Лугнасад – праздник первого урожая.
Название и происхождение.
Несколько веков назад жизнь народов была подчинена ритму природных изменений. Весной нужно было засеять поля, летом работать и ухаживать за посадками, осень — время сбора урожая, зимой ели то, что удалось собрать в прошедшем году, и ждали новой весны. Чтобы обеспечить себе пропитание, человек должен был прилагать много усилий. Не было комбайнов, грузовиков, хлебопечек, посудомоечных машин, и многого другого, что делает нашу жизнь легче. Современный человек тратит меньше времени и сил на добывание пищи, он может задумываться о других, более метафизичных вещах. Но жизнь наших предков складывалась вокруг одного, самым важным был хлеб. Древние кельты не были исключением.
На Колесе года Лугнасад располагается напротив Имболка. Половина года от посева семян до созревания плодов, прошла. Наступило время пожинать урожай.
Лугнасад – кельтский праздник порога, обозначающий окончание лета и начало осени, праздник урожая и солнечного жара. Это праздник Матери хлеба, но одновременно это и праздник Бога хлеба, чья жизнь приносится в жертву во время жатвы.
В викканской традиции Лугнасад – это время появления в мире первых «детей» сочетавшихся браком на Литу Богини и Бога: хлеба, овощей и фруктов. Божественная пара, таким образом, выступает в ипостаси подателей благ.
В июле почти не было ни больших общих праздников, ни сколько-либо интересных обычаев. Начавшаяся сеноуборка и другие сельскохозяйственные работы отнимали всю силу и энергию сельских жителей, а кроме того, месяц перед сбором нового урожая был самым голодным в году. «Горькие шесть недель» (the bitter six weeks) — так называли время со дня летнего солнцестояния и до конца июля в Англии и Ирландии. У англичан он был известен так же, как «голодный месяц» (Hungry month), у кельтов «голодный июль» (Jul an Ghorta). Поэтому с большой радостью встречали праздник начала уборки урожая, «день первых плодов», который торжественно отмечался кельтскими народами Британских островов, хотя был известен и англичанам.
Праздник был распространен преимущественно среди гэльской ветви кельтов — у гэлов Ирландии и Шотландии, но его справляли и уэльсцы и, судя по некоторым источникам, кельты древней Галлии. Насколько известно, из германских народов, кроме англосаксов, никто не отмечал этот день, так что можно предположить, что этот праздник был заимствован англосаксами Англии у кельтов.
Лугнасад – это день начала жатвы. В древних кельтских источниках при перечислении всех праздников день Лугнасад толковался как «время начала жатвы», период, когда «земля страдает под тяжестью своих плодов». По обычаю в этот день жнецы выходят в поле, чтобы тожественно срезать первые спелые колосья. Пожалуй, этот праздник близок по духу к православному Спасу – Медовому, который раньше отмечался как раз 1го августа, Яблочному и Третьему (Ореховому и Хлебному). Ведь Луг – светлый солнечный бог, который римляне-язычники сравнивали с Меркурием, а позднее и с Христом.
Лугнасад означал приход осени и наступление поры сбора урожая. Причем, как известно, основной урожайный период — это все-таки сентябрь и октябрь, а праздник проводился в августе. Дело в том, что для древних кельтов празднество — это своего рода обряд. На празднике должны быть соблюдены все условия и правила его проведения. Тогда, если все прошло успешно, то будет и хороший урожай.
Чаще всего слово Lughnasa трактуют, в соответствии с глоссарием IX века «Sanas Cormaic», как «сборище [в честь] Луга» (nasad Luga), или «свадьба Луга». Если переводить название как "свадьба Луга", то можно вспомнить о прекрасной Эйре, хранительнице Ирландии, отданной Лугу в жёны как раз в конце лета.
Луг — это бог, который отвечал за поддержание равновесия и распределение благ. О нем сохранилось несколько легенд, имя его встречается в ирландских сагах, где он назван отцом одного из главных героев саг — Кухулина.
По разным версиям Луг, один из могущественнейших Туата-де -Даннан, был приемным сыном или братом богини природы, земли и плодородия — Тальтиу. Луг создал этот праздник в знак скорби о гибели Тальтиу.
Не совсем понятно, правда, откуда вообще взялась приёмная мать Луга – если его настоящая матушка, Этлинн, была в добром здравии. Однако тут можно всё же найти одну любопытную параллель – в битве при холме (земле) Таилтин воины Туата-де-Данаан, племён богини Дану, к которым относился и Луг, проиграли битву сынам Мил Эспейна, после чего были вынуждены удалиться в холмы и оставить поверхность Эрин (Ирландии).
Так что этот праздник можно трактовать в том смысле, что власть Луга (и всех других богов племен Дану) на земле Ирландии, на которую они пришли, как чужаки, и которая приняла их, как мать, уходит, начиная с этого дня, из мира живых в потусторонний мир, в холмы – и сиды перестают вмешиваться в дела людей до самого Самайна. Есть даже ирландская сказка о том, что люди в древности заключили с фейри, сидами договор о том, что людям позволено «резать и бить тело земли» (т.е. возделывать землю) с Имболка (в некоторых версиях – с Белтайна; видимо, зависит от климатической зоны), и позволено собирать ее плоды с августовского кануна до дней мёртвых – после же земля принадлежит сидам, и всякий, кто осмеливается собирать земные плоды после Самайна, рискует навлечь на себя их гнев.
На самом деле название праздника по правилам читается как Лу-на-са (Lou-na-sa), Лугнасад – русифицированный вариант.
По-английски день 1 августа называется Lammas Day. Существует несколько предположений о происхождении этого слова; самое вероятное из них — слово это является искажением древнеанглийского half-measse (hlammaesse) в loaf-mess-Lammas (месса каравая). Это название более позднее, относится уже к периоду христианизации островов, и связано с обычаем приносить в этот день к утренней мессе праздничные караваи для освящения. До сих пор в некоторых районах Британии булочники выпекают в этот день круглые хлебы с изображением снопа на верхней корке.
Важное значение имел день 1 августа для скотоводов — во всех областях Англии, где было развито животноводство, к этому времени стада начинали спускаться с гор в долины. С 1 мая большая часть деревенских жителей переселялась в горы на летние пастбища, но к началу уборки зерновых, ко дню Лугнасада, было необходимо массовое возвращение людей с горных пастбищ, чтобы принять участие в жатве. Кроме того, овцеводы обычно отделяли в этот день ягнят от овец. В Англии фермеры часто приносили в церковь для благословения ягнят. Некоторые английские исследователи полагают, что и слово Lammas — это искажение Lamb mass — месса ягнят.
Обряды и ритуалы.
Накануне 1 августа совершались магические действия над скотом, чтобы уберечь его от всяких напастей. Особенно заботились о коровах: мазали смолой хвосты и уши, привязывали к хвостам красные или синие нитки, произносили магические заклинания над выменем.
По очень старому обычаю в этот день старались искупать скот (или только лошадей) в море или реке. По-видимому, это был остаток какого-то языческого ритуала, о чем свидетельствует специальное постановление церковной сессии 1647 г. о запрещении подобных действий.
В Хайленде женщины обычно раздавали всем, кто был на летних пастбищах, небольшие сыры из творога - на счастье. Такие сыры и масло специально приготовлялись для празднования этого дня.
В кельтские времена Лугнасад не был исключительно сельскохозяйственным праздником, в это время, например, устраивались собрания законоведов и судей, на которые мог явиться любой свободный человек и обратиться за справедливостью как к законникам, так и к самому королю. Эти общие собрания сопровождались торжищами, куда приезжали как земледельцы, так и ремесленники, а также пирами, которые устраивал король для своих подданных. Во время праздника оглашались новые законы, проводились перестановки среди управляющей элиты. Считалось, что если в этот год выпал плохой урожай, то правление вождя было недостаточно хорошим, и земля отражала это, давая мало плодов. Поэтому Лугнасад также означал подведение итогов правления.
Кроме того, начало августа – время ярмарок и найма работников. Ярмарки после жатвы открывались во множестве – лошадиные, сырные, медовые, ярмарки зерна и т.п. Как и везде в Европе, ярмарки сопровождались гуляньями и увеселениями. Устраивались состязания и различные игры, например, скачки (в том числе на неосёдланных лошадях), состязания в беге (в том числе среди женщин).
Следует упомянуть еще об одном обряде, являвшемся необходимым компонентом праздника — борьбе двух сторон, какой-то разновидностью ритуальных в прошлом у многих европейских народов состязаний и кулачных боев. На юге Шотландии обычно сражающимися партиями были пастухи двух приходов. За несколько дней до праздника на двух холмах, расположенных на расстоянии примерно 2-3 км друг от друга, строили башню из земли и дерна (высотой 3-4 м, диаметром 3 м). День 1 августа пастухи проводили в обороне своей башни и атаках-вылазках на соседнюю. Все сражающиеся были вооружены дубинками и иногда между ними разгорались настоящие битвы, очень шумные и грубые. Цель битвы заключалась в том, чтобы снять с верха башни флаг противника и водрузить на его место свой. После окончания игры парни пожимали друг другу руки, и мир полностью восстанавливался.
По своему характеру эта игра очень напоминает «взятие снежного городка» на масленицу в Сибири. Основная ее черта — ритуальная борьба, состязание. Ритуальный характер игры особенно ясно выступает в драке двух партий, вооруженных палками. Очевидец, наблюдавший такую игру в Ирландии в 1834 г., пишет, что она длилась всего минут десять, причем палки чаще опускались на палки противника, чем на людей. После сражения участники его вновь становились добрыми друзьями.
День 1 августа, по народным представлениям ирландцев, был уже рубежом между летом и осенью. Так, на горные лужайки молодежь приносила собранные на склонах цветы, и девушки сплетали из них гирлянды, венки, которые надевали «в память конца лета», «чтобы послать последний привет лету». Под утро, когда праздник заканчивался, цветы закапывались на том же холме, в знак того, что время цветов – лето – уже закончилось и начинается осень.
В Ирландии с XVII в. и вплоть до конца XIX в. главной пищей сельских жителей был картофель. Верования и обряды, прежде связанные с зерновыми злаками, постепенно стали ассоциироваться с этой культурой. Верили, что если 1 августа будут есть новый картофель, то и весь год в нем не будет недостатка. Первый картофель в этот праздничный день ели с беконом и капустой, иногда с уткой или гусем, с рыбой. Но для большинства мелких арендаторов западных областей Ирландии традиционным блюдом этого дня был сolcannon – картофельное пюре с молоком и маслом, приправленное луком и зеленью или, в некоторых областях, смешанное с овощным пюре из капусты, репы и моркови.
В XIX в. обрядовая трапеза совершалась в каждой семье в отдельности, однако раньше она была коллективной — в ней принимала участие вся община.
Во время Лугнасад друиды проводили обряды для сбережения и восстановления сил земли, которые были потрачены на рождение плодов в этом году. Также в своих ритуалах друиды благодарили землю за созданный ею урожай. Все основные обряды и ритуалы были связаны с землей и хлебом, потому что жизнь и достаток общины зависели от этих двух вещей.
Сборища на холмах вечером 1 августа носили, вплоть до XIX века, самый массовый характер в Британии, обгоняя даже торжества Ночи Костров. На вершины холмов приносили еду и питьё для совместной трапезы.
В качестве подношения божеству с торжественными церемониями зарывали в землю десятую часть собранного в этот день зерна и часть приготовленного для общей трапезы кушанья (понятие «десятой части урожая» в качестве платы правителям – было характерно для кельтов еще до прихода христианства). В отличие от прочих кельтских праздников, принесённую часть урожая не сжигали и не бросали в воду, а закапывали в землю.
Интересно, что собранные колосья зарывали не возле земельных участков с созревшим урожаем, а на вершине горы, на которую часто надо было взбираться несколько часов. Чем этот обычай можно объяснить? Может быть, тем, что бог, которому приносились эти первые плоды урожая в знак благодарности или чтобы его умилостивить, жил где-то наверху?
Временные браки.
Многие обычаи, соблюдавшиеся еще в XIX в., являются пережитками некогда существовавших свободных отношений между полами во время праздника. Так, в Донегале (Ирландия) лучшему танцору сборища выбирали и «дарили» невесту. В. Скотт в примечаниях к своему роману «Пират» рассказывает об обычае такого же характера:
«В прежние времена на ярмарке святого Оллы (1 августа) в Керкуолле существовал обычай, согласно которому молодые парни и девушки из простонародья образовывали пары на все время, пока длилась ярмарка, и в течение этого времени назывались братьями и сестрами Lammas. Нетрудно понять, что крайняя близость, возникавшая в силу этого обычая, легко вела к злоупотреблениям, тем более что, как говорят, связанные с ними нескромные последствия не считались особенно зазорными».
Попросту говоря, дети, родившиеся у «сестёр урожая», считались благословенными и не портили репутации девицы.
Этот обычай продолжал бытовать и позднее. В 1900 г. один местный краевед сообщал о нем с Оркнейских островов:
«Титул брат и сестра Лэммеса не совсем еще вышел из употребления, точно так же как и обычай соглашения двух молодых людей быть возлюбленными во время всей ярмарки Лэммеса».
Большинство исследователей считают, что подобные обычаи выполнялись с целью магической помощи плодородию земли, истощенной созревшим урожаем.
По всей вероятности, пережитком такого рода обрядов был и распространенный среди шотландцев и ирландцев в прошлом интересный обычай заключения временных браков. На открываемой в день праздника сбора урожая ярмарке на рыночной площади заключались временные браки путем простого «скрепления рук» (hand fasting). Такой брак продолжался 1 год и 1 день.
Парни выстраивались в ряд на одной стороне, девушки — на другой, и их отцы и матери, собравшись посредине, договаривались о союзах между ними, и брак скреплялся пожатием рук молодых людей.
Если же по истечении указанного срока молодые люди решали расторгнуть свой брак, то они вновь приходили на эту же площадь, становились спиной друг к другу (парень лицом к северу, девушка к югу) и расходились в разные стороны уже разведенными, свободными вступать в новые союзы.
Существуют отрывочные упоминания о подобного рода обычаях в разных частях Шотландии. В пограничной области между Шотландией и Англией (Border) на подобных ярмарках настолько часто заключались временные браки, что из окрестных монастырей сюда стали специально направлять монахов, чтобы они давали церковное благословение таким союзам. Иногда и зажиточные шотландцы следовали этому старому обычаю, чтобы быть уверенными в прочности и счастье предстоящего союза.