Потерянный шедевр Рафаэля
Давайте честно, дорогой читатель: раскапывать запасники музеев — это безумно скучно. Это неблагодарная и во всех отношениях пыльная работа. Ну разве что случится нечто из рамок вон выходящее. Но каков шанс наткнуться на нечто уникальное там, где до Вас побывали сотни, а то и тысячи специалистов? Да приблизительно такой же, как отыскать золотую жилу на том месте, где всё уже давным-давно перекопано тысячами других энтузиастов-старателей.
А вот эксперт по имени Марио Скалини нашёл. Причём нечто грандиозное. И получил свои более чем заслуженные «15 минут славы», а затем и место в Истории. Потому что умел смотреть шире и видеть больше других.
Рафаэль, «Жемчужина Модены, около 1518-1520, дерево, масло, 34,5 х 29,6 см, Модена, Галерея Эстенсе
Исследуя миллион раз изученное коллегами хранилище музея изобразительного искусства города Модены, наш герой обратил внимание на необычайно затейливо и богато украшенную раму одной из самых непримечательных картин местной коллекции. Бедняжке сорок лет подряд не доставалось места в экспозиции. Ни в местной, ни в выездной. Ещё бы: эксперты считали работу «проходной», и даже авторство её представлялось сомнительным. В конце концов, её принимали за очередную вариацию на тему ранней версии знаменитой «Madonna della Perla», которая сегодня хранится в музее Прадо.
Но чем дольше сеньор Скалини рассматривал полотно, тем больше его одолевали надежды и подозрения. Зачем кому-то понадобилось так роскошно украшать обычную «кальку» облика Мадонны? Да и самобытное изящество композиции, умноженное на тонкую технику исполнения, не смогла укрыться от опытного взгляда эксперта. И это с учетом многочисленных корректив, существенно изменивших первоначальный облик картины в соответствии с менявшимися вкусами публики.
Рафаэль, «Святое семейство, или Ла перла», 1518, дерево, масло, Музей Прадо
Словом, сеньор Марио Скалини решился на полномасштабное исследование. Дальше были лаборатории со всевозможными ультрафиолетовыми и инфракрасными технологиями, и долгий, но захватывающий процесс возвращения картины к исходному виду. Слой за слоем, участок за участком. И вот наконец взглядам реставраторов открылся потерянный шедевр, созданный самим Рафаэлем! Да не просто одна из работ кисти великого мастера Возрождения, а самая настоящая вершина творческого пути гениального художника, написанная в последние годы жизни маэстро. В ней воплощены все самые смелые и «прорывные» наработки, выразившиеся в идеальной гармонии тонов и форм, во взаимном усилении эмоциональной наполненности композиции и совершенства облика героини. А этот волшебный эффект постепенно «проступающего» из темноты образа... А это вдумчивое чередование холодных и тёплых цветов, сообщающее облику Богоматери одновременно и утончённую возвышенность, и живую уязвимость...
Словом, удивительное — рядом. Кто знает, сколько ещё великолепных картин эпохи Возрождения таится от своих зрителей по частным коллекциям, теряет яркость по чердакам да радует мышей в музейных подвалах? Надеемся, что все они рано или поздно дождутся своего собственного наблюдательного Скалини. Знающего толк в красивых рамках, но умеющего мыслить за рамками чужих оценок и мнений. И чем раньше, тем лучше.
Автор: Лёля Городная.