Лунная программа
Кира легко скользит по глади катка, лезвиями выписывая восьмерки, она думает о новой программе, мысли ее спутаны как моток белой пряжи. В программе нежная серебристая мелодия, песня очень трагичная, но звонкая, ян-тирсеновская: о матери, луне и младенце, и костюм, очевидно, будет белоснежным и усыпанным серебром. Кире это все совсем не близко.
Кира раздумывает, как поймать настроение, влиться в музыку, быть как дымка и как хрусталь, стать месяцем, сыном и мамой, стать снежинкой, бликом и последней предрассветной звездой. Кире это не дается совсем, образ изворотливый, юркий. Кира совсем не про тонкую грусть, ласковый бархат печали, меланхоличный голос певицы, льющийся из колонки.
Кира – о другом, она – спокойствие плеса озера, безмятежность лесной чащи, ничто не дрогнет, несгибаемые травы, букет бессмертника. Кира вся о труде, стертых в кровь ногах, сбитых коленях и потянутой спине. Кира пока еще очень юная, не познавшая ни ложки дегтя, Кира – чистый лист, чуть трепещущий от сквозняка, Гран-При, чемпионатов.
Кира злится – на себя, на тренера, на хореографа, но больше все-таки на себя, потому что программа получается механическая, скучная. Кира пыщет раздражением, разгоняется, и – прыжок. Оборот один, другой, третий, точка, Кира чуть пружинит на подрагивающих ногах, но все равно стоит.
Пока Кира прыгает, мир замирает, вьется покорным волчком у двух тонких лезвий. Кира приземляется красиво и твердо, изнутри обжигает острой благодарностью и облегчением. Кира знает, что время для акселя длится немножко дольше нужного, позволяя ей прыгнуть лучше, выше, чище – это один из маленьких подарков Аллена. У Киры все хорошо, пока рядом Аллен.
Аллен – Кирин лучший друг, и именно к нему она бежит сразу после тренировки пулей-кометой, наспех застегивая пальто. Кира покупает Аллену капучино с шапкой пены, себе – зеленый чай. Аллен снимает мансарду, подниматься к нему нужно по крутой скрипящей лестнице, Кира боится ноги сломать и разлить напитки, но взбегает резво, ей не терпится поболтать, разговориться с ним как птичка.
Мастерская Аллена встречает Киру размеренным тиканьем: часы укрывают панцирным доспехом стены и поверхности всех столов. Часы идут по Лондону, Киеву, Бомбею, Неверленду и Нангилиме. Аллен вслушивается в голос секундной стрелки, как в дыхание ребенка, Аллен – талантливый часовщик. Аллен в этом сказочном королевстве – верный слуга на страже времени.
Обычно все происходит так: они сидят за столом, Аллен чинит очередные часы, перебирает инструменты и детали, молчит, слушает Киру. Кира рассказывает о своих делах, о программах, о чемпионате, о фигурном катании, о диете и новых мозолях, о побаливающей связке и страхе.
Аллен умеет Киру поддержать, успокоить важными словами, напоить чаем, дать печенья, одолжить соль и ставшую жутко модной авоську для пары апельсинов и пачки творога. Кира рядом с Алленом чувствует себя дочерью и внучкой, с Алленом говорить можно без утайки, можно плакать, можно сплетничать, можно заливисто рассмеяться.
За дверями мастерской в Кире видят уверенную в себе чемпионку, флегматичную, сосредоточенную на спорте, будущих победах, медалях. За дверями мастерской заканчивается настоящая уязвимая Кира, и начинается Кира-спортсменка. Аллен же видит в Кире только девочку: колкую, как льдинку, но честную, немного смешную. Кира за это ему говорит спасибо.
На самом деле, Кира не так уж хорошо и знает Аллена. Он все-таки намного старше, прожил целую жизнь, с кем-то танцевал, с кем-то дружил, на ком-то даже женился. У него вроде бы были дети и совершенно точно – собаки. Аллен когда-то носил длинные волосы, такая прическа ему очень шла. Он не всегда был стариком с седыми висками и смешным пиджаком с жесткими плечами, но Кире в это верится едва-едва.
Кира ничего не знает о прошлой жизни Аллена, в которой он еще не был милым старичком из крохотной часовой мастерской, и их обоих это устраивает. Возможно, когда-то он был хитрым дельцом или уставшим от вечных стрессов финансистом. Может, совершил преступление – по случайности, конечно, а может, просто был плохим мужем.
Но с Кирой прямо сейчас, в моменте, они дружат хорошо и по-настоящему. Кира уходит, наспех обняв Аллена, пообещав вернуть авоську, заглянуть на неделе. Тренировки затягивают Киру в привычное расписание, новое платье – в тугой корсет, ошибки и падения – в расстройства и разочарования. Кира забывает про обещание на недельку-другую. А потом Аллен умер. Умер он как раз перед Новым Годом, и авоська ему, конечно же, уже не могла пригодиться.
Кира с Алленом всегда были на разной частоте, два граммофона с разными пластинками, Аллен: тихий, едва различимый блюз, а Кира – новомодное техно. Только Кирина мелодия продолжала играть, а Алленова закончилось. Кира сорвалась к нему среди недели, рискуя опоздать на тренировку, будто что-то чувствовала, даже не зашла за кофе, но было слишком поздно – время в каморке Аллена замерло навсегда.
Для Киры музыка звучала по-прежнему раскатисто, динамично: Кира вставала рано, ездила на тренировки, на лед и к хореографу, на примерки и на интервью. Пила зеленый чай, смотрела сериалы, если не успевала заснуть до этого от усталости. И ничего не происходило такого ужасного, с Кирой осталось все ее: сила, навыки, прыжки.
Часовую мастерскую сдали кому-то другому, теперь там был копицентр. Время шло своим чередом, время шло сквозь Киру, оставляя ее в стеклянном пузыре, будто это был последний подарок Аллена, затянувшийся лутц, тройной флип. Научиться отпускать для Киры стало таким же титаническим трудом, как поставить новую произвольную программу. У программы было название «Луна», а у Киры было горе.
Все нерассказанное Аллену в уютной атмосфере мастерской, все слова, которыми Кира не могла поделиться, оставались ей на память тяжелыми медяками в карманах пальто, увесистым грузом на сердце. Кира привыкла для других казаться выверенной и строгой. Побольше молчать, удерживать все в себе, на вопрос «как дела?» добывать из души ответ, что «хорошо все, кремень-динамит».
Кира отпускала Аллена медленно, крайне медленно, через забывание. Кира забывала Аллена, его улыбки и то, как бережно он держал в руках часы, как отзывалось в них многоликое время, каждый раз разное: по Москве, Нью-Джерси, Нангияле. Кира была занята забыванием, не заметила соседского рыжего кота, которого раньше подкармливала и гладила.
Не заметила первых новогодних украшений, гирлянд из разноцветных лампочек, развешанных по Дворцу спорта, и как Феникс на нее, на Киру, смотрел, она тоже не заметила тогда. Кира забывала поесть, потому что горло вечно было забито комом из слез, и кто-то похвалил ее уменьшившийся вес, и Кира привычно улыбнулась – самое важное же медали, Гран-При, ага, быть как сталь и как серпик из «Луны».
Кира не замечала Феникса привычно, на него не срабатывало периферическое зрение и внутреннее инстинктивное чутье. Киру едва ли можно было в этом винить: Феникса не знал почти никто, хоть и работал он во Дворце спорта давно. Феникс отличался от других только вычурным именем, остальным не выделялся совсем, сливался с бортиками. Был вроде как помощником тренера, оказывался в тысяче мест одновременно, выполнял тысячу работ и знал все и обо всех.
Кира помнила о нем только, что Феникс еще недавно тоже был фигуристом с амбициями, надеждами и перспективами, полетами в прыжках, которые в один момент оборвались. Причин Кира не знала, да и не интересовалась никогда: это спорт, так случается, что даже ангелы падают с острых лезвий. Они с Фениксом не были друзьями или хотя бы приятелями, иногда здоровались, иногда просто кивали друг другу. Феникс принял решение отойти от большого льда, и растворился, исчез в жизни Дворца.
Кира же всегда была замкнута на себе и в своем: прыжки, каскады, программы, как прыгнуть, что сыграть лицом. Феникс был для нее еще одним элементом паззла, не самой важной деталькой лего, с кем-то болтал, обсуждал какие-то мелочи, нес пустой информационный шум. Кира о Фениксе знала только, что он пьет чай с сахаром и носит под форменной курткой мерчевую футболку Нирваны(настоящую!), о том, что Феникс был человеком с крыльями, Кира не знала от слова «совсем».
Когда Феникс заговорил с Кирой, едва ли не впервые за несколько лет, ей захотелось от него сбежать – Кира ненавидела выдавать свои слабости:
- Привет. Как дела? Может, тебе нужна…
И прежде, чем с его губ сорвалось слово «помощь»: словечко маленькое, шершавое, и для Киры почти оскорбительное, Кира приняла решение исчезнуть.
Она замотала головой, открестилась, убежала позорно, бросив что-то вроде «мне нужно спешить». Кира не привыкла жалеть себя, сама не умела и другим не давала, только если Аллену, но Аллен был почти как дедушка, а Кира не собиралась принимать жалость, помощь, милосердие и еще что от Феникса, от кого угодно.
В раздевалке долго не могла отдышаться, будто бежала стометровку на время, сердце билось в груди напуганное, ужаленное. «Как же я, должно быть, ужасно выгляжу, если даже он заметил…». В торговом центре купила свитер цвета фуксии, веселый, ни к чему не обязывающий.
Свитер был веселый, а настроение – нет, вспоминалось мерное тиканье в мастерской под крышей дома и улыбчивое лицо в морщинах. Кира еще купила помаду с блестками – сумасшедшую, праздничную, деньрожденную, посмотрела на себя в обновках, и расплакалась. В праздник не верилось, было искусственно, вымученно, несмешно.
В ночь своего рождения Кира никак не могла уснуть, все ворочалась, а ноутбук подсвечивал комнату инфернальным светом, сериал стоял на паузе и казался очень далеким от жизни. А как иначе назовешь картинку, где у всех все хорошо, ну, или может, не очень, есть там какие-то измены, Париж, конфеты в золотистой фольге, девушки с клубничным блеском на губах и красивые опасные парни, и все они поразительным, вопиющим образом живы?
Кира загадала бы жизнь Аллену в качестве подарка на день рождения, если бы не знала, что это невозможно. Поэтому загадала друга, загадала в ночь своего рождения, пока пила воду с лимоном. Цедила мелкими глотками, смотрела на подслеповатые оранжевые фонари, попадала стеклянным краем по зубам, если кривила рот в плаче.
В смерть Аллена, в свое одиночество, в законсервированные секундочки и такие же эмоции – разложенные по жестяным банкам Кириных пределов, Кире все еще не верилось.
Кира по Аллену скучала: остро, обидно, скучала так сильно, что грусть и печаль сплели на ней саван, Кира и носила его поверх свитера цвета фуксии, синих джинсов и мартинсов. Кира носила его как флаг победителя, как щит и как броню, Кира в своем горе окуклилась, потеряла ниточку с внешним миром окончательно. Так старалась быть в порядке, что совсем расклеилась.
На нее нахлынуло вдруг, бывает же: на похоронах Аллена не плакала, а тут эмоции обернулись лавиной. Закрыла глаза ладонью, будто сдаваясь, от окна тянуло холодом: пошел снег. Крылатую тень, вытянувшуюся на подоконнике, Кира не заметила из-за своих пальцев. Потом не помнила совсем, как дошла до кровати, как рухнула под одеяло и клетчатый плед: будто укрыл кто ласково.
Наутро проснулась тихая, успокоенная. Стакан одиноко поблескивал гранями на прикроватной тумбочке: Кира его никогда туда не ставила, но это не потревожило ее совсем.
На улице выпал снег: рассыпчатый как мел, пахнущий арбузом, Кира вспоминала: родилась же когда-то в такую зимнюю ночь: непроглядную, свинцовую, и на утро все было затоплено снегом. Снег валил и сегодня, пока Кира спала, и пока Феникс стерег ее сон.
В день рождения Кира ничего особенного не ждала, никаких тебе праздников или подарков, никакой вечеринки в Кирину честь, и чтобы все в колпаках, осыпанные конфетти и серпантином. Но в дверь постучали, пришлось, конечно, побежать открыть, сунув ноги в тапочки с пушистыми помпонами, такие сибаритские, легкомысленные.
На пороге стоял Феникс: рыжий, растрепанный, в расстегнутой куртке и в свитере в ромб. Такой внезапный гость, будто с луны свалился, упал прямо к Кириному порогу.
- Ты чего? – не нашлась, что спросить другого, поэтому бросила что-то совсем дурацкое. Но Феникс не обиделся, улыбнулся только, легко, и улыбка эта была острой, хитрой, как у лисы из басни.
- Выходи гулять.
И повел за собой по улицам и переулкам, мимо цветных домов с красными крышами, и они были украшены гирляндами, и желтый свет бликовал в рыжих волосах Феникса, он много смеялся, и Кира смеялась тоже, ощущая, как расжимается на груди тонкий металлический обруч, что не давал ей дышать до этих самых пор.
На главной площади кто-то устроил настоящее ледовое побоище, кучка ребят ожесточенно дралась снежками, кого-то повалили в снег, и Кира увязла в этом веселье как в растопленной карамели. Город шумно гулял зиму, и Кира ринулась в родную стихию: холода, бенгальских огней, красных щек, запаха глинтвейна и снеговиков.
Очнулась уже когда промокла насквозь, и снег ощущался в ботинках и даже за шиворотом, и из глаз тоже текло: то ли растопленная вода, то ли слезы. Феникс будто все понял, перестал изображать снежную пушку, потянул за собой в какую-то кофейню греться. Кофейня оказалась уютная: диваны с гнутыми ножками, пледы и гобелен на стене, чашки из бабушкиных сервизов и кофе по-турецки, красивый черноглазый бариста в джинсовом переднике.
Кира пила жутко сладкий какао с маршмеллоу, заливисто хохотала над шутками Феникса, не забывая ругать его за то, что выкрал из дома и соблазнил на сладости, вот завтра достанется на контрольном взвешивании, о каких тройных и каскадах тогда речь. Но Феникс не сдавался, отвлекал рассказами из детства, фотками собаки, инфоповодами из Интернета, и Кира тонула в беседе.
В ту ночь, казалось, рассказала ему все, что за месяц со смерти Аллена накопилось, а может, и куда больше. Рассказала о себе, о программе, о том, что чувствовала молодая мать, глядя на первенца, которого посвятила Луне, о том, как это здорово – побеждать и получать заслуженные медали, и еще о том, как здорово кому-то доверять.
В ту ночь гуляли по всем паркам и скверам, кормили уток на озере, заходили в бары, кафе и кофейни, и от чая, рома, пирожков с картошкой и яйцами, пирожных с малиной, крохотных, на один укус, делалось так хорошо, что не хотелось, чтобы эта замечательная история заканчивалась.
Улицы сплетались в лабиринты, Феникс вел за собой по городу так уверенно, знал каждый переулок и поворот как свои пять пальцев, в какой-то момент они оказались на крыше, и долго смотрели на звездное небо, держась за заснеженные перила, а внизу лежал мерцающий город.
- Ну что, принцесса, пора прощаться, - Феникс вернул Киру обратно домой в целости и сохранности, в белой шубке и обеих перчатках.
- Это был лучший день рождения, спасибо, спасибо. Ты спас меня, правда! Словно ангел.
- Ага, - Феникс на секунду помрачнел будто, но потом просиял лицом, обнял на прощание, от него пахло сандалом и жасмином одновременно, и был таков.
Кира скинула шубу, села прямо на пол, проехавшись спиной по входной двери, долго сидела, уткнувшись лицом в колени, и с лица ее не сходила улыбка. Смерть и день рождения, торт и лишний вес, программа, баллы за прыжки, все это стало сущими мелочами, ей подвластными. И впервые за долгое время, Кире было по-настоящему хорошо.
Любая сказка, как и любое горе, имела свойство заканчиваться. Город понимающе подмигивал подслеповатыми желтыми фонарями, как и тысячи лет назад.
Лина Ферн. Сказки Островов (с)