Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Наука, магия, целительство » Магия Праздников


Магия Праздников

Сообщений 241 страница 250 из 627

241

Июль

Магия Праздников

Название свое июль (лат. Julius) получил в честь римского полководца и диктатора Гая Юлия Кесаря (Цезаря, 102 или 100—44 до н.э.). Старославянские названия месяца червень и липец (липень) образованы: первое — от плодов и ягод, которые созревают в июле, отличаются особенной краснотою (червленый — красный); второе — от липы, цветущей в июле. Другие, в том числе диалектные, наименования июля связаны с уборкой сена — сенозарник, сенокос, сенорезник, страдник, косень; с расположенностью месяца в середине лета — макушка лета.
Как и в названиях месяца, в поговорках отражены погодные характеристики (жара, самая теплая пора года), состояние природы (красота, буйство зелени, цветение трав и колошение хлебов), главные заботы — сенокос, начало жатвы, сбор лесных ягод, лекарственных трав и — тяжесть труда, отсутствие времени на развлечения, на отдых. Разумеется, сравнивается июль и с другими месяцами, прежде всего, со своим антиподом — декабрем.

Приметы, пословицы и поговорки июля
• Июль — краса лета, середка цвета.
• В июле на дворе пусто, а в поле густо.
• Июль — макушка лета, декабрь — шапка зимы.
• В июле хоть разденься, а в декабре-то потеплей оденься.
• В июле хоть разденься, а все легче не будет.
• Если в июле не вспотеешь, то зимой не согреешься.
• Всем лето хорошо, да макушка тяжела.
• Сбил сенозарник спесь, что некогда на полати лечь.
• Сбил сенозарник с мужика спесь — некогда и на печь лечь.
• Плясала бы баба, плясала, да макушка лета настала.
• Июль — макушка лета — устали не знает, все прибирает.
• Не топор кормит мужика, а июльская работа.
• Июль — месяц ягод, зеленая страда.

В июле с его сенокосной и хлебной страдой опасаются как лишних дождей, так и засухи. Оттого и основные приметы о дожде и засушливых днях.
• В июле тучи простираются по небу полосами — будет дождь.
• Если утром трава сухая — к ночи ожидай дождя.
• Зеленоватая окраска луны — признак наступления сильной засухи.
В июле, по наблюдениям уральских «метеорологов», если мысленно можно повесить ведро на рог месяца — быть суше; если же ведро «падает» — быть дождю. Примета, говорят, подсказывает погоду за одну-две недели.
• Утром туман стелется по воде — будет хорошая погода.
• Радуга появилась после полудня — к улучшению погоды, в первой половине дня — возможен дождь.
• С утра парит — дождь дарит.
• Сильная роса — к ясному дню.

О том, какая погода ожидается в ближайшее время (к вечеру, на следующий день, через день-два и пр.), в июле судить проще, чем, скажем, в зимние месяцы. Очень много «подсказок» представлял окружающий мир. Крестьянин мог ориентироваться не только на ветер, туман, закат и т. п., но и на поведение животных, птиц, насекомых и растений, которые, как известно, четко реагируют на малейшие погодные изменения, предвидя, предчувствуя то, что человек увидеть и предугадать не может.
• Кулик кричит перед дождем.
• Удод поет к дождю.
• Ласточки летают высоко над водой — к ведрию.
• Если цветки желтой акации утром сильно пахнут — днем или к вечеру ожидай грозы.
• Перед ненастной погодой сильнее пахнут многие травы и цветы (левкой, донник, золотистая смородина).
• Если колючки чертополоха отогнуты от головки цветка — предстоит день с ясной погодой: если плотно прижаты к ней — к ненастью.
Отличный синоптик — лягушка. Она всегда усиленно квакает перед дождем.
• Если лягушка прыгает по суше — в скором времени пойдет дождь; если сидит в воде, то, хоть и тучи на небе, дождя не будет.
Не менее точны предсказания погоды по поведению насекомых:
• Комаров много — дождь завтра будет.
• Если оводы сильно нападают на скот, то предстоит хорошая погода и цветение ржи будет благополучным.
• Если муравьи прячутся в кучи — жди сильного ветра, дождя, грозы.
• Сильный треск кузнечиков в июле предвещает сухую погоду.
• Если около цветков вьется вечером много мотыльков, ждут на следующий день дождя.
Известно, что влажный воздух обладает большей звукопроводимостью, чем сухой, поэтому крестьяне проверяли: если в поле голос разносится далеко, вскоре жди дождя.
alegri.ru

0

242

ПРАЗДНИК ЖАТВЫ

Магия Праздников

О сути близящейся опорной точки Колеса Года вряд ли можно вести спор. Слишком очевидно её связь с аграрным циклом, со временем самых жарких полевых работ. Даже формы обрядности на западе и востоке отличаются лишь в деталях. Но именно в этих деталях можно, даже будучи горожанином в невесть каком поколении, ощутить биение сердца праздника. Тем более, что проехаться летом до ближайшего поля ржи на выходные — не такая уж и проблема. А стоя посреди блеклого золота колосьев, матово переливающихся под ветром, вспомнить, символами чего на самом деле является и один мягкий металл, и вовсе уж бесполезные «как вещь в себе» бумажки с цифрами. И даже в мире, где под «урожаем» понимается отдача от очередного проекта или зарплата с премией, подышать воздухом изначальных щедрости и изобилия — бескорыстного изобилия Земли — вредно не будет.

Кельты и германцы: Праздник Луга, «Месса Хлеба» и сноп для коня Водана.

Как и в случае Бельтайна с Самайном, ныне праздник 1 августа более известен в своём кельтском варианте — как Луннаса, Лугнасад (Лугназад), Ламмас, Леммас или Лоафмас. Оснавная версия, объясняющая название праздника - искаженное Loaf-Mass, Месса Каравая, ставшее со временем произноситься как Lammas (более ранние названия христианского праздника — Half-maesse, Hlammaesse, связанное со англосаксонским hlâf «каравай». Ср. старосеверное Hleifr, древневерхнеемецкое hlaib; немецкое laib, готское hlaifs с тем же значением. И наше родное «хлеб», обоснованно считающееся заимствованием из готского языка). В этот день в Англии и Шотландии люди приносили первые плоды своего урожая (в основном, хлеб в форме каравая) в церковь для благословения – обычай, который мог быть, в свою очередь, унаследован от язычества. До сих пор в некоторых районах Британии булочники выпекают в этот день круглые хлеба с изображением снопа сверху. Подобным обычаям следовали и в Германии: начало жатвы всегда отмечалось пожертвованиями и просьбами о грядущем хорошем урожае, защите от града и других бед. Ещё одна расшифровка названия праздника – Lamb Maesse, «месса ягнят»: в районах, где превалировало овцеводство, к 1 августа отделяли ягнят от овец и приносили благословлять ягнят.

Сохранилась трактовка праздненства и в кельтских преданиях: Лугназад (вариант перевода nasad Luga — «сборище Луга», Ф.Леру упоминает о «Свадьбе Луга», не приводя пояснений) справлялся 1 августа в Тальтиу (Теллтаун), расположенном во владениях верховного короля Ирландии, на территории Миде:«Поведайте, что положено в Лугназад — во все времена: — отведать всякого достославного плода, — пища из овощей в Лугназад» (цит. по книге Ф.Леру). Праздник и место его проведения был связан с Тальтиу (Таилтин), загадочной богиней, кормилицей Луга, третьего правителя сынов Дану в Ирландии после Нуады и Бреса, что носил прозвище Самилданах — «знающий много ремёсел»:«Тальтиу, дочь Маг Мор (Великой Равнины) благородной — дочери Эоху сурового, сына Дуи — слепца; — она приходит во главе войска Фир Болг — в Каилл Куан после великой битвы». Из этого тёмного для нас, как многие кельтские тексты, отрывка можно разве что сделать вывод, что Тальтиу была связана с Землёй (см. имя её матери) и древним племенеи Фир Болг, некогда владевшим Ирландией и побеждённым Туатха Де Данаан (т.е. племенем богини Дану) в битве при Маг Туиред. Т.е. со смутного аналога титанов, волотов ... или ётунов, из рода которых происходит и Ёрда, Мать-Земля).

Интересно для анализа мотивов праздника то, что по случаю Лугназада в Теллтауне также устраивалась ярмарка, во время которой проводились лошадиные бега (а иногда и женские соревнования с беге). Также в это время устраивались собрания законоведов и судей, на которые мог явиться любой свободный человек и обратиться за справедливостью как к законникам, так и к самому королю. В Исландии, где в эпоху викингов зерно хотя и сеяли, но всё же основой хозяйства являлось скотоводство, это время тоже было скорее временем ярмарок — и популярнейших в Исландии (и Скандинавии) конских боёв. По этим состязаниям современные асатруа и называют праздник Фрейфакси (Freyfaxi, Грива Фрейра, faxi, – частыq компонент имен лошадей, Л.Кораблёв переводит его как «пони», точнее исландская низкорослая лошадка). Ведь Фрейфакси звали одного из самых известных исландских коней, жеребца, которого Хравнкель Годи Фрейра посвятил своему богу.

Бой лошадей мог быть, как представляется, сам по себе ритуальным действием, сцена такого боя изображеная на камне из церкви в Хаггебю (Уппланд, Швеция – ок. 400- 600гг. н.э.), на котором мы видим двух коней и мужчин, стравливающих их. Головы лошадей украшены уборами в виде рогатых полумесяцев, которые также появляются на многих брактеатах с изображениями коней этого периода.

Множество других изображений на камнях того же времени показывают пары повёрнутых друг к другу лошадей, обычно вместе с большими колесами со спиральными лучами, которые могли обозначать Солнца. Подобный же обычай бытовал в августе в Норвегии в Сетерсдале. Жеребцов, возбуждённых присутствием кобылы, ставили попарно друг против друга, и после борьбы следовали дикие скачки на неоседланных лошадях. И было известно, что «когда лошади хорошо кусают, это означает богатый урожай». Очень вероятно, что дошедшие до нас представления являются следами или замещением древних жертвоприношений, призванных восполнить силы Земли, видят в них и символическую схватку между ещё могущественным Летом и постепенно приближающейся Зимой.

Однако основной всё же в празднике была связь с жатвой, с её началом и концом. Например, в Доннерсберге (Германия, земля Рейланд Пфальц) в это время женщина связывала три стебля под колосьями на каждом поле со словами: «это принадлежит трём девам»; если она не могла пойти сама, она связывала три стебля белым шёлком и посылала ребёнка до 7-ми лет положить их на поле.

Автор: Надежда (Традис) Топчий

0

243

Фрейфакси

Магия Праздников

Лугнаса или Лугнасад, кельтский Ламмас, скандинавский Фрейфакси – праздник первого урожая, справляемый с 31 июля на 1 августа. Это праздник выпечки первого хлеба из первой порции годового урожая. Силы Жизни начинают идти на убыль, и земля отдаёт то, что в нее вкладывали в начале лета.

Главные черты праздника — торжественное начало жатвы или другого вида уборочных работ, обрядовое вкушение плодов первого урожая, в котором должны были принимать участие все члены общины; собрание и пиршество на вершине высокой горы; жертвоприношения первых плодов урожая. Символом Фрейфакси является испеченный хлеб в виде круга, символизирующий Колесо или Солнце, и конь, символ сбора урожая и приближения сил Смерти.

Но не стоит забывать, что в прошлом это время было не только началом сбора урожая, но также концом сезона битв. Воины, пережившие лето набегов и торговли, возвращались домой с урожаем золота и славы, которую они завоевали, готовились сложить оружие и приступить к работам по заготовке пищи на зиму.Таким образом, у славянских, кельтских и скандинавских народов, вне зависимости от различий климатических, мы видим два магических состовляющих праздника: воинские игры и первый урожай.

В Исландии это было время ярмарок: мастера продавали свои изделия, а земледельцы первые плоды своих трудов. Эти ярмарки были особенно примечательны спортивным состязанием – боем лошадей. От этого вида спорта и произошло название Фрейфакси, что в переводе означает «грива Фрейра». Так звали одну из самых знаменитых лошадей в Исландии, жеребца, которого Hrafnkell, годи Фрейра, посвятил своему Богу. Бой лошадей, возможно, был сам по себе ритуальным актом и имел религиозное значение. Лошадь, как известно, является животным как плодородия, так и смерти, и таким образом очень подходит для обрядов в период сбора урожая. Лучшая лошадь становилась главным персонажем на протяжение всего праздника.

В Норвегии по поведению коней в битве судили о предстоящем урожае. Считалось, что если «лошади кусаются хорошо, это предвещает богатый урожай».

Кроме ярмарок и всеобщего веселья в это время решались и серьезные вопросы. Так именно в этот период собирались Альтинги: общие собрания, на которые съезжались представители всех семей и годордов. На Альтингах решались проблемы государственного масштаба, устраивались суды и торги, заключались сделки и давались клятвы.

0

244

Л А М М А С . Праздник сбора урожая (31.07 – 02.08)
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠ       
Магия Праздников
ᅠᅠ
Ламмас – кельтский праздник порога, обозначающий окончание лета и начало осени, праздник урожая и солнечного жара. Может именоваться по-иному: Луннаса, Лугнасад, Леммас, Лоафмас, а также «канун августа», «время хлеба», «праздник зерна». В викканской традиции Луннаса – это время появления в мире первых «детей» сочетавшихся браком на Литу Богини и Бога: хлеба, овощей и фруктов. Божественная пара таким образом выступает в ипостаси подателей благ.

Существует ирландская сказка о том, что люди в древности заключили с фейри, сидами, договор о том, что людям позволено «резать и бить тело земли» (т.е. возделывать землю) с Имболка (в некоторых версиях – с Бельтейна; видимо, зависит от климатической зоны) и позволено забирать себе ее плоды с августовского кануна до дней мертвых – после же земля принадлежит сидам, и всякий, кто осмеливается собирать земные плоды после Самайна, рискует навлечь на себя их гнев.

ᅠᅠ
В кельтские временя Лугнасад не был исключительно сельскохозяйственным праздником; в это время, например, устраивались собрания законоведов и судей, на которые мог явиться любой свободный человек и обратиться за справедливостью как к законникам, так и к самому королю. Эти общие собрания сопровождались торжищами (куда приезжали как земледельцы, так и ремесленники), а также и пирами, которые устраивал король для своих подданных. Однако с течением времени традиция сборов и судов полностью исчезла, и августовский канун сохранил только черты праздника первых плодов.

Как и в случае других кельтских праздников «годового креста», Ламмасу свойственны и скотоводческие (традиционно кельтские), и земледельческие (привозные с материка, англо-саксонские) традиции. Однако один момент (видимо, кельтский, т.к. в материковой Европе подобных обычаев не наблюдается), объединяет обе традиции: это сборы на вершинах высоких холмов для проведения праздника и принесения жертв.

…Но осень трезвая идет.
И, тяжко нагружен,
Поник под бременем забот,
Согнулся старый Джон.
Настало время помирать —
Зима недалека.
И тут-то недруги опять
Взялись за старика.

В земледельческой обрядности – причем не только на островах, но и во всей Европе – огромное значение придавалось началу жатвы. Заметьте: хоть и говорится, что начало жатвы приходилось на 1 августа, но эта дата – приблизительная, потому что если зерно уже поспело, а погода стоит хорошая, ни один здравомыслящий земледелец не будет ждать лишнюю неделю до определенной, хоть и праздничной, даты, рискуя попасть с уборкой хлеба под затяжные ливни. На срезку первого снопа нового урожая обычно выходила вся семья, надев лучшие праздничные одежды, и глава семьи (либо самый старший/самая старшая в роду) с положенными ритуальными действиями срезал первый сноп. На Гебридских островах, например, жнец поднимал первый сноп над головой и трижды обводил им вокруг собственной головы, а стоящие рядом домочадцы-наблюдатели пели песню – просьбу о благословлении урожая.
ᅠᅠ
Первый сноп быстро обмолачивали, либо делили на две части – часть хранилась в доме, часть шла в обмолот, на праздничную муку; затем перемалывали зерно на ручной мельничке, и из полученной муки пекли праздничные хлеба. Как бы ни отмечали праздник, в кругу семьи или всей общиной, во время приготовления ритуального хлеба очень настороженно относились к чужакам – опасались, что он может сглазить не только первый хлеб года, но и урожай в целом.
После того, как зерно обмолотили – его мололи и месили тесто «на руках»: мельницу держали на весу, и чашку, в которую сыпалась мука – тоже, тесто для хлеба замешивалось на ягнячьей шкуре, которую держали, растянув, другие члены семьи, а огонь разводился из строго определенных пород деревьев. Обронить на землю немного муки, кусочек теста или хлеба считалось дурной приметой. Чаще всего выпекался один большой хлеб и маленькие хлебцы для каждого из членов семьи – их нужно было съесть сразу же, еще горячими.

В Ирландии, кроме зерна, в период с 17 до 19 вв. основной пищей сельских жителей стал картофель – и верования и обряды, которые ранее связывались со злаками, были перенесены на эту овощную культуру – считалось, что в семье весь год не будет недостатка, если утром 1-го августа выкопать хотя бы немного молодой картошки и приготовить из нее колканнон – картофельное пюре с молоком и маслом, приправленное луком и зеленью или, в некоторых областях, смешанное в равных долях с овощным пюре из капусты, репы и моркови.

«Снятию пробы» с первых плодов урожая придавалось огромное значение, т.к. этот ритуал предотвращал болезни, голод, недостаток чего-либо в семье на весь будущий год. Дневная трапеза обычно совершалась в кругу семьи, а вечером устраивалась большая, общинная трапеза-праздник на вершине холма. Фрезер считал, что поедание первых плодов – это своеобразный акт первого причастия к новому урожаю, после которого можно будет есть плоды этого урожая без вреда для себя.

Сборища на холмах вечером 1-го августа носили, вплоть до 19 века, самый массовый характер в Британии, обгоняя даже торжества Ночи Костров. На вершины холмов приносились еда и питье для совместной трапезы, и 1/10 часть собранного за день зерна и десятую часть приготовленной пищи – для жертвы (понятие «десятой части урожая» в качестве платы правителям было характерно для кельтов еще до прихода христианства). В отличие от трех прочих кельтских праздников, принесенная часть урожая не сжигалась и не бросалась в воду, а закапывалась на вершине холма – возможно, изначально это связывалось со стремлением обеспечить пищей сидов, ушедших в этот день в холмы.
ᅠᅠ
Ритуального складывания и зажигания костров на холмах в этот день не отмечено, но это не означает, что их не зажигали – сидеть всю ночь в потемках на вершине холма как-то грустно. Во время этих праздников проводились разнообразные конкурсы, преимущественно среди мужчин – например, выборы лучшего танцора или лучшего прыгуна.
ᅠᅠ
Часто для собраний на холмах молодые люди собирали на склонах цветы и сплетали из них венки и гирлянды «в память конца лета», надевали их сами и украшали место празднества. Под утро, когда праздник заканчивался, цветы закапывались на том же холме в знак того, что время цветов – лето – уже закончилось и начинается осень.

Его подрезал острый нож,
Свалил беднягу с ног,
И, как бродягу на правёж,
Везут его на ток.

Жатва длится никак не меньше недели, – впрочем, и Лугнасад это тоже не одна ночь и день, – и завершению жатвы придается ничуть не меньшее значение. Если первому снопу придается всегда и везде безусловно положительное значение – считается, что он хранит в себе всю плодоносящую силу полей, божественное начало, целительную и охранную силы, то с последним снопом все не так просто. По-гэльски последний сноп называли старухой, ведьмой, каргой – cailleach или carline, в Уэльсе – ведьмой (gwrach), в Ирландии – бабушкой (granny), в шотландском Лоулэнде – последний сноп назывался старухой только если жатву закончили поздно, близко к заходу солнца или ночью, а если утром или днем – девицей (эта традиция соединяет два распространенных в Британии типа обрядов о последнем снопе). Кроме того, последний сноп иногда назывался по имени какого-либо животного: заяц (Уэльс), белая кобыла (юг Шотландии), хромая коза (Гебриды), волк, собака, лиса, перепелка – эти названия существовали параллельно названию «старуха»; обычно это связывают с тем, что дух растительности может принимать звериную форму, когда прячется в последних колосьях поля.
ᅠᅠ
Во многих странах срезать последний сноп означало нанести ущерб скрывающемуся в последних колосьях духу растений, зерна или полей, поэтому жнецы всегда поторапливались сжать свой участок первым – чтобы не пришлось срезать самые последние колосья на полях. В Ирландии связку последних колосьев называли cailleach, «старухой-ведьмой», и каждая женщина боялась, что придется срезать ее, взять в дом и «кормить» до будущей жатвы. Когда общинные поля были вытеснены личными участками, хозяевам так или иначе пришлось срезать последние колосья поля, и тогда появилась традиция одевать последний сноп в старушечье платье, чепец, передник – и потихоньку подбрасывать на поле соседа, который еще не успел окончить жатву (традиция Оркнейских и Шетландских островов).
ᅠᅠ
Убеждения о том, что последний сноп приносит несчастье, были распространены повсюду в Британии, и поэтому в Шотландии и Уэльсе последние связанные колосья пытались срезать все жнецы – по очереди и с завязанными глазами, а во многих ирландских землях жнецы сообща накладывали серпы на последний сноп и срезали колосья одновременно. В южной Англии последние колосья также связывали, после чего жнецы метали в него серпы, пытаясь срезать – а тому, у кого это получилось, выплачивали приличную сумму денег.

Считалось, что все неприятные свойства последнего снопа переходят на его «законного владельца», поэтому обращались с тем, кто окончил жатву последним, не очень дружелюбно – пока он вёз свои снопы домой, его ругали, обливали грязной водой, кидали подгнившими плодами и т.п., а когда он начинал укладывать снопы на хранение, могли подстеречь и натянуть на него женское платье (символ снопа-старухи).

Там, где традиции уничтожать последние колосья не прижилась, из последнего снопа нередко сплетали куклу или животное, которых привязывали к повозке последнего жнеца, на которой он увозил свои снопы домой. Изначально кукла была общей для всего поселка, позднее «кукол урожая» стали плести для каждого дома в отдельности. Заплетенный последний сноп хранился в кухне и убирался только тогда, когда в дом вносили сноп следующего урожая – старый же сжигали на дворе или отдавали лошадям перед началом весенней пахоты.

0

245

ЛАММАС – Торжества и обычаи

Магия Праздниковᅠᅠ

Праздник Ламмас существовал веками – в это время проводились ярмарки, на которые люди прибывали издалека, чтобы продать свои изделия. Там же проводились парады торговых гильдий и устраивались ярмарки вакансий, где можно было нанять рабочих для полевых работ на несколько летних недель. Ярмарки после жатвы открывались во множестве – лошадиные, сырные, медовые, ярмарки зерна и т.п. Как и везде в Европе, ярмарки сопровождались гуляньями и увеселениями. Любопытно, кстати, что в ирландском языке слово aonach, «ярмарка», очень близко к слову oenach, означающему местные дохристианские праздники.

Так же как и в Бельтайн, на Луннасу заключались временные браки на «год и день» путем простого соединения рук (hand fasting). Молодые люди и девицы выстраивались в два ряда на ярмарочной площади, друг напротив друга, а их родители договаривались о заключении союзов. Брак скреплялся простым пожатием рук. В Шотландии, например, этот обычай был распространен настолько широко, что из окрестных монастырей на ярмарки стали присылать монахов, чтобы они давали церковное благословение таким союзам.
Если через год и день пара решала, что они друг-другу не подходят, они являлись на ту же ярмарочную площадь, поворачивались друг к другу спинами и расходились в разные стороны, после чего их временный брак считался полностью расторгнутым.
ᅠᅠ

Сверх этого, в Ирландии существовал обычай «братьев и сестер Ламмаса» или урожая: это тоже род временного брака, но заключавшегося не на долгий срок, а только на время проведения августовской ярмарки. Вольность нравов в этих союзах негласно поощрялась, и дети, родившиеся у «сестер урожая», не портили репутации девицы.

К торжествам начала августа относятся и разнообразные состязания, преимущественно мужские, но иногда встречаются и женские – эта традиция есть и на островах, и в материковой Европе. На юге Шотландии, например, устраивались сражения пастухов нескольких селений: за несколько дней до праздника каждая из противостоящих сторон сооружала башню из земли и дерева – довольно большую, диаметром метра три и высотой до четырех метров, – и один из дней августовских торжеств проходил в обороне своей башни и попытках снять флаг с башни противника.
ᅠᅠ

В Ирландии августовская ритуальная мужская борьба – драки на палках (иногда принимающая форму morris-dance). Устраивались также скачки (в том числе на неоседланных лошадях), состязания в беге (в том числе среди женщин).

ᅠᅠ
Истоки этих ритуальных состязаний не вполне ясны – Пропп и Зеленин, к примеру, усматривали в этом обычае пережитки поминальных обрядов, которые «состояли в состязаниях на могиле умершего». Хотя сюда можно притянуть за уши уход сидов в холмы в день Ламмаса, но сколь-нибудь весомых доказательств этой теории нет.

Как и любой праздник Колеса Года, Ламмас имеет свою особенную кухню. Каравай Ламмаса, пекущийся по языческой традиции из по-следнего сжатого снопа, был и остается священным до наших дней. Язычники считали, что в нем живет дух зерна; ячмень, заквашенный к дню осеннего равноденствия, считался кровью бога, или духом зерна, который в популярных народных песнях звали Джоном Ячменное Зерно. Возможно, отсюда и ведут свое происхождение викканские церемонии с кексами и элем. Этот последний сноп жали группой из нескольких человек, одновременно опускавших серпы, чтобы никто не смог определить, кто же на самом деле убил бога зерна, хотя тот жертвовал собой добровольно ради богатых урожаев в будущем.

Кроме каравая на Ламмас мастерили кукол, символы Матери-Земли, украшая их розовыми лентами Фригг, скандинавской Матери-богини. Эти куклы, наполненные зерном нового урожая, нужно было на всю зиму вешать над домашними очагами. Иногда их делали в форме Зерна-Матери, или рога изобилия, а иногда несколько кукол связывали узлами, чтобы обеспечить защиту. В сельских местностях этот обычай существует до сих пор.

0

246

Колесо Года • Ламмас

Магия Праздников

Ламмас – праздник первого дня колдовской осени. К Ламмасу урожай рябины уже красен, звезды ярче в прозрачной ночи, в сумерки намного прохладнее. Перед Ламмасом ведьмы спускаются из небесных шабашей в поля, плясать в колосьях с фейри.

Даты праздника

Праздновать Ламмас можно в ближайший к датам 31 июля, 1 и 2 августа сильный день (например, новолуние, полнолуние, затмение), можно - ровно в эти даты. Во многих ковенах празднуют с заката солнца 1 августа и до заката солнца 2 августа. «Старым Ламмасом» называют 5 августа, день, когда Солнце входит в 15 градус Льва. Ламмас празднуется после полудня, когда солнце успело забраться повыше и…начинает спускаться к горизонту.

Ламмас, Лугнасад: о названии

У праздника начала колдовской осени два названия - Ламмас - hlaf-maesse на староанглийском, loaf-mass - торжество, месса первого хлеба и Лугнасад - Lughnasadh. Во втором варианте "г" и "д" не произносятся, так что многие русскоязычные ведьмы предпочитают транскрипцию транслитерации и называют праздник Лунаса ('lu:nəsə хотя, случается, ударение британцы ставят и на втором слоге: Лу-НА-са). Склонять как существительное женского рода, впрочем, название не стоит. Есть два названия шабашей женского рода: Лита и Остара. Причём многие предпочитают Литу назвать Мидсаммером или Мидсоммером, тогда вообще "она" только одна - Остара. Причина в том, что Остара - имя богини. Остальные шабаши - шабаш, праздник, "он" - мужского рода. Именно чтобы избежать путаницы с употреблением многие предпочитают именно название "Ламмас", хотя, строго говоря, Ламмас - более сельский, близкий к годовому циклу праздник первого урожая, Лугнасад же - мистический аспект этого же праздника.

Ощутить Ламмас

Чтобы ощущение Ламмаса поймать, можно выйти в поле в три часа пополудни и слушать поля голос и звон. Песнь Ламмаса - гул, волна между землёй и небом. На Мабон песня уйдёт звенеть в алые леса, на Самайн - под самую землю. Волну же Ламмаса можно почувствовать буквально руками, раскрыв их как крылья над колосьями в поле.

Ламмас можно почувствовать и ближе к сумеркам, внутри дымки в низинах. Туман становится холоднее, в тумане бродят уже другие фейри: молодые и шаловливые уходят в холмы, зато больше тех, кто проснулся. Не со всеми из них ещё можно пообщаться: Ламмас - только начало осени, и осенние фейри часто возникают из тумана будто бы случайно, молчат и снова растворяются в нём - до Мабона.

На Ламмас становятся холодными дожди: даже в самую жару промокший путник может продрогнуть, и будто бы тёплый ветер не сушит и не согревает, в пробирает до костей. Пока это ещё лишь на уровне мимолётных ощущений, но августовские простуды могут быть очень коварны.

Чтобы Ламмас понять, нужно знать, что это очень земной, божественный и высокий, но земной и близкий ко всем рутинным сторонам бытия праздник. Дикая Охота пронеслась над миром в ночь Бельтайна и в ночь Ламмаса-Лугнасада она снова радует звоном нечеловеческими мастерами выкованных подков на пути в Нижний Мир. Если хотите, то самое время, несравненный день открытых дверей в божественных кузнях случается как раз на Лугнасад.

Лугнасад - бег Луга или игры Луга - погребальные игры в честь приёмной матери бога Тэйлте (Тайлте, Тайилти, Tailte, иногда транскрибируют как «Тайлтиу», но стоит помнить, что «у» здесь, скорее, огласовка, а не полноценный гласный звук). Луг - сияющий прекрасный бог кельтов, которому подвластны все умения и искусства (сравните с более известным у нас другим солярным божеством - Аполлоном). Первые в году ярмарки мастеров (которым Луг покровительствует) и первая волна осенних свадеб обычно устраиваются именно в конце июля - начале августа. Раньше на Лугнасад заключались браки на год и день (иногда такие союзы старались приурочить к Бельтайну).

Луг не только покровитель кузнецов и колдунов - он властитель поэзии и покровитель бардов. Потому и культурные фестивали, выступления и конкурсы - тоже хорошо устраивать в эти даты.
Вступительные экзамены в московские вузы до введения единого экзамена, кстати, тоже обычно начинались с 1 августа (кроме alma mater, там суета во славу Луга и сейчас стартует пораньше на месяц).

Колдовство на Ламмас

Лугнасад – профессиональный праздник всех поэтов, кузнецов, колдунов, словом, всех, кто созидает магией, сердцем и умелыми руками, потому на Лугнасад отлично освящать свои орудия труда – будь то ножи, перья, музыкальные инструменты – да пусть бы и клавиатуры. Если вы собрались начать новую Книгу Теней, то Лугнасад – доброе время, чтобы её найти, приобрести и освятить на алтаре. Помните лишь, что не зря это праздник-тризна, и не зря Ламмас – шабаш Великой Жертвы, так что если вы хотите, чтобы ваши бубны стали быстрыми конями, а из-под пальцев текли вечные строки, то соответственными же должны быть и ваши собственные пожертвования: недаром любой нож, любой инструмент принято освящать кровью того, кому он станет принадлежать.

Лугнасад - не зря шабаш поминальных торжеств - это время расстаться с тем, что мешало нам твёрдо стоять на земле. Время мечтаний и самообмана закончилось: пора встряхнуться, выкинуть из головы чушь и иллюзии. Всё равно уже стала очевидной - именно на этот шабаш - их бесплодность. Парадокс: но то, с чем вполне было по силам летать и парить в небесах Литы, слишком обременительно для трудов Ламмаса. И коль скоро это один из четырёх Праздников Великих Костров (Бельтайн-Ламмас-Самайн-Имболк) - самое время избавиться от того, что мешает движению вперёд. Ламмас - уникальный в своём роде шабаш, потому что он может считаться как шабашем завершения и подведения первых итогов своих трудов, временем, когда окупается вложенное, и становятся ясны достижения, так и шабашем начало новых дел. Особенность же в том, что всё, что завершается - это как раз мысли, надежды и чаяния - ибо их результат приходит в реальный мир, проявляется наконец в осязаемых и ощутимых "плодах и снопах". А всё, что можно и стоит на Ламмас начинать - это как раз действия, не планы.

Алтари Ламмаса

Алтарные цвета Ламмаса - уже осенние. Фактически, на любой из праздников Колеса можно использовать большую часть цветов, потому что алтарное убранство должно перекликаться с естественными процессами и навернху, и внизу, а огромное количество цветов не уходят из мира в течение года. Так, синие и голубые цвета всегда могут быть с нами - как небо. Но их оттенки будут отличаться. Небо Ламмаса значительно темнее неба Литы, и покрывала алтарей, цветы, свечи на Ламмас уже не светлого, нежно-предрассветного синего цвета, не ярко-васильковые, а гораздо более насыщенного, тёмного и густого цвета неба августовских ночей. Зелёный тоже становится глубже, темнее, глуше. Зато появляется много жёлтого - особенно золотого, медового, появляется ярко-оранжевый.

Хлеб Ламмаса

Ламмас - праздник первого хлеба, первой буханки, первый ломоть от неё праздничный, во многих ковенах его посвящают богу плодородия и изобилия.

Ритуальная жатва, молотьба, выпекание первого хлеба - это символическая смерть колоса. Таммуз, Адонис, Осирис - солнечные божества, и Ламмас - шабаш, посвящённый их жертве. Колосья, косы солнечного бога будут сжаты: он умирает, принесённый в жертву во имя жизни людей. Первый хлеб Ламмаса - это и причастие телом солнечного бога, дарующего силы всему живому.

В Ирландии до Ламмаса было не принято начинать убирать урожай: рано собрано, рано съедено, и, значит, хлеба может не хватить на весну. К тому же жатва до Ламмаса означала бы, что хозяин уже не сумел верно рассчитать расход зерна, и его кладовые пусты, что роняло его в глазах окружающих и говорило о том, что боги не благоволят ему.

Потому хороший хозяин жать не спешил. Вечером дня перед Ламмасом хозяин срезал первый сноп, молотил его и из зерна нового урожая хозяйка ночью пекла тот самый первый ритуальный хлеб.

Если вы не собираетесь его целиком посвятить богам и оставить на алтаре, то его нужно будет разделить. Важно сделать его не слишком маленьким - потому что часть непременно нужно будет принести в жертву как залог нынешнего, текущего года урожая, часть - оставить Малому Народцу - в полях и в домах, часть - разделить между всеми членами ковена или семьи, а часть - убрать в пергамент и особую, обычно деревянную, коробку либо до следующего Имболка, либо до следующего же Ламмаса (в зависимости от того, как принято у вас в ковене).

Принято считать, что Ламмас - лучшее время для первых попыток поставить тесто и испечь хлеб самостоятельно, так что просите покровительства всеумелого Луга и дерзайте - тогда ваш первый хлеб будет лучшим из подношений богам.

Саму буханку хлеба украшают изображением колоса или Колеса Года с ободом из колоса. Известная хлебная «коса-хала» - тоже стилизация изображения колоса. При желании хлебу придают форму фигуры божества - и тогда при замешивании теста нарекают одним из имён бога - Лугом, Осирисом, Адонисом. В некоторых традициях, напротив, имени не возглашают, лепят фигурку "Хлеба", "Хлебного Человечка", "Души Хлеба". Иногда фигурок может быть две: Хозяину Хлеба пекут "Невестушку" или "Матушку", причём фигурки могут сначала лепиться отдельно, а потом при выпекании спекаться-сходиться в один ритуальный хлеб.

Есть ещё чудесная форма ритуального хлеба: рогалики. Опять же: можно испечь один на алтарь, а можно – целую корзину для всех близких. Можно также напечь медовых пряников, а из современных и универсальных угощений подойдёт кукуруза - в початках или в виде попкорна.

Однако чаще Богиню в Ламмас изображает кукла, сплетённая из колосьев. Это олицетворение Богини, Матери Урожая. Идеальный союз символических Бога и Богини – это ритуально оформленная корзина с символикой Богини (цветами, лентами, косами) наполненная первыми буханками хлеба Ламмаса, пирогами, рогаликами, булками.

Угощения на Ламмас - хлеб, пироги, особенно с начинкой из яблок (кстати, декоративная «косичка»-корочка яблочного пирога, покрытая сахарной пудрой, идеально впишется в символику праздника) или просто свежий хлеб с мёдом. В качестве и кулинарной, и ритуальной практики будет очень правильно напечь этих пирогов побольше и поделиться с соседями и друзьями.

Празднование Ламмаса

На Ламмас особенно хорошо устраивать костры с барбекю и шашлыками для компаний любимых друзей.

Сам формат подобных праздников очень подходит по настрою: сначала все вместе собираются, трудятся-готовятся, кто-то маринует мясо, кто-то печёт, кто-то собирает фрукты на десерт, кто-то украшает алтари, кто-то следит за чистотой - и потом все вместе отдыхают у костра, вознося богам хвалу.

Для приношений и возлияний на Ламмас лучше предпочесть эли, сидры и ягодное пиво.

Ламмас - шабаш семейный, как и "зеркальный" ему Имболк, его часто проводят среди женщин семьи или ковена в домашних заботах. В частности, труды Ламмаса - это, например, заготовки на зиму, засолка овощей, консервирование и, конечно, варенье, компоты, соки и домашнее вино: ведь из остатков поздних, самых ароматных ягод их делать лучше всего.

Но что бы вы ни делали, какое бы занятие ни выбрали на Ламмас для себя и своего шабаша – оно станет священным, потому что в эти первые дни страды боги благоволят ко всем, кто трудится – и трудится в радость.

Радости вам, друзья, светлого Ламмаса!

0

247

МЕТАНИЕ СЕРПА

Магия Праздников

До того как в 20 веке начали использоваться машины для уборки урожая, одним из главных инструментов был серп, которой использовался для срезания зерновых. Серп вместе с плугом – самые древние сельскохозяйственные инструменты.

Одна из традиций, связанных с серпом, распространенная на всех Оркнейских островах называлась "метание серпа".

В этой "церемонии", когда последние колосья были срезаны, жнецы брали свои серпы за конец лезвия, а затем бросали за спину через плечо, повторяя такие слова:

Где буду я жить зимой,
Где буду я в весеннем лесу,
Где буду я в летних странствиях,
Где буду я сжинать урожай.

В зависимости от того, в какую сторону указывало лезвие упавшего серпа, в той стороне его хозяин в ближайшее время будет жить или найдет работу.

Дурная судьба ждала тех, чьи серпы воткнулись в землю. Это означало, что незадачливый хозяин такого серпа будет лежать на кладбище еще до того, как наступит время урожая следующего года.

Неудивительно, что со временем "метание серпа" превратилось в простую игру-соревнование, а подлинное значение обряда было забыто. Что же скрывается за этой традицией?

Можно предположить, что "метание серпа" часть древней церемонии, и, возможно, целью её было выбрать кого-то. В похожих традициях, которые существуют в Северной Европе, серпы метались в последние стоящие колосья.

Тот, кто срезал последние колосья, символически убивал духа урожая или ритуально его умерщвлял. Эта жертва должна была вернуть плодородие земле. В последствии эта традиция выродилась в разнообразные игры с участием "последнего человека".

Тени того обряда видны и в "метании серпа", ведь в конце концов, тот, чей серп указывал в землю тоже не ожидал, что умрет до следующего урожая.

0

248

Время урожая

Магия Праздников

Сейчас мы чаще называем Лугнасад - Ламмасом, и в большей степени празднуем его как праздник урожая. Однако островные кельты изначально не были земледельцами, и свойственного земледельческим народам чествования урожая, как дара земли за долгие и кропотливые труды, у них не было.

Но в честь чего же господин Луг установил этот праздник в совсем неземледельческом обществе?

Лугнасад и предшествующие ему дни Энах Таильтин были собранием мастеров, в чем бы ни заключалось их мастерство – в военном ли деле или в кузнечном, в искусстве ли бардического слова или в целительстве. Энах Таильтин всегда открывал и проводил Оллэв – Великий Мастер, или Мастер над мастерами, искуснейший в своём ремесле, а в Книге Захватов Ирландии сказано, что и сам Луг Многоискусный был первым Ollamh Érenn – Оллэвом Ирландии. Высочайшее мастерство Оллэва в своем искусстве (или в нескольких искусствах сразу) делало его равным королям, и Оллэв обладал почестями и привилегиями, равными королевским, ибо его власть – власть лучшего и самого сведущего в своём деле, которая не может быть подвергнута сомнению.

Во время этих торжеств Оллэв объявлял перемирие, - ибо нет места пустым стычкам там, где собрались великие мастера, - а после начинались состязания, в которых мог принять участие любой прибывший на праздник свободный; это могло быть состязание в мастерстве или же состязание в силе. Состязания в мастерстве включали в себя состязания в пении и танце, в стратегии (игре в фидхелл и прочих подобных играх), состязания рассказчиков историй, а также именно состязания мастеров, ремесленников – кузнецов и оружейников, ювелиров и ткачей, резчиков и кожевенников. Состязания же в физической силе и ловкости включали в себя прыжки в длину и высоту, бег, кулачные бои, сражения на мечах, метание копья, стрельбу из лука, борьбу, плавание, скачки верхом, гонки на колесницах и состязания пращников: такие состязания также подтверждали мастерство людей в том или ином искусстве.

Так что хотя в благословенной Ирландии Лугнасад и не был праздником жатвы, но всё же это было время урожая: тех результатов, которые мы пожинаем благодаря своему усердию в овладении новыми знаниями, благодаря совершенствованию в мастерстве и искусстве, благодаря нашим тренировкам в силе и ловкости, благодаря изучению наук и магии, и именно этими плодами мы и хвалимся в это время, вспоминая благословенного Луга, первого искусника и великого Оллэва Ирландии.

текст: Шеллир (Наталья Никольская)

0

249

Название праздника Лугнасад

Магия Праздников

Само название праздника Лугнасад связано с именем Луга - бога из Туата де-Даннан, установившего в древние времена этот праздник.

Имя Луга, по мнению большинства исследователей, переводится как «Сияющий», восходя к праиндоевропейскому слову leuk, louk, этот же корень мы видим, например, в русском слове «луч», или в английском «light». Другая достаточно сильная гипотеза выводит его имя от прото-кельтского корня lug-rā - "луна"; впрочем, значений сияния такая перемена первичного корня не отменяет. При этом интересно, что в ирландском языке существует и слово lug, означающее рысь, и имена с этим корнем выводят как от имени самого господина Луга, так и от рысей - так что наличие его связи с этим животным можно с осторожностью допустить, хотя уверенности в этом, конечно, нет. Прозвища Луга – Ламфада, Длиннорукий (он получил его за умелое владение пращой и копьем), Илданах и Самилданах то есть Искусный, или Равно Искусный во многих ремеслах, Лонбемнех, Яростно бьющий и Макни, Мальчик-герой.

В валлийской традиции аналогом Луга является Ллеу Ллау Гифес - сын Арианрод и воспитанник великого колдуна Гвидиона ап-Дона.

Луг, хоть и относится к Туата де-Даннан, - наполовину фомор: его мать, Эйтлинн (Этне) была дочерью Балора Яростноглазого, легендарного вождя фоморов, а его отец был из племени Дану – его звали Киан, и он был младшим сыном Диана Кехта, целителя из ши. Есть легенда о том, что Балору было предсказано, что он умрет от руки своего внука, и тогда он запер свою единственную дочь в стеклянной башне на острове Тори, чтобы она никогда не познала мужчины, однако Киан все же нашел способ пробраться в зачарованную башню, и так родился Луг, соединивший в себе две волшебные крови, и способный к магии обоих народов.

Когда Луг вырос, он пришел ко двору правившего тогда Нуады Среброрукого, и был принят в клан Дану, а его матерью вместо фоморки Эйтлинн была тогда наречена Таильтин – земля. Участвуя в битвах, Луг действительно осуществил пророчество, и в одном из сражений, мстя за павшего Нуаду, Луг убил своего деда, Балора, выбив камнем из пращи его «ядовитый» глаз, взгляд которого нёс смерть всему живому.

Кроме пращи, волшебное оружие Луга – это копье, или несколько копий. Говорится, что он владел одним из сокровищ Туата де-Даннан, копьем Луин, но есть легенды и о других принадлежащих ему волшебных копьях. Впрочем, любое из них было живым, било без промаха и возвращалось в руку владельцу, и держать эти копья надо было, погрузив наконечником в отвар усыпляющих трав, чтобы они не рвались постоянно в бой.

Римские источники ассоциируют Луга с Меркурием, и у них действительно есть общие черты: они оба ловки и сладкоречивы, хитры и изобретательны, связаны с ремеслами, покровительствуют клятвам и договорам; Луг вообще довольно интеллектуальный бог, и известен, в частности, как изобретатель упражняющих разум игр, самой известной из которых является фидхелл (у нас эта игра называлась «тавлеи»).

Связь Луга с солнцем впервые была озвучена в викторианское время, когда на волне интереса к кельтской культуре было сделано много вольных пересказов и интерпретаций старых легенд, но, по сути, считать Луга солнечным богом нет оснований.

С воронами Луг также стал ассоциироваться позже, - и не исключено, что во многом благодаря сходству его имени с гэльским словом lugos - "ворон".

текст: © Шеллир (Наталья Никольская)

0

250

Один из самых заметных символов Ламмаса

Магия Праздников

Полные зерна колосья - один из самых заметных символов Ламмаса как праздника начала жатвы, как праздника урожая, и это не удивительно: для оседлых, возделывающих землю народов зерно очень важно, оно - символ богатства и изобилия, обещание сытости во время зимы, символ благополучия и жизни.

Но при этом зерно - это не только жизнь: чтобы колосья проросли, зерно "хоронят" в земле, и лишь эта символическая смерть и позволяет им родиться вновь, поэтому зерно было связано еще и с круговоротом жизни и смерти, со смертью, что рождает новую жизнь, и с жизнью, что неизбежно закончится, встретившись с серпом Жницы и перейдет в иное качество. Новый росток, поднимающийся из зерна - символ возрождения, нового начала и весны, а колосья, срезанные серпом и полные зёрен - символ смерти и осени. Поэтому зерно, например, подносится и богам вышним, небесным, и тем богам, что больше связаны с тёмными, подземельными пространствами.

Зерно может выступать в символическом пространстве еще и как образ некоей священной, волшебной емкости, некоего сосуда, в котором спрятано сокровище: такую роль еще нередко выполняет в мифах и легендах еще и яйцо. Есть сказки, в которых в зернышке прячется нечто куда большее, чем можно представить по его виду: были истории и о том, как в волшебном золотом зёрнышке было спрятано целое царство с землями, людьми и животными, со зданиями и дорогами, то есть целый большой кусок явной реальности таился до поры в зёрнышке.

Есть история о бобовом стебле, когда выросший из волшебного боба побег открыл дорогу в иной мир. Есть и кельтская история о Кередвен и Гвионе Бахе, где зерно на время стало носителем духа живого: когда Кередвен погналась из-за утраченного зелья мудрости за Гвионом, тот сначала превратился в зайца, но сама Кередвен стала гончей, тогда он превратился в форель и нырнул в воды, - но Кередвен превратилась в выдру, и стала его настигать; тогда Гвион стал жаворонком, и поднялся высоко в небеса, но Кередвен стала ястребом, и почти нагнала его, и тогда Гвион стал пшеничным зерном и упал с небес на землю. Кередвен, увидев ястребиным оком, куда упало зерно, спустилась туда же, стала курицей и склевала зернышко. Тут бы Гвиону и конец, но дух его был в том зерне, и от зерна, заполненного живой душой, стала Кередвен беременна, и в свой срок родила мальчика, прекраснее которого не видел мир. И это дитя, чей дух сохранил в себе всю мудрость, полученную из Котла Познания, стало величайшим поэтом Талиесином, искусство которого признавали не только люди, но и волшебный народ.

Сейчас, в обрядности Ламмаса, самым важным является зерно от первого снопа, от первых сжатых в этом году колосьев. Такое зерно не тратили сразу, - оно хранилось и использовалось потом в течение года в самых разных обрядах, в гадании, при исцелении, в магических действиях на богатство и процветание.

текст: © Шеллир (Наталья Никольская)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Наука, магия, целительство » Магия Праздников