Художник Алексей Владимирович Исупов: грани красоты
Художнику Алексею Владимировичу Исупову не давались картины на военную тему. Хоть его богатая и бурная биография включала годы армейской службы, и тематика сражений и походов была ему не чужда. Но стоило нашему герою взяться за баталистику — и сразу же терял непринуждённость его широкий мазок.
Обобщенные формы отказывались складываться в стройную композицию. А точность в работе с деталями переставала ощущаться как нечто присущее любознательной натуре мастера, превращаясь в инородные артефакты, невпопад «перетягивающее на себя» взгляд зрителя. Просто потому, что тема насилия была совершенно чужда натуре этого прирождённого творца и оптимиста. Закономерно, что наш герой в итоге исключил милитарные мотивы из сферы своих интересов.
Исупов А.В., «Кормление лошадей», 1944, холст, масло, частное собрание
Зато во всех остальных своих творческих ипостасях Исупов был совершенно великолепен. С юных лет поражал наставников, а затем — коллег и зрителей «фирменной» искренностью и жизнелюбием, со временем ставшими его своеобразным творческим кредо. Удивлял способностью соткать настроение обычного сельского пейзажа буквально «из воздуха», наполнив пространство нежным и тихим светом уникальных красок. Умением точно и полно выразить характеры героев считанными взмахами кисти. Сделать красоту чувства, мысли и поступка залогом обаяния образов, при этом строго придерживаясь достоверной манеры изображения. Уловить гармонию краткого момента, воплощённую в геометрии и цвете, а затем распространить её на всю жанровую зарисовку. Подарить комплиментарность — разнородным, выразительность — мимолётным, а динамическое равновесие —подвижным элементам. Сперва насытить картину внутренней энергетикой, а потом смело «растушевать» «наэлектризованные» контрасты по всему пространству произведения, наполняя жизнью каждый его уголок...
Художнику Алексею Владимировичу Исупову совершенно не удавались «каноничные» образы итальянок. Но не потому, что он не мог и не умел воплотить на холсте и бумаге жгучий темперамент красавец Рима или Неаполя. А потому, что ужасно тосковал по Родине. И как следствие — умышленно искал и выдвигал на передний план то нежное и глубокое очарование, которым обладают русские женщины. Подчёркиваем: художник не искажал внешность или характер своих итальянских героинь, а лишь искал (и главное — успешно находил) в них те качества, которые обычно оставляли за скобками местные живописцы. Продолжал следовать принципу правдивого изображения многогранных и изменчивых образов, лишь оборачивая их к зрителям так, чтобы заблистали иные, прежде скрытые «грани» красоты. Такой вот своеобразный альянс московской и римской живописной школы.
Исупов А.В., «Кочующие цыгане». холст масло, частное собрание
Итальянская критика была в восторге. Хвалила Исупова за «тонкий анализ», за сочетание великолепных навыков рисовальщика с утончённой работой колориста. Что же, мы можем только присоединиться к комплиментам большому мастеру, добавить тут совершенно нечего...
А ещё в творчестве художника Исупова никак не отобразилось то богатство световоздушных эффектов, и то «буйство красок», которое сказывалось на авторском видении всех русских живописцев, впервые попадавших в Италию. Но лишь потому, что прежде в его судьбе уже случился период радикального переосмысления пейзажного жанра. В 20-е годы 20 века наш герой жил и работал в Средней Азии. Именно там его полотна «научились» «вибрировать» горячим воздухом, «заструиться» лучами жаркого Солнца сквозь полуденное марево, сверкать причудливыми эффектами на сложной текстуре. Там они сменили эпичную монументальность среднерусского ландшафта на яркое многоцветие узких улиц и старинных площадей Самарканда.
Исупов А.В., «Самарканд. Ювелирный ряд», 1920, холст, масло частное собрание
Так что на Апеннинский полуостров наш герой прибыл опытным мастером «южного» пленера, столь располагающего к использованию элементов импрессионизма. С собственным устоявшимся взглядом на ритмичную, многоцветную и многофигурную пейзажную и жанровую живопись. Более того: «среднеазиатский» опыт Исупова стал его козырем в работе над циклом итальянских полотен, выведя на новый уровень работу с малыми мазками, привнеся глубокое понимание природы взаимодействия света и цвета в новые для мастера ландшафты...
Исупов А.В., «Золотая осень», средина ХХ века, холст масло, ГТГ, Москва
Как и всегда, мы остаёмся верны традиции канала «Живопись». И не станем углубляться в биографию нашего героя. Благо в сети имеются превосходные русскоязычные статьи, посвящённые этому вопросу, а мы терпеть не можем подрабатывать филиалом Википедии. Нашей сегодняшней целью было совсем иное. А именно: посмотреть на творчество уникального русского живописца под необычным углом. И рассказать Вам о слабых сторонах техники и дарования мастера Исупова.
Исупов А.В., «Натюрморт». 1947, холст, масло. 105 × 77 см, частное собрание
Так вот, дорогой читатель: таких сторон в творчестве Алексея Владимировича попросту не было.
Автор: Лёля Городная.