Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Суфийские сказки


Суфийские сказки

Сообщений 11 страница 20 из 33

11

ЧТО ОЗНАЧАЕТ «ПРОСНУТЬСЯ»?

«...Проснулся дровосек утром рано, задолго до рассвета, потому что ужасно продрог, устал и хотел есть. Сел он, огляделся вокруг, но ничего не увидел, такая стояла темень, хоть глаз выколи. И вдруг произошло нечто странное: почудилось ему, будто кто-то говорит:
.
— Поторапливайся, поторапливайся! Оставь ты свои дрова, иди за мной. Если ты действительно нуждаешься и хочешь немногого, у тебя будет вкусная еда».

(«Сказание о Мушкиле Гуше»)

*****

Омар Али-Шах, отрывок из главы 6 «Прикосновение Мастера», книга «Суфийская Традиция на Западе»:

Многие виды первоначальной работы в Традиции эквивалентны, если так можно сказать, замесу бетона. Эту часть нельзя пропустить, поскольку, если вы хотите построить красивое здание, вам нужен прочный фундамент. Вначале вы ведете коммуникацию с так называемым «сознательным интеллектом» в человеке. Вы, по сути, пока просто убеждаете его прислушаться к вам, ничего сверх-утонченного.

Это самые ранние стадии контакта. Параллельно с таким контактом - на другом уровне - Мастер осуществляет иной вид коммуникации с целью проверить, будет ли получена обратная связь от внутреннего существа человека. Если обратная связь есть - продуктивная обратная связь, - тогда Мастер пойдет дальше, до 3-го или 4-го уровня коммуникации. Если обратной связи нет, Мастер может сказать, что для данного человека время пока не пришло.

Как только самая простая основа для коммуникации - способность прислушиваться и пытаться понять - заложена, Мастер поощряет ученика к тому, что мы называем в Традиции «пробудиться», «проснуться». «Проснуться» или «войти в состояние бодрствования» для нас означает, что у человека появляется осознание некой внутренней потребности.

Нет никакой необходимости определять эту потребность количественно или качественно, либо объяснять мне или самому себе, в чем она заключается. Все, что требуется - это осознать, что такая нужда присутствует. В Традиции мы руководствуемся простым правилом: говорить с людьми в соответствии с их способностью понимать. Так же, как при обычном разговоре мы используем речь, cущность общается с другой сущностью при помощи особого языка или последовательности импульсов, невоспринимаемых обычными средствами.

Как только внутреннее существо пробуждено, оно начнет искать. Оно начнет искать не просто определенные факты или знания, книги или информацию. Внутреннее существо будет искать то, что оно сможет распознать как знакомое, признать своим. То, на что откликается внутреннее существо - это позитивная энергия. К счастью, у внутреннего существа есть своя система распознавания и защиты. Мышление человека может быть обусловлено какими угодно факторами - политическими, социальными и прочими, - но, к счастью, его внутреннее существо никоим образом не подвержено обусловливанию. 

Если бы внутреннее существо было чувствительно к любой форме давления или обусловливания, Традиция не могла бы действовать среди человеческой расы, ведь человечество в течение веков каким только видам обусловливания не подвергалось. Однако система защиты, имеющаяся у внутреннего существа, отфильтровывает полезные ему позитивные влияния от чужеродных и пропускает вовнутрь только первые. К счастью, как я сказал, это и есть фактор, позволяющий Традиции функционировать.  ...

Одним из самых базовых человеческих инстинктов, конечно же, является инстинкт самосохранения, и естественная физическая реакция на угрозу - приведение в действие системы защиты. Выше я затронул вопрос защиты внутреннего существа, так как следует отличать систему защиты, включаемую инстинктом самосохранения физического тела, от системы защиты, присущей нашему внутреннему существу. Это тонкое различие, и путаница между этими двумя понятиями возможна. Поскольку мы постоянно говорим: чтобы получать пользу от взаимодействия с Традицией, необходимо быть открытым для воздействий и влияний Традиции, у человека может возникнуть обусловленная реакция: «А вдруг, если я откроюсь, то также окажусь более подверженным влиянию чего-то негативного?»

Это не так. Поскольку вы открываете канал коммуникации, вы также предоставляете канал для поступления энергии, а у этих каналов есть «пропускные пункты» и фильтры. Поэтому «быть открытым» не означает «быть уязвимым». Мы часто используем термин «быть бодрствующим». «Бодрствование» означает состояние внимания, наблюдательности, сканирования, распознавания и чувствования, но никак не напряженности – «я должен постоянно все отслеживать, чтобы, не дай Бог, ничего не пропустить». Последнее, к сожалению, - особенность понимания представителей западной культуры.

Удивительно, насколько сложно людям иногда бывает постичь, как они могут оперировать одновременно на нескольких уровнях. Причины трудностей в понимании разные. Иногда люди попросту не знают, что такое функционирование в принципе возможно; иногда, в следствие обусловленности, различные уровни их сознания стали изолированными друг от друга. Людей учат, что если они делают одно, они не могут одновременно делать также и второе, поскольку первое и второе исключают друг друга. Есть, конечно, существенные причины, по которым некоторые виды восприятия должны быть разделены. Но есть также еще более важные причины для того, чтобы каждый пытался задействовать как можно больше уровней восприятия.

Могу ли я сказать вам со всей честностью и откровенностью, что большинство из вас оперируют на уровне, который можно назвать убого низким? Я знаю, что это звучит, как запись в школьном дневнике – «мог бы работать лучше». Но пока что я не жалуюсь, поскольку только объясняю вам про одновременные функции восприятия. Если и после того, как я сделаю данную идею полностью понятной для вас, вы все равно не станете пытаться их задействовать, тогда я начну жаловаться.

Я не думаю, что существуют (и я изучал этот вопрос) - я не думаю, что существуют какие-либо естественные препятствия к тому, чтобы каждый из вас пытался задействовать больше уровней восприятия. Согласно моему опыту, препятствие находится в том факте, что мышление людей как бы разделенo перегородками, и то же самое касается их действий.  «О, этот ход мысли принадлежит такой-то и такой-то области». Или «это из области физического, это - из политического, а это из социального» и т.д. Каким образом можно объединить как можно больше разных уровней мышления? И одновременно сфокусировать их? И в то же время осознавать их все сразу? Без того, чтобы, как минимум, не запутаться? Чтобы достичь этого, для начала необходимо сказать себе, что это возможно. Вторым шагом следует принять тот факт, что этому можно научиться. И третьим шагом, конечно же, спросить кого-нибудь, к кому вы чувствуете доверие: «Научи меня».

В слишком многих - что называется, нормальных, или обычных, или среднестатистических - случаях человек использует самый минимум, всего два или три из четырех видов восприятия. Искусство заключается в том, чтобы заставить их работать сообща, чтобы задействовать как можно больше видов восприятия. Вы обнаружите, что ваша система, внутреннее существо будет с готовностью сотрудничать и с энтузиазмом участвовать в этой работе, поскольку сущность человека тянется к полезным видам активности.   
Конечно же, наш излюбленный предмет обсуждения - обусловливание - пытается встать между вами и вашей сущностью. Человек - его сущность – нуждается в определенном питании, у сущности есть вполне конкретная цель, и ощущение этой настоятельной потребности проникает даже сквозь фильтры обусловленности. И, возможно, спустя какое-то время, так называемый сознательный или обусловленный ум просто отделывается от этой насущной нужды под предлогом: «Да нет же - глупость это все, сказки. Такое невозможно, да и попросту смешно». ...

Я всегда стараюсь убедиться в том, что передаваемое мной было принято, как положено, что хотя бы небольшая часть того, что я сказал, понята правильно, и что, в некоторых случаях, энергия, которую я послал, была получена. И тогда, даже если я уже проверил, что все прошло как нужно, я перепроверяю еще раз, отправляя трейсер для отслеживания, по которому я определяю наличие обратной связи. ...

И на самом деле, за годы, что я провожу беседы с группами, мне удается иногда увидеть проблески этого тонкого сияния в людях. Не пытайтесь его демонстрировать, потому что это не поверхностное физическое проявление: это сигнал или след, проложенный от сущности к сущности. Когда такое случается, - а, если быть откровенным, оно случается чаще, чем я признаю вслух, - для меня это лучшая награда и стимул идти дальше, доказательство того (если бы мне действительно нужны были доказательства), что Традиция работает.

Поэтому я надеюсь, как всегда, что вы будете и дальше помогать мне помогать вам.
 
(перевод с английского - АсСалам)

****

...Дровосек встал и пошел на голос. Долго он шел, но так ничего и не обнаружил.
Внезапно он почувствовал, что еще больше продрог и проголодался, но, мало того, он заблудился. Надежда-то у него была, да толку от нее, похоже, не было никакого. И такое отчаяние овладело им, что слезы готовы были хлынуть из глаз. «Слезами горю не поможешь», — подумал он, лег на землю и уснул снова.
.
Не долго удалось ему поспать, да и какой тут сон, когда весь дрожишь от холода, а в животе пусто. И тогда он стал рассказывать себе обо всем, что с ним случилось с тех пор, как дочка пожаловалась, что ей хочется совсем другой еды.
.
И только закончил он свою печальную повесть, как ему вновь почудилось, будто откуда-то сверху, с уже занимавшегося зарей неба, раздался голос:
.
— Старик, отчего ты сидишь здесь?
— Да вот, рассказываю себе свою историю.
— Что за история?
.
Старик повторил все сначала.
.
— Ну что ж, очень хорошо, — промолвил голос и тут же приказал старому дровосеку закрыть глаза, встать на ступеньку и подниматься по лестнице.
— Но я не вижу никакой ступеньки, — удивился старик.
— Не беспокойся, делай, как тебе велят, — ответил странный голос.
.
И старик так и поступил. Закрыл глаза, и вдруг оказалось, что он уже стоит и ставит правую ногу на нечто, очень похожее на ступеньку. Осторожно старик стал подниматься по этой чудной лестнице. Внезапно лестница пришла в движение и понесла его с удивительной быстротой, а голос предупредил:
.
— Не открывай глаза, пока я не скажу!
.
Прошло еще немного времени, и голос разрешил дровосеку открыть глаза. Старик открыл глаза и увидел, что перед ним простирается какая-то странная равнина, походившая на пустыню с солнцем, безжалостно палящим сверху. Вокруг, на сколько хватало глаз, были груды каких-то камешков разных цветов и оттенков, тут и красные, и зеленые, и голубые, и белые. Но больше ничего и никого, он был один. Снова осмотрелся вокруг – никого, и вдруг опять услышал голос:
.
— Возьми столько камешков, сколько сможешь унести, закрой глаза и ступай вниз тем же путем, каким пришел.
.
Все исполнил дровосек, что ему велели, и, когда он вновь, по приказу, открыл глаза, то увидел, что стоит перед дверью своей лачуги. Он постучал, и на сей раз девочка отозвалась. Она принялась расспрашивать его, где это он так долго пропадал. Дровосек рассказал свою странную историю, но девочка, похоже, ничего не поняла, уж очень бессвязен был его рассказ.
.
Вошли они в дом, разделили поровну ту пищу, которая еще оставалась – всего лишь пригоршню сушеных фиников. И когда закончили они свою скудную трапезу, старику почудилось, будто он снова слышит все тот же таинственный голос. Прислушался – и, правда, он. А голос говорил:
.
— Ты, конечно, не мог этого знать, но отныне знай, что спасен ты был Мушкилом Гушей, и помни — Мушкил Гуша всегда рядом.

(«Сказание о Мушкиле Гуше»)

Суфийские сказки
Жюль Бастьен-Лепаж. Собиратель хвороста. 1881
источник

0

12

Как изменилась вода

Есть такая вещь как прецессия равноденствий - периодическое изменение направления земной оси под влиянием притяжения Луны, а также (в меньшей степени) Солнца. Полный оборот по окружности прецессии происходит с периодом (по современным данным), составляющим примерно 25 800 лет.

Древние цивилизации знали о прецессии равноденствия. В Индии полный цикл прецессии называли Махаюгой и в нем различали 4 юги: Сатья, Трета, Двапара и Кали. Кали-Юга (в которой мы сейчас находимся) - это период максимального удаления земной оси от галактического центра, из которого приходят потоки излучений, наиболее важные для жизни и сознания.

Когда ось Земли удаляется от центра галактики, человечество начинает «засыпать». Под «засыпанием» имеется в виду изменение уровня сознания, состояние, при котором некоторые познавательные функции, хотя и существуют, требуют больше усилий для своего пробуждения.

Суфийские сказки

Есть в связи с этим одна суфийская история из книги Идриса Шаха "Сказки дервишей". Она называется "Как изменилась вода":

Однажды Хызр, учитель Моисея, обратился к человечеству с предостережением.

- Наступит такой день, - сказал он, - когда вся вода в мире, кроме той, что будет специально собрана, исчезнет. Затем на смену ей появится другая вода, и люди сойдут от нее с ума.

Лишь один человек понял смысл этих слов. Он набрал запас воды побольше и спрятал ее в надежном месте. Затем он стал поджидать, когда вода изменится.

В предсказанный день все реки иссякли, колодцы высохли, и тот человек, удалившись в свое убежище, стал пить из своих запасов.

Но вот прошло какое-то время, и он увидел, что реки возобновили свое течение; и тогда он спустился к другим сынам человеческим и обнаружил, что они говорят и думают совсем не так, как прежде, что с ними произошло то, о чем их предостерегали, но они не помнят этого. Когда же он попытался с ними заговорить, то понял, что они принимают за сумасшедшего его, выказывая ему враждебность либо сострадание, но никак не понимание.

Поначалу он не притрагивался к новой воде, каждый день возвращаясь к своим запасам. Однако в конце концов он решился отныне пить новую воду - потому что выделявшие его среди остальных поведение и мышление сделали его жизнь невыносимо одинокой. Он выпил новой воды и стал таким же, как все. И начисто забыл о своем запасе иной воды.

Окружающие же его люди смотрели на него как на сумасшедшего, который чудесным образом излечился от своего безумия.

Легенду эту неоднократно связывали с Зун-Нуном аль-Мисри, египтянином, который умер в 860 году и считается ее автором. Предполагают также, что эта сказка связана по меньшей мере с одной из форм братства вольных каменщиков. Во всяком случае, Зун-нун - самая ранняя фигура в истории дервишей ордена Маламатийа, который, как часто указывалось западными исследователями, имел поразительное сходство с братством масонов. Считают, что Зун-нун раскрыл значение фараонских иероглифов.

Данный вариант рассказа приписывается Саиду Сабиру Али Шаху, святому из ордена Чиштийа, который умер в 1818 году.
источник

0

13

Маша и Медведь: передача знания несовершенными носителями

О том, каким образом обучающие элементы передаются через сказки

Согласно исследованиям, проведенным психологом Р.Орнстейном (одним из соратников Идриса Шаха), правое полушарие мозга, находящееся в "спящем" режиме при чтении технических текстов, "просыпается" и становится чрезвычайно активным при прослушивании сказок. Правое полушарие отвечает за считывание символов, образов и восприятие мира как целого. Оно не понимает букв и слов. У него другой язык. Именно правое полушарие отвечает за интуицию и прямое знание.

Левое полушарие, как известно, мыслит логически и последовательно, по алгоритму - как компьютер. Поскольку все мы, начиная с рождения, учимся практически исключительно с помощью вербальных методов, наше правое полушарие (то, где может зародиться способность к прямому знанию), остается малоразвитым. Если что-то там и происходит, мы об этом почти не знаем - может быть, только через сновидения иногда, или смутные ощущения.

Вопрос для Мастера, который вынужден работать с таким материалом: как, имея сильнейший барьер в виде доминирующего стража - левого полушария с его линейным, "плоским" мышлением, заглушающим или искажающим любую информацию, которую оно не способно перевести в знакомые алгоритмы, передать ученику "питание" и обучающие элементы в правое полушарие?

Придется воспользоваться методом, примененным Машей в известной сказке о Маше и медведе.

Суфийские сказки

Итак, Маше нужно добраться до бабушки и дедушки, к которым медведь ее ни за что не отпустит. Медведь (грубое, примитивное мышление - в общем, мы с вами) силен, и запросто может съесть Машу (способность сверхличностного, прямого знания)..... но у него есть одна проблема. Медведь не способен выйти за пределы линейности своего мышления. Именно этим и воспользуется Маша, чтобы добраться до места назначения.

В детстве я всегда боялась - а вдруг медведь заподозрит, что Маша на самом деле не осталась дома, и захочет проверить, что у него в коробе? То-то и оно, что НИКОГДА не проверит. В его алгоритме же черным по белому записано - Маша осталась дома. А в коробе - пирожки. И никаких гвоздей! Да и что там еще может быть?

Так же и со сказками. Человек их слушает - обращает внимание на сюжет, мораль, вовлекается эмоционально и т.д. Медведь же точно знает - он несет пирожки! В каком-то смысле, так оно и есть... Пирожки тоже в дело употребить можно. И сюжет, и мораль, и типажи сказок сами по себе тоже могут быть полезны и интересны. Но бабушке-то с дедушкой не пирожки нужны, а Маша - внучка их родная!

А между тем, что бы ни думал медведь, в коробе тихой сапой едет сама Маша - обучающие элементы и особая благодать сказок, незамеченные примитивным сознанием, доходят в ту часть мозга, где они впоследствии могут дать всходы.

Так вот, когда всходы появятся (альтернативное мышление ученика окрепнет), Маша выйдет из короба прямо у дома бабушки с дедушкой - а медведю останется только убраться восвояси... Он уже никогда не будет Машиным стражем.

А кто не верит - проверьте, что у вас в коробе! И не говорите, что там только пирожки :-)
источник

0

14

Притча о бакалейщике и попугае, пролившем благовонное масло

Жил бакалейщик; в лавке у него
Был попугай, любимый друг его.
Как сторож, днем у входа он сидел,
За каждым покупателем глядел.
И не был он бессмысленно болтлив,-
Он, как оратор, был красноречив.
Неловко раз на полку он порхнул
И склянку с маслом розовым столкнул.

На шум хозяин в лавку прибежал,
Потерю и убыток увидал,-
Вся лавка в масле, залит маслом пол.
И вырвал попугаю он хохол.
Тот, облысев, дар слова потерял.
Хозяин же в раскаянье вздыхал
И бороду, стеная, рвал свою:
"Увы! Я сам затмил судьбу мою!
Да лучше руку мне б свою сломать,
Чем на сладкоречивого поднять!"
Всем дервишам подарки он дарил,
Молясь, чтоб попугай заговорил.

Нахохлившись, три дня молчал певец;
Хоть ласку всевозможную купец
Оказывал любимцу своему,
Надеясь, что вернется речь к нему.
Шел мимо некий странник в этот час,
Без колпака, плешивый, словно таз.
Внезапно попугай обрел язык.
Он крикнул дервишу:"Эй ты, старик!
Эй, лысый! Кто тебя волос лишил?
Ты разве масло где-нибудь разлил?"
Смеялись все стоящие кругом,
Когда сравнил себя он с мудрецом.
Хоть в начертанье "лев" и "молоко"
Похожи, нам до мудрых далеко.

Мы судим по себе о их делах,
И оттого блуждает мир впотьмах.
Повадно нам - порочным, жадным, злым,
Равнять себя пророкам и святым.
Мол, в них и в нас найдешь ты суть одну,
И всяк подвержен голоду и сну!
Ты пропасти, что разделяют вас,
Не видишь в слепоте духовных глаз.

Два вида пчел в густых ветвях снуют.
Те - только жалят, эти - мед несут.
Вот две породы серн. Одна дает
Чистейший муск, другая - лишь помет.
Два рода тростника встают стеной,
Но пуст один, и сахарный другой.

А что таким сравненья нет,
Поймешь в пути семидесяти лет.

Суфийские сказки

РУМИ

0

15

Кто придумывал русские сказки?

Часть 1. Скоморохи

В детстве я очень любила читать сказки - русские и других народов. Почему-то мне всегда было интересно, кто их придумывал и распространял, потому что сказки разных стран нередко имели повторяющиеся сюжеты.

Много позже я обнаружила те же самые сюжеты в восточных обучающих историях, собранных Идрисом Шахом. Правда, они были совсем по-другому представлены. После многолетнего знакомства с ними и проверки их работы на себе, я "открыла" те же обучающие элементы в русских народных сказках. Моя любимая в этом смысле - "Царевна-Лягушка", заученная наизусть благодаря тысячекратному, наверное, прослушиванию одноименной пластинки фирмы "Мелодия", хорошо знакомой поколению моих сверстников из 70-80-х.

Складывается полное впечатление, что структура некоторых русских сказок и их образы были выстроены намеренно знающими людьми для внедрения в сознание (точнее, подсознание) общества, для которого устная передача была основным средством коммуникации, некоторых эзотерических по сути идей.

Как писал об этом Идрис Шах в книге "Суфии": "В давние времена, суфийские мастера вживили устные аспекты своего учения в фольклор практически каждого общества [...] Для более поздних периодов, это положение может быть доказано только путем обнаружения суфийских практик в обществах, расположенных далеко от суфийских центров в Азии. Суфийская суть такой деятельности может быть незаметна на первый взгляд. Можно надеяться найти только следы этой характерной суфийской деятельности и устного творчества, принявших местную окраску - следы, которые могут быть обнаружены подобно радиоактивным маркерам, введенным в кровь человека для исследования."

Вопрос в том, кто же были эти люди? Ну, во-первых, они должны были быть достаточно мобильными - скажем, простые крестьяне дальше соседней деревни сказку распространить бы не смогли. Во-вторых, они должны были обладать даром слова, творческими способностями. Купцы и прочий промысловый люд такими качествами вряд ли обладали. И, наконец, третье - и самое главное - они должны были быть связаны с источником знания, с живой Традицией. Возможно, через похожих людей из других земель.

Скоморохи появились на Руси где-то в 11 веке, достигли наибольшего распространения в 15-17 веках, после чего, как это всегда бывает, постепенно выродились и исчезли. Интересно, что в это же время в Европе появились трубадуры и менестрели, многие из которых были по сути странствующими искателями истины. Про их роль в эзотерической европейской традиции Идрис Шах довольно подробно упоминал в своей книге "Суфии".

Бродячие актеры, музыканты, поэты и сказители, русские скоморохи и манерой одеваться поразительно напоминали своих европейских собратьев - смешные колпаки с колокольчиками, сшитые из разноцветных лоскутов костюмы, раскрашенные лица... А главное, наверное, очень дервишеская по сути манера поведения - под маской шута и "идиота" говорить правду, "будить" спящих людей, заставлять их посмотреть на себя по-новому.

Суфийские сказки

Интересные теории существуют по поводу происхождения слова "скоморох". Некоторые предполагают, что оно произошло от итальянского "скарамуччо" - шут. Другие - что от искаженного арабского "маскара" (масихара - "опьяненные"). Этим словом, между прочим, обозначали не кого-нибудь, а дервишей!

Методы "работы с населением" у скоморохов были похожими на ставший чрезвычайно модным в последнее время "интерактивный театр". Зрители не просто смотрели и слушали, а активно вовлекались в действие. Скоморохи часто импровизировали, подстраиваясь под характер и нужды публики. Точно так же работали и бродячие дервиши - музыканты и сказители в Средней Азии.

Про скоморохов часто пишут, что они высмеивали попов, были антирелигиозными. Однако первое изображение скоморохов встречается - где бы вы думали? - на фреске в Софии Киевской, самого крупного и старейшего духовного центра Киевской Руси. И не где-нибудь в углу, а рядом с иконами. Если бы скоморохи не играли важнейшей роли в передачи живого учения - разве бы изобразил их художник-схимник среди святая святых?

Вот по всему по этому и думается мне, что и дошедшие до наших времен сказки придумывали и переносили из деревни в деревню, из города в город скоморохи - неоценимые и неоцененные по-настоящему русские "дервиши"...

Часть 2. Отшельники и калики перехожие

"Первой западной страной, где появились люди, называемые "божьими дураками" или "мудрыми безумцами", и так далее в таком роде, была Россия. Здесь существовали бродячие проповедники, монахи, отшельники и т.д., углублявшиеся в разные эзотерические и экзотерические аспекты христианской религии. Их не считали Мастерами, скорее учителями и мыслителями".

/Из неопубликованной лекции Омара Али-Шаха "Мастер"/

Помните, как в сказке о Царевне-Лягушке, когда Иван-Царевич отправился на поиски Василисы Премудрой, он встретил странника, "старого как мир"? Помните, как старец дал Ивану клубок ниток, который катился сам по себе и показывал искателю дорогу к цели его поисков?

Суфийские сказки

"Божии" странники были чертой, характерной для России, начиная со средних веков и заканчивая началом 20-го века. Некоторые из них странствовали в группах, другие - в одиночку, перенося все трудности и опасности пути. В фольклоре их нередко называют "калики перехожие" (что не имеет никакого отношения к слову "калеки", а означает "религиозные странники").

В отличие от западных пилигримов, совершавших путешествия с определенной целью, по завершении которой они возвращались домой, русские странники вообще не имели дома. Путь-дорога была их жизнью. Конечно, они полагались на поддержку странноприимных домов, которые были в каждом городе и селении. (Может быть, некоторым Друзьям, которые попали в Традицию, как и я, вследствие увлечения книгами Петра Демьяновича Успенского, будет интересно узнать, что бабушка и дедушка писателя, вырастившие его, часто принимали в своем доме странников). За гостеприимство странники отплачивали рассказами о своих путешествиях. Так как нередко они обладали большой наблюдательностью и даром слова, знали много сказок и других произведений устного творчества, странников собиралась послушать не только вся семья, но и пол-деревни.

Маршруты странников пролегали главным образом от одного православного храма к другому. По моему личному мнению (которое трудно доказать научно), во времена Андрея Рублева и чуть позже, когда русская православная церковь еще несла живую Традицию, храмы располагались по определенному принципу - были соединены в живую (замкнутую) систему. Можно сравнить такую систему с электрической цепью, где сгенерированная в церквях энергия циркулировала и сохраняла заряд. Система покрывала практически всю обжитую к тому времени территорию России. Интересно, что термин "Золотое Кольцо" возник намного позже, уже в наше время - но именно он как нельзя лучше выражает суть существовавшей в средние века системы. Как генерировалась энергия в цепи, понять нетрудно, а вот кто ее "разносил" от одного узла цепи к другой?

Божьи странники!

Странник - почитаемая и таинственная фигура в русском фольклоре. Сохранились свидетельства о сверхъестественных способностях, которыми обладали некоторые из странствующих отшельников (вспомните сказание об Илье Муромце, к примеру). Вполне вероятно, что некоторые из странников не только переносили, но являлись хранителями и передатчиками внутреннего Знания. Архетипическая функция странника в сказках подобна таковой у "дервиша" в восточных обучающих историях.

Хотя божьи странники были изолированы друг от друга, они в сущности составляли живой "организм" с установившейся традицией передачи информации и знаний. Часть этого организма охватывала даже институт церкви - схимников, сохранявших огонь учения в скитах Севера и Северо-Запада России.

Именно это братство распространило в России практику "умной" или "сердечной" молитвы. Если мои предположения относительно происхождения этой практики правильны (на чем я не настаиваю), она должна была попасть в Россию во времена Франциска Ассизского (13-14 вв). Я не буду останавливаться на теме сердечной (Иисусовой) молитвы, так как она была подробно освещена другими авторами данного сайта. Очень интересное описание практики Иисусовой молитвы, напоминающей дервишеский зикр, можно найти в книге "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу", рукопись которой была найдена в 19 в.

Суфийские сказки
М.Нестеров. Старец. 19 в.

Ну вот, наконец, мы подошли к тому, что же мог символизировать клубок шерсти, который старец в сказке дал Ивану-Царевичу.

Странники и пилигримы нередко использовали четки. Русские странники предпочитали четки, связанные из шерсти. Из всех естественных материалов шерсть, наверное, самый подходящий для впитывания особой энергии, образующейся при практике умной молитвы. Поэтому-то именно шерсть традиционно использовалась суфиями для ритуальной одежды и молитвенных ковриков (откуда и пошло возможное происхождение слова "суфий").

Суфийские сказки
Шерстяные четки, использующиеся в практике "умной молитвы"

В описываемой нами традиции четки нередко давались, или даже изготовлялись, Мастером или учителем. Мастер таким образом давал четкам первоначальный "заряд" энергии. Он же давал и "слово" или молитву, и поначалу следил за правильным ее выполнением.

Это и было, на мой взгляд, тем "волшебным клубком", который приводил Искателя, как и Ивана-Царевича в сказке, невзирая на опасности и преграды, к долгожданной цели его поисков - мудрости и любви.

Если, конечно, Искатель не забывал держаться Прямого Пути...

Суфийские сказки
Н.Рерих. Странник
источник

0

16

ВОЛК И ШЕРСТЯНЫЕ ЧЕТКИ

Эта замечательная маленькая история включена в книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Авторство рукописи, датируемой второй половиной 19 в., не установлено, хотя его приписывали и иеросхимонаху Амвросию Оптинскому, и самому Феофану Затворнику. Ясно одно: этот выдающийся человек не только проявлял все знаки того, что мы обычно называем «святостью», но также был отмечен даром Слова.

Распевным, завораживающе-ритмичным слогом неизвестный Странник передает свой опыт вхождения в то, что отцы-анахореты называли «умным деланием» или «духовным трезвением». Практика, корни которой уходят во времена, когда христианское учение еще было мистической Школой, удивительно схожа с суфийским зикром. Она была унаследована от подвижников Египта и Синая монашескими общинами Афона и Святой Земли, а оттуда принесена Божьими странниками в русские обители и скиты Валаама и Сарова, Оптины и Киева.

Наш Странник, научившись у старца-схимника словам «умной» молитвы, которые произносятся вначале языком, а затем только сердцем, отправляется в долгое странствие по святым местам России. С собой у него лишь мешок сухарей, две книги – Святое Писание и «Добротолюбие», да шерстяные четки, доставшиеся ему в наследство от наставника. По пути со Странником приключаются разные чудные случаи и происшествия, и одно из них мне хотелось бы привести здесь как замечательный образ укрощения низшей, животной природы.

Итак, слово Страннику:

...Однажды зимою под вечер шел я один леском в одну деревню ночевать, которая уже была версты за две в виду. Вдруг напал и кинулся на меня большой волк. У меня были в руках старцевы шерстяные четки (я всегда имел их при себе). Вот и я отмахнул этими четками волка. И что же? Четки вырвались у меня из рук и зацепились как-то прямо за шею волка, волк бросился от меня прочь и, прыгнувши чрез терновый куст, запутался задними лапами в кусту, а четками-то зацепился за сук сухого дерева, да и начал биться; но высвободиться ему было неудобно, ибо четки стянули ему шею. Я с верою перекрестился, да и пошел с намерением волка высвободить; а более для того, что думал, если он оборвет четки да убежит с ними, то и драгоценные мои четки пропадут. Только что я подошел и взялся за четки, действительно волк прервал их и побежал без вести.

Итак я, поблагодарив Бога и помянув блаженного старца моего, благополучно дошел до деревни; пришел на постоялый двор и выпросился ночевать. Вошел в избу. В переднем углу за столом сидели двое, один старичок, другой толстый средних лет, по виду как будто не простые. Они кушали чай. Я спросил мужика, бывшего при их лошади, кто они такие? Тот сказал мне, что старичок учитель народного училища, а другой писарь земского суда: оба благородные. Я везу их на ярмарку, верстах в 20-ти отсюда.

Посидевши несколько, я выпросил у бабы иголку с ниткой, подошел к свечке, да и стал сшивать разорванные мои четки. Писарь посмотрел, да и говорит: видно ты прилежно бил поклоны, что и четки-то разорвал?

— Не я разорвал, а волк…

— Как, разве волки-то молятся, — сказал, засмеявшись, писарь.

Я рассказал им подробно, как было дело, и как драгоценны для меня сии четки. Писарь опять засмеялся и стал говорить: у вас, пустосвятов, всегда чудеса! А что тут святого? Просто ты швырнул в него, а волк испугался да ушел; ведь и собаки и волки швырков боятся, и зацепиться в лесу немудрено; мало ли что бывает на свете, так всему и верить, что чудеса? Услышавши это, учитель начал с ним разговор: не заключайте, сударь, так! Вам неизвестна ученая часть… А я вижу в повествовании этого мужика таинство натуры и чувственной и духовной…

— Как же это так? — спросил писарь.

— А вот видите: вы хотя не имеете дальнейшего образования, но конечно изволили учить краткую священную историю Ветхого и Нового завета, изданную по вопросам и ответам для училищ… Помните ли, что когда первосозданный человек Адам был в невинном святом состоянии, тогда все животные и звери были ему в покорении, они со страхом подходили к нему, и он нарицал им имена. Старец, чьи сии четки, был свят: а что значит святость? Не что иное, как через подвиги возвращение невинного состояния первого человека в грешном человеке. Когда освящается душа, освящается и тело. Четки всегда бывали в руках освященного; следственно, чрез прикосновение к ним рук и испарений его, привита к ним святая сила, — сила невинного состояния первого человека. Вот таинство натуры духовной!.. Сию силу, по преемству естественно ощущают все животные и доныне, и ощущают посредством обоняния; ибо нос у всех зверей и животных есть главнейшее орудие чувств. Вот таинство натуры чувственной!..

Суфийские сказки
Пустынник и медведь. Художник Михаил Нестеров, 1925 г.

Эта история о волке («вот таинство натуры чувственной»), вначале обездвиженном простыми нитяными четками, а затем оставившем в покое Странника («вот таинство натуры духовной»), не просто занимательна, но и содержит особое питание для потайных слоев нашего ума. И даже разъяснение, данное старичком учителем мужланистому писарю, воспринимающему мир исключительно рассудочно, не мешает тонкому образу проникнуть туда, куда нужно.

Вот ссылка на Рассказы Странника. Вдруг кому пригодится :)
источник

0

17

Калиф-аист

Суфийские сказки

«Кали́ф-а́ист» — советский художественный музыкальный телефильм 1969 года по мотивам одноимённого произведения Вильгельма Гауфа.


ФИЛЬМ-СКАЗКА "Калиф-аист" 1969 г. (В. Гауф)

Во дворец к калифу багдадскому заходит бродячий торговец редкостями и диковинками. В его сундуке калиф обнаружил коробочку с чёрным порошком и древним пергаментом. Калиф купил коробочку и решил узнать, в чём смысл текста, заключавшегося в ней. Мудрец Селим расшифровал письмена и сообщил калифу — тот, кто понюхает порошок и три раза произнесёт волшебное слово Мутабор, сможет превратиться в любое животное по желанию и понимать язык зверей и птиц.

Калиф и его первый визирь выполнили инструкции древнего пергамента, но забыли про важное предупреждение. Превратившись в аистов, они засмеялись, чего делать было нельзя. Теперь калиф и визирь забыли волшебное слово и не смогут превратиться обратно в людей. Порошок им подбросил под видом торговца злой волшебник Кашнур. Если калиф хочет вернуть себе человеческий облик, ему нужно найти логово волшебника. Калифу удалось найти место, где прятался волшебник, и подслушать заветное слово. Благодаря этому калиф и визирь спаслись, а калиф ещё и расколдовал несчастную принцессу, которую Кашнур заключил в облик совы.

0

18

Весь следующий день опять лил дождь, но к вечеру он перестал и выглянула луна. Плюх положил в рюкзак горшок масла и вышел из дома. С трудом пробирался он по скользкой дороге, то и дело прыгая через лужи. Лиса ждала его под большим дубом. В лапах она держала сачок для ловли рыбы.

— Принес масло? — шепотом спросила лиса.

Плюх протянул ей горшок с маслом.

— А теперь иди за мной, — приказала Цапа.

Она привела Плюха на поляну, где после дождя блестели лужи.

— Взгляни-ка сюда, — толкнула лиса поросенка. — Что ты там видишь?

Плюх подошел к глубокой луже, нагнулся над ней и увидел в воде желтый круг.

— Это луна, — ответил он.

— Ну, какой же ты глупый! — рассмеялась лиса. — Луна на небе одна, а круги — в каждой луже. Неужели ты не понял, что это головки сыра?!

— А почему сыр лежит в воде? — удивился Плюх.

— Чтобы он не засох, — нашлась лиса. — Не теряй времени, Плюх! Бери сачок и вылавливай столько головок сыра, сколько сумеешь унести. Желаю тебе удачи!

Суфийские сказки

0

19

«...И нет у Тебя сотоварища»

Есть одна суфийская притча:

Однажды странствующего дервиша ограбили и избили разбойники с большой дороги. Добрый человек подобрал его и залечил его раны, за что дервиш поблагодарил своего благодетеля от всего сердца. Тот ответил: «О святой дервиш, за спасение твоё некого благодарить, кроме Бога». Затем спаситель посочувствовал страданиям несчастного, ставшего жертвой лихих людей. Дервиш ответил: «О добрый человек, ведь и в страданиях моих винить некого, кроме Бога».

Суфийские сказки
Добрый самаритянин. Художник С.В.Бакалович, 1874

Все испытания, посылаемые нам — обиды, предательства, измены, унижения, несправедливость и лишения — приходят не от людей. Конечно, судьба подбирает подходящих исполнителей, способных совершить зло в следствие собственных несовершенств, но они всего лишь орудия: Вершитель – всегда один.

Кто может, Господи, Твои уставы знать?
Предел Твоих судеб кто может испытать?
Какая буйна тварь столь в мыслях вознесётся,
Что твёрдость никогда её не потрясётся?
Кто скажет мне: «Богат я, знатен я, высок»?
Един, всесильный Царь, Ты держишь смертных рок;
Ты участи людей как коло обращаешь,
Свергаешь долу Ты, Ты вверх их восхищаешь;
И небо, и земля, и воздух, и моря,
И сердце, и судьбы - в Твоих руках, Царя.

(Г.Р.Державин. «Духовные Оды», «Молитва», 1775)

В одной из молитвенных формул дервишей есть такие слова: «…И нет у Тебя сотоварища..».

Дервиш, пострадавший от разбойников, хотел сказать своему благодетелю, что осуждать и ненавидеть человека, принесшего зло — значит пытаться сделать этого человека «сотоварищем Бога». А таковых нет, и не может быть. В русской пословице схожая идея выражается более приземлённо, но не менее образно: «Бог не выдаст — свинья не съест».

В своём главном произведении, Маснави, Руми пишет:

«Любая тварь, которая тебя обижает, на самом деле есть орудие. Мудрым бывает тот, кто обращается к Истинному, а не к орудию, а если обратится он к орудию, то лишь внешне, не по невежеству, а ради какой-то целесообразности. ...Как говорится в известной пословице: «Сказала стена колышку: “Зачем ты меня раскалываешь?” Отвечал колышек: “Посмотри на того, кто по мне стучит”».

Всё, что происходит с нами – не случайно. Это касается не только отдельных людей, но и народов, и всего мира.  Нам бывает трудно разглядеть за злом благо, однако оно всегда есть, и вот почему. Существует малое благо – то, что ценимо нашим человеческим «я» - благополучие тела, стабильность, предсказуемость, безопасность. Есть также высшее благо – благо для души – приближение её к качествам Создавшего её. Это и является целью прохождения души через многие формы, воплощения, миры и вселенные.

Лишившись малого блага, человек либо в негодовании требует ответа: «Кто виноват?», либо, воздев руки к небу, вопрошает: «За что?!», хотя правильно было бы подумать: «Для чего?»

Пока между малым благом и высшим благом в нашей жизни сохраняется баланс, всё идёт нормально. Как только первое начинает заслонять второе, - встряска, выбивание нас из человеческого блага – неизбежны. В любой экстремальной ситуации присутствует Божья длань, вытряхивающая, выталкивающая нас из канавы, из засыпания в человеческом «я» - туда, где мы должны быть – к нашему истинному предназначению, на Прямой Путь. Чем дальше человек продвигается по Пути, тем быстрее его скорректируют. И это всегда высшее благо, хотя внешне не кажется таковым.

Этому учат Школы Мудрости, в том числе через обучающие истории, подобные той, что приведена в самом начале.

Человеком незрелым мысль о высшем благе обычно отвергается, поскольку он не способен видеть дальше человеческого блага. Малое благо – его царь и бог. Ему нужно божество, потакающее его желаниям, а другого он принять не может.

Начинающим учеником эта мысль о разнице между малым и высшим благом уже может быть воспринята, но вначале лишь на уровне ума, убеждения. И это уже кое-что. Пока, однако, на уровне глубинных эмоций ученик по-прежнему видит только орудия, «колышки» - исполнителей, которых подсознательно осуждает и ненавидит. Со временем он/а начинает понимать и замечать эту двойственность в себе, хотя далеко не сразу может изменить такое положение вещей.

Воспитание сущности занимает долгое время и требует осознанных усилий. В этом процессе используется множество обучающих ситуаций, и дружественные души (те, кого мы в предыдущем обсуждении назвали нашей группой поддержки) помогают нам в таком обучении.

Души, помогающие нам – не обязательно человеческие. Они могут быть воплощены в другие формы жизни, даже намного более примитивные. В настоящее время мы наблюдаем, как всё человечество обучается частью живой системы Матери – формой жизни, регулирующей баланс энергий на Земле. Мы называем это биоинформационное орудие Матери вирусами. Ненавидеть и страшиться вирусов или любой другой формы жизни, считая её злом и первопричиной выбивания нас из малого блага – опять-таки означает придавать Богу сотоварища.

Я не хочу сказать, что не нужно противостоять обидчикам или защищаться от вирусов. Всё это можно и следует делать, когда необходимо. Для охраны человеческого блага и существуют человеческие законы. То, чего делать не нужно – это бояться, осуждать и ненавидеть исполнителей, которыми распоряжаются законы Божественные. Потому что цель орудия – заставить нас ответить на вопрос: «Для чего?» Если к человеку приходит такое понимание, сложная ситуация, выталкивающая его из малого блага, перестаёт быть нужной.

В конце концов, ведь и притча о дервише, с которой мы начали, закончилась его счастливым спасением...
источник

0

20

Старец

Суфийские сказки
Моему Учителю и всем наставникам на Пути посвящается

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПРЕДДВЕРИЕ

...Владимир изнывал от жары и нетерпения, барабаня пальцами по нагревшемуся рулевому колесу своего «Фольксвагена» и поминутно вглядываясь в боковое зеркало. Ну где же она? Как всегда, опаздывает. Ну вот, наконец!.. Мелькнула в зеркале пышная копна вьющихся черных волос, и тут же ураганом обрушилось желанно-долгожданное – запах духов, смешанный с ее запахом, усиленным жарой, дождь из поцелуев во все, что оказалось на линии фронта – лоб, щеки, висок, упругая мягкость ее тела в объятии напролом через окно – где там возиться с дверью...
Они работали вместе и встречались уже два месяца, и все равно каждая встреча была вот такой стремительной и свежей. Владимир не считал себя способным потерять голову от страсти, да и другие его тоже таким никогда бы не назвали. Но когда Ирина проходила мимо него по коридору совсем близко, вскользь задевая покачивающимся из стороны в сторону над загорелыми коленями подолом шелковой юбки, и глаза ее, улыбающиеся, откровенные, говорили: «Ух, как же нам обоим будет хорошо...», первозданное неистовство, поднимавшееся в нем, заставляло его думать, что он все же чего-то не знал о себе раньше. Да и другие тоже не знали.

*******

Владимир был единственным и горячо любимым ребенком, нежданным чудом родившимся у своих довольно пожилых родителей, когда те уже оставили надежду когда-либо иметь детей. Он мало походил на них – худощавый и длинноногий, необычно высокого роста, Владимир выглядел рядом с невысокими и крепко сбитыми родителями словно лебедь, случайно попавший в семейство домашних уток. В остальном же его внешность можно было назвать обычной, неприметной, хотя и не лишенной приятности – русоволосый, сероглазый, черты худого лица четко очерчены, как будто скульптор высек их из цельного гранита в агитационно-соцреалистическом порыве, и даже не слишком пытался отполировать и смягчить.

Сын стал смыслом жизни для матери и отца, и они дали ему всю любовь и заботу, на какую только были способны, перед тем как тихо, друг за другом, покинуть сей мир в год окончания Владимиром школы.

Погоревав, юноша покинул городок, где вырос, и переехал в большой город, влившись в ряды веселых студентов без гроша в кармане, но равно и без забот, живущих сегодняшним днем и радующихся простым вещам – когда ты сыт, в хорошей компании, а если повезет, еще и пьян, но главное – с волнующим ощущением, что вся жизнь впереди, и кажется - столько возможностей ждет тебя... где-то там, в нескончаемой неопределенности будущего.

В общем, Владимир был такой же, как все.
И на работе, расставшись со студенчеством, стал как все - до звезд дотянуться не пытался, но был надежен, толков и бесконфликтен.

К своему тридцатилетию Владимир благодаря этим достоинствам размеренно  дослужился до управленца среднего звена, и в его жизни стало появляться нечто вроде благосостояния, когда существование перестает быть ежедневным сражением за самое необходимое, и можно чуть отпустить весла и оглядеться по сторонам – так, где ж это мы проплываем?

Оглядевшись, Владимир заметил давно маячившую на одном из берегов Ирину, которая попала к ним в отдел в качестве стажера несколько месяцев тому назад и явно подавала признаки заинтересованности в более тесном знакомстве.

Ирина любила всю противоположную половину человечества с энтузиазмом и последовательностью покорителя вершин. И это, в общем-то, все, что можно было о ней сказать. Природа создала свое щедрое дитя шикарно подходящей для ее миссии: невысокого роста, с упругими, округлыми формами, подчеркнутыми смуглой, ровной до блеска кожей, смешливыми бесстыдными глазами с искоркой, выразительно говорившими: «Просто сделай. Думать будешь потом». Владимир и не думал, большими глотками принимая все, что принесло по ходу жизни. К счастью, в отношениях с Ириной к фразе: «У тебя или у меня?» не нужно было много добавлять, а их тела понимали друг друга без слов куда как лучше.

И все бы хорошо и замечательно.... но, как было указано выше, Ирина была человеком миссии, а вокруг столько заманчивых вершин стояли непокоренными. Она любила любить – так, как это понимала, честно, без торга, отдавая все себя без остатка – тому, кто в данный момент изъявил желание эту щедрость получать.

А посему, как и следовало ожидать, пришло время, когда Владимир стал подозревать, что желание приобщиться к рогу изобилия выразил уже не только он, и нельзя сказать, что эта идея ему сильно понравилась. Скандалов и выяснений Владимир устраивать не стал, а тут, кстати, и время Ирининой стажировки подошло к концу, и все было как-то естественно замято.

Он пострадал некоторое время – не без этого, конечно - главным образом из-за сильной телесной зависимости. Хотя в мыслях Владимир довольно легко отпустил Ирину, она еще долго снилась ему, после чего оставалось чувство томительной неудовлетворенности и разочарования, что это был сон. Но и это прошло через несколько месяцев, когда растворилась телесная связь, и последние Иринины частицы ушли из его существа, не оставив следа.     

Это просто наши танцы на грани весны...

*******

Помогла забыть ветреную подругу и случайная встреча со Светланой, тихой и незаметной одноклассницей Владимира, которая, как оказалось, переехала сюда из их небольшого городка после окончания школы, закончила филологический и выбрала стезю, идеально соответствующую ее натуре – она работала библиотекаршей. Светлана была из тех девочек в классе, которых через десять лет никто не может вспомнить по имени – ну эта, как ее.... в очочках такая,  помнишь, в книжку уткнутая на задней парте?..  Она стеснялась своей слегка слоноподобной фигуры – при высоком росте, верхняя часть ее была заметно массивнее, чем было бы красиво – и поэтому всегда ходила, немного сутулясь, как бы стараясь казаться незаметнее. У нее не было друзей, поэтому никто о ней ничего не знал. За все школьные годы Владимир не перекинулся с ней и десятком слов, и каждый раз, когда подобие диалога случалось, Светлана заливалась краской от болезненного смущения, а ему становилось неловко.

Но сейчас, спустя столько лет, когда он встретил ее в момент горького разочарования, Светлана оказалась именно тем, что было нужно ему – другом, знакомым и надежным. Она изменилась к лучшему за эти годы, пухловатость ее канула в лету вместе с нелепыми очками, пушок белобрысых волос стал стильной прической цвета блонд со стальным оттенком,  взгляд приобрел немного отрешенную серьезность, которая ей очень шла. Хотя, глядя Владимиру в глаза, Светлана заливалась краской, как в юности. Оказалось, что его тихоня-одноклассница не только умеет разговаривать, но и стала чрезвычайно интересным и внимательным собеседником.

Они встречались как друзья, и встречи эти были всегда одинаковы, а ожидания встреч - уютны этой предсказуемостью: она наливала чай или готовила ужин, он выговаривался, она серьезно и внимательно слушала, иногда вставляя удивлявшие его своей рассудительностью замечания или советы, которые оказывались именно тем, что он хотел услышать, осознанно или нет. Со Светланой можно было говорить обо всем, с ней было легко, спокойно и без драм – Владимир знал, что его всегда ждут, примут таким, как есть, что бы он ни сказал и ни сделал (или чего бы не сказал и не сделал).

Он удивлялся тому, как Светлана умела говорить  правильные слова и делать правильные для него вещи в нужное время. Потом он понял, что это не было каким-то хитрым умением, но было возможным потому, что эта женщина была не только чрезвычайно умна, но всегда думала о нем в первую очередь, потом обо всем остальном в космосе, и благодаря этой совершенной настройке своего внимания никогда не ошибалась.

И пришел тот день, когда Владимир осознал, что Светлана – часть его жизни, и что такую женщину он, скорее всего, никогда больше не встретит, о чем, немного удивляясь сам себе, и сообщил ей. В тот вечер он впервые остался, к утру сделав ряд сногсшибательных открытий. Оказалось, что Светлана была тайно влюблена в него с первого класса, но страшно боялась даже заговорить с Владимиром, не то чтобы признаться в своих чувствах; что после школы она приехала поступать в тот же город, что и он, чтобы быть рядом незримой тенью, хотя и понимала, что надежды почти не было; что в ее жизни он был первым и единственным; и, наконец, что их «случайная» встреча после расставания с Ириной была совсем не случайной.               

Ну и как, по-вашему, Владимир должен был поступить?
В полном взаимопонимании и согласии они со Светланой стали готовиться к свадьбе.

*******   

И вот тогда появилась Лейна, чтобы с треском все разрушить.

...Случилось так, что старый школьный друг Владимира, уезжая за границу, по сходной цене уступил ему свою квартиру, которой Владимир решил обзавестись для новой семьи. Как было договорено между ними, все, что оставалось в квартире, также переходило Владимирy. Однако когда новый хозяин въехал в свое жилище,  то обнаружил сюрприз – оказалось, что в квартире, помимо вещей, осталась девушка друга - без средств к существованию. Будучи в командировке за девятью морями, друг Владимира был подобран неплохо устроенной в жизни дамой и решил перебраться к ней, а девушка... ну, как-то она не вписывалась в новый расклад, согласитесь.

Ни работы, ни образования, ни родных у девушки не было. Ей совершенно некуда было идти, поэтому она осталась, дожидаясь приговора Владимира и безропотно наблюдая, куда вынесет кривая. Девушку звали Лейна, фамилия тоже была прибалтийская - единственное, что досталось им с матерью от давно бросившего их отца.

И, ох! эта девушка... она была убийственно красива - тевтонской, нездешней, чуть надменной красотой, от которой перехватывает дыхание и у мужчин, и у женщин – у первых от охватившей робости и восхищения, у вторых... ну, по разным причинам.
Безупречного сложения, с тонкими руками и женственными формами, с бесшумными, грациозными движениями – такая была эта Лейна. У нее были фиалковые глаза, цвет которых, сам по себе необычный, казался еще более ярким в контрасте с темными бровями-крыльями и каштановыми волосами, мягкими волнами касающимися ровной, как сливки, кожи лица.

Первое, что Владимир увидел, открывая дверь своей новой квартиры – эти глаза. Владимир застыл на пороге, едва не уронив чемоданы. Ему показалось, что он телом почувствовал пронизывающую силу синего огня из обрамления ресниц. В голове пронеслось идиотское: "Таких глаз у настоящих девушек... бывает?"

Задавать вопросы себе было глупо, потому что Владимир с досадой чувствал, как его уносит куда-то помимо воли, и что он попался, как подросток... но примешанным к досаде был какой-то манящий вкус сладкой погибели, как у очарованного мотылька, забывающего все по дороге к пламени, которое рано или поздно – спалит его, конечно. Но если бы мотылек умел говорить, он с радостью поведал бы, что удивлен, сколь малую цену назначило пламя за наслаждение слиться с ним: всего-то лишь - жизнь....

В миг позабыты были и планы женитьбы, и сама Светлана с ее преданностью и любовью... потому что в подлунном мире, как мы все хорошо понимаем, пения птиц не слышно за ревом несущейся лавины. Да и когда дружеское приятие могло тягаться сo страстью, опрокидывающей все на своем пути, начиная с самого слабого - голоса долга и разума?

Все, чего Владимир хотел с этого момента, каждый день и двадцать четыре часа в сутки - это пребывать в свете Ее глаз. Он еле высиживал положенные часы на работе - к которой полностью потерял интерес - чтобы поскорее вернуться к идолищу, на котором сошелся клином и свет, и все желания, и мечты. Владимир не заметил, как постепенно все прежние влечения, связи и привязанности потеряли свою жизненность и засохли, как лишенные питания ростки, и вся их сила перешла в одну - зато всепожирающую - зависимость.

Иногда он вспоминал о Светлане, и его мучила совесть из-за причиненных ей боли и страдания, но ему было стыдно даже от того, насколько редко это случалось, и каким бледным и безжизненным казалось теперь все, что было “не Она”. С момента того тяжелого разговора, когда, ненавидя себя, закрывая лицо рукой и запинаясь, Владимир объяснил побелевшей Светлане, почему придется отменить свадьбу, он ни разу больше не звонил бывшей невесте.

Какой был характер у Лейны? Иногда Владимиру казалось, что у нее вообще не было характера, но было что-то другое  - то, что называют "натура". Ее сущность была похожа на оленя, который, поводя ушами, появляется утром из-за деревьев: чуткий, он прислушивается к звукам леса, и эти звуки, кроме него, никто не слышит. Олень стоит некоторое время неподвижно, нюхая утренний воздух, настраиваясь на волну леса, а потом двинется туда, куда лес его позовет. Ни размышления, ни сомнения его не беспокоят - он часть леса, а лес - часть него.

Чаще всего Лейна молчала, как тот олень, как будто вслушиваясь во что-то внутри или вовне, никому, кроме нее, не ведомое. Мир был ее лесом, и она без сопротивления следовала туда, куда ее выносила волна жизни. Словa «ум» или «глупость» были неприменимы к ее природе, их заменяла чуткость лесного обитателя, позволявшая ей использовать людей и события. Впрочем, о том, что она чувствовала, никто не знал: сама Лейна об этом не говорила, а если спрашивали, то отвечала что-то обычное, банальное и ничем не замечательное.

Она приняла Владимира с благодарностью, как существо спасения, принесенное волной жизни, и старалась окружить его заботой и удобством, по мере своих сил и понимания. Наверное, нет пары, где мужчина и женщина редко любят друг друга одинаково - как правило, один любит сильнее, а другой просто позволяет себя любить. Лейна позволяла. Так, как ее, Владимир не любил никого, никогда. В чувстве его, как ему казалось, было мало вожделения - оно было обожанием, преклонением. Ему нравилось проводить время в мечтах о том, как она станет его навсегда, какие красивые у них будут дети.

Они никогда не ссорились, потому что у Лейны не было - и не могло быть – мнений. Они вообще мало разговаривали: она этого не умела, а ему и так было хорошо. Ее присутствие вызывало у Владимира блаженное онемениe - он мог часами любоваться на свое божество, а когда не мог, то лицо еe все равно стояло перед глазами, живое, как наяву.

На попытку Владимира позвать Лейну замуж она ответила что-то вроде: «А куда спешить», и, хотя это расстроило Владимира, он смирился - ведь она и так была его, о чем еще было мечтать?

Однако счастью обладания рано или поздно приходит конец. Чаще всего оно просто умирает, завязнув в болоте привычки и будней. Но иногда счастье упархивает, как птица, оставляя человека наедине с осознанием своей неполноты и толкая, таким образом, через страдание и преодоление себя, к поиску полноты истинной.

*******

Счастье Владимира упорхнуло так же негаданно, как и нашло его.

Не прошло и года, как в один прекрасный день Лейна объявила ему, что его друг, а ее бывший парень, разошелся с иностранной женой и вызывает Лейну к себе. Он, оказывается, не может без нее жить, и все это время только и думал о своей бывшей девушке.

Владимиру этот день запомнился во всех подробностях, на всю жизнь. Психологи называют это «травмой», но разве ученое слово что-то облегчает в жестокости переживания, стоящего за сухим термином?

Придя с работы домой, он обнаружил радость своей жизни собирающей чемодан. Когда она сказала, что уезжает, и что это навсегда, и нет, она не передумает, ему показалось, что в правое подреберье ему вонзили нож - болью от страшного спазма.
О, Господи.

Сев на стул, Владимир согнулся пополам – внутри похолодело, как у покойника. На какой-то момент показалось, что он теперь и есть покойник - для чего жить?! Для кого? В будущем нависла череда темных, одинаково безликих, лишенных радости часов, дней и лет, которые ему предстоит прожить - без Нее, без красоты, без любви… Без надежды.

Выяснять отношения с Лейной было примерно то же самое, что выяснять их с оленем - волна жизни, прибившая девушку к Владимиру, так же неумолимо уносила ее в просторы других возможностей. Пришел новый день. Олень встряхнул ушами, втянул носом ветер и отправился туда, куда его на этот раз позвал лес. Ни обид, ни сомнений, ни сожалений о прошлом. Нет и страха перед будущим. Что тут поделаешь?

Ты любишь меня? – Володя, ну что ты допрашиваешь меня, ну конечно.

Но как же ты тогда можешь уехать к нему?! -- Его тоже люблю. Он без меня не проживет.

А я?  Ты даже не задумалась обо мне? – голос срывается, предатель. --- Ты всегда будешь мне другом, Володя, я тебе очень благодарна за все. Просто он был раньше...

Мог ли он подумать, что слово «друг» станет таким ненавистным!

Лейна, мне хотелось... мне казалось, что у нас с тобой - навсегда... что будем жить, вот так, как сейчас, всегда, и у нас все будет.

В жизни, Володя, бывает совсем не так, как кажется.

Он даже не понял, она ли это сказала, или ему так показалось, но эта фраза была
последним, что он запомнил из прощального разговора.

Приехало такси, захлопнута дверь. Сиди, кусай губы от терзающей что-то тонкое внутри боли, рви на себе волосы или одежду, глуши рассудок чем-нибудь высокоградусным, прячась от мучительной череды дней, в каждый из которых ты будешь просыпаться с мыслью «Ее нет и не будет, и никто ее не заменит, никто»... или вой на Луну – волкам же помогает?... в общем, ни в чем себе не отказывай.

Я не помню, как петь, у меня не осталось слов...

*******

А выть Владимир не мог, темперамент не тот, хотя лучше бы выл. Он занемог.  Под ребром поселился болезненный комок, который с того дня так и не смог разжаться.  Состояние Владимира, несмотря на лекарства, ухудшалось, и никакие врачи и лекарства ничего не могли с этим поделать. Ему предложили сделать операцию, которую Владимир все оттягивал, из страха.

Болезнь как-то быстро дала понять, что в жизни было важным, а что нет.  Он знал, что даже если преодолеет ее, никогда не будет прежним.

Жизнь с безответной страстью казалась невыносимо беспросветной, в ней образовалась зияющая пустота, раньше занятая если не мыслями о Ней, то ожиданием встречи, или воспоминаниями о том, что они делали вместе. Эти мысли за последний год стали основой всего, чем бы он ни занимался. Зарабатывание денег, продвижение на работе были для Нее – он представлял, как она будет радоваться и гордиться им.

Каждая маленькая мысль, как дорога в Рим, приводила к Ней.  Теперь эти, протоптавшие колеи в его мозге, уже ненужные, но постоянно возвращающиеся мысленные маршруты приводили только к одному – к боли. Владимир не заметил, как за год, проведенный вместе с Ней, его представление о себе стало просто отражением в глазах любимой, и теперь, когда это зеркало отняли, отражение исчезло, и казалось, что не стало и его самого.  То жалкое, что осталось, вызывало у него отвращение. Оказалось, что другого «его» просто никогда не было...

Как-то в момент особо сильного приступа тоски Владимир решил отвлечься, рассматривая новые модели спортивных автомобилей, которые когда-то вызывали восхищенное возбуждение, а проводить время в фантазиях о том, как было бы здорово их иметь, было, по меньшей мере, увлекательно.  Однако на этот раз он ничего не чувствовал, кроме равнодушия и скуки, разглядывая картинки. Мир приобретений ничего не мог предложить взамен зияющей потери, ничто не радовало, как раньше.

И сегодня днем моя комната – клетка,

В которой нет тебя...

В зияющую пустоту, образовавшуюся в душе, вползали, перебирая липкими лапами, уныние, болезнь и страх смерти. Из-за постоянных болей он не мог есть почти ничего, а то немногое, что еще допускалось – обработанное, безвкусное и обезжиренное  – проглатывал через силу, чтобы выжить. И раньше будучи довольно худощавым, теперь Владимир стал походить на тень.

Порой, в моменты ясности сознания, он видел, словно отрешенный наблюдатель, как идол, созданный им из любимой,  разрастаясь, месяц за месяцем, поглощал желания и страсти Владимира, когда-то поделенные между разными соблазнами этого мира. Наконец, раздувшись в одну могучую зависимость, тиран попрал душу и тело Владимира, лишенные надежды чем-либо унять его ненасытность.   

В первый раз в жизни Владимир пожалел о том, что не умеет молиться.   

*******

Как все мы делаем, когда нам становится тяжело, Владимир вспомнил про ту, о ком не вспоминал в упоении счастья - бездумном, блаженном эгоизме. Несмотря на стыд и неловкость, он почему-то не сомневался – Светлана всегда откроет ему дверь, что бы ни случилось. Мы принимаем такую преданность за должное, считая своим правом, как любовь родителей - не задумываясь, не ценя.

Он позвонил Светлане. Трубку взял незнакомый мужчина, судя по голосу, немолодой. На вопрос слегка растерявшегося Владимира, дома ли Светлана, мужчина неприветливо буркнул, что-то вроде: «Кто ее спрашивает?» Владимир сказал, что бывший одноклассник. После периода шорохов и щелчков в трубке, он, наконец, услышал неизменно спокойный голос:

«Да, Володя?»

Спокойствие, Владимир прекрасно знал, было только внешнее.

«Я не знаю, как начать. Я виноват перед тобой, Света. Прости меня».

«Давно простила», - голос по-прежнему ровный.

«Все, что ты можешь сказать мне, Света, я приму – потому что ты будешь права.... Понимаешь, тут так все получилось...моя девушка уехала. Взяла и бросила меня, как только он позвал обратно.  Света,  мне действительно очень плохо, и у меня никого не осталось, кроме тебя. Пожалуйста, не клади трубку...»

Дыхание на другом конце линии. Молчание.

«Ты нужна мне. Я сильно заболел, врачи говорят об операции, и я, если честно, очень боюсь. Мне нужно увидеть тебя, Света. Если бы только ты смогла... Пожалуйста, я могу тебя увидеть?..»

«Володя, я вышла замуж год назад».

Еще одна тонкая нить внутри с болью оборвалась, и новым страшным спазмом все похолодело и сжалось в подреберье.

«Света... ты в самом деле его любишь?.. Я тебя знаю, этого не может быть. Однолюбы не меняются. Я могу все исправить... то есть, мы можем все исправить. Все сделать по-другому...»

«Мы с мужем ждем ребенка, Володя. Девочка. Уже совсем скоро». Все тот же спокойный голос, теперь отрешенный: «Тебе лучше не звонить больше».

В этот момент мужчина, по-видимому, что-то спросил, Светлана долго говорила, затем шорох и короткие гудки. Владимир перенабрал.  Трубку взял муж Светланы. В голосе не было гнева, скорее усталость:

«Забудьте этот номер, молодой человек. Так нам всем будет спокойнее».     

*******

Светлана написала ему в тот же день – короткий текст, с неизвестного номера:
«Вот адрес целителя-травника. Он выхаживает тяжелых, но лечит подолгу, и всего несколько человек в одно время. Имени не знаю, все зовут его Старцем. Когда-то он меня спас. Я предупредила его о тебе, об оплате не беспокойся. Возьми только самое необходимое, поживешь у него, пока не выздоровеешь. Не отвечай – номер чужой, буду узнавать о тебе у Старца. С Богом!» Далее шел адрес и объяснение, как доехать – целитель жил довольно далеко, за городом.

Владимир не ошибся – однолюбы не меняются...

Состояние его, между тем, становилось все хуже. Похоже, что время выбора пришло: согласиться на операцию или принять то, что сделала для него единственная в мире любящая его душа.... Владимир позвонил на работу, сказал, что берет бессрочный отпуск за свой счет, без объяснений. Присматривать за его жилищем было некому – но было как-то все равно, что со всем этим станет.  Владимиру стало смешно, когда он обнаружил, что все «самое необходимое» человеку уместилось в одну дорожную сумку, с которой он и отправился в путь.

© Copyright: Ассалам

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Суфийские сказки