Загадки картины Караваджо «Мальчик, очищающий фрукты»
Прекрасно понимаем тех любителей живописи, которые не верят, что картина «Мальчик, очищающий фрукты» написана рукой Караваджо. И в самом деле: произведение встречает нас немного принуждённым ракурсом, довольно странными компромиссами в выборе оттенков, ощутимой второстепенностью образа главного героя по отношению к выполняемому им действию и ещё целым рядом черт, совершенно нетипичных для стиля великого мастера.
А эти поспешные механистические мазки, оккупировавшие изрядную часть полотна... Да они же попросту мешают рождению «фирменной» магии теней и света, которой так знамениты полотна великого прародителя европейского реализма! Вместо бешеной энергетики композиции и мистических глубин сюжета мы получаем работу в духе весьма талантливого, но творчески вторичного сицилийца Марио Миннити. Или ещё кого-то из учеников и подражателей маэстро.
Микеланджело Меризи да Караваджо, «Мальчик, очищающий фрукты», около 1592, холст, масло, 63 х 53 см, Дворец Хэмптон-Корт, Королевская коллекция, Лондон
Впрочем, эта загадка решается весьма просто. Дело в том, что «Мальчик, очищающий фрукты» — самая ранняя из известных картин Караваджо. Перебравшись в Рим из родного Милана, живописец обосновался в доме некоего господина Пандульфо Пуччи. И принялся зарабатывать на жизнь копированием картин религиозного толка. Дела у юного художника шли отвратительно. Караваджо терпел крайнюю нужду и не имел возможностей для профессионального развития. Ибо господин Пуччи (на минуточку: приближённый к самому Римскому папе бенефициарий храма святого Петра) кормил своего постояльца одним только салатом. И поручал только третьестепенные заказы.
Дабы не помереть с голоду, Караваджо начал писать собственные картины на сходную религиозную тематику. Благо теперь у него была какая- никакая клиентская база, и круг интересов потенциальных покупателей был ему понятен. «Мальчик, очищающий фрукты» — как раз одна из тех работ, что написана двадцатиоднолетним мастером в прямом смысле ради физического выживания. Так стоит ли удивляться всем тем техническим и стилистическим «шероховатостям», которые заставляют ценителей живописи сомневаться в авторстве полотна. Ведь сам художник вряд ли сильно переживал по поводу несовершенства ряда аспектов своего произведения...
Микеланджело Меризи да Караваджо, «Мальчик, укушенный ящерицей», 1594—1596, холст, масло, Национальная галерея, Лондон
Далее. Многим кажется странным, что в картине «Мальчик, очищающий фрукты» Караваджо решает отойти от своего излюбленного, полного психологизма «бытового» жанра. Вместо этого он пишет образ благополучного, опрятно одетого и явно не испытывающего никакого душевного смятения юноши, занятого банальной чисткой фруктов. Однако, за кажущейся простотой и «одномерностью» героя картины прячется сразу несколько секретов. Их суть скрыта в библейских аллегориях, «зашифрованных» на полотне.
Давайте внимательно посмотрим на то, какой именно плод находится в левой руке героя картины. Как правило, искусствоведы не обращают внимания на эту деталь. Когда-то в незапамятные времена кто-то решал что это — груша, и вопрос был закрыт. Что же, возможно. Но скажите пожалуйста, дорогой читатель, как часто Вы видели людей, чистящих грушу, (а тем более персик или сливу, которые также фигурируют в композиции картины и претендуют на роль фрукта в руке) перед тем как её съесть? Да и потом: если эта груша родом из Италии, то ей в зрелом состоянии положено быть скорее золотисто-красной, а не зеленоватой. Итак, наиболее вероятных вариантов всего два: либо это не груша, либо этот плод — неспелый.
Микеланджело Меризи да Караваджо, «Вакх», 1593, холст, масло. 67 × 53 см, Галерея Боргезе, Рим, Италия
И вот тут мы с Вами плавно переходим к вышеобещанным библейским аллегориям. Художник не просто так сосредоточил всё своё техническое мастерство именно на изображении фруктов, лежащих на столе, «пожертвовав» работой с прочими элементами композиции. В отличии от того плода, который выбрал мальчик, все прочие как на подбор — спелые, сочные и сладкие. Чтобы насладиться их чудесным вкусом, ему бы не потребовалось вооружаться терпением и аккуратно орудовать ножиком, добираясь до мякоти. Символизм сцены достаточно очевиден: делая выбор в пользу горького вкуса истины, молодой человек дистанцируется от легкодоступных соблазнов бытия. То есть отказывается идти по пути библейского Адама. И не просто так локоть правой руки героя твёрдо опирается на край корзины, закрывая нам — обзор, а ему — доступ ко всем прочим содержащимся в ней плодам. Свой выбор он сделал, и возвращаться к размышлениям о том, какой же плод предпочесть — не собирается.
Теперь все элементы загадки становятся на место. Простая, но идеально белая одежда героя — аллюзия на непогрешимость праведника. Концентрация доминантных цветов в нижней части композиции — продуманный ход. А выражение безмятежного спокойствия, застывшее на лице модели, можно без колебаний назвать ангельским. Причём в самом прямом смысле. Просто взгляните, уважаемый наш читатель, как тот же самый образ (копирующий внешность близкого друга и любимого натурщика Караваджо, сицилийского живописца Марио Миннити) три года спустя «перекочевал» на полотно «Святой Франциск Ассизский в экстазе». И воплотился в облике ангела, поддерживающего тело святого.
Микеланджело Меризи да Караваджо, «Экстаз Святого Франциска», 1594, холст, масло, Уодсворт Атенеум, Хартфорд
Полотно «Мальчик, очищающий фрукты», при всей его технической неоднозначности, полагает собою начало концепции глубоких и символичных полотен Караваджо. Кажущееся с первого взгляда недостаточно выразительным и скорее относящимся к портретной, чем к жанровой стилистике, оно раскрывает свои секреты лишь по мере неторопливого, внимательного и вдумчивого изучения. Да, в ряде живописных аспектов этой картине было далеко до самых прославленных творений великого мастера. Но именно в ней, словно в зеркале Времени, отразилась тень будущего величия Микеланджело Меризи да Караваджо.
Автор: Лёля Городная.