяния за ним мы не чувствуем. Таково настроение картины.

Одна девушка плачет, прижимая к груди свое незаконное дитя, вторая – в обмороке от того, что страшный сон любой романтичной натуры притворился в жизнь. А виновник хаоса, вероятнее всего, скоро позабудет случившееся. Конечно, удачная сделка сорвалась и жениться на богачке уже не получится, но и мать его ребенка не получила и намека на преданность и раскаяние.

Parnas on-line gallery (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » История на картинах