Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » История на картинах


История на картинах

Сообщений 151 страница 160 из 261

151

Художник Мейндерт Хоббем: мастер, которому подражают

Картину «Авеню в Мидделхарнисе» считают идеальным примером построения перспективы живописной композиции.

Использованным в ней приёмам много раз подражали (и продолжают подражать) европейские (и американские) живописцы. За примером далеко ходить не нужно: не далее как в 2017-м году сам Дэвид Хокни не удержался от создания «ремейка» этого полотна. Весьма, надо заметить, удачного и интересного.

Впрочем, в этом смысле Хокни не одинок. В своё время Камиль Писарро не постеснялся целиком позаимствовать концепцию голландского мастера для создания своего знаменитого «Проспекта Сиденхэм». Между прочим, этот оммаж стал «хитом» лондонского выставочного сезона и попал в экспозицию Национальной галереи.

А вот Ван Гог поступал куда скромнее. Экспериментируя с наследием земляка, он включал в свои работы весьма ограниченный набор элементов, некогда использованных Хоббемом. Что, впрочем, никак не мешает опытному глазу их разглядеть и распознать. Хотя ничего сенсационного в этом нет. Сам Ван Гог никогда не скрывал восхищения остроумными приёмами, использованными великим предшественником.

История на картинах
Мейндерт Хоббема, «Авеню в Мидделхарнисе», 1689

Так что же это, собственно говоря, за приёмы? Всё дело — в геометрии. Точнее — в двух умозрительных ключевых точках композиции. В силу отсутствия чёткого позиционирования на полотне взгляд зрителя их не фиксирует. Зато прекрасно распознаёт подсознание.

Первая из упомянутых точек находится где-то в центре пересечения основной дороги с линией горизонта. Чуть выше места «встречи» этой самой дороги с дальней аллеей и чуть правее головы человека, гуляющего с собакой. Все геометрические и цветовые доминанты картины слаженно работают на то, чтобы Ваш взгляд обязательно очутился в этом месте и задержался там подольше.

Вторая точка лежит там, где — как подсказывает воображение — должны были бы «пересекаться» линии, обозначающие края уходящей вдаль аллеи. То есть в центре заднего плана композиции.

Да, дорогой читатель, мы прекрасно понимаем, что само существование двух этих «опорных точек» совершенно неочевидно. Но герру Хоббеме и не требовалось, чтобы мы с Вами легко «считывали» их наличие. Вместо этого художник сообщает о них напрямую нашему подсознанию, используя при этом ряд красивых и утончённых приёмов, которые позже возьмут на вооружение первые великие импрессионисты.

История на картинах
Мейндерт Хоббема, «Руины замка Бредероде», 1671

К примеру: художник направляет наш взгляд прямиком в «сердце» картины при помощи сильных вертикалей деревьев, растущих по обеим сторонам дороги. Ему нужно, чтобы наш взор сперва очутился в точке номер один, а затем распрощался с земным ландшафтом и устремился вдаль и ввысь, к точке номер два. Красивая живописная метафора на тему внутренней лёгкости и свободы, не так ли?

А как Вам, дорогой читатель, такой ход: стройные, лишённые ветвей деревья, восходящие линии архитектурных сооружений, выраженные границы боковых дорожек и чёткие очертания каналов и полей по сторонам аллеи создали для нас чёткую трёхмерную «систему координат». Зачем? Чтобы ощутить световоздушные пространство как доступное и близкое. Чтобы с помощью тающих теней и светлеющих по мере увеличения высоты тонов помочь нашему воображению ощутить, как движение вперёд по пространству композиции приближает нас к ясному и безмятежному небу. Как продолжая путь по парку мы постепенно выходим из затенённого пространства на свет. И всё отчётливее понимаем, что перспектива полотна ведёт нас не в загоризонтные дали, а прямиком в облака...

Итак, перед нами — краткая, но исчерпывающая характеристика картины «Авеню в Мидделхарнисе» Мейндерта Хоббемы. Творческого эксперимента художника в области «перспективостроения», который оказался стопроцентно успешным. Пейзаж, совершенно непохожий на все остальные работы мастера, ибо в нарушение традиций 17 века зовёт нас любоваться не столько живой природой, сколько замыслом художника.

История на картинах
Мейндерт Хоббема, «Замок Харлем, Амстердам», около 1663-1665

Что ещё можно сказать об этой картине, многократно проанализированной искусствоведами и «разобранной на запчасти» выдающимися художниками? Да хотя бы то, что к обычной светской живописи своей эпохи это полотно имеет весьма отдалённое отношение. И сводить его суть к блестящему, но чисто «техническому» эксперименту— ошибка.

Пожалуйста, обратите внимание, как при помощи своей «аллеи в небо» живописец показывает нам аккуратный, рациональный, упорядоченный, и потому — совершенно нереалистичный ландшафт. То есть воспевает рукотворную красоту, которую несёт всему живому на свете человек. И совсем не просто так возвышаются над далёким городом идеально правильные очертания колокольни. И не случайно в центре композиции высится именно ольха, являвшаяся самым распространённым вспомогательным материалом для голландских инженеров и строителей 17 века...

Всё это — символы убеждений художника. Отсылки к трудам великого французского философа Декарта, утверждавшего, что рациональный мир — это божественный мир. Ведь разум — это как раз то, что и делает человека подобием Бога.

История на картинах
Мейндерт Хоббема, «Водяные мельницы в Сингравене близ Денекампа», 1665-1670

Так что же это за идеальный мир, созданный руками людей, на который так усиленно намекает нам Хоббема? Всё просто: речь идёт о родине художника. Об обретении Голландской республикой независимости от Испанского королевства, давшей стимул активной мелиорация земель, расцвету культуры, науки и ремёсел, международной торговле и прочему честному труду, ведущему страну к процветанию. В царство Разума, угодное Богу. Именно этими идеалами, постепенно воплощавшимися в жизнь, и вдохновлялся живописец, выстраивая свои хитроумные реперные точки, координатные сетки и восходящие доминанты. Вот интересно, знал ли об этом Писарро? И подозревает ли об этом Хокни? Честно говоря, сомневаемся.

Автор: Лёля Городная.

0

152

Рафаэль Санти во Флоренции: «Прекрасная садовница»

Покинув мастерскую своего учителя, живописца Пьетро Перуджино, юный (двадцатилетний) Рафаэль отправился во Флоренцию.

Собственно, куда ещё было направить свои стопы талантливейшему художнику эпохи Возрождения, как не в её культурный эпицентр? И надо ли говорить, какой подъём творческих сил вызвало в его душе знакомство с работами Леонардо да Винчи и Микеланджело? «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» и прочие работы флорентийских гениев подтолкнули Рафаэля к самостоятельному переосмыслению библейских сюжетов. Восприняв достижения старших коллег по цеху как своего рода творческий вызов, наш герой стремился воспроизвести, а затем и превзойти их творения. Причём как по части технического исполнения, так и в отношении смыслового наполнения.

История на картинах
Рафаэль Санти, «Прекрасная садовница», около 1507, доска, масло, Лувр, Париж

Всё это в полной мере относится к картине «Прекрасная садовница», которая на краткое время покинула запасники Лувра и экспонируется сегодня в Государственно Эрмитаже. Умозрительный равнобедренный треугольник, в который вписана центральная сцена произведения, добавляет «устойчивости» образу девы. Помогает совмещать в себе физическую и духовную красоту персонажа. Пафос картины рождается из химии чувств, возникающей между участниками композиции. Из простых и естественных, но вместе с тем — чистых и возвышенных эмоций. Здесь всё уравновешено меж собою: геометрия и цвет, эстетика и психологичность, канон библейского мифа и законы живописного жанра.

Да, Флоренция поделилась с Рафаэлем премудростями смешанной техники, добавив к масляным краскам немного эмульсии и порошкового пигмента. Перенесла «место действия» на доску, помогла понять роль и значимость фоновых пейзажей. Но дальше юный мастер решил идти своей собственной дорогой. В отличии от того же да Винчи, Санти не стал превращать свою картины в сборники туманных аллегорий. И вместо того, чтобы «по последнему письму моды» насыщать их бесчисленными библейскими намёками, загадками и прочей метафизикой, — обратился к не менее вечным темам семьи, любви и гармонии.

История на картинах
Рафаэль Санти, «Мадонна в кресле», около 1513—1514, масло, доска, Флоренция, Палаццо Питти

Суть фоном «Прекрасной садовницы» (французы зачем-то именно так обозвали эту картину) по-прежнему служит природный ландшафт. Да и облачение девы Марии (красных и синих «богородичных» тонов) отдаёт дань старинной традиции. Ну и нимбы, красующиеся вокруг чела маленьких Иисуса и Иоанна, также никуда не делись. Зато покрывало — мафорий, долженствующее с головы до ног укутывать Марию, по воле Рафаэля падает с плеч пресвятой девы, лишая при этом ореола загадочности и позволяя без помех разглядеть её облик.

Справедливости ради отметим: есть мнение, что сам мафорий был написан не Рафаэлем, а его близким другом Ридольфо Гирландайо, «подстраховавшим» спешно отбывшего в Рим приятеля и коллегу. Но общий замысел вне всяких сомнений принадлежал герою нашей статьи.

Далее. Роль главенствующих символов, раскрывающих зрителю характер героев, берут на себя такие элементы композиции как цветы. Фиалки рассказывают о кротости нрава, лютики — о будущем духовном подвиге Христа, а клубничный куст отсылает к мотивам райских садов.

Младенец Христос, тянущийся за книгой в руках Богоматери — довольно занятное прочтение традиционной композиции «читающей Мадонны». Но как выразителен диалог их встретившихся взглядов! А вот взгляд маленького Иоанна обращён на Христа, как добавляя значимости его живописному образу, так и «замыкая» упомянутый выше композиционный треугольник.

История на картинах
Рафаэль Санти, «Мадонна в шатре», 1513—1514, масло, доска, Старая пинакотека, Мюнхен

Обратите внимание, дорогой читатель, каким спокойствием дышит вся эта сцена. Именно во Флоренции стиль Рафаэля обретает свои самые характерные и узнаваемые черты. В его рамках простота и непосредственность живописного высказывания уживается с его же выразительностью и глубиной. Достоверность — со стройностью внутренней логики. Такой взгляд на библейские, да и в целом на мифологические нарративы, был настоящим прорывом для своего времени.

Конечно, безмятежная сельская атмосфера, характерная для произведений флорентийского периода творчества Рафаэля — не новость для европейской живописи XVI века. Но только он сумел «подружить» сакральное с мирским до той степени, чтобы граница между первым и вторым проходила не по контурам нимбов над головами героев, а терялась где-то между встретившимися взглядами Марии и Христа. Становилась зыбкой и по большому счёту — второстепенной. Санти напоминает зрителю о том, что Бог есть любовь, а значит — находится не на неизмеримой моральной высоте, а прямо в сердце каждого из нас...

История на картинах
Рафаэль Санти, «Мадонна со щеглом», около 1506, масло, доска, галерея Уффици, Флоренция

Чуть позже Рафаэль создаст целую серию похожих работ. Часть — по заказу, остальные — для друзей и души. «Мадонна со щеглом», к примеру, до сих пор экспонируется во Флоренции.

Ну а эта картина, как мы уже упоминали выше, сегодня принадлежит коллекции парижского Лувра. Совершенно неизвестно, когда и как она очутилась во Франции. Зато известен фурор, который она произвела при дворе короля Франциска I. В его резиденцию в замке Фонтенбло зачастили местные художники, стремясь воспроизвести работу Санти или создать собственную вариацию на тему. Занятная ирония Судьбы, не так ли, дорогой читатель? Картина, появившаяся на свет как ответ на Мадонну кисти да Винчи, сама стала поводом для творческой рефлексии десятков видных мастеров.

Автор Лёля Городная.

0

153

Художник Федерико Бельтран Массес: драгоценный символизм

Художник Федерико Бельтран Массес был лучшим учеником Сорольи-и-Бастида. Пусть этот ученик и не пошёл по стопам учителя. Так бывает. Иногда высшим достижением наставника является помощь подопечному в поиске собственного творческого пути. И с этой задачей Соролья справился блестяще.

Впрочем, успех нашёл нашего героя отнюдь не сразу. Но раз явившись в его судьбу, уже не покидал художника до самого конца жизни. Ранний этап биографии Федерико отмечен трагической потерей близких, государственной цензурой его работ и многочисленными творческими достижениями и наградами, которые сделали его имя узнаваемым, но так не принесли всеобщего признания.

История на картинах
«Пола Негро и Рудольфо Валентино», холст, масло

Исполненные в темных тонах картины Массеса, посвящённые чувственным красавицам, позирующими на фоне фантастичных ночных декораций, казались слишком смелыми для эпохи последних монархов Европы.

Как в хорошо закрученной кинодраме, звёздный час Массеса наступил в тот самый момент, когда художник был близок к отчаянию. Заключительная персональная выставка его работ должна была стать прощанием мастера со столичной публикой перед отъездом в Барселону. Но вместо «лебединой песни» обернулась триумфом.

Король Испании Альфонсо XIII приобрёл одну из понравившихся Его величеству работ Федерико Бельтрана. И тем самым подал сигнал мадридским критикам, не раз «набрасывавшимся» на картины художника за их откровенный, чувственный стиль. Ещё недавно гонимый мадридским экспертным сообществом Массес за один вечер превратился в суперзвезду испанской живописи. На следующее после королевского визита утро газеты вышли с хвалебными рецензиями его картин, и живописец, что называется, «проснулся знаменитым».

А дальше будут Париж и Ницца, Лондон и Нью-Йорк. Будет иной этап живописного творчества, начавшийся с грандиозного успеха на Венецианском биеннале. Большей частью он будет посвящён портретам аристократов и нуворишей, звёзд экранов и подиумов.

История на картинах
«Венецианские сестры», 1931, холст, масло

И всё чаще в картинах Массеса будет прослеживаться внимание к отдельным ярким деталям, помогающим раскрыть характер персонажа. Особенно наглядно (и красиво) эта особенность авторского стиля раскрывается в изображениях украшений из драгоценных камней. Подчас они бросаются в глаза зрителю раньше, чем лица героинь его портретов. Становятся ключевыми элементами, на которые художник возлагает ведущую роль в создании настроения и смыслового наполнения работы. Драгоценный символизм, оправленный в эстетику — беспроигрышная формула, не так ли?

Вдохновлённый темой ювелирных украшений, Массес даже создал серию картин, названных в честь драгоценных камней.

Одним из ярчайших примеров символического психологизма в творчестве художника стоит считать картину «Мадам Боннардель, графиня Монтгомери». Она относится к тому периоду, когда Федерико Массес окончательно отошел от тематики сельских пейзажей и сосредоточился на портретной живописи. На романтичных сюжетах, в которых женщины играют центральную роль. «Монтгомери» — картина, полная тонких отсылок. В её композиционных, пластических и тоновых решениях просматривается дань уважения творчеству Мане и Гойи, обожавшими нарушать заведённые классиками правила портретной игры.

Холодный и горделивый взгляд графини Монтгомери устремлён прямо на зрителя. Слабая улыбка ярко накрашенных губ, гордая посадка головы, свободная но элегантная поза выдают сильный характер героини. Волосы собраны в тугой пучок, подчёркивающий долгую линию шеи, свободную от каких-либо украшений. Зато правое запястье женщины украшено сверкающими браслетами, а левое — бриллиантовыми часами Cartier. Картина про откровенность без флирта и эротизм без комплексов. Ода женскому уму, силе и красоте.

История на картинах
«Под звёздами», 1915, холст, масло

Собственно, в этой работе прекрасно прослеживаются те нарративные и стилистические тенденции, которым Федерико Бельтран Массес будет следовать всю свою дальнейшую творческую жизнь. В конце концов он сможет вывести тему женской элегантности на новый уровень, во многом предвосхитив тенденции развития мировой живописи. И мистически-холодный, но живой и яркий блеск драгоценных камней будет неизменным спутником героинь его работ. «Лучшие друзья девушек — это бриллианты»...

Автор: Лёля Городная.

0

154

Художник Николас Мас - двойник Рембрандта

Николас Мас, «Автопортрет», фрагмент
История на картинах

Николас Мас (или Николас Маес) -  художник того времени, которое получило название «Золотой век голландской живописи». Мальчик рано проявил художественные способности и  уже в четырнадцать лет был  отмечен как один из лучших учеников в мастерской Рембрандта. По утерянным историей  причинам, он через пять лет оставляет своего гениального наставника  и возвращается на родину. Однако,  как пишут искусствоведы , Николас настолько перенял манеру своего гениального учителя, что до сих пор некоторые его картины воспринимаются как написанные самим  Рембрандтом.
1655−1665 — годы жанра в творчестве художника. Он писал небольшие по размеру картины, стараясь воспроизвести магию цвета, которой его учил Рембрандт. Излюбленные сюжеты того времени женские образы  - пряхи, занятые приготовлением пищи кухарки, кружевницы:

«Пряха». Аккуратно одетая старушка в очках сидит возле затейливой прялки (все ее детали — точеные). Судя по ее позе и движению, она ссучивает нитку. На стене — вертушка, на которую потом она смотает готовую нитку. Справа — камин, возле косяка — большая вилка для шевеления торфяных брикетов в камине и глиняный горшок (скорее всего, пустой). Камин или еще не растапливали, или он уже догорел: старушка довольно тепло одета. А на дворе нежарко, хотя и безоблачно (судя по пятну света на стене).
История на картинах

«Молитва». Старая женщина села обедать: на столе горшочек с каким-то горячим блюдом (под ним подставочка). На большом блюде в центре стола — большой кусок отварной рыбы (скорее всего, лосось). В фаянсовом жбанчике — питье, на краю стола — круг хлеба, рядом лежат две булочки и есть еще нечто похожее на пирог с начинкой. Женщина погружена в молитву. О чем она просит Всевышнего?  Некоторый элемент, нарушающий святость молитвы, - кот, стягивающий скатерть со стола. Присутствие этого проказника - как бы намек художника: не уходите далеко от жизни.
История на картинах

»Кружевница» Солнечный, но не жаркий день. Молодая женщина сидит возле открытого окна, плетет кружево на коклюшках. На стене — карта. Рядом с ней в стульчике — малыш (наверное, еще не умеет ходить). Он только что поел, на полу лежит стакан, пустой кувшинчик и плошка с ложкой. Малыш сосредоточенно смотрит вперед, видимо, он чем-то озадачен. А мамаша пользуется затишьем, чтобы хоть немного продвинуть работу (наверное, у нее очень срочный заказ, нет минуты, чтобы убрать с пола посуду). Еще момент — и маленький хулиган криком потребует внимания.Почему художник повесил на стену карту? Скорее всего, перед нами — семья военного моряка, который уплыл на завоевание новых заморских территорий. Судя по обстановке, жизнь на грани бедности, отец семейства не присылает достаточно денег, оставляя по видимому их в портовых кабаках и руках прелестниц далёких земель, а его молодой  жене приходится  зарабатывать плетением кружев.
История на картинах

«Домоправительница подслушивает». Действие происходит в зажиточном доме отставного сухопутного военачальника: огромная карта — свидетельница боевой славы. По очень крутой винтовой лестнице спускается  женщина со злорадной улыбкой. Куда она идет и зачем? Судя по названию, она ведает всеми слугами дома. И что-то ее насторожило в поведении одной из прислужниц. Надо полагать, что каким-то образом ей стало известно о тайном свидании в погребочке под лестницей (кто-то продал влюбленных!). И вот она идет крадучись, держась за спущенную сверху веревку, чтобы не упасть и не спугнуть парочку. Ее улыбка — как бы увертюра торжества: охотница поймала дичь! На зелёном стуле мирно спит кот.
История на картинах

Однако, жанровые картины не принесли художнику дохода на который он рассчитывал, поэтому Николас обращается к портретному жанру. Одним из самых известных его портретов стал «Портрет Корнелиса Эверстена де Жонгсте, лейтенант-адмирала». Корнелис Эверстен де Жонгсте (1642−1706) — потомственный моряк: моряками были его отец и его дядя, тоже лейтенант-адмирал. Все трое служили в Адмиралтействе Зееве в Мидделбурге, важной части голландского флота. Эвертсен был предан дому Оранских, о чем свидетельствует широкий шарф оранжевого цвета, которым он опоясан. Фон картины — горящие корабли в бухте (видимо, результат его военных действий).

История на картинах

0

155

Художник Сергей Дорофеев: его меланхолия

Сильнейшая черта живописи Сергея Владимировича Дорофеева — её меланхоличность. Понимаем, дорогой читатель, что эта мысль звучит весьма парадоксально. Тем более что нарядные пейзажи и натюрморты, сочная флористика и маринистика, уютные интерьеры и бескрайние лесные просторы, выполненные кистью героя нашей статьи, вовсе не снижают настроения зрителя. Напротив: оставляют долгое и приятное эмоциональное «послевкусие» от встречи с прекрасным.

И всё же мы берёмся утверждать, что такие приёмы как неспешный темп и ритм живописного повествования; простота ракурсов и очевидность доминант, вокруг которых выстраивается пространство композиций; следование строго реалистической манере написания полотен, влекущее заведомый отказ от игры с символами, отсылками и намёками, и целый ряд иных приёмов, замешанных на простой геометрии и комплиментарных чередованиях тонов — это «тихая диверсия», обеспечившая творческий успех Дорофеева. Ибо, окружённая яркими сочными красками и приятными глазу композициями, она работает тонко и незаметно.

История на картинах
«Лунные сумерки», 2021, холст, масло

Просто взгляните, дорогой читатель: перед Вами — простой «как пять копеек» пейзаж. Дорога, что уходит куда-то за пределы поля нашего зрения, деревья в цвету и яркое синее небо над головой. Сколько подобных ландшафтов Вы видели в своей жизни? Сколько картин со схожей фабулой встречалось на Вашем пути? Десять? Семьдесят две? Шестьсот тридцать четыре?..

Кажется, что наш взгляд обращён немного вверх. И тому есть понятные причины. Восходящая диагональ дороги зовёт воображение в полёт. Чуть колеблющиеся на ветру ветви, усеянные яркими цветами, добавляют композиции ощущение лёгкости и праздничности. А яркое солнце, как бы светящее нам в спину, усиливает настроение работы, призывая радоваться чудесному мгновению жизни...

А знаете, дорогой читатель, что «спасает» эту картину от превращения в восторженную, но пустую элегию? Что «ставит на место» готовое воспарить и абстрагироваться от сути картины воображение? Да всего лишь та недалёкая вершина холма, что зелёным гребнем «выглядывает» поверх цветения в правой части полотна.

Это единственная горизонталь на всём полотне. Да ещё и немного нисходящая. Чуть более тёмная, чем вся прочая имеющаяся на картине, зелень этого холма «придавливает» композицию к твёрдой почве реальности. С её помощью художник сообщает нашему разуму: «Вы — не на вершине. Дальше — не небеса, а продолжение тягучего подъёма в гору. И четыре последовательных полосы- дорога, трава и цветущие кусты- это не аллюзия на взлётную полосу Вашей души, а самый что ни на есть реалистичный и достоверный пейзаж. И стоит взять ракурс пошире и отвести взгляд от буйного цветения- и окружающая действительность станет куда прозаичнее. Так давайте наслаждаться красотой момента, при этом полностью осознавая его хрупкость и скоротечность. Ведь в реальной жизни не бывает ничего абсолютного».

История на картинах
«Мой Плес», 2015, холст, масло

Или вот ещё: светлая деревянная стена, что оттеняет тёмный футляр, затейливой формы ваза, ключ на стене да небрежно брошенный на переднем плане не то платок, не то салфетка... А знаете, дорогой читатель, почему эта до банальности простая сценка вызывает у Вас интерес, граничащий с неосознанным напряжением? Да потому что Ваше внимание зачем-то «приковали» к этому футляру. Мягко, деликатно, простыми и наглядными приёмами, но — сразу и накрепко. Мы с Вами не видим ни того цветка, которым оканчивается выходящий из вазы стебель, ни того, на чём закреплена верёвка, удерживающая ключ, ни того предмета, что укрывает собою это полотенце/скатерть/салфетка. И нам становится интересно: что же такое важное хранит в себе эта шкатулка, «прячущаяся» за прозрачным стеклом вазы, раз уж ей выпала честь быть абсолютной доминантой картины?

Ответа нет и не будет. Точнее — каждый ответит на этот вопрос сам. А значит - фактически для каждого нового зрителя эта картина предстаёт немного иной...

Здесь всё наглядно, но ничего не ясно. Настроение работы буквально «скачет» от полного покоя к невысказанной загадке. Художник просто хотел поэкспериментировать к тенями и контрастами? Или же намекает нам на нечто важное, настойчиво предлагая странное сочетание пустой вазы и закрытого ящика в качестве какого-то намёка?

Невозможность опознать истинный смысл этой работы угнетает. Подсознание впустую «щёлкает тумблером» внимания, переключаясь с одного объекта на другой. Пока не утомляется искать. И тогда на выручку ей придёт неизбежная меланхолия...

История на картинах
«Березовый край», 2009, холст, масло

Видите ли, дорогой читатель: картины Сергея Владимировича Дорофеева — из той категории, что граничат с экзистенциальными исследованиями. Пока Вы смотрите на них, они вглядываются в Вас. Они подарят Вам красоту и гармонию окружающего мира, можете не сомневаться. Смысл в том, что параллельно с эстетическим удовольствием Вы получите обновлённое понимание знакомых концепций. Ибо эти полотна не только исследуют красоту окружающей реальности, но и экспериментируют с Вашими личными способами её восприятия. Но там, где есть место методичности эксперимента — всегда найдётся место и для отстранённости, граничащей с меланхолией. Таков путь.

Автор: Лёля Городная.

0

156

Зачем героев этой картины засыпали лепестками роз

На этой картине мы видим людей, который сидят за столом на некоем пьедестале, окружённом колоннами. Если приглядеться, то внизу тоже можно увидеть людей, только они почему-то засыпаны лепестками роз. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.

История на картинах
Лоуренс Альма-Тадема «Розы Гелиогабала», 1888 год

Картину создал британский художник нидерландского происхождения Лоуренс Альма-Тадема, который любил использовать в своей живописи исторические сюжеты. Не стала исключением и его работа «Розы Гелиогабала», отсылающая нас к событиям, происходившем в Древнем Риме.

За основу своего произведения мастер взял историю из сборника старинных рукописей, известного под названием «История августов». Случай описал римский историк Элий Лампридий, который рассказывал о жизни Гелиогабала — римского императора из династии Северов. Гелиогабал вёл праздный и распущенный образ жизни, чем вызывал народное возмущение и всеобщую ненависть. Император любил издеваться над людьми и жестоко шутить.

Согласно легенде, однажды Гелиогабал пригласил гостей на пир, в разгар которого все пришедшие были осыпаны благоухающими лепестками роз. Казалось бы, в этой затее не было ничего плохого, вот только люди начали задыхаться от резкого аромата и умирать прямо на месте. Именно этот момент и изобразил на своей картине «Розы Гелиогабала» Лоуренс Альма-Тадема.

Художник очень эффектно воплотил на холсте задыхающихся людей, которые оказались буквально погребены под ворохом розовых лепестков. Они похоже, даже не совсем понимают, что с ними на самом деле происходит.

Сам император и его приближённые, похоже, довольны происходящим. Они рады, что шутка удалась, при этом их совсем не смущает вся жестокость ситуации.

Трудно сказать, происходило всё это на самом деле или нет. Хотя история описана в старинных рукописях, современные исследователи подвергают сомнению достоверность труда «История августов». До сих пор ведутся дискуссии о том, можно ли отнести сведения из этой книги к биографическим. Также неизвестны цели и задачи данного сборника.

Так или иначе, история с лепестками впечатляла многих творцов и легла в основу не одного произведения искусства. В настоящее время картина «Розы Гелиогабала» находится в частной коллекции и не доступна широкому кругу зрителей.

Картины с историей (с)

0

157

Художник Олег Трофимов: мечта всегда в цене

Море всегда остаётся мечтой. Ускользающей, невыразимой, прекрасной. Проживите хоть тысячу лет, хоть насквозь пропитавшись его ароматами, цветом и вкусом — всё равно каждый новый рассвет на морском берегу будет маленьким чудом. Откровением линий, ответов, бликов и красок.

Море — словно любовь. Его не удержишь, не подчинишь, не предскажешь. Сейчас его тихий прибой ласковой кошкой трётся о ноги, а через час налетит диким тигром волны, с яростной пеной из пасти. Ни за что ни про что, просто так, от избытка эмоций.

История на картинах
«Морская волна», холст, масло

А ещё никто не умеет так улыбаться и плакать, как море. Дождь, пришедший из-за его горизонта, всегда безутешен. Занавесит пейзаж пеленой, заретуширует небо и землю, заставит катиться по лицам прохожих солёные слёзы. И кончится так же внезапно, как начал. А солнечный свет, пробившись сквозь тучи, покажется вдвое теплее и ярче...

Художник Олег Трофимов понимает и ощущает эту стихию именно так. И больше того: он сумел превратить её красоту в уникальный чувственный опыт.

Фактуры мазков, гаммы цветов, световоздушные «игры» — всё это конечно же важно, кто спорит. Без мастерства не приходит успех, как в старой пословице — рыбка без должных усилий. Но главная тайна успеха Олега Трофимова — не быстрая кисть и богатство палитры. А умение с помощью кисти и красок рассказать о мечте, воплощённой в пейзаже.

Наш герой виртуозен во всём, что касается ракурса, ритма, тона, контраста. Но главное здесь — не импрессия как таковая, а то настроение, что формируется следом за нею. Постараемся пояснить этот тонкий момент, который нечасто берут во внимание.

История на картинах
«Лазурный берег», 2007, холст, масло,, 40 х 60 см

Итак: есть разница между импрессионизмом как таковым, и реализмом, который включает в себя его элементы. Первый сосредоточен на вспышке эмоций в короткую долю мгновенья; второй — на богатстве и разнообразии чувств, раскрывающихся постепенно. Картины Трофимова — это не яркий, но краткий, живущий лишь миг, салют впечатлений. Скорее они — как цветочный букет, где бутон гармонирует цветом и формой с соседним. И распускается только тогда, когда настаёт его время.

Сначала умелый контраст и текстура расскажут о том, как Вас обнимает прохлада вечернего бриза. Затем тихий свет уходящего дня поманил Ваш взгляд к горизонту. И только потом на серебряном гребне волны покачнётся рыбацкая лодка, дополняя пейзаж мерным плеском и шёпотом гальки...

Послевкусие этих картин останется с Вами надолго. Конечная цель живописца — напомнить о том, как прекрасно уметь помечтать. Моря, города, натюрморты — больше метафоры, нежели суть композиций. Если Вы улыбнётесь (про себя или открыто — не суть), вспомнив точно такой же закат на морском берегу — значит мастер сумел донести, рассказать, поделиться...

История на картинах
«Отдых у моря», холст, масло

Вот уже сорок лет наш герой совершенствует этот талант. Полотна художника Трофимова Вы сможете встретить в Штатах, Швейцарии, Испании, во Франции. На стенах престижнейших выставок, как в России, так и за её рубежами. В кабинетах банкиров и чиновников, писателей и издателей, изобретателей и директоров корпораций. Мечта — всегда в цене, а мастер, умеющий воплощать её на полотнах — всегда востребован и популярен.

Автор: Лёля Городная.

0

158

Художник Жан-Этьен Лиотар: пастель, Золушка и шоколад

Создателем известной картины «Прекрасная шоколадница» был швейцарский художник Жан Этьен Лиотар. Личность весьма выдающаяся и неординарная, человек многих талантов и интереснейшей биографии.

Королевский живописец при дворе французского короля, писавший портреты римского папы и турецких сановников, при этом никогда не стремившийся польстить внешности заказчика. Ориенталист, много лет проживший в Турции, обожавший наряжать своих моделей в восточные платья, со временем ставший поставщиком маскарадных костюмов сразу для нескольких европейских королевских дворов. А ещё как-то раз герой нашего рассказа явился на приём к австрийскому императору в костюме «а ля турк». Что для середины XVIII века было той ещё дерзостью.

Сегодня его имя прочно ассоциируется с пастельными портретами, покорившими Париж и Рим, Женеву и Лондон. Мастер не знал отбоя от клиентов, но никогда не «почивал на лаврах». И весьма болезненно реагировал на успехи коллег по творческому цеху. К примеру, проиграв негласное соревнование французскому мастеру пастельного портрета Латуру (их работы часто оказывались по соседству на парижских выставках начала 1750-х), маэстро перебрался на Туманный Альбион, где воспринял некоторые новаторские химико-художественные приёмы Френсиса Котса, также писавшего картины пастелью... Впрочем, это уже совсем другая история.

История на картинах
«Прекрасная шоколадница», около1743—45, пергамент, пастель, 82,5 × 52,5 см, Галерея старых мастеров, Дрезден

Сегодня же нас интересует самая знаменитая пастель Лиотара, написанная в 1745 году, в бытность нашего героя при дворе императора Франца I. То было особенно удачное время для швейцарца, отмеченное написанием портрета Марии Терезии, а также созданием целого ряда весьма удачных живописных образов представителей венской знати.

Так вот. Согласно самой популярной (и романтичной) версии, «Прекрасная шоколадница», стала свадебным даром влюблённого князя Дитрихштейна своей красавице-невесте. Якобы дело обстояло так: прослышав о кулинарной новинке, подававшейся в столичной кофейне, его светлость решил заглянуть в модное заведение. Где моментально влюбился в юную и обаятельную разносчицу модного напитка. Красавицу звали Анной, и происходила она из обедневшего дворянского рода Бальтауф. Презрев опасения и возражения друзей и близких, князь женился на Анне, моментально наречённой венскими острословами «новой Золушкой». А художник Лиотар получил заказ, нежданно-негаданно превратившийся в заглавную работу всей его жизни.

История на картинах
«Дама с шоколадом», около 1744, Национальная галерея, Лондон

Впрочем, есть у этой картины и другой вариант истории возникновения. Куда более скучный, но много более правдоподобный. Всего скорее, героиня произведения действительно носила фамилию Бальтауф. Вот только звали девушку не Анной, а Шарлоттой. И была она дочерью вполне преуспевающего венского банкира. Красавица состояла камеристкой в свите королевы Марии-Терезии, чей портрет аккурат в то время и писал господин Лиотар.

Очевидно, во время одного из рабочих визитов во дворец австрийского императора художник и повстречал типаж своей мечты. Дальнейший ход событий сокрыт пеленою времён, но кое-что мы можем утверждать уверенно. К примеру: Лиотар вряд ли взялся за свою «Прекрасную шоколадницу» из коммерческих соображений. Слишком уж много любви и старания вложено в плавные переходы тёплых и холодных тонов, в деликатнейшую работу со светом, в совмещение портретной точности и жанровой динамики композиции. Кажется, художник сделал всё возможное, чтобы «подружить» цвет и линию, совместить идеализированный образ с достоверностью облика. И получить «на выходе» шедевр, не желавший помещаться в тесные рамки эпохи салонных портретов. А ведь до полноценного пришествия европейского романтизма оставалось ещё более полувека...

История на картинах
«Портрет актрисы мадемуазель Жаке», около 1748–1752, пастель, частное собрание

Сегодня, как и в середине XVIII века, эта картина находится в Галерее старых мастеров. Примечательный момент: во время Великой Отечественной бойцы Красной армии спасли легендарное полотно из лап нацистов, прятавших шедевр в крепости Кёнигштайн, и возвратили жителям города Дрездена.

Автор статьи: Лёля Городная

0

159

Художник Бернардо Беллотто: серебряный свет пейзажей

Согласно античному мифу, новорожденный Геракл собственноручно победил двух ядовитых змей, подосланных к нему ревнивой богиней Герой. Если верить другой древней легенде, едва появившийся на свет царевич Шакьямуни рассмеялся, а не заплакал, как это делают обычные малыши. Ведь ему предстояло стать Буддой, Учителем человечества.

Следуя той же логике, будущий великий художник Бернардо Беллотто должен был бы родиться прямо в художественной мастерской. И сразу же приступить к написанию венецианского пейзажа, видневшегося за окном. Ибо герой нашей статьи был прирождённым мастером живописи.

Его ум, талант и целеустремлённость проявились необычайно рано. Будучи совсем ещё маленьким мальчиком, он поражал своего наставника (замечательного живописца Каналетто, приходившегося Бернардо родным дядей) богатством и силой живописного дара. Уже в шестнадцать лет (то есть в 1738 году) был принят в гильдию венецианских художников (Fraglia dei Pittori). А после, пресытившись ландшафтами родной Венеции, отправился странствовать по Италии. На тот момент ему не исполнилось ещё и двадцати.

История на картинах
Бернардо Беллотто, «Каприччо Венето, река, мост и средневековые городские ворота», 1740, холст, масло, 43 х 73 см, Национальный музей Тиссена-Борнемисы, Испания

В середине 1740-х Бернардо Беллотто создавал портреты прекраснейших городов Апеннинского полуострова, включая Флоренцию и Рим, Турин и Верону. Мы осознанно называем эти пейзажи «портретами», ведь юный мастер как никто иной умел передать на полотне «душу» каждого города. Воплотить в архитектурных особенностях, в образах людей и эманациях природы колорит и очарование того или иного места.

С технической точки зрения полотна Беллотто тяготели к более выраженному, почти «серебряному» свету. Значительно более «тяжёлому», но и способному на куда более выраженные эмоциональные «акценты», чем в работах большинства коллег-венецианцев. К примеру, его густые, сочные и широкие мазки в технике импасто, которыми художник любил изображать облака на горизонте, помогали варьировать интенсивность освещения на различных планах композиции. Тот самый случай, когда контрасты цвета усиливаются контрастами света.

Его палитре была свойственна целая гамма прохладных, но мягких оттенков. А стремление к широким, «обзорным» ракурсам и крупным масштабам композиций уравновешивалось прямо-таки феноменальным вниманием к малым деталям композиции.

В конечном счёте всё это вело к возникновению у зрителя чувства сопричастности к чему-то значимому. Присутствия при неком таинстве, смысл которого ускользает от понимания и достижим лишь интуитивно. Картины Беллотто умели «подружить» торжественное изящество итальянской школы с правдивой монументальностью германских мастеров.

История на картинах
Бернардо Беллотто, «Пейзаж с развалинами, статуей Венеры и памятником марку Аврелию», 1789, холст, масло, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Давайте посмотрим, как всё вышесказанное «работало» на практике. Саксонская крепость Кенигштайн (что в четверти сотни километров от Дрездена), громоздящаяся на вершине скального выступа, угловатым силуэтом вырисовывается на фоне бледного неба. В глаза моментально бросается высочайший уровень детализации и масштабность работы.

Видно, с каким удовольствием Беллотто берётся «раскрасить» этого каменного исполина. Старинные и местами осыпающиеся стены крепости он отрисовывает с тщанием, которое сделало бы честь любому художнику-миниатюристу. А заодно «высвечивает» каждый оконный проём, каждую грань и уступ. Этот мерцающий свет едва ли согревает старинные стены, но его сил ещё хватает на то, чтобы заставить их отбрасывать густые предзакатные тени, подчеркивая резкие углы.

Впрочем, фигурки местных крестьян и случайных путников, «разбросанные» по всей композиции, успешно создают идиллически-пасторальную атмосферу. Доминирующие на переднем плане густо- зелёные поля и холмы, где царят мир и спокойствие, заставляют погружённого в контекст той эпохи зрителя забыть о том, что совсем недавно у этих стен шли ожесточённых бои.

История на картинах
Бернардо Беллотто, «Вид Пирны с правого берега Эльбы выше города», около 1753, холст, масло, 133,5 × 236,5 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Вообще говоря, художник «пощадил» Кенигштайн. «Убрал» из композиции вооружённых солдат и строительные леса, «восстановил» часть башен, не стал изображать «увечий», что оставил на его облике семилетний вооруженный конфликт. Из покрытого боевыми шрамами ветерана превратил этот замок в мирного великана, что дремлет в окружении прекрасного ландшафта. Да и в целом — обратил реалистичный пейзаж в отсылку к голландско-итальянской жанровой живописи XVII века, попутно наделив работу сильным антивоенным посылом.

Автор: Лёля Городная.

0

160

Художник Винсент Ван Гог: на пути к абстракции

В одном из писем художник сравнивал кипарисы южной Франции с египетскими обелисками. Винсента Ван Гога восхищала их стройность и пропорциональность. Их тёмные силуэты казались мастеру рукотворными стеллами, что торжественно и чуть отстранённо взирают над залитую солнечным светом равнину...

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Печальные обстоятельства надолго задержали живописца в деревеньке Сен-Реми. В результате Ван Гог успел прочувствовать, продумать и создать сразу несколько версий ставшего знаменитым пейзажа «Пшеничное поле с кипарисами».

История на картинах
Винсент Ван Гог, «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, холст, масло, 72,1 × 90,9 см

Изображённый на картине ландшафт типичен для юга Франции. Островки зеленеющих рощ в океане пшеничных полей да громады Альпийских вершин. Это царство холодного, сильного ветра мистраль, что волнами гуляет по золоту пашен, заставляя почтительно кланяться травы, цветы, спелые злаки и ветви оливок, тревожа листву кипарисов... Ван Гог подарил ему полную власть над пространством картины посредством ритмичных извилистых линий и сильных мазков, что впоследствии станут «фирменным стилем» всех модернистов. Вложил символический смысл в стремление целого ряда объектов скрутиться в тугие спирали, заодно объединив их в единый ансамбль, дружно работающий на общий замысел произведения.

Не случаен и тот факт, что пейзаж — на первый взгляд — абсолютно безлюден. На самом же деле автор ухитрился уместить в нём всё человечество сразу...

История на картинах
Винсент Ван Гог, «Пшеничное поле со Жнецом и Солнцем», холст, масло, 92 х 72 см, Музей Крёллер-Мюллер, Нидерланды

Эта работа — символ цикличности жизни. Священный библейский мотив «круговорота» сева и жатвы. Начала и завершения, рожденья и гибели. В другом своём письме из Сен-Реми Ван Гог рассуждает о том, как люди реагируют на неизбежность. На всё то, что происходит и всегда будет происходить в этом мире помимо их воли. Сравнивал человечество с полем пшеницы, которое засевают из года в год лишь для того, чтобы после пожать. Говорил о том, что человек — это тот же колос пшеницы, обречённый повторять судьбу подобных себе, на фоне Времени неотличимый. Не могущий выбрать, где прорастать и когда увядать. «Живущие хлебом, мы и сами — подобные хлебу» — если переводить литературно.

После нескольких попыток Ван Гог сумел придать композиции более стилизованный, «иносказательный» вид. По крайней мере — в сравнении с исходным вариантом. Очевидно, что эту концепцию он почерпнул в творчестве Поля Гогена и/или Эмиля Бернара. А почерпнув — смог творчески переосмыслить. И тем самым возглавил движение тех импрессионистов, что готовились подарить миру живописи абстракционизм.

2 Минуты медитации с картиной Винсента Ван Гога «Пшеничное поле с кипарисами»

Автор: Лёля Городная.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » История на картинах