Розовый будуар
— Аля, — восклицает старик. — Аля!
Ася открывает глаза, моргает, не понимая, что и где.
— Алечка!
Больница? Пять лет? Птица Симург?
Розовый будуар? Бабка? Сколько лет прошло? Который год?..
На пороге мнётся высокий, статный дедок: тёмно-зелёный мундир «французского» покроя с вишнёвым воротником, растерянные карие глаза, седые волосы ниже ушей, трость с янтарным набалдашником... Что ещё за господин?
Ася мотает головой. Эк её закинуло в прошлое! Она и сама плохо помнила ту первую встречу с бабушкой… Только вот где они теперь — и она, и бабка?
Оглядывает руки, ощупывает лицо. Вроде взрослая.
Старик на пороге наконец решается и шагает внутрь. Быстро движется наискосок, прямо к Асиному замку из подушек, покрывал и балдахина, наступая на рассыпанные вещички, флакончики и кружева.
— Наконец-то! Здесь! Когда, когда вернулась? Я уж думал, ты навсегда там… Алечка! Алечка!
Руки у седого господина трясутся, его всего потряхивает крупной дрожью. По лицу, сменяя друг друга, пролетаю тени недоверия, испуга, радости. Наконец их сменяет смутная улыбка.
— Аля! — с трепетом повторяет дедок, нерешительно протягивая к ней руку в серой перчатке.
— Я Ася! — говорит Ася, и голос у неё писклявый и высокий — привет из прошлого! Господин вздрагивает, щурится, достаёт из нагрудного кармашка пенсне. Пристально разглядывает её сквозь выпуклую линзу.
— Ася, — тихо, удивлённо проговаривает он и всё-таки подходит ближе. — Ася? Вы кто?
— Ася, — повторяет Ася, натягивая покрывало до самого лица. Краем сознания отмечает, что материальность при ней — по крайней мере, не парит над кроватью, а сидит на ней. И чувствует в пальцах мягкий ворсистый мех.
Ася силится вспомнить, во что одета, и понять, можно ли прямо сейчас соскочить с постели и пойти искать бабку, или папку, или хотя бы что-то. Полусон-полуявь про циклопа и больницу… Какие-то хронофрагменты… Всё перепуталось в голове.
Она красноречиво шуршит одеялом. Господин галантно отворачивается и представляется:
— Консул за рубежом Министерства иностранных дел, граф Яков Велимович.
— Брюс, что ли? — ахает Ася.
— Нет, нет, просто тёзка, — отмахивается граф. — А вы кто, барышня? Как оказались в Алином будуаре?
— Аля — это кто? — медленно соображая, спрашивает Ася и сама себе отвечает: — Аля — это, наверное, Александра Лыжина, бабушка моя?
— В этом году она ещё не Лыжина, да и не бабушка, думаю, — покашливая, хохочет Яков Велимович. — А вот чуток попозж…
— Э! Вы, выходит, мой дед? — Ася выпучивает глаза на старичка и аж выпрямляет спину, чтоб быть под стать этому сухощавому, с военной выправкой графу.
— Барышня, головка нужна не только шляпку носить, — строго отвечает Яков Велимович. В глазах, впрочем, сверкают весёлые искорки. — Яков Велимович Шитглиц я. Есть у вас в родне такие?
— Нет…
— А были б, если б Алечка моя, ваша, как вы говорите, бабушка, согласилась принять моё предложение руки и сердца.
Граф хмурится. Ася задумывается, надо ли извиняться за бабушку. Решает, что нет. Вместо этого произносит:
— Свобода выбора.
— Ну-ну. Вы-то по своему ли выбору тут оказались, барышня Анастасия?
— Да… Наверное.
Ася вспоминает последние минуты в собственной гостиной, бабкины глаза, какие-то хронофрагменты, Антона...
— Антон! — вскрикивает она, заново накрытая произошедшим. Сползает с кровати, таща за собой покрывало. — Антон!..
— Не шляпку носить! — сердито повторяет смущённый и сбитый с толку граф. — Яков Велимович. Не Антон.
— Антон — это другой… Это не вы, — путано поясняет Ася. — Я его… хронофрагментом… Антон…
Граф шагает к туалетному столику, выдвигает резной ящик под зеркалом; грохочет и звенит там чем-то стеклянным. Ведёт он себя не то чтобы как хозяин, но как человек, который бывает в Алечкином будуаре нередко.
Ну даёт бабка!
Ася всё ревёт, утирая мокрое лицо рукавами. До чего странно смотрится её серенький свитерок среди бархатных портьер, парчовых банкеток и громадных ваз с сухоцветами, расписанных аистами и соломенными шляпками…
Яков Велимович суёт ей в руки что-то маленькое, вроде стопочки, из каких пьют водку. Пахнет оттуда тоже спиртом и чем-то ещё, резким, острым.
— На. Бабушке твоей помогало, может, и тебе поможет, — говорит граф. — Ну-ка, залпом!
Ася опрокидывает стопку, утирает рот, тупо глядит вперёд, в щёлочку между штор. В ней виден свинцово-апельсиновый зимний закат и низенькие крыши. Некоторое время в комнате тихо; только ветер шуршит лёгкой шёлковой шалью на спинке кресла.
— Ну? Подуспокоилась? — спрашивает граф.
Ася кивает. Молчит. Яков выжидает. Наконец не выдерживает:
— Ну, барышня Анастасия, расскажешь всё-таки?
— О чём рассказать? — Ася вздрагивает и икает. Яков даёт ей ещё воды из пузатого рельефного графина и усаживается в кресло.
— О бабушке свой расскажи, барышня. Об Але. Я ведь не видел её вживую с тех пор, как этот Лыжин с ней помолвился. А как она призраком сюда прилетела, так нос от меня воротит…
— А что о ней рассказывать. Я ж её не знала живой тоже, — говорит Ася почти умиротворённо. — Это потом, когда мне лет пять, было, она взяла и явилась. Я думала, это после наркоза… Мне какую-то операцию делали, что-то связанное с головой. У меня в детстве постоянно голова болела… Привезли в больницу, прооперировали и оставили на реабилитацию. Так страшно было одной… Особенно вечером, в пустой палате. Постоянно кошмары снились. А как-то ночью открываю глаза — а там бабка. Сидит на кровати. И всё, с тех пор постоянно со мной летает. Ну, не постоянно, а так, когда захочет… Подбивает меня на авантюры.
— Да-да, это Алечка умеет, — бормочет граф.
— Заставила меня папку эту дурацкую забрать из дома… И вся эта кутерьма, кутерьма понеслась… А потом Антон…
Несмотря на стопочку, Ася опять рыдает.
— Что за Антон такой? — деловито спрашивает граф.
— Патрульный… солдат… Я его убила! — всхлипывает Ася.
— У меня праправнука тоже Антоном назвали, — кивает Яков Велимович, нимало не впечатлённый Асиным признанием. — Говорил назвать Андреем, но кто меня слушал…
— Как вы так говорили? С небес шептали? — невежливо перебивает Ася.
— Ну можно и так сказать. — Старый граф, чем-то вдруг взволнованный, закладывает руки за спину и начинает расхаживать, вышагивая по будуару, словно цапля. — А расскажи-ка про Антона ещё. Ну-ка, ну-ка…
— Я его убила…
— Да это я слышал уже. Барышня-убийца, голубка, хватит рыдать, говори!
— А бабка улизнула в моё время… — не обращая внимания, продолжает сопливить Ася.
— А то ты не догадывалась, что она этого и хочет!
— Чево?!
— Таво!
А граф, оказывается, умеет дразниться!
— Все, кто тут сидит, хотят улизнуть.
— Тут — это где? — уточняет Ася, обводя зарёванными глазами душно-розовый будуар.
— Это тут. В своём, так сказать, времени. В своём собственном настоящем.
«В городке, что я выдумал и заселил человеками…» — навязчиво-перефразированно крутится в Асиной голове.
— Но все, конечно, стремятся в будущее, — продолжает граф. — Посмотреть, как там потомки, как там жизнь. Ну а главное, ещё пожить. Ещё! Ты девочка, тебе не понять. А бабушка твоя, Алечка, всегда была с искоркой. Вот как она ловко с хронофрагментами придумала…
— Что?.. — шепчет Ася. Пальцы суетливо и яростно выщипывают покрывало независимо от хозяйки.
— Подкинула тебе папку — мы ведь всей старой компанией наблюдали… Почти кинематограф, только вживую…
— Бабка… подкинула хронофрагменты?.. Зачем?
— Откуда ж тебе знать, как с ними обращаться? Аля надеялась, ты заваришь кашу и попросишь её помощи. Только с согласия, с просьбы живых мы, призраки, можем попасть к вам. А она желала, ох как желала убраться отсюда, особенно с некоторых пор…
— С каких?..
Будуар плывёт, и Ася чувствует, как ко лбу поднимается знакомая горячая головная боль, вечные спутники которой — видения. Так-то и появилась в первый раз бабка… И не случайно, оказывается...
— С тех самых, как в пух и прах проигралась в мушку. Её тут теснили, барышня Анастасия, вот она и придумала этот план с фрагментарным временем. На мой вкус, вычурно, но в этом вся Алечка...
— Так вы ухлёстываете за ней? — наконец соображает Ася, ещё не в силах осознать, во что вляпалась по бабкиной милости.
— Та конешно, — с нарочитым акцентом смеётся граф. — А вы, гляжу, совсем, милочка, растеряны... Пойдёмте в чайную. Голодны? Ну ещё бы, в вашей Москве с питанием не так славно, как в наши времена.
Ася растерянно кивает.
***
В чайной тепло и сумрачно, пахнет лимоном, вареньем и мармеладом. На круглом столике кипит томпаковый самовар, чашки, ложечки и ложки хрустальные, на блюдцах конфеты, пастила, желе, орехи, апельсины и яблоки дольками. У Аси разбегаются глаза и подкатывает слюна.
— Нет-нет, давайте с чего посытнее, барышня. — Яков Велимович берёт Асю под локоть и ведёт ко второму столу. На накрахмаленной скатерти икра и сыр тонкими лепестками, красными на просвет, рассыпчатый паштет, рыба и окорок.
— Ну, Анастасия, чаю? Мы, москвичи, всё больше по чайку. Это Петербург кофеём пробавляется. А то, может быть, сотерн, лафит, коньяк?
— Ты ещё будешь мою внучку спаивать? — раздаётся вдруг откуда-то с пола, и из-под ковра выныривает свежая и весёлая версия Аси, тёмненькая, веснушчатая, кудрявая, с прищуром и мелкой родинкой под губой.
— А...Аля?
Яков Велимович теряет голос, Ася бухается на колени, ловит руками бабку, но та смеётся — таким молодым, таким светлым смехом, что Ася вздрагивает, впервые видя приближенную копию себя со стороны, а Яков проваливается на два века назад, в кривые московские улочки, в запахи пудры, иланг-иланга и флёрдоранжа, кофе и оранжада, открытых возков, легчайшего собольего меха, занесённого снегом, и бесконечной удали и молодой удачи…
— Аля...
Лыжины, раскрыв рты, глядят на графа. Та, что Ася, стоит на коленях, та, что Аля, сидит на ковре.
— Давно я тебя не видала. Здравствуй, Яша, — наконец обретает голос та, что старше, одёргивая непривычно короткую юбку. Сглатывает, теребит манжеты и отворачивается к внучке: — С Антоном твоим я всё поправлю, хватить переживать. И так совсем мигренями замучилась.
Бабка говорит что-то ещё. Граф не сводит с неё глаз. Ася думает: какого это — видеть свою возлюбленную снова молодой? Может быть, как раз в том возрасте, в котором она отказала?..
— А остальное как, ба? В Москве? Солдаты, карточки… Как это поправить? — с усилием вспоминает она.
— Как-как… Папку сжечь, и с концами. Не переживай. Алисе дала знать уже, что с тобой всё в порядке.
— Как? Я двое суток с родителями связаться не могла!
— Пути надо знать, милая. Вы там с интернетом совсем обленились, почтой письмо послать не умеете.
«Почта!» — охает про себя Ася и снова пытается поймать бабкину руку, но та хохочет, ускользает. «Как-то не по-настоящему она смеётся… не по хорошему…»
— Ба! Я хочу обратно! Антон…
— Всё с Антоном твоим в порядке. Папку сегодня вечером изничтожу на Никитском в мансарде. Чтоб больше никаких проклятий по женской линии. А будут тебе плести, что это я её подкинула, — не верь. Это всё цыганка нагадала ещё в осьмнадцатом веке матушке моей. С тех пор маемся. Ну, бывай, Асенька!
— Бабушка!
— Аля!
Пустота.
***
Яков жмурится, тяжело опускается за стол. Тянет к себе графин лафита, машет рукой, отодвигает.
— Как была лиса, горазда на чудеса, так и осталась.
Граф хлопает ладонью по розовой бархатной скатерти и отодвигается, давая место Асе. Она присаживается на край, не веря бабкиным словам, самой себе не веря, не веря тому, где, с кем, как очутилась. Сама того не замечая, снова задрёмывает: вот сидела за чайным столиком, вот оказалась среди взбитых, накрахмаленных, кружевных подушек. Пахнет от них лавандой и яблочным мылом.
Откуда-то издалека доносится ласковая, тоскливая мелодия. И Ася отчаянно цепляется за явь (хотя какая ж это явь!), лишь бы послушать ещё этой звонкой музыки, похожей на пыльные крылья бабочек.
Ноты срываются и падают в росистую траву, как спелые, крупные, зернистые ягоды малины. «Малиновый вальс», — думает Ася, и так ей становится хорошо и спокойно, и дневные приключения, старые газеты, чёрный грузовик, и лепнина у потолка гостиной, и молодеющая бабка — всё успокаивается, отходит на задний план, меркнет позади малиновой музыки.
— Это «Алин вальс», — негромко говорит Яков Велимович. — Спите, барышня.
Ася спит.
Читать полностью: https://litnet.com/ru/book/ekspromt-v-nastoyashchem-v..