Что происходит на картине с двумя смущёнными и озадаченными женщинами
И как разглядеть библейскую сцену на современном полотне
Автор этой картины - известный американский художник Рафаэль Сойер (1899-1987), который на самом деле родился в России - в Борисоглебске Тамбовской губернии, а в США оказался 13-летним подростком. Картина притягивает взгляд, завораживает. Ты ещё не понимаешь, что на ней происходит, но чувствуешь: запечатлён драматичный момент - женщины напряжены, между ними нет зрительного диалога, они смотрят вглубь себя. О чем же они думают?
Рафаэль Сойер. Благовещение. 1980. Холст, масло. 142.5 х 127.3 см. Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон
Художник не оставил комментариев к картине, но дал ей название - "Благовещение". Это слово сразу отсылает нас к сюжету, описанному евангелистом Лукой: посланный Богом-отцом архангел Гавриил является к деве Марии сообщить, что ей предстоит стать матерью Христа, Бога-сына.
В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим... Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. (Евангелие от Луки, 1:26-38)
Но на фресках и картинах, написанных в последние лет 500, мы привыкли видеть узнаваемые атрибуты этой сцены: ангела с роскошными крыльями, символизирующие непорочность Марии белые лилии, врывающиеся через окно лучи света и/или голубя - символы Святого Духа. Ничего этого на картине Сойера нет. И всё же намеки на то, что в современной будничной сцене есть евангельский смысл, на этом полотне есть: их, по меньшей мере, три - рассмотрим их ниже.
Традиционная символика на картине Яна ван Эйка "Благовещение" (1436, Национальная галерея искусства, Вашингтон)
1. Поза и взгляд Марии
Сначала уточним, кто есть кто на картине Сойера. Справа - ангел: он и на традиционных картинах с Благовещением изображается длинноволосым и женственным. Не будь на девушке юбки, мы бы не сразу и поняли, какого пола этот худощавый персонаж. Мария - в бирюзовой комбинации, с подчеркнуто женственными формами.
Так вот, в описании евангелиста Луки Мария сначала смущается, потом размышляет о сути сказанного, а потом принимает услышанное ("да будет Мне по слову твоему") - и на картинах мы часто видим её в позе со склонённой головой и направленным внутрь себя взглядом или полуприкрытыми глазами: эта поза как бы суммирует её эмоции, подводит итог её разговору с ангелом. У женщины с картины Рафаэля Сойера похожие поза и взгляд:
Михаил Нестеров. Благовещение. 1901. Новгородский государственный объединённый музей-заповедник
2. Умывальник как символ чистоты и непорочности Девы Марии
Чистоту, непорочность Девы Марии на картинах (особенно у мастеров Северного Возрождения) могут подчёркивать такие бытовые предметы, как рукомойник, кувшин с водой, полотенце - в общем, гигиенические аксессуары. У Рафаэля Сойера ровно то же: рукомойник и полотенце.
Мастерская Робера Кампена. Алтарь Мероде (центральная часть). Ок. 1427—1432. Клойстерс (филиал Метрополитен-музея), Нью-Йорк
3. Умывальник как напоминание об источнике, у которого встретились архангел Гавриил и Мария
На ранних изображениях Благовещения можно увидеть, что Мария и Гавриил встретились у источника (это может быть колодец или ручей): ангел решил не пугать Марию внезапным появлением в доме - и ждал, пока она выйдет за водой. Считается, такой тип изображения вдохновлён апокрифами - у апостола Луки ничего подобного нет. Современная раковина вполне может трактоваться как источник. И, кстати, Рафаэль Сойер - далеко не первый, что кто переосмыслил легенду о встрече у источника. По мнению искусствоведов, вазы с цветами на картинах с Благовещением - это и есть редуцированный источник.
Дионисий и его круг. Благовещение у кладезя. 1502. Собор Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря
Конечно, картина Рафаэля Сойера "Благовещение" открыта для зрительских трактовок: ничто не мешает нам видеть там не только евангельскую сцену, но и житейскую. Этот художник много писал современников, простых американцев и большое влияние уделял эмоциям на своих картинах. Возможно, узнавшая о беременности героиня озадачена тем, что может поделиться этой новостью только с подругой, но не с будущим отцом, и ещё не знает, что ей делать с этой новостью, со своей и ребёнка жизнью?
А какую историю на картине Рафаэля Сойера видите вы?
Кино и картины (с)