Жертвам карательного музобразования
В Советском Союзе была дворянская культура. Что это значит? А многое! Танцы-музыка-иностранные языки - все эти знания оказались востребованы в стране рабоче-крестьянской, народной власти. Какая жизнь без пианины? В моём детстве каждая вторая девочка прошла через это мучительство. Мне - повезло. Меня загрузили математикой. Но подруги-то! А соседи?! Жила-была девочка Лена в соседнем доме. Родители - пролетарии, бабушка, как водится, от сохи. Нормальное советское семейство - шесть соток, «копеечка», сервелат по праздникам, сытые, хорошие и родные лица.
Карикатура из журнала «Крокодил».
Но нет, культура - это же святое. «Виконта де Бражелона» и всяко-разных Золя по подписке и за макулатуру тоже доставали, среди хрусталя ставили томики, любовались... Девочку Лену не приняли в музыкалку по причине полного отсутствия способностей, но не тут-то было. Потому что мир не без добрых людей, а как раз-таки - с ними. И к Леночке стала ходить тонкорукая, обременённая очками блондинка лет 30, которая носила дублёнку, красный брючный костюм и явно импортные сапоги на шикарных каблучищах... В общем, та ещё штучка, Агнетта Фёльтског (беленькая АББА) отдыхает.
Ну, в общем, Леночка принялась гаммы разучивать. Она их что-то очень долго разучивала, потом ещё дольше мучила Этюд Черни (бедный-бедный Карел Черни!) Леночка много раз пыталась слинять от учительницы, иной раз даже делала вид, что заболела, дабы просто полежать дома и не долбить по клавишам. А вот моя бабушка неизменно восхищалась девочкиным трудолюбием, приводила мне её в пример. Как вы уже, наверное, поняли, Леночка не стала ни пианистом, ни даже массовиком-затейником, а чисто по-человечески поступила в техникум и там уж пошла по дискачам и тусовкам...
На эту тему, кстати, было огромное множество карикатур и фельетонов - авторы призывали родителей не мучить своих отпрысков, если нет в этом никакого смысла. Тогда в большой моде было словечко «вундеркинд», каждый родитель (за исключением некоторых) считал своим долгом объявить миру о вундеровости своего кинда... Педагоги выступали в печати, утверждая, что никакая Высокая Культура не должна отнимать у человека детство. Но что делать, если мода? На джинсах - лейбл, в руках - фагот, на полочке (рядом с хрусталями - Эмиль Золя). Только бы не в ПТУ! Любимая присказка домомучительниц: «Не будешь учиться, не будешь пиликать - пойдёшь в ПТУ!»
Кстати, и писательница Дина Рубина тоже любит вспоминать свои музыкальные «вехи»... В общем, практически ни один советский ребёнок не был застрахован от знаков альтерации, силлабизации и пиццикато. Я с вами говорю о великих страдальцах, я бы сказала, - о жертвах той моды на интеллектуализм, оказавшейся бичом для многих детей эпохи Застоя. Помните, в фильме «Старый Новый год» обыгрывается эта тема? Мальчик из интеллигентной семьи уже яро ненавидит пианино, а к девочке-пролетарке, как раз, пианино только-только привозят... То есть от сольфеджио и прочего ля-бемоль мажора ребёнка не могло спасти ничего, даже ФЗУ-шно - ремесленное образование его родителей.
Зина Корзина (с)