Полуночники. Почему атмосфера этой картины тосклива и безрадостна
На этой картине мы видим немногочисленных посетителей кафе, которые хорошо видны зрителю через панорамное окно. Несмотря на то, что по сюжету ничего плохого не происходит, атмосфера здесь тоскливая, тяжёлая и безрадостная. Давайте попробуем разобраться, почему же так произошло.
Эдвард Хоппер «Полуночники», 1942 год
Картину создал американский художник Эдвард Хоппер, творчество которого оказало сильное влияние на мир искусства. Он любил воплощать на холсте сцены повседневной жизни простых людей. Не стала исключением и работа «Полуночники», которая принесла мастеру мировую славу и стала одним из самых узнаваемых произведений американской живописи.
Картина была написана в 1942 году, то есть в самый разгар Второй мировой войны. Незадолго до создания шедевра японцы атаковали американские военные базы, расположенные в окрестностях гавани Перл-Харбор. Это событие сильно омрачило настроение жителей США, которые были обеспокоены и расстроены происходящим.
Это гнетущее чувство тоски и подавленности и передал художник на своей картине. Он изобразил семейную или влюблённую пару, которая пьёт кофе в ночном кафе. Именно они воспринимаются главными героями сюжета, хотя здесь присутствуют и другие персонажи.
Рыжеволосая дама в красном платье и её спутник не торопятся покинуть заведение. Каждый из них погружён в свои мысли, видимо, не очень весёлые. Третий посетитель кафе тоже не спешит уйти домой. Скорее всего, мужчину там не ждёт ничего хорошего, а может быть ему просто некуда идти.
Улицы и дома на картине выглядят такими пустынными, что город кажется заброшенным. Художник отмечал, что, «возможно, бессознательно хотел изобразить одиночество в большом городе».
Картина была закончена 21 января 1942 года, через несколько недель после бомбардировки Перл-Харбора. Рыжеволосую красавицу Хоппер писал со своей жены Джозефины, а чтобы изобразить мужчин, художник позировал сам себе, смотрясь в зеркало.
Картина была продана Чикагскому художественному институту за $3000. После комиссионных сборов и расходов галереи доля Хоппера составила примерно $2000. В настоящее время полотно является частью коллекции Института искусств в Чикаго.