Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Наука, магия, целительство » Магия Праздников


Магия Праздников

Сообщений 281 страница 290 из 627

281

История Хэллоуина-Самхэйна

Магия Праздников

Посреди стола — тыква: верхушка аккуратно срезана, мякоть вычищена, в кожуре прорезаны отверстия — глаза и рот, искривленный ухмылкой; в тыкву вставлена зажженная свеча, пламя дрожит и мерцает, из-за чего кажется, будто глаза светятся… Нет, здесь нужно более точное слово, более мощное: сверкают, пламенеют, пышут огнем. Вокруг — люди в диковинных, пугающих, где-то даже омерзительных масках; кривые носы, оскаленные пасти, окровавленные клыки… Однако никому почему-то не страшно, кто-то если и взвизгнет порой, то не от ужаса, а так, ради удовольствия. Это — Хэллоуин.

Этот праздник в его современном варианте пришел к нам из Америки. Между тем Хэллоуин — один из древнейших языческих праздников, отмечался он повсюду, где обитали кельтские племена, и носил название Самайн или Самхэйн (точнее, Савайн).

В календаре друидов было четыре важнейших праздника — Имболк (1 февраля), Белтайн (1 мая), Лугнаcад (1 августа) и Самайн (1 ноября). В Самайн кельты праздновали наступление Нового года и приход зимы, а еще поминали умерших и приносили жертвы им и владыке загробного мира (у ирландцев это Дагда, у галлов Суцелл). Празднество длилось три дня подряд, с 31 октября по 2 ноября; считалось, что в эти дни духи всех умерших в минувшем году возвращаются в мир живых, чтобы найти себе новые тела. Кроме того, в эти дни исчезала граница между мирами, повседневный и потусторонний миры на недолгий срок сливались в единое целое, нарушая все законы времени и пространства, и обитатели обоих миров оказывались в непосредственной близости друг от друга, что называется, сталкивались нос к носу. Чтобы обезопасить себя от встреч с фейри (обитателями потустороннего мира), люди разводили костры из дуба и принимали иные меры предосторожности: носили амулеты, переодевались в мужское (женщины) и женское (мужчины) платье, мазали лица сажей, дабы остаться неузнанными, и так далее. Впрочем, некоторые пытались умилостивить фейри и духов умерших и приносили им жертвы разнообразной снедью.

С Самайном связаны все наиболее значительные события кельтской мифологии. Согласно ирландской саге «Битва при Маг Туиред», в Самайн произошло свидание бога Дагды и богини Морриган, обещавшей Племенам богини Дану помощь против фоморов: «Глен Этин, что на севере, было жилище Дагда. Условился он встретить там женщину через год в пору Самайна перед битвой. К югу от тех мест текла река Униус, что в Коннахте, и заметил Дагда на той реке у Коранд моющуюся женщину, что стояла одной ногой у Аллод Эхе на южном берегу, а другой ногой у Лоскуйн на северном. Девять распущенных прядей волос спадали с ее головы. Заговорил с ней Дагда, и они соединились. Супружеским Ложем стало зваться то место отныне, а имя женщины, о которой мы поведали, было Морриган. И объявила она Дагда, что ступят на землю фоморы у Маг Скене и что пусть по зову Дагда все искусные люди Ирландии встретят ее у брода Униус. Сама же она отправится к Скетне и сокрушит Индеха, сына Де Домнан, иссушив кровь в его сердце и отняв почки доблести».

В Самайн, по той же саге, Туата Де Дананн строят планы, как им победить фоморов, да и сами события саги разворачиваются в течение годичного цикла, от одного Самайна до другого.

Кстати сказать, противопоставление Самайна и Белтана как двух «полюсов» года было столь характерно для кельтской традиции, что даже в христианском тексте «Teanga bithnua» («Вечный язык») протяженность времени характеризуется именно этими «метками»: «В море есть остров с золотым песком, и есть другое море, которое поднимается от Белтана до Самайна и опускается от Самайна до Белтана, то есть половину года прибывает и половину года убывает. Животные этого моря и киты кричат, пока оно поднимается, и молчат, пока оно опускается».

С распространением христианства языческие праздники и обряды были объявлены бесовскими игрищами, однако, несмотря на все старания священников новой веры, проповедовавших словом, огнем и мечом, некоторые празднества упорно не желали «потесниться». И тогда церковь приняла мудрое решение: эти дни стали считаться христианскими праздниками. Так произошло и с Самайном: Папа Римский распорядился считать этот день Днем Всех Святых (англ. Halloween — от «Hallow», что означает «святой»). Надо сказать, что Самайн-Хэллоуин в отличие от многих других языческих праздников оказался «на редкость живучим» и сохранился до наших дней, пусть и в «упрощенной форме».

Итак, праздник длился три дня: на день перед Самайном приходился последний день старого года, следующий день после Самайна был первым днем года нового. Вот почему это празднество иначе называлось «днем меж двух годов» и как таковое считалось магическим временем, тем паче что на него обычно выпадала «темная луна» (та фаза, когда луна на небе не видна). Мифы гласят, что именно в Самайн Туата Де Дананн, или Племена Богини Дану (ирландские боги), победили своих заклятых врагов фоморов, что в этот день валлийский бог мертвых Пуйл одолел в поединке похитителя своей супруги и на землю пала зима.

На Хэллоуин приходят не только души покойных. Начинает давать о себе знать «тот свет» (мир, недоступный нашему восприятию). Его обитатели выходят наружу из своих подземных обиталищ (сидов или бругов). Горе человеку, встретившемуся на их пути: ему грозит быть унесенным в загробный мир злобными слуа — летучими фейри, ноги которых никогда не касаются земли.

Существует поверье, будто люди, унесенные в Волшебную страну, могут через год и один день вернуться домой, но магическое заклинание действует только в ночь Хэллоуина.

Сэр Вальтер Скотт рассказывает в «Письмах о колдовстве и демонологии» о фермере, жену которого забрали в Волшебную страну. Она явилась мужу и сказала, какое заклинание поможет ее вернуть. Фермер запомнил ее слова и в ночь Хэллоуина встал возле утесника, дожидаясь предводителя эльфов. Но, увы, звон волшебных колокольчиков сбил его с толку, и не успел он опомниться и сказать заклинание, как эльфы пролетели мимо, а фермер навсегда потерял жену.

В ночь Хэллоуина совершается великий «шабаш» или тайное собрание ведьм. Рассказывают, что по наступлению темноты можно увидеть мчащихся к месту сборища ведьм и колдунов. Летят вихрем — кто на помеле, кто в решете, а вон и эльфы в яичных скорлупках. Превратив на эту ночь кошек в лошадей, галопом несутся всадники на черных как уголь скакунах.

_________________________
Источник: К. Королев "Мифология Британских островов"

0

282

Время празднования Самайна

Магия Праздников

Сейчас мы обычно считаем, что Самайн - это ночь с 31 октября на 1 ноября, но если мы говорим о Самайне языческого периода, то полагать, что это время занимало какую-то точную дату, пожалуй, будет некорректно. Кельты пользовались не фиксированным солнечным календарем, как мы, а куда более подвижным лунным или солнечно-лунным, полный цикл которого, к тому же, составлял не один год, а несколько (сколько именно - вопрос открытый).

В календаре Колиньи есть отметка TRINOX[tion] SAMO[nii] SINDIV - «три ночи Самония ныне», то есть в календаре идёт речь не об одной, а о трёх праздничных ночах, а в «Саге о болезни Кухулина» из Уладского цикла говорится, что «раз в год собирались все улады вместе в праздник Самайн, и длилось это собрание три дня перед Самайн, самый день Самайн и три дня после него», то есть речь идёт уже минимум о семи днях, а то и о девяти, если допустить, что сам Самайн мог быть не одной ночью.

В Каледаре Колиньи начало «Трех ночей Самония» приходится на 17 день лунного месяца. В то же время Плиний Старший писал, что «и месяц, и год, и век, длящийся тридцать лет, начинается у них [кельтов] с шестого дня новой луны.

Этот день выбирается по той причине, что луна уже вошла в полную силу, но еще не достигла четверти», то есть если совместить начало месяца в 6 лунный день, и 17й из Календаря Колиньи, мы получим время начала Самайна: 23й лунный день месяца, следующего за месяцем равноденствия.

В этом году, к слову, совпадение с нашим календарём идеальное: 23 лунный день начнется вечером 31 октября, и продлится до 2 ноября, но так, конечно, бывает далеко не каждый год, и в прошлом году, например, этот лунный день длился с 10 по 11 ноября, а в будущем та же дата придется на 20-21 октября.

Такой способ расчета времени Самайна, конечно, построен на большом количестве допущений - в первую очередь на предположении, что кельты и континентальные, и островные пользовались единым календарём. Однако эта версия вполне имеет право на существование.

Текст: © Шеллир (Наталья Никольская)

0

283

Священное время Самайна

Магия Праздников

Самайн - священное время. Для кельтов эти дни не были, собственно, праздником - скорее, особыми днями столкновения с вечностью Иного Мира, и, конечно, временем смены года: с Самайном завершался год предыдущий, и начинался год следующий. Менялись и половины года, завершалось светлое лето, и наступало тёмное, зимнее полугодие, - время оседлости, время пребывания в жилищах, под защитой крепких стен и жарких огней очагов. В то же время как сам Самайн, так и прилегающие к нему дни, были в своём роде "выпавшими" из обычной годовой канвы, из обычного течения жизни: они не относились ни к лету, ни к зиме, они лежали меж разных времён, меж разных миров, на границе. Во время Самайна становился близок Иной мир, распахивались сиды, и те, кто не оставался в дни Самайна под защитой, рисковал угодить в Иной Мир, и уже не вернуться оттуда.

Время Самайна всегда считалось опасным, особенно сама самайнская ночь, и негоже людям было бродить в те ночи под открытым небом, поэтому всем следовало собраться на ночной пир в доме короля - короля одной из пяти провинций Ирландии или в доме Великого Короля. Как говорится в истории о Конхобаре мак Нессе, «сам Конхобар устраивал для них (пир) Самайна из-за большого стечения народа. Нужно было накормить великое множество людей, ибо у каждого улада, не пришедшего в Эмайн в ночь Самайна, пропадал разум, и на следующий день клали его курган, его надгробную плиту и его камень».

Позже, когда королевской власти в древнем понимании уже не было, традиция сбора людей под одной крышей, у очага, на всю самайнскую ночь (adaig Samna) все равно сохранялась, например, мы читаем в первых же строчках записанной У.-Б. Йейтсом истории о Рыжем Ханрахане: «Ханрахан [...] вошел в сарай, в коем накануне Самайна сидели несколько деревенских жителей. Огонь пылал в старом очаге, и мерцали свечи, вставленные в горлышки бутылей, и темная бутылка емкостью в кварту стояла на досках, подобием стола наброшенных на два бочонка. Большинство селян расположилось у очага; один из них пел длинную бессвязную песню».

Собственно, так это и называется в старых текстах feiss Samna - "пир Самайна" или oenach Samna - "собрание Самайна". Эту ночь - достаточно длинную, хоть и не самую длинную в году, - верным было оставаться с другими людьми, а не в одиночестве, в защищенном пространстве, и "держаться подальше от торфяных болот". Того, кто хотел покинуть людское общество прежде рассвета - старались удержать или отговорить - как это происходит в том же Рыжем Ханрахане: "И другие стали подходить к нему, настаивая, что такой приятный товарищ, полный песен, шуток и всевозможных выдумок, не может оставить их до исхода этой ночи". Тот же, кто все же выходит из-под крыши в ночь, попадает из мира явного в запутанный и непривычный Иной Мир, как это случилось и с самим Ханраханом, что потерял из-за своей поспешности своё время; так случилось, например, с Нерой из истории "Приключения Неры, или Угон коров Айнгена" - который, попав в Иной мир, сначала вернулся из него в несбывшееся будущее, потом снова в Иной мир, потом - в реальное настоящее (чтобы предупредить всех о вероятном будущем), а потом - снова вернулся в Иной мир, чтобы уже не возвращаться оттуда.

Нередко считается, что Королевский ночной пир в Таре - Feis Temro - одно из самых известных собраний, ассоциирующихся с Самайном, и пир этот воспринимался как защита от всякого зла в эту ночь, ибо сама сила короля, сила хранителя земли, берегла всех тех, кто собрался под его рукой.

Так что если нет вам нужды отправляться туда, откуда, возможно, не будет возврата - оставайтесь дома в ночи Самайна, и да бережёт вас священный огонь, отгоняя всякое зло и сторожа границу между миром живых и миром тех, кто ушел.

текст: © Шеллир (Наталья Никольская)


SilverCast - Скоро Самайн

0

284

Самайн у кельтов

Магия Праздников

Самайн у кельтов - время пиров и время, когда все собирались в домах, под крышами, вблизи огня, чтобы пережить ту ночь, когда два мира сходятся воедино. Нет особых свидетельств о том, что дома как-то особо украшались в эти ночи, т.к. основная идея - это собраться вместе, просто эту ночь пережить, желательно живым и здоровым. Но мир не стоит на месте, и сейчас мы, располагая и временем и ресурсами, конечно, создаем себе настроение и особую атмосферу, декорируя свои дома в духе праздника.

Огонь, много огня - это то, что должно обязательно быть в ваших домах, если это время для вас не пустой звук. Это могут быть свечи и жаровни, это могут быть фонарики и светильники, но огонь в них должен быть живым, настоящим, - ведь только рыжее пламя этого мира не даст злу войти в дом. Но огни этого времени - не только защитные. Зажжённый во тьме свет укажет дорогу тем, кто в пути на дорогах меж двух миров и даст им ориентиры.

Фонари в это время могут принимать форму голов - пугающих и монструозных. Традиционно такие фонарики вырезаются из овощей с плотной кожурой: в наше время - из тыквы, ранее - из репы и турнепса. Такие фонари - своего рода стражи тех домов, в которых они появляются и тех людей, которые держат их в своих руках.

Из всего многообразия украшений и атрибутов этого праздника только два этих пункта - огонь и "мёртвые головы" восходят к традициям именно кельтского дохристианского Самайна. Остальное же - это уже более или менее современное осмысление этой традиции.

Две ветки рябины, срезанные с дерева до Самайна, и заткнутые крест-накрест за притолоку над дверью - становятся и защитой, и украшением в это время. Ту же роль может выполнять и просто веточка рябины, подвешенная над дверью, и небольшой венок с рябиновыми ягодами

Алтари и места для мёртвых нередко устраивают в домах на всё Время Душ. Это может быть небольшое, особо обозначенное место, куда попадут фотографии умерших (пожалуйста, следите, чтобы на фото были только мёртвые, а не мертвые вперемешку с живыми), их любимые предметы, малые подношения для них. Конечно, там должен гореть и огонь, и стоять небольшое подношение-угощение - ритуальная еда, или что-то, соответствующее вкусам ваших предков.

Основные цвета Самайна - чёрный и рыжий, тьма и пламя. В этой цветовой гамме мы сейчас и украшаем обычно наши дома. таких цветов подбираем свечи

Украшениями дома в это время часто становится все пугающее и пугательное, мертвецкое и потустороннее. Есть масса стереотипов о том, что это должно быть: призраки и летучие мыши, пауки, крысы и змеи, паутина, кости и черепа, ведьмины зелья и шляпы... все это уже в большей степени элементы масс-культового Хелловина, но бывает настроение и на такое.

текст: © Шеллир (Наталья Никольская)

0

285

Калан Гайав — первый день зимы в Уэльсе

Магия Праздников

Вс ельских областях Уэльса 1 ноября отмечали праздник Калан Гайав — начало зимы. Этот обычай произошел из кельтских языческих традиций, а в средние века был адаптирован христианской церковью и превращен в День Всех Святых. Согласно кельтскому календарю год делился на две половины, темную и светлую, зиму и лето, годовой же цикл начинался с темной половины года. Таким образом, Калан Гайав был первым днем нового года.

К этому времени весь урожай был уже собран, скот перегоняли с летних пастбищ в зимние стойбища. Животных, которые не пережили бы зиму, забивали, а мясо заготавливали на зиму. Это был важный период для жизни всего сообщества, а также повод отметить завершение сбора урожая. Канун праздника называется Нос Галан Гайав («к» меняется на «г» согласно правилам лениции), или Ночь Духов, Исбриднос. В эту ночь грань между мирами становится столь тонкой, что духи и наши покойные предки свободно проникают в мир живых. Именно эти представления и породили множество народных обычаев, связанных с пугающим миром сверхъестественного, которые в измененной форме стали основой для традиций Хэллоуина.

Центральную часть обряда занимали ритуальные костры, которые в Уэльсе назывались Коилкерт, от слова «coel», «знак, вера». Их разжигали на холмах, например, на Пен Динас или Аберистуите. Вечером пламя в домашних очагах гасили, чтобы после окончания празднества заново разжечь его от священного огня. Топливо для костров собирали в каждом из домов, а также для розжига использовали папоротник, дрок, солому с полей и ветви терна. Возможно, в огонь кидали и кости забитых животных.

Дивинация была частью праздника с древнейших времен. Самыми популярными темами для гадания на Нос Галан Гайав были предсказания о смерти и замужестве. В Уэльсе каждый участник церемонии кидал в костер камень. Считалось, что тот, чей камень будет отсутствовать на следующее утро, умрет в течение года. Девушки чистили яблоки, а кожуру кидали через плечо. Затем они смотрели, форму какой буквы она приняла, чтобы узнать имя будущего супруга. По яичным белкам, вылитым в воду, судили о возможном количестве детей.

Туко Вала — ловля яблок — популярная забава не только в Уэльсе, но и в других кельтских регионах. Та девушка, что первой достанет яблоко зубами из чана с водой, и замуж выйдет раньше других. В других вариациях этой игры яблоки подвешивали на веревочку.

Гадание на листах плюща, Эйдиоруг Дален, было крайне популярно, так как считалось, что плющ обладает силой вызывать пророческие сны и видения. Однако просто так его даже не стоило трогать в эту ночь, иначе во сне явятся ведьмы.

Чтобы увидеть будущее молодые люди аккуратно срезали десять листьев плюща, один оставляли на откуп духам, а оставшиеся девять клали под подушку. По крайней мере с 16 века есть свидетельства того, что в Уэльсе на празднике присутствовали ряженые, которые покрывали лицо черной краской, изображая мертвых или иных духов. Они ходили от дома к дому, за еду читая стихи и исполняя небольшие песни. Еще один интересный персонаж, который упоминается в связи с Калан Гайав, — это Портной, Тейлиур.

Согласно народным поверьям Портной обладал магическими силами и мог заколдовать любого. Однако, возможно, у этой традиции более глубокие корни, ведь в Уэльсе «пояс» созвездия Ориона называют Хлатен Тейлиур, измерительная линейка портного, а ноябрь как раз открывает сезон, когда это созвездие можно наблюдать от его восхода до заката. Свет от огня разгонял тьму и помогал избежать встречи с Ир Хух Ди Гута, духом в облике Бесхвостой Черной Свиньи, который бродит по окрестностям Уэльса вместе с безголовой женщиной. Когда пламя костра начинало гаснуть, молодежь разбегалась, чтобы не попасться черной свинье:

«Домой, домой, каждый норовит быть первым;
И пусть Бесхвостая Черная Свинья получит
Самого последнего.
Бесхвостая Черная Свинья и Белая Леди без головы.
Пусть Бесхвостая Свинья схватит последнего,
Бесхвостая Черная Свинья в канун зимы».

В 17-18 веках Уэльс, как и остальную Британию, захватила индустриализация. Сельские сообщества стали распадаться, люди перебирались в города в поисках работы, а народные традиции празднования Нос Галан Гайав стали исчезать. Хотя историями о Черной Свинье и Белой Женщине еще пугают детей, чтобы те не задерживались допоздна, а разнообразные гадания и игры с яблоками до сих пор популярны, смысл исконных традиций был утерян, когда они стали частью современного Хэллоуина.

Автор статьи: Linnen

0

286

Немного поговорим о том, какие блюда связаны с празднованием Самайна

Магия Праздников

«Рыба, пиво, орехи, ливерная колбаса –
Вот, что положено в Самайн –
огонь в веселом стане на холме, –
сбитое молоко, хлеб и
свежее масло...»

(процитировано по книге «Hibernica minora» в переводе Куно Мейера)

Как и при праздновании прочих календарных праздников, праздничная трапеза Самайна формируется из «плодов сезона» – то есть из того, что было недавно собрано или законсервировано на недолгое хранение. Самайн - праздник поздней осени, и ясно, что плодов сейчас в изобилии, но это уже не нежные ягоды, а плотные овощи и фрукты, которые могут долго храниться. Поэтому овощи и орехи, как правило, действительно попадают на праздничный стол Самайна - и сами по себе, и в составе рагу, и в сладкой выпечке.

Говоря о Самайне нельзя не сказать пару слов о тыкве. Конечно, тыква - растение не европейское, а привозное, попавшее в Европу только с Христофором Колумбом, и во времена языческого Самайна никаких тыкв у кельтов и в помине не было. Конечно, именно по этой причине назвать её традиционным "плодом Самайна" невозможно, и она в последние годы вызывает строгое осуждение у поборников аутентичности. Впрочем, настолько же не традиционна для Европы картошка, хотя блюда из неё - например, колканнон, - успешно вошли в ирландскую трапезу этого праздника. Однако картошку отчего-то никто не осуждает, и никого она не смущает. Тыква же по всем параметрам, кроме заморского происхождения, вполне подходит к самайнской трапезе: она созревает поздно, хорошо хранится, ну и она ярко-рыжая, как огонь, горящий в ночи, а еще вкусная и сытная.

Поборникам же суровой аутентичности в Самайн надо ограничиться репой, турнепсом, морковью, капустой, редькой и им подобными, чисто европейскими овощами.

Самайн - кельтский праздник, а кельты в большей степени были животноводами, нежели земледельцами, и праздник этот, в частности, в их календаре был важной вехой именно скотоводческого цикла. Перед Самайном, в октябре производился забой «лишнего» скота, т. е всех тех животных, которых нет возможности выкармливать в течение всей наступающей зимы, и нет смысла оставлять для разведения, потому что они не настолько хороши. Из-за этого, в числе прочего, Самайн и называют «кровавой жатвой» - жатвой жизней. Животные дают нам многое: мясо, ливер, кость, кожу, шерсть, рог. Сохранить мясо для еды гораздо проще: на домашних ледниках, путем засаливания, копчения, вяленья, сушки и т. п, а вот потроха хранятся плохо и очень быстро портятся, поэтому их нужно съесть в первую очередь, и по этой причине одним из основных блюд Самайна будут являться кушанья, приготовленные из потрохов, включая ту самую ливерную колбасу, упомянутую в процитированной в самом начале Hibernica Minor. Тут все на ваше усмотрение: сердце, печень, легкие, почки, язык и губы, мозги, вымя - все потроха готовятся по-разному и находят себе место в разных блюдах, поэтому что любите, то и делайте, от холодца до похлёбки из потрохов, от ливерных колбасок до пирожков с печенью.

В это же время активно заготавливают масло с последних доек (это тоже, в каком-то смысле, способ долгого хранения молока, - точнее, части молока), поэтому свежее сливочное масло обязательно присутствует как в блюдах, так и на праздничном столе. Если хотите - сбейте к празднику масло сами; сливки, пригодные для сбивания, найти сейчас не сложно, а миксер справляется с этим делом отлично.

Кроме того, к Самайну варили пиво, к этому времени был готов сидр, а то и молодое вино, и все эти напитки обязательно включаются в праздничное меню; с учетом российской специфики можно включить в «питейное меню» мед и сбитень. Густое же и темное, насыщенное красное вино подносится на алтарь: вино - символический заместитель крови, и мы предлагаем его своим богам, которые выступают во время Самайна в тёмных и пугающих ликах.

Также традиционно нужно запастись мелкими угощениями: это, конечно, орехи (преимущественно лещина), кроме того, делаются домашние конфеты, карамелизированные яблочки, ириски и прочие сладости и пирожки с мясом. И подумайте о пище для своих мёртвых.

Вообще блюда для Самайна по случаю наступления холодов довольно тяжелые и сытные.

И не забываем о хлебе – свежий, горячий, самостоятельно испеченный хлеб – хороший атрибут для любого праздника.

текст: © Шеллир (Наталья Никольская)

0

287

Самайн — время, когда сорваны все маски

Магия Праздников

Завершился Мабон, год повернул на ночь, урожай собран, закрома забиты, время завершает свой летний бег. Наступает время холодов, блуждающих духов и посиделок у камина. Но не все из летнего урожая радует наш глаз и зуб. Получив урожай в одном месте, нередко по соседству мы рискуем обнаружить ту самую ложку дегтя, которая способна испортить ни одну бочку меда.

Пытаясь в светлое время не дать ситуации поменяться, к Самайну мы сталкиваемся с точкой невозврата, когда по-старому быть уже не может. Темное время года не оставляет человеку права на самообман, не дает спрятаться за летним обилием дел, оставляет наедине с самим собой и нашим урожаем.

Создается впечатление, что современный человек бежит от перемен как пресловутый черт от ладана. Изменения у современного человека ассоциируются с колоссальным дискомфортом. Меж тем психологи часто говорят о выходе из печально известной «зоны комфорта», как о некоторой необходимости. Истина, как всегда, где-то посередине, ведь жизнь — это процесс, а само определение процесса предполагает динамику. Мы развиваемся и трансформируемся в соответствии с определенными циклами, которые задает нам Колесо Года.

Самайн в цикле Колеса — это время, когда сорваны все маски. Для островных кельтов именно с него начинался новый год, но в отличии от современных новогодних гуляний, Самайн — праздник тишины. Все домочадцы собирались за праздничным столом, а все огни старого года в доме гасли. Друиды разжигали священный огонь, в пламени которого сгорал старый год, его тяготы и лишения.

Каждый из нас использует свои маленькие ритуалы для начала пути и разрушения статичности ситуации. Огонь, как динамичная стихия, в данном случае выступает как катализатор, который дает нужный импульс.

Сегодня, разжигая огни Самайна в наших квартирах, мы помогаем себе сделать первый шаг, когда все возможности избежать перемен исчерпаны и есть только дорога вперед.

Первое что нужно знать о переменах — перемен не стоит бояться, ведь любая система без изменений мертва. Скромность прежних достижений, — не повод посыпать голову пеплом и уходить в монастырь, во всеуслышанье объявляя о своей непригодности. Есть всеми любимый вопрос: «что делать?» Когда собранный урожай не радует глаз, его можно пожертвовать разгорающемуся огню, буквально или символически сжигая все то, что уже нежизнеспособно. Для этого можно использовать как физический огонь, так и символические системы — Таро, руны, или любые другие. Любимая автором методика — сочетание рун «квеорт» и «дагаз», которое наносится на себе.

Но помните, что «чудес не бывает» и ночь Самайна сулит комплексные изменения. Все то, что должно измениться, начнет свою неизбежную трансформацию, и принцип «я подумаю об этом завтра» не сработает. Вместе с тем, в любых ритуалах, дарующих изменения, стоит помнить о технике безопасности, поскольку велико искушение пустить все под нож по принципу «да гори оно все синем пламенем». Сгорит, да еще как, — но в огонь отправится как плохое, так и хорошее. Пепелище — не лучшая площадка для нового старта.

На праздновании с нами незримо присутствуют наши Боги – помните, что ваши представления и желания порой не совпадают с мнением небесной канцелярии. Там, где мы склонны себя жалеть и оправдывать, «те кто с нами рядом» (с), как показывает личная практик автора, далеко не склонны нас поддерживать.

Первый шаг самый сложный, да и последующие порой нелегки, но «путь в тысячу ли начинается с первого шага». Самайн – лучшее время для того, чтобы его сделать.

Ярких огней в праздничную ночь!

Автор статьи: Мэйв Фокс

0

288

Самайн, Хэллоуин и День Всех Святых. Связь и отличия

Магия Праздников
   
Современный праздник Хэллоуин представляет собой всего лишь отголосок очень древнего кельтского праздника — Самайна. Празднование Самайна было описано МакКейном как время, «когда нормальное вращение вселенной приостанавливается, и границы между естественным и сверхъестественным временно исчезают, магические двери сидов открываются, и все божественные создания и духи мертвых свободно передвигаются в мире живых людей и порой интенсивно вмешиваются в их жизнь».

Кельты верили, что когда человек умирает, то он попадает в страну вечной молодости и счастья по имени Тир нан Ог. У них не было концепции рая и ада, которую впоследствии привнесла христианская церковь. Полагалось, что мертвые жили среди волшебного народа (Fairy), которые обитали в многочисленных холмах, которые разбросаны повсюду в Ирландии и Шотландии.

   
В кельтской системе верований отсутствовали демоны и черти. Некоторые христианские источники описывают Хэллоуин как фестиваль, во время которого кельты приносили человеческие жертвы дьяволу или богу смерти. Это не верно. Кельты верили в существование богов, гигантов, монстров, ведьм, духов и эльфов, которые не рассматривались как силы зла, но, однако, были весьма опасны. Феи, к примеру, часто рассматривались как враждебно настроенные к людям создания, потому что были некогда обижены людьми, заселяющими их земли. В ночь на Самайн феи могли иногда заворожить людей и заставить заблудиться или заманивали их в свои волшебные холмы, где те оставались навсегда.

В противовес некоторым критическим источникам следует отметить, что Хэллоуин не происходит от сатанинского фестиваля, однако в его основе лежит религиозное начало (конечно, скорее вера кельтских друидов, нежели христианство). В этом отличие от современных понятий, в которых Хэллоуин ассоциируется с поклонением дьяволу.
   
Очень важно видеть разницу между язычеством и сатанизмом. Язычество — сам по себе сложный термин, который принят в христианском богословии и частично в исторической литературе и обозначает дохристианские и нехристианские религии. Термин язычество происходит из Нового завета, в котором под язычеством подразумевались народы или «языки», противополагаемые первохристианским общинам. То есть под язычеством можно понимать и политеизм, и шаманизм, и тотемизм, и анимизм. И самое главное: язычники НЕ являются поклонниками дьявольщины. Наличие черта или сатаны характерно для иудейско-христианской концепции, в которой вера в Единого Бога подразумевает также наличие его противоположности — сатаны. Цитируем "Drawing Down the Moon": «Мы не принимаем концепцию 'абсолютного зла', и при этом мы не поклоняемся какой-либо сущности, известной как 'Сатана' или 'Дьявол'». Язычники верят в силу духов и богов. Сатанисты поклоняются сатане. Запомните эту простую, но серьезную разницу.

Ни фольклорная традиция, ни кельтские литературные памятники, ни археологические раскопки не предоставляют свидетельств, что девственных принцесс приносили в жертву повелителю смерти на Хэллоуин. К тому же принцесс было не так много, чтобы каждый год приносить в жертву одну из них. Из кельтских эпосов (таких как Mabinogion) известно, что девственность не была для кельтов таким важным качеством, каким она является среди иудеев и христиан.
   
Теперь немного о главном атрибуте Хэллоуина — тыкве.
   

Тыква — растение, завезенное из Нового Света, и до того времени нигде в Европе не произрастало. Поэтому тыква не могла быть использована друидами для фонарей с прорезанными отверстиями в виде глаз, носа и рта.

   
Нет данных о том, что друиды и их последователи одевались в специальные одежды или были задействованы в ритуалах, связанных с жертвами во имя будущего урожая. Один малоизвестный трактат гласит: «Друиды шли от дома к дому, требуя с жителей пожертвований для своих празднований поклонения демонам. Если кто-либо отказывался вносить свой вклад, то его убивали. Люди боялись фразы "Trick or Treat"».
   
Это обвинение так часто вешают на кельтов, что, казалось бы, трудно усомниться в наличии исторических свидетельств, но на деле оказывается, что таковых не имеется. Обычай одеваться в костюмы (ряженые), скорее всего, имеет более позднее происхождение и не ограничивается только празднованием Хэллоуина. Наиболее ранняя традиция, вероятно, относится к бедным людям, которые обряжались в костюмы и маски, шли от дома к дому, разыгрывая примитивные пьесы или давая музыкальные представления за пропитание или выпивку.
   
В довершение всего, надо сказать, фраза "trick or treat" вообще никакого отношения к друидам не имеет, а пришла из Америки 30-х годов XX-го столетия!

Так какова же связь между Самайном, Хэллоуином и Днем Всех Святых? Итак, христианские миссионеры пытались изменить религиозные практики кельтов. В 601 году нашей эры римский папа Григорий Первый выпустил знаменитый указ относительно нативных верований и традиций тех народов, которые следовало изменить. Вместо того чтобы уничтожать насильственным образом старые верования, он рекомендовал своим миссионерам использовать их: если группа людей поклоняется дереву, вместо того, чтобы это дерево срубить, следовало посвятить его Богу и позволить людям поклоняться, как и раньше. Как видим, это был очень хитроумный ход.
   
Таким образом, была получена возможность поскорее приобщить народы к христианскому вероучению. Впоследствии данный подход стал основным в христианском миссионерстве. Церковные праздники стали целенаправленно справлять в дни, в которые ранее отмечали языческие праздники. Например, Рождество приурочили к 25-му декабря, поскольку именно в этот день многие народы справляли праздник середины зимы. Именно так и возникла путаница с истоками многих народных праздников, люди стали забывать их происхождение и историю, и теперь многие попросту не понимают разницу между Хэллоуином и Днем Всех Святых. Самайн был христианизирован и преображен в День Всех Святых (All Hallows' Day), который отмечается 1-го ноября. А вечер накануне Дня Всех Святых стали называть All Hallow e'en (вечер накануне дня всех святых). Как вы видите, название праздника "Halloween" фактически произошло от Дня Всех Святых.

Старые поверья, связанные с Самайном, до конца так и не исчезли. Символ разгуливающих в этот день повсюду мертвецов был столь силен, что христианское вероучение было не в силах его подавить окончательно. Поэтому, чтобы некоторым образом поглотить изначальную энергию Самайна, церковь предприняла очередную попытку. 2-го ноября был объявлен Днем Всех Усопших — день, когда живым следует молиться за души ушедших в мир иной.

   
Стараясь соотнести церковные праздники с кельтскими, христианские миссионеры, в то же время, заклеймили языческие божества более ранней веры как зло и стали ассоциировать их с дьяволом. И как следствие, представители конкурирующей религии — друиды — стали рассматриваться как священники злых духов и демонических сил. Вера кельтов в сверхъестественные существа (таких как эльфы и феи) сохранилась, однако церковь преднамеренно стремилась придать им характер не только опасный, но обличала их как представителей темных сил. Люди продолжают праздновать All Hallows Eve, как время блуждающих призраков, но сверхъестественных существ уже относят к демоническим проявлениям.

Почему же Хэллоуин стали связывать с ведьмами? Как только друиды были заклеймены церковью как приверженцы темных сил, их обычаи стали рассматриваться как "колдовство". Последователям старой религии пришлось скрываться, потому как их предали анафеме за колдовство и связь с сатаной. Вот почему колдовство в Европе стало ассоциироваться с сатаной, в то время как на других континентах колдовство по природе считается языческим проявлением. 31 октября приобрело известность как ведьминский праздник. Охотники за ведьмами называли его "ведьминским шабашем", и, в конечном счете, европейские ведьмы стали справлять 31-ое октября как один из четырех главных шабашей, которые проводились в течение года.

Связь Хэллоуина с сатаной поддерживается по сей день традиционной символикой. Собираетесь посетить вечеринку на Хэллоуин? Будьте любезны использовать черный и красный цвета, которые, согласно средневековой традиции, приписывались дьяволу. Украшения в виде большого паука тоже приветствуются, поскольку он считается последователем дьявола. И не забудьте о черной кошке. В средние века христиане считали, что каждая ведьма имеет в распоряжении персонального демона, посланного ей сатаной, который дает им свою силу. Этот личный демон назывался духом хранителем (фамильяр). Считалось, что эти духи, как правило, существовали в форме какого-либо животного — чаще всего черного кота. Эти суеверия средневековых христиан, однако, не следует приписывать древним кельтам. (Домашние коты появились в северной Европе только после пришествия Юлия Цезаря и не были "в моде" до 1050 года.)

Теперь что касается фонарей из овощей… Люди в Англии и Ирландии вырезали фонарики из свеклы, картофеля, репы и использовали их не только во время Хэллоуина. Это хитроумное ухищрение решало задачу создания светильников в отсутствии доступа к металлам. Согласно ирландской легенде, распространенной в 18-ом столетии, фонарики из овощей (jack-o'-lanterns) были так названы в честь Джека, который не мог войти в райские врата из-за своей скупости. Он также не мог войти в ад, поскольку насмехался при жизни над дьяволом. Поэтому проклятая душа Джека вынуждена скитаться во тьме с фонарем из репы вплоть до Судного дня. Эта легенда принадлежит новому времени и не имеет древних истоков. Если бы эта легенда была древней, то можно было бы отыскать ее следы в христианском искусстве Западной Европы, или резных камнях, оставленных язычниками, или графически представленной где-нибудь еще. Но подобные свидетельства отсутствуют. Когда эта легенда достигла берегов Америки, то для создания фонарей стали использовать тыквы.

Итак, теперь мы во всем разобрались. Сразу отметим: мы не пытаемся разжечь вражду между язычниками и христианами. Мы просто разъяснили, что, как, когда и почему. В кого верить и кому поклоняться — сугубо личное дело каждого человека. Потому что какая бы религия ни была, она в первую очередь учит быть человека добрым. Давайте таковыми и будем, отправляясь готовиться к Самайну, Хэллоуину или Дню Всех Святых.

0

289

Месяцеслов. Волшебный ноябрь

Магия Праздников

Ноябрь – странный месяц, будто выпавший из года. Уже не осень, еще не зима. Холодно, промозгло и немного пусто на душе; красок вокруг становится все меньше, а кое-где землю уже заволокло белой пеленой снега. Лень даже выходить из дома - не то что искать какую-то там магию в обыденном! Но и в ноябре вокруг нас множество маленьких чудес - главное, знать, где искать.

Ноябрь - 11 месяц года и последний месяц осени. Свое название он получил от лат. novem — девять, так как в римском календаре он был девятым месяцев. Праславяне называли ноябрь listopadъ, так как в это время имел место листопад. Камень ноября - топаз, цветок - хризантема. Боги ноября - Астарта, Хатор, Кали, Сехмет, Калех, Маммон

Экстремумы ноября-2019

1 ноября - день Помоны, властительницы яблок
2 ноября - Духов День
4 ноября - Дмитриевская суббота
7 ноября - ночь Гекаты
11 ноября - день Сидов
12 ноября - полнолуние (16:37), Снежная Луна
Канун полнолуния - ночи 11-12, 12-13 ноября
16 ноября - еще одна ночь Гекаты
26 ноября - новолуние (18:08)
30 ноября - день Перекрестков Гекаты

По сути весь ноябрь это один большой "экстремум", потому что "время Самайна" в канун Самайна только начинается, а последствия его, "шлейф", незримо длится весь ноябрь.

А чем волшебным мы можем заняться в ноябре?

• Шаманскиe практики •

Самое время погрузиться в Нижний Мир и поближе познакомиться с понятиями тотемных животных и животных Силы. С Нижнего Мира начинается изучение мииров шамана.

• Волшебное рукоделие •

Время сбора закончено, настало время обработки! Начинаем готовить свечи, окуривания и масла к Йолю и экспериментируем с различными составами и ароматами в уютной тишине своей маленькой "алхимической вселенной"

• Свечная магия и ворожба •

Ноябрь - отличное время для работы со стихией Огня. Чем темнее за окном, тем ярче должен гореть свет!

• Защита жилища и самих себя •

Ноябрь - пожалуй, один из самых "слабых" месяцев года. В ноябре мы не поддерживаем себя ожиданием праздника (как в декабре), полностью ощущаем уныние поздней, серо-черной осени; и, конечно, на нас влияет затишье в Природе. Падает активность и энергетика, мы уязвимы для того, что зовется сглазом или вампиризмом, то есть для агрессивного внешнего воздействия.

• Обучение •

С 1 ноября начинается период ученичества в классическом ведьмовстве. Поэтому в ноябре рекомендуется и будет эффективно изучать новое в области духовности, эзотерики, истории религии, мифологии и мифотворчества, психологии и гадательных систем.

• Гекатиана •

Весь ноябрь тесно связан с гекатианой, мистериями Гекаты, богини многогранной, таинственной, колдовской во всех смыслах этого слова. Ночи Гекаты - на 7 ноября, 16 ноября и 30 ноября. Современные ведьмы оставляют Гекате подношения - "ужин", - за пределами дома, чтобы получить ее благословение. Это могут быть медовые лепешки, грибы, куриные сердечки, чеснок и другие продукты, обладающие символическим значением и связываемые с темной магией, потусторонним миром. Используйте эти ночи для магических практик, связанных с Гекатой и сферами ее влияния - смерть и перерождение, колдовские искусства, гадания, трансформация. Работайте с внутренней Темнотой - исследуйте прошлые жизни, гадайте, проводите ритуалы, посвященные Гекате.

• Воспоминания •

Вспоминаем ушедших близких. В начале ноября проходят поминальные дни у множества народов и во множестве старых языческих традиций. Вы можете полистать семейный альбом, сходить на кладбище и почистить место захоронения близких перед зимой, выставить за порог миску со сладкой кашей в качестве символического жеста. Это можно сделать 1-2 или 4 ноября.

• Полнолуние ноября •

Отмечаем полнолуние ноября – Луна Снега, Замерзшая Луна, Луна Бобров. Это одно из лучших полнолуний года для работы с вещими снами и смутными озарениями, а также для любых видов гаданий. Канун длится с 11 по 13 ноября, пик - 12 ноября. Используйте это время, чтобы поработать со сновидениями. Самый простой способ - используя сухую полынь, сделать сонную подушечку. Или изучать сновидения через символы.

• Медитации •

Спокойствие окружающей нас Природы способствует внутреннему умиротворению. В ноябре самое время попробовать медитации, спосоствующие погружению внутрь себя, своей глубинной памяти и восприятия.

0

290

Ноябрь

Магия Праздников

Ноябрь – грудень, листопад, листовей, листочный, листогной, ледень, полузимник, ледостав, свадебник, ворота зимы, запевка зимы.

Ноябрь одиннадцатый месяц в году, последний месяц осени. Ноябрь всегда богат на ярмарки и базары. Главная ярмарка обычно устраивается в день Параскевы, которую в народе называют Пятницей. В этот день не только устраивали большие торги, но и веселились, активное участие принимали скоморохи, шарманщики, вожаки с медведями. В Древней Руси ноябрь называли грудень, от слова «груда» — земля в ноябре подмерзала и превращалась в груды, но снега еще не было. Также в ноябре играли много свадеб, отсюда и название ноября – свадебник. Деревья в ноябре сбрасывают последние листья и отрываются ворота зиме-матушке. Ноябрь самый туманный месяц в году. Ноябрьские ночи до снега, самые темные ночи в году. В ноябре все больше заморозков, бывают и морозы, но и оттепели в ноябре не редкость.

Народные поверья и приметы в ноябре месяце

• Если октябрь холодный, то ноябрь его перехолодит.
• В ноябре не замерз, значит и на крещенские морозы холодно не будет.
• Если в ноябре мало дождей и много ясных дней, то в следующем году может быть неурожай.
• Если на ноябрьском небе звезды светят ярко, быть холоду.
• Если листопад приходиться на ноябрь, то будущий год будет тяжелым.
• Если снег в ноябре выпадает на подмерзшую землю, то для земли это хорошо, а если на мокрую, то во вред.
• Если на деревьях утром иней, то быть морозу, а если туман, то быть оттепели.
• Если утки зимовать остались, то зима будет мягкой.
• В ноябре, осень и зима свои права отстаивают.
• В ноябре с утра дождь, а вечером снег.
• Если в ноябре комары появились, то быть мягкой зиме.
• В ноябре мужик с телегой простился, и в сани садится.
• Если в ноябре много снега, то хлеба в следующем году будет много.
• Ноябрь зиме дорогу показывает.
• До Казанской еще не зима, а с Казанской уже не осень.
• Считается, что пока последний лист с вишни не упадет, то и зима до этого времени не наступит.
• С Матрены зима начинает свои морозы.

Народный календарь традиций и примет на ноябрь

• 2 ноября. День Артемия. В старину Арметия молили от различных грыж.

• 4 ноября. Одна из важнейших дат в крестьянском календаре. День Зимней (осенней) Казанской Богоматери. Казанская Бабья Заступница. На Руси один из главных праздников женщин. Садок. В этот день всегда идет дождь. Если дождь, то ливнем идет, а если снег, то с сугробами. Если утром туман, то быть оттепели, а если ясный день, то жди похолодания. Осень переходит к зиме. Еще и зима не наступила, но уже и не осень. До Казанской Богоматери еще не зима, а с Казанской Богоматери уже не осень. В день Казанской Богоматери в дальнюю дорогу не ездят. Считается, что свадьба, сыгранная на день Казанской Богоматери, подарит счастья молодым. В этот день Садока люди молят от избавления от несчастного случая. На Зимнюю Казанскую Богоматерь, заканчиваются все строительные работы.

• 5 ноября. День Апостола Иакова (Якова). Если в день Иакова идет град или мелкая крупица, то 22 ноября на Матрену наступит настоящая зима.

• 6 ноября. Начало ледостава.

• 7 ноября. День Федота В этот день Федот начинает лед на лед вести.

• 8 ноября. День Дмитрия Солунского. Дмитриев день. Дмитровская суббота. Дедова. Деды. Михайлов день. По древней русской традиции, в первую субботу перед днем Дмитрия Солунского (Дмитриева дня) – устраивали день поминовения падшим воинам на Куликовском поле. В настоящее время в первую субботу перед Дмитриевым днем поминают родителей: «Если живы твои родители – почитай, а если умерли – то поминай». В этот день принято ходить на могилы своих покойных родственников и щедро угощать их, и чем щедрее угощения, тем спокойнее душе на том свете. Если в этот день наступает оттепель, то зима будет мокрой и теплой. Если на Дмитриев день снег, то и Пасха будет со снегом. Если на Дмитрия снег лежит, то весна будет поздняя. На Михайло всегда приходит оттепель. Если на Михайло иней с утра, то зимой будет много снега, а если туман – то оттепель придет. После Дмитрия Солунского свадьбы в деревнях практически не справляются, обычно перерыв до зимнего мясоеда.

• 9 ноября. День Матрены С Матрены зима на ноги встает, приносит с собою морозы. Если в этот день гусь выходит на лед, то и плавать еще долго по воде будет. Если на Матрену иней на деревьях, то быть морозу, а если туман – то оттепели.

• 10 ноября. День Параскевы Пятницы бабьей Заступницы. День Параскевы Льняницы. Пятницская неделя. День Ненилы-Льняницы. Льняные смотрины. День Макоши – славянского божества, покровительницы ткачих и земного счастья. День Ераста. В этот день женщины в деревнях начинают готовить лен для продажи. Неделя, на которую выпадает 10 ноября, в народе называется Пятницкой неделей. Иконы со Святой Параскевы в старину очень почитались и украшались они особенно. Считается, что икона Святой Параскевы охраняет счастье и семейное благополучие. Святая Параскева считается покровительницей скотины и полей. В этот день принято приносить в церковь плоды, которые освящаются и хранятся до следующего года как святыня. Святая Параскева также считается целительницей от телесных недугов и душевных заболеваний. Святая Параскева является покровительницей (по христианству) зимней бабьей работы, в основном это пряжа. В этот день прясть нельзя, а шитьем заниматься можно. В этот день смеяться много нельзя, а то в старости много слез будет. Также этот день посвящали древней богине Макоши (богиня Пряха) – покровительнице ткачих и земного счастья. В этот день в старину дома готовили к зиме, утепляли, проверяли и осматривали дом. Скотина в этот день переводится в зимние помещения (стойла). Ераст на все гораст – и на холод, и на метелицу, и на голод. На Ненилу-Льняницу начинают трепать лен. На Ненилу-Льняницу и Параскеву молятся на хороших женихов и скорую свадьбу.

• 11 ноября. День Аврамия Овчара и Анастасии Овечницы. День Настасьи Стригальницы. Начало стрижки овец. День Федора. Аврамий считается покровителем овчаров, а Анастасия покровительницей, заступницей овец. В этот день овчары празднуют праздник, и в деревнях было принято угощать овчаров. В этот день принято начинать остригать овец. На Федора ветер голодным волком воет. Если на Федора дождь или снег идет, то быть на 21 ноября оттепели.

• 12 ноября. День Зиновия и Зиновии. Синичкин день. Синичкин праздник. Зиновий-синичник. Праздник охотников, в этот день обязательно выезжали на первую порошу, чтобы затравить хотя бы одного зайца. Первого зайца охотники называют «именинником», если заяц пойман, то и весь год будет успешен для охоты. Если заяц дорогу поперек перебежал, то это к неудаче. В этот день стаю волков увидеть к голоду или к войне. Прилетают птицы – зимники. В этот день в деревнях приняло мастерить кормушки для птиц, которые остаются на зиму – Зимой птицу подкорми, а весной они тебе послужат. Много синиц появилось в этот день возле дома, жди больших холодов. Снегирь засвистел, жди скорой зимы.

• 13 ноября. День рыбака, охотника. В этот день отмечают свой праздник рыбаки и охотники.

• 14 ноября. День Кузьмы и Демьяна Рукомесленников. Кузьминки. Курятники. День Косма и Дамиана – покровителей ремесел. Праздник кузнецов. Девичьи праздник. Начало, встреча зимы, приходят первые морозы. На реках до дня Кузьмы и Демьяна льда не будет. На Кузьминки об осени одни поминки. Если в этот день идет снег, то весной будет большое поводье. Считается, если на Кузьминки на деревьях остается лист висеть, то на следующий год в этот день будет стоять мороз. До Кузьминок мороз слабый и не путь к зиме, а только перепутье. Если на Кузьму и Демьяна дорога в грязи будет, то морозов не будет до середины зимы. Косма и Дамиан в старину считались покровителями ремесел, но больше всего их относили к кузнечному искусству и рукоделию. Начиная с этого дня женщины начинали вязать зимние вещи. В день Кузьмы и Демьяна наступала куриная смерть. В этот день в деревнях принято резать курей, и обязательно курица должна быть на столе. На Кузьминки незамужние барышни устраивали свой праздник. Готовили сами различные кушанья и принимали парней. – «Полно девке чужое есть, пора на свое сесть». Гуляния длились до раннего утра.

• 15 ноября. День Акиндина и Пигасия. День Гурия. В овинах в этот день начинали молотить хлеб. Если на Гурия выпадает снег, то он останется до самой весны лежать.

• 16 ноября. День Матвея. Если до этого дня был мороз, то на Матвея все растает.

• 17 ноября. День Платона и Романа. В этот день наблюдали за погодой, какова погода на Платона и Романа, такова и зима будет.

• 18 ноября. День Галактиона. В этот день девицы на выданье молятся о хороших женихах.

• 19 ноября. День Павла Исповедника и Варлаама Хутынского. С этого дня появившийся лед на речке, до весны не растает. Примечали, если лед на реках становится (замерзает) грудой – то и хлеба будет много в следующем году, а если лед становится гладкий, то и хлеба будет гладко. Если в этот день идет снег, то будет снежная зима.

• 20 ноября. День Федора-ледостава. В этот день вспоминают мученика Федора Корчемника. С этого дня начинает лед наступать. Если на Федота появился гололед, то и лоб поведет на лед.

• 21 ноября. День Михаила Архангела. Михайловские оттепели, грязи. Введенье. Михайлов день. Михайло мосты начинает мостить. В этот день чаще всего бываю оттепели, поэтому и называют этот день Михайловские оттепели. Если в этот день утром появился иней, то зима будет снежной, а если утром туман, то оттепель будет долго. Со дня Михаила морозы начинают усиливаться. С Михайлова дня в деревнях скотину переводят на зимний корм.

• 22 ноября. День Матрены. Матренин день. Матрена зимняя. Начиная с этого дня, зима вступает в свои полные права. Если в этот день с утра иней, то это сулило в следующем году хороший урожай овса, а если дождь, то пшеницы. Если снег в этот день идет, то май будет ненастный. Также считается, что иней в этот день покроет деревья, то вскоре ждать морозов, а если туман покроет землю, то будет оттепель.

• 23 ноября. День Родиона и Ераста. В этот день в деревнях судили о предстоящей зиме. Иней к морозу, туман к теплой зиме, ветер к метели, холоду и т.д.

• 24 ноября. День Федора Студита. День Екатерины Санницы. В этот день Федор начинает землю студить. На Федора наступает стужа, с каждым днем все хуже. Если в день Федора на улице шел мокрый снег или стояла сырая погода, то до 4 декабря быть еще оттепелям. Также считалось, если на Федора Студита тепло, то и зима будет теплая, а если холодно, то и зима будет холодная. Если на Федора засветит солнце, то быть скорому похолоданию. На Екатерину Санницу люди собирались со своими товарами на дальние рынки. На Екатерину устраивали праздники, различные гулянья, также было популярно различные деревенские гадания и первое катание на санях.

• 25 ноября. День Иоанна Милостивого. Если в этот день идет дождь, то до 4 декабря быть еще оттепелям.

• 26 ноября. День Иоанна Златоуста. Юрьев день. На день Иоанна Златоуста все останавливается в росте. Обычно в этот день всегда холодно. В старые времена в этот день холопам разрешалось переходить от одного хозяина (барина) к другому, но царь Иван Грозный отменил это.

• 27 ноября. День Филиппа. Филипповки. Начало Рождественского поста. Филиппово заговенье. Куделица. Если на Филиппа с утра иней, то на будущий год будет большой урожай овса, а если на Филиппа дождь, то большой урожай пшеницы. Если в этот день ворона каркает, то быть оттепели. Облачное небо на Филиппа или снег, то май будет ненастный. Считалось, если Филипповки проходят без инея и с хорошим днем, то в будущем году хорошего урожая ждать не приходилось. С этого дня начинался Рождественский пост. В деревнях в этот день принято выносить в свой двор еду для домового, для того, что он охранял скотины (для того, чтобы скотина водилась). На день Филиппа заканчиваются свадебные недели. На Филиппа начиналось прядение. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

• 28 ноября. День Гурьяна. Гурьев день. Если на день Гурьяна уже лежит снег, то снег будет лежать до самой весны. И если на Гурьяна много снега выпало, то будущий год будет урожайный. На Гурьяна и грязь и снег. По народным поверьям Гурий, Сомон и Авив считались зубными целителями, к ним обращались за помощью от зубной боли.

• 29 ноября. День Парамона. День Матвея Апостола. Матвеев день. Если на Парамона пошел снег, то быть скорым метелям. Если на Матвея сильный ветер, то зима будет с сильными вьюгами да метелями. На Матвея холодно, то стоит ожидать суровую зиму.

• 30 ноября. День Андрея Осеннего. День Григория. В этот день в деревнях приходили к колодцам и прислушивались к воде: если вода тихая, то быть хорошей зиме, а если вода в колодце шумная, то быть морозам, метелям и снежным бурям. На Григория наблюдали за погодой, если погода хорошая, то и зима будет мягкая и теплая, а если погода плохая, то это означало суровую зиму с морозами и метелями.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Наука, магия, целительство » Магия Праздников