Роботам-работу, а человеку-возможность творчества и безусловный приличный доход.
Человек не создан для РАБОТЫ, человек не может конкурировать с роботами почти по всем показателям. Более того, человек не рождён для работы: уходя в отпуск, привыкаешь к нему за 1 день, возвращаясь с отпуска, чтобы привыкнуть к работе, уходит несколько недель.
Человек, в отличие от клона, биоробота или синтетика, генетически не запрограммирован на тяжёлую, нудную, монотонную работу, где он простой винтик производственного процесса.
Паразитическая система вынудила всех от малого до старого тяжело работать и учиться, при этом не оставляя ни времени, ни сил, ни материальных возможностей ни для самосовершенствования, ни для семьи, ни для детей. Чем больше роботы заменяют человека, тем слабее становится и больше позиций сдаёт паразитическая система, НО: люди не должны материально страдать. Если роботы производят много товаров и услуг, кто их будет потреблять, кому они нужны, кроме людей? Поэтому у людей для приобретения товаров и услуг, производимых роботами, должны быть деньги, определённая сумма безусловного дохода, при котором человек и его семья будут, как минимум, ни в чём не нуждаться. В некоторых странах уже обсуждается введение гарантированной суммы безусловного дохода.
Восемь правил Элвина Тоффлера для начала XXI века. Гарантированный безусловный доход-каждому.
Элвин Тоффлер: Нас ждёт экономика победившего креативного труда.
Понятие «работа» является анахронизмом, продуктом промышленной революции. Начать сейчас подготовку планов перехода для всех находящихся в угрожающем положении отраслей Второй волны. Фокусирование на человеческих проблемах: старости, здоровье, одиночестве, воспитании детей. Постоянное обучение. Даже при всех этих мерах большое количество людей не найдёт новой работы — поэтому нужен гарантированный доход. Такие тренды начала XXI века описывал в 1986 году великий футуролог Элвин Тоффлер.
Для чего нужны тысячи суперсовременных технологий, роботы и создаваемые ими материальные блага и услуги, если некому будет потреблять или нечем будет всё это оплачивать?
Элвин Тоффлер — американский философ, социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества. Человек, «придумавший» принципы информационного общества. Блог Толкователя публиковал его беседу с Фёдором Бурлацким о предстоящей демассофикации общества. Их разговор состоялся в 1987 году.
Годом ранее Элвин Тоффлер представил интересную работу о работе недалёкого будущего. Она вышла в советском научном сборнике «Новая технократическая волна на Западе» (сборник текстов, изд-во «Прогресс», 1986 год). Мы публикуем часть работы Тоффлера.
«Мы, возможно, находимся на грани ещё большей экономической катастрофы. Я твержу об этом по крайней мере с 1975 года, когда я опубликовал «Экоспазм». Но сегодняшний кризис не похож на все предыдущие депрессии. Это не вновь пришедший всеобъемлющий кризис 1933 года. Он проистекает из совершенно других причин, и, если мы хотим бороться с ним, мы должны выявить его отличительные черты.
Отличительным в этoм кpизиce является то, что это радикальная реорганизация, а не крах. Это кризис переструктурирования. Мы нуждаемся в новых идеях. Мы говорим о безработице, но мы даже не знаем, какой «работа» будет в новом обществе. Ни paбота, ни безработица не являются сегодня такими, какими они были в прошлом.
Потребление — новая форма экономической активности.
Я всегда мысленно делал различие между работой по найму в экономике, основывающейся на обмене, и не оплачиваемой работой, не основывающейся на обмене — деятельности, которую я называю «протребление» (Presuming). Это то, что женщины или мужчины делают, когда растят детей; когда они строят пристройку к дому; когда они выращивают свои собственные овощи, шьют себе одежду или по своей инициативе работают в больнице. Они производят блага и услуги. Они работают. Но не за плату. Протребление является ключевым фактором в новой экономике. Но для наших целей давайте сейчас будем держаться проблемы оплачиваемой работы, являющейся тем, что большинство людей имеет в виду, когда говорит о труде.
В отличие от многих людей, которые пишут об этом, я проработал много лет на самых грязных фабричных работах. Труд рабочего. Ручной труд. Работа на конвейере. Кроме того, я бывал на фабриках во всём мире. Я изучил труд на некоторых самых современных фабриках и в конторах. Всё это убеждает меня в том, что наши общие представления о труде устарели. Они восходят к Адаму Смиту и Карлу Марксу и связаны с представлениями о разделении труда и отчуждении. Более близким им источником является концепция конторского труда Райта Миллса.
Мы все знаем, насколько жалкой была и до сих пор остаётся частичная работа на фабриках в традиционной производящей отрасли. И этот фабричный стиль работы был перенесён в контору, где каждый работающий выполняет очень маленькую, без конца повторяющуюся работу, без какого-либо понимания её отношения к целому, без какой-либо надежды на своеобразие или творчество. Но именно эти виды труда, эти формы дегуманизированного труда прекращают своё существование. Что меня постоянно изумляет, так это ностальгия, которая заставляет сохранять такую работу, бытующую обычно среди тех людей, которые никогда её не выполняли.
Новые профессии.
Миллионы рабочих даже в наиболее технологически развитых странах до сих пор вынуждены занимать жалкие рабочие места, предусматривающие именно такой вид работы. Но ключ к будущему труда заключается в понимании того, что рутинная, повторяющаяся, частичная работа не является более эффективной. Она уже отжила в технологически развитых странах. Поэтому такой труд будет изживать себя независимо от того, что различные компании, союзы и правительства предпринимают по этому поводу. Нам не следует плакать и стенать в связи с этим. И кое-что в этом направлении уже наличествует. Это часть реструктурирующейся экономики.
Распространение сферы Третьей волны предполагает совершенно отличный тип работы. Уже имеются или вскоре появятся новые профессии, начиная с техника по обслуживанию ПЭТ-сканеров в больницах, специалистов по восстановлению ресурсов, людей, способных ремонтировать аппаратуру для распознавания голоса, организовывать и координировать производство на дому, занимающихся разработкой недр океана, дизайнеров по материалам, специалистов по установлению фотовольтных панелей, подводных археологов, специалистов по волоконной оптике, архитекторов космических лабораторий до программистов непосредственного спутникового вещания, теоретиков видеообучения и консультантов по телеконференциям. Не многие из этих профессий нового типа, если вообще какие либо, могут оказаться пригодными для рутинизации и тейлоризации, как это было возможно с большинством профессий в прошлом.
Новый интеллектуальный рабочий.
В отраслях Второй волны мы имеем остановки производства и снижение заработной платы, снижение прибылей, всё более и более сильное давление на рабочего. В отраслях Третьей волны речь идёт по преимуществу об участии рабочих в принятии решений; об увеличении производства и обогащении вместо увеличения дробности; о подвижном во временном отношении графика работы вместо жёсткого; о таких сопутствующих преимуществах, когда рабочему дают возможность выбора, а не ставят его перед свершившимся фактом; о том, как поощрять творчество, а не требовать слепого послушания.
Рабочий Третьей волны более независим, более изобретателен и не является больше придатком машины. Типичным является рабочий, обладающий специальностью или профессиональным знанием. Подобно ремесленнику доиндустриальной эпохи, обладавшему набором ручных инструментов, новые интеллектуальные рабочие обладают мастерством и информацией, которые и составляют их набор духовных инструментов. Новые рабочие значительно более похожи на независимых ремесленников, чем на взаимозаменяемых рабочих конвейера. Они моложе, лучше образованны. Они ненавидят рутину. Они предпочитают работать бесконтрольно для того, чтобы выполнять свою работу так, как они это считают нужным. Они хотят иметь право слова. Они привыкли к изменению, неясности ситуации, гибкой организации. Они представляют собой новую илу, и их число растёт.
По мере того как экономика совершает переход от Второй волны к Третьей волне, мы получаем наряду с новыми профессиями новый набор ценностей, а это подразумевает значительные последствия для работодателей в сфере правительственной политики, в марксистской политэкономии, для профсоюзов.
Бесприбыльные объединения.
Мы, вероятно, будем наблюдать взрыв новых и разнообразных организационных форм. Вместо экономик, образуемых частными и государственными предприятиями или даже их смешением, мы сможем увидеть «электронные кооперации», религиозные и семейные производственные объединения, бесприбыльные рабочие объединения — куда больше форм, чем мы может сейчас себе представить. Среди них, без всякого сомнения, будут также и самоуправляющиеся предприятия.
В ближайшем будущем тем не менее в зависимости от страны мы будем всё ещё говорить или о государственных, или о частных компаниях. Они во всё большей степени будут испытывать давление необходимости провести реорганизацию на менее бюрократических и менее иерархических основах. Чем в большей степени экономика и общество вступают в период Третьей волны, тем менее эффективными, будут становиться традиционные формы организации.
Гарантированный доход
Промышленная цивилизация, или цивилизация Второй волны, платила за различные профессии. Цивилизация Третьей волны также будет платить за определённые свойства и способности лучше, чем за другие. Во все периоды те, у кого были плохо оплачиваемые профессии, должны были принимать менее значительную роль в обществе или должны были бороться за изменение системы вознаграждения. Я подозреваю, что такое положение сохранится и в будущем. А это возвращает меня к идее о гарантированном минимальном доходе для всех тех, кто вносит вклад в производство. Делается ли это посредством отрицательного подоходного налога, который был предложен Милтоном Фридманом, или так, как это предлагает такой экономист, как Роберт Теобальд, — все технологические общества должны будут двигаться в этом направлении. Подобные системы оплаты не должны быть стандартизированы или централизованы. Они могут охватывать и частный сектор. Мы можем проявить значительную творческую инициативу относительно метода, но, если высокотехнологические страны не будут решать эту проблему, они столкнутся со взрывными социальными конфликтами.
1)Понятие «работа» является анахронизмом, продуктом промышленной революции. Так как индустриальная эра заканчивается, понятие работы должно или со временем исчезнуть, или оно должно быть реалистически переинтерпретировано путём включения в него многих видов деятельности, которые являются производительными, но не оплачиваются. Необходимо переосмысление таких терминов, как «рабочее место», «занятость», «безработица».
2)Начать сейчас подготовку планов перехода для всех находящихся в угрожающем положении отраслей Второй волны. «Базисные» отрасли уже никогда больше опять не будут базисными.
3)Способствование росту новых базисных отраслей: телекоммуникациям, биотехнологии, океанической инженерии, программированию, информатике, электронике и и т.д.
4)Изобретение и распространение служб, являющихся новой основой и ключом к будущей занятости. Фокусирование на человеческих проблемах: старости, здоровье, одиночестве, воспитании детей. Этот сектор может быть изъят из ведения государственной бюрократии и передан децентрализованному предпринимательскому сектору, основывающемуся на небольших объединениях, обслуживающих микрорынки и состоящих из небольших предприятий, благотворительных организаций, кооперативных сообществ и общественных агентств.
5)Постоянное обучение. Обучение само по себе может быть крупным работодателем, так же как и гигантским потребителем видеооборудования, компьютеров, игр, кинофильмов и другой продукции, которая также обеспечивает работой.
6)Кардинально изменить систему массового образования. Современные школы выпускают слишком много рабочих фабричного стиля для работ, которые уже не будут существовать. Разнообразить. Индивидуализировать. Децентрализировать. Меньше местных школ. Больше образования дома. Большая вовлечённость родителей. Больше творчества, меньше зубрёжки. Именно рутинная работа исчезнет быстрее всего.
7)Даже при всех этих мерах большое количество людей не найдёт новой работы. Но они могут быть производящими, если мы поможем им производить необходимые ценные блага и услуги вне рамок рынка труда. Это означает проектирование новых изделий, материалов, инструментов, даже новых сельскохозяйственных культур, которые они могут производить для себя при наличии инструкций и служб поддержки. «Протребители», или сектор самообслуживания, могут облегчить нагрузку сектора обмена, одновременно с этим делая возможным приличную жизнь для миллионов.
8)И наконец, минимальный гарантированный доход. Даже потребители нуждаются в некотором денежном доходе. Перевод выплат не может осуществляться по обычным каналам. Они должны быть организованы как негативные подоходные налоги, или они могут распространяться децентрализованным приватизированным образом через семьи, церкви, школы, бизнес, местные управления и сотни других каналов — так, чтобы уменьшить роль централизационной бюрократии и сосредоточение власти. Только если мы соединим более традиционные способы действия удачным образом в одно совместное усилие, мы сможем начать преодолевать кризис безработицы. Как только мы откажемся от старого, узкого понятия производства и поймём, что миллионы участвуют в этом преодолении, чтобы сделать его возможным — даже если они сами не имеют формальной работы, — мы заложим моральную основу для полностью новой, гуманной системы вознаграждений, которая соответствует новым перспективам новой экономики Третьей волны.
Автоматизация может сэкономить компаниям $16 трлн заработной платы.
Мы-обеими руками за автоматизацию. Человек слишком хрупок и слаб для постоянных физических, нервных, эмоциональных нагрузок, которые он вынужден испытывать, чтобы иметь средства существования для себя и своей семьи. Людям некогда жить, некогда общаться и воспитывать своих детей, мы всё делаем на бегу. Особенно трудно женщинам, на которых буквально взвалили всё да ещё и предъявили к ним самые завышенные требования. Если автоматизация экономит триллионы долларов зарплаты, и это не считая налога, затрат на топливо и транспорт, дайте людям безусловный гарантированный доход, иначе не будет никакой экономии и исчезнет спрос на производимые роботами товары. Они будут недоступны по цене, покупать их никто не будет.
Фото Max Whittaker / Reuters
Удачный кадр. Как технологии помогают бизнесу экономить на зарплатах.
Грамотно внедренные технологии в HR сокращают зарплатный фонд на 15% и предотвращают шесть недель «краденного» рабочего времени в году Идеи автоматизации больше века вдохновляли ученых, инженеров и писателей-футурологов. Постепенно они становятся реальностью, и компании начинают использовать роботов и различные алгоритмы для оптимизации.
Автоматизация помогает увеличить производительность за счет сокращения ошибок, повышения качества и скорости выполнения процессов, которых иногда не способен добиться сам человек. В глобальном масштабе внедрение таких инноваций может увеличить производительность компаний мира на 0,8-1,4% в год, подсчитал McKinsey Global Institute. В этом же исследовании сказано, что 30% функционала 60% мировых специальностей могут быть автоматизированы. В денежном выражении это может сэкономить компаниям $16 трлн заработной платы.
Среди областей, где можно успешно применить инновации с выгодой для бизнеса, находится и сфера управления персоналом. Внедрение технологий в этом направлении позволяет не только оптимизировать фонд оплаты труда (ФОТ) предприятия, но и увеличить товарооборот.(за счёт чего, если люди останутся без работы?)
Автономные грузовики размажут общество по асфальту
На карте США отмечены самые популярные профессии в 2014 году
Робомобили окажут колоссальный эффект не только на дальнобойщиков, но и на всю локальную экономику, зависящую от их зарплат. И это будущее не так уж радужно. Экономики мелких городов ощутимо просядут – таких потрясений американцы не знали с тех пор, как построили систему шоссейных дорог между штатами.
Американская экономика зависит от водителей грузовиков. Согласно информации американской ассоциации дальнобойщиков (ATA), в США их работает 3,5 миллиона, а ещё 5,2 миллиона человек работает в индустрии грузоперевозок не за рулём. В сумме 8,7 миллиона человек, чья работа связана с грузовиками.
Но доходы, получаемые этими миллионами, создают рабочие места для других людей. 3,5 миллиона дальнобойщиков останавливаются, чтобы поесть, попить, отдохнуть и поспать. Вокруг них построены целые предприятия. Рестораны и мотели – лишь два примера. То есть, существуют ещё миллионы людей, зависящих от наличия у дальнобойщиков работы. Но и это ещё не всё.
Работники ресторанов и мотелей – это ведь тоже покупатели в их местных экономиках. Официанты и горничные тоже тратят свои доходы, что в итоге опять создаёт рабочие места – то есть, у теперь есть не только миллионы тех, кто зависит от дальнобойщиков, но и целые города, зависящие от всех вышеперечисленных граждан. Все эти экономики значительно усохнут при сокращении трат.
Ещё одна важная деталь – это хорошая зарплата у водителей. Примерно 40 000 долларов в год. Это больше, чем у 46% налогоплательщиков. Кроме того, это практически последняя работа в стране, которая обеспечит вам зарплату среднего класса при отсутствии высшего образования. Дальнобойщики – последние представители доведённой до нищеты популяции, которая раньше работала на производстве. Но теперь всё производство выведено в другие страны.
Получается порядка 10 миллионов работающих американцев и их семей, чей доход, частично или напрямую, зависит от работы дальнобойщиков.
Краткосрочные рабочие перспективы американского дальнобойщика
Индустрия грузоперевозок прогнозирует увеличение количества рабочих мест на 21% к 2020 году. Они также прогнозируют увеличение нехватки водителей – открыто более 100 000 вакансий, которые они не могут заполнить. Высокий спрос приводит к росту зарплат, поэтому следующие пять лет для водителей пройдут хорошо. Единственное, что может этому помешать – это если потребность в водителях, так сказать, съедет с обрыва.
А обрывом послужит автоматический грузовик.
Все необходимые технологии уже разработаны. Недавно «Гугл» поразил всех, объявив, что его робомобили проехали 100 000 миль без единой аварии. Сейчас они наездили 1,7 миллионов миль попав всего в 11 аварий, причем все они произошли по вине людей. И это преимущественно в городах.
По отзывам разработчиков системы, на шоссе аварийность гораздо ниже: “Как и следовало ожидать, в городе аварии случаются чаще, чем на шоссе — во время городской поездки в нас врезались 8 раз”,- говорит Крис Урмсон, директор разработки робомобилей в Google. Поэтому езда вне городов ещё менее технологически сложна, и беспилотные автомобили, рассекающие хайвэи, находятся ощутимо ближе к нам. А насколько близко? Да они уже ездят.
Первый робогрузовик выехал на дорогу 6 мая 2015 года.
Это уже не будущее, а настоящее. Согласно компании Daimler, эти грузовики будут тестироваться в течение 10 лет, и наездят больше миллиона миль, прежде чем станут коммерчески доступны. Но эта технология сама по себе не нова. Там даже нет лидаров, как у машин «Гугла» – обычные радары и камеры. Железо там абсолютно не новое. Daimler просто первыми поставили его на грузовики и позволили водителям расслабиться на сиденье, пока грузовик едет сам.
Если ему понадобится помощь, он предупредит водителя. Если тот не ответит, грузовик медленно остановится и будет ждать указаний. И это не фантастика, не грузовиковый вариант KITT из сериала Knight Rider. Это просто пример того, как компания и правительство штата не мешают технологии делать то, для чего она предназначена – позволять людям достигать большего с меньшими затратами. В случае робогрузовиков одним из преимуществ станет уменьшение количества аварий.
Роботы будут убивать гораздо меньше людей, поскольку машины не устают, не отвлекаются, не смотрят в телефон за рулём, не пьют, не употребляют наркотики, и т.п. Точно так же и пилотов скоро устранят из кабин самолётов. Человек опасен за рулём какого угодно транспорта.
А еще роботам не нужны зарплаты – растущие из-за того, что всё меньше людей хочет быть дальнобойщиками. Компания купит парк робогрузовиков и не будет платить людям за вождение, только за обслуживание автомобилей. Никаких страховок, никаких остановок на отдых – время на поездки сократится.
Получается, что замена водителей неизбежна – это не вопрос «если», а «когда». И что же случится с этими миллионами водителей, потерявшими работу, и со всеми остальными людьми?
Долгосрочные рабочие перспективы американского дальнобойщика
Рассмотрим график появления робомобилей. «Тесла» выпустила обновление софта, позволяющего их автомобилю ездить самостоятельно. Водители «Тесла» пока не могут совсем не управлять ими, но очень скоро появятся и такие автомобили, и соответствующие законы.
В Morgan Stanley считают, что полностью автономные автомобили появятся уже к 2022 году, к 2026 они совершат мощное проникновение на рынок, и лет через 20 обычные автомобили просто исчезнут.
Да, конечно, это только прикидки. А вот вам ещё прогнозы:
Navigant Research: к 2035 году продажи робомобилей дойдут до 95,4 миллионов ежегодно, и займут 75% рынка легковых автомобилей IHS Automotive: к 2035 году в мире будет порядка 54 миллионов робомобилей ABI Research: половина новых авто, продающихся в Северной Америке, будут иметь автопилот к 2032 году Nissan: к 2020 году у автомобилей будет появляться все больше элементов автономности. Этот процесс будет эволюционным, и к 2020 году автономные возможности реально начнут появляться у серийных авто
Сложим всё это и получим окошко в десять лет, от 2020 до 2030 года.
Не съехать с этого обрыва не получится. Что рынку нужно, то он и получит – капитализм и конкуренция. И этим занимаются не только «Тесла» и «Гугл». Компания Veeo Systems разрабатывает всякие робомобили, от двухместных легковушек до 70-местных автобусов, их тестирование в 30 городах США начнётся к концу 2016 года.
Таков потенциал робомобилей – вымирание института владения автомобилями. А вместе с этим вымрут и все индустрии, связанные с этой областью – механики, автомойки, парковки, услуги валет-паркинга, ремонт, прокат, страховка, кредиты и прочая, и прочая… Даже общественный транспорт можно заменить роботизированными автомобилями – а вместе с ним все работы, связанные с его созданием и поддержкой.
Экономика американской глубинки уже пострадала за последние десятилетия и продолжает страдать. Производство переехало за океан, где труд дешевле, поскольку жизнь дешевле. Компании вроде Walmart везде строят магазины, которым для обслуживания того же самого количества людей требуется куда меньше персонала, чем маленьким семейным магазинчикам. Amazon работает над тем, чтобы вообще устранить магазины, оставив только полностью автоматизированные склады и доставлять товары на дом покупателем, тем самым ещё больше уменьшая количество рабочих мест.
Остаётся всё меньше вакансий, а коммерция концентрируется географически, и доступ к деньгам уходит от нижнего и среднего классов и сосредотачивается наверху.
Вот, что происходит, когда пропадают хорошо оплачиваемые рабочие места, и эти деньги не тратятся на зарплаты, а остаются в карманах владельцев бизнеса, или же тратятся на меньшие зарплаты. Неравенство увеличивается, и земля возможностей исчезает. Экономика замедляется.
Вот в такой ситуации мы сейчас наблюдаем за быстрым приближением 3 миллионов безработных дальнобойщиков и многих миллионов безработных из обслуживающих их сервисов.
Уход дальнобойщиков с работы окажет такое же влияние на сегодняшние города, какое оказало строительство системы шоссе между штатами в обход городов. Когда эта система заменила Route 66, и водители перестали заезжать в них, процветавшие раньше города превратились в призраки, вроде Гленрио в Техасе.
А робомобили и робогрузовики приведут к тому, что даже те люди, которые едут в машинах, будут проезжать мимо городов, ведь им не придется останавливаться на ночлег, спать можно будет прямо в машине. И в этот раз не появится новых шоссе, на которые могли бы перебраться предприниматели. В этот раз отпадёт нужда в целых городах.
Всего через 10 лет технологии начнут разрушать привычную нам экономику со все возрастающей скоростью. Человеческий труд будет все менее необходимым и более невыгодным по сравнению с работой машин. При это мы все также будем настаивать на том, чтобы получать деньги, чтобы покупать то, что для нас делают машины. Настало время придумать, как обеспечить себя деньгами.
Без “технологических дивидендов” в масштабах всего общества наша экономика застынет в параличе, или же мы станем бороться с прогрессом как таковым, станем кем-то вроде луддитов, уничтожавших машины, лишившие их работы. Без дохода, не привязанного к работе, нам придется очаянно сопротивляться тому, чтобы нас не заменили машины, которые мы сами построили именно для того, чтобы заменять нас.
Так же, как по дорогам через десять лет будут ездить машины без водителей, так и экономика 21 века будет состоять из людей-потребителей, а не людей-работников, и им понадобится покупательная способность. Если мы не обеспечим себя в скором времени безусловным доходом, то будущее врежется в нас, будто грузовик. Грузовик, который мы сами направили на себя…
Допустить такой исход было бы очень глупо – в конце концов, разве технология нужна не для того, чтобы дать нам возможность получать то, что хотим? Мы не должны бояться потерять работу, мы должны приветствовать эту возможность. Мы не должны спрашивать – что мы будем делать, когда компьютеры отнимут наши рабочие места. Мы должны спрашивать, что мы получим, когда мы станем свободными от них.
p.s. От себя добавлю три соображения. Во-первых, тоже самое произойдет и с другим огромным слоем общества – со школьными учителями. Хорошо проодуманное компьютерное образование сделает их просто неконкурентноспособными. 45 минут, потраченные школьником на сидение на уроке, можно потратить на порядок эффективнее. Куда денутся миллионы школьных учителей, пока непонятно. А потом за ними пойдут бухгалтера, а потом экономисты, а потом рабочие Уралвагонзавода...
Во-вторых, неизбежно введение всеобщего безусловного основного дохода для всех – без этого обществу просто не выжить без революций и новых луддитов. То, что сегодня выглядит прихотью богатой Швейцарии или Финляндии, завтра станет нормой для всех.
И в-третьих, неготовность некоторых стран к переменам очевидна. Общество продолжает жить ценностями XIX века – духовные скрепы, консерватизм, система Платон, новые танки Армата, цензура, давайте сбросим ядерную бомбу на небольшое государство, ксенофобия, сырьевая экономика, вертикаль власти, территориальные завоевания и пр. И общество со всего размаху врежется об стену. Подумайте об этом.
Две самые популярные профессии в России: водитель (семь процентов или пять миллионов человек) и продавец (6,8%) via
Про водителей я уже писал. Теперь про продавцов и о том, почему завтра они не будут нужны. Сначала об очевидном – продавцы увеличивают цену товара, продавцы воруют больше, чем покупатели, продавцы тормозят обслуживание покупателей и создают очереди.
Из статьи в Geektimes Магазин будущего. Как в Америке работает первый супермаркет без касс
На входе в магазин покупателя встречают ряды турникетов. Пройти через турникет можно только с помощью смартфона. Доступ открывается, когда он просканирует QR-код, сгенерированный приложением Amazon Go. В этот момент аккаунт Amazon привязывается к вашей физической персоне, и камеры (ТЫСЯЧИ камер) начинают отслеживать каждое ваше действие. Приложение Amazon Go связано с аккаунтом Amazon, и деньги за все покупки будут списываться оттуда. Спустя пару минут после того, как вы покинете магазин, вам на смартфон придет чек-квитанция с тем, что вы купили. Если вдруг система что-то занесла неправильно, можно это указать, и деньги будут возвращены обратно на ваш аккаунт. Но это не лазейка для жуликов. Если человек постоянно будет требовать возврата денег, скорее всего ему заблокируют доступ в магазин.
В Amazon Go нет тележек и корзин для покупок. Они просто не нужны: посетители сразу кладут товары в свои сумки (или карманы). В этот момент вещи заносятся в «виртуальную корзину». Большой Брат запоминает, что вы взяли с полки. Если потом вы решите не покупать товар и положите его обратно, даже в другое место, система это учтёт и автоматически удалит запись из своей памяти.
Первые покупатели, испытавшие первый супермаркет без касс, говорят, что ощущения очень странные. Когда выходишь за дверь, кажется, что ты похитил продукты из магазина, и от этого чувства потом сложно избавиться. Возможно, в этом и будет состоять главная хитрость Amazon Go: когда человек не чувствует, как платит, он склонен тратить гораздо больше.
Система Amazon, по словам разработчиков, не использует распознавание лиц. Компания не хотела, чтобы её обвиняли в нарушении приватности, и старалась по максимуму избежать критики. Лица клиентов даже не запоминается. Вместо этого «Just Walk Out» использует другие визуальные сигналы (походку, длину конечностей и т.д.), а также следит за вашим движением через камеры, чтобы каждая из них «перенимала» вас от предыдущих. Лицо здесь не требуется: вашу персону никогда не теряют из виду, а значит, заново идентифицировать вас и не нужно.
В магазине нет сотрудников, за исключением людей, заполняющих полки. Факт в том, что большинство из нас не ворует. Нам это неприятно. А с небольшими потерями денег из-за клептоманов или малоимущих смирились и обычные магазины, учитывая их при составлении бизнес-планов. Большая часть краж в супермаркетах осуществляется самими сотрудниками, а еще 34% утерянных товаров приходится на ошибки (или злоупотребления) менеджмента и поставщиков.
Ещё один немаловажный момент заключается в том, что упрощение процедуры оплаты в магазине по статистике увеличивает размер среднего чека. Чем проще расставаться с деньгами — тем больше товаров человек покупает. В Amazon Go не надо представлять, как каждую из купленных вами вещей будет по очереди трогать и пробивать человек на кассе.
По мере того, как разные версии искусственного интеллекта будут входить в нашу жизнь, обладателям важных профессий придется с ними конкурировать. Для проверки эффективности работы юридической платформы LawGeex вызов бросили действующим профессорам права из Стэнфордского университета, Университетов Дьюка и Южной Каролины.
Условия для всех участников были одинаковыми: 5 документов — детальных соглашений о неразглашении информации. Их нужно было проанализировать и дать ответы на 30 принципиальных, конкретных юридических вопросов, касающихся формулировок и условий. Документы были тестовыми, и для каждого подготовлен эталонный набор ответов – задачей соревнования было определить процент полученных точных ответов за отведенное время.
На соревнования отвели 4 часа, но большинство юристов-людей справились за 90-95 минут. Их показатель неплох, в среднем 85 % правильных ответов, и это с учетом работы над документами в одиночку, без помощи традиционной команды. LawGeex выдал 95 % правильных ответов и потратил на это 26 секунд
В начале смены надо загрузить все ингредиенты, а потом только нажимай кнопки и смотри, как бездушная машина выпускает бургер за бургером. Таким образом, можно сократить несколько рабочих мест, оставив людей только на заготовках и выдаче заказов. Экономия громадная, ведь в штатах, где создали эту машину, сотрудники ресторанов получают от $16 в час. А такая машина не просит зарплату, не ходит в отпуск и на больничный, не ворует котлеты.
A robot cooks burgers at startup restaurant Creator
На выходе порция, состоящая из бургера с говяжьей котлетой, картофеля фри и напитка (или пива), стоит всего $6. При этом заведение работает в стабильный плюс.
Отдохните 15 минут и посмотрите короткометражку «Двойник». Она гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд.
Нью-Йорк, 2023 год. 2 года назад была создана сеть «Бентон», целью которой было упрощение жизнь граждан: не нужно расплачиваться наличными, не нужно показывать удостоверение, не нужно носить ключи. Но возникло сопротивление, которое считает, что эта сеть заменяет свободу иллюзией безопасности. Оно пытается саботировать работу этой системы глобальной слежки, с помощью двойников.
Железный Джон, отважный робот, оправляется на планету Венера в составе советской космической экспедиция. Робот Джон стойко переносит все трудности, чтобы спасти экипаж экспедиции. Режиссер Павел Клушанцев показывает, как Джон разрывается между преданностью людям и идеями об освобождении роботов от человеческого гнета. Попав под венерианский дождь, Джон сходит с ума и начинает бредить: «Согласно данным Корпорации Смит, стоимость построения дороги отсюда до Сириуса составит 37 миллионов долларов». Фильм сделан с использованием уникальных технологий комбинированной съёмки, намного опережавших зарубежные аналоги.
группа БИО / Bio group - Планета Бурь / Planet of Storms (A.Yakovlev)
В США картина была украдена, контрафактно перемонтирована и выпущена в прокат сперва под названием «Путешествие на доисторическую планету», а потом как «Путешествие на планету доисторических женщин». В этой версии американские дельцы послушно вырезали эпизоды с плачущей космонавткой (неземная красавица Кюнна Игнатова), которые критиковала министр культуры Фурцева, и заменили их сценами с выводком старлеток в бикини. Под давлением фактов плагиата влияние великой картины на свое творчество были вынуждены признать горе-режиссеры Лукас, Кубрик и Спилберг.
ПЛАНЕТА БУРЬ (советский фильм фантастика 1961 год)
Великий фильм Георгия Юнгвальда-Хилькевича, созданный на Одесской киностудии в 1966 году, рассказывает историю молодого ученого Владимира Бантикова. Ученый, работающий над открытием формулы радуги, создал своего двойника - робота Яшку. Но, как обычно бывает, андроид восстал против создателя и решил жить самостоятельной жизнью. Пользуясь изоморфизмом, робот принялся ходил вместо Бантикова на общественные собрания и наслаждаться всеми прелестями жизни. При этом распоясавшийся андроид совершил массу неблаговидных поступков, от которых пострадала репутация Бантикова. И молодой ученый был вынужден изобретать способы «обезвреживания» собственного «творения»…
Формула радуги (фрагмент)
Создается впечатление, что образ андроида Яшки, созданный блестящим актером Николаем Федорцевым, был беззастенчиво украден Голливудом. Кажется, что Бромберг, Верховен и Спилберг цитируют эту ленту в своих опусах. А визуальное сходство Федорцева-Яшки и Шварценеггера-Терминатора просто поражает. К сожалению, в советский прокат картина так и не вышла, а значит, как указывает выдающийся киновед Сергей Кудрявцев, эти совпадения - простая случайность.