Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Наука, магия, целительство » Магия Праздников


Магия Праздников

Сообщений 191 страница 200 из 627

191

Традиции Имболка

Магия Праздников

Название Imbolc происходит от древнеирландского слова mblec - «молоко». Ф. Леру в книге «Друиды» дает другую версию: (префикс «imb-» и «folc» ливень).

Имболк – зимний обряд очищения, один из Четырех Праздников, который отмечает возрождение природы. Для Европы, как Западной, так и Южной – это начало «аграрной весны». Сретение – встреча Весны на полдороге, также называется - Канделора или День Свечей – со свечами обходили поля и огороды.

Некоторые традиции, связанные с праздником :

В этот день, согласно кельтской мифологии, Мать Хлеба отдыхала на Земле Духов (Аваллоне или Анноне), набираясь сил. Еще на Самайне она отдала всю свою жизненную силу Богу, чтобы помочь ему возродиться. Имболк - праздник выздоровления Богини, очищения и возрождения земли. Имболк символизирует растущую фазу Богини, тогда как противоположный ей
в Колесе года Ламмас - убывающую. В Ламмас Богиня - старуха, в Имболк - она возродившаяся и обновленная дева. Именно в Имболк молодые ведьмы проходили посвящение.

- Праздник отмечается так же в честь ирландской богини Бригиты (или Бриджит), богини огня, покровительницы поэзии и ритуального исцеления. Бригита – одна из немногих языческих богинь, переживших христианизацию – ее почитают как святую Бригиту, повивальную бабку девы Марии (странно вот не думала, что в то время уже были повивальные бабки;). Имя Бригиты возводят к санскритскому корню bharat; ("высокое", "превосходящее") или к индоевропейскому корню bhrghnti - дословно можно перевести как "та, что превосходит", "та, что возвышается". К Бригите взывали судьи для верного суждения и поэты за вдохновением.

- Примерно в это же время (1 февраля) древние римляне праздновали Луперкалию – другой вариант своеобразной церемонии возрождения.

- В Европе девичий караван носит по домам «последний сноп», ставят его на почетное место и устраивают пир. В этот же день дожигают «рождественское полено» в тех домах, где оно не сгорело дотла, и оставшиеся от Рождества украшения. Как вариант – можно уже убрать елку

Если для кельтов, живущих на островах, праздник Перелома Зимы становится праздником воды, а для нордов – праздником ветра, то в магии славян, в особенности западных и порубежных с ними белорусов все больше проступают огонь и гром. В этих землях праздник называется Громница, свечи, которые зажигают в этот день – «громнички». Их хранят в течение года и зажигают во время грозы.

Как отметить:

- На Имболк взбивали масло со свежесдоенного молока. В этот день можно прогнозировать события и гадать на жениха

- Имболк был днем очищения. Было принято омываться самим, поливать водой собак и домашний скот (например помыть любимую кошку или белую мышь, у кого есть; ), убирать дом с особой тщательностью (очень хороший повод наконец то собрать по кучкам интересные вещи), оставлять на ночь горящей хотя бы одну свечу. В Британии девушки омываются росой или снегом.

- В Имболк нельзя заниматься сексом, ткать, пить пиво, рукоделие запрещено, прялки убирались в чулан. Нельзя ходить в чужую деревню и присоединяться к их процессиям.

- Очищение дома и полезных предметов, инициации, любое новое начинание, работа с маслами. Если вы увлекаетесь садоводством, то в эту пору вы можете заранее благословить семена, которые будете сажать в более теплое время года.

- Украсьте свой дом свечами, желтыми и белыми лентами, а на свой столик поставьте кувшин с талой водой. На закате выключите на какое-то время свет во всех комнатах. А потом пройдитесь по дому и зажгите в каждом жилом помещении по свече.

Что поесть и попить, вобщем приготовить:

- Традиционная пища Имболка - молочная.

- Подаются пряные, мясные блюда с перцем, луком, чесноком. Желательно, чтобы блюда эти, а также напитки содержали изюм.

- Глинтвейн, пряные вина, молоко, травяные чаи.

Рецепты на Имболк

- Подогретое вино на травах - хотя изначально этот рецепт предполагает использование виноградного сока, вы можете использовать вино (в этом случае, исключите из рецепта шерри). Прекрасный напиток для холодных вечеров. Рецепт рассчитан на четыре порции.

1 чашка кипящей воды.
1/8 чайной ложки истолченных листьев розмарина.
1 /4 чайной ложки истолченных листьев мяты.
4-5 целых гвоздичных палочек.
1 чашка виноградного сока.
1 чашка сухого шерри для коктейлей.
1 палочка корицы.

Вылейте кипящую воду в сосуд с розмарином и мятой; подождите 15 минут. Добавьте гвоздику и подождите еще 15 минут. Процедите; смешайте полученную жидкость с виноградным соком и шерри. Поставьте кастрюлю на слабый огонь и сильно разогрейте. Процедите, добавьте палочку корицы и подавайте, пока не остыло. (Дж. Конвей).

- Молоко с пряностями.
Крайне простой в приготовлении напиток считается одним из традиционных напитков на Имболк. Попробуйте - вы почувствуете себя бодрой и полной сил

1 1/3 стакана молока
2 чайных ложки меда
1/3 ч.л. корицы
1/3 ч.л. ванильного сахара.

Подогрейте молоко (не доводите до кипения, просто немного подогрейте), добавьте мед и ваниль. Сверху посыпьте корицей.

Приметы:
Если солнце на Имболк светит - Ухода зимы не жди,
А если снег или дождь и ветер - Значит весна на пути.

(c) Vetrovosk

0

192

Об украшении домашнего пространства

Магия Праздников

Идеальное украшение вашего дома к этому празднику - чистота и много света. Поэтому декора должно быть в меру, и такого, который будет создавать настроение, но при этом не будет ярким.

Основное правило хорошей декорации пространства - следовать сезонности. Но следовать не слепо, по календарю, а учитывать то, что сейчас у вас за окном - посмотрите внимательно, что происходит в природе именно там, где вы живете. Какие приметы грядущей весны вы уже видите?

Если у вас за окном, например, уже цветет миндаль, появились первые листики на ветках или подснежники в лесу - вполне празднично будет, если пара-тройка цветущих ветвей или букеты первоцветов появятся в вашем доме.

Если у вас еще лежит снег, и никакой зелени нет в природе, наверняка в магазинах можно приобрести первые весенние цветы - гиацинты прямо с луковицами, тюльпаны, фрезии и т.д. Поставьте вазу с цветами там, где вы проводите большую часть своего времени, пусть они вас радуют своим видом и ароматом. Высадите луковичные и поставьте их на подоконники - и совсем скоро цветы порадуют вас распустившимися бутонами. Даже один-единственный цветок в самой простой прозрачной стеклянной вазе сможет создать настроение и ощущение приближающейся весны.

Если все-таки не нашли цветов - используйте ту зелень, которая есть в ближайшем супермаркете: розмарин, тимьян, шалфей. В конце концов, возьмите листья салата - они тоже бывают и фактурными, и даже разноцветными. Из пряной зелени можно сплести небольшие венки для украшения вашего дома - разложить их на тех же подоконниках, развесить на окне, декорировать ими бокалы для праздничной трапезы.

Можно принести домой срезанную ветку дерева, поставить ее в вазу с водой - и совсем скоро она выпустит маленькие клейкие листочки. Конечно, если вы еще этого не сделали, то прямо к Имболку листья не успеют распуститься, но наступление весны и ее ожидание - это не один день. А пока эту ветку можно украсить - белыми лентами, развесить те же венки из пряных трав, и т.д.

Принесите из леса, из-под снега, немного мха - он прекрасно выглядит в композициях с луковичными.

Кстати, о луковичных. Вспомните, наверняка вы в своем детстве проращивали на подоконнике самый обычный лук - ставили в баночку, и ждали первых зеленых перьев. Почему бы не сделать это сейчас? Лук растет очень быстро, особенно если вы поставите его в теплую воду. Во-первых, перья можно будет съесть. Во-вторых, ничто не мешает использовать обычный лук в композициях - на фото луковички гиацинтов, но лук в таких тоже будет хорош!

Про свечи, которых в этот день должно быть много, и про их украшение мы уже рассказывали. Еще раз напомним, что свечи - прекрасный декоративный элемент, наиболее подходящий для празднования этой поворотной точки года, и ими щедро можно украсить ваше жилище - расставьте свечи на поверхностях - на обеденном и рабочем столах, на полочках. Непременно украсьте ими подоконник, ведь горящая свеча на окне - символ Имболка.

Магия Праздников

Уютного вам весеннего дома и светлого праздника!

текст: © Рыжь

0

193

Какой мартовский праздник самый древний? Остара: традиции и символизм.

Магия Праздников

Остара – колдовской праздник в весеннее равноденствие. Остара отмечает начало астрономической весны, когда снег и лёд уступают место траве. Это, с одной стороны, праздник весны, когда пробуждается природа, и одновременно с этим – день гармонии и равновесия, когда права Тьмы и Света равны, а день равен ночи. Принято считать, что Остара берет свое начало от дионисийских ритуалов. В магической традиции этот день считается наиболее благоприятным для проведения ритуалов, связанных с предсказанием будущего. Еще одно название праздника – Идуна, в честь северной богини, которая хранит яблоки жизни, придающие силу другим богам и дарящие им вечную молодость.

С астрономической точки зрения, равноденствие – момент, когда центр Солнца в своём видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор. Весеннее равноденствие наступает 20 или 21 марта, когда Солнце переходит из южного полушария в северное, а осеннее – 22 или 23 сентября, когда оно переходит из северного в южное. В эти дни для всех мест Земли (исключая районы земных полюсов) день почти равен ночи.

Возвращение Остары из подземного царства чествовали маленькими пшеничными булочками и крашеными яйцами, которые являлись символами новой жизни. В этот день, как и у славян, здесь радовались возвращению перелетных птиц – вестников настоящей весны. Славяне также отмечали день 22 марта, который назывался Жаворонки (в честь возвращения перелетных птиц) – параллель с Остарой как кельтским праздником птиц более чем читаема. В этот день выпекали из теста маленьких птичек, которыми закликали весну. Здесь можно отметить сходство традиций праздника во всей Европе.

Основными же символами этого дня остаются заяц и расписанное яйцо (атрибутом Пасхи оно стало гораздо позднее). В древние времена Лунный Кролик был священным для многих лунных богинь. Заяц, как символ плодородия, олицетворяет перерождение и воскрешение, он – символическое обозначение растущей Луны и циклического воспроизводства. Расписывание яиц также является древней языческой традицией, связанной с Эострой. Яйца, как очевидные символы плодородия, были украшены магическими символами и использовались в ритуалах плодородия как подношения Богине. Яйца также были окрашены в желтый или золотой цвет и использовались в ритуалах в честь Солнечного Бога. Из-за двойственности содержимого – белок и желток – яйцо связывается в мифологии с первичным творением, разделением Хаоса на Небо и Землю. Кроме того, куриное яйцо во многих верованиях являлось солярным символом – ведь именно из него рождается Петух – солярная птица, чей крик отгоняет нечистую силу и каждое утро пробуждает Солнце к новому дню.

Таким образом, символика праздника – как солярная (яйцо), так и лунная (заяц) одновременно, что ещё раз подчёркивает гармонию и единение противоположных начал в этот день.
А еще символика праздника очень схожа с христианской Пасхой. Вместе с тем, символизмом и обрядами схожесть не исчерпывается. Этот день также связан с утренней зарей (Ostara, Ester, Easter, Eostra, греч. Эос – «заря», богиня утренней зари). Начало нового дня соотносится с началом новой жизни. Именно идея возрождения и послужила причиной наследования праздника Остары и его символизма христианами. Обычай и значение (возрождение Светлых Сил, Жизни, победа над Тьмой и Холодом Смерти) этого праздника перешли в христианство целиком, с одним лишь привнесением в него личности Христа и его возрождения к новой жизни – воскрешения.

Преподобный Беде (672-735 гг. н.э.), христианский ученый, в своей книге «De Ratione Temporum» впервые заявил о том, что Пасха была названа в честь Эостры (также известной как Истра). Существует, правда, и другая версия происхождения названия. Якобы оно было дано французской церковью празднику воскресения Христа, которое включало в себя латинское слово «alba», означающее «белый», что связывалось с традиционными белыми одеяниями, носимыми в течение праздника. «Alba» во многих языках (к примеру, итальянский, латынь) также имеет и другое значение: «рассвет». Когда название праздника было переведено на немецкий, значение «рассвет» было выбрано по ошибке. Оно стало «ostern» по-немецки.

Вместе с тем, следует вспомнить и украинское название праздника – Великдень, Великодень, что одновременно может означать и «великий», и «большой». А ведь после равноденствия день увеличивается, становится длиннее. Многие народы сохранили день весеннего равноденствия как праздник в календаре. Например, на фарси он называется Навруз, что означает «новый день». Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. В СНГ его отмечают как национальный татары, казахи, башкиры, киргизы, таджики, узбеки и многие другие народы. В ряде стран Навруз объявлен государственным праздником, а 21-22 марта – выходными днями.

Отмечают день весеннего равноденствия и в Японии – там его называют Сюмбун но хи. Недельный период, начинающийся за три дня до весеннего равноденствия, называют Хиган. В это время японцы посещают могилы предков, а в садах зацветает сакура. Несмотря на религиозные убеждения и культурные особенности, для многих день Весеннего равноденствия остаётся днём нового начала, гармонии и света – и в окружающем мире, и в собственной душе.

Автор: Екатерина Кирсанова

0

194

Остара.

Магия Праздников

Название этого праздника происходит от тевтонской Богини Эостры (Остары). Её главными символами были кролики (как символ плодородия) и яйцо (как символ мироздания).

В Остару празднуй приход весны, обновление и возрождение самой природы, и приближение пьянящего лета. В это время свет и тьма находятся в равновесии, хотя света будет становиться всё больше с каждым днём. Сила женской и мужской энергии, Инь - Ян также находится в гармонии. В это время пора подумать и о собственном обновлении. Обновляй мысли, мечты и стремления. Обновляй отношения. Замечательно будет начать что-нибудь новое или полностью оживить старое. Чудесно в последующий месяц удаются ритуалы роста и процветания.

По легенде Колеса Года, молодой Бог Солнца теперь празднует священный брак с Богиней-Девой, через 9 месяцев она снова будет Великой Матерью (на Йоль).

Для ведьм, Остара - праздник плодородия, отмечающий рождение весны и пробуждение жизни на Земле. Энергии природы тонко сдвигаются с зимнего застоя на кипучее весеннее развитие. Особо на этот саббат почитают саксонскую Эостру или германскую Остару - богинь плодородия. В некоторых традициях просто Богиня Зелени и Бог Растительности. Как бы то ни было, Богиня наполняет землю плодородием, пробуждаясь ото сна, а Бог становится сильнее и взрослее. Они вместе шагают по зеленеющим полям, наслаждаясь изобилием в природе.

Ведьмы празднуют Остару в этот священный день по-разному. Например, зажигают свечи на рассвете, звонят в колокольчик или красят яйца в честь Богини плодородия. Из крашеных яиц есть множество рецептов изготовления талисманов.

Яйцо - очень символичный предмет. Желток похож на Солнце, и соотносится с Богом, чей символ - Солнце. А белок с Богиней, чей цвет - белый. То, что они вместе символизирует возрождение.

Весеннее равноденствие - время новых начал, действий, "посева семян" на будущее. Обновление и возрождение... Идеально будет убраться в доме по такому случаю. "Весенняя уборка" - это не только физическое очищение, но и ритуал, направленный на очищение от негативных энергий и проблем. Поэтому ведьмы подходят к уборке со строго позитивными мыслями. Это освобождает дом от всех негативных энергий, что накопились за время зимы.

С сайта Modern Witch.

0

195

Остара.

Магия Праздников

Следуя в марте традиции старой,
Как на земле повелось с давних пор,
Древнюю праздновать будем ОстАру,
Ныне о ней поведем разговор.

Комнаты в доме цветами украсим,
Как в них от ясного солнца светло!
Яркими красками яйца покрасим,
Чтобы нам в жизни скорей повезло!

Углем напишем на них пожеланья,
Все, о чем грезим порою в мечтах.
"Кролики" наши с великим стараньем
Спрячут их в разных, укромных местах.

Будем искать их, а как же иначе,
Знаем мы этого праздника ход,
Кто-то возможно отыщет удачу,
Кто-то любовь наконец обретет!

Попировать сможем мы за столами,
Дань отдавая еде и вину,
Будет в камине потрескивать пламя,
Радостно с нами встречая весну!

День этот все почитают недаром,
С ночью теперь они стали равны,
В наших сердцах вызывает ОстАра
Образ цветущей родной стороны!

Автор: Ольга Юмшаницкая.

0

196

Зайцы - постоянные спутники Остары

Магия Праздников

Во время остарского времени и во время самого праздника мы часто видим изображения зайцев или кроликов, и это не удивительно. Зайцы - постоянные спутники Остары, её помощники, и в наше время даже саму Остару изображают порой как богиню с заячьей головой. Именно зайцы из свиты Остары несут за ней светильники богини - медные чаши, полные огня, именно зайцы приносят к людям и прячут повсюду в Остарский день крашеные яйца.

Заяц по всей Европе считался одним из животных, символизирующих весну, и воплощением яркой, светлой, живой и неудержимой весенней силы, которая, раз проявившись, стремительно распространяется во всех направлениях. Весне действительно, стоит лишь начаться - и уже не уследишь за всеми её проявлениями: вот лопнули почки, а вот уже листья развернулись, и снег сошел, и земля высохла, и первые цветы показались; весна - время стремительное, быстрое, прямо как стремительный заячий бег.

Кроме того, весна - время еще и плодородное, и зайцы нередко считались символами плодовитости, причем еще со времен Древней Греции, где зайцы были посвящены Афродите. Зайцы вообще нередко связывались с луной и лунным светом, а поскольку считалось, что луна управляет водами, растительными циклами и циклами женскими, то заяц стал восприниматься как символ и женского и земного плодородия, и стал символом начала цикла - хоть менструального, без которого невозможно будущее рождение, хоть весеннего земного, без которого невозможен урожай. Заячье мясо считалось приносящим плодородие и даже вылечивающим бесплодие.

Хотя сейчас мы чаще воспринимаем зайца как трусливое животное, на самом деле это не так - он не трусливее других травоядных, на которых ведётся охота. Более того, в прежние времена зайца скорее воспринимали как символ силы, а не трусости - это действительно сильное в своей весовой категории животное, яростно отбивающееся в случае попадания в неприятную ситуацию.

Сверх того, из-за связанности с луной заяц нередко воспринимался, как животное, связанное с магическими, колдовскими силами и несущее их в себе (кстати поэтому зайца в христианское время считали одним из спутников ведьм).

© Shellir

0

197

Песня про зайцев

Магия Праздников

Дрожит как осиновый лист, но при этом неоспоримый символ плодородия. Комичный герой сказок, однако, один из непременных спутников праздника поворота Колеса. А так ли уж труслив и прост наш сегодняшний герой?

Издавна, во многих культурах заяц в первую очередь связан с плодородием. В славянской традиции, к примеру, увидеть зайца во сне означало наступление беременности для замужней женщины. Про архаику образа зайца и упоминать не стоит. Помните знакомое с детства «игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце...»? И так во многих культурах. Заяц «несёт» на своих мягких плечах груз примет, непосредственно связанных с ним.

Однако, вернёмся именно к западной традиции, всё же Остара на носу! Кому небезразличен наш мохнатый друг? В первую очередь ведьмам, конечно! Именно в него по свидетельствам средневековых учёных и более поздних этнографов они могли перекидываться. Обычно при этом упоминается белая масть зверя и, как водится, весь вред, причинённый такому существу, обязательно переходит и на саму ведьму в её человеческом обличье.

В Уэльсе и Шотландии белые зайцы и кролики до сих пор рассматриваются не как охотничий трофей, а скорее как примета — охотник может сбиться с пути. Связь зайцев с дорогой вообще довольно распространена, ведь быстроногое животное должно столь же быстро выбирать направление движения, чтоб как можно скорее уйти от охоты или преследования. В римской литературе описывается частный случай, когда предводительница восстания бриттов Боудикка использовала зайцев для определения направления незаметного передвижения своей армии. Видимо, зайцы не хуже разведчиков знали, как не попасть в лапы к врагу или, возможно, сама Боудикка не была так проста, правда?

Так ли слаб и труслив заяц на самом деле, как принято о нём думать? Сама природа подсказывает, что вряд ли. Скорее даже наоборот. Поджарый заяц не только находит в себе энергию для бесчисленного продолжения своего рода в виде многочисленных отпрысков, но и часто успешно уходит от естественных врагов, которых ранней весной довольно много в живой природе. Кроме того, бои, которые зайцы устраивают в марте и апреле собственно для продолжения рода вовсе не отличаются мягкостью и изяществом. Их «танцы» на задних лапах так же характерны для ухаживаний. Автору этой статьи довелось быть случайной свидетельницей как заяц отбился от нападения степного орла: перевернувшись на спину он резко ударил пикирующую на него птицу задними лапами. В общем и целом, этого энергичного зверя лучше узнавать по учебникам зоологии, чем современным сказкам. Совершенно разные образы подчас.

Но вернёмся к зайцам Остары. Заяц, приносящий яйца и непосредственно связанный с символикой непрерывного годичного возрождения жизни повсеместно известен в Европе и  является непременным атрибутом той же современной Пасхи в христианстве. Не для кого не секрет, что христианская традиция не особо поощряла зайцев — такая плодовитость не слишком вязалась с присущей ей аскетичностью.

Поэтому всё сходится к тому, что пасхальные зайцы как животные весеннего равноденствия по меньшей мере присущи более архаичным системам веры, той же древнегерманской мифологии. Хотя стоит упомянуть так же, что многодетные зайцы сопровождали в мифах и греческую Афродиту, аналогично связанную с культом плодородия. В любом случае, первоначальная древнегерманская обрядность в виде особой охоты на зайцев для совершения ритуала, о которой так часто говорят при описании весеннего равноденствия как мистерии, уже широко заменена «аналогом». А именно выпечкой, шоколадными зайками и простым тематическим присутствием зайцев в декоре праздника.

Тут конечно же не обошлось без замены типа «живое на символ живого». А значит, и мы имеем замечательную возможность почтить присутствием в наших домах этого удивительного, сильного, быстрого и любвеобильного зверя. Хотя бы в виде сладости, декора алтаря или дома!

Автор статьи: Наталья Низкодуб

0

198

Остара - богиня весны

Магия Праздников

Остара – богиня весны и скорого лета, оживающей природы, прорастающих семян, там, где появляется Остара, начинает расти трава и распускаются первые цветы, с ее приходом возвращаются и начинают петь перелетные птицы. Остара – богиня плодородия, но связанная больше с плодородностью земли и ростом растений, чем с плодородием людей. Остара – хранительница ключей от светлой половины года, она носит их на поясе, и отпирает в положенный срок небеса, чтобы солнце согрело и оживило землю, отпирает землю и воду, которые всю зиму были «скованы», «закрыты».

Даже там, где в начале и середине марта еще рано говорить об оттаявшей земле и первой травке, после праздника Остары начинается четкий поворот к весне – уже не будет холодов, отступает зима и становится все теплее.

Остару часто считают связанной с луной – поэтому и праздник в ее честь нередко смещается в сторону первого полнолуния после точки Равноденствия. У нас не сохранилось описаний Остары в языческий период, но германская фольклорная традиция (к счастью записанная Якобом Гримом в его «Тевтонской мифологии») сохранила образы волшебных дев или женщин, одетых в белые платья, с заплетенными в косы длинными волосами, которые появляются в расселинах скал и высоко в горах на рассвете пасхального дня. С приходом этих белых дев начинается весна, нередко там, где они ступают по земле, сходит снег и начинает расти трава и цветы, иногда в руках у них важные растения, которых еще не должно быть в марте: цветущий лен, или стручки бобов, или свежие созревшие колоски, но вместе с ними держат они в руках и первоцветы – подснежники, колокольчики, примулы, ландыши, что не вянут в их руках, а в руках простых людей, которые проявили к белой деве вежливость и почтение, становятся драгоценными камнями и золотом.

Считается, что эти «белые девы» германского фольклора связаны, одновременно, и с богиней весны, Остарой, и с богиней зимы – Хольдой или Берхтой. В весеннее время два этих божественных лета встречаются – уходит зимняя Хольда, приходит весенняя Остара, и в образе белой девы можно увидеть их обоих.

Именно на основании этих фольклорных образов и реконструируется образ Остары. Её представляют как красивую женщину в белом платье, с заплетенными в косы длинными волосами, в зелёном, богато расшитом плаще, в роскошных золотых украшениях (особенно важен золотой пояс, охватывающий стан богини) и в ярких туфельках. Она несёт в руках большую связку ключей – от весны, от земли, от вод, от небес и от солнца, и корзинку с окрашенными яйцами и волшебными цветами и растениями. Она появляется на вершине холма или горы, согретой первым солнцем, и потом уже спускается в долины, принося с собой весну и тепло. Там, где ступает Остара - снег исчезает, и она ступает по открывающейся для Госпожи земле, а позади нее, в её следах, прорастают трава и цветы. Ее сопровождают зайцы – постоянные спутники и помощники богини, которые прячут в разных укромных уголках раскрашенные яйца – символы нового начала, возрождения и жизни.

© Shellir (Наталья Никольская)

0

199

Небывалое яйцо

Магия Праздников

С весенними праздниками, со временем, открывающим новый годовой цикл, связана одна весьма древняя традиция – это традиция ритуального окрашивания и расписывания яиц.

Сейчас мы воспринимаем её чаще всего как традицию христианскую и связанную с Пасхой, и есть даже история, согласно которой Мария Магдалина, узревшая воскрешение Христа, поспешила ко двору императора Тиберия, чтобы рассказать ему об этом чуде. Без даров приходить к императору было нельзя, и она взяла с собой несколько свежих яиц. Император выслушал её, но не поверил, и сказал, что возвратиться из мира мертвых человеку невозможно, как невозможно и чтобы куриные яйца переменили свой цвет – и в тот же момент скорлупа всех принесённых Магдалиной яиц окрасилась красным. Впрочем, несмотря на наличие христианской истории (которая, безусловно, требовалась, чтобы обосновать появление окрашенных яиц в весенней традиции), всё же история окрашенных яиц имеет куда более древнюю историю. Например, еще в культуре Персии были известны окрашенные яйца, - они готовились к празднованию Навруза, весеннего Нового года, и считается, что эта, сохранившаяся до наших дней традиция, уходит корнями еще в зороастризм.

Но и в других случаях окрашенные яйца считаются наследием куда более древних культур и религий, нежели новозаветная. Например, славянская писанка, расписанная и окрашенная с помощью воска, хоть и считается сейчас формально «пасхальным яичком», но до сих пор при росписи используются символы, относящиеся еще к языческой славянской культуре, и лишь изредка они дополняются новыми, христианскими символами. И на скорлупе этих яиц мы видим все те же элементы языческого понимания мира, что и на дохристианских славянских археологических объектах. К сожалению, до наших дней не дошли достаточно древние образцы окрашенных и расписанных яиц, ведь яичная скорлупа – это весьма хрупкий и быстро разлагающийся в почве, но зато сохранились яички, сделанные из цветного камня и глины, порой украшенные простым узором; считается, что такие изготавливались в ритуальных целях.

Находили подобные яйца и на территории Германии – например, в одном из детских захоронений, и считается, что такое яйцо было символом второго, нового рождения в посмертии или из него. Вообще яйцо – один из самых ранних религиозных символов, как у европейских, так и у азиатских народов, - это вместилище всего сущего, считается, что в яйце заключено всё, что когда-либо будет создано. Тут можно вспомнить многочисленные легенды о Мировом Яйце, из которого возникает весь мир, или хотя бы сказки о целом царстве, с замком, домами, садами, людьми, животными, появившемся из случайно разбитого яичка.

Яйцо считалось священным во многих традициях – у египтян, в древнем Шумере, у греков, славян, в Китае, Австралии, Индии. Яйцо связано с новым началом, с творением, с рождением нового. Из первичного яйца появляется весь мир – и небо, и земля, и воды, и все сущее. С этим связан и так называемый «парадокс яйца» - оно мёртвое, неподвижное, но порождает жизнь, но и само оно, будучи мёртвым, порождается живым существом. В яйце видели постоянное чередование циклов жизни и смерти, когда из одного рождается другое, и смерть и жизнь чередуются в этой цепочке в вечном танце. Так что яйцо символически еще и связано с весной – со временем начала жизни, рождающимся из мёртвого зимнего времени. Да и, кроме того, по весне прилетают птица, вьют гнёзда и откладывают яйца, да и домашняя птица начинает нестись, реагируя на увеличение светового дня – и именно появление яиц нередко и отмечало в традиции начало весны.

В магическом плане, окрашенное и расписанное яйцо – это яйцо небывалое: такого не найдешь в природе, такое не снесет никакая птица, и это вполне логично. Всегда понятно, кто вылупится из того или иного яйца, что из яйца куриного появится цыпленок, из утиного – утёнок и так далее. А вот что вылупится из яркого, цветного, расписного и узорчатого яйца? Да что нарисуем, то и вылупится. Поскольку яйцо – это символ и предмет, обозначающий рождение нового, и заключает в себе тот самый потенциал рождения, то нам нужно лишь направить этот потенциал в нужное русло. И именно это мы и делаем – при помощи цветов, у каждого из которых есть своё собственное значение и смысл, и при помощи символов, которые мы наносим на яичную скорлупу. Мы рисуем на яичных скорлупках образы того, что хотели бы «породить в мир», и правильно созданное весной яйцо помогает воплотить в жизнь именно то, что на нужно; из этого яйца рождается, «вылупляется» новая вероятность. С цветами яиц все достаточно просто:
- алые говорят о жизни, витальности, физической силе и здоровье;
- зелёные обещают рост и развитие;
- желтые и золотые, в зависимости от оттенка, приносят радость и божественное благословение, черный и темнокоричневый дают связь с силой земли и так далее.

Символы, которые мы наносим на скорлупу, могут быть исполнены в «свободном стиле», как это сейчас делают в традициях викки или нью-эйджа, но можно воспользоваться и наработанными приёмами, которые веками и хранились, и оттачивались у нас в искусстве писанкарства – особой, обрядной росписи яиц. Узоры писанок порой настолько сложны, что мы порой видим на их раскрашенных боках целый мир - и мировое древо, и три мира: небеса, мир средний и подземный, мы видим на них как идёт дождь, как этот дождь пробуждает землю, и как на ней появляются ростки, мы видим там Берегинь, и Рожан-Оленух, и небесных коней ветра, и многих-многих других персонажей. Писанки нередко отражают мир вокруг человека, мир в его эталонном виде - со всеми положенными элементами, богами, зверями и, главное, с теми силами, которые в мире должны действовать. Такие писанки - своего рода подтверждение правильности окружающего мира, а в правильном мире все, несомненно будет хорошо - и все здоровы, и урожай богат, и удача будет сопутствовать, и погода благоприятствовать. Поэтому такие писанки дарили в качестве благопожелания, как благой дар дому и роду, как защитный и оберегающий амулет. И мы до сих пор можем использовать те символы, которые столетие за столетием дарили мир и благо домам и родам.

Например, нередко в росписи писанок появляется солнце – источник жизни в нашем мире. Оно может быть нарисовано и в виде привычного нам кружка с расходящимися лучами, и изображаться просто в виде концентрических кругов или круга с точкой посередине, и в виде креста с загнутыми лучами – свастики. Образ земли плодородной в писанке – это решетка, а если в ячейки решетки попали точки – это поле засеянное, которое даст урожай. Горизонтальная линия с поднимающимися от нее маленькими вертикальными черточками или галочками, завитушками – это ростки, всходы. А вот если такая линия помещена в верхней части яйца и черточки направлены вниз – то это уже не всходы, а дождь, питающий землю.

Символами вод, течения, неумолимого движения могут быть и волнистые линии, пересекающие скорлупу. Может оказаться на писанке и Мировое Древо – символ структуры, порядка и незыблемости, две Оленухи – Рожаницы, дающие возможность нового начала. Рыбки несут с собой плодовитость, цветы – красоту и процветание, благополучие, птички – приносят небесное благословение, а ужики – защищают.

Перечислить все символы традиционной писанки почти что и невозможно – так много их, и так они разнообразны. Впрочем, можно и не погружаться в традицию, а пользоваться теми  символами, знаками и образами, которые вам наиболее привычны – в любом случае, ваше яйцо станет небывалым.

Удачи в вашей работе и доброй Остары!

© Shellir (Наталья Никольская)

0

200

Остара (Ostara)

Магия Праздников

Свежей, глянцевой эмалью
Залазурен небосклон
И прозрачной светлой далью
Обведён со всех сторон.
Облака отполоскало
Чистым ветром добела,
Словно перья разбросало
Из лебяжьего крыла.
Вот, на вербу сев, синица,
Вбок головку повернёт,
В небо глянет, подивится:
До чего ж оно синё!
По двору гуляет кочет -
Златохвостый, молодой -
И румяной лапкой топчет
Землю с талою водой
В крапинках овсяной крупки...
Яркий свет и гомон птиц...
По ручью плывут скорлупки
Пёстрых крашенок-яиц:
Алых, кубовых, морковных,
Густо-желтых, как шафран,
Расписных пунцовых - словно
Дивный флот из дальних стран.
Из-под снежной белой корки,
Жарким солнцем накалясь,
По низинам и пригоркам
Пробуждается земля,
Млея, дышит тёплым паром
В ожиданье бороны, -
Благодатная Остара,
Становление весны.

Автор: Смирнова Екатерина.


Lisa Lynne - Springs

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Наука, магия, целительство » Магия Праздников