КАК «БЫТЬ МУЖЧИНОЙ» И «БЫТЬ ЖЕНЩИНОЙ»
ПРАВИЛА, КАК «БЫТЬ МУЖЧИНОЙ» И «БЫТЬ ЖЕНЩИНОЙ», подстерегают нас повсюду, от народной мудрости до бестселлера «Женщина: Учебник для мужчин» или курса «Жена-директор», который за 9 тысяч рублей обещает научить, «как ходить, сидеть, садиться» и «стать для мужа причиной больших побед и достижений». Ведь, как считает автор курса (и не только он), «быть замужем — это, пожалуй, самая главная должность в жизни женщины».
Об идее некоего особого «женского предназначения» и «следования своей женской природе, данной свыше» говорят и сами женщины, ссылаясь на тысячелетние традиции — не только славянские, но и индуистские. Разбираемся, откуда взялась концепция «ведической женщины», почему она столь востребована и как нас со всех сторон пытаются загнать в удобные рамки.
«Женственность», как агрессивная, так и «одомашненная» — успешный рыночный продукт
Идея не нова: в патриархатных дискурсах жизнь женщины представлена как некоторая производная форма от жизни мужчины, а её существование регламентируют всевозможные «институты благородных девиц». По сути, это всегда ликбез — свод правил, необходимые для выполнения практики. Так, в девяностые годы российские книжные полки завалило литературой о женщине-стерве: почему ей полезно быть и как ей стать. Одновременно с этим в моду вошли и созвучные тренинги: оказалось, что «женственность», как агрессивная, так и «одомашненная» — успешный рыночный продукт.
Ведические авторы точно так же расположились в коммерциализированной нише: продаются ведические тексты, фестивали (например, «Благость»), семинары и тренинги. Идеологи движения выступают на территории психологии, чаще всего не имея соответствующего образования — это в первую очередь «специалист в области астрологии и психологии межличностных отношений» Руслан Нарушевич, дерматовенеролог и рефлексотерапевт Олег Торсунов и его последовательница, скептически относящаяся к академическому образованию для женщин, Ольга Валяева («Я не психолог. Когда-то я стеснялась этого. Думала, что мне очень нужен диплом. Важен. Именно психолога. Но Бог отвёл»). Похожую нишу, хоть и подчёркнуто дистанцируясь от ведических учителей, занимает «женский тренер» Денис Байгужин — специалист по «выдаче женщин замуж». Различия в деталях не меняют основного принципа: все они конструируют определённую модель женственности, зарабатывают, транслируя её и обретая сторонников, распространяющих «знание» безвозмездно.
Один из маркеров «настоящей» женщины, образ которой продвигают все идеологи и поклонники «подлинной женственности», — это замужний статус или желание к нему приблизиться.
Жена и женщина в этой концепции — синонимы. Тегами здесь оказываются «служение мужчине» и «женское предназначение», для исполнения которого необходимо придерживаться как определённых поведенческих норм, так и стандартов внешнего вида: «В постели мужчины любят округлые и красивые формы. Талия однозначно должна быть узкой», «Женщина должна одеваться для мужа и так, как нравится ему». Отдельный, обязательный пункт дресс-кода — юбки, ношение которых наделено сакральной и даже целительной силой, главное — «не чересчур короткие» для того, чтобы «накапливать» какую-то «энергию».
На выходе получается ретроградный, антинаучный и калечащий психологическое состояние, но при определённых условиях цепляющий образ — ведь женщине, соблюдающей предписания, обещана жизнь в гармонии и счастье. По сути, ей предлагается макет женственности — понятный, доступный, конкретный и убийственно узкий. Главный приём, с которым работают «эксперты», — деление мира на «мужской» и «женский» и взгляд на отношения и мир в целом исключительно из этой перспективы. Каждое действие и поступок становятся частью (не)верно реализуемой женственности и мужественности.
Как подчёркивают сами идеологи течения, они адаптируют к современным реалиям ведическое знание — и в таком, «адаптированном», виде оно расходится в массы. Источник знания может внушать доверие своей древностью и авторитетностью, но в этом ходе есть изящная подмена: как факт преподносится информация, которая не имеет прямых и доступных ссылок на веды, но бесконечно к ним апеллирует. Убедительной доказательной базы никто не предоставляет, да она и не нужна, когда есть убеждающая риторика и яркость метафор: «Давайте начнём с того, что главное предназначение женщины — это копить энергию. Об этом сказано во всех древних писаниях разным языком и разными словами. Эта энергия предназначена для того, чтобы делать мир лучше. Руками мужчины».
Эксплуатация образа ведической женщины использует патриотические, эзотерические и психологические отсылки, чтобы подкрепить основную мысль: успешность женщины лежит только в плоскости отношений, а её главная задача — «подать себя мужу» и исполнить «женское предназначение» (вплоть до необходимости забеременеть не позднее чем через пять лет после замужества).
Не удивительно, что значительная часть рекомендаций, как стать правильной женщиной, сосредоточена на том, чтобы уделять достаточно времени поддержанию уюта в доме и сохранять хорошее настроение. Первое предписание ведической жене — следовать за мужем. Список качеств, которыми она должна владеть, варьируется. Одни говорят о десятке догм, другие идут дальше и предлагают шестьдесят четыре пункта — от умения возбудить мужа, уснуть после него и спать в любом положении до умения разгадывать сны и толковать приметы. Отличие таких списков разве что в степени детализации, но общий тон один.
Сторонники ведического знания предлагают описывать эту систему знаний как идеальную для тех, «кто устал от бесконечной спешки, дедлайнов и феминизма». Вообще, феминизму от ведических последователей достаётся как агрессивной и убивающей женственность на корню модели. Вместо этого проводится уверенная граница между женскими и мужскими правами, возможностями, нормами. Равенства в такой концепции не может и не должно существовать.
Опасность состоит ещё и в том, что эти идеи поддерживаются и распространяются самими женщинами. На онлайн-площадках, посвящённых ведической женственности, создаётся уютное пространство доверия и тепла, «женского круга», понимающие люди поддерживают, рассказывают, что проблемы решаемы. А дальше происходит прямое инструктирование. Например, о том, что лучше всего дружить только с женщинами, причём замужними (их энергия самая правильная), опасно дружить с мужчинами (это энергетическая измена мужу), не стоит ударяться в карьеру (это убивает женскую энергию) и дальше по нарастающей. К этому прилагается привычное, совсем не ведическое стремление поучать окружающих, чем нас тюкают с детского сада: «И сделай немного другое выражение лица — морщины на лбу тебя совсем не красят».
Ловушка в том, что откровенно архаичные, безосновательные и псевдонаучные инструкции и установки перемежают вроде бы разумные идеи. Следить за питанием, заниматься физической активностью и радовать себя массажем — почему нет? Другое дело, что уход за собой не должен вменяться женщинам как обязательная часть их идентичности и способ услужить мужчинам. По сути, это призыв лишить себя автономности. Женщина в этой концепции не имеет права существовать как самостоятельная единица и обязана преподносить себя обществу, в первую очередь мужскому: «Умение оставаться девочкой очень важно. Непосредственной, милой, забавной, иногда смешной. Вспомните леди лет пяти — и вы поймёте, какие женщины пользуются успехом». Общее место для подобных сообществ — они учат эксплуатировать определённую форму женственности для получения определённых результатов от мужчины.
Как и с сектантством, угроза влететь в подобное на полном ходу тем выше, чем выше уязвимость: после расставания, переезда в другой город, из-за пережитого насилия или предательства. Опасность поджидает в момент утраты критического мышления, чему способствует неустойчивое психологическое состояние, эмоциональная яма или депрессия. Если женщина разделяет хотя бы часть установок патриархального общества, то может солидаризироваться с ним, особенно в момент кризиса личных отношений или страдая от их отсутствия. Добавьте к этому бесконечный немой вопрос «Когда ты выйдешь замуж?», с которым приходится хоть раз в жизни (и это если повезёт) сталкиваться каждой из нас.
Наживкой в таком случае становится обещание гармоничных отношений и полной реализации себя. А к чётким «полезным советам» добавляется искушающий момент «магического» мышления. Если упрощать, то одна из фундаментальных идей ведической женственности звучит как «откажись от эмансипации, надень юбку — и беды уйдут». Подобный трюк позволяет временно дистанцироваться от решения проблем. Опасность в том, что они никуда не исчезают и догоняют затем в десятикратном объёме. А сама ведическая женственность превращается в клетку, и на то, чтобы выбраться из неё, уходит много сил. Симптоматично, что многие пережившие «ведический» опыт впоследствии всерьёз задумываются о правах женщин.
Главный подвох в том, что для приверженцев этой идеологии сила, власть и ресурсы сосредоточены в руках исключительно мужчин. И задача женщин, используя рычаги «женского» влияния, получить часть этих благ из мужских рук. Эта концепция ущербна в самом своём фундаменте — женщинам предлагается не только смириться с позицией угнетённой, но ещё и насладиться ею, использовать все её «бонусы», будучи на дотации от мужчины и тщательно оттачивая те или иные навыки покорения, соблазнения.
Опасность отношений ведической парадигмы в том, что она молчаливо одобряет тотальное неравенство в отношениях. Мужчине и женщине предлагается доказывать свою «мужественность» и «женственность» в рамках предлагаемых стратегий, что в свою очередь становится благотворной почвой для самых разнообразных проблем: финансовой и психологической зависимости женщины в таких отношениях, эмоционального выгорания и неврозов. Многомерность человеческих идентичностей, партнёрские отношения, личные интересы — всё это оказывается вне фокуса. Как поёт Сати Казанова, «не надо умничать — надо в сердце любовь сохранить».
На волне нынешнего консервативного поворота в русскоязычном пространстве ведическая концепция смотрится органично. Она соответствует необходимым патриархатным условиям: сохраняет и фиксирует гендерный разрыв, поддерживает гетеронормативную матрицу, концентрируется на унифицированных «догмах» в отношениях, чётко проводит границу между нормой и ненормой. К счастью, это же является одновременно и слабой её стороной.
О негативных эффектах ведической женственности говорят блогеры, представительницы фем-комьюнити, участники соцсетей, пережившие личный опыт погружения. Например, этой проблемой активно занимается Евгения Задруцкая, которая детально и рефлексивно описывает свой опыт попадания в капкан ведической женственности и последующего избавления от него. Евгения опубликовала статью, где подробно и со ссылками рассказывает свою историю и в свою очередь проводит тренинги для женщин, которые столкнулись с травматичными последствиями «ведического» опыта.
Этой теме посвящён и крупный паблик «ВКонтакте» «Жеженственность» — это постоянно обновляемый архив информации и разборов высказываний, статей, тренингов ведических авторов. Многие из участниц сообщества — женщины, имевшие опыт «становления женщиной по ведам», а затем нашедшие в себе силы выйти из системы. Они обнаруживают и описывают нестыковки и противоречия в текстах ведических авторов, дают ссылки на статьи, приводят контраргументы. Истории женщин, пострадавших от ведической женственности, легко найти онлайн и увидеть, сколь разрушительна эта концепция не только в теории, но и на практике — и страшно представить, сколько таких историй ещё не описано.
источник