Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Наука, магия, целительство » Магия Праздников


Магия Праздников

Сообщений 301 страница 310 из 627

301

Помандеры своими руками

Магия Праздников

Мандарины и апельсины уже давно стали символами новогодних праздников. Помимо своего замечательного вкуса и аромата, они очень нарядны и декоративны, а если их сочетать со специями и прочей праздничной атрибутикой, то получаются интересные ароматные украшения для интерьера - помандеры.

Для изготовления помандеров подходят небольшие апельсины, лимоны, яблоки и мандарины, хотя апельсины - это самый распространенный выбор.

На 4 помандера нам понадобится:
-1/2 стакана молотой корицы;
-1/4 стакана молотой гвоздики;
-2-4 чайной ложки (с горкой) муската;
-1-2 столовых ложки имбиря;
-2-4 чайной ложки молотого душистого перцу;
-1/4 стакана измельченного фиалкового корня или немного ванили;
-много гвоздики в бутончиках (количество зависит от того, насколько плотным узором вы планируете покрыть помандеры);
-бумага для упаковки;
-бумажные ленточки.

Опционально, по желанию - шило, маркер или ручка для нанесения разметки, тонкий нож-карвер для резьбы, красивые ленты, блестяшки и прочие штуки для украшения.

Отберите подходящие фрукты для будущих помандеров и вымойте их. Если кожура цитрусов плотная и толстая, можно предварительно опустить их в теплую (не горячую) воду минут на 20, - кожица отмякнет, и это сильно упростит дальнейший процесс работы, либо можно воспользоваться в работе шилом, - в проколотые шилом дырочки вы и будете втыкать гвоздички.

Если вы планируете подвешивать помандеры, то нужно обвязать фрукт крест-накрест бумажными полосками - когда помандер высохнет, эти полоски бумаги можно будет снять, а на их место повязать красивые ленты. Кроме бумажных полосок можно использовать простенькие тканевые ленточки, но нельзя использовать скотч - под ним кожура может запреть.

Оставшееся свободное место на кожуре следует плотно заполнить гвоздичками, втыкая их прямо в кожуру плода - так, чтобы кожура почти не была видна. Если же вы хотите нанести на помандеры какие-то узоры, то заранее нарисуйте их на кожуре маркером или ручкой, и втыкайте гвоздики по линиям. Но, сразу скажу, после сушки помандеры изрядно теряют в декоративности, кожура темнеет, поэтому вариант с плотно утыканным плодом в конечном итоге выглядит значительно лучше, чем покрытый узорами.

Когда работа над плодами завершена, нужно сделать ароматную смесь для помандера: смешиваем все указанные специи вместе. При желании, можно немного прогреть смесь на сухой сковороде - чтобы запах специй раскрылся лучше и полнее. Потом делим специи на 4 части. Из бумаги сворачиваем кульки или пакетики, в каждый кладем по одному плоду и высыпаем туда четверть подготовленных специй. Потом пакет заклеивается и хорошо встряхивается, чтобы специи равномерно распределились. Помандеры целесообразно упаковывать по одному, так как иногда плоды при сушке из-за скрытых дефектов, недостатка специй, излишней влажности и т.п. все же портятся, и куда лучше, если испортится один плод, а не вся партия.

Пакеты или свертки с помандерами помещают в сухое и теплое место - можно недалеко от батареи (но не на нее), или возле плиты. Место, где сушатся помандеры, не должно быть слишком жарким, иначе специи могут потерять свой аромат. Сохнут помандеры около трех недель, хотя многое зависит от влажности в доме, от размера и сочности самих плодов, от количества специй и т.п.

Когда помандеры высохли, с них нужно стряхнуть лишние специи (не выбрасывайте эту пряную смесь, её потом можно отлично использовать при выпечке пирогов, кексов и печенья - только пересыпьте её в герметично закрывающуюся банку), заменить бумажные ленточки на нарядные тканевые и развесить их в задуманных местах.

Помандеры пахнут приятно и тонко, но не очень сильно, поэтому если вы хотите чувствовать их аромат, их нужно сделать либо очень много, либо просто вешайте их там, где сами часто находитесь: возле рабочего места, у любимого кресла, в изголовье кровати: в таких местах они будут радовать вас не только своим нежным запахом, но и видом. Можно усилить запах сухих помандеров, капнув на них несколько капель ароматических масел - апельсинового, мандаринового, коричного или их смеси (у нас еще будет материал про йольские запахи и смеси масел).

Есть и другой вариант изготовления помандера, быстрый и без сушки, - хотя такие помандеры больше созданы не для запаха, а для настроения, радости и для украшения дома. Сделать их совсем просто: возьмите свежие цитрусы, и гвоздичками выложите на них разнообразные узоры - спирали, падающие звезды, пенты и т.п. Такие помандеры лучше не подвешивать, а положить в красивое блюдо, добавить еловые и можжевеловые веточки, красные ленты, йольские украшения, свечи и т.п. - тут все зависит от вашей фантазии.

Помандеры замечательно освежают воздух и их аромат чудесно сочетается с запахами хвойных, создавая действительно Праздничное Настроение! Кстати, это прекрасный небольшой новогодний сувенир , или дополнение к основному подарку.

© Shellir - проект Огам
© SKvorty - журнал "Ведьмин Котёл"

0

302

12 дней

Магия Праздников
Как мы уже говорили, 12 дней перед Йолем и двенадцать дней после Йоля - священны, и нередко их соотносят с двенадцатью годовыми месяцами: дюжину дней йольского кануна - с месяцами уходящего года, а дюжину дней Йольтайда - с месяцами года будущего. И если считается, что в днях после Йоля заключено предсказание будущего, то в днях перед Йолем заключается, скорее, прощание с прошлым.

Поэтому в эти перед праздником вспомнить, каким был ваш год - по одному месяцу в день. Вспомните, какие в этих месяцах были горести и радости, с кем вы встречались, что читали, смотрели и слушали, перечитайте ваши дневники, переберите фотографии, окунитесь в свое прошлое, а потом попрощайтесь с ним и отпустите его. И к приходу Йольского Дня никакие "крючки" из прошлого уже не будут за вас цепляться. Кроме того, взгляд в прошлое помогает порой обнаружить какие-то закономерности в наших жизнях, понять, к чему были те или иные события и знаки. Можно завести и небольшой блокнот, и подвести в нем итоги прошлого года - а потом исписанные листочки можно будет сжечь на Йольском огне.

Итак, 9 декабря, целесообразно вспомнить январь этого года.
10 декабря - февраль
11 декабря - март
12 декабря - апрель
13 декабря - май
14 декабря - июнь
15 декабря - июль
16 декабря - август
17 декабря - сентябрь
18 декабря - октябрь
19 декабря - ноябрь
20 декабря - декабрь.

А потом придёт самая длинная и тёмная ночь года, в темноте которой сгинет прошлое, и из которой родится новое время.

текст © Shellir - проект Огам
© Рыжь - журнал "Ведьмин Котёл"

0

303

Время Йоля - период перехода

Магия Праздников

Время Йоля - период перехода, когда миру людскому становятся близки миры богов и духов, когда открывается чистый лист нашей судьбы, и это время, когда все наши поступки - как на ладони.

Йольский месяц - время добрых дел и добрых слов, и, конечно же, время благопожеланий, на которые сейчас совсем не нужно скупиться, ведь именно эти дела и слова будут записаны на первых страницах истории вашего личного года.

Так что пожелания изобилия, удачи, радости, любви и вообще всякого блага на Йоль - дело важное и нужное прежде всего для нас самих, хотя, конечно, лучше, чтобы все эти слова шли от вашей души и сердца, а не делались "для галочки". Добрые пожелания в Йольское время могут произноситься вслух или писаться в письмах и открытках, могут шептаться над сладостями и лакомствами, пока вы их готовите, их можно прятать под обёрткой тех подарков, которые вы собираетесь дарить - многими способами можно отправить пожелание добра и блага адресату. А если вы чувствуете себя в силах благопожелать не только кому-то конкретному и знакомому, а вообще всем - то можно устроить маленькое благопожелательное колдунство: красиво написать свои благопожелания на маленьких листочках бумаги, свернуть каждую в трубочку и обвязать красной или золотистой нитью, - а позже сжечь все эти адресованные в мир записочки на алтарной жаровне, вместе с веточками ели и можжевельника, вместе с ароматными смолами и специями, - тем самым отпуская свои благопожелания в вольное путешествие по миру.

текст © Shellir - проект Огам
© Рыжь - журнал "Ведьмин Котёл"

0

304

Символизм пряничных фигурок

Магия Праздников

Во время Йоля мы печём пряники во множестве и изобилии, и чаще всего мы делаем именно фигурные пряники, в форме каких-нибудь предметов или зверушек, и расписываем их, чтобы придать больше сходства с оригиналом. Но пряничные фигурки делаются не только для развлечения, каждая из них содержит в себе определенное благопожелание и делается с определенной целью.

Итак, формы пряников и их значение:

❄ Петушок - солнечная птица, один из символов Солнца, крик петуха возвещает появление солнца - так что петушки очень уместны во время праздника солнцестояния, особенно на рассвете йольского дня.
❄ Олень - священный и небесный зверь, чьи рога - ветви Мирового древа. Олень приносит изобилие в мире материальном, порядок, гармонию и благословение небес. А еще это, конечно же, Олень Санты - быстрый вестник, преодолевающий границы между мирами и доставляющий нам дары )
❄ Снежинка - символ зимы и снега, знак присутствия зимних Богинь и Богов. Снежинки - благословение Зимы, поэтому пряники-снежинки пекут и едят для того, чтобы избежать всяких несчастий, пока длится "белое время".
❄ Солнце и Луна. Бог и Богиня, Солнце Рождающее и Луна Рождающая. Солнце и Луна, как символы богов, пекутся для благословения и защиты.
❄ Домик - символ дома и безопасности, защищенности.
❄ Колокольчик - символ добрых и благих вестей, и символ изгнания зла.
❄ Сердце - конечно же, символ любви. Дарите пряничные сердца тем, кого вы любите и тем, в чью жизнь вы хотите привести любовь.
❄ Птица - символ души и стремления духа ввысь, к богам, символ подъема и неба.
❄ Медведь - символ изобилия и силы, священный Велесов зверь. Пряничные медведи приносят благословение Скотьего Бога и процветание.
❄ Рыба (щука) - символ рождения нового и исполнения желаний.
❄ Подкова - символ счастья и удачи, конечно же.
❄ Козёл - символ изобилия, фертильности и жизнелюбия
❄ Свинья - упитанная и довольная, - символ достатка и изобилия

текст © Shellir - проект Огам
© Рыжь - журнал "Ведьмин Котёл"

0

305

Кельтские Традиции Зимнего Солнцестояния

Магия Праздников

Зимнее солнцестояние было одним из важнейших моментов в годичных циклах культур неолитического периода. Это подтверждается наличием таких памятников позднего неолитического периода и Бронзового Века как Стоунхендж в Британии и Ньюгрэнж в Ирландии. Основные оси обоих памятников выровнены таким образом, чтобы наблюдать восход солнца в зимнее солнцестояние (Ньюгрэнж) и заход солнца в зимнее солнцестояние (Стоунхендж). Примечательно то, что в Стоунхендже Большой Трилит был воздвигнут за пределами центра монумента, и его гладкие плоские камни первыми встречают солнце середины зимы.

Кельты также отмечали этот праздник, что подтверждается календарем из Колиньи. Deuoriuos Riuri – так предположительно называется день зимнего солнцестояния в календаре из Колиньи, что может означать «великий раздел, праздник мороза». Meán Geimhridh (ирл. — Середина Зимы) или Grianstad an Gheimhridh (ирл. – зимнее солнцестояние) – эти названия используются для обозначения ритуалов и празднования зимнего солнцестояния прото-кельтскими племенами, кельтами и друидами. В ирландском календаре солнцестояния и равноденствия отмечают середину сезонов. The point of roughness – валлийский термин зимнего солнцестояния. В валлийской мифологии, в этот день Рианнон родила своего сына Придери.

Кельтский праздник зимнего солнцестояния впоследствии был смешан с римскими традициями праздника Сатурналии, скандинавскими традициями Йоля и христианским Рождеством. Эти традиции так сильно повлияли на характер праздника, что кельтский элемент установить довольно сложно. Некоторые исследователи придерживаются теории, что кельты не отмечали дни солнцестояний и равноденствий, но эти дни упоминаются в мифах, а также сохранился ряд древних обычаев и поверий, которые позволяют говорить о том, что кельты все же отмечали в том числе и зимнее солнцестояние. Проследить остатки кельтского ритуала зимнего солнцестояния можно в новогодних и рождественских традициях Британских Островов.


Sara Bareilles & Ingrid Michaelson - Winter Song

0

306

Двадцать два способа отметить Йоль

Магия Праздников

В 2019 году Середина зимы наступает астрономически 22 декабря, 07.19 МСК. Мы подготовили для вас 22 доступных способа ощутить дух и суть праздника без лишних усилий и сложных ритуалов.

❄Утром в день Зимнего солнцестояния возьмите колокольчик и позвените им, обернувшись лицом к восходящему солнцу. Если есть возможность – подвесьте «музыку ветра» или несколько колокольчиков на окно заранее и не снимайте до Нового Года

❄Сделайте птичью кормушку, подкормите птиц в ближайшем парке

❄Поймайте первый луч солнца в день Солнцестояния в хрустальный бокал с водой, растопленной из набранного накануне снега. Обрызгайте дом и очаг.

❄Сделайте пожертвование в местный благотворительный фонд, или анонимно подарите что-нибудь тем, у кого меньше денег и возможностей, чем у вас. Очень важно, что зимние подарки должны остаться анонимными.

❄Приготовьте зимнюю атмосферную смесь для аромалампы.

❄Сделайте Йольское полено – настоящее, из дерева, украшенного яркими лентами, хвойными ветками и свечами, или же сладкое, из шоколада и теста.

❄Нарядите елку, выбирая игрушки не только по красоте, но и по их символическому значению!

❄Ходите по магазинам (конечно, если вам это действительно нравится) и старайтесь обязательно радовать себя хотя бы маленькими, но приятными мелочами. Заклад, сделанный в канун Зимнего солнцестояния, задает энергетический профиль на весь год – а значит, целый год вам будет, что потратить!

❄Окурите дом зимними запахами. Используйте можжевельник, розмарин, ладан, сосну. Можно использовать как готовые благовонные палочки, так и ароматные палочки, сделанные из связанных нитками веточек растений, или же просто бросать немного ароматных растений на угли или в печку.

❄На дружеской вечеринке сделайте глинтвейн, горячий сидр или грогг: горячие напитки это довольно древний зимний "тренд".

❄Сходите на прогулку в зимний лес, покатайтесь на санках или коньках. Побудьте ребенком хотя бы один день, чтобы зарядиться позитивом на весь год.

❄Делайте подарки друзьям и родным!

❄Посмотрите классическую рождественскую комедию или волшебный фильм-сказку.

❄Сделайте композицию из еловых веток, крупных шишек, мандаринов, блестящих шариков, конфет и красных и зеленых ленточек, поставьте ее в центр праздничного стола.

❄Испеките пирог (даже если обычно вы такого не делаете). Пусть в рецепте обязательно присутствуют пряности, такие, как имбирь, корица и гвоздика.

❄Пойте – особенно "зимние" песни и колядки. Не имеет значения, к какой именно традиции вы принадлежите. Музыка, исходящая от сердца – вот главная традиция йольских песен.

❄Если у вас нет возможности "правильно" украсить дом - принесите несколько еловых или сосновых веток. Вазы с хвойными "букетами" поместите на окна - чтобы символически почтить обычай украшать "входы" в дом хвойными лапами, для защиты от всякого зла.

❄Жгите свечи и занимайтесь свечной магией; чем больше света будет в вашем доме – тем лучше.

❄Расскажите детям об истории празднования Середины Зимы в разных традициях и эпохах, почитайте с ними классическую зимнюю сказку (например, "Снегурочку" или "Морозко")

❄Медитируйте на такие темы, как возрождение и круговорот жизни.

❄Отдайте в приют ненужные вам, но еще хорошие вещи. В крайнем случае – вынесите их на улицу и оставьте для того, кто найдет (только помните, вещи не должны быть «бросовыми», а просто ненужными именно вам!)

❄Улыбайтесь как можно больше, и не тратьте душевные силы на обиды!

0

307

Славянские Традиции Зимнего Солнцестояния

Магия Праздников

«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда был божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в его честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавался славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи».

/А.Стрижев «Народный календарь»/

Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Овсенем. Коляда — поворот Солнца на весну — праздновался в период Больших зимних святок, проходивших с 24 декабря по 5 января. Славяне отмечают Коляду, когда день «на воробьиный скок» прибыл, и начинает разгораться зимнее солнце (то есть в период зимнего солнцестояния). Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем подносится братина с хмельным напитком, и обавник (читающий славления и приговоры на обрядах во время праздников) восклицает: «Овсень, куда едешь? Мосты мостить! Кому ездить? Коляде государю! На чем ему ездить? На солнечной свинке! Чем погонять? Поросенком!»

Накануне Нового года дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святочные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе и в последнее время становятся все более популярными. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки. Коляда — веселое, желанное божество. Поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики), поминают Тура. Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью. Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись».

Одной из характернейших черт является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля.

Вот как это происходило, например, в Вологодской губернии:

«...в битком набитую избу ввалились ряженые. Здесь есть и седой как лунь старик с клоком кудели вместо бороды, с батогом в руках; цыган с неизменной принадлежностью своего промысла – кнутом; цыганка с ребёнком-чучелом в руках; нищие, девушки-парни, парни-девушки. Вся эта толпа кричит, смеётся, пляшет. Вот седой старик начинает свои повествования. Цыган заводит речь о лошадях. Цыганка начинает гадать судьбу девушек. Нищие просят милостыню». Пляски ряженых отличались от тех парных или коллективных плясок, которые исполнялись на праздниках. Вслед за ряжеными парни и девушки изображали «странные движения», «прыжки и гарцевание», «удивительные и приотчетливые движения ногами», «всевозможные вихляния, верчения и кувыркания». Всё сопровождалось звоном, шумом, грохотом, треском, лязгом печных заслонок, железных вёдер, ложек, палок, сковородок и т. п. Святочные развлечения были насыщены эротикой, сексуальной символикой, а также соответствующей жестикуляцией и нецензурной лексикой, что в обычное время было категорически запрещено нравственным кодексом. Во многих районах Белгородской и Воронежской областях после колядования обычно усаживали детей (колядовщиков) на порог дома, заставляли их «квохтать» — «штобы куры лутше неслись».

Примечания Волшебной кладовой: к сожалению, как и многие прочие языческие празднества, Зимнее солнцестояние у славян настолько растворено в позднейшей символике, что официально нередко бытуют обратные связи, то есть: языческий символ может быть назван заимствованным, а не наоборот. Например, это ясно видно в статьях Википедии. Тем не менее общность этого праздника с аналогичными европейскими и четкие черты и обрядность ясно говорят нам, что современные отголоски, сохранившиеся в народном христианстве, идут от более древних корней, часть которых, к сожалению, утрачены.


Ой, хто, хто Миколая любить - Тіна Кароль

0

308

Символическое значение елочных игрушек

Магия Праздников

Вполне очевидно, что украшение священного вечнозеленого дерева предметами, напоминающими фрукты и цветы, — это магическое действие, направленное на то, чтобы вызвать приход сезона обновления и возрождения, цветение весенних цветов. Кроме того, освещение с помощью свечей символизирует приход нового Солнца.

...На пахучих еловых ветках висят груша, сверкающая алмазной пылью, апельсин с потускневшей от времени краской, морковка, огурец, кукурузный початок. Рядом с ними — несколько гроздей винограда нежнейших розовых и зеленых оттенков, грецкие орехи с более или менее сохранившейся позолотой. Среди веток висят цветы и цветочные корзинки, а еще всевозможные еловые шишки — бледно-голубые с белой изморозью, нежно-зеленые с легкой позолотой. На верхушке одной из этих стеклянных шишек видна голова эльфа в красной шапочке. У германских народов еловые шишки были символами фей диких хвойных лесов. Быть может, именно поэтому первая стеклянная елочная игрушка, сделанная стеклодувами из живописной деревушки Лауша, приютившейся в маленькой лощине среди лесистых горных склонов, была в форме еловой шишки.

И еловая шишка, и желудь символизируют плодородие и круговорот жизни. Как говорится в пословице, «Лес из тысячи деревьев заключен в одном желуде». На ветках нашей елки во время святок висят по меньшей мере три украшения, изображающие дубовые веточки с желудями. Одна из них — жемчужно-белая с красными желудями, другая — с красными желудями на бледно-зеленых и серебряных листьях, а третья — темно-синяя с металлическим отливом. Есть и целый ассортимент желудей: некоторые — маленькие, сверкающие серебром, и зеленые, некоторые — в крапинку или в полоску. Но из всех украшений, представляющих растительное царство, ягод больше всего. Не изображая какие-то определенные виды ягод, эти старинные образцы стеклодувного искусства демонстрируют необычайное разнообразие форм и цветов. Среди них есть темно-синие, малиновые, блестящие серебряные и янтарно-золотые.

Среди фруктов и цветов, орехов и ягод, висящих на еловых ветках, рассажено множество птиц. Эти стеклянные создания тонкой работы с пастельным оперением и витыми стеклянными хвостами безмолвно демонстрируют свою красоту. Настоящее дикое царство зверей можно найти среди старинных елочных игрушек рубежа веков, а одно время елки украшались косяками рыб, сделанных из прессованного картона. Эти «дрезденские игрушки», названные по имени города, где они изготовлялись, были крайне реалистичными и делались с точностью, достойной зоологического атласа.

В стороне от стеклянных птиц и зверей можно увидеть целый оркестр музыкальных инструментов из стекла: скрипки и арфы, барабаны и рожки и свистки; но самые популярные — это стеклянные колокольчики. Внутри многих из них есть крошечная стеклянная бусинка на проволочке, благодаря которой колокольчик может звенеть чистейшей нотой. Как слышали все, кто видел фильм «Жизнь чудесна», если слышен звон колокольчика, значит, это летит на крыльях ангел. Это, может быть, и верно для последователей новой религии, но для приверженцев старой религии чистый, нежный звон колокольчика очищает воздух и служит приглашением для дружественных духов.

Искусство выдувания из стекла елочных украшений, которое началось с простого стеклянного пузыря, изнутри покрытого нитратом серебра, а снаружи — цветным лаком, совершило полный круг после Второй мировой войны, когда самыми популярными украшениями снова стали простые стеклянные шарики. Окрашенные в яркие металлические оттенки красного, зеленого, синего, золотого и серебряного, эти стеклянные сферы улавливают свет и отражают его во всех направлениях. Даже эти простейшие елочные украшения имеют свою историю, глубоко укорененную в магическом прошлом Европы. Их происхождение прослеживается от "ведьминых шаров" - стеклянных садовых украшений, зеркальных, отражающих свет. Их использовали для защиты от дурного глаза. Принцип их действия прост: они отражают злые чары и дурные намерения, они возвращают их «отправителю». В качестве елочных украшений в период зимнего Солнцестояния эти блестящие стеклянные шарики улавливают свет новорожденного солнца и направляют его обратно, действуя как магический инструмент для повышения энергии солнца. Эта идея получила полное развитие, когда в простом стеклянном шарике стали делать геометрически правильное углубление, позволяющее улавливать и отражать свет, будь то чистый белый свет возрожденного зимнего солнца или мягкий, теплый свет свечей.

Еще два вида традиционных елочных украшений заслуживают упоминания благодаря своему языческому значению. Одно из них — тонкие полоски фольги, которые в моем родном городе и в его окрестностях, где я выросла, назывались «сосульками» (в местах, где мы живем сейчас, их называют «дождик»). Дождь, или, скорее, его имитация — это одна из основных и древнейших форм магии плодородия.

Второй вид украшений — конфетные палочки. Есть письменные свидетельства того, что первые рождественские елки украшали сладостями. Не имею представления о том, откуда произошли конфеты — мятные палочки — и почему у них на конце крючок (возможно, он был добавлен для того, чтобы вешать их на елку, а может быть, и в подражание пастушьему посоху); знаю только одно: когда, работая над этой главой, я разглядывала нашу собственную новогоднюю елку, меня внезапно поразило зрительное сходство красно-белых спиральных полосок на конфетной палочке с Майским деревом, увитым красными и белыми лентами. Эти ленты Майского дерева, возможно, ведут свое происхождение от культа Аттиса, в обрядах которого ель заворачивалась в белый шерстяной саван и окроплялась кровью жрецов этого бога. В честь него и была наряжена первая ель, упомянутая не в исторических документах, а в древнем мифе. Там, где пролилась кровь Аттиса, выросли фиалки, и великая богиня Кибела, любившая его, в память о нем собрала эти фиалки и украсила ими ель.

И наконец, традиционно верхушку елки можно украсить тремя способами. У христиан популярна фигурка ангела, прочие же предпочитают макушку из дутого стекла или звезду. Это может быть пятиконечная звезда, которая имеет символическое значения для язычников, представляя собой пентаграмму, единство четырех стихий и духа. Иногда эта звезда заключена в круг, символизирующий вечный круговорот рождения, смерти и возрождения. Это может быть и восьмиконечная Вифлеемская звезда.


Ой, сивая тая зозуленька · Тіна Кароль

0

309

Коляда - большой праздник Зимнего Солнцеворота

Магия Праздников

Скоро Коляда - большой праздник Зимнего Солнцеворота, время рождения нового солнца, самое тёмное время в году, когда Ино навское оказывается особенно близко к миру людскому.
Зимний Солнцеворот в этом году 22 стуженя (декабря), в 7.19 утра по Мск (gmt+3), а ночь Кануна Коляды - уже с субботы на воскресенье.

Колядой мы сейчас называем сам Солнцеворот, но вообще эти слова - Коляда, Коляды, Колядные Святы - скорее обозначали целый священный период, не один день, а целую дюжину святодней, за время которых полностью завершается год прошлый и складывается, а потом и начинается год новый. Праздник был настолько важен, что в ряде славянских языков даже стал обозначением месяцев декабря или, реже, января - коледа, коледар, коледник, коледняк и т.п. Слово КОЛѦДА зафиксировано как обозначение нового года в церковнославянском и в некоторых южнославянских языках, так что и это, и особенности колядных обрядов не оставляют сомнений, что эти святодни ассоциировались именно с уходом старого года и с началом нового.

Но Коляда - это не только простая календарная точка, когда один виток бытия сменяется другим. Символически в это время прежний год, прежний мир стареет, становится ветхим, истончается, размывается и, наконец, прекращает своё существование - а новому только предстоит быть сотворенным из "ничто", которое осталось после ухода прошлого цикла. Поэтому Колядные Святы - это особое время между завершением и новым началом, каждый день, каждый час которого формирует будущее для всех, кто есть в явном мире. Именно поэтому Колядные Дни очень ритуализированы, полны больших и малых обрядов, поэтому они далеки от повседневного людского быта.

Можно выделить основные обычаи Колядных дней:

1. Обряды, связанные с огнём и особым поленом (бадняком), символизирующим старое. Бадняк, особым образом добытый и подготовленный, сгорает в новом, чистом огне очага, чтобы ничего прежнего не осталось в мире, чтобы освободить место тому, чему еще только предстоит проявиться. От чистого огня зажигали свечи и лампадки, которые освещали дома, и старались не тушить эти огни во время самых долгих колядных ночей. Жгут в это время и другие костры и огни - чтоб "Деды ножки погрели", то есть чтобы души Предков, которые могут явиться в эти долгие ночи к живым, не мёрзли.

2. Многочисленные ряжения. Ряженые во время Коляд - это гости из Иного Мира, потусторонние существа, души умерших Предков. Когда любой человек надевал маску, или раскрашивал лицо - он переставал быть собой и становился кем-то из Ино, не от мира людского. Все ряженые персонажи в той или иной степени чужаки: рядились в зверей и птиц, а мир звериный вовсе не тот, что человечий. Рядились в покойников, в смерть, в чёрта, Ягу - все это лежит за гранью жизни живых людей. Рядились в чужих для обычного крестьянского мира: в барина, попа, урядника, судью, заезжего купца, иноземца, солдата, казака, разбойника, цыгана, нищего бродягу. Рядились мужики в баб и наоборот - переходя за грань своего обычного бытия. Рядились молодые в стариков, тоже меняя своё на совсем иное. Могли рядиться в представителей профессий, отношение к которым было особым и опасливым: в кузнеца, мельника, охотника, печника, лекаря.

Ряженые могли устраивать обходы домов, и для жителей каждый такой набег окруты становился живым опытом контакта с потусторонними силами - потому что под маской не твои соседи к тебе явились, а пришёл к тебе Медведь-пращур, Смерть-матушка, Умрун, Чёрт, Духи, Нечисть и многие другие. Ряженых угощали, кормили, задабривали - потому что не задобришь, и нажелают тебе всякого неблага с три короба недовольные духи. А тебе потом с эти целый год жить. Могли явиться ряженые и на посиделки.
На явления ряженых надо было реагировать смехом - смех очищает, в смехе заключена мощная и чистая созидающая сила, которая так нужна в в Колядное время, когда складывается новый мир и новый год.

3. Колядования: ритуальные обходы домов с особыми благопожелательными песнями - за песни колядовщикам полагалось угощение. Колядования смыкались порой с ряжениями, поскольку с колядовщиками могла ходить Коза, Медведь, Журавль или даже сама Коляда - девушка, обряженная поверх обычного платья в белую рубаху.

4. Гадания. Во время Коляд, во время самых тёмных ночей Иной Мир особенно близок, и одно это даёт возможность заглянуть за границу времени и узнать своё будущее. Гаданий во время Колядных Свят устраивали много, но самая важная их часть - гадания-жребии, когда вслепую вытаскивался некий знак, обозначающий судьбу на будущий год, или когда внешние, неподконтрольные человеку силы делали свой выбор, обозначая будущее. К таким гаданиям относятся подблюдные, гадания с курицей или лошадью, гадания по валенку и многие им подобные. Другие же гадания были связаны именно с близостью Иного мира - когда ходили слушать голоса потусторнних существ (под овины или в баню), когда устраивали страшное гадание, призывая существ с той стороны, чтобы они показали или рассказали будущность.

Конечно, Колядное время - время сытное, полное лакомств и угощений: есть в это время надо сытно и вкусно, потому что, известно, как год встретишь, так его и проведешь, а вкусно есть целый год дорогого стоит. Готовят в это время особый хлеб, поедание которого обещает благо и достаток. На Севере пекли в эти дни особые пряники - козуль. Да и иного хлебного в это время было много: "Пришли Колядки - блины да оладки".

Время Коляд - очень ритуализированное, и людям было понятно, что делать и что говорить, чтобы не испортить нарождающийся год. Старались произносить добрые слова, и не произносить злых, не ругаться, не сквернословить, а, наоборот - желать блага тем, кого встречаешь.

Так что, други, доброй всем Коляды и Весёлых Свят! Пусть ваш новый год сотворится благим и щедрым!

С поклоном,
Жрец Кудей и Ворожея Шуя


Добрий вечір тобі, пане господарю · Тіна Кароль

0

310

Йулефтен - Йольский канун.

Магия Праздников

Последний день и последняя ночь перед Зимним Солнцестоянием, время, к которому все предйольские дела должны быть закончены. В доме должно быть чисто и уютно, праздничные угощения должны ждать вас и ваших близких, алтарь должен быть украшен вечнозелеными ветками и все должно быть уже по-праздничному.

На этот день традиционно остаются только приятные дела: упаковка подарков, написание благопожеланий, освящение свечей. Нередко к Йулефтену готовят особую еду, похожую на поминальную - потому что мы провожаем прошлый год и вспоминаем сегодня все доброе и злое, что за него произошло, - но все же ритуальная пища Кануна отличается от поминальной своей сладостью. В большинстве стран в это время ели "кашу многих зёрен" - сваренную из всех видов зерна и круп, какие только находились в доме, и обильно заправленную сливками, медом, сухофруктами, маком, сладкими цукатами. Такую кашу едят не только люди - её ставят и домашним духам, и животным, и выставляют плошку с ней за порог для зимних существ.

Йулефтен - время мира, когда не стоит ругаться, скандалить и шуметь, это время, когда в сердцах и домах должны править любовь и радость. Этой ночью родится новое солнце, и стоит постараться сделать мир, в который оно придет, чуть более приятным местом.

текст © Shellir - проект Огам
© Рыжь - журнал "Ведьмин Котёл"


Роди, Боже · Тіна Кароль

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Наука, магия, целительство » Магия Праздников