Beltaine – весёлый костёр, начало лета – 1 мая.
Значение праздника.
Среди всех кельтских праздников, ведущих свою историю из глубины столетий, есть два величайших. Это Самайн - начало зимы и Белтайн - начало лета. Период от Белтайна до Самайна назывался an ghiran mor, «большое солнце», а период от Самайна до Белтайна - an ghiran beag, «малое солнце».
Оба праздника указывают на торжество света над темнотой, положительного над негативным и жизни над смертью. Они одинаковы по значению, но различны по наполнению. Торжество весеннего обновления природы, ее полный расцвет определяют эмоциональную окрашенность Белтайна. Праздник отмечает возвращение жизни, страсти и надежды на совершенство. В этот день люди празднуют плодородие земли и людей. Это праздник костров, привлекающих небесное благословение. Он знаменует собой возрождение растраченных жизненных сил, утраченных надежд и страстных желаний.
Белтайн знаменует конец темной половины года, начало светлой, открытие пастбищного сезона. У ирландцев Белтайн был еще и началом нового года (у галлов и бриттов начало года связано с Самайном).
Белтайн - половина пути между Весенним Равноденствием и Летним Солнцестоянием, возвещал приход лета и должен был умиротворить богов, чтобы они сохранили хорошую погоду и хороший урожай. Наряду с Самайном - это день, когда двери «Другого Мира» открывались и что-нибудь могло случиться.
Для скотоводов-кельтов даты Самайна (1 ноября) и Белтайна (1 мая) были связаны с важнейшими вехами скотоводческого календаря — выгоном скота на летние пастбища в первые числа мая и возвращение его в стойла на зимний период — к 1 ноября.
Белтайн («Огонь бога Беля») был связан с возжиганием жертвенного огня и соответствующими подношениями великому богу Солнца - Светлому Дагде. Изначально этот праздник приходился на полнолуние второго месяца после весеннего равноденствия (приблизительно 7-9 мая).
Ирландский писатель 17-го века Джеффри Китинг так описывает Белтайн: «Ассамблея проводилась в день 1 Мая, где существовал обычай обмениваться товарами, изделиями и драгоценностями. Также они приносили жертвоприношения своему главному богу, которому поклонялись, последнего звали Бель и именно здесь зародился обычай зажигать два огня в честь Беля в каждой части Ирландии, и проводить самых слабых животных между огнями с целью предохранения их от заразы в течение года, и именно от этого огня, который разводился в честь Беля, имя Bealltaine было дано благородному собранию: Bealtaine, т.е. Beiltene или огонь Беля (no teine Bheil)».
Королевские собрание.
Холм, на котором, возможно, находилось легендарное святилище Бела и происходило королевское «Великое собрание» на Белтайн, называется Usnech (Ушнех).
Джеффри Китинг писал: «Туатал Техмар (традиционно считается победителем четырех главных королевств и королем, утвердившим их подчинение Таре) взял от каждого королевства по наделу земли, из которых была составлена Миде, как резиденция его наследников - верховных королей Ирландии. На той доле, которую он урезал у Коннахтов, он построил крепость Ушнех, где обычно собирались мужи Ирландии, собрание называлось Mordhail Uisnigh... и проводилось на 1 мая».
В тексте «Табу королей Ирландии» сказано, что «за свое место в Ушнехе каждый король должен нести выкуп: золотой браслет воина, который носил на руке правитель каждой части Ирландии».
Король Коннахта получает дары от этого собрания. «Коня со сбруей впридачу должны были давать те, кто приезжал на праздник в качестве платы королю Коннахта».
После собрания здесь происходит большая ярмарка: на ней можно было купить и обменять все, что угодно, от съестного до драгоценностей. Заканчивалось все традиционными пиршествами и народными гуляньями, а также устраивались турниры стрельбы из лука и танцы с мечами.
Огни Белтайна.
Название праздника Белтайн переводится с кельтского как «огонь бога света Беля» или просто «яркий огонь».
Обряды Белтайна и Самайна имели большое сходство между собой, обрядовыми действиями люди стремились обеспечить благополучие своей семьи, всей общины, сохранить основу их благосостояния — скот и посевы. Как и на Самайн, центральным ритуалом праздника Белтайн было разжигание больших костров на вершинах гор или расположенных вблизи селения высоких холмов.
Вот как описывался этот ритуал в средневековых источниках:
В течение нескольких дней перед 1 мая жители общины собирали топливо для костров Белтайна. Только определенные породы деревьев можно было класть в священный огонь. На вершине горы готовили место и топливо для двух костров, а вокруг обоих костров рыли круглый ров, достаточно просторный, чтобы вместить всех собравшихся.
В канун Белтайна во всех домах селения гасили огни. Задолго до рассвета жители выходили из домов и начинали подниматься вверх, по склону, гоня перед собой весь свой домашний скот. Процессию возглавляли друиды, облаченные в белые плащи. Достигнув подготовленного для костра места, все становились в ров вокруг костра и молча ждали рассвета. Когда восток начинал алеть, особо уважаемые в селении люди добывали огонь для костра (путем трения друг о друга двух сухих кусков дерева).
Огонь разжигался следующим образом: 9 мужчин выворачивали карманы, чтобы убедиться в том, что ни у кого из присутствующих нет какого бы то ни было железного предмета. Разжигателям костров запрещалось иметь с собой железные предметы. «Примитивный огонь» - чары его должны были уничтожать болезни и отогнать злые силы...
Костер зажигался с появлением первых лучей солнца. Пели торжественный гимн солнцу, после чего собравшиеся трижды обходили по рву костер, три раза также прогоняли через огонь скотину (по узкому проходу между кострами), с зажженными факелами в руках обходили животных, вокруг своих земельных участков и домов. Этими же факелами зажигали и новый огонь в очаге.
Нельзя было разжигать огонь в своих домах, пока его не выкупали у друидов Беля. Из Ушнеха бегуны доставляли огонь в другие пятины Ирландии. Каждая семья должна получить головешку от священного огня, чтобы разжечь домашний очаг.
Но те, кто арендовал землю и не мог заплатить текущие долги, был виновен в краже или подлых злодеяниях, или за ним было известно совершение определенных преступлений против доброй морали, лишались этой привилегии.
У всех кельтских народов наблюдаются сходные ритуалы, связанные с разжиганием огня, изготовлением вручную хлеба и жребием. Повсюду соблюдалось и требование к одеянию - на себе можно было иметь только одежду природного происхождения. Разжигателям огня запрещалось иметь при себе железо, обувь, украшения, выделанную кожу. Требовалось так же воздержание в еде. Огонь можно было добывать только "чистым" способом, т.е. высеченный щепками или камнем.
Ритуалы несколько различались в разных кельтских странах.
Так в Шотландии огонь разводили семь молодых мужчин, которые готовили глубокую яму для костра, затем шли в семь разных сторон и должны были принести деревья или ветки семи разных пород. Эти ветки складывались высоким шалашом. Огонь разжигался вручную, путем высечения искры из камня.
В Уэльсе огонь разжигали девять мужчин, обязанные принести хворост девяти различных деревьев. Место огораживалось кругом, а ветки устанавливались крест-накрест. Искра высекалась двумя дубовыми щепками.
Обычай всеобщего гашения огня в поздние времена уже не соблюдался, однако каждая семья старалась получить головешку или уголек от большого праздничного костра для своего очага.
Очищение огнем и жертвоприношения.
В Белтайн выпускали из хлевов скотину, чтобы она, наконец, отведала свежей весенней травы. Стада и отары прогоняли между двух огней, чтобы очистить их от любых болезней, которые могли развиться за время долгого заточения. Овцу (или барана) приносили в жертву на поле с целью обеспечить себе и остальным удачу в течение надвигающегося года. Раньше жертву сжигали целиком, а теперь съедают.
Жертвоприношения преследовали три цели: увеличение плодородия, защита от злых сил и поддержание мироустройства.
Бескровные жертвы. Древний ритуал требовал изготовления так называемого первомайского пирога. Замешивали лепешку из овса, без использования посуды, на руках. Пекли хлеб на огне, уложив тесто на камень. Готовый хлеб нельзя было класть ни в посуду, ни на стол, он должен был все время оставаться на руках. Если его положить в другое место, то он будет просто обыкновенной лепешкой. Этот обычай объясняют верой, что любой искусственный предмет может оттянуть священную силу огня и первой пищи.
Разделяли лепешку на столько частей, сколько можно. Одну из таких частей размалевывали углем, пока она не становилась совершенно черной. Эта часть называлась Cailleach beal-teine (первомайская старуха). Каждый из присутствующих вслепую выбирал себе долю. Кто вытягивал черный кусок, считался «посвященным», и должен был быть принесен в жертву.
Разыгрывалось целое представление, как одна сторона бросала в огонь того человека, которому выпал этот незавидный жребий, но благодаря вмешательству другой он оказывался спасен. Считалось, что год будет плодородным, если жертвоприношение будет осуществлено, хотя теперь «посвященного» просто заставляют прыгать 3 раза через пламя.
Майское дерево.
Для упрочнения связи между оплодотворяющим Небом - «верх» - и оплодотворяемой Землей - «низ» - использовался символ Мирового Древа.
Наиболее традиционное Майское дерево - ель, у которой срублены все ветви, кроме самых верхних. Как правило, Майское дерево срубали молодые мужчины села накануне первого дня мая и устанавливали на сельской площади; в Майский день вокруг этого дерева устраивались танцы. Затем, когда Майское дерево воздвигнуто, зажигают огни Белтайна и начинают празднование.
Длинные белые и красные ленты, привязанные к вершине столба, развевались на весеннем ветру, танцующие брали их и заплетали вокруг столба под звуки веселой музыки, погремушек и барабанов. Красные ленты вплетались по часовой стрелке, а белые - против часовой стрелки; таким образом участники празднества вплетали стабильность и процветание в свою личную жизнь в предстоящие летние месяцы. Когда оставалось вплести последние несколько футов ленты, танцующие начинали двигаться против часовой стрелки, скрепляя пожелание роста и благополучия.
Священное бракосочетание могло символически обозначаться и таким способом: на верхушку Майского дерева надевали венок из цветов. По мере того как ленты натягивались и обвивали дерево, венок медленно опускался, так что дерево - символ повелителя - медленно проходило сквозь цветочный венок - символ повелительницы.
В Шотландии майским деревом служил ясень. Его ветками украшали дом; юноши водили хороводы вокруг костров с ветками ясеня в руках, украшенными побегами вереска... По поверьям ясень защищал от колдовства, его ветки укрепляли над входом в жилище и хлев. Иногда это была одна ветка ясеня, покрытая зарубками. Существует известная поговорка: «Ясень в закромах, ведьмы - вон».
В Уэльсе майское дерево изготовляли из шеста и веток дуба и устанавливали его на вершине холма или самом высоком месте. Там же делалась насыпь или возвышение для барда, вокруг которого шло празднество.