Остановка "Школа"
Когда, смахнув с плеча пиджак,
Ложишься навзничь на лужок,
Ты поступаешь, как Жан-Жак,
Философ, дующий в рожок.
На протяженьи двух веков
Он проповедует в тиши
Сверканье сельских родников,-
Спасенье сердца и души!
Но стрекоза и светлячок
И бык, что в сторону глядит,
И твой помятый пиджачок
Меня ни в чем не убедит.
На протяженьи двух веков
Сопротивляюсь и шучу,
Бежать из пыльных городов
Все не хочу, все не хочу!
Воспитание по Жан-Жаку
Поэт: Александр Кушнер
Я хочу предложить вам сравнить три описания видения Юнга.
Первое – принадлежит ему самому:
В «Протоколах», описание, данное в оригинальной беседе с Яффе, Юнг выражает конкретно и кратко: Бог нагадил на собор, и кала было столь много, что крыша рухнула
Второе представляет собой текст «Воспоминаний, сновидений, размышлений», который был полностью отредактирован и от цензурирован Аниеллой Яффе и семьей Юнга:
«Бог сидел на золотом троне, высоко на миром, и из престола огромные куски кала падали на сверкающую новую крышу, разрушая её и стены собора на части».
В общем смысл тот же – но определённая тональность теряется.
А вот как звучит видение Юнга в устах современных Юнгианцев:
С небес, от Бога, на землю упали золотые экскременты которые раскололи башни и сровняли с землей величественное строение». Этот волнительный сон переписывает библейскую метафору об отвергнутом камне, ставшем камнем краеугольным, поскольку экскременты были божественными, «необъяснимо «Золотыми» и были предназначены расчистить старое».
Поразительно, не правда ли? Дерьмо которого вначале было просто «очень много», во втором варианте затвердело, а в третьем ещё и стало золотым.
Если бы речь шла только о Божьем дерьме – всё было бы не так страшно. На самом деле, «ВСР» был написан Аниеллой Яффе под диктовку Юнга, и из этого текста исчезали абзацы и главы если Яффе считала что излишняя откровенность может повредить репутации Юнга или его семьи. Исчезли главы про общения с Флурнуа и Уильямом Джеймсом которые как сейчас выясняются оказали на Юнга влияние не меньше чем Фрейд. Исчезли его личные исповеди об отношениях с Сабиной Шпилирейн, Марией Моцлер и Тони Вульф. Наконец, исчез сам стиль Юнга – неповторимый, грубый и Суверенный. Всё что могло нарушить режим эвфемизма (*), всё что бросало вызов существующему порядку и мещанским нравам буржуазии осторожно вымарывалось из истории Юнга. Вымарывалось с благими целями - сделать учение более широким и более доступным для простых людей, живущих в естественном рабстве.
Интересно что щепетильность Яффе и семьи создало противоположный эффект – многие экстравертные читатели автобиографии (а на самом деле биографии) Юнга, отшатывались от неё как от «слишком аутичной» и даже "нарциссической" - неудивительно - все описания общения с другими (будь то любовницы или коллеги учёные которые были слишком неполиткоректны - например Уильям Джеймс воспоминанию о котором Юнг посвятил целую главу)– за исключением Фрейда были аккуратно изъяты из биографии.
Если бы не этот подлог, если бы Юнга можно было немножко радикализировать и обострить темы противопоставления сейчас Юнг мог бы стать одним из ключевых фигур контркультуры.
Оригинал взят у aton418
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(*) нарушить режим эвфемизма - Эвфемизм - Нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений.