ДЕВА, ЕДИНОРОГ И ОРГАН СВЕРХЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ
Послание Традиции не нацелено на некую «элитную» категорию людей – таковой не существует и не может существовать. Оно направлено на пробуждение особой способности, скрытой в каждом человеке, независимо от места его рождения, воспитания и веры. Весь вопрос лишь в том, насколько данная способность спрятана, и как легко ее «выманить» на свет.
Поскольку слова бессильны для описания данной способности, указания на ее свойства передавались (и передаются) при помощи символов или образов.
*****
...Некоторое время назад Учитель давал нам изображения разных необычных предметов и объектов, предлагая поразмыслить над ними и поделиться соображениями. Однажды он поместил фото из музея со всякими морскими диковинами, среди которых был двухметровый винтообразный «рог» нарвала – кита, обитающего в арктических морях. Под фотографией Учитель поместил короткий комментарий: «...И для романтиков: если он есть у кита, почему его не может быть у лошади?»
Это другая фотография (не та, что поместил Учитель), но на ней тоже запечатлен бивень нарвала
Конечно, все быстро сообразили, что под «лошадью» имеется в виду единорог – мифическое существо, изображаемое в виде коня с длинным рогом, растущим из середины лба. Мы тут же начали искать любые сведения, связывающие китов-нарвалов и легендарного единорога. Первым делом, разумеется, вспомнили о том, что бивни нарвалов ценились в средние века чуть ли не на вес золота и выставлялись в кунст-камерах владетельных особ как «рога единорогов», используясь как доказательство реальности последних.
Далее, кто-то из нас заметил, что, по недавнему предположению исследователей, бивень нарвала – не просто непомерно вытянувшийся и разросшийся клык (чем он и является по сути), которым можно пробивать лунки во льду для дыхания. Прежде всего «рог» для кита - чувствительный орган, нечто вроде щупа, содержащего множество мелких полостей, заполненных миллионами нервными окончаний. Бивень позволяет нарвалу ощущать изменение давления, температуры и относительную концентрацию в воде различных элементов. Возможно также, хотя пока и не доказано, что это – орган, выполняющий роль приемо-передающей антенны или локатора. На какие волны он настроен, правда, остается неизвестным...
Возможно, подумали мы, рог единорога указывал на нечто подобное, особый орган восприятия, отсутствующий у обычной лошади (символизирующей чувства физического тела)?
И тут в ходе нашего обсуждения произошел интересный поворот.
Кто-то привел мысль, высказываемую суфийскими Мастерами о том, что человеческие способности к восприятию похожи на радиоприемник, принимающий электромагнитные волны только в определенном диапазоне. Неспособность преодолеть данный барьер объясняет ограниченность наших возможностей. Для того, чтобы выйти за пределы узкого диапазона, необходимо развитие новых, тонких органов восприятия.
При помощи особого рода усилия, а также посредством изучения материалов, созданных людьми, уже достигшими высшего восприятия, можно «выращивать» эти новые органы, проникая за пределы реальности, которую мы полагаем единственно существующей. По словам Руми: «Органы возникают в ответ на необходимость. Поэтому увеличьте вашу необходимость».
Образ единорога передает идею восприятия высшего уровня. В этом смысле, заметил кто-то, интересно расположение его рога посередине лба – в том месте, которое многие эзотерические традиции считают одним из «порталов» взаимодействия тела и духа. Заостренная, сужающаяся к концу форма «рога» кита-нарвала выбрана Природой не случайно – это улучшает фокусирующие свойства «антенны».
В связи с идеей «антенны» мне также пришла в голову аналогия с коническими головными уборами дервишей (ставшими прообразом высокого колпака чародея из сказок), форма которых явно предназначалась для усиления восприятия, для фокусировки ментальных волн.
Слева направо: узбекский кулох; головной убор персидских дервишей, 19 в.; тюрбан времен Османской империи, 16 в.
Кто-то из нас вспомнил о том, что легенды о единорогах имеют очень древнее происхождение, уходящее как минимум на пять тысячелетий в глубь веков. Поскольку эволюционно лошади принадлежат к тому же семейству, что и предки носорогов, есть вполне научное предположение, что единороги все же жили на Земле – что в ледниковый период существовал промежуточный вариант крупного копытного с одним рогом. Возможно, память о нем, дошедшая со времен доисторического человечества, и отражена в мифах разных народов.
Единорог на печати цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппа, долина Инда, ок.2500 г до н.э.
Один из Друзей поделился тем, что когда-то услышал от Аги, Омара Али-Шаха, предположившего, что
«образ единорога возник от пустынных антилоп с прямыми рогами, которые со стороны смотрелись так, как будто рог был один. Эти существа обладали необычайной, кажущейся сверхъестественной способностью находить воду в пустыне, благодаря особой чувствительности, отсутствующей, к примеру, у большинства людей. Когда антилопы обнаруживают источник воды, а затем исчерпывают все ресурсы пищи в округе, они идут искать другой источник, описывая расширяющуюся спираль, в центре которой находится уже найденный источник. Таким образом «единороги» могут при необходимости быстро вернуться к старому источнику, двигаясь вдоль радиуса по прямой».
(По-моему, замечательное указание для любого искателя – независимо от того, ищет ли он источник воды или нечто еще более важное
И, наконец, наше с Друзьями обсуждение достигло ключевого момента, когда мы дошли до идеи, что в средние века единорог считался неуловимым и даже опасным существом, избегающим людей. Укротить его могла лишь чистая сердцем дева, у ног которой он становился смирным и послушным. Это метафорическое изложение идеи о том, что владение сверхспособностями может быть опасным для человека, являющегося рабом своих страстей, и открывается лишь тому, кто чист сердцем и может использовать свое преимущество во благо.
Непревзойденным выражением этой идеи является шедевр неизвестного средневекового автора 16-го в., условно называемый «Дама с единорогом» (La Dame à la licorne) - серия из шести гобеленов, выставленных в Музее Клюни в Париже. «Дама с единорогом» - не просто произведение объективного искусства. Это обучающее послание Школы, к которой, несомненно, принадлежал создавший его Мастер.
На каждом из шести гобеленов изображена благородная дама, справа от которой находится лев, а слева – белый единорог. Общепринятым считается мнение, что изображения пяти из гобеленов символизируют пять органов чувств – осязание, вкус, слух, зрение и обоняние. Существует опреденная последовательность, в которой их следует рассматривать, и первым в ней, как правило, называют гобелен «Осязание»:
Гобелен «Осязание»
Это самый первый этап путешествия души в ее земном воплощении, когда она еще скована, обездвижена путами плоти. На это указывает фигура обезьянки, прикованной цепью к каменной колоде, собаки в ошейнике, а также тяжелая цепь на поясе у дамы, крепко сжимающей рог единорога. Если следовать идее, что рог сказочного существа – символ органа сверхчувственного восприятия, тогда замысел художника можно понимать таким образом, что душа до поры сковывает развитие высших способностей, покуда человек не очистится от своекорыстных мотивов, чтобы их использование не шло ему во вред.
Я осмелюсь предположить, что каждое из четырех следующих изображений содержит указания одновременно на два органа восприятия – обычный, земной (представленный разными животными), и его духовный аналог (ясновидение, яснослышание, сверхчувственное осязание и т.д., символизируемый благородной леди), который становится доступным человеку по мере его развития.
Например, на гобелене, который обычно называют «Обоняние» изображена прекрасная дама, плетущая венок из гвоздик, и тут же обезьянка, нюхающая розу.
Гобелен «Обоняние»
На гобелене «Вкус» прекрасная дама достает конфету из бонбоньерки, которую держит ее прислужница, возможно, для того, чтобы дать сладость попугайчику, пристроившемуся на руке дамы. У ног же дамы – в противопоставление снова знакомая обезьянка, тоже смакующая что-то сладкое.
Гобелен «Вкус»
На гобелене «Зрение» сидящий у ног дамы единорог смотрится на собственное отражение в зеркале, которое держит дама. Можно понять это как указание на дар ясновидения, проявляющийся, когда отполировано зеркало души. Остальные же животные в этом сюжете, включая льва, отвлечены пристальным наблюдением за предметами их страсти – хищники не могут оторвать взгляда от добычи, преследуемые – от того, что вызывает их озабоченность. Поглощенность тем, что видят земные глаза – препятствие для появление истинного образа, который возникает только на незамутненной поверхности ума, свободного от житейских попечений, утверждает Традиция мудрости.
Интересно, что глаза льва обращены к тварному миру, тогда как глаза единорога – к внутреннему. Здесь проявляется указание на то, что символизирует лев – ту часть в нас, что предназначена для выживания тела и выполнения наших земных задач. Это низшее «я» человека – инстинкты и эго, которое, однако, было преображено Божественной душой и находится в ее распоряжении, - словно укрощенный благородный лев, покорный воле прекрасной повелительницы.
Гобелен «Зрение»
И лев, и единорог одинаково важны, но лишь чистая дева может примирить их в гармоничном союзе. Человек, в ком оба эти начала находятся в равновесии, способен, по выражению суфиев, «быть в мире, но не от мира»: власть, богатство и другие мирские блага могут использоваться им для выполнения его предназначения без вреда для его души.
Возможно, именно поэтому в геральдике многих стран, вспомнили мои Друзья, присутствует пара единорог и лев, появившиеся впервые на гербе старейшего и благороднейшего британского Ордена Подвязки. Идрис Шах связывает происхождение этого рыцарского ордена, посвященного святому Георгию, «человеку в зеленом», с таинственным покровителем суфиев, Хидром, и упоминает, что звучание девиза ордена на старо-французском – «Honi soit qui mal y pense» - фонетически омонимично тайной фразе на арабском, которую использовали суфии.
.
От правителей Британии тема союза льва и единорога разошлась не только по гербам Западной Европы и Северной Америки (например, эта пара есть на гербе города, где я сейчас живу), но попала и на троны, и во дворцы русских монархов... и, кстати, даже на Спасскую башню Кремля.
На пятом гобелене прекрасная дама изображена играющей на клавире. Фигурка единорога на стойке инструмента указывает на то, что это не совсем земные звуки, но то, что принято называть гармоническими вибрациями, «музыкой сфер». Ее может воспринимать душа, чьи способности утончились до нужной степени.
Гобелен «Слух»
Шестой гобелен стоит особняком. Он значительно больше по размеру, поэтому есть предположение, что он является центральным и объединяющим элементом всей композиции. На нем благородная дама изображена в царственной одежде красного цвета (выбор которого вовсе не случаен), стоящей на пороге шатра из синей ткани с золотыми искрами пламени. Дама кладет в ларец, подаваемый прислужницей, снятые с себя драгоценности, в которых она появлялась на всех предыдущих изображениях. По верху шатра идет надпись «À mon seul désir», что может означать «ради моего единственного желания».
Душа может войти в царственный шатер своего самого заветного чаяния лишь тогда, когда преодолеет гипнотический плен привязанностей и страстей, без сожалений отказавшись от когда-то казавшихся столь привлекательными ценностей мира чувственного.
Иногда гобелен называют «Шестое чувство» - ему нет названия среди известных нам слов, и среди пяти предыдущих чувств ему нет подобных, ибо оно превосходит их все, взятые вместе.
Таковы шесть сюжетов «Дамы с единорогом». Однако Жорж Санд, когда-то нашедшая эти гобелены в подвале старого замка, утверждала, что изначально их было не шесть, а восемь. По словам писательницы, на седьмом из них дама была изображена сидящей на богато украшенном троне, а на восьмом — в окружении двух белых единорогов. Жорж Санд вполне могла говорить правду, и в пользу этого, на мой взгляд, говорят две вещи. Во-первых, восемь – число завершенной октавы восхождения души от отправной точки до Реализации. Во-вторых, как когда-то говорил Ага, Традиция наделяет человека не пятью чувствами, а восемью.
Однако, до тех пор, пока два потерянных гобелена не найдены, эти предположения так и останутся предположениями...
*****
Наша с Друзьями дискуссия о единорогах и органе сверхчувственного восприятия закончилась тогда чрезвычайно удачно репликой одного из Друзей. Он сказал: «В Скандинавии считают, что единороги живы до тех пор, пока люди в них верят... я в них верю».
Я тоже верю, что единороги существуют, как существует тончайшая способность, скрытая в каждом из нас – единственное заветное желание нашего сердца.
источник