Топ-пять символов Перестройки
У каждого человека, заставшего поздний СССР — свои воспоминания. Кто-то лучше всего запомнил свои варёные джинсы и сладкий голос Томаса Андерса — из открытого окна дамского общежития. Кто-то — брошюрки с анти-сталинским содержанием (серая бумага, кривые строки, зато по 3 р. 50 коп. и — ушат помоев). Кому-то запомнились первые опыты в кооперативном бизнесе. Но было нечто такое, что называют все или — почти все. Какие же мемуарные темы встречаются гораздо чаще иных? Что возникает при слове Перестройка?
Видеосалон эпохи Перестройки. Взято с сайта https://pastvu.com/
1. Видеосалоны. Помните песенку «Миража» про «видео-видео»? Текст — предельно чётко объясняет, какую роль играл видюшник в 1980-х. Это — некий пропуск в блистающий мир. Туда, где мускулистые супермены без устали и до одури палят в «плохих парней». Где много света и цвета. Где всё — фирменно и пряно. Где все женщины стройны, модны и немного развратны. Свой видак — у единиц. Но есть возможность глянуть «Рембо» - в тесном зале, за не такую уж маленькую сумму. Это ли не счастье-1988?
2. Программы «Взгляд», «До и после полуночи», «До 16 и старше». Академичные, выверенные передачи уже считались неформатом — начала цениться лёгенькая (пока ещё) скандальность. Новые типы ведущих. Интерактивность. Западный стиль — клиповость, а не повествовательность. Проблемы юношества и закрытие магазинов «Берёзка», рок-музыка и проституция, развенчание Брежнева и возрождение дворянских традиций, книжные новинки и новости западного шоубизнеса — всё вместе и сразу.
3. Рижский рынок в Москве и его аналоги в регионах. После выхода в 1987 году закона «О кооперации», он стал центром зарождающегося кооперативного движения – этакой предтечи капиталистической экономики. Там продавали «варёные» штаны, блескучие пуловеры, серебристые туфли-лодочки и выривиглазовых оттенков шикарные пОльтЫ. В те времена всю эту лепоту строчили, клепали и тачали кооператоры. Сами. Качество было различным — от вполне приличных вещей, созданных на заводском оборудовании — до отвратных криво-косых поделок, с которых облезали все вожделенные блёстки.
Кадр из фильма «Маленькая Веры». Более эффектное - запрещено правилами публикаций
4. Откровенные сцены в кино. Да. После триумфа «Маленькой Веры» и года этак до 1993-го почти не было фильмов, где не мелькала бы голая задница. Жалкие, смешные эпизоды, в которых маловыразительная актриса, которую никто не готовил к эротическому подвигу, ложилась в постель к такому же растерянному кавалеру. По сценарию этого могло бы и не быть, но раззадоренные мастера искусств уже не хотели, да и не могли сообразить, что оно как бы необязательно. Как это всегда бывает, эффект держался весьма недолго — то ли сразу объелись, то ли мосфильмовские нимфы оказались намного хуже Сильвии Кристель.
Фотография взята из блога https://humus.livejournal.com
5. Книжный бум. В те годы и без того начитанное советское население стало читать ещё больше — на книжные прилавки хлынуло всё то, что годами было запрещено или же находилось в состоянии лёгенького полузапрета (к примеру, за чтение тех или иных книг не наказывали, но их годами и даже десятилетиями не переиздавали). А тут — появилось всё. Даже Булгаков перестал слыть «дефицитным автором». До середины 1990-х люди жадно хватали всё, что могли: Лосева и Лосского, Платона и Платонова, историю группы The Beatles и биографию Маргарет Тэтчер. Книга больше не была «валютой», да и вообще - символом.
Зина Корзина (с)