Странная несостыковка на картине «Поклонение волхвов».
Религиозная живопись строится на канонах, которые, как ни странно, проникли в христианство из более древних верований.
А сюжеты из жизни Христа и его соратников стали классическими сразу для нескольких эпох. Особенное отношение к ним было в период Ренессанса.
Северное Возрождение, как один из этапов Ренессанса, властвовало в Нидерландах, тогда там появляется огромное количество станковых картин всевозможных Мадонн, Распятий и так далее, написанных в 16-17 веках.
Однако, рассматривая работы, зритель может не до конца понять, что на таких работах происходит с хронологией событий. Так, например, нидерландский живописец Рогир ван дер Вейден помещает в картину «Поклонение волхвов» маленькое распятие.
Поклонение волхвов. Рогир ван дер Вейден
Неужели художник забыл, что это разные временные точки, и смерть Христа никак не может быть зафиксирована раньше, чем его рождение? Конечно, Рогир ван дер Вейден был в курсе – это сюжетный нюанс.
Действительно, в известной библейской сцене, когда Мария и Иосиф, находясь еще в хлеву, принимают почетную делегацию, мы видим много интересных деталей. Это и красочные одежды пришлых благодетелей – которые не соответствуют времени Рождества, зато современны для автора 16 века.
Собравшиеся изображаются на фоне красивого итальянского пейзажа, хотя действие обозначенного сюжета вряд ли происходило там. Наконец – само распятие – маленький настенный символ страданий прямо над головой только что появившегося на свет младенца. Никто из персонажей не обращает внимания на крест, но все словно ощущают его странное, противоречащее существо.
Дело в том, что религиозная живопись метафизична по своему содержанию. Эта метафизичность заключается в пренебрежении законами природы, когда речь идет о чуде, силе веры и так далее. Чтобы подчеркнуть мысль, художник запросто нарушает временные законы, ведь вся история Христа – бесконечное циклическое событие.
Проще говоря, к моменту написание картины «Поклонение волхвов» он уже родился, умер и воскрес тысячи раз через молитвы, священные тексты, проповеди и многотысячную трансляцию в сюжетах изобразительного искусства.
Нет смысла придерживаться порядка – это не спойлер, который отпугнет зрителя. Наслаждаясь сценой Рождества и первых лет Христа, зритель обязан помнить о жертвенности и распятии, которое, как бы является первопричиной его миссии. То есть, время исчисляется в обратную сторону.
Parnas on-line gallery (с)
Отредактировано Алина (2021-10-17 10:11:27)