Луперкалии
Луперкалии — каждый год с 13 по 15 февраля проходил фестиваль под названием Луперкалии, посвящённый богу плодородия Луперка. О истоках этого праздника учёные спорят до сих пор. По одной из самых распространённых версий фестиваль связан с греческим фестивалем Пана, проводимым в Ликее, а по другой — с богом Фавном из-за обряда плодородия.
В древнем Риме февраль был официальным началом весны и считался месяцем ритуальных очищений. В это время в домах осуществлялись ритуальные уборки: дома подметались, посыпаясь затем солью и пшеницей, называемой „спелт“. 15 февраля справляли знаменитые Луперкалии — первоначально праздник пастухов в честь бога Фавна, по прозвищу Луперк в другом написании — Фаунус, Луперкус. . Фавн в древнеримской мифологии — бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников. В древнегреческой мифологии ему соответствует Пан. Согласно мифам, Пан — веселый бог, сопровождаемый нимфами, бродивший по горам и лесам, плясавший и игравший на свирели. Представлялся грекам внешне безобразным, покрытым волосами, с рогами, козлиными копытами, бородой и хвостом. А потому вызывал ужас, и именно отсюда выражение „панический страх“.
По сведениям Плутарха в его „Сравнительных жизнеописаниях“, очистительные жертвы — для того, чтобы оживить плодородие земли, стад и самих людей — приносили в священном гроте Луперкаль у подножия Палатинского холма, где, по преданию, жила некогда волчица (по-латыни — lupa..), выкормившая братьев Ромула и Рема.
В античное время детская смертность была очень высока, В 276 году до н. э. Рим чуть было не вымер в результате «эпидемии» мертворождений и выкидышей. Оракул известил, что для повышения рождаемости необходим обряд телесного наказания (порки) женщин с помощью жертвенной кожи. Люди, которые по каким-либо причинам имели мало детей или не имели вообще, рассматривались как проклятые и прибегали к мистическим обрядам, чтобы обрести способность к деторождению.
Священники приносили в жертву козла — для плодородия и собаку щенка — для духовного очищения,было специально оговорено, что это должна была быть не взрослая собака.Наиболее полные из сохранившихся описаний праздника говорят о том, что эта была древняя традиция.
Плутарх был уверен, что традиция приносить в жертву щенка была позаимствована у греков.Он пишет, что греки приносили щенков в жертву так часто, что у них существовало даже специальное слово для этого: periskulakismoi («очищение с помощью щенка»). Кровь предназначалась для ритуального орошения посевов. Юные жрецы нарезали шкуры полосками, окунали их в священную кровь, и начинали свой ритуальный бег вокруг Палатинского холма, шлепая кожаными ремнями женщин. Те же, приветствуя такие прикасания, охотно подставлялись, веря, что очистительные удары исцеляют от бесплодия и способствуют вынашиванию плода и легким родам.
Но, оказывается, этот языческий „волчий“ праздник плодородия и изобилия не заканчивался этим благочинным ритуальным действом. Луперкалии это еще и время буйства чувственных вакханалий: обнаженные мужчины (но в набедренных шкурах) дарили грубые ласки встречным женщинам — целовали, стегали ремнями, желая им быть плодовитыми.
Согласно «Иллюстрированной истории Рода», написанной Уильямом М. Купером, главной частью фестиваля Луперкалий были голые люди, несущие ремни из кожи козла, которые бежали мимо женщин и били их. Это стало очень распространенным ритуалом в Риме, в котором участвовали даже члены знатных семейств. Записи говорят, что даже Марк Антоний бежал как Луперци. В конце торжеств женщины тоже раздевались догола.
Накануне Луперкалий, 14 февраля, в Древнем Риме отмечался праздник в честь Юноны, богини брака, материнства и женщин она же — богиня „лихорадочной“ любви Juno Februata, Юно (Джун) Фебруата. В этот день девушки, написав свое имя на куске пергамента, бросали их в большую урну.Холостякам, выбиравшим себе пассию до следующего 14 февраля, ничего не оставалось, как уповать лишь на удачу. По крайней мере, пара должна была провести этот праздничный день вместе, танцуя и веселясь. Если судьба оказывалась благосклонной к случайным партнерам, жребийный союз перерастал в брачный .
В некоторых районах Римской империи половозрелые женщины в надежде забеременеть писали свои имена на глиняных табличках и помещали их в сосуд. Затем мужчины вытягивали наугад таблички с именами. После этого двое случайно познакомившихся людей проводили вместе время до конца праздника. Подробные сведения об этой традиции несколько неопределённы и противоречивы, но кажется, что это было не просто свидание вслепую. Мужчина помогал женщине сделать её мечту о рождении ребёнка реальностью. Время, на которое образовывалась пара, могло быть разным. По мнению одних, союз образовывался только на время проведения праздника; по мнению других, мужчина и женщина оставались сексуальными партнёрами на весь следующий год.
Эти празднества стали так популярны, что даже когда многие другие языческие праздники были отменены с приходом христианства, этот еще долгое время существовал. Сохранилось письмо от папы, датируемое 496 годом, о замене фестивалей, в которых он напрямую запрещает проведение Луперкалий из-за проводимых во время их языческих церемоний. Интересно что же ему не понравилось? Может критика в свой адрес? Луперкалий сопровождался специальными песнями. Тексты песен со временем были утеряны, но у нас есть достаточно много описаний, чтобы получить довольно чёткое представление о них. Во всяком случае, у нас нет ни одного упоминания об этих песнях, которое не содержит слов «распущенные» или «непристойные».
В V веке нашей эры люди на празднике исполняли грязные и пошлые песни, которые описывали всё плохое, что сделали их соседи. Если бы вы с кем-либо закрутили роман или вас застали в борделе, ваши соседи во время Луперкалия спели бы во всеуслышание громкую песню о ваших сексуальных похождениях, и видимо похождений высшего духовенства так же. Они то себе в них никогда не отказывали. Идея состояла в том, чтобы пристыдить людей за недостойное поведение. Но, по мнению Папы, песни заходили гораздо дальше простой критики. Видимо, когда римлянам давали возможность высказаться о своих соседях, они немного увлекались.
Плутарх упоминал еще один своеобразный ритуал, который можно было наблюдать во время праздника в честь Люперка: один из жрецов прикасался окровавленным кинжалом ко лбам юношей, а другой же убирал следы крови с помощью клочка козьей шерсти смоченного в молоке.Пока кровь и молоко стекали по головам, юноши должны были изображать истерический смех.
«Затем многие благородные юноши и самые достойные мужчины начинали бегать голыми по городу, – пишет Плутарх. – Всех, кто им встречался, они хлестали мохнатыми ремешками». Перед «забегом» этих голых мужчин обмазывали маслом. Представители нижних слоёв общества не допускались к выполнению данного ритуала( видимо что бы «кров» не портили ); его участниками могли быть только представители высшего класса и самые достойные мужчины города. Кстати, эти ремешки называли «februare». В честь них позднее был назван месяц февраль.
В программу Луперкалия входил и пир. Несмотря на то, что пир подразумевает огромное количество блюд и напитков, нельзя сказать, чтобы еда на празднике Луперкалий была обильной. Древнеримский поэт называл порции «мизерными» – и не без причины. Священники готовили внутренности жертвенных козлов на ветках ивы и кормили ими толпу людей. Однако угощение не ограничивалось только этим. Девственницы-весталки также пекли «солёные пироги».В течение всего оставшегося дня люди Рима напивались до беспамятства.
Как и каждый настоящий праздник, Луперкалий имел свои классические истории. Одной из них была история о Фавне, которую Овидий назвал «смешной старой сказкой».
"Однажды Фавн увидел Геркулеса, который гулял со своей любовницей, и решил: «Она будет моею!» Однако это был Рим, так что, он вовсе не собирался писать ей любовные записки и звать на свидание. Вместо этого, он решил дождаться момента, когда девушка заснёт, пробраться в дом и оторваться по полной. Фавн пробрался в дом девушки, не зная, что перед сном она накрыла Геркулеса своими собственными одеждами. Он стал ощупывать тело под одеждой девушки и, почувствовав, что что-то не так, отшатнулся назад. Согласно описанию Овидия, «раздвинув ноги, он обнаружил там змею» – и, похоже, тогда более или менее сообразил, за что схватился. Геркулес проснулся. Фавн упал, и всем сразу стало понятно, что он пытался спрятаться после неудачных сексуальных посягательств на любовницу Геркулеса. Но никто особо не расстроился.Геркулес рассмеялся, и его девушка засмеялась тоже."
Согласно Овидию, мужчины бегают голыми по городу во время Луперкалия в память о неудачной попытке Фавна. «Таким образом, бог возненавидел одежду, которая обманывает глаз, и приказал посвящённые ему обряды исполнять голыми».
Во время Луперкалия римляне рассказывали историю про Фавна, но на самом деле праздник был посвящён вовсе не этому богу. Праздник назывался Луперкалием, обряд совершался в Луперкальской пещере и жрецами-луперками. Очевидно, он был посвящён богу Луперкусу. Дело в том, что никто, включая жрецов-луперков, на самом деле не знал, кем был этот самый Луперкус-волк. Существовал целый культ, посвящённый этому богу, но никто не знал, чем он занимается. Луперкалий был древним сельским божеством, но никто не мог вспомнить, когда начали проводить в честь него праздник, не говоря уже о том, почему. Люди просто повторяли то, что делали их прародители. Потеряв связь между Аполлоном богом-волком, богом убийцей и разрушителем и его светлой стороной бога покровительствующего музам.Когда нам ясен облик бога, то понятен и выбор щенка , как жертвенного животного, а именно проводника для душ юношей участвующих в ритуале.
В последний раз Луперкалий — «волчьи свадьбы» праздновали в конце V века. К тому времени христианство стало в Римской империи господствующей религией, и Луперкалий был одним из немногих древних праздников, которые всё ещё продолжали отмечать. Папа Геласий решил покончить с этим, заявив, что это было языческим ритуалом, наполненным жертвенной кровью и прославляющим секс. Во всяком случае, прекратилось проведение основной части ритуала. Несмотря на то, что мы не знаем всех деталей того, как он отмечался в V веке, нам известно, что папа бросил вызов римлянам, которые жаловались на то, что без «голых бегунов» праздник нельзя считать полноценным, и не хотели отказываться от этой традиции.
Римляне были не слишком рады отказу от праздника, поэтому вскоре появился новый праздник – День Святого Валентина. Формально папа заменил Луперкалий на чуть менее популярный «Праздник Сретения Пресвятой Девы Марии», но, в конце концов, он стал называться Днём Святого Валентина. Праздник получил такое название потому, что мужчины с именем Валентин умерли в 14 февраля. Это был день смерти двух разных Валентинов, причём один из них был обезглавлен и объявлен святым.