EdTech: как 2020 год изменил рынок обучения.
Для онлайн-образования 2020-й был годом неожиданных возможностей и серьезных испытаний одновременно. В отрасль пришли большие деньги и миллионы новых пользователей, но далеко не всем игрокам удалось справиться с резко возросшей нагрузкой. О том, как изменился рынок образования за прошедший год и что его ждет в году будущем, в колонке для Forbes рассуждает основатель образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов.
Image: thepangean.
В 2020-й EdTech [рынок образовательных технологий] заходил на высочайшем градусе энтузиазма. Громкие коммерческие успехи лидеров отрасли, крупные инвестиционные раунды, покупки EdTech-компаний корпорациями — все это чрезвычайно раззадорило стартап-менеджеров и инвесторов. Исследование «Барометр онлайн-образования» показало, что в 2019 году на российском рынке появилось почти столько же новых онлайн-школ, сколько за предыдущие 10 лет. Никогда прежде на моей памяти образование так сильно не пахло деньгами.
Все ждали чего-то подобного и в 2020-м. Отчасти так и произошло. Но пандемия, как и везде, внесла свои коррективы.
Как в этом потоке инвестиций, сделок, форс-мажоров и эмоций подсветить логику? Я вывел пять трендов, которые как предприниматель и продуктолог считаю главными в уходящем году, проиллюстрировав их ключевыми событиями отрасли. Эти же тренды, по моему глубокому убеждению, будут определять развитие в наступающем 2021-м.
Инвестиционный бум
Когда рынок растет, на него намывает деньги. Это правило снова доказало свою безотказность. Бизнес-ангелы, венчурные фонды и корпорации по всему миру все активнее вливают средства в EdTech в расчете стать бенефициарами его бурного роста.
В июне Crunchbase назвал онлайн-образование одной из ведущих отраслей для «единорогов». В 2020 году миллиардными компаниями стали американские Quizlet, Udemy и Course Hero, канадская ApplyBoard, индийская Unacademy. Всего на сегодня, по данным исследовательского агентства Holon IQ, в мире насчитывается 20 EdTech-«единорогов». Образовательный стартап из Индии Byju’s стал первым EdTech «десятирогом» (Decacorn) — его оценка достигла $10 млрд. В проект вкачаны миллиарды от фондов Tiger Global, DST Global Юрия Мильнера F 27, деньги Марка Цукерберга и других именитых инвесторов. Однако звание самого дорогого образовательного стартапа Byju’s удерживал недолго.
В октябре ведущая китайская образовательная онлайн-платформа Yuanfudao объявила о раунде на сумму $2,2 млрд при оценке $15,5 млрд, что сделало уже ее самым дорогим EdTech «единорогом» в мире. К слову, организационный комитет зимних Олимпийских игр в Пекине недавно объявил Yuanfudao официальным спонсором Олимпиады-2022. Впервые EdTech-компания будет спонсировать такое масштабное событие общемирового значения. В ноябре HolonIQ сообщило, что инвестиции в EdTech в мире побили все предыдущие рекорды. За первые три квартала 2020 года венчурные капиталисты вложили в отрасль более $8,3 млрд. Основные рынки, где эти деньги приземлились, — Китай, США и Индия.
А что в России?
Российский рынок тоже был весьма активен. Прошли несколько раундов на миллионы долларов и несчетное количество на меньшие суммы. Масштаб вложений, конечно, не так впечатляет, но динамика зримая. Многие российские миллиардеры уже обратили свое внимание на EdTech. Так, Алексей Мордашов уже три года владеет значительной долей в нашей «Нетологии-групп», Алишер Усманов F 7 через Mail.ru Group выступает акционером сразу нескольких крупных EdTech-компаний. В ноябре стало известно, что фонд Winter Capital Partners Владимира Потанина F 1 инвестировал в один из лидирующих образовательных стартапов России Skyeng. В раунде также поучаствовал текущий акционер компании — фонд Baring Vostok. В 2020 году Forbes включил Skyeng в список самых дорогих 20 компаний Рунета — онлайн-школа заняла 13-е место с оценкой в $130 млн.
Из сделок поменьше можно отметить раунд, который провела российско-британская образовательная компания MEL Science — она привлекла инвестиции на сумму $14 млн от Mubadala Investment Company, Channel 4 Ventures и Российско-китайского венчурного фонда. Американо-российская онлайн-школа английского языка Novakid в декабре закрыла сделку на $4,25 млн (среди основных инвесторов — PortfoLion, LearnStart и TMT Investments). Российский стартап IntellectoKids (создает образовательные приложения для детей от 3 до 7 лет) привлек $3 млн в раунде A от Allrise Capital, Genesis Investments и других инвесторов. Онлайн-платформа Lectera получила около $2,1 млн от пула инвесторов из Европы. В образовательную платформу Smart School Pro вложила $1,5 млн группа компаний «Русские инвестиции». Виртуальный репетитор английского языка MyBuddy.ai получил $1 млн от российского венчурного фонда Leta Capital, столько же «подняла» на раунде онлайн-платформа «Умназия» (в нее вложилась группа частных инвесторов).
Эволюция инструментов
Объем денег — хороший индикатор внимания расчетливых инвесторов. Но есть нюансы. Те, кто не берет труд разобраться в сути происходящего, заливают деньги в поверхностные, хайповые проекты типа курсов очередного Instagram-селебрити. Профессионалы же ищут компании с возможностями для прорыва, с прототипами революционных продуктовых концепций в образовании. Именно такие технологические и методические решения могут сильно повлиять на качество образовательного продукта и создать новых лидеров EdTech. Самые большие инвестиции получали в этом году те стартапы, которые предлагали свои способы использования искусственного интеллекта, машинного обучения, больших данных, игровых механик в образовании.
На наших глазах (и руками наших коллег по EdTech) происходит переизобретение методик и инструментов образования. Форс-мажорные обстоятельства начали рассеивать пелену консервативных убеждений — и за этой пеленой обнаружилось удивительное пространство возможностей для образования нового времени.
Это обучающий робот-игрушка на основе ИИ, который в игровой форме учит детей математике, астрономии, географии и пр. Time назвал его одним из лучших изобретений 2019 года.
EdTech-стартапы уже успешно пробуют персонализировать процесс обучения на основе ИИ, как это делает, например, канадский Knowledgehook. В этом же направлении двигаются американские Quizlet, Querium, Kidaptive. Есть впечатляющие примеры использования в образовании обучающих роботов (ROYBI) и блокчейна (ODEM, Blockcerts). Отдельного упоминания заслуживает явно усилившийся в 2020 году тренд на геймификацию образования (игровые механики используют Age of Learning, «Учи.ру», Kahoot!).С началом пандемии многие учителя стали использовать Minecraft для удаленного обучения. Осенью министр цифрового развития и связи Максут Шадаев заявил, что в образовании будут применять отечественные платформы для видеосвязи. Аналоги Zoom последние месяцы разрабатывают сразу три компании — «Яндекс», Mail.ru Group и «Ростелеком». Очевидно, что в ближайшие годы все светлые головы отрасли будут искать формулу онлайн-образования 2.0. Где не просто сделана оцифровка офлайн-образования (с чем, по сути, мы имеем дело сегодня), а изобретены новые методические решения.
Экспансия за рубеж
Попытки выйти за пределы русскоговорящего пространства российские EdTech-компании делали и ранее. Один из пионеров рынка, Lingualeo, активно прощупывал страны Южной Америки еще лет 5-6 назад. Лидер языкового обучения, Skyeng, с 2017 года проводил эксперименты с выходами на рынки Латинской Америки, Китая, Испании. Но до недавнего времени заметных успехов не было.
Последние год-полтора возникает впечатление, что экспорт российского онлайн-образования становится все более значимым. Качество многих отечественных EdTech-решений так же соотносится с качеством зарубежных, как российские банковские приложения соотносятся с европейскими и американскими. То есть, возможно, отечественный EdTech повторит успехи финтеха. Но не только создав качественные диджитал-продукты, но и осуществив международную экспансию.
Тренд не новый: в последние годы иностранные рынки освоили проекты «ЯКласс», «Учи.ру», «Алгоритмика», «Яндекс.Практикум», iSpring. В 2020 году стало известно о намерениях еще нескольких российских EdTech-компаний выйти за рубеж: «Умназия» планирует экспансию в Индию и Южную Америку; StudyFree выходит на рынки Бразилии, Индии и стран Африки, где, по данным самой компании, она уже имеет первых клиентов и первую выручку; преимущественно на международные рынки ориентируется российская онлайн-платформа Lectera; Buddy.ai в этом году уже запустил приложение в испаноязычных странах Латинской Америки и теперь активно присматривается к Турции; российская школа программирования для детей CODDY открыла представительство в Нью-Йорке; буквально на днях онлайн-школа программирования для детей Kodland (которая, кстати, выпускник Акселератора стартапов «Нетологии-групп») привлекла $1,5 млн инвестиций. По их заверениям, деньги пойдут на развитие в англоязычных странах, Испании и Индии.
Buddy.ai — виртуальный репетитор английского для детей тоже на основе ИИ, который распознаёт голосовые ответы учеников и даёт обратную связь
Это только те примеры, которые у всех на слуху. Я убежден, что усиление экспорта российского EdTech даст новый толчок для роста всей отрасли в России и может быть источником внешних денег и даже предметом национальной гордости. Будь я на месте министра просвещения, я бы поставил на государственном уровне какую-нибудь вдохновляющую цель типа «Сделаем российское онлайн-образование вторым балетом» — отраслью, в которой страна имеет безусловную доминанту в мире.
Игра на поле государства
Пандемия окончательно обнажила тот факт, что между ожиданиями потребителей (родители школьников, студенты, специалисты повышающие квалификацию) и тем, что способно предложить государственное образование, возник значимый разрыв. Что еще хуже — он постоянно растет. В XXI веке люди хотят учиться быстрее, компактнее, более практико-ориентированно. Поэтому программы большинства школ и вузов с каждым годом все сильнее отстают от реальных образовательных потребностей.
В сегменте обучения взрослых осознание потребителями этого факта привело к всплеску популярности проектов, предлагающих ускоренное обучение новым профессиям («Нетология», Skillbox, «Яндекс Практикум» и т. п.). В школьном образовании мы видим стремительно растущий интерес родителей к переводу их детей в виртуальную школу. Так, в этом учебном году в нашем проекте «Фоксфорд»-направление «Домашняя школа» выросло почти в 4 раза к предыдущему году. Когда вы читаете этот текст, более 7000 детей учатся у нас в полном отрыве от обычной офлайн-школы. Сопоставимый прирост интереса к основному школьному обучению в онлайне фиксируют и наши конкуренты. Причина тому — преимущества виртуальной школы в ряде важных для современного родителя моментов. Во-первых, программа лидирующих домашних онлайн-школ полностью соответствует федеральным образовательным стандартам, но в полтора-два раза компактнее по времени. Методисты попросту отжимают стандартную школьную программу от воды, делая обучение более компактным по форме и вовлекающим по содержанию. Во-вторых, возможность учиться из любой географической точки в любое время, в своем темпе. В-третьих, прозрачность и контролируемость образовательного процесса для родителей. В-четвертых, персональное сопровождение ребенка на всех этапах учебного процесса силами наставников, тьюторов, кураторов курсов, психологов. И, наконец, использование инструментов смешанного (гибридного) обучения.
Уверен, что тенденция перевода продвинутыми родителями своих детей в домашние онлайн-школы в следующие несколько лет будет активно нарастать.
Картинка, подобная школьной, намечается и в высшем образовании. Еще в 2018 году наша «Нетология» совместно с Высшей школой экономики запустила образовательный проект по подготовке специалистов в области создания и управления цифровыми продуктами. А сейчас мы готовим магистерские программы на следующий учебный год по диджитал-профессиям с ВШЭ и РАНХиГС.
Некоторые EdTech-проекты уже интегрированы в академический учебный процесс формального российского образования. Так, образовательная платформа «Дневник.ру» работает в каждой второй российской школе; тесно связанное с государством издательство «Просвещение» с марта активно внедряет интерактивную рабочую тетрадь, созданную на его контенте компанией Skyeng; а онлайн-олимпиады «Фоксфорд» на сотни тысяч школьников несколько раз в год проводятся в сотрудничестве с вузами и региональными департаментами образования.
Тренд на экосистемы
Главный тренд уходящего года, который будет продолжен в наступающем, — это консолидация рынка. Сразу несколько крупных игроков демонстрируют амбиции построить цифровые образовательные экосистемы. Бизнес-идея проста — превратить пресловутый lifelong learning [учебу длиной в жизнь] из манифеста в реальный путь пользователя. В идеальной экосистеме такого рода пользователя подхватывают в первые годы жизни предложениями в области дошкольного образования и дальше, десятилетие за десятилетием, ему предлагают все новые релевантные для него образовательные продукты. То есть «срок жизни» пользователя, по сути, равен его физической жизни. Подробно об этой концепции я рассказывал недавно на своем YouTube-канале.
В высшей лиге этих пока еще строящихся экосистем борются «Яндекс» и Mail.ru Group. Интересно то, что их подходы к построению линеек продуктов радикально отличаются.
В то время как «Яндекс» строит внутри («Яндекс.Учебник», «Яндекс.Практикум», «Яндекс.Флоу» и т. п.), Mail.ru Group крайне энергично покупает самостоятельных лидеров. Интернет-холдинг уже приобрел значимые доли в Skillbox, GeekBrains, SkillFactory (профпереподготовка, обучение диджитал-профессиям), «Алгоритмике» (школа детского программирования), «Тетрике» (онлайн-подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и занятия по школьным предметам). Под занавес года за 3,75 млрд рублей они купили 25% проекта «Учи.ру». На сегодня это рекордный чек для российского EdTech. По условиям сделки Mail.ru Group может увеличить свою долю в «Учи.ру» до контрольной через опцион в следующем году. Я уверен, что так и произойдет.
До недавнего времени третьим в этом противостоянии гигантов был «Сбер». У него и сейчас есть ряд образовательных активов («Деловая среда», «Школа 21», «Корпоративный университет Сбера» и т. п.). Но очень похоже, что в этом году компания приняла стратегическое решение выйти из гонки игроков коммерческого образования. Правда, есть ненулевая вероятность того, что в ближайшие год-два «Сбер» купит Mail.ru Group. И тогда он снова окажется участником этой гонки.
Во второй лиге строителей экосистем находятся стартапы, выросшие в образовательные холдинги. Это наша «Нетология-групп» и Skyeng. А также телекоммуникационные корпорации — прежде всего, МТС и «Ростелеком». И непрофильные игроки, которые делают осторожные попытки выхода в отрасль: так, свой образовательный проект в этом году презентовал Озон.ру.
И напоследок снова немного аналитики. В августе исследовательское агентство HolonIQ обновило свой прогноз мирового рынка EdTech с учетом пандемии коронавируса и ее последствий. По данным компании, объем рынка достигнет $404 млрд к 2025 году (среднегодовой темп роста составит 16,3%).
Коммерческие и продуктовые результаты этого ускоряющегося роста мы будем с вами наблюдать в наступающем году.
Источник:
«Никогда образование так сильно не пахло деньгами»: как 2020 год изменил рынок обучения.
https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biz … od-izmenil
cat_779 (с)