МЕГАЛИТЫ, хасиды и таинственные подземелья УМАНИ / СОФИЕВКА. Загадки античного прошлого. Часть 2
Мегалитическая цивилизация в Украине. Что скрыто под видом национального дендропарка «Софиевка»?
Мы поговорим о том, почему все дендропарки строились в античном стиле, о древнерусских корнях дендропарка конца 18 – начала 19 века, о таинственных подземельях, расположенных под дендропарком и простирающихся от Умани до Жашкова и намного далее. О трех цивилизациях, оставивших следы в этом месте. Мегалиты, звезды и… я его слепила из того, что было. А может, парк создавали, чтобы скрыть следы высоких технологий и существование цивилизации гигантов?
МЕГАЛИТЫ, хасиды и таинственные подземелья УМАНИ / СОФИЕВКА. Загадки античного прошлого. Часть 2
А вот одно из преданий о происхождении знаменитого Уманского парка.
Однажды граф Станислав Щенсный (Феликс) Потоцкий гулял со своей невестой, красавицей Софией Витт, в окрестностях Умани. Возможно, живописная роща, небольшой ручей, где бил ключом свежей воды родник - все это подсказало Софии, что на этом месте можно разбить прекрасный парк. Через четыре года на месте идиллической рощи с родничком и ручьем возник великолепнейший парк с прудами, фонтанами, гротами, каскадами и мостами, статуями и вазами из белого мрамора. На лужайках росли цветы. По зеркальной глади прудов плавали лебеди. Стоило только пожелать красавице Софии - и легкие лодки перевозили ее на зеленый островок одного из прудов. Кто же создал столь удивительный парк? История не ко всем была одинаково благосклонной. Она сберегла имена меценатов, покровителей и почти всегда обходила молчанием имена подлинных творцов красоты.
Конец XVIII века характеризовался в России расцветом садово-паркового искусства. "Жалованная грамота дворянству", данная Екатериной II в 1785 году, распространявшаяся на центральные губернии России, Украину, Прибалтику, а позднее и Кавказ, предоставляла в собственность дворянам не только землю, но и крепостных крестьян, которыми они могли распоряжаться по своему усмотрению. У многих дворян среди крепостных были талантливые зодчие, художники, архитекторы, искусснейшие садовники, которые были природно одарены. У них было необычайно развито чувство красоты.
Так, например, Н.П. Шереметев при создании архитектурного ансамбля для Останкинской усадьбы отверг проекты почетного члена Болонской и Пармской академий архитектуры, живописи и скульптуры и спешно приступил к сооружению дворца-театра силами крепостных зодчих. В июле 1795 года состоялось открытие шереметевского дворца. В Центральном государственном историческом архиве в Ленинграде имеются сведения о пребывании графа Станислава Феликса Потоцкого у "Креза младшего", как называли Шереметева. Возможно, осматривая Останкинский дворец, Потоцкий думал об Умани. Потому что именно в следующем году и начались подготовительные работы по созданию волшебного Софиевского парка. Потоцкий хотел сделать свой парк еще более живописным и превзойти Шереметева.
"Софиевка - прекраснейшее произведение крепостных зодчих и садовников, скульпторов и размыслов, как в старину называли мастеров своего дела. На строительство крепостные волоком доставляли камни-глыбы; обработав, взгромождали их на вершины гротов. Создавались фонтаны, колонны, каскады, шлюзы и павильоны. Каждый изгиб дорожки, каждая тропинка были оригинальными творениями рук человека. Все это сохранилось до наших дней. Но имена крепостных мастеров оказались в забвении. Именно они, крепостные, пронесшие любовь к сказочному творению "Софиевки", являются ее истинными творцами.
Николай Андреев в "Путевых заметках" (1833 год) утверждал, что тысячи крестьян возделывали и созидали место, "назначенное удивлять признательное потомство; тысячи лошадей перевозили огромные тяжести, поднимаемые посредством машин, нарочно для сего изобретенных искуссным механиком. По одному мановению графа искапывались глубокие пруды, озера, насыпались высокие холмы, длинные и широкие плотины, планировались долины, срывались горы, прорезывались дорожки, устраивались скалы, утесы, пропасти... Драгоценные по своей редкости деревья разных климатов, купленные на значительную сумму, привезены, взлелеяны; небольшой ручей, дотоль известный жителям Умани своею чистою водою, запертый прочно плотиною, образовал обширнейшее водохранилище; сооружены храмы, воздвигнуты памятники, иссечены гроты, насажены целые рощи деревьев, тысячи благоухающих цветов, и, таким образом, дикая, отдаленная пустыня, по желанию вельможи, превратилась в сад армидии".
Через тринадцать лет после Николая Андреева Теодор Темери, директор Уманского женского пансиона, в своей книге "Описание "Софиевки", изданной в 1846 году, все заслуги в создании парка приписал одному лишь руководителю строительства инженеру Метцелю, но о тех, чьими руками, чьим неустанным многолетним трудом создана прекраснейшая "Софиевка" Темери написал, что у Метцеля в подчинении были "только грубые " рабочие. А "Воскресный досуг" за 1864 год отмечал, что Уманский парк построен без "выписных" мастеров и рабочих, руками одних местных (уманских!) крестьян.
Как сообщается в очерке "Царицын сад" в Умане" (1915 г.) уманские строители вступили в борьбу с природой для создания на пустыре подобия Эллады, родины красавицы жены Потоцкого. Для этого из близлежащих сел сгонялись тысячи крестьян. Ежедневно сотни людей шлифовали гранитные глыбы, сажали деревья, рыли каналы для водоснабжения. В "Софиевке" высаживались не только декоративные кустарниковые деревья, но и цветы. Создавались массивы из одной породы деревьев, например, серебристых елей, веймутовых сосен, платанов, стройных пирамидальных тополей.
Склоны балок, обрывы, овраги засаживались дубом, грабом, ясенем, кленом, липой. В результате были созданы значительные лесные массивы Дубинка, Зверинец, Грибок. Сколько мастерства, умения и таланта проявили зодчие "Софиевки", создавая в сочетании с камнем, скульптурой, архитектурой мчащиеся с большой высоты искусственно построенные каскады, изумительные фонтаны, журчащие ручьи, бассейны "Рыбки", "Мертвое озеро", "Семиструйки", пруды, шлюзы, подземные реки!
С.Адрианов в очерке "Графиня София Потоцкая" (1899) писал: "Много усилий нужно было на устройство гротов, водопада, особенно Долины гигантов. Из земли выкапывались громадные глыбы, целые скалы перетаскивались с одного места на другое, иногда на значительное расстояние". Ф.Ф. Вигель в "Польских атридах" (1892) отмечал, что недавно еще старики внукам своим с ужасом рассказывали о несправедливостях Потоцких, которые можно назвать злодеяниями". "Немало пота, слез и крови пролилось ради этого волшебного уголка", - подчеркивалось в журнале "По морю и суше" за 1895 год.
В газете "Жизнь и искусство" (1895) приводились воспоминания стариков, бывших крепостных Потоцкого, которые рассказывали, что, например, только при строительстве Долины гигантов ежедневно около ста человек получали увечья. "Трудно вообразить, какими усилиями были созданы все эти подземные туннели, эти водопады и гроты, храмы и фонтаны." И.Н. Гершенгорн отмечал, что "Софиевка" навевает на зрителя какое-то особое настроение, какое-то преклонение перед теми безвестными тружениками, подневольный труд которых переживает не один десяток поколений".
Камень! Без него нельзя себе представить "Софиевку". Гпавный каскад с мостиком, грот Венеры, Долина гигантов, Львиный или Громовый грот, Верхний и Нижний пруды, бассейн "Рыбки", источник "Ужи", сложная водная система со всеми искусственными сооружениями, многочисленные мостики, соединяющие участки парка - все это дело рук крепостных. "Софиевку" украшали мраморные статуи, заказанные Потоцким во Франции и Италии.
Сегодня небо над "Софиевкой" необыкновенно голубое. Перед закатом оно приобретает особый блеск, и царство зелени в парке говорит сердцу о незабываемой земной красоте. Тихо журчит вода вблизи камней-гигантов, которые еще раз напоминают о тяжелом труде крепостных.
Остановитесь и послушайте, что поведает вам легенда о скале-гиганте, которая вот уже около 200 лет лежит в воде. Рассказывают, что крепостные доставили ее в Умань за сотни верст. Когда скала-гигант была на месте, - гласит одна из легенд, - граф спросил свою жену, где ее установить. София ответила: - Вон на тех скалах! На самом верху! Граф приказал исполнить каприз жены. Когда обессиленные крепостные подняли ее на самый верх, глыба, не подчинившись людям, сорвалась и рухнула в воду. Много крепостных похоронила она под собой. - Сам бог велел этому камню занять свое место, - сказал граф. Легенда утверждает: это "Камень смерти". Это для прекрасной гречанки Софьи крепостной крестьянин таскал огромные скалы, чтобы поэтически разбросать их по парку, копал гроты... Трудно поверить, что уманское чудо создано руками человека. Какой необходим был титанический труд, чтобы взорвать скалы, сдвинуть горы, перенести камни! Все здесь выглядит так, будто сама природа помогла людям создать это великое творение искусства. Каждый, кто бывал в "Софиевке", восхищался не только сказочным великолепием парка, скульптур, гротов, беседок, гидротехнических сооружений, но и легендами, сказаниями, окружающими этот шедевр. Из поколения в поколение передаются сказания о крепостных строителях "Софиевки". Сколько сложено о них легенд, правды, донесенной до нас памятью и устами народа. В них народ выразил свои мечты и идеалы, свою боль и скорбь. Материалы, рассказывающие о крепостных зодчих и садовниках, если и были, то, вероятно, погибли. Разумеется, Потоцкий, эксплуатируя крепостных, присваивал себе не только то, что создавали их руки, но и их разум, талант. Известно, что Станислав Потоцкий стремился увековечить свое имя. Он заказал талантливому поэту Станиславу Трембецкому написать поэму, воспевающую "Софиевку". Однако, она не является историческим документом, так как представляет собой типичный образец хвалебной оды в честь парка и его хозяев. В ней нет ни строчки об истинных строителях. Но даже в ряде дореволюционных изданий историки заговорили о талантливом зодчем и садовнике, крепостном Зарембе. Какие же имеются официальные источники? В.Иващенко ("Исторический очерк Умани и "Царицына сада" ("Софиевки") 1895 года) и С.Адрианов ("Исторический вестник", 1899 года) утверждали, что предварительные работы в "Софиевке" начались под наблюдением одного из крепостных людей Потоцкого - некоего Зарембы.
Ежемесячник "Куранты" в 1918 году сообщал, что "для создания сада были согнаны крепостные крестьяне из тысячи сел, принадлежащих Потоцкому. Работами руководил инженер Метцель и его помощник крепостной Заремба". Интересное письмо прислала из Одессы Марфа Семеновна Бачинская, родившаяся в 1906 году в "Софиевке". Ее отец с 1879 года в течение 57 лет заведовал учебным огородом в парке. Бачинская сообщила ценные сведения о Зарембе, который, по ее словам, самостоятельно планировал посадку деревьев. От отца она услышала многие имена крепостных строителей, в частности, Дрозденко, Диденко, Стройгородских.
Попытка некоторых краеведов представить Зарембу как "мифического человека" из числа крепостных зодчих и садовников "Софиевки", на мой взгляд, не состоятельна. Имя талантливого садовника не раз упоминается в воспоминаниях, о нем сохранилось множество легенд, в которых он наделен некоторыми легендарными чертами, но этим народ хотел выразить свою любовь к талантливым мастерам. Однако, в последние годы Зарембу все чаще и чаще "аттестуют" "мифическим человеком" из числа крепостных "Софиевки". Как видите, те, кто писал о Зарембе из уст самих строителей парка и их сыновей, те историки, кто жили в Умани, те садовники, которые пятьдесят лет работали в "Софиевке".... ошибались!
Ради исторической правды, ради выяснения истины скажем: возможно, ошибались. Я же произношу это слово "ошибались" с болью в сердце. А почему же?! Да потому, что сам де-Лагард де Шамбанас, писатель, член неаполитанской академии наук, был очарован Уманским парком, слава которого разнеслась по всей Европе, писал о тысячах крепостных, строивших это "чудо". И один из тысяч, Заремба, пробился в историческую и художественную литературу. Один! Теперь Заремба "мифический человек". Но не будем категоричны. Возможно, историки ошибались, а народ в легендах воссоздал собирательный образ крепостного зодчего и садовника, и этим самым увековечил славой всех крепостных "Софиевки".
А.П. Роготченко "Уманское чудо"