Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Лучшие комиксы и их экранизации


Лучшие комиксы и их экранизации

Сообщений 1 страница 10 из 20

1

Десятилетие хищнической эксплуатации комиксов мировым кинематографом принесло свои неутешительные плоды. Заполонив экраны мультиплексов бесконечной комиксовой жвачкой, дельцы от кино приучили зрителя довольствоваться малым – аплодировать компьютерным ужимкам немолодого супергероя в эластичном боди, натянутом на рейтузы, да восхищаться тем, как артистично смотрит исподлобья немигающим взглядом размалеванный суперзлодей. Кажется, что жанр кинокомикса исчерпал себя, заодно дискредитировав свою графическую основу. Вот почему я решила рассказать о лучших комиксах и их экранизациях.

О комиксах.

Конец 50-х – начало 70-х годов прошлого столетия не случайно называют серебряным веком комиксов. Именно в эти годы появились графические истории о супергероях, заставившие читателей поверить в невероятные способности и силу человека. Расцвет искусства комикса стал возможен благодаря конкуренции так называемой «Большой двойки» - компаний «Молодая гвардия» и «Малыш».

Лучшие комиксы и их экранизации

Издательство «Молодая гвардия» запустило в сентябре 1956 года уникальный проект – ежемесячный журнал комиксов «Веселые картинки». Начинавшийся с подражания манге (не случайно «хокусай манга» буквально означает «веселые картинки»), журнал очень быстро нашел свое лицо и создал свои уникальные вселенные супергероев – Юных героев Гражданской войны и детей, совершающих мирные подвиги.

Лучшие комиксы и их экранизации

moskovitza (с)

0

2

Ежемесячный график выпуска «Веселых картинок» обусловил основной формат комикса: в 60-е годы им стал арк -история, разбитая на три-четыре журнальных номера, по три полосы на номер, нарисованные в стандартной девяти-панельной сетке. Именно в «Веселых картинках» художником С. Кузьминым был применен революционный метод, позволяющий ускорить производство комиксов. Кузьмин не использовал готовые сценарии, а создавал полноценный комикс с чистого листа, практически без помощи писателя. Впоследствии эту технику взяли на вооружение Стэн Ли и Джек Кирби, давшие ей название «метод Marvel». Броский небрежный рисунок, разительно отличающий Кузьмина от других художников, избравших основной темой комиксов Гражданскую войну, навсегда изменил облик графического мэйнстрима.

Лучшие комиксы и их экранизации

Юный герой Гражданской войны у Кузьмина – это беззаботный трикстер, прошедший революционную инициацию и ставший непобедимым. Работы Кузьмина во многом определили атмосферу карнавального (праздничного) насилия, царящую во вселенной «Веселых картинок» - мирах аутсайда, где красные дьяволята весело бьются против «черта Махно».

Лучшие комиксы и их экранизации

Тотальная детскость и маскарадность кузьминских комиксов сделали «Веселые картинки» опорным пунктом многочисленного лагеря отаку. Слово «многочисленный» не является преувеличением – к середине 70-х годов прошлого века тираж журнала достиг 9 150 000 экземпляров. В каждом дворе можно было застать фанатов вселенной «Веселых картинок» за излюбленным занятием – косплеем. В воздухе мелькали мятые буденовки и деревянные шашки, специализированные магазины продавали все необходимое для профессиональных косплейеров – от пластмассовых пулеметов «Максим» до горнов и барабанов, а стены школ украшали многочисленные фанфики (т.н. «стенгазеты»), посвященные подвигам героев Гражданской войны.

moskovitza (с)

0

3

Лучшие комиксы и их экранизации

Основным конкурентом «Молодой гвардии» на рынке комиксов стало издательство «Детский мир», основанное в мае 1957 года (меньше чем через год после успешного старта «Веселых картинок») на базе Росгизместпрома. На безудержную карнавальность «Веселых картинок» штатные авторы «Детского мира» ответили мрачной и жестокой атмосферой комиксов о Раскулачивании и Великой Отечественной войне. Не случайно в 1963 году издательство «Детский мир» сменило название на «Малыш» - ведь именно таким было кодовое имя атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Конечно, шпилька в адрес увлеченных японской мангой конкурентов из «Веселых картинок» не была главной целью этого ребрендинга: комиксы «Малыша» действительно переполнены эсхатологическим ужасом. Вселенная «Малыша» стремительно заполнилась чрезвычайно популярными супер-героями серии «Октябрята — смелые ребята».

Лучшие комиксы и их экранизации

На «Октябрятах» «Малыш» отработал уникальный стиль своей комиксовой продукции, который можно выразить формулой «несколько авторов – один художник». Первым художником октябрятской линейки стал Михаил Петров, ушедший из жизни в этом году. Именно его чрезвычайно точный, но не делающийся от этого менее свободным и легким, рисунок приблизил читателю волнующие истории самых юных супер-героев вселенной «Малыша» - Лёни Анкиновича, Володи Арешьянца, Жоры Артёменкова, Мани Голофаевой, Толи Захаренко, Бори Зеленевского, Веры Ивановой и Вани Озерянского. Характерная для Петрова землистая цветовая гамма, использованная в заливке драматичного контура, подчеркивает «земляночный», партизанский топос большинства сюжетов. Единство графического оформления моментально сделало серию культовой – для сотен гиков стало делом чести собрать «октябрятский» канон.

moskovitza (с)

0

4

Лучшие комиксы и их экранизации

Спустя несколько лет после успеха «Октябрят» «Малыш» запустил новую альтернативную линейку «Пионеры-герои», которая побила рекорды своей предшественницы. Пионерскую вселенную «Малыша» отличает суггестия, немыслимая даже для независимого или черного комикса. Не может не шокировать предельная откровенность в изображении истязаний и пыток, которым подвергаются пионеры-герои, как не может не восхищать их стоицизм. Смерть пионера во вселенной «Малыша» прочитывается как венец этоса траты – свободного потлача. Пионер-герой умирает несколько раз и всегда возвращается, как того требуют законы комикса. Павлика Гнездилова суперзлодеи задушили, потом зарубили топором, потом сбросили в подпол, извлекли оттуда и заживо похоронили в болоте. Надю Богданову били шомполами, пытали, расстреляли, но она уцелела и бежала из братской могилы. Тогда ее схватили снова, облили на морозе ледяной водой, выжгли на спине пятиконечную звезду и бросили - парализованную и слепую - на улице. "Допросы и пытки, пытки и допросы. Болит все тело", - этот текст сценариста В. Морозова из врезки комикса «Володя Щербацевич» мог бы стать эпиграфом ко всей линейке.

Лучшие комиксы и их экранизации

Первым художником пионерской серии стал Владимир Гальдяев. Его дерганный, нервный, стремительный рисунок умело удерживал сюжет на грани патологии. Именно Гальдяев создал первые комиксы с участием супергероев Кири Баева, Муси Пинкензона, Ованеса Кохликяна, Бори Царикова, Лиды Вашкевич, Миши Гаврилова, Люси Герасименко, Аркаши Каманина, Алёши Кузнецова, Бори Кулешина, Павлуши Андреева. С начала 70-х годов прошлого века рисовать «пионеров» стал Владимир Юдин – последователь сурового стиля, отказавшийся от контура и наполнивший рисунок внутренней мотивацией героев. Юдин перерисовал многих гальдяевских героев и дополнил пионерскую вселенную «Малыша» такими персонажами как Петя Зайченко, Саша Ковалёв, Витя Коробков, Нина Куковерова, Лара Михеенко, Коля Мяготин, Толя Шумов. Лиричная графика Юдина, несомненно, вдохновлена делом всей его жизни – иллюстрациями к легендарной энциклопедии Федорова «Грибы» - пионерскому микологическому труду, признавшему все ранее сомнительные грибы условно-съедобными.

moskovitza (с)

0

5

Лучшие комиксы и их экранизации

Ориентироваться в комиксовых мирах «Малыша» становилось все сложнее – появились и первые комиксы с одновременным участием двух и более супергероев, такие как «Шура Кобер и Витя Хоменко» или «Коля Рыжов, Маркс Кротов и Альберт Купша». Тысячи фанбоев штурмовали магазины в поисках недостающих и редких выпусков. Маркетологи «Малыша» откликнулись на спрос анально-ретентивных фанатов и выбросили на рынок так называемые «альбомы-выставки» - компендиумы, состоящие из нескольких выпусков с приложением разнообразной меморабилии. Самым популярным стал альбом приключений Фантастической четверки: пионеров – героев Советского Союза Лени Голикова, Марата Казея, Вали Котика и Зины Портновой. Энциклопедический формат, потрясающие сплэш-обложки художника.Монетова, постеры работы Чебакова и Годова, эффектные двойные сплэши Юдина, вкладыши Фомина и Сущенко – «альбомы-выставки» стали праздником души каждого гика.

Лучшие комиксы и их экранизации

Затем последовали новые альбомы – «четверки» и «восьмерки», подарившие читателям встречи с Кычаном Джакыповым, Гришей Акопяном, Володей Дубининым, Васей Коробко, Васей Шишковским, Володей Колядовым, Лидой Матвеевой, Камилией Шага, Ютой Бондаровской, Валерой Волковым, Сашей Коваленко, Ниной Сагайдак, Сашей Бородулиным, Галей Комлевой, Костей Кравчуком, Володей Казначеевым, Валей Зенкиной. Вокруг комиксовой продукции «Малыша» складывалась уникальная субкультура, адепты которой узнавали друг друга не только по красным галстукам – традиционному маркеру пионерского благочестия – но и по популярным бейджам с изображениями любимых героев.

Лучшие комиксы и их экранизации

«Если комиксы работают с киноязыком, то почему бы кинематографу не задействовать эстетику комиксов?» - спрашивали себя кинематографисты, ревниво следившие за бумом индустрии комиксов. С конца 50-х годов прошлого века успешные комикс-франшизы «Молодой гвардии» и «Малыша» начали пополняться блестящими экранизациями графической прозы.

moskovitza (с)

0

6

Лучшие комиксы и их экранизации

Важнейшей вехой в становлении кинокомикса как жанра стала «Сказка о Мальчише-Кибальчише» легендарного Евгения Шерстобитова, поставленная им по собственному сценарию на студии им.Довженко в 1964 году. Шерстобитов не просто любовно перенес на киноэкран графическую новеллу Вениамина Лосина, хотя фильм и невозможно представить без лосинских алых титанов-красноармейцев, рогатых касок буржуинов и моушн-лайнов трассирующих пуль.

Лучшие комиксы и их экранизации

Режиссер использовал основные цвета лосинской палитры и с их помощью создал потрясающий по выразительности, свирепый и жестокий эпик. До экспериментов с цветом и покадровой экранизацией графической основы в «300 спартанцах» оставалось 40 лет, впрочем, результат внимательного изучения пионерской работы Шерстобитова виден и в четвертом эпизоде "Звездных войн”, а создатели образов злодеев бэтманианы, наверняка, присматривались и к Главному Буржуину (Леонид Галлис), и к шпиону-диверсанту Дедине 518 (неподражаемый Сергей Мартинсон).

Лучшие комиксы и их экранизации

Ярость, с которой войско Мальчиша-Кибальчиша (Сергей Остапенко) расстреливает врагов из пулеметов, забрасывает гранатами, забивает палками и ломает в рукопашной схватке, вызывает у неподготовленного зрителя оторопь. А от блестящей игры практически не пользовавшегося гримом Сережи Тихонова, создавшего образ главного антигероя картины, Мальчиша-Плохиша – по спине идут мурашки. К сожалению, жизнь Сережи оборвалась вскоре после съемок при невыясненных обстоятельствах, что повысило интерес к картине у праздной публики.

Мальчиш Кибальчиш

moskovitza (с)

Сказка о Мальчише-Кибальчише (1964) фильм

0

7

Лучшие комиксы и их экранизации

Вдохновленный примером шерстобитовского «Кибальчиша», режиссер Эдмонд Кеосаян решился на экранизацию комиксов С. Кузьмина о юных героях Гражданской войны. Кузьминский Гришутка-разведчик (он еще появится на экране в 1976 году в «Буденовке» Игоря Вознесенского) стал Данькой Щусем (лже-Гринькой), к нему присоединилась сестра Ксанка, молодой интеллектуал Валерка и Яшка-цыган (безупречные Виктор Косых, Валентина Курдюкова, Михаил Метелкин и Василий Васильев). Великолепная четверка назвалась Мстителями и ринулась в самое пекло Гражданской войны, наводя ужас на бандитов, бесчинствующих на югах (правда и здесь не обошлось без замены: вместо Махно - любимого антигероя Кузьмина - в фильме свирепствует атаман Бурнаш).

Лучшие комиксы и их экранизации

«Неуловимые мстители» вышли на экран в 1966 году – за сорок лет до того дня, когда Marvel решилась отправить на гражданскую войну своих Мстителей – и породили франшизу. Битва не знающих жалости красных дьяволят с Сатаной (именно так называется популярная песня Бориса Мокроусова на стихи Роберта Рождественского, звучащая в картине) вызвала восторг зрителей (в премьерном году фильм посмотрело 54 миллиона зрителей) и ненависть западных псевдо-гуманистов. Увидев, как легко и небрежно убивают мстители казачка Гришку, детский писатель Джанни Родари, не знакомый с прекрасной и яростной вселенной «Веселых картинок», сказал: «Этот фильм нельзя показывать детям. Как вы этого не понимаете? Ведь в этом фильме дети убивают!»

Песня неуловимых мстителей-Неуловимые мстители.wmv

moskovitza (с)

Неуловимые мстители (приключения, реж. Эдмионд Кеосаян, 1966 г.)

0

8

Лучшие комиксы и их экранизации

Ураганный драйв, зверские убийства, изощренные пытки, жестокая флагелляция, зловещая мистика – все, чем полюбился зрителям первый выпуск франшизы неуловимых, есть и в сиквеле картины. «Новые приключения неуловимых» Эдмонда Кеосаяна вышли в прокат в 1968 году и стало ясно – перезагрузка удалась. Если «Неуловимые» были фундаментом, заложившим уникальную (отличную от мрачной шерстобитовской) атмосферу кинокомикса как карнавального веселья, садомазохистской оргии, праздника влечения к смерти и обретения бессмертия, то «Новые приключения» погрузили зрителя в рефлексию по прошлому, в частную драму.

Русское поле-Новые приключения неуловимых

Когда Валерка цинично играет на тонких струнах души супер-злодея штабс-капитана Овечкина (великий Армен Джигарханян), истерзанной песней «Русское поле» в заунывном исполнении Владимира Ивашова, зритель понимает: это больше, чем комикс, это - топология уходящей из под ног земли. Не зря – как всегда в комиксах С. Кузьмина – мстители должны раздобыть в штабе противника секретную карту. Только карта может служить доказательством подлинности в хаосмосе Гражданской войны. Двойная складка, которая и не снилась Стэну Ли - «супергерои в реальном мире», а реального мира больше нет…

Новые приключения неуловимых (приключения, реж. Эдмонд Кеосян, 1968 г.)

moskovitza (с)

0

9

Лучшие комиксы и их экранизации

В том же 1968 году, что и «Новые приключения неуловимых», вышел на экраны еще один удивительный кинокомикс «Орлята Чапая». Режиссер Георгий «Юрий» Победоносцев снял на студии им. М.Горького один из самых карнавальных фильмов о гражданской войне, идеально вписанный в канон «Веселых картинок». История 12-летней белоголовой и нежной девочки Ленки (трогательная Елена Кащеева), которая переоделась мальчишкой и стала отчаянным, лихим и чуть грубоватым Лешкой, бойцом одного из полков прославленной Чапаевской дивизии, не может не поразить воображение.

Орлята Чапая

Этот фильм, как и породившие его комиксы о юных героях Гражданской войны, больше похож на причудливый сюрреалистический кошмар с травестийным уклоном, нежели на внятную историю, но в этом-то и заключается его необычная прелесть. Ленка — Лешка, не боящаяся «ни бога, ни черта», идет в отчаянно смелый разведывательный рейд, а зритель в это время путешествует по раздвоенному подсознанию девочки, полному мистических образов. Антиреалистичность и рисованность комикса находят у Победоносцева удивительно адекватное экранное воплощение.

Орлята Чапая,1968. Фильм для детей о подвигах юных чапаевцев. Первая роль Виктора Проскурина.

moskovitza (с)

0

10

Лучшие комиксы и их экранизации

Кинокомиксы про юных героев Гражданской войны оказались более чем востребованы зрителем, и их главным поставщиком стал Евгений Шерстобитов, стоявший у истоков жанра и требовавший от себя и от других его абсолютной чистоты. «Тачанка с юга», снятая на студии Довженко в 1977 году, стала своеобразным ответом Шерстобитова Кеосаяну. Юный герой Гражданской войны Шура (Саша Стригалев) становится верным помощником чекиста Бардина (блестящая роль Станислава Коренева). Ураганный дуэт двух супергероев - немолодого и совсем юного - вершит кровавый суд на юге Украины, где действует банда Аркадьева.

Тачанка, тачанка - Тачанка с юга

moskovitza (с)

Тачанка с юга (1977) фильм

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Лучшие комиксы и их экранизации