Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Наука, магия, целительство » Магия Праздников


Магия Праздников

Сообщений 591 страница 600 из 627

591

Что принято делать на Йоль если вы не практикуете?

Магия Праздников

Итак, что принято делать на Йоль, даже если вы не практикуете но хотите прикоснутся к этому чудесному празднику:
- надевать новую одежду
- не лениться
- заранее позаботиться о том, чтобы в доме был порядок (сделать это нужно до наступления темноты)
- украшать дом йольскими венками
- приготовить угощения для йольского Кота, который яростен к лентяям и добр к тем, кто чтит священные традиции (по приданиям, йольский кот является проводником между людьми и миром Эльфов и Духов)
- задобрить угощениями Домового
- вечером собраться всей семьей и обмениваться подарками
- в эту ночь надо съесть как можно больше, тогда, как считалось издревле, еда будет водиться в доме весь последующий год причем в эту ночь давали пищи больше и домашним животным)

На Йоль никогда не вставали рано, поскольку праздновать предстояло практически всю ночь. Днем происходила подготовка к празднованию — всей семьей люди старались сделать то, чего не успела сделать хозяйка дома в Ночь Матери. С самого утра полагается зажигать по свече в каждой комнате дома — свечной огонь приветствует новорожденного бога. Празднование Йоля очень похоже на современный Новый год. Оно заключалось в позднем семейном ужине. Стол делали обильным и богатым, чтобы обрести материальное благополучие в следующем году. За едой принято делиться планами и загадывать желания. На столе обязательно должна быть ветчина или свинина, а также глинтвейн или грог. В полночь следует погасить все огни, после чего зажечь новые — это символизирует смерть Бога в день Самайна и его рождение на Йоль. В старину тушили даже огонь в печи, разводя его заново из угольков общего праздничного костра, который разводили только жрецы.

Существует старинный ритуал Йоля — по завершению праздничной трапезы члены семьи должны взяться за руки и задумать то, от чего хотели бы избавиться в новом году, а также попросить у Духов и Богов исполнения своих желаний. На Йоль проводится немало ритуалов, причем как для избавления от негатива, так и для привлечения чего-то положительного. Существует примета — как прошел день 22 декабря, после Йоля, таким будет и весь следующий год. Если верить еще одному суеверию, поцелуи под омелой на Йоль дарят счастье влюбленным.

Один из ритуалов на Йоль, который может сделать любой - это ритуал "Почитание Солнца"
Для него понадобятся: золотая или желтая свеча; желтые цветы, фрукты, круглый хлеб, молоко /глинтвейн и мед.
Подготовьте место, где будете проводить ритуал, украсьте его особо цветами и фруктами
1. Начертите вокруг себя мысленно круг по часовой стрелке три раза
2. Вслух произнесите цель – чествование Солнца в зимнее солнцестояние.
3. Зажгите свечу, что олицетворяет Солнце (Бога) попросите его прийти к Вам, принять дары (хлеб, мед) и благословить. Закройте глаза, в медитативном состоянии поговорите с Богом, расскажите ему о своих достижениях или планах, попросите о помощи или благословлении.
4. Попросите Солнце наделить продукты своей силой, дабы они дали здоровье и успех. Вкусите освященные солнцем яства. После ритуала освященными продуктами можно угостить близких.
5. Когда почувствуете, что общение завершено, поблагодарите Солнце, попрощайтесь с ним, оставьте свечу догорать.
6. Поблагодарите Силы Солнца, попрощайтесь с ними.
9. Закройте круг - трижды против часовой стрелки.
Для того, чтобы войти в гармонию с зимой и возродившимся Солнцем, украсьте свой дом ягодами и растениями, которые соответствуют Йолю. Для этого хорошо подойдет вечнозеленое дерево как символ вечности и бессмертия. В современном мире – это ель или сосна.

0

592

Имболк.

Магия Праздников

Имболк (Imbolc) — это одна из восьми точек силы. Первая в году из второго «магического креста» (Имболк – Белтейн – Лугнасад – Самхейн). Обычно он празднуется 2 февраля, так как это день переходной четверти на солнечном календаре, на полпути между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. Астрономически это период прохождения Солнца с 10 по 15 градус Водолея, что соответствует календарной дате приблизительно с 29 января по 4 февраля. Имболк – это время, когда сквозь зимнюю стужу начинают проявляться первые признаки приближающейся весны, первые признаки того, что Колесо года в своем вращении начинает двигаться к теплу и обновлению и зимние холода неизменно отступят перед надвигающейся весной, несущей с собой пробуждение жизни. В южном полушарии Имболку соответствует период с 29 июля по 4 августа. И всё таки более всего распространена фиксированная дата с 1 на 2 февраля.

Краткая этимология.
Праздник Имболк отмечается во многих европейских станах, в связи с чем имеет множество разных названий. Первое название Imbolc происходит от древнеирландского слова mblec - "молоко" или «в молоке». Ф.Леру в книге "Друиды" дает другую версию: "префикс "imb-" «очищающий» и "folc" - "ливень". В некоторых источниках слово Имболк переводится, как «во чреве матери». Есть другие названия, например Оймелк (от кельтского Oimealg – «Овечье молоко»). В это время беременные овечки начинают давать молоко - явный признак приближающейся весны. Славянские народности в этот день празднуют Громницу – начало периода дождей и День Медведя, который по поверьям просыпается как раз в это время, что является явным признаком приближающейся весны. Примерно в это же время древние римляне праздновали Луперкалию – своеобразную церемонию возрождения. Имболк посвящён кельтской богине Бриггите. В последствии католическая церковь адаптировала этот праздник под свои традиции, превратив его в день Святой Бригитты и Сретенье (Candlemas Day) (от слова «Candl» - свеча). Он посвящён Деве Марии и его обязательной частью были шествия со свечами. Считается, что этот огонь согревает сердца людей, среди зимних холодов. Не смотря на некоторые культурные различия, многие обрядовые схемы и суть праздника очень сходны.

Другие названия праздника: Имболг, Имболх, Имэлк, Пора Свечей, Пора Огней, Бригантия, День Бриждит, Конец зимы – начало Весны, Праздник течения молока, Праздник Факелов, Праздник Пана, Фестиваль Подснежников, Возвращение Весны, Бокогрей.
Кроме народов Европы, 2 февраля жители Пенсильвании будут праздновать День Сурка, потому что в это время в Америке просыпаются сурки, местные жители будут следить за тем, увидит ли проснувшийся зверёк свою тень.
В Японии в этот период (3 февраля) по традиции жители изгоняют злого духа – Они. При помощи соевых бобов и произносят: «Они ва сото, фуку ва учи», что переводится, как «Они – вон, удача в дом! Тоже напоминает то, как прогоняют зиму.

Что, собственно, празднуем?
Имболк приходится на начало самого холодного зимнего месяца, когда зима как будто бы сопротивляется надвигающейся весне из последних сил. В Старой Шатландии этот месяц называется Faoilleach «волчий месяц» или marbh mhios - «мертвый месяц»). И символизирует завершение зимы и перелом к весне. Многие земледельческие народы ожидали появление какого-нибудь знака, свидетельствовавшего о близком окончании зимы: брожение сока в кленах, возвращение определенных видов птиц, появление весенних созвездий на зимнем небе. Именно с этим связано пробуждение сурков и медведей от зимней спячки. Но в первую очередь Имболк связан с лактацией, потому что именно в это время, когда в Шотландии температура воздуха ещё очень низка – рождались ягнята и овечки начинали давать молоко. В Ирландии в этот период начинался уже период сева.

Символически Имболк отождествляется с деторождением и противопоставляется смерти. Бурные и продолжительные народные гуляния, знаменующие начало нового сезона, пробуждения и возрождения природы считались непременным атрибутом праздника. Примерно в это же время церковь устраивает праздник в честь Святой Бригиты - христианского аналога кельтской богини Бригиты. Согласно христианской мифологии, Святая Бригита была повивальной бабкой Девы Марии, а повивальные бабки, конечно, являются напоминанием о зарождающейся новой жизни.
В викканских традициях во время этого праздника Богиня уже оправилась после родов и нянчит маленького Бога, кормит его грудью. Мелкие домашние божества и духи помогают ей и развлекают сказками и песнями.
Бог - еще маленький мальчик - начинает чувствовать свою растущую силу. Богиня набирает силу, а вместе с ней начинает пробуждаться еще скованная снегом и льдом земля. Таким образом праздник символизирует возвращение в мир Солнца, которое ещё слабое, но набирает силу.
Кроме этого, Имболк раньше других стал праздником домашнего очага. Его отмечали не всем племенем, а каждым домом в отдельности или узкой группой людей, которые объединены общей миссией. Это время считается самым лучшим для всех магических ритуалов, особенно для посвящения.

Энергия этого праздника восстанавливает истощенные или загрязненные земли, смягчает жесткие позиции некоторых людей, которые могут привести к конфликтам между округами или этническими группами и к изоляции части населения страны из-за предвзятого отношения. Этот праздник способствует повышению благосостояния и благополучию, маленьких детей и животных.
Отдельному человеку эти ритуалы приносят умственное, эмоциональное и духовное возрождение, особенно если он обижен или недостаточно уверен в себе. Если вы проведете ритуал, к вам вернутся оптимизм, уверенность, завяжутся прочные новые знакомства, ведущие к любви или дружбе.
Это праздник поэзии и бардов, потому что Бриггита покровительница певцов и поэтов. Поэтому в этот день поют и рассказывают много песен, сказок и баллад. Барды и поэты специально готовят свои выступления к этому дню.

Символика праздника.
Символом плодородия именно в этот праздник является не зерно (и не хлеб), а молоко: его не только пили, его лили на землю и в водоемы, свеженадоенным молоком обрызгивали постели в доме и дверные косяки. Кроме этого время года тоже наложило свой отпечаток на этот праздник, поэтому кроме молока символами являются так же: лед, семена, снежинки или очень рано распустившиеся листья или цветы.
Цвета праздника: белый, кремовый, розовый и все пастельные тона — они означают невинность и благородство. В качестве символа праздника могут быть использованы любые белые или жёлтые цветы, даже сделанные из бумаги своими руками, а также немного снега в хрустальном сосуде.

Покровитель праздника — бык, он не дает погаснуть первым появляющимся искрам тепла. Кроме того – это символ рогатого Бога, который набирает силу.
Также это праздник света и плодородия, иногда отмечаемый в Европе в свете пламени, факелов, огней и костров разного рода и вида. Огонь здесь представляет наше собственное просвещение и вдохновение, так же как свет и тепло. Поэтому символом праздника является свеча, выбранная согласно цветовой символике. В качестве украшения используются жёлтые и оранжевые ленты и вечнозелёные растения. Общей энергетике праздника соответствуют: Солнечное Колесо, Невеста, Брачное Ложе, Крест Бриджит, символы солнца, огни, фонари, светильники, свечи. Символически они соответствуют: росту, обновлению, восстановлению, воссоединению и чистоте.

Имболк был днем очищения. Было принято омываться самим, поливать водой собак и домашний скот, убирать дом с особой тщательностью, оставлять на ночь горящей хотя бы одну свечу. В Имболк нельзя ткать, пить пиво, рукоделие запрещено — прялки убирались в чулан. Нельзя ходить в чужую деревню и присоединяться к их процессиям.
Традиционная пища Имболка — молочная. Также подаются пряные, мясные блюда с перцем, луком, чесноком. Желательно, чтобы эти блюда (а также напитки) содержали изюм.

Имболк появящен Бригите, Богине жизненной и творческой силы, природы и возрождения, процветания и благополучия, инициации, сакральных знаний. Ирландская поэма "Котел Поэзии" называет Бригиту хозяйкой источника Segais у истока реки Бойнн, из которого поэты черпают поэтическое вдохновение. С этим же местом связан культ лосося мудрости и орешника знаний. К Бригите взывали судьи для верного суждения и поэты за вдохновением.

Другие Названия: Имболг, Имболх, День Медведя, Пора Свечей, Пора Огней, Оймелк, Луперкалия, День Святой Бригиты, Бригантия, День Бриждит.
Символика: Солнечное Колесо, Невеста, Брачное Ложе, Крест Бриджит, солнце, огни, фонари, светильники, свечи, рост, обновление, восстановление, воссоединение, чистота.
Растения: все вечнозеленые растения, ива, клевер, розмарин, мирра, базилик, черника, фиалки, белые и желтые цветы, подснежники, морская водоросль, хмель, рябина, подснежник, первоцвет, шалфей, лавр, ежевика, чистотел, мать-и-мачеха.
Цвета: белый, желтый, светло-зеленый, светло-голубой, лавандовый.
Еда: молочные продукты, семена, хлеба, пироги, говядина, сухофрукты, лук, чеснок, карри, картофель, морковь, баранина.
Напитки: глинтвейн, пряные вина, молоко, травяные чаи.
Животные: бараны, овцы, олени, выдры, малиновки, синицы.
Украшения: свечи, огни, метлы, желтые цветы, снежинки, белые ленты, Кресты Бригиты, Ложе невесты, Солнечное Колесо.
Традиции: Весеннее очищение, на закате на несколько минут включается весь свет в доме, в каждую комнату принято ставить по свече в честь возрождения Бога-солнца, традицией так же считается создание Брачного Ложа Невесты.
Лучшая Работа: Благословление свечей, очищение дома и ритуальных предметов, инициации, любое новое начинание, работа с маслами.

(с) из сети.

0

593

Имболк: избавление от вредоносных энергий.

Магия Праздников

Прекрасной духовной практикой является очищение дома от вредных и деструктивных форм энергии. Естественные движения энергии образуют волны и паттерны; зачастую мы блокируем свободное протекание энергии в замкнутых пространствах беспорядком, закрытыми дверьми, отсутствием вентиляции, тусклым освещением; мы создаем ощущение общего хаоса, необдуманно располагая свои вещи. Когда мы блокируем свободный поток, энергия может жить собственной жизнью и наносить урон здоровью, финансам, отношениям и т. п.
К счастью, у виккан есть множество методов избавления от энергетических блоков, начиная от ритуальных заклинаний и других специальных магических техник (о которых вы узнаете несколько позже в этом годичном курсе) и заканчивая простыми, но высокоэффективными техниками, которые не требуют специальных знаний или особых способностей. В течение нескольких следующих дней вы получите возможность опробовать многие из этих простых, легких и эффективных методов.
Первый метод заключается в очищении вашего пространства с помощью представителей четырех основных стихий, составляющих все живое: Воздуха, Огня, Воды и Земли. Сегодня вы начнете очищать свой дом стихией Воздуха. Самый простой способ — сжечь определенные благовония. Вот некоторые очищающие фимиамы стихии Воздуха:

• важные: шалфей, кедр, ладан;
• полезны всегда: смола драконова дерева (драцены), белый копал;
• полезны всегда: готовые благовония, например, «Nag Champa» или простое сандаловое дерево.

Очищение с помощью фимиама.
Зажгите небольшое количество фимиама и встаньте перед парадной дверью своего дома. Двигайтесь по часовой стрелке, переходя из одного помещения в другое. Проходя по дому, представьте, что священный дым убирает всю застоявшуюся энергию. Вернувшись к парадной двери, погасите тлеющее благовоние. закройте глаза и начинайте глубоко дышать. С каждым выдохом представляйте, как вы испускаете яркий желтый свет, который наполняет весь дом. Когда закончите эту визуализацию, открывайте глаза.
Ну, и как вам дом после его очищения стихией Воздуха?

Другие техники очищения стихией Воздуха
• Регулярно включайте воздухоочиститель.
• Используйте генератор озона для нейтрализации ядовитых газов и неприятных запахов.
• Регулярно открывайте, по крайней мере, на час, все окна в доме.

Имболк: очищение пространства Огнем.
Сегодня вы узнаете, как очищать дом стихией Огня. Огонь — прямая и непосредственная стихия, быстро очищающая священное пространство.

Как проводить очищение стихией Огня.
Зажгите красную или белую свечу и встаньте перед парадной дверью вашего дома. Двигайтесь по часовой стрелке, переходя из одного помещения в другое. Проходя по дому, представьте, что энергия пламени свечи убирает всю застоявшуюся энергию в каждой комнате. Вернувшись к парадной двери, погасите свечу. Закройте глаза и глубоко дышите. С каждым выдохом представляйте, что вы испускаете яркий красный свет, который наполняет весь дом. Когда закончите визуализацию, открывайте глаза.
Ну, и как вам дом после очищения стихией Огня?

Другие техники очищения Огнем
• Зажгите огонь в камине; наблюдая за пламенем, очищайте свой ум (и одновременно откройтесь посланиям и видениям из царства духов).
• Регулярно зажигайте свечи в разных комнатах; пусть они горят, по крайней мере, в течение часа. При этом не оставляйте открытое пламя без присмотра — это не только чревато пожаром; виккане считают, что пламя, оставленное без присмотра, притягивает неудачи.

Имболк: очищение пространства Водой.
Сегодня вы узнаете, как очищать дом стихией Воды. Вода — это естественный выбор при очищении священного пространства, в конце концов, вы используете воду для очищения предметов в физическом мире.

Как проводить очищение стихией Воды.
Наполните чашу чистой прозрачной водой и встаньте перед парадной дверью вашего дома. Двигайтесь по часовой стрелке, обрызгивая все помещения в доме. Проходя по дому, представьте, что энергия Воды смывает всю застоявшуюся энергию. Вернувшись к парадной двери, тоже окропите ее водой. Закройте глаза и глубоко дышите. С каждым выдохом представляйте, что вы испускаете темно-синий свет, который наполняет весь дом. Когда закончите визуализацию, открывайте глаза.
Ну, и как вам дом после очищения стихией Воды?

Другие техники очищения Водой.
• Наполните водой маленькую чистую бутылку или стакан; поставьте емкость на подоконник, либо на солнечный свет, либо на лунный. После того как вода будет «заряжена» солнечным или лунным светом, обрызгайте ею свой дом.
• Установите маленькие фонтаны в каждой комнате, где, как вам кажется, требуется энергия Воды.
• Воспользуйтесь увлажнителем, если почувствуете, что воздух слишком
сухой.
• Налейте воду в чистый пульверизатор и добавьте несколько капель ароматического масла яблока, розы или гардении (для процедуры очистки используйте ароматическое масло только одного вида). Встряхните пульверизатор и используйте его в тех помещениях, которые нужно быстро очистить с помощью стихии Воды.

Имболк: очищение пространства Землей.
Сегодня вы узнаете, как очищать дом стихией Земли. Эти способы оказывают заземляющее, упрочняющее влияние на жилище. Когда вы привносите стихию Земли в свой дом, вы пробуждаете самые надежные, питающие аспекты богини.

Как проводить очищение стихией Земли.
Наполните маленькую миску кошерной солью и встаньте перед парадной дверью вашего дома. Двигайтесь по часовой стрелке, разбрасывая крупинки соли во всех помещениях в доме. Проходя по дому, представьте, что соль абсорбирует всю застоявшуюся энергию. Вернувшись к парадной двери, также бросьте на нее несколько кристалликов соли. Закройте глаза и глубоко дышите. С каждым выдохом представляйте, что вы испускаете зеленый свет который наполняет весь дом. Когда закончите визуализацию, открывайте глаза.
Ну, и как вам дом после очищения стихией Земли?

Другие техники очищения Землей.
• Поставьте во всех комнатах маленькие миски с кошерной солью, чтобы она поглощала застоявшуюся энергию.
• Положите хотя бы по одному речному камню на каждый подоконник, чтобы от поглощали вредоносные вибрации.
• Устройте сад камней; положите маленькие темные камни и песок в коробку и поставьте ее на видное место в доме.
• Разложите в комнатах кристаллы кварца — он способствует движениям духовной энергии.

Тимоти Родерик. "Викка: год и один день."

0

594

ИМБОЛК: ОЖИДАЯ ВЕСНУ

Магия Праздников

За окном - лютая, беспросветная зима.

Крепка ее власть, бесконечны просторы владений - реки покрыты толстым льдом, леса спят глубоким сном, земля укрыта плотным одеялом снега... Густой дым валит из печей, стелется туманом над деревнями... Разве уместно тут поминать весну? Так сильны морозы, так остр северный ветер, так глубоки сугробы за порогом, что кажется, весна никогда не придет, а воспоминания о лете и вовсе полузабытый сон.

Но старая богиня Зима, сидя на ледяном троне в глубине древних лесов, с тревогой поглядывает на восток: духи принесли тревожную весть - там, далеко, за полосой рассвета молодая богиня родила божича, прекрасного, как солнце. Он собирается идти на Зиму войной... Старая богиня усаживается поудобнее - что ж, она так просто не сдастся. Крепчают морозы, леденеет ветер, трещат от холода замерзшие и замершие деревья...

Имболк - первый праздник в новом годовом круге, праздник большого кельтского креста. Некоторые язычники с приходом Имболка отмечают начало нового года (что, кстати, уместно, ибо по китайскому календарю тигр придет к нам как раз таки 1 февраля). Кельтские праздники всегда связаны с какими-то большими собраниями, так, Имболк - это собрание законотворцев (Самайн - королей, Лугнасад - мастеров-ремесленников, Белтейн - друидов), а подобным собраниям кельты, видимо, придавали большое значение. В народной же традиции европейских народов (тех же кельтов и англосаксов), Имболк - это начало весны, первые ранние ее знаки. В Ирландии, например, уже показывалась зеленая травка, распускались первые цветы.

Однако, стремление наших (восточноевропейских, скажем так) неоязычников приплетать к Имболку наступление весны меня немного смешит. Выгляните в окно. Вы видите там весну? Во множестве постов разных пабликов встречаю что-то вроде "первая искорка весны!", "весна чувствуется в воздухе". Нет, дорогие мои, не чувствуется. Не надо этого искусственного восторга, так мы с миром в гармонию не придем. Даже наши славянские Громницы (зима встречается с весной, и слышен первый гром) и то праздник преимущественно западных и южных славян.

Разумеется, это не означает, что мы должны придавать празднику какой-то иной смысл, но стоит и создаваемую атмосферу, и творимую магию подгонять таки под имеющиеся реалии. Весну мы будем приветствовать в Остару, а сейчас - мы только лишь робко вспоминаем о ней, начинаем мечтать, надеяться. Власть зимы еще сильна, и прощаться с ней мы будем только в Канун Весеннего Равноденствия.

До весны еще далеко - целых полтора месяца, но самое страшное уже позади. Световой день неумолимо растет, солнце держится на небесном склоне все дольше, животные в хлеву дали первый приплод - и на столе появляется благословенное молоко, а значит, людям не грозит смерть от голода. Еще чуть-чуть - и ветры станут теплее, воздух - гуще, в нем появятся запахи весны... Имболк - это праздник ожидания, первой робкой надежды, постепенно перерастающей в уверенность: весна неизбежна. Как уже говорила, она придет только с Остарой, но первой точкой, отмечающей, что Годовое Колесо повернуло на весну, является Имболк.

В отличие от Йоля, Имболк - тихий, домашний праздник. Никаких шумных сборищ и гостей (где взять столько еды? Тут своих бы прокормить!). Хозяйки с утра убирали дом, чистили очаг, сушили постели, стелили чистые покрывала. В вечер Имболка в доме зажигали как можно больше свечей - чтоб весна не заблудилась в потемках, собирали скромный ужин - молоко, хлеб с маслом, блины, сушеные ягоды - все, что осталось из осенних запасов.

Это праздник очищения, причем в большей степени физического, но и духовному очищению следует уделить приличную долю внимания. Уместно перебрать запасы, прикинуть возможные итоги зимнего периода. Ведьмы планировали немало работы на темную половину года - самое время понять, что было достигнуто, самое время посчитать убытки, скорректировать планы...

Это время архаичных, сильных богов - Дагды Доброго, Велеса, Бригитты. Время, когда земля выходит из подчинения потусторонних сил: теперь люди и духи вновь ходят по миру на равных правах.

Но все же самое главное значение Имболка - в ожидании светлых перемен, надежды на весну. Мир начинает ворочаться, все еще находясь в плену зимнего сна, но мы чувствуем - природа скоро проснется, скинет с себя ледяные оковы, а значит и нам пора выбираться из зимних чар, просыпаться, набираться сил для активной работы, чтобы быть в гармонии как с внешним, так и с внутренним миром...

Имболк грядет - время вспоминать о весне.

0

595

Имболк.

Магия Праздников

Это один из межсезонных саббатов. Он выпадает на начало февраля и является мирским праздником, также известным как День сурка. В то время года многие из нас выглядывают в окно и видят снежные сугробы и свисающие с крыш сосульки. Тем не менее во время Имболка язычники приветствуют первые ростки весны, даже если их пока не видно.

Но воздух уже заряжен, Богиня возвращается, обретая облик Девы, а Бог медленно растёт и из младенца превращается в здорового малыша. И нам, людям, самое время задуматься о переменах. Язычники в течение этого праздника обычно проводят ритуалы очищения, а также начинают размышлять и выбирать путь, по которому будут следовать весь последующий год.

Простой ритуал на Имболк:

Возьмите несколько маленьких кусочков бумаги и на каждом напишите слово или фразу - они станут для вас ориентирами правильного пути. (Например: терпение, смелость, новые начинания, сделать свою веру более прочной, отпустить обиды, улучшить благосостояние, и так далее.) Сложите каждую бумажку пополам так, чтобы вы не могли подсмотреть, что на ней написано. Положите все бумажки в небольшой кубок и поставьте его рядом с белой свечой на стол. Устроившись поудобнее напротив них, попросите богов направить вас на правильный путь и дать вдохновение, чтобы с радостью прожить этот год.

Пристально посмотрите на пламя свечи и почувствуйте, как оно даёт маленькие подсказки насчёт ваших возможностей этой весной. Обдумайте любые вопросы, касающиеся тех путей, что лежат впереди. Когда будете готовы, засуньте руку в кубок и вытащите одну бумажку. Затем посмотрите, какое слово на ней написано, и проанализируйте, что это может значить в вашей судьбе.

(с) Дебора Блейк. "Секреты богини."

0

596

Имболк, праздник Бригид.

Магия Праздников

Этот сезон принадлежит Бригид, кельтской богине, которая в более поздние времена стала почитаться как христианская святая. Первоначально ее праздник был известен как Имболк или Оймелк, оба названия относятся к кормлению овец, которые начинают давать молоко, и для язычников это является знаком возвращения живительных сил весны. Могущественная фигура Бригид, Дарительницы Света, освещает как языческие, так и христианские празднования.

В большинстве регионов Британских островов, февраль - резкий и тяжелый месяц. В древней Шотландии этот месяц находился в середине периода, известного как Faoilleach, Волчий Месяц; также он был известен как "marbh mhios", Мертвый Месяц. Но хотя этот сезон был холоден и мрачен, все же уже начинали появляться слабые, но несомненные признаки новой жизни: рождались ягнята и легкий дождь приносил жизнь новой траве. Вороны начинают строить гнезда и жаворонки, как считалось, поют более чистым голосом.

В Ирландии земля была готова получить новое семя; рождались телята и рыбаки с нетерпением ожидали конца зимних штормов и морских волнений, чтобы вновь спустить на воду свои лодки. В Шотландии Старуха зима, Каллех, перерождается в образе Брайд, Юной Девы Весны, хрупкой леди, становящейся сильнее день ото дня, поскольку солнце разжигает ее огонь все ярче, превращая недостаток в изобилие. Так о ней писал Александр Кармайкл:

"Согласно верованиям, Брайд своим белым жезлом вдыхает жизнь в рот мертвой Зимы и заставляет ее открыть глаза для слез и улыбок, вздохов и смеха Весны. Яд холода, как говорят, перестает быть опасным в День Брайд и исчезает насовсем в День Патрика".

Обычно эту нежную богиню начала Весны описывают так, как она изображена на известной картине шотландского художника Джона Дункана "Приближение Брайд": наивная, золотоволосая девушка, окруженная детьми. Но за ее девичьей невинностью прячется власть великого древнего божества, Бригид, имя которой означает “Благородная”, королева и богиня-мать многих европейских племен. Она также известна как Brigid, Bridget, Brighid, Brighde, Brig или Bride, и некоторые ученые связывают происхождение ее имени с санскритским словом "brihati", эпитететом термина "божественность". Словарь Кормака называет ее дочерью Дагды, “Доброго Бога” Туаты де Данаан и называет “женщиной мудрости … богиней, которую обожали поэты, потому что ее защита была великой и известной." С тех пор как искусство поэзии тесно переплелось с провидчеством, Бригид стала источником вдохновения для предсказателей и пророков. Как считается, у нее было две сестры: Бригид Целитель и Бригид Кузнец, но скорее всего все трое были аспектами одной богини поэзии, исцеления и кузнечного мастерства. В другом источнике она описана как покровитель других ремесел раннего кельтского общества: смерти, ткачества и пивоварения. Богиня регенерации и изобилия, она почиталась как божество, приносящее жизнь и исцеление, дарующее людям богатства природного мира. Она тесно связана с домашним скотом и одомашненными животными. У нее были два быка по имени Фэа и Фэван, которые дали имена равнинам в Карлоу и Типперэри. Она также была покровительницей Торка Триата, дикого борова, который дал имя Трейтирне, равнине на Западе Типперэри. Эти три животных тотема обычно издавали предупреждающий крик, если Ирландия была в опасности. Некоторые ирландские реки названы в ее честь, также как и другие, более отдаленные объекты, такие как Бреконшир в Уэльсе, Брехин в Шотландии и Брегенц в Австрии, который когда-то был столицей племени бригантиев. Это племя находилось под опекой богини Бригантии, которая, как считают исследователи, является аспектом Бригид. Самая мощная политическая единица кельтскоговорящей Британии, бригантии главным образом господствовали в Северной Англии, где названия местностей и гор до сих пор хранят след их богини-матери.

С пришествием христианства языческая богиня была преобразована во вторую после Патрика святую в Ирландии. Это преобразование произошло в Драмеке, графство Кейвен, в месте зовущемся “Гора Трех Богов”. Здесь поклонялись каменной голове Бригид, как триединому божеству, но с пришествием христианства она была спрятана в неолитической могиле. Позже камень был возвращен на прежнее место и стал основанием для местной церкви, которая дала богине новое имя - "Святая Брайд из Нокбриджа”.

Святая Бригид, как считается, была дочерью друида, которому было видение, что она должна быть названа в честь великой богини. Она родилась на восходе солнца, в то время когда ее мать шагнула на порог, и таким образом была "ни внутри, ни снаружи". Это состояние, известное как "лименальность", от латинского limen, порог - состояние "между" пространством и временем. В кельтской традиции это священное время, когда двери между мирами открыты и могут произойти различные волшебные события.

Другая легенда говорит, что ее мать всегда носила с собой кувшин молока, в котором она купала новорожденного ребенка. Ребенком Бригид была неспособна есть обычную пищу и была вскормлена молоком особенной белой коровы с красными ушами. Белые животные с красными ушами в кельтской мифологии часто являются животными Иного Мира. Мы также помним, что языческая богиня имела двух волшебных волов. В кельтском обществе рогатый скот был наиболее ценным из всех животных, его значение нашло отражение в кельтской символике, и Святая Бригид была очень тесно связана с домашним скотом вообще и молочными коровами в частности. В зрелом возрасте она сопровождалась коровой, которая также снабжала ее молоком, которым она питалась.

Когда Бригид стала аббатисой Килдэра, она чудесным образом увеличила количество молока и масла, даваемого коровами аббатства; некоторые источники говорят, что ее коровы производили целое озеро молока трижды за день. Когда Святая Бригид умерла, ее череп был сохранен в Килдэре согласно дохристианской традиции почитания головы как священного сосуда. Норманские солдаты украли череп из аббатства и вывезли его в Португалию. Здесь он играл важную роль на весенней церемонии, рядом с ним проводили рогатый скот.
В Шотландии ее называли“Доярка Брайд" или “Золотоволосая Невеста Коров,” здесь она получила роль покровительницы рогатого скота и маслоделень. Средневековое христианское искусство часто изображает ее ведущей корову или несущей пару ведер молока.

Она также обеспечивала обильные "урожаи" пива: В один из праздников Пасхи одна мера ее солода обеспечила пивом семнадцать церквей. Ее удивительная сила превращала воду в пиво и камень в соль. С безграничным великодушием она кормила птиц, животных и бедняков, и все они взамен дарили ей свою любовь. Великая богиня-мать, плодородная земля проглядывает через великодушие христианской святой.

Существует много чудесных легенд о ее жизни, в том числе о пламени, не повредившем ей и ее дому и о солнечном луче, высушившем ее плащ в дождливый день.

Как восходящее солнце она принадлежит Востоку, откуда она явилась и где находится женский монастырь Килдэра, сердце Ленстера. В монастыре постоянно поддерживалось пламя, которое стало известно как один из трех негасимых огней ирландских монастырей. Истории об удивительных свойствах пламени говорили, что оно было освящено благодатью Бога, в то время как количество пепла от сожженного дерева никогда не увеличивалось даже при том, что огонь горел в течение тысячи лет, с 5-ого по 16-ое столетие. Джеральд Уэльс описал его, когда посетил женский монастырь в двенадцатом столетии. Он пишет, что обычно двадцать монахинь присматривали за пламенем в течение всей жизни Бригид; начиная с ее смерти, каждая из девятнадцати монахинь охраняла огонь каждую ночь. Когда наступала двадцатая ночь, девятнадцатая монахиня клала дрова около пламени и говорила:

“Бригид, храни свой огонь. Это - твоя ночь.”

Утром дрова находили сожженными и огонь продолжал гореть.

Пламя Бригид находилось в пределах священного места, окруженного оградой, которую, как сообщает Джеральд "ни один мужчина не мог пересечь". Ужасная участь ждала любого мужчину, который пробовал сделать это, хотя характер наказания не был определен. Вероятно Килдэр когда-то был языческим святилищем, хранимым жрицами, подобным весталкам римской традиции. Некоторые ученые видели связь между Бригид и Минервой, священный огонь которой горел в Водах Салиса в 3-ем столетии. В другом источнике описаны только девять дев, хранивших пламя Бригид, этот эпизод напоминает о девяти девах в уэльсской поэме "Добыча Аннуна", дыхание которых согревало волшебный котел Подземного мира.
Как и древняя богиня, Святая Бригид была известна своим даром исцеления. Она соткала первый кусок ткани в Ирландии и сплела из нее исцеляющие веревки, которые сохраняли свою власть в течение многих столетий. Много исцеляющих колодцев и источников были названы в ее честь.

В Килдэре ее колодец стоит за чертой города, он был отреставрирован местными монахинями в 1984 году. Около источника установлена вертикальная каменная плита, с двух сторон которой нанесени кресты. С одной стороны - христианский крест, с другой - крест Святой Бригид, вращающееся солнечное колесо.

Как было сказано: "с Праздника Бригид день становится длиннее, а ночь короче”. Хотя это утверждение относится ко времени зимнего Солнцестояния, суть высказывания состоит в том, что богиня возвращает людям прибывающий свет. Накануне "La Fheill Bhrighde" (Дня Бригид), Старуха Зима, Каллех отправляется на волшебный остров, где в лесу находится удивительный Источник Юности. С первым лучом рассвета она пьет воду, которая пузырится в щели скалы, и превращается в Брайд, справедливую деву, белый жезл которой вновь возвращает зеленый цвет на голую землю. Другая версия истории об Источнике описывает Брайд как молодую девушку, заключенную Каллех на всю зиму в снежных низинах Бен-Невиса. Она спасена сыном Каллех, который тайно бежал с нею несмотря на попытки его матери разделить их жестокими штормами.

Приближение Брайд отмечалось в Шотландии с сердечными молитвами и песнями. Практически все из них утеряны, за исключением нескольких названий и фрагментов - “Мантия Брайд”, “Посох Брайд”, “Молитва Брайд" - пустые ракушки на забытом берегу. Но благодаря работе Кармайкла, мы на сегодняшний день действительно знаем больше о празднествах того радостного времени. В Канун Брайд девушки делали женскую фигуру из снопа зерна и украшали ее цветными раковинами и искрящимися кристаллами, вместе с подснежниками и первоцветами, и другими первыми весенними цветами и растительностью. Особенно яркая раковина, символ пробуждающейся жизни, или кристалл размещали в области сердца, называемом в гэльском языке “путеводной звездой Брайд”. Куклу называли Брайд или Брайдэг, Маленькой Невестой, и обносили вокруг города с процессией, состоящей из девушек, которых называли “свитой Девы Брайд”, все они были одеты в белое и их волосы были распущены, персонифицируя таким образом дух чистоты и юности.

Каждый, кого они посещали, должен был воздать должное Брайд и дать процессии подарок, например цветок или кристалл, в то время как матери давали девушкам лепёшки, сыр или масло, оплачивая щедрые дары Брайд, полученные в течение года. Когда они заканчивали шествие, девочки проводили ночь в доме, где усаживалась кукла Брайд, в то время как участницы готовились к следующему дню праздника. Вскоре приезжали молодые люди, они стучались в дверь и их впускали, чтобы они отдали дань Брайд, после чего были песни, танцы и много веселья до самого рассвета. С первым лучом рассвета все они брались за руки и пели гимн Брайд, а затем делили остатки пиршества среди бедных женщин города.
Старшие женщины города также проводили церемонию накануне Брайд. Они также делали изображение Невесты из овса, с любовью украшали его, и готовили для нее корзину, называемую "Ложе Брайд". Кармайкл так описывает то, что происходило после:
"… одна из женщин входит в дверь дома, и стоит на пороге, положив руки на косяки. Затем она говорит мягким голосом, обращая слова в темноту: "Кровать Брайд готова". Стоящая сзади женщина отвечает: "Позвольте Брайд войти. Брайд долгожданна". Женщина в двери снова обращается к Брайд: "Брайд, Брайд, входи же, твоя кровать готова. Сохрани дом для Троицы". Затем женщины с долгой церемонией помещали куклу Брайд на кровать, которую они так тщательно готовили для этого.

В ее руку они вкладывали маленькую прямую белую палочку, обычно это была ветвь березы, дерева весны, или другого священного дерева: прямота указывала на справедливость Брайд, белый цвет символизировал чистоту и мир. Затем, перед отходом ко сну, они рассыпали пепел из очага. Их самое большое желание заключалось в том, чтобы она посетила их ночью, и утром они с нетерпением оглядывали пепел в поисках следов ее присутствия: если они различали отпечатки ее жезла, они знали, что они были благословлены; если в золе обнаруживали след ее ноги, тогда они были вне себя от радости и знали, что их ожидает увеличение семьи, стад и плодородия полей в наступающем году. Если же на пепле не было никаких признаков присутствия богини, они были удручены полагая, что она чем-то оскорблена. Чтобы исправить это, они в качестве приношения хоронили петуха в месте пересечения трех источников - месте триединого слияния священной власти - и жгли ладан в огне следующим вечером".

В Ирландии, подобные радостные ритуалы были предназначены для того, чтобы приветствовать возвращение света. Источник 18-ого столетия рассказывает, что жена каждого фермера пекла особый пирог, в доме варилось пиво, в гости приходили соседи и начинался праздничный вечер. Взбивалось свежее масло и богатые фермеры отдавали часть масла своим более бедным соседям наряду с жареным мясом, отмечая таким образом возвращение дарительницы изобилия и щедрости. В это время сама Бригид, как полагали, путешествовала по деревням, благословляя людей и их домашний скот, по этому случаю на пороге или подоконнике оставляли пироги или хлеб с маслом.

Во многих районах Ирландии, так же как и в Шотландии, изображение Бригид несли от двери к двери. Часто куклу Брайд делали из маслобойки, закутанной в солому, подчеркивая присутствие богини в маслодельне; иногда это была кукла ребенка, украшенная согласно случаю, а иногда молодая девушка, одетая в белые одежды, непосредственно представляла Бригид. Девушка могла раздавать Кресты Бригид каждому семейству, поскольку особый крест святой был важной частью ирландских празднований во всех частях страны. Эти кресты, сплетенные из веток или соломы, делались в Канун дня Бригид и вешались в доме и часто в коровнике и также предназначались для того, чтобы почтить Бригид и получить ее защиту. Крест Бригид исполнен не в традиционной христианской форме, а скорее похож на символы солнца культур всего мира. Один из видов Креста Бригид фактически представляет собой не крест, а фигуру с тремя опорами, напоминая нам о тройной природе богини-святой. Это древний кельтский символ, известный как трискель.Менее известный символ Бригид, пришедший из округов Корк и Типперэри, это фигура, с которой мы уже знакомы: крест в круге. Дополнительная красота его символизма состоит в том, что фигура сформирована из соломенной веревки, сплетенной из трех пучков соломы, таким образом объединяя священные числа четыре и три. Другой ритуальный объект, использующий эти числа, как мне кажется происходит из намного более древних времен. Известный как "Crios Bride" или Пояс Бригид, он был сделан из плетеной соломенной веревки, его несли в процессии вместе с изображением Брайд по всему городу. В каждом доме жители должны были пройти через него, чтобы получить покровительство Брайд и хорошее здоровье в наступающем году. Когда они делали это, процессия начинала кричать и пели особую песню. Вот одна из ее версий:

Пояс Бригид - мой пояс
Пояс с четырьмя крестами
Явись, хозяйка
И трижды выйди.
Кто бы ни прошел через мой пояс
У того в семь раз увеличится счастье.

Подобные ритуалы направляли участников в направлении космического порядка, представленного четырьмя направлениями и тремя мирами: нижним миром, физическим миром и верхним миром, объединенных священным присутствием Бригид.

(с) Mara Freeman

0

597

Иммммболк

Магия Праздников

Где-то когда-то прочитанное сравнение с "in-milk" — и поющий сонорно-гласный н, переходящий в м и перекликающийся с л… Это не людское слово, потому что это не людской звук — когда все звуки именно звучат, звучат и поются, тянутся. Новый, недавно зачатый год, новый срок погружается в светлое молоко прибывающих дней. Февраль — месяц белизны, нет, не снежной: снег начал таять. Февраль— месяц белизны небес — солнце еще закрыто вуалью дымки и кажется белым размытым пятном акварели на небе, где даже и тучи — белые. Но ночи стали короче, и самому замученному и бегущему существу теперь удается улучить момент и кинуть взгляд на белое покрывало Бригид — февральское весеннее небо. Бригид душится весенним, ни с чем не сравнимым ароматом — прелым и свежим— и каждый достаточно чуткий нос, уловив этот след в толпе ли, в лесу ли, невольно поднимается кверху, и уши подрагивают, и хвост — пистолетом , если, конечно он — настоящий хвост.

Где-то в теплых яслях темные материнские глаза блестят. В них — счастливое семейство — и плывет новый весенний запах— запах овечьего молока, жирного, доброго, стремительно превращающего бесформенные комочки в будущих обитателей зеленых равнин и тех же самых яслей, где через год, один, другой новый мать будет кормить новое семейство. Весеннее разгулье — впереди, а этот праздник— праздник семьи. Неважно, какой именно семьи, но сегодня за столом ли, в постели, у алтаря ли — только свои, только ТеКтоРядом. Стоит лишь помнить, что иной раз Высшие именно в эти дни решают проверить, нет ли в кругу лишних. Легкой толчок — удержат ли тебя в Кругу, да и сам ты— держишь ли ты его? Бригид — Богиня-Мать и вместе с тем — Богиня-Невеста, именно мать и невеста — хранят Очаг, и Духов Очага почитаем мы вместе с нею.

Мы ехали, а навстречу летело небо. Оно несло белым снегом, бросало в ветровое горстями белый хрусткий снег, небо холодало, небо розовело. Несмело, прячась за белым покрывалом Богини, приветствовал нас ее весенний девичий румянец. Весенняя черная собака и весенний белый иней на усах ,бровях и хвосте, весеннем правильном хвосте. Весенний рыжий пес с весенним рыжим лаем на ранних весенних гостей. Проснувшийся и встряхнувшийся живой и весенний дом. В еще по-зимнему теплых валенках, но уже вполне по-весеннему спутавший мои волосы в колтун Домовой: "Не ложись, дескать, неприбранной, молодая". Только весенняя Хозяйка здесь выше правил, потому что она и есть весеннее правило — приехала Хозяйка — и весна пришла. Половицы дрогнут: "пришллла", завеса прошелестит "приехалла" , ветер в терновых ветвях всем передаст и прошумит : "здесь!" Здесь все и всё говорят на древнем языке, где можно петь такие на самом деле долгие звуки, точнее, звук "н и м"…

Еще где-то читано: sabbat от греческого sabbatu — отдыхать. Настоящий шабаш — это отдых в непрекращающемся движении. Кто-то движется, прорубая лопатой дорогу в алтарный круг через те самые снеговые горы, слегка подтаявшие сверху и оттого отяжелевшие. Кто-то движется-летит мимо продавцов, находит среди еще чужих новых вещей одну свою, и уже молочно-белая шерсть свитера, весеннего нового свитера обнимает еще по-зимнему белую, но необратимо весеннего запаха кожу. Иной движется легко и точно — молотком по гвоздю, кто-то... ну а кто-то движется медленно-лениво — в постели, — с боку на бок. И еще медленно-задумчиво поднимает чашку чаю — пить иль не пить? Влезет шестая? И если шестая влезет, то, может, она уже влезла, а это седьмая? И потом быстро-быстро по крутой лестнице наверх — снова медленно — голова клонится, падает книга. Все движется. День движется к вечеру, разговоры текут к вечеру, дымок тянется, липнет к сумеркам… И вот уже за столом — круг, и движение на мгновение замирает. Их два этих круга. И тем не менее — один. Один — фигуры за столом. Другой — ТеКтоРядом. Круги переплетаются, первый торжественный тост шабаша: терпкое яблочное течет в рог, освящая праздничные весенние дары, сам рог… капли бегут на скатерть — неловкая ладонь ловит сладкий янтарь: "Оставь, это им…" Это мы по лестнице бегаем быстро, а соображаем иной раз мммедлллленнно… и медленно краснеют длинные уши, и также медленно капли с ладони проливаются туда, куда им и должно пролиться — на семейный стол в зелень молодой редьки, лука. Англичане не знают "зеленого" лука, они хрустят именно весенним луком, точнее "лучками", "лучинками", которых много: сочных, наполненных первыми весенними поцелуями солнца, пусть и через парниковое стекло…

Движется и разговор — по кругу, по стрелке часовой… и замирает, оступившись на узкой дорожке. Остановка не может длиться, ссора может набухнуть и надуться нарывом на ладони, но чтобы взяться за руки в Кругу, мы разрываем покровы, гниль, что хлещет наружу— это зимняя болезнь. Свежие раны заливают крепким вином. Шапки, унты, перчатки. На улице ночь. На улице морозная весенняя ночь. Покрывало Бригид укутало небо, едва светят сквозь него звезды. Черная ночь, Темная новая Луна. Светит лишь снег.

Впереди идет Жрица и несет солнечно-рыжие свечи. За ней идет ее мать, ведьма без возраста — женщина с глазами девочки, женщина, у которой сразу за огородом— Алтарь. И когда мы идем к нему— мы идем и к ней в гости тоже, и из-под ее лохматой шапки сверкают юные и счастливые глаза. Мужчины открывают калитку, а сзади всех хоть и быстро, но как всегда медленно — единственный правильный раз за все время медленно спешит с двумя снежными искристыми свечами зима. За пятеркой, за процессией, которую ведет Весна, и замыкает Зима идут они, наши ТеКтоРядом, Бригид, Королева Шабаша и этой Ночи, Рогатый ( для кого Керн, а для кого и Цернуннос — и никак иначе)… Вот Мудрец чуть поодаль, ему удобнее встать ближе к саду… вот идет Мать зимы, ветер севера… Мара. Вот двинулся воздух — Хозяин Духа планеты тоже с нами. Жрица раскрывает алтарь — желтые свечи в черных кожаных перчаточных пальцах. Огонь на алтарном камне. Нет, не так — огонь на оледенелом алтарном камне. Огонь не может гореть на воде? Если эта вода на Алтаре , и если это огонь в пальцах Жрица — то может. Но перчатки приходится бросить — огонь лижет тонкие пальцы, через прозрачную кожу светит горячая весенняя кровь.

Огонь растопил лед — теперь свечи нужно поставить — высокие желтые свечи в круг. Внутрь круга — белые снежные— внутри круга желтых свечей— солнечный Круг растопит лед зимы, это по Закону, это будет так. Белые свечи упорствуют— над всеми желтыми уже колышутся язычки пламени, а белые скользят по льду. Свечи поставлены, лужицы воска плотно их держат , Жрица смыкает круг, сжаты в хватке ладони, и Круг двинулся посолонь, clockwise. Шепот Жрицы "гони речитатив"… Я слышу песню, я знаю язык, как мне это повторить? Как мне повторить то, что терпеливо повторяет моя Мать мне в ухо? Смятение, сомнение— и вот белая свеча летит с камня и гаснет. Уж нет! Тяжело ставить свечу в воду уже чужими пальцами? Тяжелее держать круг вчетвером, не сбавляя темпа , и… в ушах звенит песня, а я прошу Мару поставить упрямую свечу…и когда, наконец, намерение отпущено, вместе с последней попыткой рук заявить, что они "не согласны"— свеча встает прямо в воду, без воска… просто столбиком… будто чья-то рука протянулась в Круг и придержала ее. Снова пятеро в Кругу…

"Гори-гори ясно" не поется долго… И тогда я начинаю говорить то, на что в ответ пели то, что я не могу спеть сейчас, пусть и слышу. Надежда: услышьте, семья! "Кого мы зовем?" "Весну!", "Что она принесет?" "Солнце, любовь, юную Богиню и молодого Бога!" Мы зовем Силу, мы зовем… мы зовем песню. И пусть не на том языке, что она пелась, но она нашлась, как только была позвана… Ночь прихода весны — когда песню Силы поет Зима, Мать зимы, Мара…

А потом над раскинувшими руки, раскрасневшимися колдунами и колдуньями открылся купол. Небесный и переливчатый, усыпанный крупными звездами. Над алтарем, над огоньками свечей небо расчистилось и улыбнулось. Обещание света, обещание тепла, весны, любви.

Молчание. Они стоят и молчат. Бестелесные древние боги. Их юные дети. Вместе они встречают новый оборот Колеса и смотрят, как медленно кружат в ночном небе звездные спицы времени.

Бегом, бегом в теплый дом. У кого кровь погорячее, тот не боится и в снег уронить милого, растереть нежные городские щеки хрустким снегом. Из ладоней снег летит легко и светится почти как ночные звезды. В отместку: с разбегу врезаться со спины и в сугроб ее, и щекотать, а потом, испугавшись смелости собственной — наутек, пока не поднялась, да не опрокинула в сугроб еще более глубокий, где и за шиворот черпануть проще простого. А что? Игра такая, кто смел— тот и цел. Кто померзлявее — тот уже во двор юркнул, оттер радостно-заиндевелую собаку от входа и к печке ладонями: ух, и мороз.

Дальше — чай, карты. Кто серьезнее сейчас: тот, кто улыбается или тот, кто погружен в себя? Кому на новый шаг нового года выпадет весенняя карта? Кому ТеКтоРядом предскажут удачу, а кого щелкнут по носу назидательно? Просим по карте из колоды. Теперь самое важное — запомнить совет и успеть. Успеть прислушаться к нему до следующей весны. И тогда будет новая радость, радость новой Весны в колдовском доме, доме, что днем стоит на обычной волшебной улице, а по ночам взмахивает нормальными невидимыми крыльями и уносит в сказку. Если конечно, вы сами умеете летать.
_________________________
• Автор: Сойт

0

598

Шагаа - Тувинский новый год.

Магия Праздников

Шагаа - это новый год по лунному календарю, один из самых крупных праздников в календаре тувинцев. Праздник Нового года приходится на начало белого месяца по лунному календарю (по европейскому календарю это конец января-февраль).

Новый год наступает не в полночь, а с восходом в первый новогодний день. Точное время древние тувинцы определяли по собственной руке: считалось, что смена ночи и дня происходит в тот момент, когда становится возможным разглядеть линии на раскрытой ладони. Новый год в Туве встречают весной, потому что только после окота скота, приходящегося на раннюю весну, можно было считать годовой цикл завершенным. Время наступления Нового года воспринимается как особое, сакральное, когда проходит разрыв между прошлым и будущим, сопровождающийся борьбой между добром и злом.

В праздновании Шагаа причудливо переплелись языческие традиции и религиозные каноны. Шагаа встречают у излучины двух рукавов Енисея с ночными шаманскими очищающими кострами; в ста метрах от этого действа на рассвете перед храмом так же горит костер «сан», но произносятся буддийские молитвы и благопожелания, и никто не ощущает неудобств при переходе границ разных традиций.

За несколько дней до наступления шагаа территория села или аала тщательно убирается. Жилища внутри и снаружи очищают от снега, грязи и пыли. Войлочные ковры, кожаные вьючные мешки, постель, одежду, обувь выносят и чистят на снегу, все старое выбрасывают или сжигают. Эти предновогодние хлопоты по своей сути - обряд изгнания скверны и нечисти из дома.

На Шагаа даже самые бедные араты должны проявить хлебосольность, на праздник в каждой юрте достают специально припасенные продукты. В преддверии Шагаа готовят большое количество угощения для всех, кто зайдет в праздничный день в гости. В старину скуповатым богачам доставалось от бедняков именно в Шагаа. По информации, собранной ученым Георгием Курбатским, молодежь шла «колядовать» по аалам и тем, у кого угощение было скудным, приходилось выслушивать частушки, в которых звучали слова: «То, что ты приготовил для народа, я один съел», «Ты с осени не готовился к Шагаа, наверное, думал, что богатые не придут, а бедные и это съедят...», «Хватит, ребята, пойдем отсюда. Они приготовили жирное мясо не для гостей, а для себя. Да еще спрятали, хотят его подпортить, наверное, пусть протухнет. А мы пойдем к следующей юрте». Ссор и драк на Шагаа не было. «Нож в ход никто не пускал, хотя он был за спиной у каждого», - пишет Георгий Николаевич.

В ночь накануне Шагаа желательно не спать, хотя бы в промежутке между 3 ночи и 6 утра - ведь новый год наступает не в полночь, а с восходом солнца в первый новогодний день. Существует поверье, что в новогоднюю ночь Будда объезжает на своей колеснице землю и, если ему попадаются спящие люди, он их принимает за мертвых и не благословляет. Как правило, в это время (не находящиеся в храмах на молебнах) дома читают детям сказки, играют в народные игры и ждут рассвета. На рассвете мужчины возжигают сан, «угощают» огонь пищей и произносят пожелания на предстоящий год. Хозяйки приветствуют первый луч солнца свежезаваренным чаем, разбрызгивая его по установленной традиции в направлении частей света. Поприветствовав солнце, землю и Большую родину - Туву, обязательно угощают этим чаем детей и всех, кто находится в юрте. В трех шагах от входа в юрту устанавливают «сан» - курильницу, которую возжигают угольком из домашнего очага.

За три дня до Шагаа и в течение месяца после наступления нового года нельзя совершать неблаговидные поступки, в том числе употреблять алкоголь. В этот период стократно увеличиваются благие деяния и настолько же - обратные.

Первый день – это исключительный день в году. В старину по шагаа определяли возраст, говорили: «Я встретил столько-то шагаа». Новорожденный считался годовалым, а рожденный накануне шагаа – двухлетним.
В момент, когда восходит солнце, все одевали нарядные национальные одежды и с подносами – деспи, деревянными тарелками с варенной бараньей грудинкой и разными яствами, поднимались на возвышенное место, где участвовали в обряде «сан салыр» – возжигании священного огня.
Раньше этот обряд исполняли члены каждой юрты, семьи в специальном освященном месте на своей родовой территории.
Обряд «сан салыр» является важной и особой частью празднования Нового года. Каждый старается попасть на этот обряд, потому что считается: кто примет участие в его проведении, тому в новом году будут благоволить добрые духи и божества, его ожидают успех и удача.
Обряд «сан салыр» осуществлял обычно шаман или лама, а при их отсутствии – старейшина рода, семейства или самый старший и уважаемый житель данной местности.
На специально сооруженном алтаре или костре возжигают артыш и бросают в огонь дээжи – самую почетную и лакомую часть принесенной еды: топленое масло (саржаг), молоко, муку из поджаренного пшена (далган), поджаренное просо (тараа), сушеные пенки (ореме), сыр (быштак), сухой творог (ааржы), пресные лепешки (поова, боорзак).
Во время обряда присутствующие молятся духам, с приветствиями поклоняются восходящему солнцу.
После обряда участники выбирают место почище, куда никто еще не ступал, валятся в снег и катаются в нем с целью очищения, а затем снимают шапки и полощут их в снегу.

После окончания обряда «сан салыр» начинается следующий обряд «чолукшуур» – обмен новогодними приветствиями.
Младший старшему (или женщина мужчине, если они ровесники) протягивает руки ладонями вверх, старший кладет сверху свои руки ладонями вниз. В этом жесте выражается уважение и обещание в случае необходимости помощи и поддержки.
Иногда он – между родственниками и товарищами – сопровождается легким прикосновением щек.
Этот обряд иногда дополняется тем, что младший может на вытянутых руках преподнести хадак – шарф и возложить его на кисти протянутых рук старшего, тот возвращает его, перекладывая на кисть правой руки младшего, и лишь после этого ритуала оба совершают «чолукшуур».
Раньше женщины вместо хадака получали платок, и при совершении обряда «чолукшуур» в отличие от мужчин они не снимали головные уборы, а обшлага их рукавов были спущены.
Во время обряда «чолукшуур» тувинцы обменивались не только хадаками или платками. Дарили, например, пушнину белого цвета. А иногда преподносили дадаазын – ремешок от одежды, подношение бедняков.
Завершив обряд «сан салыр», все возвращаются домой и праздник переходит на стадию взаимных поздравлений, приема гостей и хождения в гости.
Прежде всего, члены каждой семьи поздравляли друг друга. Особенно полагается усердствовать младшим членам семьи. Они должны спешить поздравить старших первыми.
Затем – непрерывная цепь хождений по домам, из юрты в юрту, поздравлений, застолий, обмена подарками – до тех пор, пока все родственники не обойдут друг друга.
Современные тувинцы за время запрета Шагаа в советское время утратили обычай хождения в гости, поэтому стараются праздновать его уединенно в узком семейном кругу. Здесь заметно влияние традиций празднования европейского, а скорее, советского нового года.
Но, тем не менее, сегодня можно наблюдать, как некоторые люди возрождают церемонию приема гостей и посещения домов родственников, друзей.
В старину люди, собираясь то в одной юрте, то в другой, играли в различные игры, пели песни, играли на музыкальных инструментах, слушали сказителей, устраивали гадания.
Гаданием занимались ламы-астрологи, они составляли каждому человеку его индивидуальный гороскоп на наступивший год. Современные тувинцы активно возрождают эту традицию.
Весь остальной месяц Шагаа считается праздничным. В течение месяца продолжаются молитвы, молебны, посещения хурээ, хождения в гости.

В обязательном порядке следует посетить, проведать родственников, живущих в других населенных пунктах, в отдаленных местностях, обменяться с ними приветствиями, подарками.
Традиция новогоднего празднования включает в себя обычай почитания пожилых людей: старейшин рода, родителей.
Данный церемониал являлся кульминационным моментом празднования нового года.
По сравнению с Тувой в современной Монголии данная традиция продолжает широко бытовать и по настоящее время в силу того, что она и не прерывалась. Традиция почитания старших для монголов является естественным состоянием морали, этики и поведения.
Судя по тому, как из года в год тувинцы все глубже возрождают традиции, связанные с празднованием Шагаа, есть надежда, что добрый обычай почтительного отношения к старшим постепенно вновь укоренится в сознании людей.
Важнейшая особенность празднования Шагаа – во время него категорически запрещается употреблять спиртные напитки.
Как отмечает Монгуш Кенин-Лопсан, тувинцы с давних времен считали водку и всякое спиртное «аза суксуну» – напитком чертей.
Шагаа считается самым трезвым праздником.
Шагаа – праздник, во время которого происходит единение родных и близких людей, молодые учатся почтительному отношению к возрасту человека, а также умению ценить и уважать время и жизнь.

ЦА №6 (12 — 18 февраля 2010)

0

599

Имболк

Магия Праздников

К наступленью Имболка спеши приготовить место,
На которое ляжет соломенная невеста.
Отложи рукоделье подальше, затей уборку,
Вымой все, что сумеешь: от чистого больше толку.

Разбери все запасы и выбрось, коль что не нужно.
Очищай дом и тело, и мысли свои, и душу.
Угостись молоком и медом, крупой и сыром -
Пусть твой ужин сегодня будет почти что пиром.

Ну а к ночи зажги, не жалея, побольше свечек,
Пусть горят до утра, освещая собою вечность.
Колесо повернет, новый день принеся с рассветом.
Очень скоро под солнцем земля оживет, согрета.

© Мышилла


(Wicca) Spiral Rhythm One Spirit

0

600

Денежку можно отдать, а можно и оставить, на налоговой вычет.

Брательник  :dontknow:

Магия Праздников

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Наука, магия, целительство » Магия Праздников