Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » История на картинах


История на картинах

Сообщений 201 страница 210 из 261

201

Странная несостыковка на картине «Поклонение волхвов».

Религиозная живопись строится на канонах, которые, как ни странно, проникли в христианство из более древних верований.

А сюжеты из жизни Христа и его соратников стали классическими сразу для нескольких эпох. Особенное отношение к ним было в период Ренессанса.

Северное Возрождение, как один из этапов Ренессанса, властвовало в Нидерландах, тогда там появляется огромное количество станковых картин всевозможных Мадонн, Распятий и так далее, написанных в 16-17 веках.

Однако, рассматривая работы, зритель может не до конца понять, что на таких работах происходит с хронологией событий. Так, например, нидерландский живописец Рогир ван дер Вейден помещает в картину «Поклонение волхвов» маленькое распятие.

История на картинах
Поклонение волхвов. Рогир ван дер Вейден

Неужели художник забыл, что это разные временные точки, и смерть Христа никак не может быть зафиксирована раньше, чем его рождение? Конечно, Рогир ван дер Вейден был в курсе – это сюжетный нюанс.

Действительно, в известной библейской сцене, когда Мария и Иосиф, находясь еще в хлеву, принимают почетную делегацию, мы видим много интересных деталей. Это и красочные одежды пришлых благодетелей – которые не соответствуют времени Рождества, зато современны для автора 16 века.

Собравшиеся изображаются на фоне красивого итальянского пейзажа, хотя действие обозначенного сюжета вряд ли происходило там. Наконец – само распятие – маленький настенный символ страданий прямо над головой только что появившегося на свет младенца. Никто из персонажей не обращает внимания на крест, но все словно ощущают его странное, противоречащее существо.

Дело в том, что религиозная живопись метафизична по своему содержанию. Эта метафизичность заключается в пренебрежении законами природы, когда речь идет о чуде, силе веры и так далее. Чтобы подчеркнуть мысль, художник запросто нарушает временные законы, ведь вся история Христа – бесконечное циклическое событие.

Проще говоря, к моменту написание картины «Поклонение волхвов» он уже родился, умер и воскрес тысячи раз через молитвы, священные тексты, проповеди и многотысячную трансляцию в сюжетах изобразительного искусства.

Нет смысла придерживаться порядка – это не спойлер, который отпугнет зрителя. Наслаждаясь сценой Рождества и первых лет Христа, зритель обязан помнить о жертвенности и распятии, которое, как бы является первопричиной его миссии. То есть, время исчисляется в обратную сторону.

Parnas on-line gallery (с)

Отредактировано Алина (2021-10-17 10:11:27)

0

202

Что скрывалось за занавесом на картине Вермеера?

Мы любим «читать» картины и очень любим разгадывать загадки, которые искусство оставило в нем для нас.

Если вам тоже это интересно, предлагаем сегодня рассмотреть шедевр голландского живописца Яна Вермеера Дельфтского, ведь он пестрит красочными говорящими деталями.

Вермеер был потрясающим художником, его мастерски выверенная колористика заметно выделяла автора на фоне других живописцев его времени. К сожалению, мало что известно о нем и его жизни наверняка, но судя по тому, что за всю карьеру он написал около сорока работ, дела его шли неплохо.

История на картинах
Девушка, читающая письмо у открытого окна. Ян Вермеер

Вероятно, богатые заказчики позволили Вермееру трудиться с толком и не спеша, создавая шедевр за шедевром, которые сейчас так поражают наше воображение.
Итак, на картине «Девушка, читающая письмо у открытого окна» мы видим бытовую сцену. А если еще точнее, отсылку к бодегону – жанру, когда в картине сочетался натюрморт и простая сцена из жизни. Девушка в картине Вермеера очень увлечена письмом, вероятно, любовным, иначе не стоило бы и вообще рисовать, если бы речь не шла о чем-то романтичном и запретном.

Кстати, зритель сразу улавливает этот настрой – полное погружение героини в желанные (или не очень) строки. Тут художник использовал простой прием, взгляните: рот у девушки слегка приоткрыт, как у любого человека, насколько поглощенного мыслями, что жесты выходят из-под контроля.

Распахнутое окно – конечно же, символ свободы, на которую ей так хочется вырваться, а вот абрикос с обнаженной косточкой на столе символизировал в то время внебрачные связи.

История на картинах
Вариант с утраченным купидоном

Еще одной любопытной деталью, указывающий на запретную любовную тайну была находка, сделанная через много лет после написания картины. Так за колоритной темно-оливковой шторой Вермеер нарисовал еще одну картину, с купидоном. Деталь была настолько явственная, прямолинейная и по тем меркам даже развратная, что кто-то из последующих реставраторов ее закрасил.

Рентгеновские исследования позволили предположить экспертам, как именно выглядела «Девушка, читающая письмо у открытого окна» изначально, а вот мотивов ее переписки не нашли. Кто и чего стыдился на ней, теперь уже неизвестно – такая вот увлекательная история.

Parnas on-line gallery (с)

0

203

Дух истинной элегантности: художница Шерри Валентайн.

Британская художница-импрессионист Шерри Валентайн воплощает в своих работах образы непревзойденной грации.

Шерри Валентайн-Дейнс родилась в 1956 году. Юность она провела в Лондоне, наблюдая за тем, как живет одна из главных модных столиц мира. Не только фешн-индустрия, но и многовековые аристократические порядки формировали художественный вкус Шерри.

История на картинах

Поначалу, она занимала довольно прозаическую должность – была секретарем по правовым вопросам. Но юриспруденция не идет ни в какое сравнение c неуловимым очарованием момента и динамикой жизни мегаполиса. Эти ритмы, а также нарядность короткого солнечного сезона заставили ее обратиться к истинному призванию.

Вскоре девушка поступила в британскую школу искусств, а в традициях живописи обратилась к французам. Мане и Ренуар – классики импрессионизма – стали для нее объектами изучения художественной действительности.

История на картинах

Жанровые сцены британской жизни пленили европейскую публику. Скоро Шерри стала выставляться в самых известных галереях Лондона, затем – прошествовала в другие города.

Сцены, запечатленные на побережье, несут явный оттенок влияния Хоакина Сорольи – еще одного выдающегося импрессиониста. Тут те же легкие белые платья, блики солнца на поверхности воды и детские забавы, словно пойманные в кадр фотоаппарата.

Как отличный рисовальщик, Шерри Валентайн добилась узнаваемости авторского стиля. Более всего он проявился в работах с престижными дамами из высшего общества. Они посещают скачки и элегантные завтраки, суета обычной жизни их не касается, только утонченная красота, полная британского достоинства.

История на картинах

В этих сценах – особенно происходящих в саду – как раз и видится переосмысление Мане, так часто рисующего летние сцены светских развлечений среди бурной зелени и яркого солнца, пробивающегося сквозь листья.

Parnas on-line gallery (с)

0

204

Не уступай, деточка: сцена в советском трамвае.

[i]Художник Петр Костюков создал в 1954 году любопытное произведение, словно бы противоречащее тому, что мы знаем о соцарте.
[/i]

Искусство советское – это идеологическое искусство. Потомкам эпохи ценности социалистического мира знакомы и близки. Для детей 21 века этот мир всегда останется идеализированным и эфемерным. Однако, что мы знаем наверняка – время середины ХХ века была временем расцвета всех качеств русского человека.

Тем более странно видеть такую сценку на солнечной картине советской эпохи. Но рассмотрим композицию поближе. Сюжет, который показывает нам автор, разворачивается в общественном транспорте, самом атмосферном, если говорить о конкретной эпохе.

История на картинах
Петр Костюков «В трамвае», 1954 год»

За широкими чистыми трамвайными окнами мы видим ясный летний день, безупречные улицы города и прогуливающихся по нему модниц. В разгаре ведь 1950е! В самом трамвае не такая безоблачная атмосфера: сердитая полная женщина останавливает девочку-пионерку, которая хотела уступить место старику.

Старик – действительно пожилой мужчина с тростью и чемоданчиком, похожим на докторский. Но почему мать не разрешает дочке проявить уважение и субординацию?

Кстати, а почему мы решили, что женщина на картине – мать юной героини? Они не похожи внешне, их визуально ничего не связывает кроме властного прикосновения.

Хотя в какой-то мере женщина права, судя по композиционным деталям, в транспорте вполне достаточно свободного места, и пожилой мужчина, при желании, не останется стоять до конца поездки.

Позади героев мы видим публику и еще одного выразительного персонажа. Кондуктор в рабочем синем халате негодующе смотрит на женщину, удивляясь ее непедагогичному подходу. Возможно, за действиями персонажа кроются глубокие личные истории, но вдаваться в детали художник не спешил. Этот маленький визуальный рассказ он оставил для интерпретации зрителем.

Parnas on-line gallery (с)

0

205

Основанная на реальных событиях, семейная драма Маковского.

Великий русский художник Владимир Маковский очень любил писать острые социальные конфликты.

Из-под его пера вышло много интереснейших работ – о некоторых мы не раз писали на своем канале.

Сегодняшняя живописная драма особенно интересна, ведь она многогранна: тут и конфликт разных социальных слоев, и сложное материнское чувство.

История на картинах
Владимир Маковский «Две матери. Мать приемная и родная», 1905

Итак, богатая семья за завтраком в своем городском доме, уютный семейный сюжет нарушается вторжением крестьянки. Смысл произведения, в общем-то, понятен уже по названию «Две матери. Мать родная и приемная». И это тот случай, когда словосочетание «родная мать» скорее несет отторжение.

Приемная мать прижимает к себе мальчика – ребенок в шоке прильнул к женщине и с ужасом вглядывается в крестьянку, объявившую, что она пришла за своим ребенком. Она даже протягивает документ, подтверждающий свое право на это дитя.

С моральной точки зрения все обстоит иначе. Громогласная женщина в красном платке (почему-то видится она именно такой) в свое время отдала мальчугана в детский приют. Неизвестно, какие причины у нее на это были, однако непохоже, чтобы женщина испытывала раскаяние. Она и пришла-то вовсе не за ребенком.

Несмотря на ужас, написанный на лице приемной мамы, успевшей всем сердцем полюбить мальчика как родного, мы понимаем, что все закончится хорошо. Это понимает и отец семейства.

В отличие от супруги, мужчина не высказывает даже намека на тревогу или замешательство. Он степенно курит, кажется даже расслабленным, ведь знает, как решить возникшую проблему. Нерадивая мамаша пришла за деньгами. И откупиться от нее будет не проблема, главное сделать так, чтобы шантаж не повторился.

На угрозу отнять законного дитя герои картины реагируют по-разному – согласно общечеловеческим законам. Любая мать боится потерять свое ребенка, поэтому ее реакция молниеносная, инстинктивная. Мужчина к вопросу подходит разумно – все в комнате понимают, что этой крестьянке не нужен ее ребенок и пришла она не за ним, а за откупом. Взгляните, женщина даже не смотрит на ребенка.

Считается, что Маковский однажды сам стал свидетелем подобной сцены. Не удивительно, что такая драма глубоко запала в душу художника, а после проявилась в творчестве.

Parnas on-line gallery (с)

0

206

Отчего плачет героиня картины Джона Генри Лоримера.

«Прощание с ласточками» - красивое и элегантное произведение шотландского художника.

В нем мы видим сочетание интерьерной и жанровой живописи – с одной стороны, он изобразил роскошное внутреннее убранство дома в эдвардианском стиле, с другой – уютную семейную сцену.

Лоример родился в Эдинбурге. Он получил образование в Эдинбургской академии, Эдинбургском университете и в 1875 году в Королевской Шотландской академии. Затем последовал период учебы в Париже у Каролюс-Дюрана.
Портреты и бытовые сцены стали основой творчества Лоримера, и, хотя в «Прощании с ласточками» мы не видим лиц, очевидно умение художника работать с натурой.

История на картинах
Прощание с ласточками. Джон Генри Лоример

Тоненькие силуэты в легких белых платьях принадлежат матери семейства и ее отпрыскам. Женщина еще молода, ее наряд с высоким воротником и прическа, собранная к затылку, отсылает к модным тенденциями эдвардианского времени.

Трое героев картины прильнули к окну, радостно наблюдая за полетом птиц над усадьбой, и лишь один человек не радуется – старшая дочь хозяйки поместья прижала ладони к лицу и, кажется, плачет. В чем же дело?

Конец лета – вот очевидная причина ее страданий. Ласточки совершают прощальные пируэты в необычайно ясном шотландском небе, а значит, впереди долгая дождливая осень. Все летние забавы, шалости и радости будут позабыты до следующего года.

Отдельно хочется рассмотреть внутреннее убранство помещения, пока еще залитого светом позднего лета. По обе стороны от окна художник помещает зеркала, отражающие противоположную стену, игру переливов на стекле, тем самым расширяя пространство.

Легкая солнечная домашняя сценка полна динамики от движущихся детей, бегущих по стенам солнечных «зайчиков» и развевающейся ткани. Картина сама кажется окном, через которое зритель может шагнуть в этой солнечный день.

Parnas on-line gallery (с)

0

207

Чем беспокоит "Женщина дождя" покупателей? История призрачной картины.

Несколько покупателей «Женщины дождя» отказались от нее, продержав картину дома пару дней. Что не так с этим произведением и как дурная слава мешает ему наконец обрести свое место?

«Женщина дождя» винницкой художницы Светланы Телец имеет дурную славу далеко за пределами страны. Пользователи интернета считают ее тревожной и причисляют к разряду предметов, приносящих несчастье. Ситуацию подогревает история создания картины, которую рассказывает сама художница.

В 1996 г. Светлана жила и училась в Одессе, там же, после нескольких месяцев беспричинной тревоги, родилась «Женщина дождя». Чуть позже она привезла картину в Винницу и принесла в художественный салон. Покупатели нашлись не быстро. Однако картина у новых хозяев все равно не прижилась.

Первым владельцем стала одинокая бизнесменша, которая вскоре вернула картину со словами: «Я не могу спать. Такое впечатление, что в квартире, кроме меня, кто-то есть. Я ее даже со стены сняла, за шкаф спрятала, а все равно не могу».

Далее был молодой мужчина, утверждавший, что героиня картины снится ему и вызывает постоянное беспокойство. Он тоже вернул картину, даже не потребовав деньги, уже уплаченные за нее.

С этого момента можно говорить, что репутация картины говорила за нее и, подобно эффекту «плацебо», внушала отрицательные эмоции всем, кто сталкивался с произведением, даже если оснований для этого не было.

История на картинах
Женщины дождя. С. Телец

Третий покупатель «не поверил» в дурное влияние «Женщины дождя» на психику человека, а через некоторое время стал жаловаться на головные боли и беспокойство. В чем же причина такой реакции?

На самом деле, нельзя обесценивать силу коллективного сознания. В нем уже заложены базовые понятия для нашей психики: что красиво и хорошо, а что страшно и опасно.

Композиция «Женщины дождя» и вправду довольно специфическая. Эта маленькая картинка показывает темную загадочную фигуру. Контуры героини хорошо видны на фоне, состоящем из нескольких приглушенных оттенков.

На голове у нее паток и шляпа, которая вместе с пальто создает цельный образ – издалека его можно принять за шкуру, а поля шляпы за грустно повисшие уши неведомого животного. Морфология в данном случае имеет важную роль.

Кроме того, выражение лица у нее крайне задумчивое, возможно даже обреченное. Кажется, она вот-вот вскинет взгляд и пристально посмотрит на зрителя. Подсознательно, мы боимся того, что можем там увидеть.

Parnas on-line gallery (с)

0

208

Рыбак, превращающийся в дьявола при зеркальном отражении.

Картина-загадка художника Тивадара Костка Чонтвари известна своим необычным эффектом – если половинку изображения отзеркалить, старик превращается в дьявола.

При жизни, замысел венгерского художника так никто и не смог понять. В наше время глубокая мысль Чонтвари давно известна массам. И оказалась она не такой уж пугающей.

Композиция оригинального изображения выдает асимметричность лица старого рыбака. Он выглядит хмурым, но расслабленно опирается на палку – с первого взгляда зрителю никак не удается отгадать эмоцию этого героя.

История на картинах
Старый рыбак. Тивадар Костка Чонтвари

Морщины на старческом лбу собираются в странную чешую, с одной стороны выпирает клок седых волос, правая часть лица чуть выше и острее левой – все эти детали являются ключом к пониманию произведения.

Немаловажен и фон, на котором Чонтвари изобразил рыбака, он тоже неоднороден. С левой стороны это спокойное море и удаляющаяся лодка, справа – ряд дымящих построек на черной земле.

История на картинах
"Старый рыбак" и его метаморфозы

Метаморфозы начинаются, если отзеркалить половину изображения как раз в той части, где мы замечаем нарушение симметрии. Тогда картина «Старый рыбак» превращается в три разных по смыслу изображения.

Самая популярная версия – отзеркаленная правая часть, та, на которой старик превращается в дьявола. Многие видят в такой организации композиции мистический посыл. Мол, Тивадара Костка Чонтвари был одержим демонами, идея спрятать Сатану в облике обычного человека навеяна его шизофренией.

Но отзеркаленная левая часть показывает нам милого, задумчивого старика на фоне спокойного моря – это обратная сторона образа.

Тут мы понимаем, что вся задумка Тивадара Костка Чонтвари состоит не в мистике, а в психологичности портрета.

Художник хотел показать, что внутри каждого из нас есть темная и светлая сторона. Дьявол внутри обнажает худшие качества и мешает двигаться праведным путем. Уравновешенная светлая половина личности помогает преодолеть притяжение греха.

Море и лодка на заднем плане как раз символизируют жизненный путь – неспокойный, динамичный, полный неожиданных событий. Кем из двух личностей быть на этом пути, художник предлагает решить зрителю самостоятельно.

Parnas on-line gallery (с)

0

209

Устрицы или эротизм.

Картина голландца Яна Стена является образцом шедевра бытовой живописи, но художественные фразы художника демонстрируют, что не все в его произведении так однозначно.

«Девушку с устрицами» называют самым главным произведением Стена – оно содержит основную эстетику автора, его сильные стороны и главные «фишки».

Художники Голландии открыли миру красоту камерных мирков, повседневной жизни и бытовых вещей в ней. Но каждый из авторов той эпохи привнес в историю искусства что-то свое. Например, в творчестве Стена много сюжетов с хаотичной композицией, даже неким беспорядком – для него это часть красоты.
В Голландии даже появилось выражение «домашнее хозяйство Яна Стена», переросшее в пословицу «een huishouden Jan van Steen», означающую кавардак и бытовой беспорядок.

История на картинах
Кавардак. Ян Стен. 1663 г.

Кстати, работа с именно таким названием присутствует в творчестве Стена. «Кавардак» 1663 года представляет собой крайне динамичную домашнюю сцену. Тут и флирт, и баловство детей, наглость зверей и изобилие деталей, на первый взгляд расположенных хаотично. Но автор неспроста поместил все эти предметы в пределы полотна – художественный язык голландских мастеров предполагал трактовку каждого элемента.

История на картинах
Девушка с устрицами. Ян Стен

Но в "Девушке с устрицами" мы не видим его излюбленного хаоса вещей, интерьер нам показан мало. Большую часть композиции занимает юная голландка, кокетливо поглядывающая на зрителя. В руках у девушки устрицы – символ плотских утех и знаменитый на весь мир афродизиак – который она щедро приправляет солью.

Почему автор поместил этот образ рядом с девицей? Очевидно, чтобы показать – она не так проста, как кажется. Стоит остерегаться случайных связей, даже если дама выглядит милой и невинной.

Картина Яна Стена обладает потрясающей детальностью: фактурность ткани, меховые ворсинки наряда, холодная объемность посуды и устричных раковин просматриваются так хорошо, словно их можно коснуться и ощутить весь тактильный спектр.

История на картинах
Постоялый двор. Ян Стен

Устрицы также встречаются в таких его работах как «Постоялый двор», «Клетка с попугаем» и, несомненно, наделены тем же самым значением, что и в «Девушке».

История на картинах
Клетка с попугаем. Ян СТен

Какие ассоциации у вас вызывает творчество Яна Стена? Получилось ли уловить суть его метафор?

Parnas on-line gallery (с)

0

210

Оживающий портрет из рязанского музея.

Кураторы и посетители малой Третьяковки – значительного художественного музея в Рязани повторяют одну и ту же историю: если в определенный день и час встать перед портретом молодой женщины, изображение, как по волшебству, начнет оживать.

Искусствоведы не верят в мистику и готовы, как любые ученые, кинуться на поиски логики даже там, где ее практически нет. Портрет баронессы фон Диргардт и высокий интерес к нему они вовсе не считают чем-то особенным. И не в какие шевеления, разумеется, не верят.

История на картинах
Портрет баронессы фон Диргардт. Филипп Ласло

Рязанский художественный музей обладает поистине роскошной художественной коллекцией русских и европейских мастеров. Работа Филиппа Ласло – жемчужина коллекции. Это потрясающий женский портрет, созданный автором в 1899 г., и ставший гораздо известнее самого художника.

Но это только в России, зарубежом имя Ласло ассоциируется с лучшими портретами аристократии конца 19 века. Он писал папу Льва XIII, членов королевской семьи и представителей знатных семей Европы.

Нежный женский образ Ласло хорошо характеризует авторский стиль. По нашим личным наблюдениям, у художника есть определенный секрет, который мы раскроем позже. И он не имеет ничего общего с мистикой.

История на картинах
Уинифред Анна Даллас-Йорк, графиня Портленд. Филипп Ласло

Многочисленные «свидетели» аномальной активности изображения сообщают следующее: дважды в год при определенном освещении баронесса словно оживает – глаза увлажняются, щеки наливаются румянцем, тонкий шарфик на шее колышется от незримого потока воздуха. Наиболее внимательным зрителям баронесса может подмигнуть или послать легкую улыбку. Все это, разумеется, лишь усиленное впечатление от работы, созданное талантливым Ласло.

История на картинах
Элизабет Анжела Маргарита Боуз-Лайон (королева Елизавета, королева-мать). Филипп Ласло

Определенное освещение способно создать эффект движения, но не более. Однако авторская техника Ласло вправду уникальна. Они писал свои портреты гениально, сохраняя живость эмоций и подвижность лица. Как это возможно?

Если изучить композицию внимательно, можно заметить что верхняя и нижняя часть лица на портрете выражают разные эмоции. Большие влажные глаза кажутся грустными, готовыми пустить сентиментальную слезу, тогда как губы показаны в намеке на веселую улыбку. Именно это несоответствие создает резонанс, заставляя зрителя путаться в настроении героини, метаться взглядом по ее лицу и ловить несуществующее движение.

Портрет баронессы фон Диргартд, как и все работы Ласло, являет собой пример удачного сочетания умелого рисовальщика и опытного психолога, которым, по умолчанию, являлся каждый по-настоящему успешный портретист.

Parnas on-line gallery (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » История на картинах