КАК ВЫПРОВОДИТЬ МОРОЗ, ПРИЗВАТЬ ВЕСНУ И ИСПЕЧЬ ПТИЧЕК?..
Архаичные весенние обряды марта
Жаворонки, кулики, грачи, птюшки, тетёрки, снегирьки, воробышки, сороки, петушки, чувильки - так называли печенье в форме птичек, выпекаемое в разных концах славянского мира (в начале марта и часто 17-25 марта). На их крыльях должна будет прилететь весна (также верили, что птички открывают ключами врата для тепла, весны, воды). Бегут навстречу весне с птичками в руках или на прикреплённых палочках, конечно, детки, а предки, прилетевшие на крыльях птичек с весной (или сами воплотившиеся в образ птиц, по верованиям наших предков), радуются, глядя на своих потомков. В некоторых областях с птичками бегали не только дети, но и незамужние девушки, иногда - все члены семьи. Бегут они по селу с птичками и поют песни-веснянки, кричат заклички:
Ой жаворонки,
Жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красную,
Лето теплое!
Нам зима надоела,
Весь кор(о)м поела!
Сохранились описания подобных обрядов, когда члены семейства выбегают на улицу и подбрасывают жаворонков вверх с такими закличками - имитируя полёт птиц.
После таких действий "птичек" оставляют под крышами домов, сараев (туда, куда должна прийти весна с ёё дарами), а также натыкают на веточки деревьев, где и живут, собственно, птички. Остатки печенья с удовольствием съедают.
Чтобы Весна-красна пришла скорее, девушки также забирались на высокие горы в селенье, на крыши домов, сараев и закликали оттуда весну и птичек песнями и "гуканьем" (призывным криком и/или звукоподражаньем птичьему пению):
Агу, Весна! Агу, красна!
Ой, что ж ты нам принесла?! У-у-у!..
Старым бабкам - по киочку,
А девушкам - по веночку! У-у-у!..
А девушкам - по веночку,
Малым деткам - по яичку! У-у-у!..
Выпроводить Мороз тоже было бы неплохо.
Его время - закончилось, так что
Мать-большуха (как правило, это уважаемая в доме женщина, находящаяся ещё в детородном возрасте) для этого выпекала обрядовый колобок и выкатывала его из двора со словами: "Мороз Красный нос, вот тебе хлеб и овес! Уходи от нас!! (или "А теперь убирайся подобру-поздорову!")
В некоторых вариантах колобков было много (40 небольших колобков) и их выбрасывали в окно, чтобы задобрить и выпроводить мороз (а мы знаем, что с весеннего равноденствия как раз начинаются ночные-утренние морозы, и длятся они примерно 40 дней!).
Ещё встречаются такие описания интересного обрядового действия, связанного с проводами Мороза: варили овсяный кисель, выставляли его в миске на крыльцо с приговором: “Мороз-мороз, не тронь мой овес, приходи кисель есть!”
ТЕСТО для обрядового печенья-жаворонков и колобка - каким оно было?
Однозначного ответа, конечно, нет, вариантов традиции очень много. Встречаются упоминания и о песочном сладком тесте, и о дрожжевом, сдобном, овсяном и пшеничном (колобок=овёс - именно потому, что из овсяной муки). НО! Точно так же часто встречаются упоминания и о том, что для обрядовой выпечки использовалось самое простое ПРЕСНОЕ тесто (мука и вода). Возможно, такое расхождение традиций появилось по следующим причинам.
Самый древний вид теста - это, безусловно, простое, пресное, некислое (и без дрожжей, разумеется) тесто. Та самая мука и вода... Видимо, память о том, что это самый первый вид теста для выпечки, и давал основание делать обрядовую выпечку именно из такого теста - чтобы сохранить традиционность, АРХАИКУ, КАНОН - именно на нём и держится традиция.
С другой стороны, обрядовое печенье - это не просто угощение для близких, но и для весны, птиц, для БОГОВ и ПРЕДКОВ, а ведь им давали всё самое лучшее. Вот из этого исходя, конечно, очень понятна традиция делать праздничную выпечку наиболее богатой - из очень хорошо сдобренного теста (т.е. добавлять яйцо, сметану, масло, молоко, мёд)...
Поэтому этнографы фиксируют существование обоих вариантов традиций состава теста в разных регионах и у разных хозяек (подробнее рецепты - см. в следующей статье).
Форма птичек лепилась тоже самой разной, главное, чтобы был символичный клювик, крылышки, хвостик.
С любовью к традиции, Арина Медведева