БЕЛЬТАЙН: Традиции, верования, обычаи и легенды
1 мая – канун древнего кельтского праздника Огня Бельтайн (варианты произношения: Бельтэйн, Белтейн, Белтане). В древнеирландском языке «tene» означает «огонь», а корень «bel-», возможно, означает «сияющий» и связан с именами кельтских богов Белена и Белисамы. Один из вариантов перевода названия праздника – Огонь Бела, Сияющий Огонь.
Бельтайн – один из четырех «больших» кельтских праздников, знаменующих смену времен года. Помимо него, ими являются Самхэйн, Ламмас и Имболк. Обряды в некотором роде достаточно похожи – они включают в себя зажигание огня, имеющего очистительную и живительную силу, а также обряды, связанные с привлечением плодородия и плодовитости, с избавлением от зла и несчастий.
Праздник Бельтайн оказался очень живучим: в Шотландии и Ирландии он отмечается до сих пор и существовал даже в средние века, в самые «темные» времена. В Англии и Уэльсе он звался по-другому – Галан-Май, однако также имел место. Однако празднование первого дня мая, разгула весенней природы, праздника плодородия и фертильности, не ограничилось Британскими островами. Аналогичные отмечания с очень похожими обрядами и обычаями проходили и в Древнем Риме, где праздновали Флоралии, и в других странах старой Европы.
Вальпургиева ночь – выражение, знакомое любому любителю творчества Михаила Булгакова – произошла «от» Бельтайна и прочно закрепилась в народном сознании. Во многих странах этот праздник, быстро обретший магические и обрядовые черты, вполне успешно заместил старые языческие ритуалы. Название, кстати, происходит от католической святой Вальпурги, которую поминают 1 мая. Значение Вальпургиевой ночи практически противоположно Бельтайну: она считалась временем, когда магические травы обретают наибольшую силу, в деревнях сжигали «чучело ведьмы» и проводили различные обряды по «изгнанию ведьм», например, обходили дома с факелами, звонили в колокола и т.п.
У славян, кстати, также существовал «свой Бельтайн» - по старому стилю 1 мая отмечался день «начала лета», который просуществовал в Российской Империи до Революции. По легенде, в волшебную ночь на первое мая бог Ярило ходит по полям, одетый в белые одежды, на голове у него венок из алых маков, и где ступает он, там всходят злаки, расцветают пышным цветом полевые цветочки, щебечут соловьи. День этот отмечали, накрывая стол, устраивая гулянья и хороводы, украшая дом и себя цветочными венками.
Неотъемлемая часть Бельтайна – это возжигание костров, что загорались с наступлением сумерек на холмах. Костры эти звались «Огнями Бела» - Balefire. Традиционно их складывают из девяти пород деревьев. Проходя между двумя кострами, избавляешься от бед на целый год. Все огни в доме следовало потушить, а затем заново зажечь от принесенной с бельтанова костра головешки.
Интересная народная забава с овсяным пирогом бытовала в Шотландии. Иногда готовили овсяный пирог прямо на костре, после чего один из кусочков помечали угольком из кострища, и все присутствующие должны были с завязанными глазами выбрать свой кусок. Тот, кто выбирал помеченный кусочек, должен был три раза пройти «сквозь» огонь. Либо же его символически «бросали» в костер и на всем протяжении вечера обращались к нему, как к умершему.
Во дворе своих домов, а иногда и на площади ирланды украшали Майский куст – куст терна, увешанный блестящими ракушками и камешками, увитый цветными лентами, украшенный свежими цветами. Сами жилища также декорировали цветами – в основном желтых оттенков, например, первоцветом, дроком, калужницей, а также цветущими ветвями рябины и боярышника. Цветами украшали окна и двери. Красивый обычай связан с боярышником – считалось, что если с утра выбежать к ближайшему деревцу, завязать на ветку цветную ленту и загадать желание, оно сбудется в течение года.
Куда более известен, нежели Майский куст, другой "герой" праздника - Майское дерево или майский шест, который был ключевой частью народных гуляний, и остается до сих пор, во многих европейских странах. Это высокий ствол деревца - обычно березки или ели, - который устанавливается в середине открытого пространства, например, на лугу, накануне праздника. В ночь на первое мая часто устраивается обряд похищения майского шеста. В праздник к макушке привязывают длинные разноцветные ленты и люди, взявшись каждый за конец "своей" ленты, пускаются плясать по кругу, обвивая шест лентами.
Особым днем было Первое мая для молодых девушек. Поутру, на рассвете, они «купались» в росе, чтоб поддержать молодость и красоту. Майская роса Бельтайна считалась одним из наиболее мощных средств для любовных дел или излечения внешних косметических дефектов, таких, как прыщи, например. Кроме того, майскую росу собирали, раскладывая на траве небеленые простыни, затем их выжимали в прозрачный сосуд, оставляли его на солнечном свету в день первого мая, и далее бережно хранили: этой росе приписывали даже и свойства афродизиака. Надо сказать, что на Руси аналогичные обряды проводились с росой обычно на Иванов день. На самом же празднике у красивой девушки был шанс, что ее выберут Майской королевой – символическим отображением Богини на пике женственности и красоты, юной проснувшейся Природы. Счастливицу увенчают цветочным венцом, а затем она станет королевой праздника, который заканчивается танцами и весельем.
Посещение священных колодцев и загадывание желаний в канун Бельтайна также популярный гаэльский обряд. Как правило, духу колодца приносили небольшой подарок – блестящие монетки, мед, сыр, свежий хлеб, а затем обходили вокруг колодца с востока на запад по кругу, загадывая желание. Вообще вода в день Бельтайна, по поверьям, обретала чудесную силу.