Благие намерения
― Так ты ради их же пользы подбрасываешь людям под ноги банановые шкурки, царапаешь на машинах нехорошие слова и насылаешь птиц гадить на головы? ― скептически поинтересовался тот, кого назвали Лиарзу.
― Ну и кто из нас после этого демон?
― Ты демон, ― последовал невозмутимый ответ. ― А я вполне себе правильный ангел…
И Лиарзу увидел, как продавец, возящийся с жалюзи магазинчика, отдергивает руку и трясет ею. С пальцев срывались какие-то плохо заметные с крыши пятиэтажки капли.
― Как тебя до сих пор не изгнали, Арс? ― буркнул Лиарзу, глядя на часы. ― О Первейший! Магазин откроется только через час, ты же к этому времени разнесешь пол-улицы!
― Ладно, не буду, ― Арс неохотно отвернулся от просыпающегося проспекта и демонстративно уставился на купола зажатой меж сталинскими пятиэтажками церквушки. ― Ничего-ничего, вот зажжем кадильницу ― и ты станешь таким, как я. И все твои демонические приятели станут.
― Скорее уж ты ― таким, как я, ― Лиарзу критически осмотрел затянутого в кожу и шипастые браслеты ангела, ерошащего сальные черные волосы. ― Тебе не надоело из себя «неправильного» строить? Это уже почти классика!
― Будь мы с тобой правильными, друг мой, мы бы здесь не сидели, ― поведал Арс и погладил прохладное ребро остроконечной крыши. С крыши открывался вид на утренний город, желто-зеленые деревья во дворах и пеструю вереницу магазинов на проспекте. ― На это, похоже, и рассчитана наша лазейка в мироздании. На невыполнимость…
― Или наоборот. Это символизирует, что, лишь объединившись и наступив на горло своей сути, можно победить зло! ― патетически провозгласил Лиарзу, извлекая из кармана спортивной куртки сложенную бумагу. С одной стороны ее край был точно изгрызен собаками, и вся она выглядела так, будто ее под покровом ночи утащили из какого-нибудь музея. Что, впрочем, не расходилось с действительностью.
Арс сразу забыл о живых мишенях на проспекте и вытянул шею, вчитываясь в знакомые буквы.
― Подозрительно… ― сказал он. ― «…Итак, легенда весьма символична и обоснована. Ангел и демон, объединившиеся ради общей благой цели, ― готовность принести свои принципы в жертву светлому будущему…». А пафоса сколько! «…Подаренная демоном кадильница ― смирение зла. Украденная ангелом кадильница ― борьба добра…». Стремная борьба какая-то… Эй, отдай!
Лиарзу, которому надоели комментарии приятеля, свернул бумажку и спрятал обратно.
― Так вот, если требуется совершить кражу… И какой будет результат? ― продолжал Арс. Отрывок из книги о легендах мироздания он и так знал почти наизусть. ― Легенда говорит, что если демон подарит храму кадильницу, а ангел ее украдет, то дым от нее способен склонить к добру все невидимые силы. И ангелов, и демонов, и даже языческих духов. Но эта кража… Она мне не нравится. Кража ради добра ― это нонсенс.
― И это говорит тот, кто постоянно таскает у людей зажигалки! ― воскликнул Лиарзу. ― А кража ради добра ― это возможно. Нам, демонам, ― самое оно. Добро, в смысле.
― Вот именно ― демонам! ― Арс покосился на карман, в который Лиарзу спрятал страницу. ― Ладно, в худшем случае просто ничего не произойдет. Иди, открывается церковная лавка. Кадило, а не паникадило, не перепутай.
Лиарзу встал, вскочил на гребень крыши и растворился в пронизанном радостными утренними лучами воздухе. Арс смотрел туда, где он только что стоял. Крыши раскидывались перед глазами неровным серо-бурым одеялом, и солнечные зайчики плясали по ним, отражаясь от окон.
― А зажигалки я таскаю, чтобы люди не гробили здоровье курением, ― сообщил ангел пустоте. ― В борьбе все средства хороши.
Лиарзу вернулся через четверть часа. Вид у него был сконфуженный. Пальцы крепко сжимали цепочки кадила, и само оно, новенькое, тускло-золотого металла, ослепительно сияло на солнце. Арс отвлекся от ковыряния взглядом колдобины на дороге.
― Купил? Молодец. Священник уже пришел, ― он кивнул на луковку церкви. ― Иди и подари кадило храму. Можно даже не говорить, что ты демон… тем более, ты не очень-то и похож.
― О Первейший! ― простонал Лиарзу, звеня кадилом, точно заправский дьякон. ― Чувствую себя, как… как… Да как полный идиот! Демон в церковной лавке, даже ничего не крадущий, а покупающий за деньги! Демон в храме! Ты уверен, что меня там громом небесным не пришибет?
― Да не пришибет, ― скривился Арс. ― Ты же не осквернять его собрался. Двигай давай.
Лиарзу мученически воздел руки и снова растаял в утренней дымке. Материализовался он в подъезде пятиэтажки. Так, на всякий случай. Вдруг заметит кто.
― Демоны, покупающие кадила! Ангелы, делающие людям гадости! Куда катится мир и чего ждать от этой легенды?.. ― вполголоса ворчал он. Впрочем, скорее по давней привычке поворчать. Мир все-таки уверенно стоял на ногах, ангелы, как положено, несли службу над городом, незримо охраняя людей, демоны в меру сил им мешали и отщипывали кусочки человеческих душ… все как всегда. И только один демон, падший не до конца, собирался изменить положение дел. С помощью такого же аномального ангела.
Выйдет ли из этого толк? И что, если все ― и ангелы, и демоны, ― действительно станут такими, как Арсанаил, водящий дружбу с обитателями Нижнего мира?..
Наверное, Лиарзу никогда не был настолько не в своей тарелке, как теперь, стуча в дверь церквушки. Даже когда девчонка, с которой он познакомился в интернете и убил полгода, чтобы как следует ее развратить, оказалась старшей демоницей, он не чувствовал себя так глупо. Все «подвиги» чередой движущихся картинок пронеслись перед глазами, демон съежился, ожидая, что молния с небес вот-вот тюкнет его по макушке… но ничего не произошло. Священник немного удивился и принял подарок.
― Уже уходите? ― поднял он брови, когда Лиарзу пробормотал какие-то вежливые слова и попятился к выходу.
― Да, я бы остался с удовольствием, но дела, машина ждет, на работу надо… ― Лиарзу старался не думать, на что похож даритель, преподносящий храму одно лишь кадило и ни копейки денег. Наверное, так не принято, во все времена священникам нужны были деньги… по крайней мере, демоны усердно поддерживали этот их образ, даже пословиц насочиняли ― «У попа не бывает сдачи, а у портного остачи», «У попа одна благодать ― взять». Ну ладно. Авось он ничего не заподозрит.
Лиарзу аккуратно прикрыл за собой дверь и рванул прочь, стараясь не думать, что будет, если в этом засаженном розами церковном дворе его заметит ангельский патруль.
― Подарил? Отличненько, ― потер руки Арс. ― А теперь за дело берусь я. Пора переходить на новый уровень!
Ну и на что обречена затея с таким союзником? Лиарзу уже нутром чуял неладное. А что, если ангелу и демону вообще нельзя было договариваться между собой? И все сработает, только если окажется совпадением? Или ангел и демон должны быть какими-нибудь… более правильными, а не вести себя не по чину? Ангел, получающий удовольствие от кражи! У Арса прямо глаза горели. Вот к чему это приведет? Но раз обо всем этом ничего не сказано…
А с другой стороны ― книгу составляли всего лишь люди…
А с третьей ― эти люди знали намного больше, чем иные обитатели верхнего и нижнего мира…
Так ничего и не решив, Лиарзу плюхнулся на гребень крыши и подпер голову руками. А Арс сполз к самому краешку, навис над тротуаром, по которому спешили прохожие… и шагнул вниз, точно собирался свести счеты с жизнью.
Лиарзу даже не пошевелился. За все тысячелетия в мировую историю не затесалось ни одного разбившегося ангела.
Гулять так гулять!
Арс исчез только в метре от стремительно летящего навстречу асфальта. Естественно, на глазах у толпы людей. Компания студенток, которые цокали каблучками к университетскому корпусу неподалеку, хором завизжала разными голосами. Водитель маршрутки на обочине исторг поток цветистой ругани. Это Арс еще успел услышать, переносясь в тихий церковный двор.
Пугать людей, делать гадости… Да никакие это не гадости, размышлял он, пробираясь меж розовых кустов. Через двор трусила бродячая собака. Арс легонько дунул в ее сторону. Собака точно взбесилась ― заорала истошным голосом, взвыла почище оборотня в полнолуние и припустила вокруг церкви лошадиным галопом. На шум выглянул священник, выскочил во двор, чтобы прогнать пса… и Арс шмыгнул в открытую дверь.
Никакие это не гадости! Кто сказал, что ангел должен быть унылым изваянием с постной физиономией? Вот сейчас, к примеру, он мог бы спокойно стать невидимым… да и в церковь попасть сквозь закрытые двери. Ангел все-таки, что бы там ни бурчал Лиарзу. Но хотелось похулиганить. Так, что здесь…
Арс осматривался. Иконы, кресты, аккуратные вышитые полотенца, живые цветы… Да где же это кадило?
Хлопнула дверь. Священник вернулся. И как тебя теперь выкурить? Арс моментально сделался невидимым и начал красться вслед за настоятелем, преодолевая соблазн дернуть того за рясу. Что же делать? Устроить потоп? Пожар? Перенести священника на улицу? Что угодно будет выглядеть сверхъестественным вмешательством. Придется действовать проще… и скучнее.
Священник открыл боковую дверцу и вошел в ризницу. И тут Арс увидел их. Кадила.
Одно ― закопченное и тусклое, другое ― новенькое и блестящее. Они лежали рядом на небольшом столике… и в ризнице было, увы, слишком мало места. А священник не отличался стройностью…
Арс поморщился и храбро проскользнул в ризницу. Прижался к стенке, когда священник шел мимо… Фух, пронесло. Рано обрадовался ― пола рясы хлестнула по ногам. Священник оглянулся, недоуменно хмурясь, всмотрелся в пустое место, где рясе было совершенно не за что так зацепиться, пожал плечами, отвернулся…
Арс цапнул кадило и выскочил из ризницы. Исчез он сразу же за хлипкой дверцей, расписанной библейскими картинами, и уже не знал, заметил ли священник неладное…
― Ладан, ладана забыли! И углей! Как мы, по-твоему, раскуривать его будем?
― Да знаю я! Сбегай купи!
― Я? Опять? Опять в церковную лавку? Пойди стащи, что тебе стоит!..
Ангел и демон переругивались над похищенным кадилом. Солнце успело подняться довольно высоко и припекало теперь порядочно.
― Меня священник и так чуть не заметил! ― возмутился Арс. ― Не пойду я больше красть! Да купи, быстрее, а то ангельская стража скоро здесь пролетать будет!
― Откуда ты знаешь? Они же не по расписанию летают!
Огрызаясь, Лиарзу вскочил и снова растаял в воздухе, откладывая спор на потом. Арс почесал в немытой макушке и опять пояснил пустоте:
― Я же ангел! Я чувствую, когда появятся наши!..
Его обиженный возглас никто не слышал. Лишь поднялась с соседней крыши стая голубей да невидяще взглянул вверх случайный прохожий.
― Летят, ― констатировал Арс. ― Видишь?
― Я вижу… А демонов ты здесь видишь?
Над проспектом и аллеей, бросая невидимый для людей золотистый отсвет на блестящую зелень и первую рыжину деревьев, появились ангелы. Сначала это были крошечные точки в небе, потом точки разрослись до размеров птицы, и наконец над черепичной крышей старинного здания университета появились человеческие фигуры. Они неспешно и торжественно помахивали крыльями, и от них исходило такое сияние, что даже взъерошенный Арс заулыбался, а прохожие внизу вдруг резко перестали раздражаться и переругиваться.
В двадцать пятой аудитории университета неожиданно умолкла склочная преподавательница. Водитель маршрутки, с кавказским акцентом отчитывавший безбилетника, махнул рукой, сказал: «Ладно, будь моим гостэм, дарагой!» и тронулся с места. Впрочем, Арс и Лиарзу этого не видели. Они продолжали изучать полигон своего эксперимента.
― Внизу демоны. В полуподвальчике, где водочная, их с десяток, да и вообще… Больше вас, негодяев, ― буркнул Арс. ― Вас всегда больше.
― Демонов и ангелов поровну! ― вскинулся Лиарзу. ― Это духи всякие низшие… вам тоже никто не мешает их использовать, кстати!
― Ну да, как же! Низший дух ― это такая тварь, знаешь ли, что признает оплату только кровью и частями душ, а не высокими идеалами… Ладно, давай зажигалку! Сейчас все ваши духи будут на нашей стороне!
― Даже не знаю, хорошо это или плохо, ― вздохнул Лиарзу, щелкая дешевенькой пластиковой зажигалкой. Из кадила заструился первый робкий дымок.
Ангелы рассыпались по небу. Их огромные нимбы сливались в сплошное сияние и накрывали город золотым куполом. Арс прикрыл глаза, наслаждаясь чувством близости соратников… но тут же встряхнулся и взмахнул кадилом.
― Только бы они не заметили, что я здесь прохлаждаюсь…
Дымок струился все увереннее. Вот уже в воздухе ощутимо запахло ладаном. Лиарзу чихнул ― раз, другой, третий… В конце концов он не выдержал и отодвинулся подальше по скату крыши.
― Что? Черти действительно бегут от ладана? ― прокомментировал Арс.
― У меня ал… ал… аллер… апчхи! …гия! ― проговорил Лиарзу. ― И попробуй вякни, что у демонов ее не бывает!
― Пройдет, ― буркнул Арс. ― О, зашевелились!
Уточнять, кого он имеет в виду, не понадобилось. И так было ясно, что происходит нечто необычное.
Дымок таял в теплом осеннем воздухе. Ангелы замахали крыльями все медленнее, медленнее… и наконец зависли неподвижно над проспектом, университетом и бугристым одеялом крыш. Застыли, как статуи, глядя прямо перед собой.
Застыли и демоны в водочной. Лишь шустрые низшие духи в обличье пьянчуг спешно порскнули врассыпную, точно почувствовали что-то. Скоро ни в одной забегаловке проспекта не осталось ни единого духа. Только демоны, замершие, будто мухи, застрявшие в сиропе, да ангелы над ними.
А потом ангелы, так и не взмахнув крыльями вновь, начали медленно двигаться вниз, прямо к демонам на улице и в забегаловках. Казалось, их несет ветер, а сами они ничего не весят. Большие воздушные шарики в человеческом обличье и с крыльями…
Они застыли прямо над головами демонов. Дюжина ангелов вверху и примерно столько же демонов внизу…
Вспышка!
Она была ослепительно алой, а по форме напоминала атомный гриб. Волна жара прокатилась над домами. Затрещали, сворачиваясь, темные волосы Арса и светлые локоны Лиарзу. Демон и ангел совершенно одинаково скорчились, съежились, защищая лица… и самым странным было то, что прохожие на проспекте и многочисленные покупатели в магазинах так ничего и не заметили!
Точно и не было никакой вспышки, никакого гриба и никакого жара!
Раскаленный воздух понемногу остывал. Вот уже повеял прохладный осенний ветерок. Арс со стоном отнял от лица закопченные руки, с сожалением взглянул вниз, туда, куда улетела выроненная им в панике кадильница, ощупал торчащие кверху оплавленные пряди волос.
― Что это было? ― прокряхтел он.
― А ты говорил «ничего не произойдет, если мы делаем что-то неправильно»! ― проворчал в ответ Лиарзу. Его светло-зеленая куртка с эмблемой известной фирмы спортивной одежды была серой от сажи или копоти. ― Ну и что теперь?
― Что-то точно произошло, ― признал очевидное Арс. ― Ну-ка смотри на демонов…
Ангелы над городом пришли в движение.
Арс мельком глянул вверх и тут же потерял интерес. Он выискивал демонов. Ну-ка, как, как они теперь себя поведут… Должны же измениться их поступки! Демоны склонились к добру, ну же, пусть это подействует…
А сверху вдруг словно ниоткуда обрушился огненный ливень. Лиарзу с руганью закрыл голову руками.
― Огонь небесный! ― охнул он. ― Вот и наше наказание, чтоб не лезли!..
― Это не огонь. Точнее, не небесный… То есть… небесный, но не тот! ― рассердился Арс. ― Короче! Смотри сам!
Лиарзу осторожно высунул лицо из ладоней, закрывая глаза от огненных брызг.
И увидел картину, достойную кисти художника.
Да, с неба лился огненный дождь. Но пламенные эти сгустки из своих ладоней исторгали ангелы! А в сгустках… Лиарзу показалось, что промелькнуло что-то синее, зеленое, черное…
Да это же мусор!
Ангелы целыми пригоршнями материализовали откуда-то пустые сигаретные пачки, пластиковые бутылки, доски и ветошь, поджигали… и с хохотом швыряли вниз! Прохожие в ужасе разбегались, пытаясь укрыться в магазинах. Дзын-н-нь! Первая витрина, пробитая пылающей головешкой, разлетелась мириадами мелких осколков. Головешка шлепнулась на сверкающий паркет. Ответом служил хор визга.
Наперерез вдруг метнулась черная тень. Над магазином раскинулся зонт непроницаемого мрака. Следующая головешка с шипением погасла, угодив в него. Ангел злобно скривился и запустил следующую пригоршню горящего мусора прямо по окнам жилого дома!
Дом мигом окутался черной завесой. Внизу кто-то воинственно прыгал. Лиарзу прищурился.
― Демон! ― пораженно воскликнул он. ―Демоны защищают людей от ангелов! Слушай, Арс… ― он уставился на сообщника изумленными глазами, огромными и круглыми, как суповые миски. ― Мы что… поменяли их местами?!
― Похоже на то… ― пробормотал Арс, наблюдая, как очередной демон проворно раскидывает черный зонтик напротив еще одного дома.
― Как? Как?! О Первейший! ― простонал Лиарзу. ― Я так и знал, что из этой затеи выйдет какая-нибудь гадость!
― Да ничего ты не знал! Молчал же!..
― О неразумные юнцы! ― вдруг вмешался в разгорающуюся ссору третий голос. Ангел и демон притихли. Голос шел сверху… или со всех сторон… или ниоткуда…
― Глас небесный! ― пугливо прошептал Лиарзу.
― Да это Варсомаил, ― пояснил Арс. ― Мой… начальник! О Всевышний! Если меня сейчас не изгонят, это будет чудо!..
― Что вы натворили, неразумные юнцы! ― гремел голос. ― Разве вы забыли наш главный принцип? Свобода воли! Выбор каждого! Выбор, сделанный самостоятельно, а не навязанный хитростью! Конечно, из вашей затеи ничего не могло выйти! Наивные юнцы!
― Мне конец… ― пробормотал Арс. ― Но мы же хотели… всеобщее добро…
― Выбор! Воля! Свобода! ― повторил голос. ― Без этого изначальный баланс никуда не денется. Не вы его устанавливали ― не вам и отменять! Вы же попросту поменяли их сущностями!
Ангел и демон опустили головы. На проспекте продолжалось побоище.
― Злые ангелы и добрые демоны! ― шепнул Арс. ― Никогда бы не поверил… и скажи кому…
― Сейчас все скажешь, ― зловеще пообещал голос. ― Вот прямо сейчас. Ангел нулевого ранга Арсанаил! Приказываю немедленно прибыть в небесные сферы!
А затем голос утратил свою громоподобность и деловито добавил:
― Будем возвращать все обратно.
Из груди Арса и Лиарзу одновременно исторгся вздох глубокого облегчения.
Раз можно все исправить ― значит, пронесло.
Могло быть и хуже.
Дом-на-Перекрестке (с)