Школьные годы чудесные
Сообщений 51 страница 56 из 56
Поделиться522021-05-07 08:31:16
Платное образование в СССР?
Возник спор. Так и быть - вот вам документ.
Многие товарищи, думающие, что в СССР им было бы намного лучше, постоянно вспоминают о школах сталинского периода (хотя, там учились их родители или даже деды-бабушки, а сами они застали закат цивилизации, некоторые с заходом в 1990-е). Так вот! Если быть верными сталинцами, надо знать вот эту немаловажную деталь - обучение в старшей школе и вузах при товарище Сталине было платным. Вот нормативно-правовой акт, устанавливающий эти правила. И заодно расценки. В империи Красного Бонапарта не существовало никакого эгалитэ. Нет денег? Иди в ФЗУ, пополняй ряды пролетариата, а потом на рабфак, если - умный. Инженер в те годы - это элита. К слову, это было правильно - подростки и молодёжь жёстко мотивировались ещё и родителями, которые оплатили их образование.
Галина Р. Иванкина (с)
Поделиться532021-05-16 09:05:37
А что вам этот циркуляр?
По какой-то неведомой мне причине в 2010-х годах начались активные визги по поводу ...ужасов царизма и угнетения масс. В советские времена, равно как в 1990-2000-х на сию тему говорили не столь активно, а вот лет 7-8 назад в коллективном бессознательном что-то сдвинулось. Причину я не понимаю, и вообще - агрессивная борьба за правильную историю сильно достала. Я это рассматриваю так: если нет будущего, давайте воевать за прошлое.
Когда возникает разговор о дореволюционном образовании, многие поминают знаменательный «Циркуляр о кухаркиных детях», который замечу — только циркуляр, то есть акт, не имеющий силу общеобязательного. Ах, подонки в эполетах! Не давали крестьянским детям учиться! Итак, что в реальности? Доклад «О сокращении гимназического образования», более известный как «Циркуляр о кухаркиных детях», был издан 18 июня (1 июля) 1887 года.
Реальное училище, готовившее инженерные кадры.
Туда кухаркины дети принимались всегда.
Он был призван отфильтровывать по желанию администрации «...детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию». Смысл был таков: ограничить возможность «неблагородных» отроков перемещаться в разночинцы и студенты, которые рассматривались как основная движущая сила революционного движения.
Скандал вокруг циркуляра был вызван и тем, что он противоречил действующему закону от 30 июля 1871 года, провозглашавшему отсутствие сословных и вероисповедных цензов для обучения. Ещё раз повторяю для слабоумных: 1) это был всего лишь циркуляр, а не закон и не указ Императора; 2) он распространялся только на классические гимназии, никак не влияя на деятельность реальных училищ 3) одарённые дети всё же принимались и в гимназию. Да — циркуляр действовал до 1900 года, пока не был отменён в царствование Николая II.
Поделиться542021-06-27 09:35:33
Шикарная детская книжка 1975 года о кибернетике
В одном сообществе ВКонтакта нашла вот это чудо - иллюстрации детской книги «Что такое кибернетика» 1975 года. Тут сразу много мыслей... В общем, советский мастер на чистом энтузиазме умел делать то, что в этих-ваших-заграницах токмо под веществами.
Художники: А. Астрецов, Н. Кошкин, Н. Доброхотова-Майкова, Т. Доброхотова-Майкова, А. Панин, Е. Урусов.
Поделиться552021-11-08 11:58:21
Есть профессия одна — Очень важная она.
Чтобы мы всегда смеялись,
Чтобы солнцу улыбались!
Поделиться562021-12-15 08:19:36
«Сто дней после детства» и пионеры-аристократы
Правы те киноведы и – простые зрители, которые утверждают, что Сергей Соловьёв мог бы снять лишь «Сто дней после детства» (1975) и больше ничего уже не делать, ибо этот фильм гениален. В принципе, сюжет банально-обыденный – резко взрослеющие подростки, летний лагерь, первая любовь – как солнечный удар. Обычные советские пионеры, которые вот-вот станут комсомольцами (в ряды ВЛКСМ вступали, начиная с 14 лет). Но обычные ли? И о любви ли этот фильм? Юношеское томление – это фон, декорация для связи с реальностью.
Кадр из фильма «Сто дней после детства» (1975). Скриншот.
Это фильм, главную роль в котором играет сам антураж, тогда как персонажи – это статисты и даже Лена Ерголина в исполнении юной Татьяны Друбич – это часть декорации. Для такой фабулы можно было бы выбрать простой пионерлагерь – с двухэтажными корпусами и мозаичными панно «Салют, пионерия!», с побудками-зарядками, рисованием стенгазеты и подготовкой к «Зарнице». И – всё. Магия темы испарилась бы. А тут – классическое поместье с театральной залой, дивный пруд, полумистические развалины – бывший парадный въезд.
Кадр из фильма «Сто дней после детства» (1975). Скриншот.
И – любительский спектакль – «Маскарад», вещь сложная и жестокая, как и всё, что писал Михаил Лермонтов. И еще – беседы о Джоконде, пионервожатый-скульптор (а не скучающий доцент педвуза, решивший подзаработать) и, наконец, музыка Исаака Шварца с его изысканной грустью – в том же году вышел ещё один фильм с его мелодиями – «Звезда пленительного счастья» (1975). Я не случайно упоминаю эту киноисторию о красивых декабристах, которым противостоял не менее шикарный царь Николай I, а парижская модистка неслась в Сибирь, дабы разделить судьбу русского аристократа... О, нет.
Кадр из фильма «Сто дней после детства» (1975). Скриншот.
Это были гуманитарные-семидесятые! Декабризм - наше всё. Модно быть реставратором, поэтом и художником, иметь дворянские корни, заигрывать с белогвардейской эстетикой, покупать прижизненные издания Блока, рассуждать о Черубине де Габриак. Хранить подшивку «Нивы» за 1913 год. Быть беспартийным и вне системы. Жить в том же измерении, что альтист Данилов, а лучше – сразу Мастер с Маргаритой. Увлекаться музыкой галантного века – и барды Никитины прочувствованно пели: «Под музыку Вивальди, под вьюгу за окном…» Предлагали печалиться.
Татьяна Назаренко «Московский вечер». 1978 год. Скан из книги Натальи Ватолиной «Пейзажи Москвы». М.-1983.
Длинноволосые юноши и девушки – нечто среднее между «ихними» хиппи и «тутошними» разночинцами утраивали концерты-квартирники и разные посиделки. Там разговор об «Андрее Рублёве» Тарковского перетекал в споры о проторенессансе и трёп о Deep Purple или - о культовом диске «По волне моей памяти», где Давид Тухманов создал песни на стихи Волошина, Бодлера, Сафо и вагантов. Если вернуться к «Ста дням после детства», мы наблюдаем ровно то же – дети играют в «новое дворянство» и на сцене театра, и в своей повседневной жизни.
Символ эпохи - диск «По волне моей памяти». Из личной коллекции автора текста.
Это и был тот самый развитой социализм – из унылых передовиц, но не скучный в своих проявлениях. Стабильность, помноженная на размеренный стиль бытия – с ощущением вечности и бесконечного лета, с очаровательными девочками, знающими французский язык; с муками счастья; с умными книгами и древним фортепиано средь зелени; с энциклопедией Брокгауза и Эфрона из библиотеки смотрительницы поместья (которая и тогда уже считывалась, как бывшая владелица, приставленная когда-то большевиками охранять народное достояние).
Кадр из фильма «Сто дней после детства» (1975). Взято с сайта 7 Дней.ru.
Кстати, мы не знаем, что за место нам показали. Хранительница говорит, что усадебный театр расписывал «итальянский художник… болгарского происхождения», живший в XVIII веке в России. Что? А такой был? Примерно такая же реальность в повестях Владислава Крапивина – в его Мире Великого Кристалла, где множественные миры иногда соединяются единым замыслом. Вот там возможен и такой мастер, и – такая странно-заброшенная и при том обжитая усадьба. И все эти волшебные фонарики над парком, где пионеры играют в кавалеров...
Zina Korzina (c)
Быстрый ответ
Похожие темы
Музеон | Волшебная сила искусства | 2022-02-24 |
Фантазия и реальность | Занавес реальности | 2022-01-08 |
Странные Сказки | Свободное общение | Вчера |
Добрый вечер! | Свободное общение | 2024-10-17 |
Историю пишут из Торы? | Хронология цивилизации | 2021-02-10 |