Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » История на картинах


История на картинах

Сообщений 11 страница 20 из 261

11

Ян Вермеер «Бокал вина»

Перед нами произведение, которое относится к жанровой живописи. Здесь мы видим молодую женщину, пьющую из бокала, и мужчину, держащего кувшин. Давайте попробует разобраться, что же происходит между этой парой.

Музеон
Ян Вермеер «Бокал вина», 1660 год

Эта жанровая картина была создана по заказу голландского мецената Питер ван  Рёйвена, который долгое время был покровителем Яна Вермеера и приобрёл большую часть его работ.

Здесь изображена молодая пара, которая находится возле стола и между ними явно происходит флирт. Мы видим отложенную в сторону лютню и ноты: возможно, только что молодой человек пел своей даме сердца песни, а теперь пытается напоить её вином.

Девушка уже успела осушить бокал до дна, может даже и не один. Тем временем её кавалер уже держится за кувшин — он готов тут же подлить ей ещё.

Картина создана по канонам классической делфтской живописи, основу которой составляли бытовые и жанровые сцены. Здесь большое внимание уделено интерьеру, который представлен довольно изящно и высокопарно: витражные стёкла, гобеленовая скатерть, добротные дубовые стулья, портрет в золочёной раме.

Герои одеты модно и дорого, что говорит об их знатном происхождении. Они молоды и красивы, к тому же явно увлечены друг другом. Но ждёт ли их счастливое будущее? Ответ художник оставил на усмотрение зрителя, но оставил несколько намёков.

Например, музыкальный инструмент может быть символом созвучия душ молодых людей, однако смятые ноты раньше означали недостижимость гармонии.

Возможно, мужчина пытается напоить, а потом соблазнить предмет своего воздыхания, что говорит об отсутствии у него серьёзных намерений. Однако девушка совсем не выглядит легкомысленной, хотя по неопытности может легко попасть в сети ловеласа.

Картина «Бокал вина» было хорошо встречена публикой и критиками. Историй искусства Вальтер Лидтке писал:

«Ни один анализ художественных условностей не способен представить чистую красоту и необыкновенную утончённость картины „Бокал вина“, которую можно считать одной первых полностью зрелых работ Вермеера».

В настоящее время работа хранится в Берлинской картинной галерее и пользуется популярностью у туристов.

Картины с историей (с)

0

12

Ошибки с обеих сторон. Почему герои картины отвернулись друг от друга

На этой картине мы видим мужчину и женщину, которые смотрят в разные стороны. Они подавлены и грустны, а значит, здесь имел место какой-то конфликт.

Музеон
Томас Фаед «Ошибки с обеих сторон», 1861 год

Художник Томас Фаед специализировался на жанровой живописи. Он любил создавать картины, которые изображают жизненные ситуации простых людей, их обычный быт и ежедневные проблемы.

На этой картине мы, вероятнее всего, наблюдаем ссору семейной пары. Мужчина и женщина отвернулись друг от друга и сосредоточенно о чём-то размышляют.

Щёки и нос женщины красные и разгорячённые, что говорит о недавнем скандале. Героине картины пришлось волноваться и кричать, доказывая свою правоту. Она явно ещё не успокоилась, что можно понять по скрученному в её руках платку.

Мужчина тоже был сильно разозлён ссорой. Он вгрызается зубами в набалдашник трости, чтобы хоть как-то снять нервное напряжение. Однако задумчивый взгляд героя картины говорит о том, что он уже готов успокоиться.

За размолвкой супругов наблюдает их верный пёс, который очень расстроен происходящим. Питомец с грустью смотрит на хозяев, терпеливо ожидая их примирения. В глазах животного можно прочитать тоску и надежду.

Считается, что на этой картине Томас Фаед изобразил самого себя. Возможно, его вдохновила на этот сюжет размолвка с собственной супругой, однако в семье мастера в итоге всё закончилось благополучно.

Будем надеяться, что и герои этой картины придут к пониманию и восстановят семейную гармонию.

Картины с историей (с)

0

13

Пробудившийся стыд. Как у героини картины проснулась совесть

Это полотно изображает молодую пару, которую, по всей видимости, связывают романтические отношения. Мужчина и женщина находятся в комнате наедине и на первый взгляд они счастливы. Однако дама привстала и хочет уйти. Что же с ней случилось?

Музеон
Уильям Холман Хант  «Пробуждение совести», 1853 год

Картина называется «Пробуждение совести» (или «Пробудившийся стыд») и несёт в себе множество скрытых символов. У девушки на руках нет обручального кольца, а значит, мужчина не является её мужем. Кошка под столом играет мёртвой птицей, что символизирует бедственное положение женщины, оказавшейся игрушкой в руках богатого любовника. Спутанная пряжа на полу символизирует паутину, в которую попала героиня картины, оказавшись любовницей. Брошенная на полу перчатка может говорить о том, что однажды девушка была покинута мужчиной или была изгнана из дома, в результате чего была вынуждена стать содержанкой. Положение содержанки также символизируют золотые часы, обрамлённые статуэткой женщины, находящиеся под прозрачным колпаком. Перевёрнутой отражение в зеркале означает потерянную невинность, а солнечный луч говорит о том, что всё ещё есть надежда на искупление.

Когда мужчина начал играть на пианино песню Томаса Мура «Свет дней былых», женщина начинает пробуждаться. Звуки музыки мысленно возвращают её к прошлому:

Когда в тиши ночной 
Оковы сна сжимаются, 
Как часто мир иной 
Из давности является: 
Весёлый свет  мальчишьих лет, 
Слова любви забытые, 
Блеск юных глаз,  чей минул час, 
Сердца, судьбой разбитые!   
Когда в кромешной тьме 
Оковы сна сжимаются, 
Былые лица мне 
И дни припоминаются: 
То вспомню о друзьях 
Из сомкнутого круга, 
Которых на глазах 
Смело, как листья вьюгой. 
А я лишь тот,  кто сам бредёт 
Из праздничного зала, 
Помят наряд,  и гости спят, 
И больше нету бала!

Поднявшись с колен любовника, женщина смотрит в залитый солнцем сад, отражающийся в зеркале на стене. Она вспоминает начало своего трудного пути, былую невинность и ещё не до конца утраченную юность.

Хант, будучи прерафаэлитом, очень ответственно отнёсся к написанию этой картины. Во время работы над ней, художник поселился в борделе в районе Лондона Сент Джонс Вуд, чтобы правдоподобно написать обстановку комнаты.

Изначально художник запланировал эту картину как ответ к своей религиозной работе «Светоч мира», которая изображает Иисуса Христа, стучащегося в закрытую дверь. Эта дверь заросла бурьяном, видно, что она давно уже не открывалась. К тому же на ней снаружи нет ручки, а значит отворить можно только изнутри.

Музеон
Уильям Холман Хант  «Светоч мира», 1853 год

На примере «Пробуждения совести» Хант хотел показать, как дух небесной любви призывает душу отказаться от низшей жизни, открывая её закрытое сердце изнутри. Викторианский искусствовед Джон Рёскин высоко оценил работу Ханта, написав в газете «Таймс» 25 мая 1854 года:

«на самой кромке платья бедной девушки, над которой художник трудился так тщательно, нить за нитью, написана история её жизни, как быстро её чистая белизна оказалась испачкана пылью и дождем».

Изначально на лице героини лежало отражение боли и ужаса, однако покупатель картины Томас Фейрберн попросил художника смягчить черты и добавить девушке мягкости.

Картина несколько раз передавалась по наследству, пока не была подарена Британской галерее Тейт в 1976 году.

Картины с историей (с)

0

14

Почему герой картины привязан к дереву в лесу

На этой картине мы видим бородатого мужчину, который привязан к дереву в лесной глуши. Рядом можно рассмотреть брошенное ружьё и убитую собаку, а вдалеке виднеется уезжающая повозка с людьми. Давайте попробуем разобраться, что же здесь произошло.

Музеон
Василий Максимов «Лесной сторож», 1893 год

Картина называется «Лесной сторож», а значит, привязанный мужчина является лесником. Судя по красной повязке, он находился на службе и делал обход леса. Услышав звуки топора, лесник пошёл вглубь чащи, где и наткнулся на крестьян, рубящих деревья.

Сторож с помощью своего нехитрого оружия и верного друга-пса попытался остановить нарушителей, но те не захотели его слушать и уйти по-хорошему. Мирно решить вопрос не получилось. Крестьян, вероятно, оказалось больше, поэтому они смогли обезвредить лесника и привязать его к дереву.

Собаку нарушители застрелили — её хорошо видно под деревом. Самого лесника убивать не стали — может пожалели, а может не хватило патронов. Однако участь мужчины совсем незавидная, поскольку он может легко замёрзнуть будучи привязанным к дереву в лесу суровой русской зимой.

Хотя, возможно, у него есть достаточно жизненного и профессионального опыта, чтобы выпутаться из такой переделки. Не исключено, что с ним уже происходили подобные ситуации, ведь работа лесника подразумевает в том числе и ловлю браконьеров и чёрных лесорубов.

Сюжет картины «Лесной сторож» напоминает сюжет рассказа И. С. Тургенева «Бирюк», в котором рассказывается об угрюмом леснике, издалека слышавшем звуки топора:

От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, — силен, дескать, и ловок как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет — не дается».

Возможно, Максимов при написании картины был вдохновлён именно этим рассказом.

Василий Максимов был передвижником и немало своих работ посвятил посвятил тяжёлой судьбе простых русских людей. Он любил изображать реальные бытовые сюжеты, которые вызываю живые чувства у зрителя.

На картине «Лесной сторож» художник описывает неоднозначную ситуацию, в которой сложно определить правых и виноватых. Крестьяне вынуждены рубить барский лес из-за нужды, а лесник должен хорошо выполнять свою работу и защищать деревья. Подобные сюжеты не раз описывались в классической литературе, в том числе и в рассказе «Бирюк».

Картины с историей (с)

Отредактировано Алина (2020-10-15 08:48:45)

0

15

Неприятный попутчик довёл девушку до слёз

На этой картине мы видим типичный поезд 19 века, в вагоне которого сидят три пассажира. Но на первом плане только два из них — молодая девушку и мужчина средних лет.

Музеон
Бертольд Вольц «Раздражающий господин», 1874 год

Девушка довольно юна и красива. Она везёт с собой багаж — гобеленовую сумку, деревянную коробку и шторы. Пассажирка одета во всё чёрное, что может говорить о её трауре. Она слишком молода, чтобы хоронить мужа, а, значит, умер кто-то из её близких родственников, возможно, мать или отец. На лице девушки можно увидеть слёзы. Вероятно, они вызваны горем от потери родственника. А может красавица расстроена из-за навязчивых ухаживаний джентльмена с соседнего сидения?

Мужчина уже не молод, но имеет весьма претенциозный вид. У него дерзкие усы, шляпа, сигара. Всё это говорит о том, что денди активно пытается привлечь внимание женщин.
Наклоняясь над спинкой сиденья, горе-кавалер пристально смотрит на даму, размахивая зажженной сигарой. Похоже, он пытается завязать беседу, хотя очевидно, что у его попутчицы нет такого желания.

Девушка совершенно не настроена на знакомство. Наоборот, она раздражена, в её взгляде чувствуется негодование. Вот только сделать красавица ничего не может. Она путешествует одна и никто не может за неё вступиться. Слёзы девушки могут быть вызваны именно её беспомощностью в данной ситуации.

На заднем плане с краю холста, нарисован ещё один персонаж, который почти обрезан художником. Этот пожилой человек с угрюмым лицом хорошо понимает весь смысл происходящего, но предпочитает не вмешиваться в ситуацию. Вероятно, он не чувствует в себе ни моральных, ни физических сил, чтобы заступиться за барышню. Мужчина просто сидит, потупив взор и старается делать вид, что ничего не происходит.

Картина написана в жанре "проблемных", который был очень популярным у европейских художников конца 19 века. Этот жанр представлял собой картину с сюжетом, который нёс какой-либо конфликт, причём не только внешний, но и внутренний.

Обычно такие произведения вызывали многочисленные споры и предположения. Их даже обсуждали в газетах, на различных встречах и приёмах. Это жанр был хоть и недолговечен, но очень популярен и явно перекликается с работами русских передвижников.

Картины с историей (с)

0

16

«Посыльный с письмом»: самая странная картина Питера де Хоха

На этой картине мы видим мужчину и женщину, которые находятся в просторном добротном доме с высокими потолками. Мужчина стоит в дверях, из чего следует, что он здесь не живёт, а пришёл по делу. Женщина — хозяйка дома. Она сидит на стуле и удивлённо смотрит на посетителя.

На первый взгляд картина вполне обычна и даже проста, но если приглядеться к деталям, то она начинает вызывать массу вопросов.

Музеон
Питер де Хох «Посыльный с письмом», 1670 год

Картина называется «Посыльный с письмом», однако, приглядевшись к картине, можно увидеть, что хозяйка дома уже держит в руке развёрнутое письмо, причём оно довольно помятое, то есть совсем не новое. Что же принёс посыльный?

У посыльного нет почтовой сумки и униформы, а значит, он не почтальон. Возможно, это родственник или просто случайный человек, которого попросили что-то передать. Посыльный очень молод — возможно, это и вовсе несовершеннолетний юноша, одетый по моде того времени.

Особого внимания заслуживает собака, которая со злобой смотрит на гостя. Очевидно, что она его знает, поскольку не гавкает и не кидается, однако явно недолюбливает и боится. Из этого можно сделать вывод, что посыльный уже бывал в этом доме или живёт где-то неподалёку.

Теперь давайте поближе посмотрим, что у него в руке. На письмо это явно не похоже — уж больно аккуратно оно сложено и не имеет конверта. Однако какие-то надписи всё же просматриваются.

Если бы действие происходило в наше время, никто бы не сомневался, что молодой человек держит в руках телефон или какой-нибудь другой гаджет.

Приближаем картину ещё и видим, что на странной предмете, находящемся в руках у посыльного, действительно есть какие-то надписи. Возможно, это какая-то открытка или чеканка с гравировкой на обратной стороне.

Странности этой картины заключаются не только в письме. Давайте посмотрим на героиню второго плана — девочку в нарядном платье. Вид у неё весьма странный, а лицо совсем не детское. Эта малышка больше напоминает некрасивую отёкшую зрелую женщину.

Кроме того, девочка держит в руках удочку. Странно в таком нарядном платье и шляпке собираться на рыбалку, да и взрослых рядом нет, не пойдёт же она на речку в одиночестве. Хотя, возможно, дети в той местности ловили рыбу прямо в каналах возле дома. Один из таких каналов мы и можем увидеть на картине Питера де Хоха.

У полотна есть и другое название: «Человек передает письмо женщине в прихожей». Однако искусствоведы не уверены в том, что сам художник дал картине именно такое название. В то время живописцы редко именовали свои картины, обычно это делали те, кто продавал их или покупал.

В этой работе художник использовал свой любимый приём — сквозной взгляд вглубь картины. Через арочную дверь основного дома мы видим выход на улицу, канал и дома на противоположной стороне. А в соседнем доме видна ещё одна арка, которая показывает нам кусочек другой улицы.

Такой приём расширяет пространство, делает картину более объёмной и глубокой.

Картины с историей (с)

0

17

Без имени и друзей

Главной героиней этой картины является молодая женщина, которая стоит в магазине и чего-то ждёт. Вид у неё очень грустный, глаза опущены. Видно, что девушка чувствует себя неловко и не сильно надеется на успех дела, ради которого она сюда пришла.

Музеон
Эмили Мэри Осборн «Без имени и друзей», 1857 год

За прилавком стоит мужчина средних лет, с любопытством разглядывающий картину в рамке. Судя по тревожной позе девушки, её поникшему взгляду и нервным движениям рук, можно предположить, что она предлагает на продажу свою работу, а владелец лавки критически оценивает её.

Женщина облачена в тёмные траурные одежды, а значит, она недавно похоронила близкого родственника. На руках героини нет кольца, из чего можно сделать вывод, что у неё умер не муж. Девушка очень молода, поэтому мальчик рядом с ней вполне может быть её братом. Скорее всего, они остались сиротами, поэтому вынуждены как-то зарабатывать себе на жизнь.

Дело происходит в Викторианской Англии, где отношение мужчин к женщинам была, зачастую, пренебрежительным. На картине мы видим пустой стул, а значит, продавец даже не предложил девушке сесть.

Название работы говорит о том, что у неё нет влиятельных знакомых и сама она как художник тоже никому неизвестна, поэтому её шансы продать картину ничтожно малы.

Вдохновение для своей работы Эмили Осборн, возможно, черпала из романа Мэри Брантон «Самоконтроль». Его главная героиня Лора Монтревиль также безуспешно пыталась продать свои картины, чтобы спасти отца от финансового краха. Художница посетила несколько продавцов печатной продукции, но никто из них не проявил должного интереса к полотну.

Однако в одном из магазинов картиной Лоры восхитился молодой человек, который сам пробовал себя в художестве. Он согласился держать работу в своём магазине, чем очень помог девушке.

Если книга действительно была источником живописи Осборн, то заинтересовавшийся картиной мужчина — это молодой человек на стремянке.

Второе название картины является цитатой из Библии: «Имущество богатого – крепкий город его, нищета бедных – их погибель». – Притч 10:15: Этот отрывок развивает тему духовной бедности богатых, которые, к сожалению, забывают о Боге, и это чувство, с которым викторианцы были бы очень знакомы.

«Сильный город» Лондон активно участвовал в промышленной революции. Для некоторых это было процветающее время, но для рабочего класса и для тех, кто находился на обочине общества, жизнь была довольно тяжёлой. Без адекватных возможностей для оплачиваемой работы одинокие женщины из среднего класса были среди наиболее уязвимых.

Картины с историей (с)

Отредактировано Алина (2020-10-18 10:04:01)

0

18

Почему герой картины зол и идёт с вилами

На картине мы видим группу молодых людей, которые решили отдохнуть от своей работы на ферме и поиграть в азартные игры на деньги. Они уже совсем расслабились и даже забыли, что рабочий день в самом разгаре. Вот только фермер об этом не забыл. Он уже схватил прут и вилы, чтобы как следует напугать прогульщиков.

Музеон
Уильям Сидней Маунт «Игроки- прогульщики» («Непослушные мальчишки»), 1835 год

Довольные своей игрой, мальчишки даже не думают о том, что их ждёт наказание. Они ещё слишком малы для работы, поэтому быстро устают и ищут возможность развлечься.

Картина была в чём-то биографичной для художника, который вырос в деревенской местности и очень любил писать бытовые жанровые картины. Уильям Сидней Маунт сам когда-то был таким мальчишкой и не раз наблюдал подобные сцены в своём окружении.

Картина очень нравилась самому художнику, но он всё же решил продать её Люману Риду — успешному американскому бизнесмену и меценату, который просто обожал сюжеты жанровой живописи.

Этот тип живописи вообще был очень популярен в те годы, когда жизнь постепенно превращалась из аграрной в индустриальную, и сельская местность становилась местом не работы, а отдыха.

Рид, который провёл своё детство на ферме, с радостью купил картину, которая напоминала ему о собственной молодости. Своё восхищение работой, он высказал художнику в письме:

Сказать, что эта картина хороша, недостаточно, и самое малое, что я могу сказать, это то, что она мне очень нравится. Это прекрасный образец искусства. Я горжусь тем, что теперь у меня есть две ваши работы и то, что я считаю вашими лучшими постановками, и надеюсь, что их будет ещё больше…

Картина была продана Риду за 220 долларов, который с радостью заплатил за неё такие деньги. Позже полотно было предано в дар Нью-Йоркской галереи изящных искусств, где и хранится по сей день.

Картины с историей (с)

0

19

Трутни: Равенство и братство по-советски на картине Раисы Зеньковой

На этой картине мы видим трёх женщин, находящихся в одной комнате. Одна из них красит губы, другая разговаривает по телефону, а третья с осуждением и злостью смотрит на первых двух. Давайте попробуем разобраться, что же хотел передать нам этим сюжетом художник.

Музеон
Раиса Зенькова «Трутни», 1954 год

Картина была создана Раисой Зеньковой около 70 лет назад. Согласитесь, обстановка комнаты для тех времён роскошная: здесь и ковры на полу и на стене, и вычурный торшер, и мягкое кресло, и трюмо. Далеко не каждый советский человек в послевоенное время мог позволить себе такую роскошь.

Как правило, большинство людей в то время жили более чем скромно. Мой отец 1948 года рождения говорил, что в детстве они с пацанами до самых холодов гуляли на улице босиком, без обуви. А жили они с матерью в коммунальной квартире в крошечной комнате, куда помещались только кровать, шкаф и стол. Ни о каких коврах, креслах и трюмо речи тогда вообще не было. Если мерить нынешними мерками, то люди после войны жили в нищете.

Как же так получилось, что героини картины живут в роскоши и позволяют себе спать до обеда ( будильник на трюмо показывает 2 часа дня, а барышни ещё валяются на кроватях в пижамах)?

Давайте попробуем ближе разглядеть детали картины, чтобы прояснить ситуацию. В центре задней стены комнаты мы видим большой портрет взрослого мужчины. Хорошо виден его пиджак с наградами и довольно упитанное и высокомерное лицо. Сразу становится понятно, что это человек занимает высокую должность.

Скорее всего, это отец семейства, который является представителем партийном номенклатуры, а, как известно, номенклатура в то время фактически представляла собой класс буржуазии. Высокие чиновники и их семьи имели машины, роскошные дачи, высокие зарплаты, прислугу и прочие привилегии.

Например, представители номенклатуры ездили отдыхать в специальные санатории с удобствами и шикарно обставленными номерами. В то время как обычные граждане отдыхали у частников или в пансионатах с удобствами на улице. Я хорошо помню как даже в 80-х годах отдыхала с родителями в пансионате, где душевые были на улице, а вода в них грелась от солнца.

Кроме того, номенклатурщикам полагались талоны на якобы «лечебное питание» — так называемую «кремлёвку». Вот цитата профессора Михаила Восленского, который сам был представителем советской элиты:

«Паёк состоял из набора самых первоклассных продуктов, которые ни в каких магазинах Москвы нельзя достать. Паёк отпускался в кремлёвской столовой на улице Грановского, дом 2, а также в Доме правительства, в закрытом распределителе по улице Серафимовича, дом 210».
На самом деле, представители элиты и без пайков не голодали. В столовых номенклатурных учреждений всегда были продукты высокого класса по низких ценам.

А впрочем, мы отвлеклись от картины. О том, что изображённая на полотне семья является представителем советской элиты, говорит ещё, конечно же, наличие домработницы. Она представлена здесь довольно колоритным персонажем, который с осуждением смотрит на жену и дочку партийного чиновника.

Совсем ещё не старая женщина (думаю, ей лет 40) ходит на работу и трудится, как и все люди того времени. Поэтому ей неприятно видеть таких же как она представительниц советского государства, которые могут позволить себе валяться по пол дня в кровати и вести праздную жизнь.

Добработница недоумевает, почему социальный разрыв между ней и двумя этими женщинами просто огромен. Она наверняка получает обычную зарплату и после трудового дня пойдёт в свою скромную комнатку в коммуналке. Она лишняя на этом празднике жизни.

Как известно, марксизм осуждал наёмный труд (при коллективизации за это людей называли «кулаками» со всеми вытекающими последствиями), однако не мешало Сталину и его приближенным держать большой штат прислуги (экономка Валентина Истомина, глава охраны Николай Власик, личный врач Владимир Виноградов и др.).

Другие представители советской элиты тоже решили не отказываться от таких удобств. Наёмные работники появились у большевиков практически сразу после революции и были даже у Ленина.

Хорошо описал социальное неравенство Евгений Евтушенко в своём стихотворении «Русское чудо», которое повествует о простой русской женщине, решившей заглянуть в гастроном для номенклатуры:

"Вырезка" - на мясе ярлычок.
Как бы не попасться на крючок.
Ведь она считала с давних лет -
вырезка есть только из газет.
Тетю Глашу пошатнуло вдруг,
и авоська выпала из рук.
Перед нею рядом, в трёх шагах,
вобла, как невеста в кружевах.
Тетя Глаша - деньги из платка:
"Вот уж я умаслю старика...",
но явился страж и, полный сил:
"Есть сертификаты?" - вопросил.
Та не поняла: "Чего, сынок?"
А сынок ей показал порог.
Он-то знал, в охранном деле хват,
пропуск в коммунизм - сертификат.
И без самой малой укоризны
выстуженной снежною Москвой
тетя Глаша шла из коммунизма
сгорбленно, с авоською пустой.

Картины с историей (с)

0

20

«Сатира на врачей» глазами художника Антуана Ватто

На этой картине мы видим группу людей, которые собрались в парке и, на первый взгляд, проводят какое-то мероприятие. Однако, присмотревшись, можно заметить, что один из героев сюжета, пытается улизнуть от двух других, которые преследуют его со странными предметами. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.

Музеон
Антуан Ватто «Сатира на врачей (Что я вам сделал, проклятые убийцы?)», 1712-1714 гг

Картина принадлежит кисти величайшего французского живописца Антуана Ватто, который заложил основу дальнейшего развития «галантного» искусства XVIII века.

Полотно носит название «Сатира на врачей», а значит, в убегающем человеке можно очень просто разглядеть больного, спасающегося от докторов. Двое крепких мужчин надвигаются на свою жертву с огромными клистирами, похожими на орудия пыток, а бедолага пытается ретироваться.

Остальные герои картины тоже представлены медиками. Две грациозные девушки в белых юбках также держат большие клистиры, из-за чего они сильно похожи на лесорубов с топорами. Возможно, именно такой сатирический образ и хотел предать им художник.

С правой стороны изображён магистр медицины в красной мантии с самодовольным видом и ослиным хомутом на шее. Осёл в европейской традиции считается символом невежества и глупости.

Любопытно, что действие сюжета происходит на кладбище — на заднем плане мы можем наблюдать погребальные урны и саркофаги. В такой форме художник хотел иронично донести зрителю, что все пациенты врачей рано или поздно оказываются в могиле.

Картина «Сатира на врачей» отсылает нас к сюжету комедии Мольера «Мнимый больной», в которой главный герой отличается сильной мнительностью и постоянно думает, что чем-то болен, а доктора подыгрывают ему в этом, выписывая всё больше лекарств. В итоге оказалось, что целью врачей является просто вытягивание денег из пациента.

Отношение Мольера к докторам и болезням можно понять по цитатам из этой пьесы:

Арган. Что же следует предпринять, когда человек заболевает?
Беральд. Ничего. Надо только оставаться спокойным. Природа сама, если ей не мешать, постепенно наводит порядок. Это только наше беспокойство, наше нетерпение все портят: люди почти всегда умирают от лекарств, а не от болезней.
-------------------------------------
Арган. Как! Вы не верите в истину, установленную всем миром и почитаемую на протяжении многих веков?
Беральд. Я не только далек от того, чтобы верить в нее, но считаю, что это самая большая глупость, придуманная людьми. И если посмотреть на вещи с философской точки зрения, то я не знаю худшего лицемерия и большей нелепости, чем когда один человек берется вылечить другого.

Вероятно, Антуан Ватто придерживался точно такого же мнения. Ещё при жизни художника была выпущена гравюра с сюжетом «Сатиры на врачей», под которой было помещено стихотворение, начинающее словами «Что я вам сделал, проклятые убийцы?»

Несмотря на комический характер произведения, хорошо видно, что художник вовсе не смеётся, а саркастически высмеивает существующее положение дел в медицине. Удивительно, что даже более 300 лет спустя этот сюжет не теряет своей актуальности.

«Сатира на врачей» не является лучшей работой Ватто, однако благодаря своему нестареющему сюжету полотно стало хрестоматийным в изобразительном искусстве о медицине.

Картины с историей (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » История на картинах