Один человек сказал мне сегодня "Ты настоящая", я спросила его, что он имел в виду, а он улыбнулся и ответил: "Ты наивная и искренняя, если тебе больно - ты плачешь, а не говоришь бессмысленные прогламуренные фразочки, типа "хочу быть сильной, хочу быть холодной стервой", это все глупо... "ТЫ НАСТОЯЩАЯ..."
В сиреневом хитоне на ветру Я подставляю кубок под струю, - Лей, лей, легионер, вода светла, как бусы из сидонского стекла.
Сандалии осыпаны песком, Над лагерем - скопление облаков - Ах, быть грозе, - взглянув на облака, - дочь претора в струящихся шелках.
И на плечо кувшин подняв, - пошла легко, - к отца алеющим шатрам, и абрис пышных рук её белел свежо и больно, как цветы лилей.
Ах, покрывало на челе моём в цвет молока, - густой восточный лён, «Патрицианка с сердцем изо льда» - все думают, а я так молода...
Я - Рея Сильвия, я дочь царя, Град Рим мои построят сыновья, И только Марсу я открою лик, - Единственному с неба и земли.
Как я могу любить тебя, скажи, Когда такие вижу миражи, Когда, неся над головою нимб, Мне в шлеме бронзовом грядёт Жених?
Где эти травы горькие искать, В каких таких затерянных веках, На барельефе мрамор потемнел, И синий меж руин пророс прострел.
Иди, иди - на Запад, на Восток, Куда желают ноги - мир широк, В струении сиреневых одежд, по облакам, по травам, по воде...
Я знаю, - ты гордыни не возмог, Я знаю, - всё закончилось войной, Но вот шепчу, узрев твой лик из тьмы: Нет ничего прекраснее войны!
В сиреневом хитоне на ветру Стою, стою, - как перст одна в миру, Но чьи ладьи идут там сквозь туман? Кто в облаке спускается с холма?
Он Август, он Лусцин, он Гракх, он Марс, Я жажду его чёрного клейма, Разбит кувшин, разлито масло роз, Таинствен род его, смертелен рот...
Вся сила женская в песок ушла, Я разрезаю розовый гранат Завешиваю шёлком зеркала, Ты бог войны? - Да будет нам война!
Я Рея Сильвия, пойми, смирись, И если я - есть лес, то ты - есть Рим, Знак равенства поэт меж нами внёс, Мы оба полны мрака, гроз и грёз, Мы оба встали у великих рек, Но мя взрастил Господь, тя - человек.
Я поклоняюсь доблести одной, Я ей пьяна, как прочие - вином... ...Сенат молчит, и только эхо льнёт к колоннам курии в тоске земной.
Хочу я ранить стопы о края осколков амфор, статуи ваять, камней их причаститься, рек и уст, познать законы древние на вкус.
Хочу бродить меж мраморных гробниц, мечтать, пред идолами падать ниц, хрустеть песком столетий на зубах и представлять жемчужный пар их бань.
Хочу петь гимны розовой зарёй и уходить спокойно в свой черёд под эту землю, жёлтую, как мёд, и снова возвращаться на неё.
Покрывало накинув на голову, пришла к берегу бирюзовому, кубок стекла сидонского подняла и в море лила вино: приведи, Посейдон, по волнам мне мужа, страстного, как оно, и терпко-сладкого, как оно, и драгоценного, как оно. Вены вскрою, о, Посейдоне, коль вина мало - пьянись кровью. Веди, веди, корабли и лодьи в мои угодья, покажи мне его образ, образ его.
Вот вижу лицо первого - полководца Архелая узнаю прямоносого, и ночными Афинами к морю несу его имя. Спят философы в тёмных кирпичных домах, белые мантии сняв, что у нас называют аболлы. Я родилась здесь. Я люблю этот город. Проведи меня вдоль полуночных дорог Эллады нашей прекрасной, уложи меня спать на песок у чаши рассветного моря, укрой меня алым плащом, Архелай, Архелай. Он стоит в бирюзовой волне, в сверкающем шлеме, красив, как троянский герой, но он позапрошлой весной сдал Пирей, и разбит был при Орхомене, и на коленях стоял перед Суллой о мире прося, рассейся, рассейся, образ!
Второй был римлянин, враг царя нашего, с глазами горящими. Он сорвал покрывало с лица моего, и увидела я легионы блестящей империи, и возжелала предводителя оливковокожего их. Как вином захлебываясь, - в губы впиваясь жадно, целовалась с военачальником римским жарко. Было жарко. Вот, меча со чресел не сняв, он целует меня, но его поцелуи - льстивый латинский яд, - они заберут наши земли, обложат нас данью, а я буду его целовать? Рассейся, рассейся, образ!
Третий был стражем из охраны Афин Золотых, но он шёл об руку с высокой северной девой. Она обгорела на нашем солнце, не белым, а красным стало её лицо, а кудри льняные, выцвели и всякий цвет растеряли. Он целебными мазями плечи ей трёт, говорит, как сердце жжёт ему образ её, а она молчит. Она тоскует по дому, она дика и не знает здешних обычаев и языка, а я смугла и нежна, но ему не нужна, что за шутки, о море?
Вот идут корабли из Египта, гружёные деревом чёрным, мазями, тканями, пряностями и стеклом, я на камне у моря в ионическом длинном хитоне сижу, ворожу, вышиваю даль бирюзою и аквамарином. Так хотела я, чтобы мне её ты подарил, но ты многолик, ты безлик, ты туман, тебя нет на земле. Синею пряжей вышью пути твоему кораблю, я не знаю кого я люблю, меня заливает печалью, и негой, и страстью, но я не знаю кого я люблю. Мой отец говорит, что всё это блажь, что отдаст меня этой же осенью замуж за кого-то из юношей наших знакомых, но они не герои, о, Посейдон, они не герои.
Жрею вино виноградное в волны твои, в воды твои, дочерям твоим, повелитель бурь, разрешитель уз, молюсь тебе обо всех кораблях и воинах всех молюсь. Кто оденет меня в тирский пурпур и розовый жемчуг? Увезёт далеко-далеко на закат, где сливаются небо и море в экстазе священном? Оградит от невзгод перламутровым мрамором комнат прохладных, силою рук?
Вижу левую: перстень и щит. Но не вижу лица. Но не вижу лица. Мой герой у меня внутри.
Я ходила у рек – красна девица, кровь с молоком, незамужняя, травы тугим заплетала венком, мои ступни босые ласкал шелковистый спорыш, мои нежные песни протяжно и горько лились… и часами могла я на камне сидеть у воды, обнимая колени, вдыхая малиновый дым, а потом, скинув платье, - входила в студёный поток, от прохлады дрожа и своею томясь наготой... Полукружьями лунных грудей обжигаясь в реке, всё гадала я, кто же он будет – сармат или кельт, а поверхность студёная лик мой ловила в силки и дробила его в глубине средь камней на куски.
Я любила курганы с камнями по кругу в лесу, я носила к ним маки и рядом сидела в грозу, высоко в ежевичных горах, куда уж не вернусь,- я нашла акинак, и, очистив, - молилась ему. Реки звали, звеня, меня в синь и туман - за излом, шла, теряя цветы из венка, - куда небо вело, это светлая юность моя, самоцветная кладь, когда я себе небом, и миром, и Римом была, проливала холодные росы в весенние сны и с размаху бросалась лицом в медоносную сныть…
…А потом я у гибельных маков просила дитя под грозой, хоть от этого скифа из тех, что нам мстят, ключевою водою лишь лик сполоснёт – ничего,- только ночь в типчаке, а потом я забуду его.
Возрождённая женственность, дочь с волосами, как ночь, как ходила я реками - ты теперь так же пойдёшь, сын, росою омытый, зачатый в степи под дождём, обними свою мать поскорее, чего же ты ждёшь? Семя племени гордого, отблеск ушедшей грозы, мне растить вас ещё десять лет и одиннадцать зим, ваш отец – имярек, не пытайте меня вы о нём,- никого не найти, крещены наши степи огнём…
Выходите-ка дети к реке, вот вам лук, вот колчан, начинайте учиться стрелять с бугорков по щиткам, чтоб когда в чёрный час дикотравье накроет гроза, гордо бросить ей вызов и в мутные глянуть глаза….
Запах тёрна цветущего, пряжа тумана у рек, не оставит тебя дикий скиф твой дневать в серебре, не оденет в шелка ассирийские тонкий твой стан,- за седым Борисфеном загинет его караван…
Красна девица, кровь с молоком, по колено коса, полны ль мёдом ковши твои, юный ухожен ли сад? Истолкла ль бирюзу в медной ступе пестом костяным? подвела ль цвета дыма – глаза порошком голубым?
В покрывале лиловом стоишь, - ни жива, ни мертва, не жена, не вдова, лишь плащом - за спиною молва, плеск реки за курганом, свист стрел, звон по травам дождя, ленты пряного дыма над степью и голос вождя.
Подросли сын и дочь, и хмельная минула весна, тронул волосы снег… как я смею тебя вспоминать! Были зори бы светлыми – не уходила бы в степь, не смотрела бы в зеркало, ведь всё рано уж теперь…
Три луны и семь дней зверобою шептать имена, возвращать себе молодость, горькую, словно весна, трав ключи голубые - ладонями черпать с земли, рассказать всё как было и вышептать всё что болит, прокричать, чтоб и зверь услыхал, и узнал человек, как ходила я девицей у серебрящихся рек.
Расчеши мои косы, Хальфдан, утешь печаль, тёмный гребень из рога - целебен в твоей руке. Мы сидим в длинном доме на ложе, трещит очаг, и лежит голова моя у твоих колен. Над заснеженным фьордом нашим гуляет Ньёрд, у подножия Ясеня - Урд свою нить прядёт, и летит её песнь, и вращается веретено, и безвременье отступает ещё на год. Я зажгла много свеч, сплела из плюща венки, надымила в углах ароматной сухой травой, убрала остролистом ложе и косяки, это Йоль, мой Хальфдан, тёмное волшебство… Синеглазые хирдманны наши лежат на дне, ты мне так и не рассказал, что случилось там,- за широким морем,- где были вы по весне, чем прогневали Тора, накликали ураган? Ах, чеши мои косы, не слушай что баю вслух…
Как о деве-скальде по фьордам идет молва, будто арфу свою берёт она, словно лук, стрелы драп и вис прямо в сердце вонзая вам. Будто арфу ей золотую сам Браги дал, будто знает она как ветер заговорить, будто сердце её из морского отлито льда, а в роду - сплошь валькирии, боги и короли… Так чеши мои длинные косы, мой клён мечей, чудодействуй, цели, тёмным гребнем/своей рукой… Как пылает вкруг нашего ложа кольцо свечей, стынет в чашах эль и тёплое молоко… Носят дети в корзинах яблоки по дворам, зажигают светильники родичи за холмом, жертвы дисам и альвам приносят в заре костра, славят асов, и солнце зовут на валу крутом... Мы останемся здесь, ибо горек и бел наш Йоль, остролист, и свечи, и эль,- заберут нас в плен… Я твоя липа бус, синеокая птица-боль, пожалей ты меня у жёстких своих колен… За порогом кружится медленный мягкий снег. Закрываю глаза и вижу всё то ж опять: как приходят ко мне твои хирдманны по весне, и кормила рунами просят разрисовать… Говорят: мол, в далёкой земле мы сойдём на брег, спросят нас: кто вы, люди, и что у вас на уме? Скажем: нет, не купцы мы, не странники - ваша смерть! И с холодным нордическим хохотом вскинем меч.
Уходил, за удачу в пути обагрив алтарь, но всегда возвращался, ссыпая к моим ногам: с побережья Восточного моря, - литой янтарь, из Гардарики - перекатные жемчуга. Как у суженой конунга - из хрусталя кольцо, пряный эль на праздники, косы до самых пят… я смотрю, не дыша, в твоё северное лицо, и не верю что эти губы - моя судьба.
Много воинов прозрачнооких ушло за тьмой, много звонких браслетов на дне среди скал молчат, только помнят волны все лодии, - до одной, что под крики ворон покидали родной причал. И ограбив за синим морем чужих богов, вы везли в Скирингссал, до краёв нагрузив ладьи: серебро и золото с западных островов, драгоценные камни с окладов церковных книг… Ах, янтарь ли с востока, с запада ль серебро, жемчуга ли из Хольмгарда душу повеселят? Мы – норманны, чиста и несмешанна наша кровь, мы – тот варварский север, который один и свят. Закрывай глаза, видишь: холм за седой рекой, белокосая Халльдис с жертвенным рогом, снег на губах её алых тающий, круг волков, ледяной дворец Скандинавии в пелене… Ах, как лён мои косы долги, как шёлк мягки, говори о них, заплетай их, меж пальцев лей… Словно пряжа норн эта ночь длинна, и вокруг - ни зги, и нежны покрывала, и шёпот жарок, и терпок эль… Слушай: там где луна на молочный идёт ущерб, где залив отдыхает в короне холодных скал, с золотою арфой в руках, в голубом плаще, смотрит в зеркало фьорда белая дева-скальд. Снежноликая дева-викинг, ничья жена, беспокойная пряха метелей и нежных вис, Дева Шлема и Струн, можжевеловая княжна, не зови её, даже мысленно - не зови… В моём сердце – туман и резные, меж скал ладьи, тайны древних германцев, осколки забытых саг, в моём сердце сияет Севера вечный лик, моё сердце отдано воинам и жрецам.
Ты прошёл много стран, видел дивных зверей и птиц, ты читал их следы и сердца рисовальщиц рун, я могла б ещё много дорог тебе заплести, но прошу: возьми меня по теплу на Русь. Где высокие викинги ступят на берега, принесут с собой снегопады и колдовство… Как в груди у нас не сердца, а осколки льда, как в устах у нас не молитвы, а волчий вой… Кто узнает Людей из Фьорда - займётся сам этим пламенем снежным, что губит веками нас, и возьмёт себе имя, свежее, как зима, и прозрачно-зелёное, как лёд или хризопраз. Станет тесен нам Мидгард, покроется ржавью сталь, отпускай эпоху, не больно теперь ничуть, только косы мои чеши, только тешь печаль, только дров подбрасывай в каменный наш очаг, только сыпь жемчуга из Хольмгарда мне на грудь…
Я была египтянкою, жрицей огня, сардониксами красными в храме звеня, я молилась на пламя, припав к алтарю, и огонь волновал странно душу мою.
А потом дал мне тело из снега Амон, и средь диких степей я пряла тонкий лён, рисовала на скулах обрядную вязь, и копну светлых кос заплетала, смеясь. И гордилась прозрачностью глаз голубых, и другой ни за что не желала судьбы.
В третий раз родилась я во время грозы и потом под грозою ходила всю жизнь: вихрь смутного времени взмёл племена и на Запад понёс их, да всё - через нас. Только скифской повозки, где я родилась, не бросала я, берега моря держась, и вбежала в волну, и упала в волну, когда с Азии войско вошло к нам в страну.
Мой язык знает сладость наречий чужих, я на небо смотрю и не знаю как жить: молоко их и кровь их насквозь мя прошли, посмотри: сотни тел я сменила и лиц, крепче стали - объятья тристатов* снесла, то венчал меня тёрн, то долил меня лавр, полководцы моей добивались любви, всё шептали: хоть имя своё назови, только я ускользала змеёю из рук, и одна оставалась опять на миру...
Мой крылатый астролог, мой царь и палач, сардониксом и яшмою вышит твой плащ, я себя не нашла, я нага и бедна, я собой, как вином старым опьянена. Я - растопленный жемчуг, историка вздох, крик девичий в ночи, мак и чертополох, ветры времени плещутся в косах моих, я сама из себя прорастаю сквозь дни. Если посох мне дашь - все пойду города.
Я вода. Я руда. Никогда. Навсегда. __________________________ Триста́т - цслав . из греч. τριστάτης (буквально «один из трех великих мужей царства») – военачальник.