ЛАММАС
Хотя в Колесе года линия Имболк-Ламмас обрела свое постоянное место, в воспоминаниях о древних северных традициях именно эта линия — самая размытая и неустойчивая по времени празднования.
В неоязычестве Ламмас уже традиционно празднуют 01 августа, как начало последнего месяца лета. Если отмечать строго по Колесу года, то астрономическая середина между летним солнцестоянием (Литой) и осенним равноденствием (Мабоном) в этом году придется на 05-06 августа и в эти даты тоже вполне возможно отметить Ламмас.
Если же мы говорим о древней традиции, то... Такого единого праздника, по сути, и не было. Традиции Ламмаса — это сочетание различных праздников северных народов, которые устраивались по случаю сбора первого урожая в полях, садах и огородах, прежде всего, это касалось уборки зерна с полей, но и остальные плоды играли большую роль.
Разумеется, такие праздники не могут быть привязаны к определенной дате: все зависит от погоды летом, от того, что посажено, да и от местности.
Вот и соединяет в себе Ламмас и скандинавский Freyfaxi (как раз первые числа августа, посвящение Ингви-Фрейру, Богу плодородия), и малый англосаксонский праздник хлеба, Hlāfmæsse (Loaf Mass — Lammas – Ламмас — тоже начало августа), и германский Schnitterfest (праздник серпа, отмечается после уборки зерновых — с начала и примерно до 15 августа), и различные наши Спасы, и восточно-европейские Obžinky, и алемманский праздник Освящения травами (около 15 августа), и кельтский Лугнасад.
Все эти праздники имеют плавающие даты и часто отмечаются несколько дней, как, допустим, германский праздник серпа (Schnitterfest) — он начинается с первой жатвой, а заканчивается с последней.
Праздник Великого Хлеба, праздник урожая, праздник трав, праздник Солнца, которое принесло урожай, хлеб, еду, а значит, Жизнь.
Праздник в честь зерновых духов и зерновых демонов.
И первый в году праздник Смерти.
Праздник Жнеца, впервые взмахнувшего серпом: с этого момента Богиня начинает тихо незаметно умирать, чтобы уйти в Нижний Мир после осеннего равноденствия.
Хотя мысль о смерти только-только начинает появляться: Солнце сильно, поля щедры.
Просто в августе уже примерно понятно, с чем входим в зиму, пришла пора для глобальных планов: как запастись на зиму, что будем сажать в следующем году, кто с кем проживет этот год. Страха нет – тепло, хорошо, урожай только созрел, стоит руку протянуть. Нет еще легкой грусти сентябрьского Мабона, далеко до страшных сказок последней – самайновской — ночи октября. Тем и велик праздник Ламмас: и прошлое можно отметить, и будущее еще светло.
В этом году Ламмас мы отметим на убывающей Луне, значит, и мысли будут серьезнее обычного: не только об урожае, но и о будущих переменах, о дорогах, в которые можно отправиться после сбора урожая, об избавлении от старого, о поминании Рода, то есть о корнях человека.
Главным символом Ламмаса становится первый хлеб из нового зерна. Ведь урожай означал возможность пережить зимний холод, сохранить себя, свою семью, свой дом.
Энергию Ламмаса старались сохранить вплоть до праздника-антипода — до Имболка, то есть до начала февраля, когда появится надежда на окончание зимы.
Первый хлеб приносили в дар Высшим — тем, в кого верили.
Приносили с молитвой и благодарностью. Хлеб Ламмаса пекся из последнего сжатого снопа, в нем жил Дух зерна, через которого задабривали Солнце и Природу, чтобы не оставили они своей щедростью деревню. Его благословлялся жрецами и часто затем использовался в различных ритуалах.
Кусочек хлеба приносили на алтарь, а затем после всех ритуалов сжигали на последнем праздничном огне в честь Бога и Богини.
Кусочек оставляли на природе — обычно в плодовом саду или на пашне, чтобы Высшие и Духи могли угоститься им.
По маленькому кусочку символически съедали все члены семьи — свой хлеб в этот праздник пекли в каждом доме. Первый хлеб первого урожая должен был наполнить людей здоровьем и силой Солнца и летней природы, чтобы до весны хватило.
Четыре кусочка от первого хлеба помещали в четырех углах амбара, чтобы защитить собранное зерно от злых духов и недобрых людей и привлечь в амбары новый урожай.
В городе кусочек высушенного хлеба, испеченного на Ламмас, вполне можно положить в денежную шкатулку или в кошелек с теми же целями, что были и у древних людей — защитить то, что есть, от всякого зла, и прибавить, приманить новое. Зернышко к зернышку, монетка к монетке.
Иногда хлеб Ламмаса кладут в центр стола и каждый, кто празднует, произносит слова благодарности хлебу, Богу и Богине. Затем один из празднующих (как правило, старший) разламывает хлеб каждому по кусочку, чтобы каждый мог вобрать в себя добрые пожелания.
Или, сделав свежий хлеб, можно поблагодарить его и пожалеть всего самого лучшего. Затем зажечь свечу цвета Ламмаса, на листочках бумаги красным карандашом написать свои желания: чего вы ждете и хотите от следующего года, какой урожай через год вы хотите собрать.
Подожгите ваши листочки и подержите над ними хлеб, представляя, как сила ваших желаний входит в него. Когда пламя начнет затухать, разломите буханку, раздайте хлеб всем, кто празднует рядом с вами, сказав:
- Пусть мы (я) всегда будем сыты!
Съедая хлеб, чувствуйте, как наполняетесь силой для достижения желания.
Помимо хлеба в дар Богу и Богине, а также многочисленным Духам Земли приносили в дар молодое вино и пиво, молоко и блины, овощи и фрукты, а также монеты. Как уже ясно, деньги, богатство — важный символ Ламмаса. Тем более что в этот период начинались ярмарки, а значит, люди просили удачи в торговле, благосостоянии, процветании, а теперь уже и в карьере.
В Ламмас сохраняется сильная любовная волна. Праздник отмечают богато, щедро и весело, как на свадьбе, потому что свадьбы в деревнях и начинались с праздника первого урожая.
И здесь тоже кроется небольшая нотка смерти и/или перерождения, инициации:
В летние праздники Бог и Богиня достигают равенства, Природа тяжела под бременем урожая. К Ламмасу Бог Солнца выходит на первое место, расцветая истинной мужской силой, тем более что и астрологически приходится праздник на знак Силы и Солнца – Льва.
А Природа разродилась урожаем: даже сейчас рождение — это и переход в новый цикл, и истощение женщины, и риск для жизни, а в древности переход через роды — это всегда переход через смерть.
Люди славят Богиню, которая смогла принести им свои плоды, но начинают готовиться к ее проводам. Бог же, как мужская сила, пока полон желаний, стремлений и уверенности. Ламмас — больше мужской праздник, хотя мы помним, что Бог и Богиня часто сливались в образах Великого Отца, Великой Матери, Мужа, Жены, Ребенка, поэтому это в любом случае праздник слияния мужского и женского начала.
Как и на Литу, на Ламмас принято прыгать через костры, получая огненную энергию, и искать себе пару, хотя здесь уже другие мотивы: в Литу мужчина и женщина сходились на одну жаркую ночь, а на Ламмас — для того, чтобы за год определить, готовы ли они прожить вместе всю жизнь. Такая проверка на совместимость: в хозяйстве, в спальне, в характере, в рождении детей.
Значит, и для любовных ритуалов самое время. Обратим внимание: тут уже все серьезно – можно загадывать желания о свадьбе, о рождении детей, о совместном доме.
Хотя на убывающей Луне лучше говорить об освобождении препятствий, мешающих свадьбе, или о защите для будущей пары или потомства.
На Ламмас просят освобождения от любого гнета (в современности это могут быть и судебные дела), здоровья, сил, разума и адекватности.
У некоторых славянских народов в этот день был еще один обычай: «бабьи грехи» замаливать. Положено было в этот день женщинам прощать все грехи. Так что даже если вы, милые подруги, в чем-то себя чувствуете виноватыми… Простите себя. Для начала. Это уже само по себе душу сильно облегчает. Может, и другие простят.
Конечно, делают талисманы. Здесь самое время использовать солнечные камни в сочетании с дарами природы: цитрин и дерево, янтарь и натуральные ткани. Талисманы Ламмаса сильны для любви, защиты, богатства, здоровья, побед, новых дорог.
В старину из соломы делали куколок – олицетворение Матери-Природы. Такие куколки становились оберегом для всего дома в течение года. Молодые жены их хранили, чтобы поскорее забеременеть, юные девы – чтобы выйти замуж. Через год ее сожгут, поблагодарив за все хорошее, что она принесла за это время.
Про ритуалы для удачи даже не говорю – когда же, как не сейчас? Важно только то, что за все просьбы тут придется или потрудиться, или заплатить. Урожай есть только у тех, кто не ленится и не жадничает.
Делают символический Рог изобилия. Загадывают желания и сжигают записочки, удобряя землю пеплом. Делают богатые украшения, как правило, тоже с символикой денег, удачи и любви. Лепят фигурки: Хлебная Дева, Петушок и Курочка, Дух Земли. Эти фигурки тоже воплощают собой поклонение Духу Урожая, Зерна, а значит, станут оберегами Удачи на весь год.
Петуху на этот праздник совсем не повезло: его кровью надо было обагрить последний стоп, принеся таким образом еще одну жертву земле, рожающей зерно.
В этот праздник часто назначали королей, правителей, предводителей деревни, чтобы король стал мудрым и щедрым как Солнце.
Время Ламмаса — время ремесленников: на ярмарках часто проводились состязания, где выбирали самого умелого кузнеца или гончара. Но особенно Духи зерна привечали артистов, певцов, бардов, а также колдунов и ведьм. Это прекрасное время года для оттачивания талантов. Хорошо начинать новое ремесло или улучшать навыки в том, что уже знаете. Хорошо посвятить время творчеству: поставьте пьесу, напишите рассказ или стихотворение, возьмите в руки музыкальный инструмент или спойте песню.
Это подходящее время для улучшения, возрождения и обновления, поэтому прибавьте себе что-то хорошее, станьте лучше в эти дни и в праздник поделитесь своим новым навыком с друзьями и семьей.
Благословляют не только навыки, но инструменты. Самые обычные – тяпка, грабли, молоток, топор. Все, которые могут понадобиться, чтобы сад, поле, огород и дом были в порядке и достатке. Это делали мужчины.
Накануне праздника хозяйки или деревенские ведьмы (то есть женщины) совершали волшебство над животными: мазали смолой хвосты и уши, привязывали к хвостам красные и синие нитки, произносили магические заклинания над выменем коров. Купали скотину в реках. Совсем скоро вода станет холодной, уже ни самому не искупаться, ни коров на реку не сводить.
Едят в Ламмас от души: начинается все с первого хлеба, он – всему голова. Но на этом празднике много других угощений. Столы ломятся и от свежих овощей и фруктов, и от пирожков с ягодами, грибами, яблоками. Режут петухов, овец и свиней. Жарят и тушат мясо. Варят пиво, эль, ставят на стол молодое вино, морсы, наливки.
Начинался сбор меда. Так что и мед на столе будет нелишним.
Праздник сейчас щедр и потому, что на него есть время: созревший урожай собран, скотина помыта, а до подготовки к зиме еще далеко.
Начать празднование можно уже с утра, скормив птицам часть каравая с прошлого Ламмаса. Затем пекут новый каравай, думая о том, что Земля и Солнце благословляет руки, делающие хлеб, дом, семью, весь мир. Моются, одеваются в нарядные одежды, готовятся к празднику. Можно сходить в сад (если есть дом в деревне) или в лес, собрать грибы и ягоды перед тем, как сесть к столу.
Цвета праздника – все, что ассоциируются с созревшими полями и богатыми садами: желтый, золотой, оранжевый, зеленый, красный, коричневый. Этими расцветками можно украсить алтарь и взять такие свечи.
Символы Ламмаса — все, что связано с урожаем:
Серпы и косы, а также другие символы сезона сбора урожая.
Виноград и виноградные лозы.
Кубки с вином или кружки пива.
Снопы пшеницы. Чаши, полные различных зерен и т. д.
Куклы из соломы.
Ранние осенние овощи или поздние летние фрукты и ягоды.
Травы и растения Ламмаса — это любые зерна: пшеница, ячмень, овес, рожь, все , что олицетворяет одновременно и реализацию, и потенциал.
Таволга (лабазник). Красивая трава с белыми пушистыми цветами. Одна из священных трав друидов, она часто использовалась в качестве гирлянды для празднования Ламмаса и была традиционной травой для свадебных колец и букетов в это время года.
Таволга также используется для любовных заклинаний. Ее собирали влюбленные, чтобы потом подбросить в одежду или дом предмету страсти. Те же, кто ищет любовь, разбрасывает сушеные цветки по ветру, чтобы аромат травы привлекал новых женихов или невест.
Подсолнух . К этому времени года цветочные головки полны и тяжелы, они осторожно поворачиваются вслед за Солнцем и символизируют Солнце.
Календула . Маленькие солнышки, символ здоровья и чистой радости.
Главное, конечно, в этот день — праздновать щедро, сладко, сытно. А главное, весело! Это праздник Природы, так что его надо проводить на свежем воздухе. Обязательно с танцами, играми, забавами.
Радуемся. И пусть урожая вдоволь хватит до следующего года!
В день праздника на восходе солнца,
Когда поля колосятся на востоке,
Я пойду вперед с серпом,
И буду пожинать свой урожай.
Я взмахну серпом и опущу свой серп.
Пусть колосья лягут к моим ногам.
Я посмотрю наверх,
И повернусь на Запад вслед за солнечным цветком.
Я благодарю Царя Благодати — Великое Солнце
Я благодарю Царицу Жизни — Мать-Землю.
Вы помогаете вырастить урожай.
Вы даете пищу нам и нашим стадам.
Вы распоряжаетесь Жизнью.
Вы наполняете соком все живое.
Согревайте, кормите, любите
Всех нас.
Я радуюсь Вам!
Вишень Ли (с)