Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » История на картинах


История на картинах

Сообщений 141 страница 150 из 261

141

Потерянный шедевр Рафаэля

Давайте честно, дорогой читатель: раскапывать запасники музеев — это безумно скучно. Это неблагодарная и во всех отношениях пыльная работа. Ну разве что случится нечто из рамок вон выходящее. Но каков шанс наткнуться на нечто уникальное там, где до Вас побывали сотни, а то и тысячи специалистов? Да приблизительно такой же, как отыскать золотую жилу на том месте, где всё уже давным-давно перекопано тысячами других энтузиастов-старателей.

А вот эксперт по имени Марио Скалини нашёл. Причём нечто грандиозное. И получил свои более чем заслуженные «15 минут славы», а затем и место в Истории. Потому что умел смотреть шире и видеть больше других.

История на картинах
Рафаэль, «Жемчужина Модены, около 1518-1520, дерево, масло, 34,5 х 29,6 см, Модена, Галерея Эстенсе

Исследуя миллион раз изученное коллегами хранилище музея изобразительного искусства города Модены, наш герой обратил внимание на необычайно затейливо и богато украшенную раму одной из самых непримечательных картин местной коллекции. Бедняжке сорок лет подряд не доставалось места в экспозиции. Ни в местной, ни в выездной. Ещё бы: эксперты считали работу «проходной», и даже авторство её представлялось сомнительным. В конце концов, её принимали за очередную вариацию на тему ранней версии знаменитой «Madonna della Perla», которая сегодня хранится в музее Прадо.

Но чем дольше сеньор Скалини рассматривал полотно, тем больше его одолевали надежды и подозрения. Зачем кому-то понадобилось так роскошно украшать обычную «кальку» облика Мадонны? Да и самобытное изящество композиции, умноженное на тонкую технику исполнения, не смогла укрыться от опытного взгляда эксперта. И это с учетом многочисленных корректив, существенно изменивших первоначальный облик картины в соответствии с менявшимися вкусами публики.

История на картинах
Рафаэль, «Святое семейство, или Ла перла», 1518, дерево, масло, Музей Прадо

Словом, сеньор Марио Скалини решился на полномасштабное исследование. Дальше были лаборатории со всевозможными ультрафиолетовыми и инфракрасными технологиями, и долгий, но захватывающий процесс возвращения картины к исходному виду. Слой за слоем, участок за участком. И вот наконец взглядам реставраторов открылся потерянный шедевр, созданный самим Рафаэлем! Да не просто одна из работ кисти великого мастера Возрождения, а самая настоящая вершина творческого пути гениального художника, написанная в последние годы жизни маэстро. В ней воплощены все самые смелые и «прорывные» наработки, выразившиеся в идеальной гармонии тонов и форм, во взаимном усилении эмоциональной наполненности композиции и совершенства облика героини. А этот волшебный эффект постепенно «проступающего» из темноты образа... А это вдумчивое чередование холодных и тёплых цветов, сообщающее облику Богоматери одновременно и утончённую возвышенность, и живую уязвимость...

Словом, удивительное — рядом. Кто знает, сколько ещё великолепных картин эпохи Возрождения таится от своих зрителей по частным коллекциям, теряет яркость по чердакам да радует мышей в музейных подвалах? Надеемся, что все они рано или поздно дождутся своего собственного наблюдательного Скалини. Знающего толк в красивых рамках, но умеющего мыслить за рамками чужих оценок и мнений. И чем раньше, тем лучше.

Автор: Лёля Городная.

0

142

Питер Пауль Рубенс: художник и интриган

Мифические сюжеты, оживлённые кистью художника Питера Пауля Рубенса — источник наслаждения для истинного эстета. Его творчество — уникальный союз итальянской и фламандской живописной техники.

Соседство золотистых тонов, что купаются в тёплых и прозрачных тенях, с мириадами цветных крупинок корпусного мазка, создающими эффект удивительно чистого света. И если первые увлекают внимание зрителя в глубину композиции, то вторые — виртуозно подчёркивают границы объектов и явлений, даря объём и осязаемость.

Рубенс — это мастер-загадка. Живописец, избегавший пастозных красок и не испытывавший проблем с гладким грунтом и большими форматами. Художник, умевший превращать пафосный нарратив в глубокое размышление, а повседневный сюжет — в оду радости бытия. Одинаково блистательно писавший баталистику и милые семейные портреты. Вдохновенный творец и одарённый делец, художник и интриган, позёр и дипломат, истовый католик и ироничный провокатор. Тот, чьё творчество обожали Диего Веласкес, Харменс ван Рейн Рембрандт и Антонис Ван Дейк, и которое совсем не так просто, как казалось с первого взгляда.

История на картинах
Питер Пауль Рубенс, «Марс и Рея Сильвия», 1616, холст, масло, Лихтенштейнский музей, Вадуц

Вот Вам, дорогой читатель, яркий пример: картина «Марс и Рея Сильвия». Казалось бы, художник попросту излагает нам известный мифологический сюжет. Коварный бог похищает царевну, дабы затем на развалинах часовни дать жизнь Ромулу и Рему. Тем самым братьям, что по легенде станут основателями Рима.

Сама по себе картина выглядит чудесно. Радует остроумным символизмом и интересными композиционными решениями, внутренней динамикой и драматизмом, «замешанным» на ярких тонах и выразительных контрастах. Казалось бы, откуда взяться скандалу?

А скандал-таки был. И весьма основательный. Отклонившись от канвы оригинального мифа, согласно которому бог Марс «обстряпал» все свои дела, даже не разбудив при этом Сильвию, Рубенс изобразил весьма бурную сцену с явным принуждением принцессы Реи. А ведь по легенде Рея Сильвия была жрицей богини целомудрия Весты. Но почему же тогда на алтаре, изображённом в правом углу полотна, находится статуя совсем другой небожительницы? А именно — римской Минервы, покровительницы мудрости и справедливости. Какая-такая справедливость может быть в действиях Марса, вторгшегося в покои царевны?

Всё встаёт на места, если вспомнить, кто у нас был самым грозным и боевитым государством западно-европейского региона на момент создания полотна. Кого боялись как гнева Божьего те, кто был поменьше и послабее? Правильно, Испанию. Это королевство давно и с аппетитом просматривало на своих соседок по континенту. И в том числе — на Голландию (для любителей точных формулировок: на Нидерланды), откуда происходил родом сам Рубенс.

Вывод прост. Данная картина есть чётко сформулированный политический посыл: мир будет принадлежать католической Испании, как некогда принадлежал императорскому Риму. А дорогая сердцу Рубенса, но слишком уж независимая и чересчур протестантская Голландия должна скрепить с нею любовный союз. Дабы вместе породить империю, ничем не уступающую древнеримской. Стать прекрасной Сильвией для нового Марса. А уж состоится этот союз по любви или наоборот — никто бедняжку спрашивать не собирается...

Само собою, прекрасно считавшие политический посыл данной картины соотечественники Питера Рубенса не на шутку возмутились. Но поделать с имевшим архивлиятельных покровителей художником ничего не могли.

История на картинах
Питер Пауль Рубенс, «Автопортрет», 1620, масло на панели, Национальная художественная галерея, Вашингтон, США

Интересный вышел «штрих» в биографию великого живописца, не так ли, дорогой читатель? Если Вам понравилась эта статья — с удовольствием продолжим рассказывать о необычных картинах великих мастеров прошлого.

Автор: Лёля Городная.

0

143

Художник Джеймс Тиссо: «запрещенный прием»

Как известно, бесконечно долго можно любоваться лишь тремя явлениями природы: горящим огнём, текущей водой и мимикой дам, явившихся на праздник в одинаковых платьях. От упомянутых последними советуем держаться на ещё более почтительном расстоянии, чем от пожара и наводнения вместе взятых.

Впрочем, это правило работает не всегда. Или — по крайней мере — не для всех. К примеру, живший и творивший в позапрошлом веке замечательный художник Джеймс Тиссо обожал использовать именно этот «запрещенный прием»: изображать разных моделей в одинаковых платьях. И что характерно: никто из «пострадавших» героинь портретов и жанровых сцен на данное обстоятельство не жаловался.

Как-то раз герой нашей статьи умудрился создать (приблизительно) в течение года (как минимум) четыре полотна, героини которых были одеты совершенно одинаково. А именно: в идентичный белоснежный пеньюар и юбки с бахромой того же тона. Да, конечно, изображённые на этих картинах девушки не находились рядом. Зато сами произведения — очень даже находились. И даже экспонировались.

История на картинах
«На лестнице», холст, масло

Кто-то из современников считал концепцию одинаковых платьев Тиссо ироничным высказыванием на тему моды. Её красоты и вторичности, парадоксу яркой уникальности и предсказуемой цикличности. Благо сам живописец прекрасно знал тему «изнутри», поскольку происходил из семьи модельеров.

Иные полагали, что живописец намеренно лишал образы прекрасных дам индивидуальности в плане одежды, дабы ещё выразительнее раскрыть тему их внешней красоты и внутреннего обаяния исключительно через своеобразие композиции и язык тела. И в самом деле: тех же вышеупомянутых девушек ( или даже одну и ту же девушку) в белых одеяниях зритель видит всякий раз в ином ракурсе и в иной ситуации.

История на картинах
«Приморье», масло на ткани, 87,5 х 61 см, художественный музей Кливленда

Наверное, всё это отчасти имело место быть. Мы же полагаем, что главная причина — иная. Художник просто увлекался технической стороной живописного творчества, раз за разом «играя» с одним и теми же материалами и фасонами, отыскивая для них всё новые выгодные ракурсы, способы взаимодействия со световоздушной средой и так далее. К слову: ближайшим другом Тиссо был эксцентрик Дега, также по- хорошему «повёрнутый» на художественном исследовании одной-единственной темы. Можно сказать, что эти художники были «братьями- близнецами» в смысле «узкоспециального» перфекционизма. Там, где одного волновали новые способы визуализации прозрачности муслиновой ткани, другого вдохновляла идея о тысяча первом способе изобразить изящное танцевальное па.

И раз уж речь зашла о живописной технике полотен Тиссо, скажем о ней пару слов. Она великолепна. Художник не прибегал к каким бы то ни было особенным фокусам с обработкой холста, но его работы таят в себе мириады неявных смещений и сдержанных отсветов ткани. Его мазок совершенно не выглядит густым, в нём не просматривается излишка связующего вещества, но если того требует авторская задумка — богатство оттенков и совершенство текстуры поражает воображение. Будто между идеей мастера и поверхностью холста не стоит абсолютно ничего. Словно эти картины написаны силой мысли, в один миг и без единого отклонения от исходной задумки. И в то же самое время от них неизменно исходит шарм деловитой небрежности, с которой художник относится к мало интересующим его деталям произведения, превращая некоторые фоновые объекты в номинальные символы, а их границы- в сущие условности. Ох уж этот вездесущий дух французского импрессионизма...

История на картинах
«Весна», 1865

Кстати говоря: есть подозрение, что некоторые картины Дега и Тиссо путают. Если хотите, дорогой читатель, — в следующей статье поговорим об этом подробнее. В конце концов, не так часто выпадает шанс обсудить творчество художника, дерзнувшего наряжать красивейших женщин, живших в мировой столицы моды, в совершенно одинаковые платья.

Автор: Лёля Городная.

0

144

Художник Анатолий Иванович Лукаш: мелодия из цвета

Талантливый импрессионист никогда не пишет реальность. Даже если — подобно герою нашей сегодняшней статьи — работает исключительно на пленэрах. Точно так же, как классики мировой художественной литературы никогда не писали реалистичных диалогов. Но при этом создавали объёмные, целостные, «дышащие» образы своих персонажей, раскрывая их характеры через прямую речь.

И это логично. Ведь в реальной жизни человеческое общение изобилует тысячами нюансов. Междометиями, вздохами и паузами, сменой темпа и ритма речи. Дополняется мимикой и жестами. Попробуйте воспроизвести всё это на страницах книги — и у Вас получится не литературное произведение, а какая-то стенограмма пополам с пантомимой. Точная по содержанию, но занудная по сути. Портящая динамику и разрушительная для атмосферы в целом. Поэтому авторы и вкладывают в уста своих персонажей куда более короткие, но и куда более насыщенные и хара́ктерные речи, чем те, что случаются в действительности.

История на картинах
Лукаш Анатолий, «На пляже. Италия», холст, масло

Но почему же тогда мы с Вами соглашаемся на самообман и верим написанному Достоевским и Толстым, Твеном и Кингом? Да потому, что во время диалогов герои их книг общаются не только между собою, но и стараниями писателей учитывают наше с Вами желание понимать все оттенки настроений и смыслов. Все значения сказанного ими. Нашу потребность быть в курсе событий.

С живописной импрессией всё обстоит ровно так же. Работа живописца обязана стать более насыщенной, более выразительной и разносторонней, чем послуживший её прототипом момент действительности. Ибо мастер кисти точно так же не в силах констатировать все нюансы бытия, как и мастер пера. Обращаясь всего лишь к одному из шести человеческих чувств — зрению, он всегда стремится восполнить этот «врождённый недостаток» изобразительного искусства множеством тонких и умных приёмов. Стремится быть абсолютно достоверным, при этом постоянно выходя за границы повседневной реальности. Как и писатель, он должен заслужить наше доверие, настроив воображение аудитории на некритичное восприятие того, что мы чувствуем и осознаём при созерцании его картины. Иначе магия искусства не сработает.

Первым рисунком маленького Анатолия Лукаша было изображение жар- птицы. Что крайне символично в свете сказанного выше. В самом деле: кто из нас не представляет себе, как выглядит жар-птица? И в то же самое время, кто из нас с Вами не в курсе, что она — фольклорный персонаж, никогда не существовавший в реальности? Где она, эта граница между фениксом и павлином? У каждого — свой ответ на этот вопрос. И каждый из этих ответов — верный...

Сегодня картины Лукаша украшают собою престижнейшие частные коллекции России и Франции, Китая и Нидерландов, США и Японии. Сегодня наш герой — член Союза художников России, признанный мастер пейзажа и просто «тот самый Лукаш», о котором известно необычайно мало, но картины которого оставляют невероятно много тёплых отзывов и восхищённых комментариев.

Кажется, он и вправду «поймал свою жар-птицу». Стал одним из самых замечательных современных художников России. Раскрыл секрет свободных ракурсов, волшебных контрастов, той особенной работы со светом (и его отражениями), которая превращает его полотна в настоящий праздник для глаз и отдых для души. Ну или — в повод для тихой, но светлой печали. Что, справедливости ради, при знакомстве с его картинами случается намного реже, ибо наш герой не так уж часто пишет нечто «минорное».

История на картинах
Лукаш Анатолий, «Лагуна», 2015, холст, масло

И всё же главный секрет успеха Лукаша — даже не в его блестящем умении сочетать продуманную детализацию со стремительностью свободного мазка. И даже не в том, как ритмичность геометрических доминант деликатно, но решительно упорядочивает всю эту весёлую «пляску» тонов и контрастов. Как вводит «опорные точки» композиции, задавая темп живописному повествованию в целом, но при этом не мешая отдельным участкам полотна с различными преобладающими оттенками «жить» независимо друг-от-друга. Сам художник называет это явление «живописной мелодией, возникающей из цвета».

Всё это безусловно прекрасно. Но главная тайна мастера — в том, как его глубокие и многоцветные пейзажи «ухитряются» быть одновременно и очень достоверными, и неимоверно эстетичными. Рассказывать простые и неспешные истории, при этом в избытке донося до зрителя клокочущую энергетику света, движения, радости бытия. В их «умении» преподнести наши традиционно раздумчивые среднерусские просторы, отходя от классической русской традиции «нисходящего тона» живописного повествования.

Всё дело в том, что Анатолий Иванович не пишет реальность. Хоть и работает почти исключительно на пленэрах. Его цель — позволить зрителю самому додумать, прочувствовать и интерпретировать то, о чём именно повествует та или иная картина. Подчеркнём ещё раз: не о том, с каким настроением она это делает, а о том, какова её главная идея.

Помните, дорогой читатель, в начале этой статьи мы говорили, что целью хорошего писателя является незримое присутствие читателя при диалоге его героев? Ну так вот: художник Лукаш точно так же зовёт свою аудиторию быть свидетелями «диалогов» цвета и формы, текстур и отражений, природы и архитектуры, личностей и контекстов. Да, в основе его работ — совершенно конкретные пейзажи, но в их фабуле — не менее конкретные эмоции. Те, которые в отличии от ландшафта нельзя увидеть. Облака и листва, купола и крыши, речная волна и изгиб дороги лишены самосознания. Чувствами, значениями и ассоциациями их наделяем мы сами.

История на картинах
Лукаш Анатолий, «Двое», 2015, холст, масло

Нельзя понять эмоции природы. Можно лишь «принести их с собою» и одарить ими окружающую реальность. Став с нею одним целым. В точности так, как писатель одаривает характером, темпераментом и мотивацией своего персонажа. Так, как это проделывает со своими полотнами замечательный художник Анатолий Иванович Лукаш.

Автор: Лёля Городная.

0

145

Художник Аркадий Александрович Пластов: вода

Для начала, дорогой читатель, просто полюбуйтесь этой замечательной картиной Аркадия Александровича Пластова. Насладитесь яркими образами героев, живой композицией, свежестью ракурса. Гениальной работой художника, проделанной ради воссоздания реалистичного «поведения» водной стихией. Всеми этими каплями и бликами, лёгкой рябью на поверхности и тенью, притаившейся в прохладной глубине.

Оцените, как из сложных пластических решений рождается ясный и стройный сюжет. И как Ваше подсознание, пробуждённое утончённым контрастом тёмных и светлых тонов, начинает вспоминать о том, как приятно покалывает разгорячённую кожу лица ледяная колодезная вода...

История на картинах
Пластов А.А., «Полдень», 1961, холст, масло

Полюбовались? А теперь ответьте пожалуйста на один вопрос. И ответьте не нам, а самим себе. Ибо так Ваш ответ будет предельно честен и точен. Вопрос очень простой: не кажется ли Вам, что эта картина получилась несколько сложнее, чем её задумывал сам художник?

А вот нам кажется. И ещё как. На водной глади, потревоженной героями полотна, почему-то отражается не одно, а целых два Солнца. Травы, цветы и мотоцикл не желают отбрасывать теней, зато на фигурах людей, на поверхности и в глубине воды, с также близ деревянного сруба их полным-полно. Будто по-настоящему материальны лишь те объекты и явления, что соприкасаются с колодцем...

Ниспадающие складки платья героини полотна служат явной цели — усилить эффект волнующейся воды. И ничего больше. Но из-за того, что мы с Вами не можем рассмотреть её лица — одежда становится самым выразительным фактором в создании характера этого персонажа. Против воли художника делают образ более сложным.

А тот факт, что мы не видим границ ближней к нам стенки рукотворного водоёма, но смотрим на композицию чуть сверху, как бы склоняясь над его краем — прямо намекает воображению на близость источника освежающий влаги. И превращает картину в одно большое приглашение присоединиться к «водным процедурам».

Словом, если бы мы не знали блестящего живописца Пластова как адепта соцреализма — вполне могли бы заподозрить его картину «Полдень» в десятках разных отсылок. От бытовых до библейских. Тут Вам и параллель пути советских людей к строительству коммунизма со скитаниями ведомого Моисеем народа по жаркой пустыне без лишней капли воды. Или наоборот — введение символов советских Адама и Евы как простых тружеников, которым на пути к счастью не нужен метафизический Эдем, а достаточно простого колодца с чистой водой нового знания...

А то и вообще: усмотрели бы в «двух солнцах», что зачем-то светят нашим героям не с небес, а прямо сквозь тёмную толщу воды, ещё Бог знает какие аллегории. Вплоть до ереси катаров и зороастрийских мотивов Ницше... Ан нет. Данная картина — лишь упражнение мастера кисти в максимальном раскрытии «водной» темы. И ничего более.

Хотел того художник или нет (впрочем, очевидно что нет), но «физика» волн, «поведение» капель и струй удалась ему настолько блестяще, что мы нет-нет да и возвращаемся к этой работе с затаённым подозрением: «А вдруг на самом деле не всё обстоит так, как в действительности?». Вдруг там зашифровано нечто большее, чем изящная жанровая зарисовка? И каждый раз получаем смешанное впечатление: восторг от техники художника и разочарование в собственной паранойе.

Знаете, дорогой читатель: иногда плохо быть искусствоведом. Профессиональный поиск тайн и секретов живописи портит удовольствие от встреч с сугубо визуальной эстетикой.

История на картинах
Пластов А.А., «Из прошлого», 1969–1970, холст, масло, ГТГ

Автор: Лёля Городная.

0

146

Художник Юрий Иванович Пименов: соцреалистичный импрессионизм

Жил-был реализм. И каждая его картина отвечала на вопрос: «Что?» С помощью цвета и света, форм и пространств, темпов и ритмов, контекстов и символов он рассказывал зрителю о том, что имел в виду художник- реалист. Что за мысли вкладывал в образы героев и очертания явлений. Что за мораль зашифрована на его полотнах, рисунках, гравюрах ... Что за чем стоит и что из всего этого логически вытекает.

Так было долго. Очень долго. А потом на сцене европейской живописи объявился импрессионизм. Художникам этого направления стало неинтересно отвечать на вопрос: «Что?» Ибо великие мастера реализма великолепно ответили на него применительно к каждому аспекту бытия. И тогда импрессионисты стали говорить о том: «Как». Например: как прекрасно бытие вне контекста времени. Как ярок миг первого впечатления от встречи с чем-то удивительным. Стали решать, как возвести на пьедестал искусства человеческую эмоцию, поставив бессознательное впереди осознанного. И достигли своей цели, попутно породив массу иных модерновых течений.

В общем, жили они долго и счастливо, пока не пришёл постмодерн (который вообще не отвечает ни на какие вопросы) и всё всем не испортил...

История на картинах
Пименов Ю., «Новая Москва», 1937, холст, масло, ГТГ

Впрочем, не будем о грустном. Потому что сегодняшняя наша статья посвящена замечательному советскому художнику Юрию Ивановичу Пименову. Мастеру соцреализма, чьи картины полнятся приёмами немецких импрессионистов, что творили на рубеже веков. Наш герой воспринял и блестяще переосмыслил технику прозрачного, краткого и точного мазка. В результате его композиции стала характеризовать максимальная эмоциональная наполненность при минимально необходимом насыщении деталями. Его сюжеты были просты и ясны, а главное — умели пробудить в сердцах зрителей целую гамму светлых переживаний. И даже сегодня подросткам-миллениалам не составляет труда ассоциировать себя с персонажами его полотен. Пробуждать такую универсальную эмпатию способны лишь подлинные мастера импрессии.

Впрочем, в той же степени данная статья посвящается Пименову как мастеру импрессионизма, чьи полотна при этом «умели» говорить со зрителем о насущном. Полнились фигуративной достоверностью и лиричной созерцательностью, свойственными реализму. Да, его картины богаты динамикой мыслей и чувств героев. Да, большинство из них подчёркивают уникальность каждого мгновения жизни перед лицом неумолимого хода Времени, что роднит их с классикой «впечатленческого» течения. Но не случайно те же самые картины до сих пор являются признанной классикой социалистического реализма. Ведь в них отразился дух великой страны и суть уникальной эпохи.

История на картинах
Пименов Ю., «Ожидание», холст, масло

Собственно, в этой двойственности — секрет успеха картин Юрия Ивановича. Они умеют быть композиционно, тонально и сюжетно простыми, но ощущаться при этом как многогранные, глубокие и сложные произведения. Образно выражаясь, Пименов-соцреалист не боялся быть субъективным, а Пименов-импрессионист не стеснялся создавать глубокие сюжеты.

Например, его картина «Ожидание» заявляет трубку телефонного аппарата как центральный объект истории. Но драматический эффект картины был бы куда слабее, не «проберись» струи холодной воды за окном поближе к переднему плану и не превратись оконная рама из чётко видимого объекта в нечто чуть менее фигуративное. Практически — в подобие потёков капель дождя на стекле, усиливая общее настроение полотна. А ещё эта «расфокусировка» прямо-таки «передаёт привет» фирменным прозрачно-белым мазкам Фешина. Да, аналогия не прямая, но приём весьма характерный.

История на картинах
Пименов Ю., «Калининград. Дождь», 1968

С другой стороны, куда менее проникнутая фигуративностью картина «Калининград. Дождь» многое бы потеряла, не выпиши художник руки героев тщательнее их лиц. Посмотрите, дорогой читатель: женщина опустила глаза, избегая зрительного контакта, а взгляд мужчины и вовсе скрыт от нас очками. Но различия в пластике движений их пальцев при одновременной схожести положения кистей рук дарят картине дополнительную сюжетную глубину. Ведь как известно, лицо человека подобно маске, а вот руки никогда не врут...

Вот так импрессия Юрия Пименова понемногу выходит за свои привычные контрастно-геометрические рамки. И вплотную приближается к классике лирического повествования. Явное намекает на тайное, «плоское» впечатление «разбавляется» размышлениями. Минута раздумий — и дождь за окном вполне может стать не просто визуально — эмоциональным фоном, а ещё и взять на себя роль символа отношений мужчины и женщины, молчаливо замерших за столом с неестественно прямыми осанками...

Автор: Лёля Городная.

0

147

Художник Ян Давидс де Хем: загадка натюрморта с попугаем

Эта картина выглядит весьма странно. Хотя бы потому, что для творчества малого голландца Яна Давидса де Хема она нехарактерно большая. При этом её композиция умышленно «перегружена» деталями, контрастами, рефлексами. Положение многих объектов неустойчиво, а некоторые предметы либо уже опрокинуты, либо готовы вот-вот потерять равновесие и свалиться на пол, увлекая за собою соседние.

Предположим, художник попросту стремился наделить произведение «Натюрморт с попугаем» (1650) внутренней динамикой. Помочь зрителю вообразить, как попытка попугая дотянуться до лакомства вызывает лавину «фруктопада». Весёлое смешение красок, грохот и звон посуды, хлопанье крыльев и заполошные криками пернатого красавца. Да и вообще: давайте не будем забывать, что в ту далёкую эпоху стоимость картины рассчитывалась по нехитрой формуле: сумма репутации художника и размера картины умножалась на количество поместившихся на ней объектов. Так почему бы мастеру Де Хему не решиться на финансово-творческий эксперимент? Не увеличить размер холста и не насытить его ни к чему не обязывающими эффектными деталями?

Впрочем, кое-что в этой версии нас решительно не устроило. Карнавал приятных глазу оттенков и очертаний портит траурно-чёрная занавесь. Бесформенная, зловещая, будто бы поглощающая солнечный свет, она нависает над роскошно сервированным столом как недоброе предвестие.

История на картинах
Ян Давидс де Хем, «Натюрморт с попугаем», 1650

Более того: где это видано, чтобы один и тот же кусок ткани был и занавеской, и скатертью сразу? А на картине Де Хема - пожалуйста! По крайней мере, на это намекает сходство текстуры и цвета обеих. Согласитесь, дорогой читатель: странный композиционный ход, явно несущий в себе какой-то намёк.

А прекрасный пейзаж, что скромно «выглядывает» из-за стены в правом углу композиции, подозрительно сильно контрастирует с этой самой кутающейся в тенях монотонной стеной. И ещё сильнее — с чернильным мраком полузавесы-полускатерти.

«Слишком много нелогичного и нетипичного», — подумали мы. И принялись «копать». И вот что выяснили: данная картина написана по заказу состоятельного голландского торговца. Весьма набожного католика, обладавшего при этом живым умом, даром красноречия и изрядным чувством юмора. Ценившего искусство и разбиравшегося в живописи.

История на картинах
Ян Давидс де Хем, «Натюрморт с фруктами и омаром». 2-я четверть XVII в

Именно этого человека и символизирует попугай в центре композиции. В те года он считался умнейшей из птиц, поскольку был способен говорить. А красота оперения, символизирующая выставляемое напоказ богатство, и известная степень самовлюблённости, присущая этим пернатым говорунам — компромисс, на который клиент Яна Де Хема был вынужден согласиться, когда картина была практически готова. Благо (как мы упоминали выше) характеру господина негоцианту была свойственна толика юмора и самоиронии. Да и потом: украсить такой огромной, цветистой и дорогой картиной свои покои — уже само по себе означает расписаться в грехе гордыни. И потому образ попугая не вызвал особых возражений.

Следующие «зацепки» — куда сложнее и неочевиднее. И тем приятнее было их находить.

«Поддев» своего заказчика за любовь к роскоши, художник тут же «сглаживает угол». Видите большой синий ящик, дорогой читатель? Тот, что закрыт на ключ? Знаете, что это такое? Верно: отсылка к церковным пожертвованиям. Прямое указание на то, что пребывающий в материальном достатке купец не забывал о пожертвованиях местной католической общине. И весьма немалых, если судить по габаритам объекта.

Далее. Голландские реформаторы-протестанты отказались от практики причинения вином и хлебом. Именно поэтому на картине Де Хема мы видим виноград, хлеба и чашу характерной формы. Расположенные аккурат на крышке упомянутого выше ящика для пожертвований. Таким образом картина пытается уличить кальвинистов в вероотступничестве, напоминая об отринутой ими католической традиции.

Чувствуете, уважаемый читатель, как милый и занятный натюрморт прямо на глазах превращается в оригинальные шорты злой политический памфлет? О, то ли ещё будет.

Композиция картины построена таким образом, что всеми силами намекает: её баланс не вечен. Стоит тёмной как безлунная ночь ткани прийти в движение — и благополучная жизнь купца рухнет. Рассыплется, разлетится на части. Не образно, а вполне себе физически накроется чёрным саваном.

И вот тут в дело вступает ещё один смысл, который несёт в себе птица в центре композиции. Она — символ человеческой души. Как Вы полагаете, куда устремится испуганная птица, когда её обиталище будет разрушено? Художник не просто так приоткрыл нам панораму в правой части полотна. Только там мы с Вами видим простор, только туда взгляд зрителя «улетает» свободно и невозбранно, не натыкаясь на преграды и не теряясь среди многочисленных разноцветных деталей. Метафора более чем ясна: верный своим убеждениям католик любит и дорожит своим земным, мирским богатством; но даже если однажды потеряет всё что имел (даже саму жизнь) — его душа упорхнёт в прекрасную даль. Пусть даже та и хмурится дальними тучами, обещая скорое ненастье. Всё равно: рождённому для полёта не страшны земные невзгоды...

Отдаёт нотками фатализма, не так ли? Но это легко объяснимо. Напомним: на дворе стоял XVII век. И для того, чтобы украсить собственную гостиную такой вот «остросоциальной» картиной, требовалась известная смелость... Да что уж там: требовалось быть человеком решительным и готовым на многое ради своих убеждений. Безусловно, следует сделать «скидку» на тот факт, что оба — и художник, и заказчик — проживали в преимущественно католической части королевства. И всё же никаких твёрдых гарантий безопасности это не давало.

Вот такой у нас с Вами получился натюрморт. С плавным (или не очень) переходом в жанр. А сколько ещё тайн и забытых драм таят в себе картины минувших эпох, сюжеты и настроения которые лишь с первого взгляда кажутся ясными как день. Воистину: живопись — это искусство, обожающее играть в загадки.

Автор: Лёля Городная.

0

148

Художник Фрэнк Бенсон: девять и один

Давайте честно, дорогой читатель: на рубеже XIX-XX веков американской живописной школы не существовало. Кто бы и что бы Вам не говорил по этому поводу. Да, были отличные художники, чьё творчество объединяли характерные черты американского стиля, кто спорит. Но вот собственного научно-философского подхода (всё ещё) не имелось.

Забавный парадокс: вплоть до середины XX столетия, перебираясь через Атлантический океан и попадая в «страну свободных людей», европейская живописная традиция как по волшебству лишалась внутренней свободы. Массово и неотвратимо «тяжелела», «бронзовела», скучнела и скатывалась во вторичность. Какое течение не возьмите, какое направление не вспомните.

История на картинах
Бенсон Фрэнк, «Портрет моих дочерей», 1907

Объясняется этот феномен весьма просто. Возвернувшиеся из Парижа, Мюнхена и Рима художники сразу попадали под «пресс» одного из/или двух общественных догматов: коммерческого или/и мессианского. Ибо американская публика (и критика) взращённая на принципах протестантизма, умели прощать своим мастерам многое. Но только не отсутствие коммерческого успеха и/или мессианской идеи.

С первым в Штатах всё было просто: Ваша живопись могла нравиться сколь угодно широким массам и сколь угодно высоколобым ценителям. Но если при этом она не приносила Вам стабильных барышей — «по умолчанию» не считалась большим искусством.

Со вторым чуть сложнее: успешному художнику требовалось быть не только актуальным и целеустремлённым «лидером мнений», но вдовесок ещё и соответствовать взглядам консервативного большинства. Удивлять и восторгать аудиторию, но ни в коем случае не трогать «посконно- домотканно-колокольных» представлений публики об идеалах красоты и границах творческого высказывания. Иначе — абстракция, забвение и звание «лузера».

История на картинах
Бенсон Фрэнк, «Черная шляпа», 1904

Как тут не вспомнить девять грустных и одну счастливую историю, произошедших с членами объединения «Американской десятки». Стажируясь в европейских художественных мастерских, её участники подавали большие (а то и огромные) надежды на яркое и самостоятельное будущее заокеанской живописи. Их дружба окончательно переросла в творческий союз в 1897 году. Тогда вся десятеро покинули официальное всеамериканское Общество художников. Согласитесь, дорогой читатель: надо быть до отчаянно смелыми людьми, разом бросая вызов и крупному капиталу, предельно коммерциализировавшему искусство по всей стране, и обывательским устоям, буквально «душившим» передовое искусство (особенно это касалось импрессионизма), и собственным коллегам, из соображений конформизма шедшим на поводу у самой реакционной части общества.

Казалось бы: вот они, настоящие герои начинавшегося двадцатого столетия! Отстоявшие свою творческую независимость, пробившие бреши в косном сознании земляков, нашедшие нужные слова на языке изобразительного искусства, чтобы обратиться ко всем и каждому...

Ан нет. Девять из десяти наших героев так или иначе свернули с выбранного пути. И не беда, если бы им пришлось пойти на перемирие с богатыми спонсорами и престижными галереями. И пускай они просто согласились бы терпеть безосновательную критику газетчиков. Смирились бы с тем, что каждый второй представитель «исключительной нации» — не их целевая аудитория, и США всё ещё не готовы к полноценному пришествию импрессионизма.

Но дело (разумеется, с нашей субъективной точки зрения) обернулось куда хуже. Девять членов «Десятки» попросту «не вытянули» каждодневного прессинга. Мы полагаем, что они устали бороться на три фронта сразу. Как-то очень незаметно, постепенно и не совсем осознанно сменили направление развития своего творчества. В импрессионизм «Десятки» всё чаще стали проникать чужеродные приёмы и мотивы. Уходил, теряя прозрачную лёгкость, наполнявший работы свет. Жёстче проступали неуместные фигуративные детали. Под натиском типично американского искательства идеальных соотношений и пропорций таяла свежесть мгновенного впечатления.

История на картинах
Бенсон Фрэнк «В лагере», 1921

Лишь один из десятерых не скатился в полуромантизм-полупастораль, которую сегодня принято считать американским импрессионизмом начала прошлого века. Художника звали Фрэнк Уэстон Бенсон. Его композиции отказались расставаться с внутренней раскрепощённостью, образы — с живостью, а световоздушная среда — с вибрациями чистой энергии света. Его импрессионизм — это «живопись на вдохе». Предчувствие счастья за полмига до его осознания. Радость бытия, которая не нуждается ни в чём, кроме собственной констатации. Вещь в себе.

Бенсону не требовалось углубляться в детали композиции, чтобы рассказать своему зрителю о происходящем в ней. Его небесам не обязательно было подыскивать себе комплементарные тона, чтобы парить в неизмеримой высоте. А его моделям (которыми чаще всего выступали жена и дети художника) хватало нескольких выразительных мазков, чтобы заблистать многими гранями личности. Ведь настоящему мастеру импрессионизма, проникшему в суть изображаемых явлений, гораздо труднее сказать своей работой слишком мало, чем рассказать зрителю слишком много, перегружая его восприятие.

История на картинах
Бенсон Фрэнк, «Лето», 1909

И мы не станем рушить магию его работ техническими подробностями. Вы, дорогой читатель, и сами всё прекрасно видите, что стиль Бенсона, родившись где-то на берегах Сены, успешно и в полном объёме «перекочевал» на берег Восточного побережья США. Более того: развил и усилил свои лучшие черты уже в Новом Свете. Словно Изящество женилось на Естественности, и от их союза родилось Настроение, наполняющее каждую картину нашего героя Очарованием.

Для сведения: спектр талантов Фрэнка Бенсона не ограничивался импрессионизмом. Украшение вашингтонской Библиотеки Конгресса — достойное тому подтверждение. А его работы, посвящённые дикой природе — отдельная интересная тема для разговора...

История на картинах
Бенсон Фрэнк, «Талия», Библиотека Конгресса (фреска), 1896

Но это будет уже совсем другая история. Мы же сегодня задавались целью познакомить Вас, уважаемый читатель, с прекрасными картинами мистера Бенсона. Одного из Десяти. На наш скромный взгляд — лучшего американского импрессиониста начала XX века из числа тех, кто сумел сохранить и развить стиль мгновенного впечатления в откровенно неблагоприятных для этого обстоятельствах. Надеемся, что это у нас получилось.

Автор: Лёля Городная.

0

149

Художник Клод Моне: хаос и геометрия

Художники-импрессионисты сделали то, что прежде казалось невозможным. Изобрели ловушку для Времени. Научились ловить одно мгновение жизни, начисто разрывая его связи с прошлым. Лишать событие предыстории, освобождать действительность от диктатуры предназначения, превращать неожиданное впечатление в самостоятельное искусство.

Импрессионисты сделали это первыми. Во многом благодаря Клоду Моне.
Пожалуй, никто иной тогда не понимал (или не принимал) формулу импрессии столь полно и ясно, как это делал он.

История на картинах
Клод Моне, «Весна на берегу Сены», 1875, холст, масло

Впечатление — единственное, что оставляет в память о себе каждый прошедший миг. И если художник не хочет впустую кормить ненасытное чудовище по имени Вечность, он должен посвятить себя моменту.
Который же сам по себе хаотичен, как непредсказуемо в нашем мире поведение любой элементарной частицы. Он не поддаётся осмыслению при помощи человеческой интуиции. А значит — полагал Моне, —художник должен уподобиться учёному. Прилежно фиксировать то, что воспринял, прочувствовал и запомнил. Вписать хаос в порядок. К примеру — так, как живописец проделал это на картине «Маки».

Взъерошенное ветром маковое поле; незаконченные движения персонажей; облака, чьё движение противоположно направлению развевающейся ленты на дамской шляпке — все эти элементы композиции выглядят очень правдоподобно и живо как раз потому, что кисть художника зафиксировала их в совершенно случайной точке времени. А вот здание с черепичной крышей, «притаившееся» на заднем плане, оказалось там совсем неслучайно. Моне запомнил его как «ременную точку» всей мизансцены, и потому — поместил в центр полотна.

История на картинах
Клод Моне, «Маки», 1873, холст, масло, 50 × 65 см, Музей Орсе, Париж

Обратите внимание на внешнее сходство гуляющих пар женщин и детей. Конечно же в реальности они вряд ли были столь схожи меж собою, но в этом — весь Моне. Люди, бросающие беглый взгляд на удалённые объекты, склонны помнить их как имеющие некоторое сходство. И наш герой честно отобразил на картине эту причуду человеческого разума, сделав пары женщин и детей очень похожими внешне.
А теперь мысленно проведём прямые линии, соединяющие дом и пары персонажей. Вуаля: перед нами — равнобедренный треугольник. А знаете, уважаемый читатель, какую фигуру составляет маковое поле, волнующееся под на переднем плане? Верно! Точно такой же треугольник, лишь перевёрнутый относительно первого.

Почему так? Да потому что по-хорошему «помешанный» на геометрии живописных композиций Клод Моне постарался разместить их строго в соответствии с тем, как его памяти было «удобнее» запомнить их взаимное расположение. А удобнее ей было, разумеется, упростить эти пропорции до идеальных.

История на картинах
Клод Моне, «Прогулка по лугам в Аржантее», холст, масло

Именно это сочетание (случайной пластики героев, хаотичного движения облаков и трав, причудливых очертаний природного ландшафта — со строгой геометричностью расположения визуальных доминант) — и есть фирменное «случайное-в-закономерном», благодаря которому работы Моне удивляют, притягивают взгляды не теряют актуальности по сей день.

Автор: Лёля Городная.

Отредактировано Алина (2021-08-09 08:55:11)

0

150

Художник Галина Гомзина: прежде чем высохнут краски

Любуясь акварелями художника Галины Гомзиной, в который раз убеждаемся в том, как ошибочны многие стереотипы, связанные с миром живописи.

К примеру: главной трудностью живописной техники alla prima, в которой работает героиня нашей статьи, считается отсутствие права на техническую ошибку. Посудите сами, уважаемый читатель: за раз художник может нанести на влажную основу один-единственный слой. Более того: должен совершить последний мазок прежде, чем высохнут краски.

История на картинах
«Александровский монастырь в лучах вечернего солнца. Суздаль», бумага, акварель

Поистине, невозможность корректировать детали единожды написанного полотна — тяжкое испытание для каждой творческой личности. Да что уж там: настоящий кошмар любого перфекциониста и рефлексирующей творческой личности. Те же Гойя, Моне и Модильяни сошли бы с ума, лишись они возможности менять (и уж тем более — полностью переписывать) свои шедевры...

Но есть в работе с alla prima и иной, куда более трудный аспект. Величайший вызов и одновременно неоценимое преимущество данной техники.

Дело в том, что работающий в этом стиле живописец не имеет права быть неискренним со своим зрителем. Не может экономить на чувствах, отвлекаться от основного замысла картины, жертвовать целостностью впечатления ради второстепенных эффектов.

Посмотрите, пожалуйста, на картины Гомзиной. И ощутите, как навстречу Вашему взгляду, мерцая тихим светом и скользя загадочными тенями, расступается само пространство. Как статичность композиции «резонирует» с постоянно дрожащими и вибрирующими очертаниями объектов; с их контрастирующими, словно бы «взаимоперетекающими» тонами. А её работа с водой заслуживает отдельного материала. Просто взгляните, как под её кистью знакомые среднерусские ландшафты, где стирают границы между отражённым и отражаемым мирами заглядевшиеся друг в друга реки и небеса, — заново обретают эффект свежего впечатления. «Водная тема» Гомзиной — это всегда умно, изящно и с капелькой мистики...

История на картинах
«Петродворец. Каскад фонтанов», бумага, акварель

Подобный союз обобщённой формы и чистого цвета, такое сочетание полноты авторского высказывания с таинственной недосказанностью сюжета не смогло бы состояться без тех ограничения, что налагает на художника акварель alla prima.

А теперь представьте, дорогой читатель, что все эти пейзажи Гомзина воплотила «в масле». Благо превосходно владеет многими живописными стилями. Задайся она такой целью — и новые картины были бы полны собственных достоинств. В них обязательно присутствовали бы фигуративная эстетика и ещё больше выразительных деталей. «Многослойно» структурированное пространство, аллюзии и символы, изрядная доля психологизма и так далее...

Но уже не было бы той магии понимания, что традиционно складывается между акварелистом, работающем в технике alla prima, и его зрителем. Тонкой «ниточки доверия» между художником и аудиторией, стремящимися одинаково понять и ощутить ключевые эпизоды картин. А заодно и главные «умолчания», которым не нашлось времени и места на быстро сохнущем полотне.

История на картинах

Неудивительно, что данную акварельную технику любили первые импрессионисты. Ведь она как нельзя лучше подходила их главной цели. Служила надёжной «страховкой» от творческой рефлексии. Гарантировала чистоту впечатления, положенного на гамму красок. Являла собою нечто вроде «эликсира вечной молодости» для эмоций, которые нужно было сохранить в неизменном виде при воплощении на полотне. В точности так, как это делает героиня нашей сегодняшней статьи. Ей, как и им, незачем и некому было доказывать своё профессиональное мастерство. Совсем иное дело — бросить вызов собственному умению «выкладываться до конца», здесь и сейчас вверяя акварели все свои эмоции без остатка.

Автор: Лёля Городная.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » История на картинах