1990-е: жить сегодняшним днём
Ностальгия по 1990-м? Возможна ли? На самом деле, 1990-е были удивительной эпохой, когда бывший советский человек вдруг стал жить настоящим. Не Будущим с большой буквы «Б» (оно же Светлое, Космическое и яблоне-марсовое); не «славным историческим прошлым» (с ленинианой и пушкинианой), а конкретно и неумолимо настоящим. Ловить своеобразие текущего момента помогала сама жизнь - у человека разом пропало и прошлое, и - будущее. Он оказался один на один с реальностью, которую сам выстрадал у Белого Дома или просто - занимая здание Дворца Пионеров под очередной расстрельно-криминальный холдинг. Причём, эта самая реальность была вырвана из контекста исторического времени и развивалась по каким-то своим, вневременным законам.
Прошлое отменили за ненадобностью. Пафосные попытки «вернуть исконное» в виде Православия, Самодержавия и Народности выливались в бесстыжие презентации очередного Фонда с раздачей дворянских титулов стриптизёршам и держателям скикерсно-спрайтовых ларьков. Ряженые казаки истово топорщили усы, длинноногая красавица Вика Цыганова надрывалась про Андреевский стяг, а полубезумные бабульки шамкали в телевизоре про ГУЛАГ и родовые бриллианты, зашитые в креслах Малого Совнаркома. Таким образом, прошлое оказалось тоже ряженым, полубезумным и надсадным, как песни про есаулов, офицерскую честь и «старую тетрадь расстрелянного генерала».
Ибо реальное прошлое было заменено - сладенько-позолоченным, но тухло-гнилым суррогатом, где всё чёрное разом стало белым, а белое - грязным. Зоя Космодемьянская была представлена безумицей, Королёв - жертвой сталинизма и узником режима, БАМ - дорогой в пустоту. Итак, прошлого нет, а есть набор перевёртышей. Теперь каждый второй мог объявить себя Рюриковичем, предки которого спешно спалили документы в очень красивом и - очень фамильном камине. Прошлого нет - можно самому его смоделировать, но все попытки оказывались неубедительными, ибо прошлое сделалось ненужным, как таковое.
Будущее тоже сделалось туманным. В коммунизм люди уже не верили в начале 1970-х, но была вера в устойчивость системы. Если обывателям 1983 года показать кадры 1993-го, большинство попросту сошли бы с ума или не поверили бы. Потому что так не бывает. В 2000-м году мы оказались не в коммунизме и даже не в «ещё более развитом социализме» (с человеческим лицом или без оного), а в самом что ни на есть дремучем капитализме. Единственно-возможное Будущее сделало ручкой и свинтило в параллельную реальность. Теперь, в 1990-е, оно могло стать любым - впереди маячило много дорог и все они оказались опасными.
Жизнь отдельного человека тоже перестала быть сменой вех и стадий - можно было не учиться и в 15 лет уйти в мойщики Бумеров и Мерсов, потом в 19 - самому стать негоциантом и мерседесовладельцем, а в 20 - быть расстрелянным в упор бывшим подельником и сотрапезником. Такая краткость бытия делала бессмысленными не только планы на будущее, но и само будущее. Живи сейчас, лови момент. Выживай и пробуй, а если не выжил - невелика беда. Люди спокойно отказывались от будущего в обмен на блескучее, пряное настоящее. Привыкшие жить в ожидании ещё более светлой жизни, хомо-постсоветикусы ошалели от возможности промотать не только деньги, но и жизнь за одну ночь в казино.
Разруха и грязь на улицах в сочетании с криминально-быстрым богатством и тотальной все-торговлей - ощущение, как после ядерного взрыва, когда все живут одним часом и готовы завтра умереть от лучевой болезни. Низкая цена человеческой жизни сделалась нормой. Но и обычные люди, не вписавшиеся в заманчивый мир обоюдной распродажи, жили только мгновением - стеснялись своих же пионерских галстуков и кучковались по интересам (хоть в в коридорах платных ВУЗов, хоть в баркашовских штабах, хоть по церквам да паломничествам - а некоторые сразу везде, лишь бы на людях).
Гениальный Георгий Данелия в самом начале 1990-х снял жуткую по своей обыденности историю под названием «Настя». Это - антиутопия, но если классические антиутопии отсылают нас в будущее, то «Настя» - это антиутопия о настоящем, потому что будущего в 1990-е нет, причём никакого. В Философском Словаре 1984-го года имеется расшифровка: «В антиутопии, как правило, выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба, подчёркивается неустранимость социального зла...». Иначе говоря, мы все в 1990-е оказались внутри антиутопии, которую никто и никогда не предсказывал. Потому что яблони не могут цвести на 'Mars'-e и тем более - на 'Snickers'-e.
Зина Корзина (с)