Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » История на картинах


История на картинах

Сообщений 171 страница 180 из 261

171

Художник Александр Михайлович Семенов: искусство любить

Живопись — это искусство любить. Это умение обращать спонтанное чувство на службу профессии.

Вдохновение посещает многих. Но подолгу задерживается в гостях лишь у тех, кто умеет с ним обращаться. Нет ничего проще, чем влюбиться в образ, ландшафт, совокупность ощущений... Гораздо труднее найти в себе силы отделить от потока эмоций своё авторское «я». Стать своего рода линзой, собирающей невидимый свет вдохновения в луч идеи. И направить его на полотно таким образом, чтобы сделать эту светлую красоту явной и яркой.

История на картинах
Семенов А. М., «Нева у Литейного моста», 1982, картон, масло, 60 х 78 см, частное собрание

Александр Семёнов был безнадёжно влюблён в Петербург. Да, его время от времени посещала ностальгия. И тогда он отправлялся на малую Родину, радуя зрителей живописными видами лесов и полей, городов и сёл Тверской области. Вот только мы подметили одну особенность: чем дольше художник проводил время на пленэрах вдали от города на Неве, тем более смягчались тона, углублялась перспектива, дрейфовали куда- то за пределы реальности очертания ландшафта...

Но даже свою неизбывную печаль от неизбежных перемен, касавшихся людей, природы, архитектуры милого сердцу края, художник умел поставить на службу искусству. Чем больше тосковал по ушедшим родным и друзьям, тем выразительнее становились полотна. Отточенная годами техника умножались на пронзительную ностальгию. Добавляла в палитру настроения оттенки светлой печали, полной мечтательных интонаций.

Эту особенность можно не осознавать, но трудно не ощутить. Ведь именно ей тверские циклы Александра Михайловича Семёнова обязаны богатым эстетическим «послевкусием», надолго остающемся в памяти зрителя.

История на картинах
Семенов А. М., «Ленинградские мосты», 1977, холст, масло, 60 х 72 см, частное собрание

Возвращаясь же в обожаемый всем сердцем Ленинград, наш герой буквально преображался. Когда-то, в самом начале карьеры, горячая любовь к этому удивительному городу стала «точкой кристаллизации» его творческого почерка. Стремительного, широкого и обобщённого, но внутренне стройного и гармоничного. Изобилующего неожиданными, но правдивыми цветовыми схемами, в рамках которых комплиментарные сочетания прекрасно чувствовали себя рядом с классическими триадами оттенков. А богатейшая фактура мазка становилась ещё выразительнее под влиянием мастихина.

Со временем всё это разнообразие методик и приёмов, используемых Александром Семёновым, обрело единую структуру. Стало инструментом точного следования замыслу картины. Юношеская влюблённость в проспекты и каналы, мосты и парки, дворцы и улочки Петербурга «повзрослела» вместе с профессиональным мастерством нашего героя. Страсть превратилась в живописную концепцию, как расплавленный металл стараниями мастера способен обратиться в драгоценное украшение.

Да, Семёнов навсегда сохранил присущую раннему творческому периоду свежесть восприятия и ощущение величественной и гармоничной красоты Северной столицы. Но его картинам ни за что не удалось бы покорить взыскательную публику, не сумей он «выковать» из своей любви к Ленинграду концептуальную стройность, реалистическую достоверность и тонкий артистизм живописной техники. Не прибавь он к врождённому таланту и вдохновению трудолюбие, наблюдательность и умение «перешагивать» рамки живописных стилей и течений. Смешивать их в нужной и очевидной лишь ему одному пропорции.

История на картинах
Семенов А. М., «Нева около моста Петра Великого», 1966, картон масло, 59,5 х 50 см, частное собрание

С другой стороны, наш герой не терпел «открыточности», формального подхода и простой констатации реальности. Для него не существовало мастерства живописца как чего-то оторванного от эмоции, динамики и контекста. Его ленинградские виды — это в первую очередь пейзажи настроения, где реальность есть сосуд, а чувства — его наполнение. Ибо живопись — ничто без любви к предмету своего исследования. Но если саму любовь не облекать в форму искусства, неустанно совершенствуя мастерство — Время этого не простит. И прекраснейшие мгновения прошлого уже никогда не предстанут глазам новых поколений зрителей во всей своей красе.

Надеемся, Вам, дорогой читатель, понравятся эти работы.

Автор: Лёля Городная.

0

172

Художник Галлен-Каллела: сурово, но красиво

Сегодня картины финского художника (шведского происхождения) Аксели Валдемара Галлен-Каллела широко известны лишь в узких кругах специалистов. А ведь в конце 19-начале 20 веков они были хорошо известны европейской публике.

Повторяя судьбу многих талантливых соотечественников, после окончания художественной школы Галлен-Каллела отправился в Париж. И уже совсем скоро его полотна стали соседствовать с работами французских мастеров на престижнейших выставках Старого Света.

История на картинах
Аксели Галлен-Каллела, «Вид на озеро»,1901, Финская национальная галерея

И всё же сердце художника безраздельно принадлежало пасмурным далям западной Финляндии. Герой нашей статьи возвращался в родные края при первой же возможности. Пейзажи отдаленных, нетронутых цивилизацией уголков природы в сочетании с горячей любовью к финскому фольклору служили ему неиссякающим источником вдохновения. И если учёба в парижских мастерских наделила его живописный стиль декоративностью и элементами символической абстракции (если это понятие в принципе применимо к произведениям начала прошлого века), то эффектная подача свето-воздушной среды и общая выразительность композиций были исключительно его личными заслугами.

Итак, дорогой читатель: перед нами — вид на озеро Кейтеле, что располагается в центральной Финляндии. При помощи зигзагообразных узоров на поверхности воды художник отобразил лёгкую рябь, порождаемую взаимодействием ветра и течений. И в то же самое время намёкнул зрителю на старый фольклорный сюжет, густо замешанный на политике. Мол, одна из этих серебристых полос может быть ни чем иным, как следом, оставленным (удалившейся из поля видимости) лодкой персонажа финской саги «Калевала» Вяйнямейнена. А поскольку любое упоминание обо озере Кейтеле «грело душу» патриотично настроенной финской общественности (по сей день строящей вокруг эпоса Калевала свою идентичность), художник весьма точно рассчитал баланс между заигрыванием с местным национализмом и оглядкой на цензуру.

Впрочем, последствий для художника не наступило ровным счётом никаких. Российские власти были вполне терпимы к мелкой фронде на окраинах империи, так что художнику за неё ничего не грозило. Лучше обратим внимание на то, как, несмотря на относительно небольшой размер полотна, Галлен-Каллела сумел передать зрителю ощущение обширного пространства, гармонично сочетающего в себе умиротворяющую тишину и вечное движение сил природы.

История на картинах
Аксели Галлен-Каллела, «Весна»

Позже художник напишет ещё три вида озера Кейтеле. И на каждом из которых будет красоваться похожий «узор» на поверхности воды. Что говорит нам о целенаправленных экспериментах живописца. Мастер мечтал о создании особой методики визуализации. О совмещении передовой европейской живописной техники и финской фольклорной архаики. Планировал вдохнуть новую жизнь в старые нарративы, ища «подсказки» в родных ландшафтах. И ему это вполне успешно удавалось.

Помимо замысловатых геометрических доминант, «Озеро Кейтеле» обладает «фирменными» серебристыми отражениями и «хрустальным» светом, пылающим по краям облаков. Ну и конечно же свою лепту вносят мрачноватые тени, что отбрасывает поросший лесом остров. Длинные, немного жутковатые своей потусторонней призрачностью отражения деревьев, трепещущих на ветру, ощутимо дрожат на волнах. Да и далёкие холмы, обступившие горизонт, вносят свою лепту в это гнетущее впечатление.

Тем сильнее тот эффект, что производят упоминавшиеся выше «полосы» ряби и серебристый оттенок воды. Озеро целиком принимает на себя всю «тяжесть» всех прочих элементов композиции. «Держит на себе» весь этот пейзаж впридачу с небесами, как мифический Атлант, оставаясь при этом вместилищем переменчивой, непредсказуемой, мистической стихии воды...

История на картинах
Аксели Галлен-Каллела, «Озеро Кейтеле»,1919

В итоге у художника получилось создать очень «северный» пейзаж, завернув в него мощное общественно-культурное послание. Наделить природу суровой, но эмоционально чистой красотой. Полагаем, именно эта особенность отчасти объясняет успех картины Аксели Валдемара Галлен-Каллела на французских, голландских и немецких выставках. Экспонируясь по соседству с полотнами Моне и Ван Гога, она сразу же оказывалась в выигрышном положении. Для изнеженного тёплым Гольфстримом «мейнстримовой» публики «умение» серебристо-серых и синевато-зелёных оттенков быть одновременно как естественными, так и чрезвычайно выразительными, оказалось чем-то новым. По крайней мере — на пару сезонов.

Впрочем, и сегодня эта работа смотрится весьма эффектно. Для того, чтобы получить удовольствие от её просмотра, зрителю совсем не обязательно знать подоплёки сюжета и истинных мотивов, двигавших рукою художника. Можно просто отыскивать всё новые и новые глубины смыслов и высоты технического мастерства, которые её создание потребовало от живописца. Видеть в этой работе одно из лучших произведений «золотого века» финской живописи и ничего кроме. Собственно, мы сами так и поступаем. Помедитируйте вместе с нами, только не забудьте включить звук.

Минута медитации с картиной Галлен-Каллела «Озеро Кейтеле»

Автор: Лёля Городная.

0

173

Художник Ловис Коринт: свет счастья

Немецкий импрессионизм — особое явление в рамках европейской живописи. Как минимум — недооценённое. Как максимум — претендующее на статус абсолютного культурного феномена.

Заменив сплошной контур на малые контрастные мазки, поделив цвета на первичные и вторичные, отказавшись от работы с внутренними отражениями красочного слоя в пользу внешних, «сумрачный германский гений» решил, что с него хватит заимствований. На рубеже веков целый ряд немецких мастеров импрессионизма перестал следовать в фарватере Парижа. Отказался отказываться от серьёзных сюжетов. От предметности и объектности. В конце концов — от любимого нацией чёрного цвета. Попрощался с влиянием французских родоначальников и отправился навстречу XX веку по своему особому пути.

Пока обитатели Монмартра и их мюнхенские подражатели продолжали смотреть на мир широко открытыми глазами, пытаясь уместить в своих работах как можно больше внешних проявлений переменчивости бытия, взгляд прочих немецких импрессионистов оставался пристален и сосредоточен. Им мало было попросту воспринимать красоту нашего мира и переносить на полотно игры форм и оттенков. Им требовалось понимать, осмысливать, интерпретировать...

История на картинах
Ловис Коринт, «Завтрак в Макс Хальбартен», 1899, Ленбаххаус

Как говаривал один не в меру энергичный французский император: «...если они (т.е. немцы*) не утопили мир в крови — они утопят его в слезах». И был прав. Удивительный факт: именно немецкие, а не французские художники подарили миру экспрессионизм. Стали теми, кто сделал следующий логический шаг. Подарил субъективным эмоциям художника право на существование. Помог самовыражению автора возобладать над формой подачи.

Давайте признаемся друг-другу, дорогой читатель: всем нам, привыкшим с одной стороны восхищаться дерзостью замыслов и свободой эстетики французских импрессионистов, а с другой — воспринимать немецкую живопись как вечную жертву консервативных общественных и академических воззрений, — рождение революционного модернистского течения на берегах Эльбы кажется чем-то из ряда вон выходящим. Неочевидным (и до некоторой степени нелогичным) явлением. Но так происходит лишь до тех пор, пока выраженная сентиментальность немецкого импрессионизма не расставляет всё по местам. Пока не принимаемся вдумчиво рассматривать творчество таких замечательных художников, как Ловис Коринт.

Обратите, пожалуйста, Ваше внимание на работу под названием «Утреннее солнце». Какие ассоциации вызывает у Вас эта композиция? Ощущаете ли Вы радость, лёгкость, душевный подъём, исходящие от этого произведения? Вполне возможно. А между тем, данная картина вовсе не так проста, как хочет казаться на первый взгляд. За чередой крупных и плотных мазков кроется нечто куда более серьёзное, чем милый сюжет о радостном пробуждении...

История на картинах
Ловис Коринт, «Портрет графини Финкх», 1907

Давайте не будем забывать: импрессионизм как таковой — это всегда ставка на свежесть впечатления. На непосредственность первого взгляда. Однако, на картине изображена супруга художника, которой давно минуло тридцать. За время супружества, то есть более чем за десять лет совместной жизни, она подарила мастеру двух очаровательных детей. Супруги редко расставались, их жизнь проходила друг у друга на виду. И всё же мастер намеренно прибегает к типично импрессионистским приёмам, дабы убедить нас в том, что буквально в этот самый миг по- новому увидел красоту своей Шарлотты. И залюбовался ею, как первый раз в жизни.

А между тем героиню полотна трудно назвать красавицей в классическом понимании этого слова. Более того: художник совершенно не стремится укрыть этот факт от нашего взгляда, честно «прописывая» облик Шарлотты. Вместо этого он акцентирует внимание на том, как много тепла и радости в её искренней улыбке. Как много женственной мягкости заключается в её образе. В эту секунду мы видим её глазами самого живописца, и в этом взгляде сильное и нежное чувство превалирует над сиюминутным восхищением. А сама героиня отвечает художнику — а значит и нам с Вами — спокойным и светлым взглядом женщины, осознающей себя любимой, хранимой, ценимой. Взглядом, в котором сияет Счастье.

История на картинах
Ловис Коринт, «Вид на Кельбранн», 1911

Автор: Лёля Городная.

0

174

Художник Франц Алексеевич Рубо: память и слава

Замечательного художника Франца Алексеевича Рубо многие наши коллеги до сих пор считают русским живописцем немецкого происхождения, хотя его семья перебралась в Одессу из французского Марселя. Большинство экспертов склонно полагать, что биография нашего героя изучена «от и до», хотя самые драматичные её эпизоды полны неясностей, а их описания строятся в основном на догадках.

Считается, что карьера талантливого и трудолюбивого Франца дебютировала легко и успешно; на самом же деле поступление в Мюнхенскую академию художеств младшего ребёнка из небогатой многодетной семьи с европейских окраин было событием отнюдь не рядовым. И наконец: судьбу творческого наследия живописца, прославившегося созданием эпических картин и грандиозных панорам, навеки связавшего своё имя с величайшими моментами славы русского оружия и даже сумевшего основать батальную мастерскую в стенах столичной Академии художеств, принято полагать более чем успешной.

Но мало кто вспоминает о том, как много полотен Рубо было безвозвратно утрачено. Причём, по злой иронии Судьбы, до наших дней «не дожили» именно те работы, которые сам Франц Алексеевич любил и ценил превыше прочих...

История на картинах
Франц Рубо, «Горная дорога в Млети», 1882, холст, масло, 77 x 62 см, частное собрание

Наверное, именно так и проявляет себя сильная личность, которой дарован большой талант. После ухода в лучший мир забылось то, сколь многое было им достигнуто вопреки, в преодолении, в неустанных трудах и сомнениях. Осталась биография, похожая скорее на легенду, чем на быль.

Если бы в русской истории не случилось такого художника как Рубо — его бы следовало придумать. Ковавшаяся на полях сражений История Государства Российского требовала обобщения, осмысления, яркой и честной интерпретации. Без претворения в ту или иную форму искусства уроки великих трагедий, (величайшей из которых безусловно является война) пропадают зря, истираются из людской памяти и обрекаются на самоповтор. И если народную память, её гнев, гордость и горечь не возьмётся воплотить на своих полотнах тот, кто умеет по-настоящему глубоко чувствовать и осознавать её природу — это рано или поздно сделает тот, кто захочет её использовать в своих корыстных целях.

Рубо исколесил всю Среднюю Азию, множество раз побывал на Кавказе. И с каждым разом всё сильнее влюблялся в эти удивительные пейзажи, проникался историей и духом этих мест. Франц Алексеевич был из тех живописцев, чья душа походила на серебряную чашу. Со временем любые впечатления, попадавшие в неё, очищались от налёта субъективности, а картины появлялись на свет лишь тогда, когда в этой самой чаше уже не оставалось места для новых эмоций. С последней каплей переполненная душа мастера принималась изливать впечатления, переживания и мысли на холст, а мастерство художника дарило им цвет, объём и форму.

История на картинах
Франц Рубо, «Казаки на аванпостах», 1883, холст, масло, 53,5 x 44,0 см, частная коллекция

Да, многие картины нашего героя были написаны на заказ и на заранее оговорённую тематику. Но сама идея создания ряда концептуальных полотен, посвящённых драматичнейшим эпизодам отечественной военной истории, была личной инициативой тогда ещё двадцатиоднолетнего художника. Задумка понравилась состоятельным спонсорам из России, и популярность молодого живописца стала стремительно расти.

В 1901 году последовало приглашение в Крым. Мастер долго и подробно изучал Севастополь и его окрестности, общался с ветеранами, делал подготовительные эскизы, знакомился с документами. В итоге художнику потребовался грандиозный холст (14 на 115 метров), а организаторам экспозиции панорамы «Оборона Севастополя» — новое здание для его размещения.

К столетию Отечественной войны 1812 года Рубо создаёт ещё один амбициознейший проект: панораму Бородинского сражения. И по сей день на той вершине холма, на которой герой нашей статьи делал наброски своего будущего шедевра, находится соответствующий памятный знак...

История на картинах
Франц Рубо, «На пашне», не позже 1901, холст, масло, 127 x 194 см, Музей-панорама «Бородинская битва», Россия, Москва

С годами известность и авторитет Франца Рубо стали непререкаемы. Художник завоевал множество профессиональных наград по обе стороны Атлантики. Его работами восхищались специалисты и любители живописи, слава о нём гремела от Барселоны до Чикаго. Обладатель семи золотых медалей и четырёх орденов, прижизненный классик и основоположник российской панорамной баталистики, он многое успел, многих вдохновил и во многом остался загадкой. Так давайте же ещё раз вместе полюбуется его живыми, полными движения и энергии работами, воздавая должное мастерству художника и отваге предков.

Еще больший успех пришел к Францу Рубо после создания под его руководством в 1910 - 1912 гг. панорамы «Бородинская битва» (1910-12), прославившей героизм и стойкость русских воинов. Созданные монументальные полотна были отмечены высокими наградами.

После открытия в 1912 году в Москве панорамы «Бородинская битва» Франц Рубо уехал на время в Мюнхен, но по причинам начавшихся в Европе Первой мировой войны и Гражданской войны в России остался в Баварии до конца жизни.

Автор: Лёля Городная.

0

175

Художник Хоакин Соролья-и-Бастида: когда хочешь быть Веласкесом

Плохо быть испанским художником, не будучи при этом Веласкесом. Тем, который Диего Родригес де Сильва.

Даже если Вы — величайший импрессионист Пиренейского полуострова. И не имеете никакого отношения к золотому веку местного барокко. И вообще, после завоевания гран-при Всемирной парижской выставки решили оставить остросоциальные темы и перешли на создание лёгких, оптимистичных, будто сотканных из солнца и ветра полотен...

Но куда там! Тень грандиозного наследия Веласкеса была неумолима. И продолжала «нависать» над самолюбием Хоакина Соролья-и-Бастида. Стучалась в сюжеты, напрашивалась в композиции, являлась незваной гостьей в образы героев.

История на картинах
«Прогулка к маяку в Биаррице», 1906, холст, масло

В 1901 году Соролья-и-Бастида не выдержал. И написал собственную версию веласкесовской «Ла фамилии». Той самой, которую в 18-м веке стали называть: «Менины», а по-русски говоря: «Фрейлины».

Получилось замечательно. С глубоким уважением к первоисточнику, но без малейшего намёка на подражательство. Остроумно и непретенциозно. Вечный адепт светлых тонов и неожиданных ракурсов, Соролья был вынужден «играть» непривычными для себя тёмными фигурами героев на поле чужой композиционной идеи. При этом мастер ухитрился сохранить свой личный стиль обращения к разуму и воображению зрителя. И добился максимально возможного в данном случае результата, сведя эту живописно-шахматную партию вничью.

Напомним: великий Веласкес изобразил самого себя за написанием портрета королевской четы, чьё отражение зритель видит на стене позади художника. Тем самым маэстро дал зрителю почувствовать себя на месте портретируемых августейших особ. Свой же автопортрет разместил ближе к заднему плану композиции. Её формальным центром мастер сделал образ юной инфанты Маргариты Терезы. И это — лишь первый «слой» живописного послания, обращённого к зрителю. Для того, чтобы в общих чертах рассказать Вам об основных особенностях этого шедевра, понадобится отдельная статья. А то и не одна. Ведь фактически данная работа демонстрирует нам пределы возможностей искусства живописи как способа передачи смыслов в рамках одного отдельно взятого изображения.

История на картинах
«Моя семья», 1901, холст, масло

Создавая картину «Моя семья», художник Хоакин Соролья-и-Бастида не стал тягаться с классиком по части нарративной глубины и постановочной головоломности. Вместо этого герой нашей статьи частично воспроизвел композицию «Менины». И поместил свой отражённый в зеркале образ как раз там, где на оригинальном полотне расположил свой автопортрет Веласкес. Явный намёк на то, что в наступившем XX столетии именно ему, Соролья-и-Бастида, выпала честь продолжать славные традиции испанской живописной школы. Подобно зеркалу, отражать и проецировать в будущее творческое наследие своего великого предшественника Веласкеса.

Испанскую инфанту на полотне Сорольи заменила дочь художника. Прямой взгляд в глаза зрителя, светлый тон платья и довершающий образ алый цветок в волосах девочки, являют собою прямые отсылки к оригиналу. Ну а своему сыну, изображённому на картине в роли художника, Соролья недвусмысленно пророчит роль собственного преемника. Будущего большого мастера, идущего по стопам отца. Кем же видит себя сам Соролья, от чьего лица (судя по тому же отражению в зеркале) мы с Вами взираем на эту композицию? смотрим на оригинальную картину Веласкеса и понимаем: ну конечно же королём! В данном случае — королём испанского импрессионизма. Не больше и не меньше.

История на картинах
Диего Веласкес, «Менины»,1656, Прадо, Мадрид

Словом, очень плохо быть испанским художником, если Вы — не Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес. Но разве что, Вы — Хоакин Соролья-и-Бастида.

Автор статьи Лёля Городная

0

176

Художник Алексей Григорьевич Варламов: на Волге широкой

Алексей Григорьевич Варламов увлекался живописью с самого раннего детства. Мог часами наблюдать за тем, как убегают вдаль речные волны. Как в полях и рощах, что раскинулись вокруг родного города Галича, гуляет золотая осень. И как приезжие художники, издавна облюбовавшие эти места, переносят на холст задумчивую красоту равнинного пейзажа...

Учёба в Горьковском художественном училище превратила талантливого юношу в превосходного рисовальщика. Сразу после его окончания наш герой и сам становится педагогом, готовящим абитуриентов к вступительным экзаменам. Успехи Варламова отмечают и в Горьковском товариществе художников. Приглашение в ряды мастеров не заставляет себя долго ждать, первые работы нашего героя успевают появиться на свет ещё в 1941 году.

В том же году он отправляется на фронт. Впереди — оборона Москвы и Курская дуга. Младший авиаспециалист, стрелок-радист Алексей Григорьевич Варламов с честью выполняет свой долг перед Родиной и в 1945 году возвращается домой.

История на картинах
Варламов А.Г., «У голубого экрана»

Именно тогда Варламов становится настоящим художником. В тот самый момент, когда осознаёт, что хочет любить, ценить, помнить и творить не только за самого себя. Но и от имени тех, кто навсегда остался в сердце и памяти, но уже никогда не вернётся. Будущий мастер чувствует, что обязан превратить свои фронтовые этюды в «полнокровные» картины. И раз и навсегда выбирает свой путь в искусстве.

Его полотна — простые, но бесконечно выразительные живописные повести. Честные в своём пронзительном психологизме, ясные в своей прямоте. Художник Варламов никогда не писал сюжетов, которых не «пропустил через себя». Не бывал отстранённым наблюдателем и не довольствовался простой констатацией реальности. Если требовалось — неделями, а то и месяцами работал в архивах, искал свидетелей интересовавшего события, исследовал быт, темперамент, образ мыслей своих персонажей.

Страшная катастрофа Великой Отечественной не смогла ожесточить сердце мастера. Наоборот: сделала от рождения светлый характер ещё более чутким и отзывчивым. С годами, принёсшим опыт и отточившими мастерство живописца, лирическая нота в творчестве Варламова лишь усиливалась.

История на картинах
Варламов А.Г., «В Лучиннике праздник. Болдинский хор», 1982

В конце концов наш герой пришёл к тому самому особому стилю, который можно условно назвать «типажным портретом». В этом особом, чисто «варламовском» формате картин, органично уживались как индивидуальные черты моделей, так и характерные маркеры их социальной роли, культурной принадлежности и даже того особого отпечатка, что оставляет на психологическом профиле личности профессия.

Впрочем, работа с «большими формами» удавалась нашему герою не хуже. В середине 1950-х Алексей Григорьевич решается на амбициозный проект. По замыслу живописца, картина «На Волге широкой» должна была сочетать в себе не только фактурные и харизматичные образы, но и полноценные психологические портреты. Во всём их сложном и выразительном многообразии, которое в конечном итоге должно было сложиться в атмосферно целостную композицию.

Художник буквально «с головой» ушёл в работу, без устали экспериментируя с мимикой, пластикой, светом, тонами. Особую ценность данному произведению придало стремление Алексея Григорьевича как можно достовернее изобразить своих земляков-галичан, оставив Истории их истинные, а не придуманные образы. Совместить высокий символизм жанрового полотна с портретным реализмом.

История на картинах
Варламов А.Г., «Юные авиамоделисты», 1949

Всё удалось. Мелодия «оркестра поколений», «химия» отношений непохожих друг на друга персонажей, точно пойманный «вектор» единения их «разнонаправленных» настроений — всё это случилось, соединилось, «заиграло» и образовало картину-феномен. Концентрированное воплощение всего самого лучшего, что только может быть в таких понятиях как Радость, Дружба, Свобода.

Пожалуй, лучшей «визитной карточки» для творчества Алексея Григорьевича Варламова нельзя и пожелать. Талантливый юноша, ставший отважным защитником Отечества. Опытный мастер, не утерявший «пластичности» мазка. Убеждённый оптимист и идеалист, умевший не льстить своим персонажам, а выделять сильнейшие черты их личностей на фоне достоверного портрета. Таким его запомнят навсегда.

Автор: Лёля Городная.

0

177

Художник Василий Ольшанников: струны души

Когда о художнике известно мало — это всегда интересно. Нет соблазна «облокотиться» на традиции школы, преемственность опыта наставников, яркие цитаты в интервью для критики. Если большой художник мало говорит о себе — его картины начинают говорить гораздо больше.

Да, мы знаем, что Василий Александрович Ольшанников творил в стенах Мухинского училища. Что стажировался в мастерской А.А. Пахомова и декорировал помещения Дома ленинградской торговли. О любви к родным местам и совместных выставках с нашим общим добрым знакомым, мастером пейзажа Азатом Хаизовичем Галимовым. Ну и о том, что наш герой — превосходный рыбак.

История на картинах
Ольшанников В.А., «На пруду», 2020, холст, масло, 40 x 50 см

И только. Никаких Вам экспертных суждений, авторитетных очерков и прочих «мнений на полях». И это восхитительно! Почему?

Потому, что Ольшанников — это пронзительный взгляд голубоглазого неба из-под седых облаков. Изгиб стройного речного русла, качающего в объятьях волн отражение сонного леса. Ольшанников — это точность в обобщении, правда в цвете и настроение в геометрии. Это когда «открыточный» вид Санкт-Петербурга умеет быть неожиданно ярким и свежим, а лесная поляна — многозначительной и по-праздничному торжественной. Монументальное — лёгким, а хаотичное природное начало — несущим на себе отпечаток высшей божественной рукотворности.

За Василия Александровича Ольшанникова говорят щедрые мазки и приглушённые тона. Диапазон его чувств «выдают» переходы от уютнейших натюрмортов к прохладе загоризонтной дали, где в туманной дымке угадывается таяние Сегодня и рождение Завтра.

«Опорные точки» композиций, лежащие на пересечениях ритмичных вертикальных и твёрдых горизонтальных доминант, служат базой прочных творческих концепций. А приверженность ракурсу а-ля «личный взгляд на мир» подчёркивает глубину вовлечённости автора в живописные сюжеты.

История на картинах
Ольшанников В.А., «Сирень», 2020, холст, масло, 60 x 70см

Если формулировать предельно кратко: в технике художника просматривается огромная масса индивидуальных черт (вплоть до светорельефных конструктов мазка), и а то же время — основательность «старой школы». Василий Александрович — будто самоучка от мира профессиональных живописцев. На базе классики русского пейзажа он выстроил свой собственный стиль, скреплённый опытом пленэра и пронизанный любовью к родным местам. Конечно, в работах многих коллег Ольшанникова есть своё звучание, своя струна и чувствительный «нерв», но столь туго натянутых и мелодично звучащих «струн души» художника мы не встречали давно. У мастера фактически нет «проходных» работ. Не бывает превосходства формы над атмосферой. И каждый его живописный эксперимент — попытка рассказать о том, как и почему тот или иной ландшафт рождает в наших сердцах чувство прекрасного. Просто констатировать красоту того или другого явления/события нашему герою уже давно неинтересно.

В этом смысле Василий Ольшанников — это реалист, близко подходящий к границе импрессионистского течения. Достаточно близко, чтобы стало ощутимо влияние его пульсирующей впечатлениями ауры; но не настолько, чтобы потревожить вдумчивую созерцательность и сюжетную рефлексию своих полотен.

История на картинах
Ольшанников В.А., «Ночь на Титовке», 2020, холст, масло, 60 x 50 см

Словом, мы в восхищении и обожании. Ценим сами и очень рекомендуем Вам, дорогой читатель. Сегодня это редкость: повстречать мастера, говорящего на вечную тему красоты нашего мира при помощи гармонично перекликающихся образов, а не просто выделять на своих полотнах самые броские черты реальности. Смеем надеяться, что картины художника Василия Александровича Ольшанникова понравятся и Вам!

Автор: Лёля Городная.

0

178

Художник Сандро Боттичелли: «Венера и Марс»

Флорентийская живопись— неисчерпаемый источник тайн и загадок. А великие художники эпохи Возрождения — настоящие мастера по части их тонкого и деликатного воплощения. Разгадывать такие послания — всё равно что тихонько «заглядывать через плечо» самому Времени, ведущему летопись интриг далёкого прошлого. В которых зачастую спрятан ключ к пониманию настоящего. Это занятие всегда казалось мне чрезвычайно увлекательным и романтичным. Ощущать себя главной героиней детективно-приключенческой истории, Ларой Крофт и мисс Марпл в одном лице — что может быть лучше? Оказалось, что кое-что всё-таки может. Например: когда в Вашей команде есть только один кандидат на должность местного Шерлока Холмса. Ну или когда вы с ним хотя бы способны прийти к единому мнению...

Впрочем, расскажу обо всём по порядку. Недавние статьи канала «Живопись», затрагивавшие творчество гениального Боттичелли, вызвали у Вас, дорогие читатели, живой интерес. Вы наградили нас множеством тёплых откликов, и потому мы совсем недолго размышляли над темой нового материала. Собрав иллюстрации некоторых изрядно подзабытых полотен Сандро Боттичелли, мы стали готовить краткую справку по каждому из них. И почти сразу же зашли в полнейший тупик полнейшего противоречия.

Потому вынуждены просить Вас, дорогой наш читатель, стать соавтором нашего сегодняшнего материала. И решить, чьи рассуждения кажутся Вам ближе к истине. Мои, или же моего (без всякой иронии) дорогого коллеги, которого здесь и далее я буду именовать Критиком. Ибо без свежего взгляда со стороны мы рискуем вообще никогда не придти к общему знаменателю.

История на картинах
Сандро Боттичелли, «Венера и Марс», около 1485, темпера и масло на тополе, 69,2 х 173,4 см

Итак. Венера, богиня любви, расслаблена и царственна. Спокойно возлежа посреди лесной поляны, она смотрит вдаль, не обращая особого внимания на полуобнаженного (и может быть даже храпящего?) бога войны Марса. Чьё атлетичное тело, к слову, также совершенно расслаблено. Об этом свидетельствует вся совокупность пластики и мимики персонажа. Венера совершенно не выглядит утомлённой, в то время как истощённый любовной игрой Марс погрузился в глубокий сон. Мой вывод прост: Боттичелли рассказывает нам о победе нежного чувства над грубым насилием. Дарит красивую живописную метафору с нотками юмора. А вот уважаемый Критик усматривает в этой работе настоящий сарказм. И надо признаться: находит для этого неплохие аргументы.

Миф о тайном свидании Венеры и Марса был популярен среди флорентийской аристократии, хорошо знавшей античную мифологию. Напомню: богиня любви была замужем за Вулканом. Могучим, но весьма непривлекательным богом-кузнецом. Раз прослышав об измене супруги, тот смастерил изумительную сеть из цепей, чтобы поймать влюблённых «на месте преступления». Сеть была настолько тонкой и лёгкой, что наша парочка не замечала пут, пока не стало слишком поздно. Злорадствующий Вулкан поспешил оповестить о скандальной ситуации всех олимпийских богов. Дабы те (а особенно на дух не переносившие красавицу Венеру богини) явились на «место преступления» и вдоволь посмеялись над попавшими в ловушку влюблёнными...

Да, в сюжете легенды есть немало злой иронии. И всё же я не могу согласиться с мнением Критика. На мой скромный взгляд, Боттичелли насытил свою работу множеством милых и игривых деталей, стремясь позабавить заказчика полотна. А вовсе не для того, чтобы отягощать его морализаторством, строго следуя канве мифа.

История на картинах
Александр Шарль Гильемо, «Венера и Марс пойманы Вулканом», 1827, холст, масло

Взгляните: грозный Марс так глубоко спит, что совершенно не замечает, как четыре маленьких сатира безбоязненно играют с его доспехами. Один стащил его копье и шлем; другой протиснулся под локтем, чтобы «примерить» кирасу. Но могучий и страшный в гневе олимпиец не просыпается даже от звука горна-раковины, в который одно из озорных созданий дует прямо у него над ухом. Идиллия и умиление! Кстати: морская раковина — ещё один символ триумфа Венеры. В довершение картины шум и суматоха растревожили осиное гнездо. Рой насекомых жужжит возле самой головы Марса, а тот всё так же безмятежен и беззащитен...

Но у господина Критика есть что сказать этому поводу. Как известно, Боттичелли создал множество живописных мифологических сюжетов. Но абсолютное их большинство было написано по заказу его главных покровителей — семьи Медичи. Правящей династии Флоренции.

Особенно прочна была дружба (и деловые отношения) Боттичелли с Лоренцо Медичи, известным как Лоренцо Великолепный. Свой псевдоним тот заслужил щедрой поддержкой людей науки и искусства, постоянно живших в его дворце. Лоренцо Медичи был увлечен классической культурой и окружал себя людьми, которые хорошо разбирались в подобных материях. Следовательно, он не мог не знать о произведении известного своей острой иронией писателя Лукиана, однажды описавшего женитьбу Александра Македонского на Роксане. Его текст был использован художником Содомой, который сделал собственную реконструкцию картины.

История на картинах
Содома, «Брак Александра и Роксаны», около 1517, фреска, Вилла Farnesina, Рим

На той картине маленькие купидоны играли рядом с доспехами Александра. И совершенно не случайно Боттичелли решил превратить купидонов в сатиров. В стихотворении Полициано, также жившего при дворе Медичи (и даже работавшего воспитателем детей Лоренцо), прямо упоминались «маленькие сатиры с козлиными ногами». Они были спутниками спящего пастуха, который жил в похожем на сон месте, полном праздных удовольствий. То есть вёл предосудительный образ жизни. Критик полагает, что своей картиной Боттичелли стремится «уколоть» самолюбие человека, которого хорошо знал Лоренцо Медичи. Укорить того за недостойное поведение при помощи «зашифрованных» на полотне намёков, понятных лишь посвящённым.

В свою очередь, мне есть что на это возразить. Художник изобразил своего Марса подтянутым и мускулистым воином. Тело модели напоминает классическую обнаженную скульптуру, разве что опрокинутую на землю. А левая нога Марса совсем не случайно запуталась в розовой ткани. Я почти уверена, что эта необычная деталь — отсылка к одной восхитительной античной скульптуре. Чистая эстетика без грамма ехидства.

Кроме того, на картине флорентийского мастера Венера предстаёт в богатом и пристойном знатной даме облачении. Её причёска аккуратно уложена, одежда (вполне современная эпохе) не несёт на себе ни малейших следов насилия или небрежного обращения. И даже украшения располагаются на своих «законных» местах. Такое впечатление, что Боттичелли хотел подчеркнуть целомудрие богини, несмотря на её неверность. Вы скажете, что это нелогично? Соглашусь. Но мифы античности — это вообще не про логику. Скорее — про мироощущение.

Светлые волосы, бледная кожа, алые губы — явные «реверансы» в сторону идеала женской красоты, представленного в венецианской поэзии XV века. Венера здесь больше похожа на знатную флорентийскую красавицу, чем на персонажа старинных легенд. И её облик быстрее отсылает нас к типичным изображениям Девы Марии, чем к классической греческой скульптуре. Просто сравните этот образ с тем, что красуется в центре композиции «Рождения Венеры» того же Боттичелли. Как говорится: почувствуйте разницу.

История на картинах
Доменико Гирландайо, «Благовещение Захарии», Капелла Торнабуони, церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция. На переднем плане слева третий в ряду — Анджело Полициано, 1490

И наконец, в моём арсенале имеется ещё один сильный аргумент. Панели той формы, что имеет полотно «Венера и Марс», известны как шпалеры. Происходит это слово от итальянского «Spalla», то есть «плечо», поскольку подобные работы всегда закреплялись на стенах на уровне плеч. Ну или чуть выше, как мне подсказывает уважаемый Критик. Не суть. Смысл в том, что такие картины традиционно были частью обстановки комнат молодожёнов. Причём заказанный для свадьбы шпалер должен был располагаться не в самой спальне, а в предшествовавшем ей помещении, где пара могла бы принимать гостей в уютной домашней обстановке. Картины, которые его украшали, несли рекреационную функцию. То есть развлекали, поднимали настроение и в то же время обозначали статус и личные качества владельцев. Вот почему (согласно моему скромному мнению) Венера с картины Боттичелли выглядит максимально пристойно. Если предполагалось, что она олицетворяет собою новобрачную — её целомудрие неизбежно «входило в комплект» композиции. И фривольностям мифологического сюжета пришлось «подвинуться» под давлением общественной морали.

А ещё на «свадебную роль» картины намекает куст мирта, растущий позади богини. Ведь мирт — традиционный символ брака.

Теперь настал черёд поведать Вам главный контраргумент Критика. Коллега считает, что ключ к опровержению моей теории — осы. По-итальянски слово оса пишется так: «Vespe». И Боттичелли использовал этот каламбур, дабы намекнуть зрителю на других своих покровителей —знатную флорентийскую семью Веспуччи. Да и особо тщательно прописанные черты лица Венеры значительно отклоняются от античных, и от ренессансных понятий о классической женской красоте. При этом весьма живой и обаятельный облик героини говорит о попытке художника передать портретное сходство богини с реально существовавшим человеком. Писатель и художник шестнадцатого века Джорджо Вазари отмечал, что дворец Веспуччи во Флоренции был украшен «картинами, вставленными в стены». По описаниям это очень похоже на те же шпалеры.

Суммируя сказанное, наш Критик предполагает, что прообразом Венеры была известная всей Венеции своей утончённой красотой Симонетта из рода Веспуччи. Тем более что достоверно известно: при жизни она позировала Боттичелли.

История на картинах
Сандро Боттичелли, «Идеализированный портрет Дамы (Портрет Симонетты Веспуччи в роли нимфы», 1480

Неужели великий флорентийский мастер намекает нам на некое неоднозначное событие из биографии своей высокородной модели, в которую он по слухам был влюблен? Или же моя точка зрения верна, и портретные черты лица античной богини — всего лишь дань её памяти? Ведь бедняжка ушла в мир иной в 1476 году, а работа над картиной была закончена только в 1485-м. Мог ли Боттичелли таким образом ответить роду Веспуччи на какую-то давнюю обиду? Или злокозненные Медичи заставили художника заложить «идеологическую бомбу» в заказанную политическими оппонентами картину? А быть может, наш дорогой Критик слишком склонен искать повсюду некие заговоры, и моя простая «свадебная» версия имеет под собой более твёрдое основание?

Судить лишь Вам, дорогой читатель. Будем рады Вашему ответу в комментариях под этой статьёй. Определим превосходство одной из версий простым большинством Ваших голосов. А пока что отложим свои разногласия и постараемся довести исходную идею статьи до логического конца.

Автор: Лёля Городная

0

179

Художник Константин Стерхов: акварели живых идей

Для акварели принципиально важна идея. Не путать с сюжетом, композицией, героями и прочими «ингредиентами» живописного произведения. Для акварелиста важнее всего то, что за всеми ними стоит и всех их объединяет. То, что превращает картину в целостное высказывание.

Идея акварельной работы ведёт себя точь-в-точь как сама акварельная краска. Растекаясь по бумаге, она заполняет метасимволами каждый доступный уголок пространства. Не столько указывая на конкретику, сколько задавая границы интерпретаций реальности.

История на картинах
Стерхов К., «Вид с Миллионной», бумага, акварель, 36 х 27 см

Акварель — как пиктографическое письмо от мира живописи. Пока «алфавитный текст» масляной живописи скрупулёзно «раскладывает по полочкам» точные смыслы, акварель отображает лишь самые важные черты явлений и объектов, оставляя прочее на откуп контексту и фантазии.

Сегодня нет лучшего способа проиллюстрировать это явление, чем обратиться к творчеству художника Константина Стерхова. В его акварельной коллекции — очень разные картины. Есть те, что кажутся написанными «без отрыва», «на одном дыхании», словно бы в погоне за ускользающей мечтой. И есть такие, что полнятся изящными деталями и от этого похожи на неторопливые ностальгические сны. Одни — ярки, стремительны и обобщённы, иные — степенны и серьёзны. Причём настолько, что превращают сияние акварели в подобие отсветов рваного края грозовой тучи в хмурый осенний день, когда солнечным лучам с ощутимым трудом удаётся преодолевать эту преграду...

История на картинах
Стерхов К., «Перед грозой», бумага, акварель, 50 х 70 см

Но в каждом из приведённых выше случаев общая идея произведения стоит выше харизматичности её компонентов. Какой бы маршрут путешествия между планами не избирал взгляд зрителя; какой бы участок композиции не брал на себя ведущую роль в живописном сюжете; как бы не был выразителен и/или привлекателен тот или иной объект/группа объектов — картины Константина Стерхова не сводятся к простому созерцанию красивого пейзажа/натюрморта. «Резонируя» с Вашими мыслями и чувствами, они транслируют нечто большее, чем сумма ощущений. Они рождают Идею.

Неподвижная чайка на хмуром утёсе, окружённом злой пеной шторма — это Спокойствие. Нежный алый цветок, чьи лепестки волнует ветер — это Судьба. Красавица, что поправляет причёску, глядя в рассветные окна — это Любовь. И лишь во вторые, третьи и любые иные последующие очереди все они — явления, факты и персонажи. Прямо как у древних египтян, для которых пиктограмма сокола — это сперва воплощение светлого Го́ра, и только потом — красивая птица.

История на картинах
Стерхов К., «Чайка», бумага, акварель, 56 х 76 см

Хорошая идея обязана быть живучей. Работы Стерхова преуспевают и в этом смысле. Они «раскрываются» не только по мере нашего ими любования, но и после окончания «зрительного контакта» продолжают дарить чудесное послевкусие смыслов. Существовать и развиваться в подсознании.

Такой подход по достоинству оценили любители живописи и именитые критики. Стерхов — член сообществ профессиональных художников России, Европы, Северной Америки. Педагог, редактор и арт-директор, обучающий и вдохновляющий молодых художников на просторах от Швеции до Китая. Мастер, который вот уже два десятка лет продолжает развивать свой собственный стиль и совершенствовать навыки нового поколения мастеров. Но что особенно ценно: он — тот самый художник, что склоняет чашу весов своенравной акварельной техники в пользу идеалов настоящей живописи. То есть на благо высокого изобразительного искусства, побеждающего простой графический нарратив. Бесценное явление в наше непростое время.

Автор: Лёля Городная.

0

180

Единственный способ выразить свою признательность художнику — это купить его картину

                                                                                                                  Огюст Ренуар

Эрот, не разглядевши
Пчелы на листьях розы,
Был в палец ей ужален.
Он крикнул; градом слезы;
И к юной Кифарее
Понесся он, рыдая.…
В ответ ему богиня
С улыбкою невольной:
— О сын мой! Если пчелка
Умеет жалить больно,
Суди ж, как тот страдает,
Кого стрела Эрота
Безжалостно пронзает.

«Венера утешает Амура, ужаленного пчелой», художник Бэнджамин Уэст

Картина англо-американского художника, известного своими крупномасштабными историческими полотнами. В этот раз Уэст обращается к изображению Венеры и Амура, используя мотивы античной литературы. В основе сюжета, скорее всего, лежит стихотворение греческого поэта Феокрита, который жил в 3 веке до нашей эры. В нем описывается нападение пчелы на Купидона, который решил полакомиться в улье медом.
Ужаленный пчелой Амур, плача, жалуется матери. Венера обнимает свое дитя и в то же время, улыбаясь, стыдит его, так как его рана ничтожна в сравнении с теми, которые он сам наносит своими стрелами (Анакреон, Песня XL).
Изображая строгий профиль Венеры, классицист Уэст вдохновлялся греческим идеалом красоты. Облик же круглолицего, миловидного и несколько жеманного Амура ближе к европейскому идеалу эпохи рококо. Эмалевидная поверхность живописи, условность светлого колорита, построенного на сочетании розового и золотистого тонов, определяют характер произведения, которое должно было служить украшением самого  богатого интерьера.

История на картинах

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » История на картинах