История зимнего солнцестояния
Зимнее солнцестояние происходит, когда наклон оси вращения Земли в направлении от Солнца принимает наибольшее значение. Высота подъема солнца на небосклоне в этот день является самой низкой в году, таким образом, оно приходится на самый короткий день и самую длинную ночь. Поскольку зимнее солнцестояние длится короткое время, то для дня, когда это происходит, используют другие названия, например: «середина зимы», «самая длинная ночь» или «первый день зимы». Это поворотный, важный момент, который с древних времен пышно отмечается практически во всех мировых культурах. Праздники кануна Середины зимы в Северном полушарии имеют множество общих черт, поэтому мнение, что «там» отмечают неправильно, а «здесь» правильно – в корне неверное, день Зимнего солнцестояния был сакральным и для древних славян, и для древних германцев, и для древних римлян. Интересно, что этот праздник до сих пор ярко присутствует и в языческой традиции, и в христианской.
С давних пор день Середины зимы связывали с возрождением божества от зимнего сна. Это происходило потому, что после этого дня свет начинал понемногу прибывать. К тому же в первобытном обществе это было тяжелое время: уже много дней царили холод и тьма, в канун Солнцестояния забивали скот, который нечем будет кормить зимой, пировали вволю и пили мед и пиво, поставленные созревать летом. Это был последний праздник перед «голодными месяцами», которые закончатся только к марту-апрелю.
Солнцестояния, возможно, было особым моментом годового цикла, даже во времена неолита. Об этом свидетельствует планировка археологических памятников позднего неолита и бронзового века, таких как Стоунхендж в Великобритании и Ньюгрейндж в Ирландии. Основные оси обоих этих памятников были тщательно выровнены по зрительной линии, указывающей восход солнца в день зимнего солнцестояния (Ньюгрейндж) и закат солнца в день зимнего солнцестояния (Стоунхендж). В отношении Стоунхенджа значительным является тот факт, что Великий Трилит повёрнут наружу от центра памятника, то есть плоская лицевая его часть обращена к середине зимы по Солнцу
В 2019 году самый короткий день – это 22 декабря. Середина зимы – подвижная дата, которую требуется специально вычислять. Однако в некоторых религиозных системах зимнему празднику присвоена неподвижная дата – 25 декабря. В этот день отмечают христианское рождество в церковных системах, придерживающихся григорианского календаря. В православном христианстве сегодня Рождество отмечают 7 января, машинально перенося вместе с Рождеством и сопутствующие ему полуязыческие обряды – такие, как колядование, гадания, маленькие домашние ритуалы. Между тем, в данном случае, как и с любыми праздниками, основанными на природных экстремумах (поворотных точках), Солнцестояние за сменой календарной системы не следует. И, конечно, энергетически сильное время, наполненное энергиями возрождения и обновления, по-прежнему остается существовать в конце декабря.
Стоит отметить, что само начало зимы не всегда отсчитывалось от 1 декабря. Астрономическая зима начинается именно с Зимним солнцестоянием, и более того, так она считается в большинстве стран северного полушария. Таким образом, Зимнему солнцестоянию радуются и замечают его даже те, кто бесконечно далек от язычества или природных циклов. В России времена года отсчитывались по солнцестояниям и равноденствиям вплоть до Революции 17 года, после чего отсчет перешел на «чистый» календарный вариант. По сути, подобный отсчет – более приближенный к естественным природным ритмам, - говорит о близости к не умершей языческой традиции.
Опишем наиболее знаковые праздники Солнцестояния зимы.
Dies Natalis Solis Invicti («день рождения непобедимого солнца») – солнечный фестиваль, проводившийся 25 декабря, в первый день, когда увеличение пребывания солнца на небе становилось хоть сколько-то заметно. А само Солнце непобежденное (Sol Invictus) – солнечный бог, культ которого ввел император Аурелиан в 274 г. н. э., однако бог этот не был придуман римлянами: на самом деле его культ пришел из древней Сирии.
Сатурналии – древнеримский праздник второй половины декабря, связанный с переходом Солнца в знак Козерога и с Зимним солнцестоянием. Он длился с 17 по 23 декабря. Во время сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать, рабов освобождали от работы, и они могли сесть за общий стол с господами. Среди праздничных подарков фигурировали cerei (восковые свечи) и sigillaria (сделанные из терракоты или теста фигурки). Первые служили символом того, что праздник сатурналий приходился на время зимнего солнцестояния (bruma); вторые являлись пережитком обряда жертвоприношения Сатурну.
В 4 веке Сатурналии и Праздник непобежденного солнца слились и «превратились» в привычное нам Рождество, которое заимствовало от старой религии множество деталей. В старой Европе Рождество взяло еще и черты Йоля или Хогманая. Интересно, что с христианским Рождеством связано много загадок. В первые века христианства никто не знал даты рождения Христа, ведь в еврейской культуре вообще не принято праздновать дни рождения. Утверждение, что Иисус родился 25 декабря по юлианскому календарю, впервые встречается в 221 году нашей эры, в летописи христианского историка Секста Юлия Африкана, который подробно описал родословную Христа. Многие современные историки утверждают, что Христос никак не мог родиться зимой. Скорее всего, считают они, это произошло летом или ранней осенью. Евангелие гласит, что в ночь его рождения пастухи находились на пастбище, а декабрь в Иудее холодный и дождливый — не лучшее время для выпаса. Однако в Талмуде, священной книге евреев, есть упоминание, что стада, предназначенные для храмовых жертв, пасли и зимой. Скорее всего, дата рождения Иисуса Христа – фигуры вовсе не мифологической, а исторической и реальной, - была действительно специально приурочена к популярному языческому празднику, как это произошло со множеством прочих языческих фестивалей. В данном случае, правда, языческий праздник годового цикла замещен не «обычным» святым покровителем, а самим Спасителем, что еще раз подчеркивает важность именно этого дня во всем круговороте Года.
Сегодняшние неоязычники чаще всего называют канун Середины зимы – Йоль (Yule, Joll, Joel или Yuil). Это слово обозначало зимний праздник у древнегерманских народов, откуда оно перешло и в английский. Например, сегодня в Шотландии так называют Зимнее солнцестояние, и слово это стало абсолютно «светским». Йоль отмечали древние германцы в самую длинную ночь года, радуясь тому, что Колесо Года сделало новый поворот и теперь день будет понемногу прибавляться. Скандинавы посвящали этот праздник Одину. Одна из норвежских саг описывает пышное йольское пиршество, первый тост на котором непременно поднимался за короля — наместника Одина на Земле. Другой бог, которого чествовали в этот праздник, — Фрейр, «ответственный» за плодородие. Его священным животным был дикий кабан, которого на Йоль приносили в жертву, а затем произносили над его головой клятвы, считавшиеся нерушимыми.
Двенадцать ночей после Йоля были «ночами духов», — их посвящали духам предков. Ещё их считали ночами, когда буйствует Дикая Охота, и «ночами матерей» — архетипических мудрых женщин, в некоторых культах представляющих Триединую Богиню. Именно предкам, как считается, посвящалось йольское древо, которое украшали лакомствами — жертвой для духов. Кстати, в древности это древо обязательно должно было быть живым — празднующие шли в лес и наряжали ёлку или другое вечнозелёное дерево прямо там. Хвойное дерево, превратившееся впоследствии в рождественскую (а в Советской России — новогоднюю) ёлку, символизировало вечную жизнь и возрождение природы после долгой зимы. Этой же цели служили ветви падуба, плющ и омела, которыми украшали дома, — на Западе они и сейчас считаются символами Рождества.
Чем больше население германских стран христианизировалось, тем реже Йоль упоминался в качестве отдельного праздника. Слово Yule в современной Шотландии означает просто-напросто «Рождество». А шекспировская комедия «Двенадцатая ночь» получила своё название потому, что была написана для праздника в честь заключительной, двенадцатой ночи Йоля, во времена драматурга ставшей «двенадцатой ночью после Рождества».
Коляда – славянское чествование кануна Зимнего солнцестояния. В некоторых областях этим словом называли Рождество, настолько прочна была связь с корнями языческой обрядности даже после прихода христианства. Не следует путать Коляду с колядками – песнями, которые распевают ряженые во время праздника. Как праздник в честь рождения солнца, Коляда сопровождается в некоторых местах России разведением костров и характерными обрядами, которые в основном связаны с пожеланиями нового урожая – например, переговоры за караваем хлеба, обрядовое посыпание хлебного зерна, разнообразные гадания, мимическое подражание паханию, групповые игры и сценки, имитирующие свадьбу или ухаживание (так как связь между всходом урожая земного и всходом урожая «человеческого» была в крестьянских верованиях очень сильна). Благосклонное внимание богов, с языческой точки зрения, обуславливалось надлежащим их угощением, жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, но особенно мяса и других продуктов из свиньи.