Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Наука, магия, целительство » Магия Праздников


Магия Праздников

Сообщений 311 страница 320 из 627

311

Конец года - Хогманай

Магия Праздников

Hogmanay – в Шотландии это слово обозначает последний день года. В настоящее время отмечается 31 декабря, но корни этого праздника восходят как к празднованию Сауня, так и к зимнему солнцестоянию. Один из самых распространенных обычаев этого дня – это First-Footing. Первый человек, который заходит в дом после полуночи, должен принести с собой особые подарки, чтобы принести в дом удачу на будущий год. Это могут быть: соль, уголь, виски, фруктовый пирог, хлеб. Считается, что больше всего удачи может принести высокий красивый темноволосый мужчина, дело в том, что именно так выглядел коренной шотландец, а блондин или рыжеволосый человек – это чужак северянин.

Множество обычаев этого дня связаны с огнем. На северо-востоке Шотландии принято делать шары из горючих материалов таких как бумага, перья, пух. Два таких шара в диаметре примерно 60 см. связывают цепью иди веревкой, которая не горит, и ровно в полночь их зажигают и начинают крутить над головой, пока они не потухнут.

Другой обычай, связанный с огнем – это Burning the clavie. Сейчас его проводят 11 января (1 января по юлианскому календарю) в «старый новый год». Этот обряд до сих пор проводят в рыбацких деревнях у залива Мори-Ферт. Clavie – это большой факел на деревянной основе, на которой находится наполовину расколотая бочка, заполненная смолой. Её зажигают, обносят вокруг деревни и несут к руинам римского алтаря форта на холме Дури Хилл, который местные называют Douro. Когда факел разлетается на куски, жители собирают угольки и несут домой, кладут в свои печи и камины, чтобы ведьмы и злые духи их не беспокоили. Происхождение этой традиции изучено не до конца. Некоторые предполагают, что это римский обычай, так как форт принадлежал римлянам. Но скорее всего он имеет более древние корни – кельтские, или, возможно, пиктские. Дело в том, что на месте римского форта изначально находился форт пиктов. А сами римляне на этой территории задержались совсем не долго, и вряд ли могли укоренить свои обычаи у местного населения.

Есть также старинная традиция горцев saining, что значит «защита» или «благословение». Ранним утром нового года дом окуривают дымом горящих ветвей можжевельника, а также пьют и разбрызгивают воду из ближайшего к дому «брода живых и мертвых». А затем все окна и двери распахивают, чтобы впустить прохладный воздух нового года.

На территории Британских островов, а также Бретани, до сих пор в очагах жгут огромное полено. Считается, что этот обычай идет со времен друидов, когда костры на холмах были общественным ритуалом огня, а полено в очаге – домашним ритуалом. Друиды также в это день срезали омелу с дерева и раздавали в знак благословения людям.

Как мы видим, большинство сохранившихся обычаев связаны с огнем. Эти же обычаи и наиболее широко распространены, что дает нам основание считать, что одним из основополагающих моментов в кельтском празднике зимнего солнцестояния был огонь, а также идея очищения, как самого человека, так и его жилища. Несколько обособленно стоят традиции Ирландии и Острова Мэн с их Охотой на Крапивника. И хотя сама традиция сохранилась хорошо, её изначальный смысл теряется во множестве легенд, связанных с этим днем.

© Linnen, 2008


Winter Rhymes · Hexperos

0

312

ЯНВАРЬ

Магия Праздников

Январь получил своё название в честь двуликого римского бога времени, дверей и ворот Януса. Название месяца символически означает «дверь в год». Традиционный оригинальный римский календарь состоял из 10 месяцев, насчитывавших всего 304 дня без зимы, которую рассматривали как время «безмесячья». Приблизительно в 713 году до н. э. полумифический преемник Ромула, царь Нума Помпилий, по преданию, добавил месяцы январь и февраль, чтобы календарь равнялся стандартному солнечному году (365 дней) и пожелал, чтобы январь был первым месяцем года, тогда как первоначально первым месяцем года в староримском календаре был март. Известны имена двух консулов, которые вступили в должность 1 мая и 15 марта 153 года до н. э., после которого вступление в должность происходило 1 января.

-6 января - Женское Рождество
-10 января - Полнолуние
-21 января - день для "приворотной" и любовной магии
-25 января - Новолуние

-Январь - Месяц Холодной Луны, Месяц Волка.

-Полнолуние - Луна Волка.

-Камни января - гранат, оникс, гагат, хризопраз.

-Ароматы января - мускус, мимоза.

-Цветы января - подснежник, крокус.

-Растения января - береза, майоран.

-Животные января - лиса, кайот, фазан, голубая сойка.

-Божества - Фрейя, Инанна, Сарасвати, Гера, Чан-О, Синн.

В декабре перед Йолем мы подводили итоги года. Составляли план выполненных и не выполненных задач, отдавали долги и расчищали пространство вокруг себя. Январь-месяц начал. Он полон энергии и сил, несмотря на то, что зима еще продолжается.

Пришло время составить список задач на год, простых и сложных, и начать выполнение с малого, постепенно наполняясь силами и преодолевая все более и более сложные задачи.

-Популярные практики января - любовные заклинания и зелья, магия снега, магия льда, ритуалы исполнения желания, гадания на год, магия камней и кристаллов, работа с маятником, руны и руническая магия.

-Занятия - высаживание луковичных растений, встреча рассвета, вязание, покупка и заряд драгоценных камней.

0

313

Женское Рождество

Магия Праздников

6 января в Ирландии в некоторых графствах по-прежнему отмечают необычный древний праздник - Женское рождество, или "малое рождество" (Nollaig na mBan). В этот день женщин освобождают от домашних обязанностей – их берут на себя мужчины, пока женщины отдыхают и ходят в гости к подругам. Дата праздника не случайна – как легко заметить, она совпадает с кануном Рождества по Юлианскому календарю. В Шотландии, например, та же дата зовется «старым Рождеством» (как у нас – Старый Новый год), а кроме того, 6 января заканчиваются 12 дней Йоля, которые начались 23 декабря. Сложно сказать, что в этом празднике от языческих корней, а что – от христианских: пожалуй, это очередной пример теснейшего сплетения двух традиций. Аналогичный праздник есть и в высокогорной Шотландии: правда, там он приходится на 1 января.

* Интересно, что в русском переводе книги Дж. Асала "Рецепты кельтской народной кухни" дата этого праздника указана как 12 декабря, притом, что все официальные источники сходятся на дате 6 января. Можно предположить, что это ошибка переводчика, а в оригинале указан «12 день Рождества».

В этот день (6 января – а можно заодно и 12 декабря, для верности!) испеките «пироги фей» - пирожки, которые, согласно ирландской легенде, обладают волшебными качествами, а именно – помогают исцелять больных, повышают плодовитость женщины, и даже могут помочь воочию увидеть фэйри или домашнего духа.

100 г сливочного масла
2/3 стакана сахара
2 яйца
1/2 ч. л. ванильного экстракта
Цедра 1 апельсина, стертая крупной теркой (возьмите апельсин в руку и аккуратно трите его о терку, снимая верхний оранжевый слой)
1 с четвертью стакан пекарной муки
1 ст. л. молока
1/2 стакана изюма
3/4 ч. л. разрыхлителя (возьмите пекарский порошок или обычную соду)
2 ст. л. кипятка
2 стакана сахарной пудры

1. Взбейте масло с сахаром до однородной и пышной массы. Отдельно взбейте яйца и влейте в масляную смесь, замешайте с ванилью и цедрой. Добавьте муку и разрыхлитель, взбивайте до однородности. В конце влейте молоко, перемешайте, добавьте изюм, снова перемешайте.
2. Готовое упругое тесто выложите в формочки для кексов или маффинов (форма по вашему выбору), смазанные предварительно сливочным маслом. Выпекать около получаса при температуре 180 градусов по Цельсию.
3. Отдельно залейте сахарную пудру кипятком и размешайте до полного растворения.
4. Готовые пироги полейте глазурью и остудите до комнатной температуры, прежде чем подавать столу.

И не забудьте оставить один пирожок за порогом дома или на улице в подарок зимним духам!

0

314

Время маскарада и полных мешков!!!

Дай нам, Боже, что людям гоже! А что не гоже, Балбесу в рожу!


Магия Праздников

0

315

Рождество

Магия Праздников

А Рождество - это обязательно про любовь..
Про детство и добрую веру в чудо..
Про бабушкины руки.. про уют вечеров..
Про вкус медовой кутьи и пряничный запах имбирный повсюду...

Про узоры на окнах в которых свет..
Знаете, такой особенный, что душу щекочет..
Когда все ещё живы, ты мал.. и считаешь большей из «бед»
Что Серега-сосед играть с тобой в прятки не хочет..

А Рождество - это обязательно про тепло..
Которое в сердце навеки котёнком..
Бережёт.. от всего-всего..
То.. что «тонко»..

То.. что рвём часто сгоряча..
Эти тонкие нежные нити..
И с годами в «цепях» душа..
Истинное.. берегите...

А Рождество это про доброту..
Ту.. что все мы детьми имели..
Про поцелуй мамы.. что по утру..
Нас будил.. и про запах ели...

Про каникулы, санки, мороз..
Про мокрые варежки и про.. счастье....
Рождество.. это про все что будет и что сбылось..
Про прошлое.. будущее и настоящее...

© Copyright: Оксана Зет


Віра, надія, любов · Тіна Кароль

0

316

Васильев вечер

Магия Праздников

Васильевым днем в старину, до перемены календаря, называли день перед приходом нового года, а вечер перед сказочной полночью, соответственно, Васильевым вечером. Сегодня же Васильев вечер — это традиция в преддверии Старого Нового года.

Вечером 13 января из покон веков принято было друг к другу ходить в гости, накрывать стол щедрыми угощениями. Потому в народе Васильев вечер сегодня сохранился под названием Щедрый вечер. На столе обязательно должна быть сладкая каша, которую называют кутья, — из пшеницы, пшена или(в современном варианте) — риса с медом. Еще как вариант — манная каша на молоке. Обязателен в старину в этот вечер был на столе молочный поросенок. Где его взять сегодня тем, кто хочет встретить Старый Новый год максимально приближено к традициям? Все просто. В форме поросенка можно выложить на блюде любой мясной салат или тот же паштет, это — поле для вашей фантазии. Но свинина на столе желательна. Как и еще один атрибут — булочки с яблоками. Перед тем, как приступить к праздничному ужину, все домочадцы и гости произносили молитву Господу с благодарностью за щедрое угощенье.

Еще этот вечер считается самым «честным» в любовных гаданиях, именно в это время девушке проще всего узнать, кто ее суженый. К примеру, можно под подушку положить свой гребешок(«плоскую» расческу) и, засыпая, приговаривать — «суженый, приходи меня расчесывать». Или под кровать поставить тарелку с водой, в которую опустить прутик от веника со словами — «суженый, переведи через мостик».

В Украине и сегодня живут традиции щедрования накануне Старого Нового года — молодые парни и девушки ходят от дома к дому, распевая щедровки, немудреные песенки, призывающие в дома достаток и благополучие. Хозяева за это угощают молодежь различной снедью «на вынос». А наутро, сразу, как рассветет, парни (одни, без девушек) ходят посевать — сначала к родственникам и крестным родителям, затем к соседям и вовсе незнакомым людям. Они разбрасывают щедрой рукой зерно с порога и поздравляют хозяев дома с наступлением нового года, который будет урожайным и счастливым. В благодарность парней награждают мелкими деньгами и сладостями.

Можно много рассуждать о том, действительно ли Старый Новый год — новогодний праздник. Но зачем? Ведь намного приятнее подарить себе волшебство этого вечера и радость общения с близкими за праздничным столом!


Роди, Боже, жито на новеє літо - Тіна Кароль

0

317

Святки

Магия Праздников

В крестьянском быту святки считаются самым большим, шумным и веселым праздником. Они обнимают собой период времени от Николина дня (6 декабря) до Крещения (6 января), т.е. как раз тот месяц, когда земледельческое население, обмолотив хлеб и покончивши со всеми работами, предается отдыху.

Святки начинаются праздником молодежи по преимуществу, хотя и взрослое население не остается равнодушным к общему веселью и к тому приподнятому, несколько торжественному настроению, которое свойственно всем большим праздникам в деревне. Но все таки центром празднеств служит молодежь: ее игры, песни, сборища и гадания дают тон общему веселью и скрашивают унылую деревенскую зиму. В особенности большой интерес представляют святки для девушек: в их однообразную трудовую жизнь врывается целая волна новых впечатлений, и суровые деревенские будни сменяются широким привольем и целым рядом забав и развлечений. На святки самая строгая мать не заставит дочку прясть и не будет держать за иглой в долгие зимние вечера, когда на улице льется широкой волной веселая песня парней, когда в "жировой" избе на посиделках заливается гармония, а толпы девушек, робко прижимаясь друг к другу, бегают "слушать" под окнами и гадать в поле. Гадание составляет, разумеется, центр девичьих развлечений, так как всякая невеста, естественно, хочет заглянуть в будущее и, хоть с помощью черта, узнать, кого судьба пошлет ей в мужья, и какая жизнь ожидает ее впереди с этим неведомым мужем, которого досужее воображение рисует то пригожим добрым молодцом, ласковым и милым, то стариком-ворчуном, постылым скрягой, с тяжелыми кулаками.

Обычай вызывать своего суженого и в особенности так называемые страшные гадания довольно заметно отражаются на душевном состоянии гадальщиц. Почти на протяжении всех святок девушки живут напряженной, нервной жизнью. Воображение рисует им всевозможные ужасы, в каждом темном углу им чудится присутствие неведомой, страшной силы, в каждой пустой избе слышится топот и возня чертей, которые до самого Крещения свободно расхаживают по земле и пугают православный люд своими рогами, черными рожами. Это настроение поддерживает не только само гадание, но и те бесконечные рассказы о страшных приключениях с гадальщицами, которыми запугивают девичье воображение старухи и пожилые женщины, всегда имеющие про запас добрую дюжину страшных историй. Приведем рассказ крестьянки Евфросиньи Рябых, записанный в Орловском уезде.

"Пришла я с загадок и задумала суженого вызвать - страх хотелось мне узнать, правда это или нет, что к девушкам ночью суженые приходят. Вот стала я ложиться сдать, положила гребенку под головашки и сказала: "Суженый-ряженый, приди ко мне мою косу расчесать". Сказавши так-то, взяла я и легла спать, как водится, не крестясь и не помолившись Богу. И только это я, милые мои, заснула, как слышу, полез кто-то мне под головашки, вынимает гребенку и подходит ко мне: сдернул с меня дерюгу, поднял, посадил на кровати, сорвал с моей головы платок и давай меня гребенкой расчесывать. Чесал, чесал, да как зацепит гребенкой за косу, да как дернет - ажио у меня голова затрещала. Я как закричу... Отец с матерью .вскочили: мать ко мне, а отец огонь вздувать. Вздули огонь, отец и спрашивает: "Чего ты, Апрось, закричала?" Я рассказала, как я ворожила и как меня кто-то за косы дернул. Отец вышел в сенцы, стал осматривать двери - не видать ничего. Пришел он в избу, взял кнут и давай меня кнутом лупцевать - лупцует да приговаривает: "Не загадывай каких не надо загадок, не призывай чертей". Мать бросилась было отнимать - и матери досталось через меня. Легла я после того на постелю, дрожу вся, как осиновый лист, и реву потихоньку: испужалась, да и отец больно прибил. А утром только я поднялась вижу, голова моя болит так, что дотронуться до нее нельзя. Глянула я около постели своей наземь - вся земь усыпана моими висками. Вот как "он" меня расчесывал. Стала я сама расчесывать косу, а ее и половины не осталось - всю почти суженый выдернул".

А вот еще один рассказ, записанный в Череповецком уезде Новгородской губернии:

"Собрались, это, девки на беседу в самый сочельник, перед Рождеством - не работать (в сочельник - какая работа: грех), а так погадать да "послушать" сходить. Вот погадали, погадали, а одна девка и говорит: "Пойдем-кось, девоньки, к поросенку слушать: у нас сегодня большущего закололи и тушу в амбар стащили, пойдемте". Вот и пошли, надо быть, пять девок. Сняли с себя кресты, немытика помянули, очертились ножиком, и одна, которая посмелее, говорит: "Чушка, чушка, скажи, где мой суженый-ряженый?" А поросенок им из амбара: "Отгадайте три загадки, тогда отгадаю всем суженых. Наперво отгадайте, сколько на мне щетинок?" Отгадывали, отгадывали девки - не отгадали: где сосчитать щетинки на свинье? А поросенок им другую загадку: "Сколько на мне шерстинок?" Тоже думали, думали девки - не отгадали. А поросенок опять: "Сколь ко во мне суставов?" Опять не отгадали девки, а поросенок как рыкнет: "Ну, так я вас всех задавлю". Девки бежать. Прибежали на беседу - лица на них нет. А хозяйка-то беседы, видно, догадливая баба была, бывала в этих делах: сейчас четырем девкам на голову глиняные горшки надела, а этой, коя загадывала, подушку положила. Вдруг как вломится в избу свинья. Схватила с одной девки горшок, думала, это голова, да о пол, схватила с другой - о пол, да так со всех четырех, а с пятой схватила подушку и убежала".

Как ни страшны сами по себе такие рассказы для напуганного воображения молоденьких слушательниц, однако в веселые святочные вечера даже эти ужасы не могут удержать девушек в хатах, и, как только на селе зажгут огни, они как тени скользят по улице, пробираясь на посиделки. Да и не мудрено: до страха ли тут, когда впереди ожидают танцы, маскарады, игры, песни и когда к этим беседам так долго и так много готовились. Почти целый месяц приготовлялись: девушки шили наряды, парни готовили маскарадные костюмы и выбирали "жировую" избу.

Последний вопрос - о выборе избы для посиделок - повсюду считается очень важным и решается сообща. Чаще всего, за два, за три рубля, какая-нибудь одинокая солдатка или полунищая старуха уступает молодежи свою избу, позволяя вынести домашнюю рухлядь и убрать все так, как захотят наниматели. Деньги за избу платятся наличными или отрабатываются, причем только в очень немногих местах девушки освобождаются от взносов. В большинстве же случаев деревня не знает привилегии дам и обкладывает девушек наравне с парнями, а местами даже заставляет их платить больше, так что если парень вносит шесть копеек, то девушка должна платить двенадцать, а в случае бедности - день жать.

Святочные посиделки начинаются обыкновенно не ранее 6 декабря и отличаются от всех других посиделок тем, что и парни, и девушки рядятся. Это своего рода деревенский бал-маскарад. Правда, ряженье - в особенности в первые дни святок - бывает самое незамысловатое: девушки наряжаются в чужие сарафаны (чтобы парни не узнали по одежде) и закрывают лицо платком, и только самые бойкие наряжаются в несвойственную одежду: парни - в женский, девушки - в мужской костюм. Это последнее переодевание практикуют чаще всего гости, приходящие на посиделки из чужих деревень, чтобы легче было интриговать и дурачить знакомых.

Сама же "интрига" в таких случаях бывает крайне незамысловата: обыкновенно парень, переодетый девкой, выбирает себе в кавалеры какого-нибудь влюбчивого и простоватого парня и начинает его дурачить: заигрывать с ним, позволяет вольные жесты и пощипывания, назначает свидания и даже дает нескромные обещания. К концу вечера простофиля кавалер обыкновенно пламенеет от страсти и умоляет свою даму, чтобы она осчастливила его немедленно. Но дама обыкновенно кокетничает и уступает не сразу, зато потом, когда все-таки она выйдет на свидание, и влюбленный парень заключит ее в объятия, из избы выскакивает целая ватага хохочущих молодцов, которые быстро охлаждают любовный пыл простофили, набивая ему полные штаны снегу. Приблизительно такой же характер носят интриги девушек, наряженных парнями. Они тоже выбирают себе наиболее простоватых девиц, ухаживают за ними, уговаривают за себя замуж и даже выпрашивают иногда в залог платок, колечко и пр. Справедливость требует, однако, заметить, что интриги подобного рода далеко не всегда отличаются скромностью. Случается, что какая-нибудь расшалившаяся солдатка, наряженная парнем, выкинет такую штуку, что присутствующие девушки сгорят от стыда. Но таких солдаток обыкновенно успокаивают сами же парни, которые с хохотом и криками разоблачают озорницу почти донага и в таком виде пускают ее на улицу, где еще вываляют в снегу. Вообще сдерживающим началом на посиделках служит присутствие в "жировой" избе посторонних людей в лице ребятишек и пожилых мужчин и женщин. Особенно стесняют ребятишки: иной парень и рад бы позволить себе какую-нибудь нескромность в отношении интересующей его девушки, но он видит, что с полатей свесилась голова мальчишки — брата девушки, который все примечает и в случае надобности скажет матери, а то и отцу шепнет. Эти лежащие на полатях контролеры иногда так раздражают парней своим неусыпным надзором, что дело кончается побоями: один из парней берет веник и с ожесточением хлещет ребятишек в то время, как другой припрет дверь и никого не выпускает из избы. Экзекуции такого рода сплошь и рядом достигают цели, и ребятишки с ревом и плачем, без души разбегаются по домам, как только их выпустят. Сдерживающим началом служит до некоторой степени и присутствие на посиделках чужих парней и девок, пришедших из соседних деревень. Их принимают как гостей и стараются, чтобы все было прилично и чинно. Хозяева беседы, как парни, так и девицы, встают с лавок и предлагают их занять гостям, а во время танцев обращают строгое внимание, чтобы чужие девки не оставались без кавалеров, и чтобы с парнями-гостями танцевали девки "первого сорта", т.е. самые пригожие.

Впрочем, бывают случаи, когда именно присутствие на посиделках чужих парней, явившихся незваными гостями, служит причиной ожесточенных ссор и даже драк. Вот что на этот счет сообщает наш корреспондент из Никольского уезда Вологодской губернии: "Если какой-нибудь парень из чужой деревни вздумает "ходить" (ухаживать) за девкой и посещать игрища, то он непременно должен выставить парням-однодеревенцам девушки в виде отступного водки - в противном случае он платится побоями и даже увечьем. Избитый, в свою очередь, редко оставляет побои без отмщения и, подбивши парней своей деревни "выставкою" им водки, является в сопровождении целой ватаги в село к оскорбителям и врывается на игрище, где и завязывается обыкновенно свалка. Девки в таких случаях разбегаются по домам, а парни выходят на улицу и дерутся уже не на кулаки, как в избе, а "плахами" (поленьями). Драки подобного рода происходят по нескольку раз, возобновляясь все с новой силой, и кончаются или тем, что коренные парни как побежденные соглашаются принимать на игрище чужаков "без водки", или как победители "сдирают" с противников водку, которую и распивают на посиделках".

Кроме танцев (кадриль, ленчик, шестерка) и гаданий, любимым развлечением на посиделках являются так называемые игрища, под которыми следует разуметь, между прочим, представление народных комедий, где и авторами, и актерами бывают деревенские парни. В одной из таких комедий фигурируют, например, какой-то король Максимилиан, его непокорный сын Адольфий и приближенный короля Марк-гробокопатель; в другой главным лицом является Степан Разин со своими разбойниками и красными девушками, причем центром пьесы служит кровавая расправа Разина с корыстным купцом; в третьей, наконец, центральной фигурой является помещик и т.д. Позволим себе заметить, что игрища в огромном большинстве случаев поражают наблюдателя грубостью нравов, так что отцы церкви не напрасно называли их "бесовскими". Конечно, нельзя отрицать, что в доброе старое время святые отцы подходили к вопросу с известным предубеждением и видели в игрищах только остатки язычества и того двоеверия, с которым они так энергично боролись. Но невозможно в то же время упускать из виду, что добрая половина игрищ сама по себе составляет остаток варварства, поражающий стороннего наблюдателя своим откровенным цинизмом.

Максимов С.В. "Крестная сила. Нечистая сила"

0

318

Святки и гадания • Коротко о главном

Магия Праздников

Святки (зимние святки, коляды) — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней.

Святки начинаются в день зимнего солнцестояния 21/22 декабря и продолжаются до 5/6 января. Позднее, когда христианская традиция вытеснила языческую, Святками стали считать дни «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества (на Коляду) и до крещенского освящения воды.

В некоторых районах Полесья к Святкам относят еще полтора дня после Крещения, то есть 7 января (Зимний свадебник) и половину дня 8 января, который называется Розданный день, поскольку он приходится на тот же день недели, что и Рождество.

Вот что интересного пишет о празднике и о том, как его празднуют в современности, М. Забылин: «Не было ни одного празднования на крещеной Руси, которое бы сопровождалось таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как так называемые святки. На святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира.

Бесспорно, к обрядам языческим, а не иначе, принадлежат: гадание, игры, наряды и прочее, которые выражают свою изобретательную сторону торжества, совершенно не имеющую ничего общего с христианскими целями».

По словам нашего знаменитого историка Карамзина, Коляда является Богом пиршеств и мира, и хотя по созвучию можно производить Коляду от Римских коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах.

Значение слова Коляды у разных народов различно: у виндийцев Коледа почитается за божество празднеств, и так же называются некоторые церковные обряды, а koledowatи (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками. У чехов, болгар и сербов Koleda, а также wanoenj pиsnиeky значит — святочная песнь. Chodиtи po Kolede, (ходить по коледу) значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки от каждого, кто что может дать. Коледа у словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat – благословлять дома. Босняки, кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год.

Наконец, от слова колядование произошло слово «колдование». Коляда не упоминается у Нестора, как божество в числе Богов Владимировых; но Св. Димитрий Туптала в своей Четьи Минеи упоминает о Коляде, как о шестом Боге, Боге празднеств. Коляда, в южной и западной Руси, собственно накануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба — каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году.

Современные язычники, да и христиане, все еще празднуют Коляду, в некоторых деревнях сохранилась традиция колядок, но особенно этот период любят за то, что грань между нашим и не-нашим миром истончается, и гадания, говорят, особенно легко даются и особенно правдивы.

0

319

Скоро Имболк

Магия Праздников

Имболк (Имолаг, Имэлк, Оймелк), Конец Зимы – Начало Весны, Праздник течения [молока]

Имболк – праздник порога, и несмотря на то, что он приходится на начало или середину, в зависимости от календаря, самого неприятного зимнего месяца (Faoilleach, «волчьего месяца» или marbh mhios, «мертвого месяца»), но на самом деле символизирует завершение зимы и перелом к весне. Название праздника Imbolc чаще всего связывают со староирландским словом mblek, «молоко» или с кельтским Oimealg – «овечье молоко», но есть и другие версии происхождения слова, к примеру Франсуаза Леру выводит его от префикса imb-, «смывающий», «очищающий» и слова folc, «ливень».

В викканской традиции, во время этого праздника Богиня уже оправилась после родов и нянчит маленького Бога, кормит его грудью. Мелкие домашние божества и духи помогают ей и развлекают сказками и песнями.

Имболк, как календарный праздник, связан, во-первых, с лактацией, а во-вторых, с первым прорастанием семян. В тех районах, где среднесуточные температуры в феврале довольно низки (Шотландия, к примеру), первые движения весны отмечались именно по началу дойки овец, а вот в Ирландии месяц, открываемый Имболком – месяц сева.
Имболк связан с аспектами Богини – Дарительницы благ, Богини-Матери, Хранительницы домашнего очага и уюта. Кроме того, традиционно во время празднеств Имболка чествовалась Бригитта, триипостасная богиня.

Корень имени Бригитта восходит к санскритскому корню bharat-í («высокая», «превосходящая») или же к индоевропейскому корню bhrghnti («та, что превосходит», «та, что возвышается»). Бригитта трехлика, но эти лики не возрастные (девушка – женщина – старуха), как у самых древних богинь, а функционально различные… некоторая проблема заключается в том, что у разных племен три ее лика покровительствовали разным сферам человеческой жизни, но все же выделить основные «направления» ее забот можно.

Во-первых, Бригитта была связана со Словом, как таковым. Она часто выступала как богиня справедливости и правосудия. Вторым аспектом связанности со словом было ее покровительство бардам и поэтам, которые всегда особо ее почитали – в ирландской поэме «Котел поэзии» Бригитта названа хозяйкой волшебного источника Segais у истоков реки Бойн, из которого поэты черпают свою велеречивость и вдохновение. В «дни Бриг», открываемые Имболком, проводились как тинги, так и состязания певцов и бардов.

Второй ипостасью Бриг было покровительство ремеслам, тесно связанным с домашним хозяйством. Ее связывали с прядением и ткачеством (кстати, как и Параскеву Пятницу на Руси – и так же как и в дни почитания Параскевы, в дни, посвященные Бригитте, нельзя было прясть, ткать, а сверх того – разводить огонь в кузнице, пахать или рыхлить землю и выполнять работы, связанные с верчением колеса), с окрашиванием тканей, с пивоварением, сбиванием масла, изготовлением сыра. Ее также связывали с домашними животными и умением за ними ухаживать, у нее просили хорошего приплода для овец и (особенно) коров.

Третья ипостась Бригитты – целительница, травница… причем исцеление, приносимое ею, может быть и физическим, и духовным. В более архаичных представлениях, Бригитта отвечала не только за исцеление, но и за смерть.

«Отведать всякой пищи по порядку, -
вот, что следует делать в Имболк; -
омыть руки, ноги, голову, -
так я говорю».

Обряды Имболка прежде всего связаны с очищением, и духовное очищение в этом отношении прекрасно, но на Имболк прежде всего мылись, прибирали и вычищали дом, чистили очаг, приводили в порядок загоны для скота, чистили и окатывали водой домашних животных, перетряхивали и перебирали запасы еды, заменяли веники и метлы на новые и т.п. Во время праздника приветствовалась сдержанность: не занимались сексом, не пили пива, не пряли и не ткали, вообще не занимались ремеслами. Зато на Имболк обязательно пекся хлеб и взбивалось свежее масло – и кусок хлеба с маслом оставляли на маслобойке в жертву Бригитте. Символом плодородия именно в этот праздник является не зерно (и не хлеб), а молоко: его не только пили, его лили на землю и в водоемы, свеженадоенным молоком обрызгивали постели в доме и дверные косяки.

В горных районах Шотландии еще на рубеже XIX – XX вв. отмечался обычай так называемой «кровати Бридж»: из колосьев последнего снопа женщины делали куколку - Brídeóg, обозначающую богиню, украшали ее лентами, мелкими камешками и пр. и одевали в плащ. Одновременно готовили «постель богини» - тоже из последнего снопа, обрызгивали ее молоком, устилали белой шерстяной тканью, приглашали Brídeóg ложиться. Рядом с куколкой укладывали палку. На всю ночь рядом с ложем оставляли горящую свечу и кувшин свеженадоенного молока, а в некоторых районах еще и кто-то из женщин оставался беречь ночной сон богини. В целом ритуал, видимо, означал, во-первых, впускание богини в дом, а во-вторых – пробуждение ею растительных сил семян. Кстати, кое-где роль Бригитты выполняла выбранная девушка – ее одевали, украшали, и она обходила деревню, держа в руках котел и ведя корову, символы плодородия и изобилия. В самом большом и богатом доме для нее устраивали ложе из зерна и сена, обливали его молоком. Девушка ложилась, и давала благословение всем, приходившим к ней, в обмен на мелкий подарок – монетку, букетик, гребешок и т.п.

Кроме того, Имболк связан (как и большая часть праздников Колеса Года) с огнем и особенно со свечами – его более позднее название Кандлемас, «праздник свечей». На Имболк не только зажигают как можно больше свечей, чтобы живой огонь освещал и очищал дом, но и оставляют свечи гореть на подоконниках на всю ночь, до восхода солнца. В некоторых странах в это время дожигают недогоревшее рождественское полено.

В аграрной обрядности используют еще и факелы – с ними посолонь обходят поля, водят над снегом, изображая таким образом солнечный огонь, растапливающий снег.

По дням Имболка во многих странах замечали погоду на весну и лето, что давало косвенную информацию об аграрном годе, причем снег и непогода считались хорошим признаком. Есть шотландская сказка об этой примете: в этот день старуха Каилльях Веур обычно ходит за дровами на лето. Если погода хорошая, она превращается в большую птицу и начинает таскать дрова, а если непогода – то ей придется остаться дома, и тогда в ее интересах позаботиться, чтобы лето было таким теплым, чтобы дрова ей просто не потребовались.
Кстати, Имболк праздник домашний – как я понимаю, он был одним из первых, которые начали праздновать не всей общиной, а в кругу семьи. И празднуя его у себя дома, не забудьте уважить и домовых и домашних духов – самое время и пообщаться, и угостить их теплым молоком… и, кстати, выставить горячего молока и за окно или за дверь – для тех духов, которые в эту ночь будут без крыши над головой.

Для нас это самый спокойный, тихий праздник года. Это праздник домашнего очага, огня, согревающего и освещающего.Это время, когда у беременных овечек появляется молоко – явный признак приближающейся весны. Это время, года солнечный Бог – еще дитя, и Богиня (в это время она – Бриггита) излучает мягкое сияние Материнства. Это праздник поэзии и бардов. Поэтому в этот день поют и рассказывают много песен, сказок и баллад. Барды и поэты специально готовят свои выступления к этому дню.

Также это праздник чистоты. К этому дню нужно позаботиться, чтобы в доме не осталось ни грязного белья, ни пыли по углам, ни паутины. Отнеситесь к уборке, как к ритуальному действию – выполните ее тщательно и внимательно. Если вы живете в деревне и у вас есть возможность – растопите баню и попарьтесь с душистыми травами. Если нет – примите в первой половине дня ванну с травками или душистыми маслами. Приготовьте вкусную еду, позовите в гости самых близких родичей и друзей. Пусть они тоже принесут в ваш дом что-то, приготовленное своими руками. В этот день к ужину лучше иметь светлое вино. А еще лучше приготовить молоко с виски, медом и яйцом. Зажгите как можно больше свечей – пусть комната, в которой вы будете ужинать, освещается только живым огнем. Свет свечей – это свет возвращающегося из зимней темноты солнца. Еще один очень важный ритуал этого дня – проявление заботы о тех, у кого нет дома. Если вы знаете, где обитают бездомные люди или животные – отнесите им еды. Если имеете возможность – пожертвуйте что-то приюту для бездомных или детскому дому. В любом случае, пожелайте каждому бездомному обрести свой дом.

Атрибуты празднования

Главными атрибутами Праздника Дома являются живой огонь (в частности – свечи) и молоко. Волшебство этого праздника заключается в умении ощутить уют дома и насладиться им.

- Напоите теплым молоком ваших домашних любимцев – кошку или собаку.
- Поставьте на ночь плошку с молоком у двери – это приглашение Малому Народцу – Хранителям Дома.
- Если вы хотите сделать маленькие подарки своим домашним и друзьям – пусть это будут вещи, созданные вашими руками.
- Цвета празднования – белый, светло-голубой, зеленый и розовый.
- Если вы устраиваете состязание бардов, то пусть на нем присутствует изображение Богини, или пусть девушка изображает богиню, одетую в цвета празднования. На голове у богини в этот день – корона из свечей.

Блюда Имболка

• Молоко, особенно топленое, напитки и каши на молоке. Но не кисломолочные продукты.
• Овечий и козий сыр – лучше молодой, незрелый, сычужный
• Блины и оладьи
• Сухофрукты, семена и орехи
• Напитки горячие и холодные, нехмельные, чай на молоке

0

320

ИМБОЛК

Магия Праздников

Имболк отмечается 1-2 февраля.

Название Imbolc происходит от древнеирландского слова mblec - "молоко". Ф.Леру в книге "Друиды" дает другую версию: "префикс "imb-" и "folc" - "ливень". Имболк является наименее изученным из всех ирландских праздников. Традиционно его сопоставляют с римскими празднествами очищения.

Имболк знаменует возрождение природы, приближение весны, требует от верующих очищения. Имболк отождествляется с деторождением, противопоставляется смерти. Этот день требует наибольшего воздержания и благочестия. С точки зрения календарных празднеств, Имболк знаменует рождение ягнят и начало лактации у овец.

Имболк - праздник дома и домашнего очага. Он раньше других стал семейным праздником, его отмечали не всем племенем, а каждым домом в отдельности.

Февраль считался в древней Ирландии первым весенним месяцем. В ирландских трактатах он называется месяцем сева и выгона скота. Так же февраль связан с деторождением и водяным культом. Февраль считался неудачным временем для зачатия, зато самым удачным месяцем для рождения, особенно девочек. И самым счастливым днем для рождения считалось первое февраля, ибо зачат такой ребенок был в Бельтайн - день, благословленный Богиней.

БОГИНЯ БРИГИТА

Традиционно принято считать, что языческий праздник Имболк был посвящен богине Бриг - Brig, Brigita в Ирландии, зафиксированой на континентальном галльском материале под именем Brigantia Belisama (эпитет "сияющая"), Bregenzt в Британии. Бриттские племена Бриганты считали себя потомками божественной Бригантии или Брегинса.

Имя Бригиты возводят к санскритскому корню bharat-í ("высокое", "превосходящее") или к индоевропейскому корню bhrghnti - дословно можно перевести как "та, что превосходит", "та, что возвышается".

Наиболее известна Бригита - жена и/или дочь Доброго Бога Дагды и ее две сестры. Эта тройственная Бригита была покровительницей справедливости и судей, а также богиней огня, домашнего очага, ремесел и искусств, в том числе целительства, поэзии и кузнечного дела, учения, творчества, защитницей рожениц и невест. Уход за коровами и их дойка тоже в ведомстве Бригиты. Она - Богиня жизненной и творческой силы, природы и возрождения, процветания и благополучия, Богиня инициации, сакральных знаний.

Ирландская поэма "Котел Поэзии" называет Бригиту хозяйкой источника Segais у истока реки Бойнн, из которого поэты черпают поэтическое вдохновение. С этим же местом связан культ лосося мудрости и орешника знаний. К Бригите взывали судьи для верного суждения и поэты за вдохновением.

Галльскую Бригантию Цезарь отождествлял с Минервой, покровительницей мудрости, которой поклонялись и как покровительнице родов, плодородия. В христианский период место богини Бригиты заняла святая Бригита.

ОБРЯДЫ ИМБОЛКА

Имболк был днем очищения. Было принято омываться самим, поливать водой собак и домашний скот, убирать дом с особой тщательностью, оставлять на ночь горящей хотя бы одну свечу. В Имболк нельзя заниматься сексом, ткать, пить пиво, рукоделие запрещено, прялки убирались в чулан. Нельзя ходить в чужую деревню и присоединяться к их процессиям.

Традиционная пища Имболка - молочная. Так же подаются пряные, мясные блюда с перцем, луком, чесноком. Желательно, чтобы блюда эти, а также напитки содержали изюм. На Имболк взбивали масло со свежесдоенного молока, и в качестве жертвоприношения Богине в ночь на маслобойке оставляли кусок хлеба с маслом. В ночь на Имболк перед домом выкапывали ямку, куда выливали немного молока.

В Имболк гадали на будущее, на урожай и женихов.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Наука, магия, целительство » Магия Праздников